Fusion 360 как сохранить проект на компьютер

Обновлено: 06.07.2024

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Дамы и господа, здравствуйте.

Данный пост я пишу для новичков, которые только начинают осваивать Autodesk Fusion 360.

У вас есть большой проект, состоящий из множества компонентов, которые нужно объединить в сборку.

Логично каждый уникальный компонент хранить в отдельном файле, чтобы затем в основном файле сборки их использовать. И тут новички (и я в свое время в том числе) задаются вопросом: как сделать так, чтобы компонент сборки автоматически обновлялся, при обновлении его в отдельном файле? Например: изменили размеры компонента, нужно чтобы эти размеры так же изменились и в файле сборки, где участвует этот компонент.

Делается это так:

1. Создаем нужные компоненты, каждый сохраняем в отдельном файле.

2. Создаем файл сборки.

3. В файл сборки вставляем компоненты из файлов, используя команду 'Insert into current design'.

Новичкам на заметку. Autodesk Fusion 360 - сборка из компонентов, которые лежат в отдельных файлах.

В результате чего, компонент в файле сборки будет связанным с тем файлом, откуда его вставили. На это указывает соответствующий значок на компоненте.

Новичкам на заметку. Autodesk Fusion 360 - сборка из компонентов, которые лежат в отдельных файлах.

Если теперь, отредактировать компонент в 'своем' файле и сохранить его, то в файле сборки данный компонент будет помечен восклицательным знаком.

Новичкам на заметку. Autodesk Fusion 360 - сборка из компонентов, которые лежат в отдельных файлах.

Это указывает на то, что версия компонента изменилась. Чтобы загрузить в сборку измененный компонент, выполняем команду 'Get Latest'.

Новичкам на заметку. Autodesk Fusion 360 - сборка из компонентов, которые лежат в отдельных файлах.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Сегодня мы хотим вам рассказать о работе с Fusion 360 в режиме оффлайн, т.е. в тех ситуациях, когда нет подключения к интернету, или доступ к серверам Fusion 360 ограничен или затруднен. Работа в режиме оффлайн возможна, никаких ограничений в функциональности самой программы нет, все созданные данные будут храниться на локальной машине и автоматически загрузятся в облачное хранилище при переходе Fusion 360 в режим онлайн. Правда, в оффлайн невозможно работать с версиями документа. Для доступа к уже созданным в облаке данным необходимо их предварительно скачать на локальный компьютер.

Как подготовить Fusion 360 к работе в оффлайн? Нужно выполнить три шага:

Помещаем данные в кэш

Fusion 360

Поскольку Fusion 360 все данные хранит в облачном хранилище, то при отсутствии подключения к интернету они становятся недоступны. Однако, в системе есть возможность кэширования данных, когда необходимые модели или проекты скачиваются на локальную машину и с ними можно работать даже в режиме оффлайн. Закэшировать можно целиком весь проект, отдельную папку или конкретную модель. Для кэширования всего проекта войдите в его настройки и выберите «Cache This Project» («Закэшировать проект»). Для добавления модели или папки в кэш необходимо открыть «Панель управления», найти нужный объект, кликнуть на нем правой кнопкой мыши и выполнить в команду «Add to Offline Cache» («Добавить в кэш»).

Данные помещаются в кэш на определенный срок, после чего они автоматически при наличии подключения к интернету загружаются в облако и удаляются с локальной машины. Срок хранения файлов можно установить в настройках Fusion 360.

Проверяем закэшированные данные

Fusion 360

После того, как Fusion 360 обработает и скачает данные, желательно убедиться в том, что кэширование прошло успешно и скачались все необходимые данные. Для этого нужно зайти в «Панель управления», войти в настройки проекта и выбрать команду «View Offline Cache» («Просмотр данных из кэш»). После включения этой опции в панели управления кэшированные объекты будут показаны в их обычном виде, а некэшированные - серым цветом

Переводим Fusion 360 в режим оффлайн

Fusion 360

После кэширования данных можно смело переводить Fusion 360 в режим оффлайн. Делается это в главном окне программе - нажмите на кнопку «Job Status» («Рабочий статус») и кликните на кнопку «Working Online» («Работа онлайн»). Fusion 360 отключится от сети и перейдет в режим «Working Offline» («Работа оффлайн»). Такой принудительный перевод в режим оффлайн возможен на срок максимум в две недели, после чего Fusion 360 при наличии подключения к интернет автоматически переходит в режим онлайн для скачивания вышедших обновлений.

Обратите внимание, что по индикатору режима работы можно определить состояние подключения и состояние серверов Fusion 360. Если индикатор отображается как «Working Offline: Maintenance» («Работа оффлайн: обслуживание»), то на серверах идут работы (или они просто недоступны) и Fusion 360 принудительно переведен в режим оффлайн.

Fusion 360 — это невероятно гибкая программа автоматизированного проектирования (САПР ) и автоматизированного производства (CAM ). Fusion 360 предоставляет интуитивно понятную и удобную среду для сложных 2D- и 3D-проектов, а также инструменты для анализа и подготовки этих проектов для производства или быстрого создания прототипов, включая доступ к облаку Autodesk 360. Fusion 360 включает в себя простые в использовании инструменты для подготовки проектов для 3D-печати, что делает её незаменимым приложением для тех кто использует 3D-печать для демонстрации своих проектов, будь то для быстрого создания прототипов или просто для удовольствия. Одним из таких инструментов является возможность создавать настраиваемые трехмерные сетки моделей и экспортировать их в файлы STL для дальнейшей 3D печати. Существует несколько способов экспортировать 3D-модели в виде STL-сетки в Fusion 360. Эти методы зависят от того, хотите ли вы экспортировать отдельные компоненты или объекты, всю модель или несколько одновременно.

Вариант № 1: Экспорт всего проекта


Путь к сохранению всего дизайна в виде файла STL

Если вы хотите экспортировать весь дизайн, включая все его тела и компоненты, вы можете сделать это, используя дерево модели в левой части экрана. Щелкните правой кнопкой мыши верхнюю ветвь дерева и выберите «Сохранить как STL» в появившемся раскрывающемся меню.

После выбора этой опции в правой части экрана появится небольшая панель, в которой вы можете настроить параметры сетки. Вы также можете переключить опцию для отправки файла непосредственно в утилиту 3D-печати, например Cura , Meshmixer или PreForm.

Вариант № 2: Экспорт отдельных компонентов или корпусов


Путь к сохранению компонента или одного объекта в виде STL

Чтобы экспортировать отдельный компонент или тело, просто щелкните правой кнопкой мыши на компонент или тело в дереве проекта и выберите «Сохранить как STL» в раскрывающемся меню. Это откроет ту же панель, где вы можете настроить параметры сетки. В этом окне вы также можете изменить выбор компонента или тела.

Кроме того, вы можете выбрать «3D -печать» из инструмента «Создать » на панели инструментов в верхней части экрана, чтобы открыть ту же панель. Отсюда вы можете выбрать компонент или тело, которое вы хотите экспортировать.

Вариант №3: Экспорт нескольких тел в виде одного файла STL


Если вы хотите экспортировать несколько тел в виде одного файла сетки STL, вы можете сделать это, создав один компонент, содержащий все тела, которые вы хотите включить.

Для этого сначала создайте новый компонент, нажав «Новый компонент» под инструментом «Создать » на панели инструментов. Откроется панель с правой стороны экрана, которая предложит вам выбрать одно или несколько тел из проекта. Убедитесь, что опция «Из тел» включена, выберите только одно тело, а затем выберите «Ок ».

После создания нового компонента он появится в нижней части дерева браузера справа. Чтобы добавить каждое дополнительное тело к этому компоненту, просто найдите объекты в дереве и перетащите их в новую ветвь компонента.

Затем вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши на этот компонент и выбрать «Сохранить как STL» в раскрывающемся меню, чтобы открыть панель «Сохранить как STL». На панели теперь вы увидите опцию «Структура », чтобы создать один файл для всего компонента или создать отдельный файл для каждого тела. Удостоверьтесь, что выбран «Один файл».

Bonus: экспорт файла STL сетки из облака


Путь к сохранению дизайна в виде STL из облака A360

Существует еще один способ создания сетки STL из вашего 3D-дизайна, который даже не требует доступа к приложению Fusion 360. Поскольку проекты Fusion 360 можно сохранять в облаке Autodesk 360, к ним можно получить доступ практически с любого компьютера, подключенного к Интернету. Это означает, что файлы STL могут создаваться и загружаться удаленно, даже без доступа к машине, на которой был создан оригинальный дизайн.

Для этого сначала посетите домашнюю страницу A360 и войдите в свою учетную запись A360. После входа вы попадете в свое хранилище Fusion 360, там вы можете перемещаться по всем проектам Fusion 360 и находить нужные вам объекты, которые вы хотите экспортировать в файлы STL.

Как только вы нашли свой 3D-проект, просто наведите на него курсор мыши и щелкните значок стрелки «Экспорт », который станет видимым. Затем появится выпадающее меню, из которого вы можете выбрать тип файла, в который вы хотите экспортировать свой дизайн. Выберите «STL » и ваш файл STL будет создан, на ваш адрес электронной почты Autodesk 360 будет отправлена ссылка. Эта ссылка будет активна в течение семи дней.

Fusion 360-краткое руководство по экспорту STL файлов

С Autodesk Fusion 360 вы сможете легко экспортировать STL-файлы ваших 3D-моделей и подготовить их к нарезке, особенно после прочтения этого удобного руководства!

Fusion 360 - это невероятно умная и удобная программа автоматизированного проектирования (CAD) и автоматизированного производства (CAM), которая оптимизирует и объединяет функциональные возможности традиционно отдельных программ в одном приложении.

Вы купили 3d принтер для дома или бизнеса и теперь перед вами стоит задача экспорта файлов в STL-формат – наиболее удобный формат для 3D-печати

Fusion 360 предоставляет интуитивно понятную и удобную среду для сложных 2D- и 3D-проектов, а также инструменты для анализа и подготовки этих проектов для производства или быстрого создания прототипов, включая доступ к облаку Autodesk 360. Fusion 360 включает в себя простые в использовании инструменты для подготовки моделей для 3D-печати, что делает его отличным компаньоном для всех, кто использует 3D-печать для манифестации цифровых проектов, неважно для быстрого прототипирования или просто для удовольствия. Одним из таких инструментов является возможность создавать настраиваемые трехмерные сетки моделей и экспортировать их в файлы STL для нарезки.

Существует несколько способов экспортировать 3D-проекты в виде файлов STL-сетки в Fusion 360. Эти методы зависят от того, хотите ли вы экспортировать отдельные компоненты или тела, всю модель или несколько тел одновременно.

Экспорт всего дизайна

Если вы хотите экспортировать весь дизайн, включая все его тела и компоненты, вы можете сделать это, используя дерево Браузера модели в левой части экрана. Щелкните правой кнопкой мыши верхнюю ветвь дерева и выберите «Save As STL» в появившемся раскрывающемся меню.

После выбора этой опции в правой части экрана появится небольшая панель, в которой вы можете настроить параметры сетки. Вы также можете переключить опцию для отправки файла непосредственно в утилиту 3D-печати, например, Cura, Meshmixer или PreForm.

Выполняя прототипирование на 3D-принтере, мы часто используем Fusion 360 для исправления и подготовки моделей к 3D-печати.

Экспорт отдельных компонентов или тел

Чтобы экспортировать отдельный компонент или тело, просто щелкните правой кнопкой мыши на компоненте и в раскрывшемся меню выберите «Save As STL». Это действие откроет ту же панель, где вы можете настроить параметры сетки. В этом окне вы также можете изменить выбор компонента или тела.

Кроме того, вы можете выбрать «3D Print» в меню «Make» на панели инструментов в верхней части экрана, чтобы открыть ту же панель. Отсюда вы можете выбрать компонент или тело, которое вы хотите экспортировать.

Экспорт нескольких тел в один файл STL

Если вы хотите экспортировать несколько тел в виде одного файла сетки STL, вы можете сделать это, создав один компонент, содержащий все тела, которые вы хотите включить.

Для этого сначала создайте новый компонент, нажав «New Component» в меню «Create» на панели инструментов. Откроется панель с правой стороны экрана, которая предложит вам выбрать одно или несколько тел из дизайна. Убедитесь, что опция «From Bodies» включена, выберите только одно тело, а затем выберите «Ок».

После создания нового компонента он появится в нижней части дерева браузера слева. Чтобы добавить дополнительное тело к этому компоненту, просто найдите тела в дереве и перетащите их на новую ветвь компонента в дереве.

Затем вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши этот компонент и выбрать «Save as STL» в раскрывающемся меню, чтобы открыть панель «Save as STL». На панели теперь вы увидите опцию «Structure», чтобы создать один файл для всего компонента или создать отдельный файл для каждого тела. Удостоверьтесь, что выбран «One File», и у вас все получится.

ttr2.jpg


Давно, очень давно я не писал постов, не касающихся фотографии и путешествий. Между тем, в свободное от фотосъёмки время я-таки немного работаю по специальности – занимаюсь проектированием, продолжаю преподавать компьютерную графику, интересуюсь всем тем, что связано с новыми трендами в моделировании и визуализации. Про систему Fusion 360 я слышал и читал довольно много, но так как я напрямую не связан с машиностроением, а в голове сложилась прочная ассоциация Inventor+Fusion – новый проект, который в последнее время активно продвигает Autodesk, я как-то обходил вниманием. Ну, и, как выяснилось, зря.

В январе Autodesk проводили «Зимнюю школу» - серию он-лайн мастер-классов, как раз посвящённых Fusion 360. Так как зимовать, особенно в полупростуженном состоянии в промозглой серой Москве, скучно и тоскливо – я решил попробовать что-то за пределами планировок и интерьеров.

Сам не заметил, как втянулся и начал получать удовольствие от моделирования: программа очень понятная, легкоусваиваемая, интерфейс по сравнению с такими монстрами как 3ds Max или даже обычным AutoCad – лаконичен, и вот тут как раз проявляется то, за что можно полюбить Fusion – несмотря на кажущуюся простоту, моделировать можно всё, от дизайна телефонов до элементов достаточно сложного машиностроения, весь процесс изящный и в опредёлённом смысле даже приятный.

Если я вас заинтриговал, и есть желание попробовать, то рассказываю очень коротко, без подробного перечисления всех инструментов - как всё устроено (и Тоторо нам в помощь).



Первая кнопка - выбор пространства работы. По умолчанию – собственно MODEL- моделирование, но есть ещё Path(инженерный анализ), Render(рендер, визуализация), Animation(анимация), Simulation(симуляция, кинематический анализ), CAM(работа со станками ЧПУ). Я использовал моделирование и рендеринг, попробовал анимацию – здесь, конечно, подразумевается не кинематографическая анимация, а демонстрация работы механизмов – шестерёнок, поршней, передач и тп.
Следующий пункт – CREATE. Инструменты для создания твердотельных моделей-примитивов. Стандартные коробки, цилиндры, сферы, торы и пр. И классические инструменты создания 3D-примитива из 2D-скетча методами типа выдавливания и вращения. Инструменты типа зеркальное отражение(mirror), массив(pattern) и полезный инструмент для создания резьбы внутри отверстий(thread) – тоже здесь, а не в меню модификаций.

Здесь же отдельная кнопка(с фиолетовой сетчатой моделью) для перехода в режим создания форм. Формы интересны тем, что с ними, после создания, можно работать в режиме скульптинга(лепки) – вытягивать отдельные точки, грани или поверхности, в прямом смысле лепить 3D-модель.

Кстати говоря, любимые инструменты из выпадающего меню можно добавить на главную панель для быстрого доступа – в конце строчки с названием инструмента есть кнопка со стрелочкой «add to toolbar»

Следующий пункт – MODIFY. Опять-таки классические инструменты модификации созданных примитивов – фаски, скругления, изменение размеров, объединение объектов, сечение, и тд. – всё здесь.

SKETCH – очень важный инструмент. При нажатии на SKETCH, Fusion прости вас выбрать плоскость, и затем происходит переход в режим 2D – рисования скетча, то есть чертежа-наброска, из которого мы в последствии создаём трёхмерную модель инструментами из CREATE.

CONSTRUCT – инструменты, которые помогают в создании скетчей – плоскости, оси и точки. К примеру, можно разместить на готовом объекте три точки, провести через них плоскость, и на этой плоскости нарисовать 2D-скетч, то есть создать новый объект в определённом месте, под определённым уголом относительно уже существующего.

INSERT – вставка. Можно вставить изображение или импортировать чертёж другого формата.

ADD-INS – дополнительные скрипты. К примеру, есть скрипт для автоматизированного создания болтов с заданными параметрами.

SELECT – инструменты выбора. Можно обводить объекты прямоугольной рамочкой или свободной областью, есть фильтр выбора – галочками можно отметить, что будет выделяться при обводке.

Ну, и собственно алгоритм работы такой: Меню SKETCH, команда CREATE SKETCH, выбираем плоскость, и инструментами рисования из выпадающего меню SKETCH создаём замкнутый(обязательно) контур. Всё просто и интуитивно понятно, все стандартные геометрические фигуры – Line (линия, причём, если после указания второй точки линии продолжить зажимать левую кнопку мыши, то начнётся построение окружности по касательной ), Rectangle (прямоугольник), Circle(окружность), Arc (дуга), Polygon (многоугольник), Spline (кривая, сплайн), и др. В этом же выпадающем меню, чуть ниже – инструменты редактирования скетча – Fillet (скругление), Trim(подрезка), Extend(удлинение), Break(разрыв), Offset(отступ), Mirror(отразить зеркально), Circular pattern и Rectangular pattern (круговой и прямоугольный массивы).

Когда замкнутый контур готов, область становится жёлтой, можно нажать STOP SKETCH(крайняя правая кнопка на верхней панели) и, к примеру, с помощью Extrude(выдавливание) или Revolve(вращение) из меню CREATE, создать трёхмерную фигуру. Для это требуется указать в появившемся меню наш замкнутый профиль и Axis(ось вращения). Всё, готово!

При создании нового скетча можно указать в качестве плоскости одну из граней ранее созданной фигуры.

И ещё важный момент – при создании нового объекта в появляющемся меню есть пункт Operation(10) – это то, как будет вести себя новый объект относительно уже существующего: Join – присоединится, образовав единое монолитное тело, Cut – образует область вырезания, Intersect – область пересечения образует новый объект, New Body и New Component – новое, независимое от существующего объекта тело или новый компонент.


Если всё ещё интересно и не хочется спать, то ещё немного пробежимся по интерфейсу пространства Моделирования.

BROWSER(4) – полезная и удобная панель, что-то вроде слоёв в Автокаде. Все элементы чертежа - Named Views(виды), Origin(плоскости), Bodies(тела), Sketckes(скетчи), Component(компоненты) – доступны для просмотра в этом выпадающем меню. Нажав на лампочку, можно скрыть видимость отдельного элемента или всей категории.
К примеру, после создания тела, исходный контур-скетч, из которого оно было создано, будет мешать, поэтому он автоматически скрывается. Но его всегда можно увидеть, «включив» соответствующую лампочку в списке Sketches.

Отдельного внимания заслуживает нижняя горизонтальная панель истории(7), которую я про себя назвал «машиной времени». Это не просто историческая панель, вы можете вернуться к любому раннему действию, внести изменения, и эти изменения коснутся всех последующих действий.

Например, когда-то давно вы нарисовали 2D-скетч, потом создали из него красивую модель методом вращения(CREATE-Revolve), потом прорезали в этой модели дырку(CREATE-Cylinder с опцией Operation - Cut), у дырки сгладили края(Modify-Chamfer), и в дырку встроили резьбу(CREATE-Thread), после чего посмотрели, и решили, что ваша многострадальная модель недостаточно изящна. Нет проблем – передвигаете ползунок на время создания скетча, корректируете профиль, передвигаете ползунок - назад, в будущее – и видите уже новую фигуру из изменённого профиля, с прорезанной дыркой, сглаживанием и резьбой, такой cad-эффект бабочки.


Удобно скомпонованы разнообразные служебные инструменты для просмотра(8) (зуммирование, панорамирование, орбиты, всё стандартно для cad-программ и выполняется также колёсиком мышки) и режимы экранного отображения(9) – визуальные стили, эффекты, ортогональный или перспективный вид, показ сетки и включение-отключение привязки, и пр.

Видовой куб(6) – тоже понятный и знакомый многим инструмент. Нажатием правой кнопки мыши по кубу можно выбрать ортогональный или перспективный вид на модель.


Нажатие правой кнопки мыши в рабочем пространстве вызывает меню быстрого доступа(5), там есть кнопки вперёд-назад, перемещения, удаления, повтора последнего действия.

Ну, и пара самых верхних панелей, которые я оставил напоследок. Вроде бы стандартная служебная строка меню(1) – операции с файлом, экспортом, сохранением, откат на действие назад – вперёд. Самая крайняя левая кнопка – просмотр проектов. И вот тут интересная особенность – дело в том, что Fusion 360, в соответствии с последними трендами, - облачная система. То есть все ваши проекты по умолчанию сохраняются не на компьютере, а на сервере (на свой компьютер можно сохранить, загрузив с сервера), и авторизовавшись(2) в любом другом Fusion, можно получить доступ ко всем своим проектам. Легко расшарить проект для совместной работы через интернет, подключив к нему других пользователей, введя имена их аккаунтов. Программа существует в мобильном виде, проектировать на планшете пока не получится, но презентовать, покрутить – без проблем. Опять-таки удобно работать с облаком – при наличии интернета все проекты под рукой.

Ещё, к вопросу об облаках – в режиме RENDER можно воспользоваться сервисом облачного рендера(бесплатным для студентов), проект отправляется на просчёт, визуализация происходит быстро и качественно за считанные минуты. То есть идеи работы с облаком - не новы, и облачных сервисов сейчас довольно много, просто во Fusion всё происходит как-то понятно и без лишних сложностей.

Не могу назвать каких-то критических недостатков, но есть опредёлённая особенность: программа создавалась по принципу – охватить множество функций – тут и инженерные расчёты, и визуализация, и анимация, и 3D-печать, и чтобы всё это работало максимально понятно, при минимальном количестве кнопок и опций, ещё и с облачными функциями, да ещё и на всех устройствах – от графических станций до планшетов. То есть практически объять необъятное. И для создания и расчёта технического дизайна прототипа – всё отлично. Но когда потребуются более точные расчёты – узкоспециализированным инженерам всё равно придётся обращаться к тому же Inventor. С визуализацией примерно так же – картинка получается шикарная, фотореалистичная, смотрится эффектно, и буквально за пару кликов. Но это только для того, чтобы эффектно презентовать модель. Углублённых настроек среды освещения я не нашёл. Есть дюжина готовых сцен в Еnvironment library – мягкий свет, жёсткий свет, поле, фотокабинка, и пр. Но мне, как фотографу, занимающемуся предметной съёмкой, интересно было бы интересно создать модель продукта и применить собственный сценарий – пара источников мягкого света, жёсткий контровый свет, подсветка снизу, и динамически пробовать ставить их на разных расстояния от модели. Вот так уже нельзя, вперед изучать Max+V-Ray. То есть картинку качества фотографии технически сделать можно, но тонко работать с освещением – это уже за пределами функционала.

Немного непонятный момент с нанесением изображений – картинки вставляются глянцевыми, бликующими. Я так и не нашёл, как регулировать отражающие свойства картинки. Если вставлять на модель телефона картинку с экраном – этот экран всегда будет с бликами. А если у устройства матовый экран? Может, и есть где-то настройки – интуитивно, под рукой их не нашлось.

Так же нет шаблонов для оформления проектной документации – для оформления проекта по ГОСТу придётся экспортировать в другую программу; нет настраиваемых размерных, текстовых стилей, выносок.

Не очень понравился инструмент для работы с текстом – узкая строчка в выпадающем меню, годится только для коротких подписей.


Впрочем, всё что я перечислил – не критические недостатки для людей, которые занимаются дизайном, готовят презентацию собственного стартапа или модель для 3D-печати – с увеличением узконаправленного функционала возрос бы «порог вхождения», а здесь баланс между функционалом и лёгкостью освоения достаточно хорошо соблюдён. Небольшие «глюки» за то время, что я работал в программе, исправлялись по мере выхода обновлений прямо на глазах, система получилась стабильной, умной, удобной и несложной в освоении. К тому же – традиционно бесплатно для студентов и преподавателей. Если кого-то я вдохновил на попытку освоить моделирование и был чем-то полезен – очень рад. Появятся вопросы – пишите, отвечу.

Ниже – то, что я нарисовал по мере освоения программы; время, потраченное на каждую из моделек не превышает 2-3 часов.

Читайте также: