Формирование компьютерной грамотности младших школьников как педагогическая проблема

Обновлено: 07.07.2024

Согласно ФГОС НОО, портрет современного школьника начальной школы представляет собой любознательного, активного, заинтересованного в познании мира, владеющего основами умениями учиться, способного к организации своей деятельности, умеющий слушать собеседника [3,12-13].

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решенияучебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.» [3, cт. 12.2]

Из вышесказанного следует, что учащимся нужно работать с информацией, извлекать необходимую для себя, чтобы соответствовать данному портрету ученика начальной школы. Таким образом, формирование элементов компьютерной грамотности у младших школьников становится

одной из первоочередных задач обучения в начальной школе.

При этом, следует отметить, что только в процессе формирования компьютерной грамотности в начальных классах не просто идет знакомство с такими способами представления информации как таблицы, иллюстрации, схемы и т.д., но и получают теоретическое обоснование принципов их построения.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Применение компьютера способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Как правило, дети работают увлеченно и внимательно. Каждый по-своему представляет картину решаемой задачи, и компьютер помогает развивать фантазию и воображение детей.

Для формирования у обучающихся начальных классов компьютерной грамотности можно использовать самые разнообразные задания и упражнения, предложенные в учебниках по предмету либо составленные педагогом самостоятельно.

Назовем некоторые из них:

- составление схемы (плана, карты) школьного участка или пути до дома;

- составление тестовой работы на компьютере по предложенному материалу, составление памяток по различным темам (меры длины, веса, времени и т.д;

- заполнение таблиц или схем с пробелами по содержанию текста или параграфа;

- классификация определенных предметов и явлений в разные колонки таблицы и т.д. [2, 414]

Также в начальной школе эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя проведение на каждом уроке тематических физкультминуток, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, организация и проведение родительских собраний на тему «Как сохранить здоровье ребёнка», «Режим дня в школе и дома», «Компьютер и ребенок», организацию подвижных игр на переменах [1, 177].

Формирование компьютерной грамотности возможно и вполне осуществимо через специальные аналитические занятия и защиту проектных работ. Начиная с 2-3-х классов уже могут проводиться относительно долговременные учебные проекты по предмету, которые могут быть как индивидуальными, так и выполненными парами или группами.

Таким образом, использование инновационных форм и методов для формирования компьютерной грамотности на уроках важно умело внедрять в учебный процесс, так как работа с информацией и ИКТ способствует развитию умений логически мысли, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать математические задачи, давать им оценку.

В ходе такой работы на уроках младшие школьники тренируют первичные навыки работы с информацией и с носителями ИКТ. Дети приобретают важные для практико-ориентированной деятельности информационные умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, поэтому крайне важно использовать эти возрастные особенности для формирования активного интереса к работе с техникой и информацией.

Творчески активный учитель, владеющий компьютерными технологиями, может придумать богатейший материал к урокам, повысив тем самым познавательную активность обучающихся и уровень их информационной культуры.

1. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.

2.Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – No 6-2. – С. 411- 415;

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Александровна

В статье рассмотрены условия формирования компьютерной грамотности младших школьников на уроках и внеклассных занятиях по технологии , виды компьютерных заданий для работы в разных редакторах «Word», «Paint», «Logo», etc. Актуальность статьи определяется требованиями ФГОС НОО к содержанию предмета « Технология » в начальных классах, предполагающего включение в данный курс модуля «Работа на компьютере », а также актуальность заключается в потребности современной школы в методических разработках по формированию компьютерной грамотности у младших школьников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Александровна

Формирование информационной и компьютерной грамотности студентов-первокурсников в процессе изучения информатики Умение осуществлять учебное планирование как показатель сформированности профессиональной компетенции студентов педагогического направления Целесообразное общение с компьютером — основа формирования профессионально-компьютерной грамотности школьников Содержание понятия «Компьютерная грамотность» в научной литературе i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

FORMATION OF COMPUTER LITERACY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS AT TECHNOLOGY LESSONS WITHIN REALIZATION OF FGOS OF HOO

The article deals with the conditions of formation of computer literacy of younger students in the classroom and extracurricular activities on technology , types of computer jobs to work in different editors. The relevance of the work is determined by the requirements of Federal State Educational Standard of Primary General Education towards the content of the subject “Arts and crafts” in the primary school which includes the module “ Computer skills”. As well the relevance is in the modern school requirements in guidance paper that concern the computer skills’ formation in junior school.

Текст научной работы на тему «Формирование компьютерной грамотности младших школьников на уроках технологии в рамках реализации ФГОС НОО»

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

© Зотова Ирина Александровна

В статье рассмотрены условия формирования компьютерной грамотности младших школьников на уроках и внеклассных занятиях по технологии, виды компьютерных заданий для работы в разных редакторах «Word», «Paint», «Logo», etc. Актуальность статьи определяется требованиями ФГОС НОО к содержанию предмета «Технология» в начальных классах, предполагающего включение в данный курс модуля «Работа на компьютере», а также актуальность заключается в потребности современной школы в методических разработках по формированию компьютерной грамотности у младших школьников.

Ключевые слова: компьютерная грамотность; формирование компьютерной грамотности; технологии; компьютер.

На современном этапе информационные технологии оказывают все большее влияние на содержание и структуру предметной подготовки. В настоящее время компьютерные технологии используются учителями начальных классов практически на всех уроках и во внеурочной деятельности, начиная с первого года обучения детей.

Учитывая требования ФГОС НОО, к концу обучения в начальных классах учитель должен сформировать у учащихся умение пользоваться компьютером, отбирать (искать, оценивать, использовать) необходимую информацию, работать в разных программах [3]. В методико-педагогической литературе отмечается, что только в постоянной информационно-поисковой практике дети приобретают опыт компьютерной деятельности, а учитель при формировании компьютерной грамотности у младших школьников должен опираться на принципы интегра-тивности и непрерывности [2]. А значит, актуальной становится проблема подготовки студентов педагогических институтов к формированию компьютерной грамотности младших школьников и опыта практического использования компьютера при выполнении ими конкретных задач.

Младшие школьники при выполнении различных видов заданий на уроках технологии, по мнению Э.М. Галямовой, могут осваивать умения, относящиеся к информационной грамотности и работе с использованием компьютера (поиск информации, создание рисунков на компьютере, работа с изображениями и текстами, знакомство с компьютерными программами и интерфейсом) [1]. Поэтому мы решили рассмотреть возможное решение проблемы формирования компьютерной грамотности младших школьников путем привлечения группы студентов кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования педагогического института ВлГУ к работе над проектом по теме: «Формирование

компьютерной грамотности младших школьников на уроках технологии». Все будущие учителя работали в рамках данного проекта, но у каждого было свое направление: «Методика разработки дидактического обеспечения уроков с использованием мультимедийных технологий», «Использование интерактивной доски и интерактивного стола на уроках технологии в начальных классах», «Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии с использованием компьютерных технологий» и т. д.

После анализа педагогической и научно-методической литературы студенты пришли к выводу, что под компьютерной грамотностью в ходе данного исследования они будут понимать способность младшего школьника решать разного рода задачи с помощью практического использования компьютера с опорой на приобретённые знания и умения в процессе взаимодействия с информацией.

В начале работы над проектом студентами было выдвинуто предположение, что формирование компьютерной грамотности младших школьников будет более эффективным при соблюдении следующих условий: 1) систематическое привлечение учащихся к выполнению заданий на компьютере; 2) обучение младших школьников работе в разных программах; 3) обучение детей получению информации из разных источников с целью удовлетворения их познавательного интереса.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужили те образовательные организации, в которых студенты проходили производственную практику (образовательные организации г. Владимира и Владимирской обл.). Исследование проводилось в 3-4-х классах.

Студентами были разработаны и апробированы уроки, предполагающие выполнение заданий на компьютере в соответствии с содержанием программ и учебников по технологии. В ходе исследовательской работы рассматривались возможности использования информационных технологий, включающих привлечение детей к выполнению заданий на компьютере в различных программах и разного уровня сложности на уроках и внеклассных занятиях по работе с разными видами материалов (техническому и художественному конструированию, би-сероплетению, лепке и т. д.).

На каждом занятии с помощью небольшой беседы о теме и цели предыдущего урока студенты старались создавать ситуации целеполагания и информационного поиска. Так, в ходе поиска ответа на вопрос: «В чём компьютер превосходит человека?», младшие школьники под руководством «учителей-студентов» проводили следующие исследования: сравнивали скорость вычислений и обработки информации на компьютере и на калькуляторе; объем памяти человека и компь-

ютера, работоспособность, запоминание информации. После исследования пытались сделать вывод: «Кто же умнее и способнее: человек или компьютер? Что может компьютер сделать лучше человека, а что нет?»

На занятиях младшим школьникам неоднократно предлагалось выполнить практическую работу в сети интернет с целью осуществления поисковой работы, отбора и сохранения нужной информации на компьютере. Для ребят были составлены памятки по работе в сети интернет.

В ходе практической деятельности студентами были апробированы уроки и внеклассные занятия по работе в программе «Word». Младшие школьники учились конструировать открытки к разным праздникам: на Новый год, к Дню защитников Отечества, на 8 марта и Пасху. На компьютере в программе «Word» дети выбирали понравившийся шрифт, цвет, набирали текст поздравления. На данных уроках младшие школьники учились создавать рамки для открыток и распечатывать набранный текст на принтере.

На уроках технологии младших школьников обучали составлению таблиц в программе Word. Были проведены уроки на темы: «Создание календаря дней рождения одноклассников» (учащиеся искали в интернете картинку для будущего календаря, учились вставлять изображение на страницу, делать календарную сетку месяца; полученные эскизы страниц календаря были распечатаны и собраны в общую книжку-календарь с датами рождения одноклассников); «Расписание уроков» (после каникул у детей изменилось расписание уроков и они создавали таблицу с новым расписанием). При активном взаимодействии со «студентами-учителями» младшие школьники учились работать с таблицами (узнали: как вставить таблицу, как выбрать нужное количество строк и столбцов, как заполнить таблицу).

Представим виды некоторых заданий, которые предлагались младшим школьникам на уроках технологии с целью формирования у них компьютерной грамотности.

Задание 1. Выполнение эскизов открыток, редактирование фотографий в программе «Paint».

На первом этапе ребята учились работать с готовыми картинками. На панели инструментов они выбирали нужную фигуру (звезду, снежинку, снеговика, елочку), учились «рисовать» ее в окне программы.

На втором этапе учащиеся из готовых геометрических фигур учились рисовать свои картинки (по образцу и собственному замыслу: слоненка, котенка, сову, страусенка и т. п.). Также, работая в данной программе, младшие школьники учились редактировать рисунки и фотографии (делать вставки, изменять размеры).

Задание 2. Нахождение необходимой информации в тексте (в электронных ресурсах, энциклопедиях, учебниках и др. источниках).

При проведении интегрированного урока по технологии и окружающему миру на тему: «Планеты Солнечной системы. Аппликация» детям было дано задание по поиску информации о планетах Солнечной системы. Затем было предложено ответить на вопросы: «Какие планеты относятся к земной группе? Какие планеты называют газовыми гигантами?». Отобранные тексты для ответа на каждый вопрос младшие школьники копировали и вставляли на страницу, затем

выделяли разными способами: выделением цветом, заливкой или изменением шрифта.

На уроке по теме «Бисероплетение» учащиеся осуществляли поиск в сети интернет: искали информацию об истории возникновения бисероплетения, схему плетения из бисера будущей поделки («Ангел», «Елочка», «Снеговик»); учились сохранять найденный материал на рабочем столе.

Задание 3. Работа с текстом в программе «Word»:

На уроках по работе с компьютером в программе «Word» ребятам предлагались следующие задания:

• Измените размер шрифта, цвет шрифта в некоторых частях вашего текста. Сравните текст в поздравлении, выберите тот размер шрифта и цвет, который, по вашему мнению, больше подойдет для вашей открытки.

• Измените вид шрифта. Попробуйте использовать разный по виду шрифт: Arial, Cambria, Verdana, Georgia, Times New Roman, Impact, Rockwell и другие. Используйте любой из них для своего поздравления.

• Выберите для оформления текстовые эффекты, а также шрифт по начертанию: прямой, наклонный, курсивный. Выберете понравившийся вариант.

• Распечатайте тот вариант текста, который подойдет для вашей поздравительной открытки.

Задание 4. Заполнение таблицы в программе «Word».

Младшие школьники под руководством «учителей-студентов» выполняли работу по заполнению таблиц «Расписание уроков», «Расписание звонков», «Календарь дней рождения одноклассников». На первом уроке учащиеся узнали, как в программе «Word» работать с таблицами (как вставить таблицу, как выбрать нужное количество строк и столбцов, как заполнить таблицу, какой выбрать шрифт). Аналогично проводилась работа по заполнению других таблиц, только дети выполняли задание в большей степени самостоятельно.

Задание 5. Работа в программе «Лого».

В данной программе младшие школьники учились выбирать рисунки для изготовления шаблонов изделий (прихватки, открытки, мягкой игрушки).

Задание 6. Создание схемы плетения в программе «Pattern Maker».

На занятии по теме: «Бисероплетение» учащимся было предложено создать схему браслета, сохранить ее на рабочем столе, распечатать на принтере, выполнить плетение браслета на станке.

Задание 7. Работа в программе «Power Point».

Создание презентаций для защиты проектов и по итогам работы. Младшие школьники учились создавать презентации на уроке, а продолжали эту работу во внеурочное время (на внеклассных занятиях под руководством студентов, иногда дома совместно с родителями).

На заключительном этапе студентами был проведен контрольный эксперимент по определению уровня сформированности у младших школьников компьютерной грамотности. С удовлетворением было отмечено, что после проведенной работы уровень сформированности компьютерной грамотности у детей стал выше.

По завершении исследования студентами были составлены следующие методические рекомендации:

1. При формировании компьютерной грамотности младших школьников необходимо следить за соблюдением детьми правил работы и техники безопасности при работе на компьютере. (У младших школьников в ходе занятий с использованием компьютера задействованы различные виды памяти, поэтому есть риск запоминания неверных действий при работе за компьютером. Например: выключение компьютера должно происходить не при помощи нажатия на кнопки, а щадящим методом, т. е. завершением работы через меню «пуск»).

2. Требуется как можно чаще обращать внимание на такие вещи как: правильная поза (посадка детей) при работе за компьютером; хорошее освещение помещения; своевременное проведение гимнастики для глаз; работа учащихся за компьютером не должна продолжаться более 15 минут.

3. Информации не должно быть слишком много (только тот материал, который понадобится во время занятия).

4. Все действия за компьютером проговариваются.

5. Учитель должен быть готов к повторному проведению инструктажа (объяснению отдельных материалов занятия) при проведении практических работ с использованием компьютера.

Таким образом, с целью удовлетворения познавательного интереса детей и формирования компьютерной грамотности необходимо систематически привлекать их к выполнению заданий на компьютере в разных программах и графических редакторах.

1. Галямова Э. М., Выгонов В. В. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 2-е изд., стер. М.: Академик, 2014. 176 с.

2. Гребенев И. В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе // Педагогика. 2004. № 5.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2014. 35 с.

FORMATION OF COMPUTER LITERACY OF YOUNGER SCHOOL

STUDENTS AT TECHNOLOGY LESSONS WITHIN REALIZATION OF FGOS OF HOO

The article deals with the conditions of formation of computer literacy of younger students in the classroom and extracurricular activities on technology, types of computer jobs to work in different editors.

Keywords: computer literacy; the formation of computer literacy; technology; computer.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС НОО, портрет современного школьника начальной школы представляет собой любознательного, активного, заинтересованного в познании мира, владеющего основами умениями учиться, способного к организации своей деятельности, умеющий слушать собеседника [3, с. 12-13].

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решенияучебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.» [3, c. 12]

Из вышесказанного следует, что учащимся нужно работать с информацией, извлекать необходимую для себя, чтобы соответствовать данному портрету ученика начальной школы. Таким образом, формирование элементов компьютерной грамотности у младших школьников становится

одной из первоочередных задач обучения в начальной школе.

При этом, следует отметить, что только в процессе формирования компьютерной грамотности в начальных классах не просто идет знакомство с такими способами представления информации как таблицы, иллюстрации, схемы и т.д., но и получают теоретическое обоснование принципов их построения.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Применение компьютера способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Как правило, дети работают увлеченно и внимательно. Каждый по-своему представляет картину решаемой задачи, и компьютер помогает развивать фантазию и воображение детей.

Для формирования у обучающихся начальных классов компьютерной грамотности можно использовать самые разнообразные задания и упражнения, предложенные в учебниках по предмету либо составленные педагогом самостоятельно.

Назовем некоторые из них:

- составление схемы (плана, карты) школьного участка или пути до дома;

- составление тестовой работы на компьютере по предложенному материалу, составление памяток по различным темам (меры длины, веса, времени и т.д;

- заполнение таблиц или схем с пробелами по содержанию текста или параграфа;

- классификация определенных предметов и явлений в разные колонки таблицы и т.д. [2, с. 414]

Также в начальной школе эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя проведение на каждом уроке тематических физкультминуток, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, организация и проведение родительских собраний на тему «Как сохранить здоровье ребёнка», «Режим дня в школе и дома», «Компьютер и ребенок», организацию подвижных игр на переменах [1, с. 177].

Формирование компьютерной грамотности возможно и вполне осуществимо через специальные аналитические занятия и защиту проектных работ. Начиная с 2-3-х классов уже могут проводиться относительно долговременные учебные проекты по предмету, которые могут быть как индивидуальными, так и выполненными парами или группами.

Таким образом, использование инновационных форм и методов для формирования компьютерной грамотности на уроках важно умело внедрять в учебный процесс, так как работа с информацией и ИКТ способствует развитию умений логически мысли, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать математические задачи, давать им оценку.

В ходе такой работы на уроках младшие школьники тренируют первичные навыки работы с информацией и с носителями ИКТ. Дети приобретают важные для практико-ориентированной деятельности информационные умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, поэтому крайне важно использовать эти возрастные особенности для формирования активного интереса к работе с техникой и информацией.

Творчески активный учитель, владеющий компьютерными технологиями, может придумать богатейший материал к урокам, повысив тем самым познавательную активность обучающихся и уровень их информационной культуры.

1. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.

2.Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – No 6-2. – С. 411- 415;

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ компьютерной грамотности в начальной школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В

Согласно ФГОС НОО, портрет современного школьника начальной школы представляет собой любознательного, активного, заинтересованного в познании мира, владеющего основами умениями учиться, способного к организации своей деятельности, умеющий слушать собеседника [3, с. 12-13].

«Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Математика и информатика:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решенияучебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.» [3, c. 12]

Из вышесказанного следует, что учащимся нужно работать с информацией, извлекать необходимую для себя, чтобы соответствовать данному портрету ученика начальной школы. Таким образом, формирование элементов компьютерной грамотности у младших школьников становится

одной из первоочередных задач обучения в начальной школе.

При этом, следует отметить, что только в процессе формирования компьютерной грамотности в начальных классах не просто идет знакомство с такими способами представления информации как таблицы, иллюстрации, схемы и т.д., но и получают теоретическое обоснование принципов их построения.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Применение компьютера способствует развитию интеллектуальных способностей младших школьников. Как правило, дети работают увлеченно и внимательно. Каждый по-своему представляет картину решаемой задачи, и компьютер помогает развивать фантазию и воображение детей.

Для формирования у обучающихся начальных классов компьютерной грамотности можно использовать самые разнообразные задания и упражнения, предложенные в учебниках по предмету либо составленные педагогом самостоятельно.

Назовем некоторые из них:

- составление схемы (плана, карты) школьного участка или пути до дома;

- составление тестовой работы на компьютере по предложенному материалу, составление памяток по различным темам (меры длины, веса, времени и т.д;

- заполнение таблиц или схем с пробелами по содержанию текста или параграфа;

- классификация определенных предметов и явлений в разные колонки таблицы и т.д. [2, с. 414]

Также в начальной школе эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя проведение на каждом уроке тематических физкультминуток, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы и района, организация и проведение родительских собраний на тему «Как сохранить здоровье ребёнка», «Режим дня в школе и дома», «Компьютер и ребенок», организацию подвижных игр на переменах [1, с. 177].

Формирование компьютерной грамотности возможно и вполне осуществимо через специальные аналитические занятия и защиту проектных работ. Начиная с 2-3-х классов уже могут проводиться относительно долговременные учебные проекты по предмету, которые могут быть как индивидуальными, так и выполненными парами или группами.

Таким образом, использование инновационных форм и методов для формирования компьютерной грамотности на уроках важно умело внедрять в учебный процесс, так как работа с информацией и ИКТ способствует развитию умений логически мысли, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать математические задачи, давать им оценку.

В ходе такой работы на уроках младшие школьники тренируют первичные навыки работы с информацией и с носителями ИКТ. Дети приобретают важные для практико-ориентированной деятельности информационные умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, поэтому крайне важно использовать эти возрастные особенности для формирования активного интереса к работе с техникой и информацией.

Творчески активный учитель, владеющий компьютерными технологиями, может придумать богатейший материал к урокам, повысив тем самым познавательную активность обучающихся и уровень их информационной культуры.

1. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.

2.Сергеева Б.В., Кривовязова М.Г. Формирование информационной грамотности младших школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – No 6-2. – С. 411- 415;

Автор: Иванова Нелли Владимировна

Организация: МКОУ гимназия

Населенный пункт: г. Вятские Поляны, Кировской области

Все больше в современном мире можно слышать о появлении нового диагноза современных детей – цифровое слабоумие. Немецкий психиатр, исследователь головного мозга Манфред Шпитцер в своей книге «Антимозг» отмечает, что все больше подростков, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в головном мозге этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции.

Современные дети привыкли поглощать информацию, они знают на каком сайте можно найти информацию, однако не могут ее запомнить на долгое время, испытывают сложности при пересказе, имеют не устойчивое внимание, более раздражительны. Поэтому обращать внимание на формирование информационной грамотности, на мой взгляд, очень важно уже в начальной школе. Информационная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. ФГОС НОО информационная грамотность рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов и формирующих умения работы с информацией.

Исследованием компонентного состава информационной грамотности школьников занимались многие ученые: Д.С. Ермакова, Т.В. Борисова, Л.В. Воронина, В.В. Артемьева, А.В. Горячева . Опираясь на их работы я определила следующие критерии сформированности информационной компетентности младших школьников:

1.Операционно-деятельностный критерий: умение выделять недостоверную и сомнительную информацию; умение находить дополнительную информацию; умение обобщать, сравнивать данные, интерпретировать полученную информацию; умение описать и представить результаты своей работы.

2.Ценностно-мотивационный критерий: готовность к работе с ИКТ; использование в самостоятельной и исследовательской деятельности информационных технологий.

3.Когнитивный критерий: знание о том, какие источники информации существуют; умение вводить и оформлять текст в текстовом редакторе.

По мнению Селевко Германа Константиновича профессора, кандидат педагогических наук любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). С целью формирования информационной грамотности на уроках использую следующие методы, технологии: (на слайд)

  • метод проблемного обучения;
  • эвристические беседы;
  • игровые технологии;
  • словесные методы.

Проведя анализ учебно-методического комплекса, пришла к следующим выводам: в учебных пособиях УМК «Школа России» включены задания формирующие умения поиска информации в различных источниках, преобразование и обобщение информации; задания на умения доказывать и аргументировать свою точку зрения; умение кодировать и декодировать информацию; находить факты в тексте в явном виде. Таким образом аппарат УМК «Школа России» формирует информационную грамотность младших школьников.

На мой взгляд, при работе с информацией очень важно научиться понимать прочитанное. Эти умения формирую, используя приемы стратегии чтения:

Прием «6-ти вопросов»

Приём «антиципации

Приём «кластер»

Приём «синквейн

Прием «схем» и «таблиц»

Приём чтения со «стопами»

Приём «водопад

Приём «несоответствий» (коллизий)

Приём «Толстые и тонкие вопросы».

В начальной школе дети знакомятся с особым способом организации информации – лексикографическим, учатся работать со словарём как информационным источником. На уроках русского языка дети учатся находить лексическое значение слов по толковому словарю проверяют правильность написания слов в орографическом словаре, находят синонимы и антонимы в словаре синонимов и антонимов, знакомятся с фразеологизмами и их толкованием в словаре фразеологизмов и т.д. На уроках литературного чтения дети знакомятся с новыми словами из литературных произведений, опираясь на словарь «непонятных» слов учебника. В курсе окружающего мира младшие школьники знакомятся с новыми словами, определениями, в дальнейшем они смогут использовать их для решения учебных познавательных задач. В 3-м классе дети самостоятельно по заданию учебника вносят в рабочую тетрадь определения и на основе изложенного материала учебника дают его толкование. В 4 классе эта работа продолжается, но информации в учебнике для определения уже недостаточно, нужна дополнительная литература для этого создала словарь терминов по окружающему миру 4 класс.

На мой взгляд, одним из универсальных методов формирования информационной грамотности является метод проектов. Так как основными направлениями работы над проектами является сбор, систематизация, хранение и использование информации, ученики формируют информационно-поисковые и информационно-аналитические умения, формируют ораторские умения. Работу над учебными проектами реализую с использованием систематизации и интеграции учебных проектов, внеурочной деятельности. Данный метод позволяет сократить количество учебных проектов, не теряя их содержания.

С целью формирования работы с ИКТ адаптирую детей к цифровым образовательным ресурсам. Включаю в уроки презентации, видео- и аудиоматериалы, программы – тренажеры.

В рамках урока технологи провожу занятия компьютерной грамотности. Ученики получают возможность научиться набирать текст, создавать презентаций, искать и находить информацию в сети интернет.

Умение работать с информацией - это универсальное учебное действие, которое необходимо формировать в урочной и внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности «Умники и умницы», использую рабочие тетради О. Холодвой. Благодаря грамотно выстроенным заданиям в рабочих тетрадях мы с учениками развиваем мышление, внимание, зрительную и слуховую память, решаем логические задачи, учимся алгоритмизации.

Сформированная система педагогических форм и методов, приемов способствующих формированию информационной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности дала положительные результаты. Методика по проверке метапредметных результатов «Комплексные работы» показала следующие результаты

Результатом своей работы считаю участие детей в исследовательских конференциях, предметных олимпиадах

Выработанная педагогическая система, состоящая из различных форм и методов обучения, приемов, создала условия для формирования информационной грамотности у обучающихся начальной школы, что позволит им успешно обучаться в основной школе.

Читайте также: