Федоров а ф проблемы игровой компьютерной интернет зависимости у подростков

Обновлено: 07.07.2024

По данным опросов большинство подростков в среднем проводят в интернете 3-4 часа в сутки: они смотрят фильмы и видеоролики в режиме онлайн, общаются со сверстниками, «блуждают» по различным сайтам и играют в онлайн игры[1].

Привязанность современных подростков к виртуальному общению иллюстрирует эксперимент, проведенный в г. Санкт – Петербурге. Из 70 подростков, получивших задание попробовать прожить определенное время без компьютера и мобильного телефона, только 3 (!) человека смогли продержаться 8 часов без каких либо средств коммуникации. Остальные прервали этот опыт, потому что у них возникли беспокойство, страх, жар, головокружение и другие неприятные ощущения. Все симптомы прошли, как только у них появилась возможность взять в руки мобильный телефон или включить компьютер[2].

Ученые утверждают, что общение в интернете наиболее популярно в возрасте от 15 до 25 лет[3]. Популярность интернета среди подростков и молодых людей может объяснить тем, что в подростковом возрасте огромное значение приобретает общение со сверстниками. Интернет, представляющий практически неограниченные возможности для общения, становится для многих подростков основным средством коммуникации.

Особенно привлекательным виртуальное общение может стать для тех детей, у которых по тем или иным причинам, не получается установить хорошие отношения с окружающими в «живом» общении. С помощью ухода в компьютерную реальность подросток стремится отвлечься от проблем и удовлетворить потребности, которые он не может удовлетворить в реальной жизни: ощутить, что есть вещи, которые у него хорошо получаются, почувствовать, что он связан с другими людьми Особые возможности подросткам предоставляют видео – игры, в которых виртуальная реальность позволяет экспериментировать со своей идентичностью (они могут быть более раскованными, чем в реальном мире или участвовать в игре в роли лидера). Онлайн игры и социальные сети позволяет испытать иллюзорное ощущение принадлежности к группе, выстроить виртуальное подобие личных отношений. Возникает замкнутый круг: тем больше времени ребенок проводит за компьютером, чем больше появляется трудностей в реальной жизни, от которых хочется убежать в виртуальный мир.

Что такое интернет зависимость?

Психологи описывают интернет-зависимость как неспособность остановиться при использовании интернета, потерю интереса к другим способам времяпрепровождения, раздражительность и агрессивность в случае невозможности выйти в интернет. Специалист по проблемам интернет-зависимости, психолог Кимберли Янг перечисляет следующие признаки этого расстройства:

По данным отечественных психологов, симптомы интернет-зависимости наблюдаются примерно у 13% российских подростков[5]. Одним из наиболее распространенных ее видов является игровая зависимость (неконтролируемое влечение к онлайн играм). Другой вид – чрезмерное пристрастие к социальным сетям.

Зависимость от интернета отрицательно сказывается на учебе, отношениях со сверстниками и в семье. Кроме того, интернет зависимые подростки постепенно теряют навыки, необходимые для «живого» общения. Им становиться сложно понимать и прогнозировать поведение людей, понимать их эмоции.

В своей книге «Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя» К. Николаев и Ш. Абдуллаева приводят описание следующего эксперимента:

«Сотрудники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе сравнивали две группы школьников. 51 человек провели пять дней в летнем научном лагере, где было запрещено пользоваться электронными устройствами, а 54 человека из той же школы жили дома, в привычной обстановке, со всеми гаджетами.

До и после эксперимента обеим группам показали видеосюжеты и фотографии с веселыми, грустными, злобными и испуганными лицами, предложив назвать эмоции, которые переживают герои. В первых тестовых заданиях, проведенных до посещения лагеря, все участники сделали в среднем по 14 ошибок. Но после отдыха от гаджетов среди участников эксперимента этот показатель упал до 9. Исследователи пришли к выводу, что дефицит реального общения провоцирует утрату необходимых социальных навыков, потому что невозможно учиться невербальной коммникации с экрана[6]».

Подростки, преимущественно общающиеся через интернет теряют чувствительность к нюансам и оттенкам человеческих взаимоотношений. Это приводит к тому, что в общении со сверстниками они чувствуют себя еще более неуверенными и напряженными и часто стараются по возможности избегать их.

Предотвращение интернет-зависимости

Большое влияние на детей оказывает и модель поведения, которую они наблюдают в семье. Если подростки, видят, что сами родители пользуются интернетом не больше, чем это необходимо и получают удовольствие от «живого» общения, они могут (чаще всего неосознанно) ориентироваться на пример родителей при построении собственных отношений со сверстниками.

Психологи считают, что подросткам необходимо чувствовать свою принадлежность к коллективу, ощущать себя компетентным и успешным в какой-то деятельности, иметь с кем-то близкие доверительные отношения. Родители могут помочь ребенку удовлетворить эти потребности вне виртуальной реальности, если будут способствовать развитию у ребенка увлечений и хобби, помогут ему найти группу сверстников со схожими интересами (например, предложат подростку наиболее подходящий для него кружок, спортивную секцию, мастерскую, летний лагерь), поддержат его стремление к поиску новых друзей (предоставят ребенку возможность привезти друзей домой или окажут помощь при организации интересного совместного мероприятия со сверстниками).

Дети, которые находятся в хороших отношениях с родителями, чувствуют их поддержку, имеют множество интересов и друзей в реальной жизни, скорее всего, смогут противостоять соблазнам виртуальной реальности успешнее.

Предложить универсальный способ решения этой проблемы невозможно. Все зависит от особенностей ребенка, отношений в семье, того, насколько сильна зависимость от интернета и т.д. Можно описать лишь некоторые принципы, на которые родителям полезно ориентироваться при общении с подростком.

Ребенок легче примет запреты и ограничения в том случае, если будет уверен, что родители хорошо к нему относятся искренне беспокоятся о нем. Иначе запреты родителей могут восприниматься ребенком как посягательство на его самостоятельность, наталкиваться на активное сопротивление ребенка, просто из принципа «на зло»

Женщина обратилась на Телефон доверия в связи со сложностями с дочерью подростком. Девочке не нравилась школа, в которой она училась; у нее были сложные отношения с одноклассниками, среди которых она чувствовала себя «белой вороной» и учителями. Мать девочки особенно огорчалась из-за того, что все ночи ребенок проводил в интернете (возможно видя в этом «отдушину» на фоне сложностей реальной жизни). Родители, хотели чтобы ребенок получил хорошее образование, и пытались добиться от нее высокой успеваемости, но ни наказания, ни попытки ограничить проводимое за компьютером время ни к чему ни приводили. Ребенок все равно находил способы выйти в интернет вне дома или через мобильный телефон.

В ходе разговора с психологом была найден другой способ поведения, направленный на то, чтобы постепенно выстроить с девочкой более теплые, доверительные отношения и помочь улучшить ее эмоциональное состояние. Речь шла о том, чтобы попробовать открыто поговорить с дочерью о существующих трудностях, обсудить с ней возможности перехода в более подходящую для нее школу и предложить ей пригласить в гости нескольких девочек, с которыми она общалась преимущественно в социальных сетях. Позвонившая на телефон доверия женщина отметила, что хотела бы продолжить работу с психологом над улучшением отношений с дочерью уже не по телефону, а очно.

Чтобы помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости надо не только запретить подростку проводить слишком много времени за компьютером, но и помочь ему в решении психологических задач: поиске себя, формировании устойчивой самооценки, развитию отношений с окружающими в реальном мире. Это поможет подростку заменить компьютер, чем-то не менее интересным в реальной жизни.

Упомянутый выше американский психолог Кимберли Янг предложил родителям чрезмерно увлеченных компьютером детей руководствоваться следующими правилами:

  1. Ограничить время проведенное за компьютером. Родитель, а не сами дети должны решать, сколько времени они пробудут за компьютером.

Причиной для обращения на телефон доверия послужили сложности во взаимодействии с 14 летним сыном, которая, по мнению матери слишком много времени проводит в интернете (общается в социальных сетях и играет в игры). Женщина отметила, что несмотря на хорошие отношения с сыном, ее не устраивает, что сын почти все свободное время проводит интернете, часто опаздывает в школу и почти не уделяет внимание учебе (учится в основном на «тройки»). Она добавила, что долгое время пыталась поговорить с мальчиком и донести до нее свою обеспокоенность, однако несмотря на то, что на словах ребенок соглашался с доводами матери, поведение сына не менялось. В какой-то момент она с помощью технических средств ограничила возможность доступа в интернет несколькими часами, Первоначально это вызвало агрессивную реакцию, но после этого сын смирился с ограничениями. Выяснилось, что после того, как время доступа к интернету для ребенка было ограничено, произошло множество положительных изменений: мальчик не вспоминал про интернет, стал более активно заниматься уроками, вести себя спокойнее, больше читать художественной литературы, вовремя ложиться спать, перестал опаздывать в школу, даже его отношения с мамой стали более дружелюбными.

Чтобы решить проблему интернет-зависимости к каждому подростку необходимо выработать свой индивидуальный подход, который бы учитывал индивидуальные особенности ребенка, его интересы, отношения с родителями, ситуацию в семье в целом и то, насколько сильна зависимость от интернета. Часто для этого имеет смысл получить консультацию психолога, который не вовлечен в семейную ситуации и может увидеть ее со стороны, более нейтрально. Помочь лучше понять существующие трудности и составить план помощи подростку в преодолении интернет-зависимости могут консультанты Детского телефона доверия.

Круглосуточную, бесплатную и анонимную помощь по телефону можно получить на линии Детского телефона доверия 8 800 2000 122.

На линии работают профессиональные психологи, которые окажут психологическую поддержку, помогут наметить необходимые шаги для решения проблемы интернет-зависимости, а если телефонной консультации окажется недостаточно, дадут подробную информацию о том, каким образом можно получить очную квалифицированную психологическую и психиатрическую помощь.

[1] Федоров А. Ф., Власова И. А. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 785-787.

[2] Николаев К., Абдуллаева Ш. Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя. М.: изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2016. с. 13.

[3] Berdibayeva S. et al. Psychological Prevention of older Adolescents’ Interpersonal Relationships, Who are Prone to Internet Addiction //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Т. 217. – С. 984-989.

[6] Николаев К., Абдуллаева Ш. Интеллектуальный инсульт. Как в мире роботов остаться человеком и не потерять себя. М.: изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2016. с. 51 – 52..

[7] Young K. Understanding online gaming addiction and treatment issues for adolescents //The American Journal of Family Therapy. – 2009. – Т. 37. – №. 5. – С. 355-372.

В данной статье изучается проблема компьютерной игровой зависимости у детей , так как дети и, особенно, подростки наиболее подвержены различным отклонениям в поведении. Автор констатирует, что под влиянием компьютерных игр зачастую у ребёнка даже в раннем возрасте может сформировать аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребёнок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии. В этом случае ребёнок требует систематической педагогической помощи со стороны педагогов, психологов, собственных родителей. При этом сами родители нуждаются в просвещении по данным вопросам. Как показывает опыт, работу с родителями учащихся можно осуществлять как в условиях общеобразовательной школы, так и учреждений дополнительного образования школьников дворцов детского творчества, детских клубов, а так же на базе реабилитационных центров для детей, страдающих зависимостью.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев А.А.

Процесс формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях хореографии Анализ зависимости школьников от компьютерной игры Игровая зависимость несовершеннолетних как причина социальной дезадаптации Социально-педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости подростков i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COMPUTER GAME ADDICTION OF CHILDREN AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Текст научной работы на тему «Компьютерная игровая зависимость детей как педагогическая проблема»

2. Ключко О.И. Гендерные практики современного образования. Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, 14 - 15 апреля 2015 г. Москва, 2015.

3. Фокина Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Тюмень, 2002.

4. Столярчук Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2011; 8 (62): 91-94.

4. Stolyarchuk L.I. Gendernyj podhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu v vuze. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Pedagogicheskie nauki». 2011; 8 (62): 91-94.

Статья поступила в редакцию 21.09.16

Aliyev A.A., postgraduate, Department of General and Theoretical Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

Key words: computer gaming addiction in children, preventive work, work with parents.

А.А. Алиев, аспирант каф. общей и теоретической педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В данной статье изучается проблема компьютерной игровой зависимости у детей, так как дети и, особенно, подростки наиболее подвержены различным отклонениям в поведении. Автор констатирует, что под влиянием компьютерных игр зачастую у ребёнка даже в раннем возрасте может сформировать аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребёнок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии. В этом случае ребёнок требует систематической педагогической помощи со стороны педагогов, психологов, собственных родителей. При этом сами родители нуждаются в просвещении по данным вопросам. Как показывает опыт, работу с родителями учащихся можно осуществлять как в условиях общеобразовательной школы, так и учреждений дополнительного образования школьников - дворцов детского творчества, детских клубов, а так же на базе реабилитационных центров для детей, страдающих зависимостью.

Ключевые слова: компьютерная игровая зависимость у детей; профилактическая работа; работа с родителями.

В последние десятилетия в развитых странах мира, в том числе в России, учёные отмечают резкий рост количества людей с ярко выраженным аддиктивным поведением (от лат. addictus - зависимый, пристрастивший к чему-либо, полностью преданный), что представляет собой угрозу на различных уровнях - педагогическом, психологическом, социальном. На сегодняшний день компьютеры и другие гаджеты являются самыми простыми способами выработать у ребёнка зависимость [1]. Вытесняя привычные инструменты общения, компьютерные игры заменяют их другими видами. Это приводит к возникновению совершенно новых форм взаимодействия человека с внешним миром. Актуальность исследования последствий компьютерной игровой зависимости в детском возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа детей - пользователей Интернета; во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к компьютерным играм разрушающе действует на ребёнка, вызывает отрицательное воздействие на психику. Тем самым компьютерная игровая зависимость является серьёзной проблемой, затрагивающая все большее и большее количество людей.

Термин «компьютерная игровая зависимость» заимствован из лексикона врачей-психиатров, на основании того, что у многих

людей, в том числе детей и подростков, при долгом и частом использовании компьютера наблюдаются социальные и психологические проблемы, характерные для людей больных разными формами зависимости. Компьютерная игровая зависимость рассматривается как разновидность компьютерной зависимости, которая так же включает в себя следующие пристрастия: к бесцельным просматриваниям отдельных страниц и сайтов в Интернете, к электронным покупкам, к виртуальным знакомствам. При этом в тяжёлых случаях компьютерная зависимость, в том числе игровая, может привести к разрушению личности.

Как отмечают многие авторы [1; 2], компьютерная игровая зависимость - болезнь не менее серьёзная, чем другие аддик-ции: наркомания или алкоголизм. В случае возникновения компьютерной игровой зависимости действуют похожие механизмы. Попадая в зависимость от компьютерных игр и общения в виртуальном пространстве, дети теряют интерес к реальной жизни, проводя в виртуальной реальности много часов, абстрагируясь от происходящего вокруг, истощая свой организм и нарушая его функции в целом.

Под влиянием компьютерных игр зачастую у ребёнка, даже в раннем возрасте, может сформировать аддиктивное поведе-

ние, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребёнок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии.

Так как формирование навыков общения с другими людьми, а также эмоциональной сферы ребёнка формируются в большей степени при общении с родителями и сверстниками, при чтении сказок, непосредственном взаимодействии со средой, то искажение истинного представления об окружающем, неправильное и представления о виртуальном мире, как о реальном, приводит к печальным и трудно поддающимся коррекции последствиям.

Рассмотрим основные критерии компьютерной игровой зависимости, которые применимы для представителей всех возрастных групп, в том числе, к детям:

1. Постоянная поглощённость общения с друзьями по сети.

2. Сверхценное отношение к ПК-играм; нежелание отвлекаться от работы на компьютере или компьютерной игры, при вынужденном отвлечении - раздражение.

3. Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером.

4. Забрасывание домашних дел, учёбы, прогулок с друзьями и т. д.

6. Инфантилизм, как личностная незрелость.

5. Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером.

6. Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером.

Учёные выделяют несколько стадий формирования данной зависимости (табл. 1).

Причин, вызывающих компьютерную зависимость в детском возрасте, очень много. В большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением.

Неоспоримым является тот факт, что современной науке необходимо обратить пристальное внимание на данную проблему и разработать комплекс коррекционных и профилактических мероприятий. На данный момент сформулирован ряд психолого-педагогических рекомендаций для родителей:

1. Необходимо предоставить ребёнку возможность заниматься как можно большим количеством разных видов деятельности.

2. Необходимо также активно приобщать к домашним обязанностям.

3. Как можно часто общаться с ребёнком, помогать в решении возникших у него проблем.

4. Научить ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

5. Осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.

6. Говорить с ребёнком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывать устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

7. Не забывать, что родители - образец для подражания.

8. Нельзя вводить строгие запреты и ограничения.

9. Необходимо поговорить с ребёнком о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.

10. В случае, если зависимость ребёнка приобретает деструктивный характер, необходимо обратиться к специалисту -психологу, психиатру, социальному педагогу.

11. Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребёнок начнёт овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного

взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

12. Обсуждать игры вместе с ребёнком, необходимо отдавать предпочтение развивающим играм. Стараться важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения [3; 4 и др.].

При работе с родителями предусмотрены следующие формы:

• Просветительская работа (беседы, лекции для родителей).

При этом основная цель работы с семьей - возрождение семейных традиций и совместного проведения досуга с детьми.

Наиболее популярные темы просветительских работ с семьей (с родителями):

• Психологические особенности детского и подросткового возраста.

Стадии формирования игровой компьютерной зависимости

№ Стадия Её содержание

1. Стадия лёгкой увлечённости После того как ребёнок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребёнок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Ребёнок готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребёнок этого не осознает. На этой стадии игра в компьютер носит ситуационный характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребёнка новой потребности - потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая связана с потребностью бегства от реальности и принятия роли. Игра на этой стадии принимает систематический характер. Если ребёнок не может удовлетворить данную потребность, то прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

3. Стадия зависимости На этой стадии происходят серьёзные изменения в ценностно-смысловой сфере ребёнка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

• Способы конструктивного взаимодействия с детьми и подростками.

• Как предупредить компьютерную зависимость у ребёнка.

• Что надо знать родителям о вреде компьютерной игровой зависимости.

Как показывает опыт, работу с родителями учащихся можно осуществлять как в условиях общеобразовательной школы, так

и учреждений дополнительного образования школьников - дворцов детского творчества, детских клубов, а так же на базе реабилитационных центров для детей, страдающих зависимостью. Тем самым успешная профилактика и лечение игровой компьютерной зависимости детей дают эффект лишь при согласованных действиях со стороны родителей, педагогов, социальных педагогов, психологов в этой непростой ситуации, в которую попадает всё больше детей и подростков.

1. Прокурова С.В. Компьютерная и игровая зависимость и профилактическая деятельность по её преодолению. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-2.

2. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте. Диссертация . кандидата психологических наук. Москва, 2003.

3. Решетникова О. Зависимость от компьютера. Школьный психолог. 2006; 19.

4. Степанова М.Ш. Детская болезнь. Школьный психолог. 2004; 17.

Статья поступила в редакцию 10.09.16

Boikova O.A., postgraduate, Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia),

SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP OF THE SCHOOL AND THEATRE WITHIN THE CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT.

Key words: socio-cultural cooperation, theater, educational space, teens, artistic picture of the world.

О.А. Войкова, аспирант каф. социального образования, ГБУДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛЫ И ТЕАТРА В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день возможности построения социокультурного взаимодействия школы и театра на современном этапе развития образования. Выделяются и описываются характерные особенности партнёрских отношений театра и школы в России. Анализируются результаты современных театральных образовательных проектов зарубежных коллег. Обосновывается мысль о том, что сегодня появляются примеры разнообразного, вариативного, демократически со-организованного опыта партнёрских отношений между школой и различными социокультурными институтами, но отсутствует научный подход для выявления и создания условий эффективной современной модели взаимодействия театра и школы посредством совместной проектной деятельности. Это позволяет актуализировать проблему социокультурного партнёрства театра и школы и открывает новые перспективы для дальнейшего её рассмотрения в научной исследовательской работе.

Ключевые слова: социокультурное сотрудничество, театр, образовательное пространство, подросток, художественная картина мира.

Одно из важных направлений деятельности современной общеобразовательной школы - расширение образовательного пространства. В современных условиях дополнительные возможности для этого, кроме прочих, создаёт объединение усилий образовательного учреждения с другими социокультурными институтами. Привлечение их в качестве партнёров позволяет преодолеть «воспитательную изоляцию» образовательного учреждения. Школа, как социокультурный институт, согласно определению данному М. Надорфом: «должна регулировать взаимодействие людей, объединённых ради совместного исполнения ими той или иной социально значимой функции» [1]. Возможность партнёрских отношений выводит на принципиально новый уровень качества образования, поскольку даёт значительный учебно-воспитательный потенциал. Партнёрские отношения, строящиеся по гуманистическо-культурологической модели, предполагают равноправный диалог и взаимную заинтересо-

ванность при совместной деятельности, направленной на достижение общей цели. Привлечение социокультурных партнёров приводит к изменениям в деятельности самого образовательного учреждения посредством формирования новой практики организации образовательного процесса с учетом отечественного и мирового опыта, исходя из конкретных потребностей социума, родителей, самих обучающихся [2]. В результате социального партнёрства у обучающихся формируется социокультурная компетентность и опыт участия в деятельности на творческом уровне. Следствием этого является социокультурная потребность [3]. Актуальность создания модели партнёрского взаимодействия общеобразовательной школы с другими социокультурными институтами обоснована запросом общества. Педагогическое сообщество ведет интенсивные поиски для инновационных решений этой задачи. Некоторые исследователи отмечают, что иногда потенциал необразовательных социокультурных партнёров по

Мильшина Оксана Владимировна

Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.

А между тем с каждым годом проблема становится острее. Уже известны и летальные случаи, и все чаще в СМИ можно увидеть факты страшных преступлений, которые произошли на основе пагубной зависимости.

Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у подростков? Все ли пользователи компьютера одинаково подвержены его негативному влиянию. Кто потенциальные больные?

ВложениеРазмер
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx 43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема компьютерной зависимости у подростков

Нащинец Янина, ученицы 9 класса

Руководитель: Мильшина Оксана Владимировна,

педагог-психолог I квалификационной категории,

МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе

Глава I. Проблема компьютерной зависимости……………. ………..…………………………4-8

1.1. История проблемы…..………………………. 4

1.3. Симптомы компьютерной зависимости……………………………………. 5

Глава II Практические исследования……………………………………………………………9-12.

2.1.Результаты социологического исследования………………. ………………………….9-10

2.2.Пути решения данной проблемы……………………………………………………. 11-12

Список использованной литературы….………………………………………………………….14

Приложение 1 (анкета)

Приложение 2 (анкета)

Приложение 3 (анкета)

Актуальность. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами .

А между тем с каждым годом проблема становится острее. Уже известны и летальные случаи, и все чаще в СМИ можно увидеть факты страшных преступлений, которые произошли на основе пагубной зависимости.

Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у подростков? Все ли пользователи компьютера одинаково подвержены его негативному влиянию. Кто потенциальные больные?

Цель исследования : рассмотреть проблему компьютерной зависимости.

  • Изучить литературу по проблеме компьютерной зависимости, об основных особенностях и потребностях подросткового и юношеского возраста.
  • Подготовить инструментарий для проведения опроса и диагностического обследования подростков.
  • Провести опрос.
  • Проанализировать полученные данные, сопоставить возрастными потребностями респондентов и сформулировать выводы.
  • Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.

Объект исследования: учащиеся 6 – 10 классов.

Предмет исследования : наличие компьютерной зависимости среди подростков и юношей.

Гипотеза: В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией испытывают наибольшую потребность в общении, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение», и находят для себя выход в «общение с компьютером».

I общетеоретические: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анализ нормативно- правовых документов

II социологические: анкетирование, интервьюирование, тестирование.

Глава I. Проблема компьютерной зависимости

В России данный феномен с 2005-го года изучают психологи-гностики проекта "OmegaGnosis XXI". В нашей пока, к сожалению, этой проблеме не уделяется должного внимания на государственном уровне.

1.2. Причины зависимости.

  • Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
  • Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
  • Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

Как видим, все указанные причины так или иначе связаны с нарушением общения в подростковом и юношеском возрасте.

1.3. Симптомы компьютерной зависимости . Зависимость (аддикция) – стойкая сверхценная трудно контролируемая привычка (внутреннее побуждение) с заранее прогнозируемым негативным эффектом, сопровождаемой изменением настроения, снижением барьера самокритичности, ростом толерантности, абстиненцией (синдромом отмены, с возникающим в некоторых случаях «похмельным» раскаянием») и обязательно наступающим рецидивом.

Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире и уже смело приравнивают ее к таким видам зависимости как алкоголизм, курение, наркомания, по той причине, что у всех этих видов зависимости сходны факторы возникновения и сложность и многослойность лечения (отказа от пагубой привычки). И лечат эту зависимость, как и другие виды зависимостей (алкогольная, наркотическая).

И действительно признаки зависимого поведения у детей, которые «зависают» в компьютере схожи с признаками поведения наркоманов (или другой зависимости).

  • У тех и других теряется контроль над предметом зависимости, увеличивается доза (у наркомана) и продлевается время нахождения за компьютером (более 10 часов),
  • теряется контроль над своей жизнью,
  • мышление становится «туннельным», т.е. мысль доминирует над сознанием (где взять наркотик, как побыстрей добраться до компьютера).
  • Отрицание проблемы и отказ от помощи;
  • Ощущение пустоты в реальном мире
  • Проблемы с учебой
  • Пренебрежение близкими и лицами противоположного пола
  • Расстройство сна или изменение его режима
  • При невозможности употребить (отсутствие доступа к компьютеру), поведение становится агрессивным.

Глава II. Практическая часть исследования.

2.1 Социологический опрос учащихся 6-10 классов МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» п.Пурпе. Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. В опросе участвовало 196 респондентов: 96 мальчиков и 100 девочек. Опрос учащихся состоял из 2-х этапов.

Первый этап практического исследования был ориентирован на определение общего интереса к компьютеру и играм, и проводился по анкете, самостоятельно разработанной учащимися (приложение 1):

Как часто ты работаешь на компьютере?

все свободное время

больше половины свободного времени

меньше половины свободного времени

(у меня нет компьютера)

Цель твоей работы:

полезная информация для учебы и(или) работы

информация развлекательного характера

Что ты испытываешь во время игры на компьютере?

отключение» от реального мира

Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?

Что привлекает тебя в игре на компьютере?

отсутствие ответственности за происходящее

наличие собственного внутреннего мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними

возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером

один из способов расслабиться

Кто чаще всего контролирует твое нахождение за компьютером?

я сам себя контролирую

Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?

Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:

встаешь и уходишь

раздражен, но вынужден прервать игру

просишь родителей продлить время игры (доплачиваешь деньги и играешь снова)

Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?

слышал, но не верю

знаю, но сомневаюсь

Часто ли ты тратишь реальные деньги в процессе игры?

Вывод: Проблема является актуальной и для нашей школы, потому по данным проведенного нами исследования лишь 1% учащихся не имеет домашнего компьютера (но при этом имеют доступ к интернету и играм из мобильного устройства), что говорит об активном применении компьютерных технологий учащимися, обучающимися в нашей школе.

49% выборов учащихся садятся за компьютер с целью получения полезной информации и обучения, а 90% выбирают компьютер для общения, игры и развлечений.

57% детей испытывают подъем настроения при «работе» за компьютером, что является одним из начальных симптомов зависимых состояний, и еще 12% полностью погружаются в игру, отключаясь от реальности, что является одним из ярких показателей зависимости.

36% респондентов часто или частично забывают об обязанностях, отдавая приоритет интернету и играм.

Для всех опрошенных уход в мир компьютера и интернета связан с психологическими сложностями и не умением справляться с ними.

60% опрошенных учащихся предоставлены сами себе длительное время, что говорит о нарушенной связи ребенок-родитель в семье.

Для 38% участников опроса игра может длиться бесконечное количество времени, т.е теряется контроль за происходящим.

Основная масса учащихся знает о вредном воздействии компьютера на здоровье и психологическое состояние человека.

76% учащихся проигрывают реальные деньги.

Второй этап работы был направлен на непосредственное выявление интернет-зависимости у учащихся 6-10 классов. Для той цели был использован опросник, направленный на выявление интернет-зависимости С.А. Кулакова (2004 г.), (приложение 2).

Результат оказался следующим. Основная масса школьников 180 человек не проявляет сверхценного отношения к компьютеру. Только 16 человек обследованных попали в категорию риска:

У 14 (7%) человек из 196 обследованных учащихся выявлены ярко выраженные симптомы зависимости.

У 2 (1%) человек зафиксировано уже зависимое состояние от компьютера. На первый взгляд может показаться, что ситуация не столь плачевна. Но если посмотреть на неё под другим углом, то как бы вы отнеслись к пребыванию в школе 14 человек наркозависимых или подростков, больных алкоголизмом? Не правда ли, отношение уже меняется?

Таким образом, мы можем увидеть, что компьютер и связанные с ним процессы взаимодействия учащихся нашей школы оказывают огромное влияние на их жизнь и здоровье, иногда даже не контролируемое родителями.

Эта работа помогла выявить группу подростков, работа с которыми продолжилась на следующем этапе исследования.

2.3. Третиий этап практического исследования был направлен на установление зависимости между показателем интроверсии-экстраверсии и выявленной склонностью к зависимости у учащихся группы риска. (16 человек).

Для этого был использован опросник Айзенка (приложение 3).

Итоги диагностического обследования показали, что 13 из 16 учащихся имеют повышенную потребность в общении, о чем свидетельствуют показатели принадлежности к шкале экстраверсии.

По данным нашего исследования наиболее подверженными компьютерной зависимости оказались подростки с высоким показателем экстраверсии. Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией наиболее общительны, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.

2.2. Пути решения проблемы.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение.

Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.

Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы интернет и игры не являлись заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости - потребности в здоровом образе жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

Таким образом, чтобы ограничить себя от проблем компьютерной зависимости, нужно, во-первых, учиться ценить и уважать себя, и, во-вторых, самим создавать свой реальный мир таким, чтобы в нем хотелось жить, любить и иметь дело с его радостями и печалями. Отношение человека к себе (своим достоинствам и недостаткам) и способность найти свое место в жизни называется самооценкой. Люди с неадекватной самооценкой, склонные к любой зависимости, не ценят себя, считают, что ничего не умеют, не приемлют критики. Люди, имеющие адекватную самооценку, чувствуют, что способны на многое, они готовы идти по неизведанному пути, чтобы достигать новых вершин, уважают себя и других, воспринимают критику как возможный путь к росту.

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.

  1. Кузнецова О. «Компьютеромания», «Здоровье детей», журнал № 4, февраль 2009 г.
  2. Моторин В. «Во что играют наши дети», «Воспитательная работа в школе», журнал №2, М.: Народное образование, 2008г
  3. Богатырёв А. «В царстве Снежной королевы», «Воспитание школьников», научно-методический журнал № 5, М.: Школьная пресса, 2001г
  4. Энциклопедия для детей. Т.22 Информатика/ Глав.ред. Е.А. Хлебалина, науч.ред. А.Г.Леонов. – М.: Аванта +, 2003 г
  5. Лекомцев Д.Г., Лекомцева С.А. «Человек и компьютер», «Читаем, учимся, играем», журнал – сборник сценариев для библиотек и школ № 12 , М.: Либерия - Библиопринт, 2008 г.
  6. Копа – Овдиенко В. «Скучно без вселенной», «Юный эрудит», журнал для любознательных № 1, М.: Издательство «Детская литература», 2007 г.
  7. Альманах психологических тестов. – М., 1996.
  8. Британские дети страдают «компьютерной зависимостью». – Интернет.
  9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2002.
  10. Компьютер и человек – влияние компьютера на здоровье человека. – Интернет.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  13. Репьева И. Космическая ось акильпа, или как избежать ловушек компьютерных игр // Учительская газета. – 2002 – №47 – с.16.
  14. Собкин В.С. Виртуальная атака: компьютер в подростковой собкультуре. // Первое сентября. – 2002 – №8 – с.2.

Анкета на выявление общего отношения к компьютеру

1. Возраст ___________Пол: м , ж.

2. Как часто ты работаешь на компьютере?

А) все свободное время;

Б) больше половины свободного времени;

В) меньше половины свободного времени;

Г) другое ____________________________.

3. Цель твоей работы:

А) компьютерные игры;

Б) полезная информация для учебы и(или) работы;

В) полезная информация развлекательного характера;

Д) другое __________________________________________________.

4. Что ты испытываешь во время игры на компьютере?

Б) подъем настроения;

В) «отключение» от реального мира;

Г) другое __________________________________________________.

5. Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?

6. Что привлекает тебя в игре на компьютере?

А) отсутствие ответственности за происходящее;

В) наличие собственного мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними;

Г) возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером;

Д) другое __________________________________________________.

7. Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?

В) другое __________________________________________________.

8. Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:

А) встаешь и уходишь;

Б) раздражен, но вынужден прервать игру;

В) доплачиваешь деньги и играешь снова.

9. Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?

А) слышал, но не верю;

Б) знаю, но сомневаюсь;

Анкета социологического опроса

по вопросу изучения отношения к компьютеру и Интернету

Читайте также: