Факторы оказывающие влияние на здоровье школьников при работе на компьютере

Обновлено: 07.07.2024

Дети находят общий язык с современными технологиями гораздо быстрее, чем мы взрослые. Но и поддаются негативному влиянию компьютера больше, чем взрослые, а порой просто попадают в компьютерную зависимость.

Влияние компьютера на ребенка в утробе

Нет достоверных сведений о том, что компьютер увеличивает угрозу выкидыша, хотя многие гинекологи советуют на ранних сроках вынашивания малыша не ставить ноутбуки на колени, возле живота, чтобы не провоцировать патологии излучением от них. Врачи советуют женщинам быть острожными, меньше времени проводить сидя за компьютером и чаще делать перерывы.

Влияние компьютера на здоровье новорожденного ребенка

Специалисты советуют, чтобы кроватка или коляска новорожденного не находились рядом со стационарным компьютером. Его наличие не позволяет малышу полноценно отдыхать. ПК становится источником шума, беспокойства, ведь, по мнению медиков, регулярная смена картинок экрана отрицательно влияет на здоровье младенца. А свет от монитора способен негативно влиять на детское зрение.

В идеале детская кроватка должна располагаться в отдельной комнате. В детской нежелательно устанавливать любую технику, включая компьютер. Если ребёнок живет со своими родителями в одной комнате, то в таких случаях монитор с системным блоком следует размещать подальше от кровати вашего малыша. Экран при этом должен быть направлен в другую от кроватки сторону. И лучше не использовать технику ночью, пока дитя спит, чтобы не сбивать его внутренние часы.

Влияние компьютера на здоровье дошкольника


Дошкольникам необходимо развиваться в реальном мире, в реальных играх, в реальном общении. Здоровый образ жизни для ребенка — это и культура использования ПК. Специалисты советуют в дошкольном возрасте позволять проводить за компьютером максимум 25 минут в день. Вот лишь отдельные факты влияния компьютера на здоровье дошкольника:

В комнате, где работает компьютер, температура воздуха повышается, а его влажность снижается до 40-60 %. Увеличивается и содержание двуокиси углерода, воздух насыщается тяжёлыми ионами. Если ребенок чувствительный и часто болеет, то у него такие изменения воздуха в комнате могут проявиться першением в горле и покашливанием, аллергическими реакциями.

Длительное пребывание за компьютером — это значительное зрительное напряжение.

Гиподинамия. Малышу для здорового физического развития движение крайне необходимо. А статическая поза за экраном ПК утомляет ребенка и приводит к болям в спине, пояснице и в результате к неправильному формированию растущего позвоночника.

Нагрузка на нервную систему малыша особенно проявляется при общении с компьютером в возрасте 2-3 года. Ведь действия на мониторе требуют сосредоточенности, концентрации внимания, даже если это мультфильмы.

Не все игры и мультфильмы для детей гуманны. Следите за тем, чтобы в них не было жестокости, крови, нецензурной лексики.

Влияние компьютера на здоровье школьника


В этом возрасте дружба ребенка с компьютером уже может давать первые тревожные сигналы. Если дите долгое время находится в сидячем положении, то между сидением стула и телом формируется своеобразный тепловой компресс. Он приводит к застою крови в органах малого таза.

Кроме этого, в младшем школьном возрасте ребенок уже начинает использовать компьютер для поиска учебной информации, что напрягает его зрение. Затем уже после выполнения уроков он, опять же, садиться за монитор для игр и развлечений, в большинстве случаев, не соблюдая тот лимит времени, который рекомендуется медиками для проведения за ПК в день. Замена прогулки компьютером со временем обязательно приведет к ожирению. Поэтому с раннего детства родители должны приучать дитя к дозированному использованию компьютера, к перерывам в работе, к проведению специальной зарядки в сидячем положении и контролированию позы.

Влияние компьютера на здоровье подростка

Эксперты ВОЗ говорят о том, что чаще у подростков при работе за компьютером страдают глаза. Работа за ним в течение всего часа-двух вызывает у 73% подростков зрительное утомление. При этом обычное занятие вызывает усталость лишь у 50% подростков. Увлекаясь компьютером и при этом испытывая эмоциональный подъем, подростки не контролируют наступившее утомление, продолжают общение с ПК. В результате этого у подростков формируются такие негативные явления:

  • Нарушение осанки
  • Нарушение зрения
  • Хроническая утомляемость
  • Общая усталость
  • Отек и онемение правой руки от компьютерной «мыши».

Именно в переходном возрасте психиатры и психологи уже констатируют проявление стойкой зависимости ребенка от компьютера. О зависимости свидетельствуют такие факторы:

  • Частое желание выходить в Интернет
  • Систематическая проверка почты и личных аккаунтов
  • Постоянное проведение свободного времени в чатах
  • Нездоровое увлечение компьютерными играми.

Если родители замечают у ребенка потерю интереса к естественному общению, раздражительность, безразличие к собственному внешнему виду, то стоит бить тревогу и принимать меры.

Влияние компьютера на физическое состояние ребенка

Чаще всего негативное влияние ПК на ребенка проявляется в ухудшении зрения, формировании неправильной осанки и сколиоза, ожирении и перегрузке суставов кистей рук. Нервные окончания на подушечках пальцев имеют свойство разбиваться от частых и сильных ударов по клавиатуре. Это проявляется онемением, тем, что принято называть «мурашками по коже». Если на такие симптомы у ребенка не обращать внимания, то далее это может перейти в повреждение суставного аппарата кисти. И в этой проблеме у ребенка большую роль играет генетическая предрасположенность к болезням суставов. То же самое касается и развития проблем со зрением у детей. Чтобы избежать негативного влияния ПК на физическое состояние вашего сына или дочки, с раннего детства контролируйте время пребывания за ним.

Влияние компьютера на зрение ребенка

Глаза ребенка фиксируют самые мелкие вибрации текста, а уж тем более мерцание экрана. Их перегрузка — это потеря остроты зрения в скором времени. Наша зрительная система, а тем более не полностью сформированная система зрения у ребенка, очень плохо приспособлена к рассматриваниям изображения на мониторах. Ведь такие изображения на экране существенно отличаются от тех, которые находятся, например, на бумаге. Экранные изображения формируются не из непрерывных линий, а из точек, светящихся и к тому же мерцающих. Вот почему длительная работа на компьютере — это перегрузка глаз ребенка. И если монитор невысокого качества, то последствия негативного влияния на глаза ребенка не заставят себя ждать. Глаза будут слезиться в сочетании с головной болью, утомлением, раздвоением изображения. Офтальмологи называю эту проблему "компьютерный зрительный синдром". Также при длительной работе за компьютером у подростка может иногда проявляться чувство рези и жжения в глазах. Это так называемый синдром сухого глаза, который со временем может перейти в хроническую форму.

Влияние компьютера на психику ребенка

Очень часто в наше время родители жалуются на то, что дети почти не выходят из дому и большинство свободного времени проводят за компьютером. О психологической зависимости подростков от компьютера свидетельствуют увеличение времени, проводимого за компьютером, и отстранение от друзей; вранье родителям и проблемы с учебой; раздражительность вне нахождения за монитором и увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Дети становятся заложниками компьютера и, по сути, живут в его мире. У них повышается агрессивность, склонность к насилию, ухудшается способность фантазировать, снижается память. Такие дети становятся безответственными. Скорее всего, момент коррекции зависимости и негативного влияния на психику ребенка упущен. Если ребенок стал интернетзависимым, то без помощи психолога, одними лишь строгими наказаниями и запретами, вы не измените ситуацию. Компьютер может не стать заклятым врагом, если с самого начала общения с ним ребенка родители будут контролировать этот процесс, интересоваться действиями дочки или сына в сети.

Негативное влияние компьютерных игр на детей


Учеными доказано: компьютерные игры приводят к хроническим стрессам с негативными последствиями для организма ребенка.

Существует немало познавательных и развивающих игр. Но существуют игры, которые классифицируются на «леталки» и «боевики», «стрелялки» и «гонки». Они негативно влияют на психику. Ребенок в них чувствует себя супергероем, и у него появляется желание играть чаще. В подобных играх именно количество «убитых» является показателем уровня достижений. Это быстро сказывается на сознании ребенка, формируя культ насилия, негатива, жестокости.

Сегодня очень важно создать взрослыми правильный барьер между миром виртуальным и реальным, не допустить негативного влияния последнего на подрастающее поколение.

Copyright (c) ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская центральная районная больница», 2013-2021

В современном обществе существует много негативных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков. Одним из самых актуальных является пользование персональным компьютером. В настоящее время ПЭВМ есть практически в каждой семье.

Технический прогресс движется вперед и сейчас совсем маленькие дети уже умеют пользоваться компьютером. Несомненно, умение пользование ПК в современном мире необходимо. В школах от детей требуется писать доклады и рефераты на компьютере, искать информацию в интернете. Однако, пользование им оказывает большое воздействие на организм, особенно растущего, когда он еще формируется, в т.ч. негативно влияет на зрение и нервную систему ребенка, его осанку.

Влияние компьютера на зрение ребенка.

При работе за монитором глаза очень сильно устают. Монитор обладает большой яркостью и, к тому же, мерцает. От ребенка требуется концентрация взгляда на одной точке долгое время. Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что они не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения. Хроническая усталость глазных мышц приводит к ухудшению зрения, покраснению глаз, а в дальнейшем - к близорукости и другим глазным проблемам. Во избежание этих проблем необходимо ограничить время непрерывного пребывания за монитором двадцатью минутами. После этого обязательно необходим перерыв. Для укрепления мышц глаз необходимо проводить специальную гимнастику.

Упражнения для внутренних мышц глаз

  1. Прикрепите на окно круглую метку диаметром около 4 мм. Она должна находиться на уровне глаз на расстоянии 30-35 см. Найдите любой удаленный предмет за окном и переводите взгляд поочередно то на него, то на метку. Выполняйте это упражнение дважды в день. Первые двое суток уделяйте ему по 3 минуты, затем увеличьте это время вдвое. В пятый и последующие дни уделяйте подобному упражнению 10 минут.
  2. Положите на воображаемую центральную линию лица большой палец правой руки. Он должен располагаться на расстоянии 20–30 см от глаз. В течение 3–5 секунд смотрите на него. Прикройте ладонью второй руки левый глаз. Затем уберите ладонь. Посмотрите на кончик пальца обоими глазами в течение 3–5 секунд. Выполните это же упражнение, поменяв руки.

Упражнения для укрепления основных мышц глаз

Следующие упражнения для укрепления мышц глаз необходимо выполнять в стоячем положении. Сначала следует расслабиться. Во время упражнений смотрите вперед в одном направлении.

  1. Не двигая головой и телом, посмотрите сначала на потолок, а потом – на пол. Выполняйте упражнение медленно, позволяя мышцам глаз проделать это максимально точно и эффективно.
  2. Зафиксируйте голову и тело в одном положении и не двигайте ими. Перемещайте глаза справа налево и обратно, максимально отводя их в каждую сторону. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Переведите глаза по диагонали с правого верхнего угла комнаты до левого нижнего. Повторите упражнение 10 раз. Затем поменяйте направления движения глаз. Снова выполните действия 10 раз.
  4. Представьте, что перед Вами находится большой круг. Проведите глазами по его краю. При этом взгляд должен перемещаться в правую сторону. Сделайте то же самое, но поворачивая глаза влево. Повторите упражнение по 10 раз для каждого направления. Голова при этом должна оставаться неподвижной.

Влияние компьютера на нервную систему ребенка.

Практически все компьютерные игры для детей сильно влияют на психику - искажают восприятие действительности. Кроме этого на просторах интернета детей подстерегают и другие проблемы. Погружаясь в виртуальную реальность социальных сетей дети перестают нормально общаться со сверстниками, ищут себе виртуальных друзей, обмениваются фотографиями, часто даже не своими. Настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Ребенок становится замкнутым.

Как правильно организовать рабочее место при работе с компьютером:

Следует не забывать про правильно организованное рабочее место пользователя ПЭВМ, которое должно обеспечивать ребенку возможность удобного выполнения работы в положении сидя и не создавать перегрузки костно-мышечной системы. Основными элементами рабочего места являются: рабочий стол, стул, дисплей, клавиатура. Конструкция рабочего стола должна соответствовать возрасту и росту ребенка и обеспечивать возможность размещения на рабочей поверхности необходимые учебные пособия и оборудования. Стол следует выбирать без острых углов и краев. Рабочий стул обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы, позволять изменять ее с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип кресла следует также выбирать с учетом роста ребенка. Желательно, что бы рабочее место ребенка было оборудовано подставкой для ног, которая должна регулироваться по высоте и углу наклона опорной поверхности. Следует не забывать, что помещения для эксплуатации компьютера должны быть оборудованы естественным и искусственным освещением. Кроме того, на ребенка воздействует обширный комплекс физических факторов, влияющих на организм: нарушенный ионный режим, параметры микроклимата, электромагнитные излучения широкого спектра действия частот. Поэтому в этих помещениях следует проводить ежедневно влажную уборку и систематическое проветривание.

Портнова Татьяна Евгеньевна

В работе рассмотрена очень актуальная для современного информационного века проблема компьютерной безопасности.

ü Обзор основных вредных факторов при работе за компьютером

ü Пути решения проблемы компьютерной безопасности

ü Памятки и рекомендации для учащихся по работе с компьютером

ü Статистические данные, отражающие ситуацию компьютерной зависимости и уровня безопасности на школьном уровне

ВложениеРазмер
rabota.docx 94.14 КБ

Предварительный просмотр:

Научно – исследовательская работа

«КОМПЬЮТЕР И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА».

Пожарский Денис Олегович,

ученик 9В класса,

МБОУ СОШ №5, п. Айхал.

Портнова Татьяна Евгеньевна,

2. Основные вредные факторы при работе за компьютером 4-6

3. Решение проблемы компьютерной безопасности 7-8

  1. Результаты исследования 9
  2. Заключение 10
  3. Список используемой литературы. 11
  4. Приложения

Единственный способ сохранить здоровье – это есть то чего не хочешь,

пить то, чего не любишь,

и делать то, чего не нравится.

Компьютеры прочно заняли своё место и в доме, и в офисе. Они сделались настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности. В настоящее время в литературе имеются противоречивые мнения о том, оказывает ли вредное влияние на организм работа на компьютере, или эти влияния сводятся к минимуму. С другой стороны, компьютеры с каждым годом получают всё большее распространение, становясь непременным атрибутом рабочей сферы и большинства семей. Поэтому изучение компьютерного воздействия на организм человека, на его физиологические показатели представляется нам актуальным.

Цель исследования : выяснить какое влияние оказывает компьютер на здоровье школьников.

1. Изучить заболевания, возникающие при нарушении норм работы на ПК (изучение литературы)

  1. Провести социологический опрос;
  2. Сделать вывод о роли влияния компьютера на здоровье школьников;
  3. Разработать рекомендации для учащихся и для родителей, дети которых увлечены этим опасным чудом техники , с целью сохранения их здоровья

Методика исследований: анализ литературных источников, беседа с медицинским работ -

ником школы, разработка анкеты, социологический опрос, анализ результатов иссле-

дования, разработка памятки для пользователя ПК

Ожидаемый результат: приведенные ниже материалы помогут учащимся организовать

работу на компьютере так, чтобы он стал хорошим другом и помощником, а не ис-

точником заболеваний, связанных с неправильным его использованием

Почему я выбрала эту тему? Я считаю, что здоровье это самое главное богатство. Сегодня компьютеризацию принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных – здоровье.

2. Основные вредные факторы при работе за компьютером

2.1. Перегрузка суставов кистей

Чувствовали ли вы после нескольких часов работы на компьютере покалывание, онемение, а то и дрожь в пальцах рук или боль в запястьях, особенно правой руки, которой вы не отпуская держали мышку? Все это - симптомы так называемого туннельного синдрома запястья. Медицинское его название - "карпальный туннельный синдром" (КТС); часто также используют название "синдром запястного канала" (СЗК).

Каковы причины возникновения туннельного синдром запястья? Свой вклад вносят генетическая предрасположенность и заболевания суставов, нарушения обмена веществ и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная причина - длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. КТС поражает людей различных профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств - вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к КТС. Сто-двести лет назад карпальный туннельный синдром был профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги. А в наше время от него сильно страдают пользователи ПК, которые по многу часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.

Основная задача при лечении туннельного синдрома - добиться декомпрессии (уменьшения давления) содержимого анатомического канала, в котором произошло сдавливание нерва. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство - рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного нерва.

Но лучше, конечно, до этого не доводить. Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы , каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.

  1. Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени

Еще одним фактором риска при работе за ПК является малоподвижность. Статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут привести к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК, которые сопровождаются многочисленными симптомами.

Боли или чувство дискомфорта в спине, боли в голове, конечностях или нарушение работы внутренних органов могут быть признаками остеохондроза , который может привести к грыже диска, способной повредить как спинной мозг, так и исходящие от него нервные отростки. Последствия таких повреждений могут быть самыми разными: от болей в спине, конечностях и внутренних органах, до паралича конечностей и смерти. При шейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, «летающие мушки» и радужные круги.

Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но, тем не менее, оно присутствует повсюду. Хотя вредное влияние обычных уровней электромагнитного излучения на здоровье детей и взрослых никем пока не доказано, многих волнует эта проблема. Подобные опасения чаще всего связаны с неправильным пониманием самого термина излучение. У многих из нас этот термин ассоциируется с рентгеновскими лучами (или так называемым ионизирующим излучением), т.е. высокочастотной формой радиации, которая, как доказано, увеличивает шанс заболевания раком людей и животных.

В действительности же, каждый, кто знаком с принципом действия монитора компьютера (называемого также видеотерминалом или дисплеем), согласится с тем, что здесь нет смысла говорить о рентгеновском излучении. Незначительное количество ионизирующего излучения, создаваемого катодно-лучевой трубкой внутри монитора, эффективно экранируется стеклом трубки.

Что касается влияния на человеческий организм электромагнитного излучения более низких частот - излучения очень низкой частоты и сверхнизкой частоты, создаваемого компьютерами и другими бытовыми электроприборами, то здесь ученые и защитники прав потребителей пока не пришли к единому мнению. Исследования в этой области, проверенные в последние годы, только усилили беспокойство и поставили новые вопросы, остающиеся без ответа.

2.4. Психическая нагрузка

Следующий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку. В результате стрессы, случались и инфаркты. Что такое стресс ? В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Психологи применяют еще термин дистресс (distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда), которым обозначают, говоря простым языком, сильный стресс неприятной направленности. Не вдаваясь в научно-терминологические тонкости, будем понимать под стрессом сильные эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, вызванные какими-то событиями вашей жизни.

2.5 Как влияет монитор ПК на зрение

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением. Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно: - самосветящееся, а не отраженное; - имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения; - не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей; - мерцающее (мелькающее), т.е. точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации; - не имеет четких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст. Невозможность правильно и рационально организовать рабочее место оператора (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию. Кроме того, статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут приводить к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК, которые сопровождаются многочисленными симптомами. При шейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, "летающие мушки" и радужные круги.

3. Решение проблемы компьютерной безопасности

3.1 Необходимо строго дозировать время компьютерных занятий!

Непрерывное занятие за компьютером должно продолжаться не более:

– 10 минут – для учащихся 1 класса;

– 15 минут – для учащихся 2-5 классов;

– 20 минут – для учащихся 6-7 классов;

– 30 минут – для учащихся 10-11 классов.

Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня должна быть не более:

– 1 час 30 минут – для детей 11-13 лет

– 2 часа 15 минут – для детей 14-16 лет.

3.2 Необходимо правильно сидеть за компьютером!

Ровно держать спину. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см.

Работают только пальцы. Руки свободно опущены на подлокотники кресла. Локти и запястья расслаблены.

Не задирать голову. Упираться взором перпендикулярно в центр экрана.

Бедра находятся под прямым углом к туловищу.

Колени - под прямым углом к бедрам. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, нужно сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. (см. прил.7)

3.3 Ваши глаза - это мышцы, которые могут устать!

Освещение при работе с компьютером должно быть не слишком ярким, но и не отсутствовать совсем, идеальный вариант - приглушенный рассеянный свет.

Располагайте монитор и клавиатуру на рабочем столе прямо, ни в коем случае не наискосок.

Экран монитора должен быть удален от глаз минимум на 60-70 сантиметров. Если на таком расстоянии вы плохо видите изображение, задайте масштаб изображения 120 - 150%.

Шрифт на экране должен быть темным, а фон светлым. Зеленые и оранжевые цвета плывут и редко дают отчетливое изображение.

Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика!

Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы на компьютере и после ее окончания.

Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, вы поднимаете глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следите за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза!

3.4 Включенный монитор образует электромагнитное поле.

Проверить его интенсивность несложно: проведите тыльной стороной ладони на расстоянии нескольких миллиметров от включенного монитора. Если вы отчетливо услышите характерные потрескивания, значит, электромагнитное поле действительно присутствует.

Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас. Согласно испытаниям, пользователи, сидевшие, по крайней мере, в 70 см от экрана, получили минимальную дозу электромагнитного излучения.

В связи с тем, что электромагнитное излучение от стенок монитора намного больше, постарайтесь поставить монитор в угол, так что бы излучение поглощалось стенами.

3.5 Профилактика нервных расстройств.

Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице. Главное, чего вы должны добиться, это того, чтобы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.

3.6 Берегите суставы ваших рук

Для профилактики и лечения запястья необходимо как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой набор упражнений для рук.

При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)

При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.

Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, специальной формы клавиатура или компьютерный стол с такими выпуклостями).

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Артюнина Галина Петровна, Ливинская Ольга Анатольевна

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Артюнина Галина Петровна, Ливинская Ольга Анатольевна

Влияние антропометрии и биомеханики обучающихся на формирование основных параметров места, оборудованного ПЭВМ Неблагоприятные факторы риска нарушений здоровья и его состояние среди детского населения Псковской области Влияние компьютерных средств обучения на психофункциональные показатели и состояние здоровья школьников i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Impact of computer upon the schoolchild health

The article examines components of the computing problem, peculiarities of the impact of a computer upon human. The main indispositions connected with computer work are indicated, causes of illnesses, indispositions, allergic reactions, as well as its effects are determined. At the basis of theoretical facts the research was conducted, which reveal how the number of illnesses and indispositions is increasing depending on work experience with computer, age of the operator and duration of work.

Текст научной работы на тему «Влияние компьютера на здоровье школьника»

Г. П. Артюнина, О. А. Ливинская

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

The article examines components of the computingproblem, peculiarities of the impact of a computer upon human. The main indispositions connected with computer work are indicated, causes of illnesses, indispositions, allergic reactions, as well as its effects are determined. At the basis of theoretical facts the research was conducted, which reveal how the number of illnesses and indispositions is increasing depending on work experience with computer, age of the operator and duration of work.

Ключевые слова: интернет-связь, астенопия, запястный синдром, тенденит, стенокардия, остеохондроз, травма повторяющихся нагрузок.

Key words: Internet connection, asthenopia, carpal syndrome, tendinitis, stenocardia, osteochondrosis, injury of iterative load.

Вторая половина ХХ в. - время глобальной компьютеризации человеческого общества. За свое, относительно не долгое, существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека: на работе, в учебе, и, конечно же, стал одним из самых любимых развлечений для детей. С появлением Интернета компьютер стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его негативном влиянии на здоровье в случае нарушения санитарных правил работы [4].

При таком тесном взаимодействии компьютера и человека необходимо учитывать особенности этого взаимодействия, специфику воздействия компьютера на человека, условия окружающей среды (шум, изменение температуры и влажности воздуха), статическое напряжение отдельных групп мышц, нагрузка на зрение, воздействие электромагнитного поля. Работа с ПК доставляет немалое удовольствие, особенно тем, кто только начинает её осваивать, и тем, кто уже освоил ПК настолько, что не в силах оторваться от клавиатуры и дисплея. Однако интенсивная работа с ПК может доставить и немало неприятностей. Связаны они с незнанием мер безопасности или пренебрежением ими.

В связи с таким положением в обществе, государственные органы и профсоюзы многих стран и стали разрабатывать различные нормы, сертификаты и правила, что бы хоть как-то сократить пагубное влияние компьютера на человека [1].

По данным Национальной академии наук США, а также по результатам многих исследований, проведённых учёными Австралии, Германии и ряда международных центров, выявлена определённая связь между работой

на компьютерах и различными недомоганиями. К ним относят астенопию (быстрая утомляемость глаз), боли в спине и шее, запястный синдром (болезненное поражение срединного нерва запястья), тендениты (воспалительные процессы в тканях сухожилий), стенокардию, сыпь на коже лица, хронические головные боли, головокружение, повышенную возбудимость и депрессивные состояния, снижение концентрации внимания, нарушение сна и немало других. Многие из них не только ведут к снижению трудоспособности, но и подрывают здоровье людей [6].

Функциональные нарушения, связанные со скелетом человека, обусловлены длительными статическими нагрузками, вызванными плохой организацией рабочего места пользователя. Наиболее частыми являются: неудобная или неподходящая по размерам мебель, неудобное взаимное расположение компонентов системы ПК или отсутствие достаточного места для свободных движений и смены позы.

Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника. Искрив-

ления позвоночника (сколиоз, лордоз, кифоз). Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время работы за столом, так и при ходьбе [2].

К факторам риска, которые чаще всего связаны с работой на компьютере, относятся: неправильное положение тела по отношению к экрану; неправильное освещение, вызывающее блики и отражения; недостаточно частое моргание; пользование очками или контактными линзами, не соответствующими позе и расстоянию от глаз до экрана; незначительные дефекты зрения, на которые в обычных ситуациях не обращают внимания, и о которых человек часто даже не подозревает, пока не начал работать с компьютером.

В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в ко-

торой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера.

Под влиянием излучения, идущего от монитора, зернистости изображения и выпуклости экрана монитора у компьютерщиков наблюдается необратимые изменения в роговице глаза. В результате этих изменений изображение начинает фокусироваться оптической системой глаза не в круглую точку, а в овал. Зрительно больной наблюдает изменение формы объектов, нерезкие края, удвоение мелких изображений. Это заболевание не излечимо, поскольку все проводимые в настоящее время операции корректируют несовершенство оптической системы глаза воздействием на роговицу, в то время как это заболевание поражает именно роговицу. В этом случае она не сможет перенести операцию. В конце концов, это заболевание приводит к слепоте - у больного полностью нарушается процесс фокусирования изображения, и он видит предметы как через запотевшее стекло [5]. Исследования показали, что 75% операторов страдают одним или несколькими необратимыми нарушениями зрения или заболеваниями глаз.

Основные проблемы, связанные с охраной здоровья людей, использующих в своей работе автоматизированные информационные системы на основе ПК, возникают из-за дисплеев (мониторов), особенно с электронно-лучевыми трубками. Они являются источ-

никами наиболее вредных излучений, неблагоприятно влияющих на здоровье операторов.

Специальные измерения показали, что мониторы действительно излучают магнитные волны, по интенсивности, не уступающие уровням магнитных полей, способных обусловливать возникновение опухолей у людей. Еще более серьёзные результаты были получены при обследовании беременных женщин. У тех из них, которые проводили за дисплеем компьютеров не менее 20 часов в неделю, вероятность преждевременного прерывания беременности (выкидыша) была на 80% выше, чем для выполняющих аналогичные работы без применения компьютера. Ещё один столь же неутешительный результат был получен при исследованиях, связанных с изучением глазных заболеваний. Служащие, работающие за дисплеем компьютера по 7 и более часов в день, страдают воспалением глаз на 70% чаще, тем те, кто проводит за дисплеем меньше время. Технические характеристики дисплеев (разрешающая способность, яркость, контрастность, частота обновления или мелькания) в том случае, если на них не обращают внимания при выборе устройства или неправильно устанавливают, могут крайне отрицательно сказаться на зрении [1; 3; 6].

Для получения данных о влиянии работы на ПК на здоровье псковских детей, был проведен опрос учеников средних и старших классов школы .№3 (ученики 5-11 классы), расположенной по адресу ул. Алёхина, д. 20. В данной школе в 2007 г. обучалось 504 ученика, а исследовании приняли участие 124 человека, 30 из них не имели ПК (24,19%) и не умели на нем работать. Из числа опрошенных - 67 человек из старших классов (54,04%) и 57 человек - из средних (45,96%). Школьникам предлагалось заполнить анкету, где они отвечали на ряд вопросов, при помощи которых изучалось воздействие компьютера на здоровье. Выяснялся стаж работы за компьютером и продолжительность работы за ним среди тех, кто пользуется ПК. Особое внимание уделялось ответам на вопросы, касающиеся болевых ощущений при работе или после работы на ПК (боли в области шеи и надплечий, грудном отделе позвоночника, поясничном отделе позвоночника, в области кисти, в локтевом суставе, головные боли, головокружения, нарушение сна и зре-

ния). Все полученные данные исследования были обработаны методом непараметрической статистики.

Одно из наиболее важных положений при определении быстроты проявления симптомов является выявление стажа пользования компьютером (рис. 1).

Проведенные исследования показали, что среди средних школьников выше показатель

Для тех школьников, кто имеет компьютер, очень важно, чтобы экран компьютера был защищен от прямых солнечных лучей и лучей искусственного освещения, имеются ли у пользователя компьютерные кресла и зафиксирован ли у него положение локтя на столе при работе на компьютере. Нарушение столь простых вещей может привести к серьезным последствиям (рис. 2.). Чуть более половины старших школьников имеют компьютерные кресла (54,54%), но также чуть более половины средних школьников компьютерные кресла не имеют (53,84%). Но у всех школьников высок процент защищённости компьютера от прямых солнечных лучей и лучей искусственного освещения (74,35% у средних школьников и 74,54% у старших школьников). Однако следят за положением локтя больше старшие школьники (69,09% против 51,28% у средних школьников). Это свидетельствует о том, что старшие школьники уделяют больше внимания безопасности работы на компьютере.

пользования компьютером свыше 3 лет (46,15%) по сравнению со старшими школьниками (41,81%). Зато показатель пользования компьютером на протяжении 2-3 лет очень высок у старших школьников (51,28%), а у средних школьников данный показатель равен 26,2%. Это свидетельствует о том, что компьютером начинают пользоваться уже младшем возрасте (по некоторым данным - с 4 лет).

В настоящее время компьютер является необходимой частью современных офисных помещений, школ, ВУЗов, дошкольных учреждений и дома. При таком тесном взаимодействии компьютера и человека необходимо учитывать особенности этого взаимодействия, специфику воздействия компьютера на человека, условия окружающей среды (шум, изменение температуры и влажности воздуха), неизменное положение тела, напряжение глаз, воздействие радиации. В связи с таким широким спектром воздействия компьютера на человека, возникают различные заболевания. Данные о признаках некоторых заболеваний, возможно обусловленных работой на ПК, мы отобразили на графиках. Из данных, изображенных на рис. 3, можно сделать выводы о том, что:

- почти все признаки заболеваний чаще наблюдались у средних школьников;

- особенно часто дети отмечали головные боли, боли в поясничном отделе позвоночника, боли в области шеи и надплечий, боли

□ Уч-ся средних классов

□ Уч-ся старших классов

Рис. 1. Продолжительность пользования компьютером (в годах)

Рис. 2. Сведения об организации рабочего места у ПК (в %)

в грудном отделе позвоночника, в области ки- - почти половина детей, работающих на

сти, в локтевом суставе, нарушение сна и го- ПК, независимо от возрастной группы, отме-

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Десять лет назад только половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас учащиеся начальной школы уже имеют некоторые пользовательские навыки. показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр. Сидя за компьютером, дети забывают о времени, перестают замечать дискомфорт или усталость.

Это и не удивительно, ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Конечно, на этот вопрос нельзя дать односложный ответ, и поэтому в своей работе я хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером.

Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна, достоинства ИКТ в обучении не вызывают сомнений. Не только в школе, но и дома ученики используют компьютеры для разных целей. Но опрос показал, что многие из детей не задумываются при этом о сохранении своего здоровья. Чтобы компьютер не оказался врагом, а превратился в очень полезный инструмент, весьма облегчающий жизнь, нужно разумно подойти к вопросам организации рабочего места, правильного подбора рода занятий, распределения времени, использования несложных упражнений для снятия утомления и напряжения.

Основные вредные факторы
при работе за компьютером

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

ü нагрузка на зрение,

ü стеснённая поза,

ü заболевания суставов кистей рук,

ü затрудненное дыхание,

ü развитие остеохондроза,

ü наличие излучения от монитора,

ü психическая нагрузка и стресс при потере информации,

ü компьютерная зависимость.

Нагрузка на зрение . По этой причине через непродолжительное время у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения (это зависит от качества монитора, содержания изображения и времени работы за монитором). При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.

o Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

o Нельзя работать за компьютером в темноте.

o Ребёнок школьного возраста может проводить за компьютером непрерывно не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз (оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся: начальной школы должна быть не более 15 минут; основной школы – 20 минут, старшей школы – 25-30 минут). Если есть проблемы со зрением, то садиться за монитор можно только в очках.

Стеснённая поза. Сидя за компьютером, нужно смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на органах управления (клавиатура, мышь, джойстик). Это вынуждает тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы при длительной работе за компьютером возникают следующие нарушения:

Заболевания суставов кистей рук (при работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания).

Затрудненное дыхание (вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке).

Остеохондроз (при длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника).

Излучение. То, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. Но потенциал между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним человека разгоняет пылинки до огромных скоростей. Необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки.

Психическая нагрузка и стресс при потере информации. Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает", в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна. Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер – всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

Компьютерная зависимость.

Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость (различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр). Психика ребёнка ещё недостаточно устойчива, некоторые компьютерные игры и информация из Интернета могут привести к изменениям мировоззрения, пересмотру моральных норм и т.п. В более серьёзных случаях могут возникнуть психические расстройства. Нужно обеспечить ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Реальная жизнь должна быть яркой, насыщенной, интересной.

Здоровьесберегающие технологии
при работе за компьютером в школе

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Что должен сделать учитель информатики для обеспечения в школе безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

1. Создать в кабинете соответствующие условия для работы:

- удобная мебель и её правильная расстановка (желательно иметь специальные компьютерные столы и стулья с регулируемой высотой, разместить компьютеры вдоль стен так, чтобы естественный свет падал на монитор слева и спереди),

- воздушно-тепловой режим (следует поддерживать оптимальную температуру 19- 21 0 С и относительную влажность 50-60%, использовать кондиционер и естественную вентиляцию при проветривании кабинета),
- освещённость (можно комбинировать естественное и искусственное освещение, следует использовать жалюзи на окнах),

- контроль над уровнем шума (он не должен превышать допустимых значений, следует ограничить количество копировальных устройств, сканеров и принтеров),

- чистота кабинета (проводить ежедневную влажную уборку),

- эстетика кабинета (использовать краску, не дающую бликов, подбирать спокойные светлые цвета для окраски мебели, стен, пола и потолка)

- грамотное оформление кабинета (должны быть в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, временные ограничения непрерывной работы за компьютером для разных возрастных категорий, комплексы упражнений для снятия напряжения).

2. Систематически проводить , упражнения для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног, а также общего назначения.

3. Тщательно контролировать выполнение санитарно- гигиенических норм пользователями в классе, проводить работу по привитию навыков правильной работы с компьютером в домашних условиях.

4. Создавать благоприятный эмоциональный климат (в одних случаях это доброе слово или народная мудрость, в других – юмор, но всегда нужно стараться понять ученика и помочь ему), у учащихся не должно быть стеснения или страха обратиться за разъяснением или помощью (эмоциональная напряжённость и скованность ведут к утомлению и усталости, чувство успеха при выполнении заданий, напротив, положительно влияет на здоровье человека).

5. Чередовать различные виды работ, т.к. смена видов деятельности (в том числе разнообразные формы работы «за компьютером» и «за теоретическим столом») является крайне необходимым условием здоровьесбережения. (Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Очень интересными, на мой взгляд, являются исследовательская и проектная деятельность, где не обойтись без использования ИКТ.)

Здоровьесберегающие технологии
при работе за компьютером дома

Учитывая эти факторы вредоносного влияния компьютера на организм человека (нагрузка на зрение, стесненная поза, излучение и воздействие на психику), родители могут помочь организовать ребенку дома наиболее безопасную среду при взаимодействии с компьютером или это сделать могут сами дети (при достаточной самоорганизации).

Для снятия нагрузки на зрение:

§ Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола, солнечный свет не должен попадать на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.

§ Следить за чистотой экрана и настройками монитора (яркость, контрастность и т.д.).

§ Подобрать стол и стул, которые позволяют соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-70см).

§ Необходимо каждые 10-20 минут делать перерывы – давать отдохнуть глазам (возможно ребенку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере).

При длительном сидении с опущенными плечами может возникнуть стойкое изменение костно-мышечной системы. Чтобы избежать стесненной позы, необходимо ребенку:

§ в процессе работы на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки,

§ работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу,

§ сидеть на специальном крутящемся стуле с регулируемой высотой (высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, кроме того, детям нравится кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном и заставляет их двигаться – менять положение тела),

§ регулярно прерывать «общение» с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.

Мониторы на жидких кристаллах не дают излучения. Мониторы на электро-лучевой трубке могут являться источником излучения. Потенциал, имеющийся на кинескопе, не страшен, но электростатические поля, возникающие между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняют севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они “впиваются” в кожу пользователя. Поэтому:

§ в комнате, где стоит компьютер, нужно чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.

§ закончив работу за компьютером, желательно умыться холодной водой.

Занятия на компьютере требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Игры требуют огромного напряжения. Негативную картину дополняет появление психологической зависимости, которая выражается в следующих патологических симптомах: у ребенка развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, теряется способность переключаться на другие развлечения, обнаруживается бедность эмоциональной сферы. Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного “виртуального” мира. В связи с этим:

§ чтобы снизить нагрузку на психику, следует подбирать более спокойные игры (оптимальный вариант - развивающие, расширяющие кругозор игры).

§ заострить внимание на возможностях компьютера (компьютер не только для игр и развлечений, использование текстовых и графических редакторов, электронных таблиц и других подобных программ приносит много пользы),

§ нужно постараться максимально оберегать психику ребенка от воздействия жестоких сцен в играх (если ребенок все же очень увлечен именно «стрелялками», нужно стараться отвлечь от таких игр, найдя другое интересное занятия, или хотя бы договорится о сокращении времени, проводимого за этими играми),

§ в реальной действительности ребёнок должен быть востребован, он должен чувствовать свою значимость, ощущать любовь близких людей (если ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит, ему чего-то не хватает в окружающей действительности). В жизни должно быть больше «живого» искреннего общения, нужно общаться, обращать внимание на то, чем он занимается и что его волнует.

Если родители не всегда имеют возможность лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком, можно установить программу для ограничения времени работы на компьютере детей и подростков, которая позволяет создавать расписание работы ребенка за компьютером и автоматически контролировать его соблюдение, запрещать запуск нежелательных игр и программ, блокировать доступ к нежелательным сайтам в Интернете.

Родители по теме «Компьютер и здоровье детей» могут найти много интересной информации. Предлагаю несколько статей:

Заключение

Читайте также: