Где в фл студио духовые

Обновлено: 08.07.2024

Как-то раз вернувшись домой, наслушавшись всевозможной электронной музыки, которая оказалась на плеере, ты решил, что пора бы тоже подарить этому миру пару хитов. Естественно перед тем, как покупать дорогостоящее оборудование и с головой окунаться в сферу профессионального музыкального продюссирования, хочется просто, забавы ради, попробовать и «пощупать», а что же это такое создание электронной музыки на компьютере…

В данном цикле статей я хочу осветить процесс создания музыки в программе FL Studio.

Всех кому интересно, как порадовать друзей и знакомых новым произведением Вашего искусства прошу под кат.

Введение

Для начала понадобится демо-версия программы FL Studio, скачать которую можно отсюда(97,6 МБ), компьютер средней производительности, немного свободного времени и наушники, для того чтобы не убить соседей, своими экспериментами со звуком.

Музыкальный трек в FL Studio, составляется из фрагментов именуемых pattern (паттернами). Каждый такой паттерн состоит из последовательностей нот, заданных одному или нескольким каналам (channels). Размер паттерна кратен четвертям, минимальный размер паттерна – одна четверть. Такты в FL Studio имеют по умолчанию размер 4/4(в настройках проекта размер можно изменить) и в редакторе паттернов такты разделены более светлыми линиями сетки и подписаны сверху цифрами по порядку. Паттерн состоит из нот, тон которых лежит в пределах 10 октав, минимальная длительность ноты – одна сто двадцать восьмая.

Интерфейс FL Studio

Общее правило, чтобы изменить положение какого-либо регулятора, надо нажать на него левой кнопкой мыши и не отпуская кнопку передвинуть мышь вниз чтобы убавить или вверх, чтобы прибавить. Также можно изменять положение роликом мыши, когда курсор находиться над регулятором.

Интерфейс

Интерфейс выглядит так (прокомментировано только самое важное на первом этапе освоения).

Step Sequencer

Step Sequencer содержит в себе список каналов и используется для редактирования паттернов. Номер редактируемого паттерна отображается сверху (см. первый скриншот), а также он выделен оранжевым цветом в плейлисте.

Step Sequencer

Каждая строка – это один канал, этот канал может быть либо синтезатором (канал который генерирует звук на основе заданных нот), либо семплером (канал который использует уже готовые звуки (семплы)).

На скриншоте видно, чтобы заставить звучать ту или иную ноту, нужно нажать на соответствующий ей прямоугольник, для того чтобы определить тон ноты, следует открыть окно с клавишами и выбрать нужную, также можно изменить параметры ноты.

Для того чтобы добавить новый канал следует выполнить пункт меню Channels – Add one. , затем в выпадающем списке выбрать нужный канал.

Также можно клонировать или удалить выбранные каналы. Выбор осуществляться правым кликом мышки на сером прямоугольнике справа от названия канала. Левый клик выбирает/снимает выделение со всех каналов сразу.

Чтобы переместить канал выше/ниже следует удерживая клавишу ALT стрелку ВВЕРХ/ВНИЗ. Также можно двигать несколько выделенных каналов одновременно.

Выбранные каналы можно объединить в группу, для этого есть пункт меню Channels – Group selected.

Playlist

Playlist

Плейлист используется для редактирования трека в целом. Он состоит из двух частей, в первой находится список паттернов данного проекта, во второй клипы автоматизации (Automation Clips) и аудио клипы (Audio Clips), также сюда можно и паттерны вставлять.

Чтобы нарисовать паттерн надо щёлкнуть левой кнопкой мыши на нужном месте (в режиме карандаш или кисть, естественно), чтобы удалить паттерн нужно щёлкнуть правой на нём.

Для выделения не обязательно переключать инструмент, достаточно удерживать клавишу CTRL, также чтобы что-то обрезать можно удерживать клавишу SHIFT.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

Паттерны как и канал можно перемещать, клонировать и удалять. По одному или сразу несколько (команды для этого находятся в контекстном меню паттерна или меню плейлиста в пункте, Patterns).

Для объединения нескольких паттернов в один надо их выделить и в контекстном меню выбрать Merge selected.

Для объединения нескольких «прямоугольников» одного паттерна в один надо в контекстном меню выбрать Flatten selected.

Чтобы выделить всю строку данного паттерна достаточно кликнуть на маленький прямоугольник справа от его названия.

  • Main – привязка осуществляется в соответствие с глобальной привязкой выбранной сверху;
  • Line – привязка к линиям сетки;
  • Cell – привязка к ячейкам сетки;
  • (none) – отключить привязку;
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 step – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части шага сетки соответственно;
  • Step – привязка к целому шагу сетки
  • 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 beat – привязка к 1/6, 1/5, 1/4, 1/3, 1/2 части бита (бит — одна четверть) соответственно;
  • Beat – привязка к целому биту.
  • Bar – привязка к такту.

Piano Roll

Piano Roll

Непосредственно редактор мелодии. Окно состоит из панели инструментов, аналогичной той, что в плейлисте, нотного стана слева, окна ввода нот по центру и окна параметров снизу.

Логика проста, один прямоугольник – одна нота, длинна прямоугольника – длительность ноты.
Большинство операций производиться также как и в плейлисте, только чтобы скопировать и перенести выделение надо удерживать SHIFT.

Чтобы увеличить длительность достаточно потянуть за правый край ноты, но если включен CAPSLOCK на клавиатуре, то менять размер можно и за правый край.

Кроме того в режиме CAPSLOCK, при изменении размера выделенной области он будет меняться целиком, при выключенном же будут меняться только размеры нот по отдельности.

Привязка к сетке действует также как и в плейлисте.

Mixer

  • Master – Общий канал, все send и insert треки проходят через него и уже потом на выход.
  • Insert – Обычные каналы (таких на микшере 64 штуки), обычно связанный с каким-нибудь генератором или семплером.
  • Send – редуцированные каналы (4 шт).

Чтобы привязать какой-нибудь канал к треку микшера следует в окошке FX окна Channel Settings выбрать цифру нужного трека, либо в микшере нажав правой кнопкой на нужном треке, выполнить Link Selected Channels — To this track (Либо CTRL+L на клавиатуре). В последнем случае к данному треку привяжутся все выбранные каналы. Если выполнить Link Selected Channels — Starting from this track (SHIFT+CTRL+L), то выбранные каналы привяжутся по-порядку к каждому треку начиная с выбранного.

Browser

  • Channel presets – сохранённые настройки каналов. Здесь можно найти кучу настроенных генераторов.
  • Current Project – секция текущего проекта. Здесь храниться история действий и то из чего состоит прокет, клипы, каналы эффекты.
  • Mixer Presets – настройки треков микшера.
  • Packs – банки семплов.
  • Projects – проекты.

Channel Settings

Настройки канала. Для начала достаточно знать, в верхней части расположены регуляторы громкости, баланса и питч, рядом с которым регулируется величина отрезка регулирования питча в октавах. Правее окошко FX номер в котором соответствует треку микшера к которому привязан данный канал.

Ниже расположено несколько вкладок. Про назначение их постараюсь объяснить в части второй.

Итак. Вдоволь начитавшись и насмотревшись картинок хочется уже что-нибудь сочинить.
Создадим новый проект использовав готовый трансовый шаблон. Для этого выполняем File – New from template – Genere — Trance.


В первом паттерне сделаем ударную партию:

Устанавливаем режим воспроизведения в pat (жёлтый квадратик сверху) и жмём на Play или на пробел. Слушаем. Останавливаем воспроизведение, ещё раз нажав пробел или Stop сверху.


Во втором паттерне сделаем бас партию. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass (правый клик на названии канала Trance Bass – Piano roll). Рисуем там примерно вот так:


В третьем паттерне тоже будет бас партия. Открываем Piano Roll для канала Trance Bass и рисуем:


Во третьем и четвёртом паттерне создадим небольшую мелодию:



Теперь откроем Playlist и расставим паттерны как-то так.

Устанавливаем режим воспроизведения в song (вся песня). Слушаем. Радуемся.
То что получилось у меня забираем здесь:
Проект Fl Studio
Рендер MP3 (128kbps)
Рендер MP3 (320kbps)
Конечно работа над треком не заканчивается, но курс молодого бойца музыкального фронта пройден.
To be continued…
UPD: приму в комментах пожелания и предложения по поводу того, что бы вы хотели увидеть в следующих статьях.

Точнее не плагин, а виртуальный VSTi синтезатор. Вот что нужно искать.
К примеру, такие синты бывают:

Dash Signature The Abstract Guitar v1.12 VSTi

VSTi синтезатор, имитирующий звучание гитар, работающий по принципу физического моделирования. Имеет собственный процессор эффектов и симулятор комба. Полноценно гитару, конечно, имитировать не получается, но зато можно навертеть очень странные и интересные звуки, акутальные, например, для стиля "индастриал".

DashSynthesis daHornet v1.0 VSTi

Неплохой VSTi басовый синтезатор классической архитектуры для танцевальной музыки (2 звуковых генератора + генератор шума, пилообразная и прямоугольная формы волны, модуляция ширины импыльса, один LFO, два генератора огибающей, мультирежимный фильтр) . Отличается низкой загрузкой центрального процессора.

Gmedia Oddity v1.0 VSTi

Виртуальный эмулятор классического аналогового синтезатора ARP Odyssey. Звучит очень похоже на оригинал и позволяет сочинять пьесы а ля музыка к кинофильмам "Москва-Кассиопея" или "Гостья из будущего" :)

Native Instruments B4 v1.11 VSTi и DXi

Очень натуралистично звучащий имитатор классического электрооргана Hammond B3. Оставляет далеко позади многие автономные синтезаторы.

Native Instruments FM7 v1.00.004 VSTi и DXi

Виртуальный эмулятор легендарного FM-синтезатора Yamaha DX-7, звучащий очень близко к оригиналу. Дополнительно имеет качественные фильтры, дисторшн и секцию эффектов. Читает библиотеки пэтчей синтезаторов Yamaha DX7, DX7-II, DX11, TX81Z, DX21, DX27, DX100, TX802

Native Instruments Kompact v1.0 VSTi и DXi

Облегченная версия Kontakt

Native Instruments Pro-53 v3.00.013 VSTi и DXi

Отлично звучащий виртуальный эмулятор классического аналогового синтезатора Sequential Circuits Prophet 5. Оригинал использовали почти все звезды рока конца 70-х - начала 80-х годов, в том числе Piter Gabriel, Kraftwerk, Duran Duran, Genesis и многие другие.

Native Instruments Reaktor v4.0.0.2 VSTi и DXi

Самый мощный на сегодняшний день модульный синтезатор. По сути представляет собой мощную студию саунд-дизайнера, отвечающую самым высоким профессиональным требованиям.

Novation Bass-Station v1.10 VSTi

Виртуальный эмулятор классического басового синтезатора фирмы Novation. Звучит довольно близко к оригиналу, но фильтры, конечно, цифровые а не аналоговые.. .

Novation V-Station v1.20 VSTi

Виртуальная версия синтезатора V-Station. Фирма Novation открыла новый почин: одновременно с "железным" инструментом выпускается его виртуальный вариант, который ничем не отличается по звуку от оригинала.. .

Roland (Edirol) HQ Orchestral v1.01 VSTi и DXi

Оркестровый модуль со звуками синтезаторов Roland серии XP и карт расширения серии JV-XP. О нем подробно рассказывается в учебнике по Cubase SX

Roland (Edirol) Hyper Canvas v1.51 VSTi и DXi

GM2 модуль, имеющий на борту набор звуков Sound Canvas. Подробности - в учебнике по Cubase SX

Roland (Edirol) SuperQuartet v1.5 VSTi и DXi

Модуль для создания ритм-секций со звуками синтезаторов Roland серии XP и карт расширения серии JV-XP. Подробности - в учебнике по Cubase SX

Steinberg Dcota v1.01 VSTi

Синтезатор с интересным звучанием, в котором комбинируются три разных принципа звукообразования: классический, спектральный и воспроизведение семплов. Имеет 4 стереопары выходов и улучшенные алгоритмы звуковых генераторов.

Steinberg HALion v2.0.2 VSTi

Мощный семплер, почти не уступающий по возможностям NI Kontakt (имеет близкие характеристики за исключением гранулярного синтеза) .

Steinberg PLEX v1.0 VSTi

Уникальный синтезатор в котором применен совершенно новый принцип звукообразования, построенный на хитром комбинировании нескольких тембров. Звучит он очень интересно и своеобразно.

Wizoo & Steinberg Xphraze v1.0 VSTi

Инструмент с необычным и ярким звучанием для синтеза сложных музыкальных фраз и эффектов.

Духовые инструменты, в просторечии - "Дудки" объединяют в себе, тот музыкальный отсек, который можно прилепить, практически к любому музыкальному направлению и мы с вами знаем, что эта ложка мёда, не испортит ванну с молоком. Пример, это старый фанк, знакомый со времен виниловых пластинок. Здесь я расскажу лишь о маленькой части, этого огромного понятия - Духовые.

Именно о том, что я путем долгих мытарств подобрал себе. Здесь не будет дудуков и волынок, а самое настоящее железо!

Духовые в роке

Я не считаю себя композитором или поэтом, просто пишу музыку. Иногда, всплывают старые песни, которые мы играли в рок-группе, ещё в 80-х годах конца прошлого тысячелетия.

ЗАСАДА. VST духовые инсрументы

В этой композиции использовалась библиотека NATIVE INSTRUMENTS - SESSION HORNS и MOJO саксофон.

При выборе VST дудок, руководствовался такими критериями. Дудки должны быть естественными, то есть с придыханием и опять же, со множеством переключения артикуляций. Первое что я подобрал себе были Native Instruments - Session Horns , очень хорошая библиотека, но очень неудобные keyswitch.

Вдобавок не позволяли переключаться между основными инструментами и артикуляциями. Но буквально недавно, нашёл их же улучшенную библиотеку Native Instruments - Session Horns Pro . Здесь добавлены переключатели и прочие недостающие для комфортного исполнения элементы. Здесь же заложен автоаккомпанемент.

ОДИН ЗА ВСЕХ. Демо VST дудки

Тут я не помню, но вроде бы SESSION HORNS. Хотя ради пробы я мог применить и несколько библиотек

Второй инструмент, несмотря на его простенькую внешность, показался мне более живым. Тем более, что там уже заложены готовы исполняемые рифы саксофона, тромбона и горна. Vir2 Instruments Mojo Horn Section (VSTi) м

MOJO Horn Section (VSTi) совершенно по-новому преподнесет вам духовые для музыки pop, funk, jazz и big band - ничего подобного в мире виртуальных инструментов просто не существует! Основанный на легендарных группах вроде Tower of Power и биг-бэндах прошлого века, MOJO (VSTi) способен эмулировать все, что угодно - от пронзительного соло на саксофоне до оглушительного, полнозвучного исполнения, когда весь оркестр играет в полную силу своих легких.

Россия. автор: Игорь Калмыков

Здесь я использовал сэмплы и рифы саксофона их библиотеки MOJO

В видеороликах для подчеркивания акцентов видеоряда, очень хорошо слушаются резкие всплески дудок. И для тех, кто занимается профессиональной видеосъемкой и самостоятельно озвучивает свои ролики. необходимо иметь в запасе именно такие библиотеки духовых.

Наборчик духовых есть в припеве.

Сыгран готовым пресетом в припеве, набор дудок тоже из пресетов Сессион Горн Про

Native Instruments - Session Horns

Native Instruments - Session Horns

Духовые инструменты мирового класса

Коллекция SESSION HORNS PRO это последнее слово техники в мире духовых инструментов. В ней представлены 10 превосходно просемплированых инструментов, семплы разделены на секции, до 6-ти отрывков в каждой..

30-ти Гб библиотека с превосходным, глубоким звучанием и возможностью обработки с помощью дополнительных уровней чувствительности и артикуляций. Интеллектуальная функция автоматической аранжировки обеспечит почти живое звучание аранжировки, независимо от уровня ваших навыков.

10 Способов Игры

В коллекции SESSION HORNS PRO Вы найдете: 3 саксофона, 2 трамбона, 3 трубы, тубу и флюгельгорн. 38 заранее подготовленных разделов с пресетами всех популярных стилей, гарантия того что вы сделаете все правильно. Также Вы можете задавать своей секции духовых инструментов ( до 6-ти шт) в 4-х различных тональностях.

Улавливание каждой детали

30-ти Гб библиотека SESSIONS HORNS PRO в десять раз больше чем библиотека SESSION HORNS. 34 вида артикуляций, до 4-х видов кругового зацикливания, до 4-х уровней чувствительности и реалистичные семплы вибрато – все это означает, что аранжировка духовых инструментов будет безупречной.

Анимация

Импровизируйте с двумя сотнями готовых к использованию рифов и профессиональной аранжировкой с помощью инструмента Animator. Запускайте до 6-ти музыкальных фраз одновременно, используя клавишный переключатель – и Вы точно добьетесь идеальной гармонии. Функция
Smart Voice Split позволит Вам быть уверенным в том, что каждая нота проиграна с помощью нужного инструмента, а режим Легато позволяет отобразить технику исполнения Легато с невероятной реалистичностью.

Микширование и эффекты

Установите уровень звучания для каждого инструмента в отдельности, задайте стереопозицию, компрессию и эффекты эквалайзера для каждого тембра, приправьте все эффектами реверберовки и задержки звука.

Затем добавьте мастеринговые эффекты, включая компрессию, эквалайзер, эффект насыщения пленки. И фильтр низких частот . Завершите обработку с помощью симуляции, так называемого , «звонкого» усилителя для придания миксу большей однородности.

В составе
  • Труба 1
  • Труба 2
  • Приглушенная труба
  • Флюгельгорн
  • Саксофон тональности альт
  • Саксофон тональности тенор
  • Саксофон тональности баритон
  • Тромбон тональности тенор
  • Тромбон тональности басс
  • Туба
Vir2 Instruments Mojo Horn Section


Раздвигая границы сэмплинга и скрипт-технологий за пределы, недоступные традиционным библиотекам семплов, MOJO обладает простым и вместе с тем очень насыщенным возможностями интерфейсом. Вам не нужно заранее решать, какую артикуляцию вы хотите воспроизвести. Просто выберите инструмент, с помощью переключателя Ensemble укажите, сколько музыкантов вы хотите "засадить" за него (от солиста до дектета) и дальше управляйте этим инструментом с клавиатуры. Сразу же загружаются больше десятка артикуляций, которые интеллектуально обрабатываются при помощи технических характеристик и переключателей клавиш.

Добиться максимального реализма музыканту помогут расположенные за кадром функции - режим имитации живого исполнения, режим отпускания клавиш, а также настраиваемые опции вибрато и егато. Понижения и подъемы тона моментально подстраиваются под основной темп; их можно запускать в реальном времени.

В коллекции инструментов представлены: саксофоны (сопрано, альт, тенор и баритон), трубы (открытые, приглушенные и пикколо), флюгельгорн, тромбон (открытый и приглушенный) , бас-тромбон и кларнет. Для каждого инструмента предлагаются разные артикуляции, но, как правило, сюда входят сустейны, стэбы, стаккато, трели, легато, шейки, октавные рулады, подъемы, понижения (различающиеся по длине - имеется 4 вариации), дойты, нисходящие модуляции, стилизованные риффы, специальные эффекты, а также синхронизируемые по темпу подъемы и крещендо.

Все сэмплы записаны с качеством 24-bit stereo , при записи использовались наиболее изысканные предусилители, в том числе классические модели Neve 1073 и LaChapell Audio 992EG, а также микрофоны марок AKG, Neumann и Coles.

MOJO сопровождается популярным движком Kontakt, что обеспечивает полную интеграцию со всеми основными секвенцерами через плагины AudioUnit, VST и RTAS, а также функционирование в автономном режиме

Имеется возможность имитации игры человека (HUMANIZING) Контроль характера звука и моделирование вибрато (на основе физического моделирования) которое так важно для духовых инструментов, особенно таких как саксофон. Возможность создания всех артикуляций присущих духовым инструментам.

Articulation List (varies by instrument)
- Sustain
- Octave Run Up and Down
- Stab
- Staccato
- Bend Down
- Crescendo (tempo-synced)
- Swell (tempo-synced)
- Rise to Hit
- Shake
- Trills

Release Types (varies by instrument)
- Standard
- Doit
- Slur Up
- Falls (4 different speeds)
- Shake

Riffs
- Over 1600 riffs included
- Tempo-synced
- Transposable
- Organized by instrument, key, and tempo

Effects
- Hundreds of special effects samples

Ensembles
- Instant adjustment between 1 and 10 players per instrument
- Intelligent and adjustable stereo positioning
- Adjustable accuracy and sloppiness

Integrated Engines
- Physically modeled vibrato
- Advanced humanization
- Character control
- EZRoom Convolution Reverb

Playing Modes
- Polyphonic
- Monophonic
- Legato

Built-in Effects
- 3-Band Equalizer
- Compressor
- Saturation
- Distortion
- Chorus

VST ФОРУМ

Если у вас возникли вопросы или вы способны дать новичкам решения по инструментам VST, добро пожаловать на новый форум.

Инструкции и книги:
Инструменты VST:
Уроки по сведению и мастерингу


Барабаны VSTI


Басс гитары VSTI

Выбор бас-гитары для меня был самым сложным. Одни библиотеки хороши функционалом, другие качеством звука. Найти одну "басуху" для всей музыки , которая крутится у меня в голове , я так и не смог. Но, выбрал несколько басов. О них и расскажу. Выбор бас гитары у меня лично проходил по таким критериям Хороший медиаторный бас Хороший пальцевый бас


Гитары VSTI

Нужен был ритм который звучал бы как настоящая гитара со всеми признаками, щелчки от медиаторов. Паальцевый призвук, вибрация струн, удары медиаторов по корпусу. В последнее время такие гитары появились, но опять же, нам хочется нажать аккорд и заиграла бы гитара, так чтоб было просто идеально.Так не бывает, волшебной кнопки и тут нет, все приходится делать руками.


Духовые VSTI

Именно о том, что я путем долгих мытарств подобрал себе. Здесь не будет дудуков и волынок, а самое настоящее железо! При выборе VST дудок, руководствовался такими критериями. Дудки должны быть естественными, то есть с придыханием и опять же, со множеством переключения артикуляций.

Разбираемся с интерфейсом FL Studio

DAW (англ. Digital Audio Workstation, цифровая рабочая станция) — это специализированный вид программного обеспечения для работы со звуком. По сути, это кратчайший путь для тех, кто желает воплотить свои творческие фантазии в музыке.

Компьютер с установленной рабочей станцией, аудиоинтерфейс, контроллер и пара студийных мониторов — подходящий сетап для старта. В этом материале мы расскажем о FL Studio и приведем краткий обзор его интерфейса. В следующем — подробнее остановимся на основных настройках программы.

История FL Studio

FL Studio — цифровая звуковая рабочая станция, которая более 20 лет остается одним из лидеров на рынке программного обеспечения для создания музыки. История FL Studio, ранее известной как FruityLoops, началась в 1998 году, когда состоялся ее официальный запуск. Первая итерация, разработанная бельгийцем Дидье Дамбреном для Image-Line, представляла собой незатейливую драм-машину с интерфейсом классического шагового секвенсора. Бесконтрольное пиратское распространение хоть и лишило компанию заслуженного дохода на первых порах, но также сыграло роль в популяризации ее продукта.

Для многих комнатных продюсеров начала нулевых отправной точкой в музыке стали именно «фрукты». Простота эксплуатации гарантировала низкий порог вхождения, что непременно привлекало самоучек, но закрепило за FruityLoops дурную славу. Долгое время профессиональное музыкальное сообщество отрицало то, что эта среда пригодна для серьезной работы. Опровержение последовало со стороны самих же артистов, которые использовали FruityLoops в продакшне и построили вполне успешные карьеры: Avicii, Deadmau5, Skream, Benga и многие другие.

Отрицать то, что сегодня FL Studio — мощная и универсальная DAW, способная полноценно реализовывать любые творческие задачи, по меньшей мере некорректно. Главная заслуга этого репутационного преображения бесспорно связана с грамотным подходом самих Image-Line. Внедрение новых возможностей, постоянные бесплатные обновления и продуманная маркетинговая политика — покупатель может выбрать подходящее издание и не переплачивать за ненужные ему функции.

Отличия изданий FL Studio 20

Актуальная версия FL Studio вышла в год двадцатилетия оригинальной FruityLoops в 2018 году и несет порядковый номер 20. С этого момента FL Studio обзавелась долгожданной нативной поддержкой macOS, что благоприятным образом сказалось на росте пользовательской базы DAW. Линейка включает в себя четыре отличающихся по начинке издания. Простейшая версия Fruity Edition — программа с редактором Piano Roll для создания секвенций и аранжировок, шаговым секвенсором, виртуальными инструментами и эффектами. Каждая последующая версия включает в себя все возможности предыдущей, а также ряд дополнительных. Так, пользователи All Plugins Bundle получают доступ к максимальной комплектации софта. Подробнее об особенностях каждого издания рассказано в таблице.

Не забывайте о том, что с официального сайта Image-Line можно бесплатно скачать триал-версию издания Signature Bundle с дополнительными плагинами в одном установочном файле. Несмотря на то, что она носит ряд ограничений, это неплохой способ ознакомиться с продуктом и опробовать его в деле перед покупкой. Если вы уже являетесь обладателем одной из стартовых версий FL Studio, но понимаете, что хотите получить доступ к новым функциям, можно всегда перейти на расширенное издание за дополнительную плату.

Интерфейс FL Studio

Многие новички выбирают FL Studio именно из-за простоты использования. Программа отличается крайне дружелюбным интерфейсом, но и к нему нужно привыкнуть.

Интерфейс FL Studio

После установки и запуска программы вам откроется рабочая область FL Studio из нескольких окон. Большинство из них можно переместить по собственному усмотрению, масштабировать, увеличивать или уменьшать. Если в какой-то момент работы пропало то или иное окно, вы можете легко его вызвать, нажав нужную иконку на панели инструментов или соответствующий ему хоткей. Основные окна, которые используются в процессе: Channels (F6), Piano roll (F7), Mixer (F9), Playlist (F5), Браузер (Alt+F8).

Toolbar Panel

В верхней части рабочей области находится панель инструментов FL Studio, которая обеспечивает быстрый доступ ко всем командам и параметрам. Коротко расскажем, из чего она состоит. Слева расположено главное меню, состоящее из 8 разделов: File, Edit, Add, Patterns, View, Options, Tools и Help.

Следом идет область Title & Hint Panel, где указано название открытого проекта, высвечиваются короткие подсказки и иконки, указывающие на те или иные действия. Например, на то, что FL Studio получает команды от подключенного MIDI-устройства, как показано на скриншоте.

Transport Panel содержит элементы управления для воспроизведения отдельного паттерна или всей композиции, записи и установки темпа.

В секции CPU & Memory Panel отображен процент загруженности процессора, доступная память, а также полифония.

Global Snap Panel или панель глобальной привязки регулирует значения привязки в Piano Roll, плейлисте и редакторе событий, когда локальная привязка в каждом из этих окон установлена на значении Main.

Output Panel

Output Panel содержит элементы управления, которые относятся к мониторингу аудиосигнала FL Studio. Доступно отображение в двух режимах: осциллоскопа и спектрографа, каждый из них сопровождает индикатор пиковых значений.

Online Panel служит своеобразной новостной лентой, информирующей о новом контенте от Image-Line, а также открывает доступ к онлайн-библиотеке дополнительных плагинов для FL Studio.

Pattern Panel — менеджер, с помощью которого можно находить неиспользуемые паттерны, добавлять, копировать, перемещать и удалять. Обращаем внимание, что функционал этой панели полностью продублирован в Picker Panel (вызывается сочетанием клавиш Alt + P), прикрепленной к плейлисту, где пользоваться всеми возможностями гораздо удобнее.

Shortcut Icons

Shortcut Icons — панель с иконками отвечает за быстрый доступ к тем или иным окнам, опциям и параметрам. Многие из этих кнопок имеют альтернативные действия. Чтобы их узнать, необходимо щелкнуть по значку правой кнопкой мыши.

Time Panel — здесь отображается время композиции в тактах и минутах на выбор.

Main Volume & Pitch Panel — два регулятора, отвечающих за уровень громкости и высоту тона. Основной регулятор громкости обеспечивает быструю регулировку уровня громкости во время прослушивания проектов. Самое важное, что он позволяет вам изменять громкость, не нарушая параметры на Master Fader. Говоря иначе, он не влияет на рендеры. Master Pitch задает основной тон всех инструментов и аудиоклипов, использованных в проекте. Чтобы изменить глобальную настройку, необходимо щелкнуть по регулятору правой клавишей мыши и выбрать пункт Type in value для самостоятельно ввода настройки ноты А в Гц (по умолчанию стоит значение 440 Гц). Для эффективности этого параметра, под каждым из инструментов, к которым вы хотите его применить, должна быть активна опция Enable main pitch.

Window Controls — элементы управления окном, которые точно не вызовут никаких вопросов у пользователей любых операционных систем. Все стандартно: свернуть, развернуть, закрыть.

Browser

Файловый браузер обеспечивает доступ к проектам, семплам, библиотекам пресетов и плагинов. Здесь же можно предпрослушать доступные семплы. В трех вкладках отображены все папки, содержимое текущего проекта с историей его изменений, а также база данных плагинов.

Browser

Playlist

Playlist

В плейлисте упорядочиваются все элементы, составляющие итоговую структуру композиции. Говоря проще, это секвенсор, в котором пользователь FL Studio создает аранжировку. Окно плейлиста представляет из себя стак многоцелевых треков, которые могут содержать паттерн-клипы, аудиоклипы и клипы автоматизации. В отличие от большинства других секвенсоров, треки плейлиста в FL Studio не привязаны к каким-то конкретным инструментам, аудиозаписям или типам клипов. Вы можете поместить любой клип куда угодно и даже накладывать их друг на друга. Клипы работают как в ноты в Piano Roll (речь о нем пойдет дальше). Когда воспроизведение достигает клипа, FL Studio проигрывает все его содержимое. Также стоит отметить, что клип-треки не связаны с каналами микшера, а маршрутизация использованных в клипах инструментов происходит из Channel Rack.

Channel Rack

Channel Rack

В этом окне находятся все инструменты, автоматизации, семплы и прочие составляющие проекта. Здесь же определяется громкость каждого из них, панорама, а также присваивается канал микшера, куда они направляются на дальнейшую обработку эффектами и настройку.

Видимые на каналах данные также известны как паттерны. Паттерны могут состоять из партитур, записанных в Piano Roll, шаговых секвенций и движений контроллеров, сохраняемых, как события автоматизации. В отличие от большинства других секвенсоров, паттерны могут состоять сразу из нескольких инструментов. Созданные в Channel Rack паттерны поступают в виде клипов в плейлист.

Piano Roll

Piano Roll

По мнению многих продюсеров, работающих в DAW, по части удобства пианоролл FL Studio превосходит своих конкурентов. Нотные данные можно вводить как вручную, так и записывать с помощью MIDI-контроллера. Пианоролл отправляет ноты и данные автоматизации в связанные с ним плагины. По вертикальной оси расположены ноты, по горизонтальной — временная сетка. Разрешение масштабируемой сетки выбирается пользователем и позволяет создавать сложные композиции.

Mixer

Mixer

Все аудиоданные в FL Studio поступают в микшер. В микшере есть 125 Insert-треков для входящих сигналов от плагинов и внешних источников аудио, один текущий канал для размещения утилитарных инструментов вроде Edison и Wave Cande, а также мастер-трек для обработки мастер-эффектами. При добавлении нового источника звука, он автоматически отправляется на мастер-трек, если не маршрутизирован вручную. Обратите внимание на разницу понятий сведения и мастеринга. При создании нового проекта, зайдите в окно микшера и удостоверьтесь в том, что компрессор Fruity Limiter, который может быть изначально поставлен на мастер-треке, отключен.

В правой части окна микшера находится стойка эффектов уникальная для каждого из каналов. В расположенные горизонтально слоты назначаются эффекты: эквалайзеры, компрессоры, ревербы и многое прочее, что придает инструменту свой характер, срезает лишние частоты и заставляет его звучать так, как вы хотите. Чтобы добавить эффект нажмите на стрелку слева от номера слота. На каждом из слотов есть круглый регулятор, отвечающий за уровень подмешивания эффекта. Правее — кнопка включения/выключения эффекта.

Как и остальные рабочие области FL Studio, окно микшера полностью адаптивно: вы можете самостоятельно настраивать его размер, все элементы управления при этом будут масштабированы.

Заключение

FL Studio — многофункциональная творческая студия, располагающая полным инструментарием для комплексной работы со звуком. Мы не сомневаемся, что ваши знания всех ее тонкостей будут расти с каждой минутой, проведенной за созданием собственных треков.

Напоследок дадим совет: мы намеренно не переводили некоторые названия, встречающиеся в FL Studio и настоятельно рекомендуем не русифицировать программу. Гораздо лучше выучить официальную терминологию, чем столкнуться с некорректным переводом или даже ошибками программы, к которым могут привести пиратские русификаторы. Английский точно пригодится: на сайте Image-Line и на различных каналах Youtube вы найдете множество видеоуроков, раскрывающих секреты работы с FL Studio. В следующем материале мы разберемся с базовыми настройками FL Studio.

Headliner Music School

Этот материал в разы ускорит и облегчит создание музыки, но только когда вы попробуете всё на практике.

Как преподаватель по созданию музыки, я ежедневно сталкиваюсь с тем, как вы неэффективно используете FL Studio.

Чтобы облегчить вам жизнь и в разы ускорить работу в FL Studio, я пишу для вас эту статью.

В статье используются сокращения: ПКМ, ЛКМ, СКМ — это правая, левая и средняя кнопки мыши соответственно.
Средняя кнопка мыши — колёсико. Его можно не только крутить, но и нажимать.

По-умолчанию в FL-ке отключены удобные, ускоряющие работу функции. Для того, чтобы их включить, в меню Options (горячая клавиша F10), на вкладке Global, активируй «лампочку» Click'n'Hold Special Gesture Functions:


Открой Playlist (F5) или Piano Roll (F7), нарисуй клип или ноту, щёлкнув ЛКМ. Представь, что её нужно разрезать пополам.

Раньше для этого нужно было найти глазами панель инструментов в верхнем левом углу, перевести туда курсор, выбрать инструмент нарезки Slicer, вернуть мышь обратно и разрезать. А потом - снова все те же операции, чтобы поменять Slicer обратно на Кисточку.

А теперь можно прямо на месте, рядом с нотой или клипом нажать ПКМ по пустому месту и удерживать её нажатой, пока кисточка не превратится в Slicer. А дальше, не отпуская ПКМ, провести по клипу или ноте в том месте, где нужно разрезать. Отпускаешь ПКМ - Slicer снова становится Кисточкой.

Это очень ускоряет процесс нарезки сэмплов / паттернов / нот.

Двойной щелчок ПКМ по пустому месту в плейлисте / пиано ролл активирует инструмент Mute. Он позволяет заглушать отдельные клипы / ноты, если вы не хотите их удалять насовсем.

При этом, как и в предыдущем пункте, не обязательно выбирать инструмент Mute в панели инструментов. Всё делается прямо на месте. Удобно.


Если у вас нет MIDI-клавиатуры или она не подключена, можно использовать обычную печатную клавиатуру для игры на синтезаторах / сэмплерах (Ctrl+T или кнопка 1 на рисунке).

Нажимаешь шестерёнку в левом верхнем углу плагина и ставишь галочку Keep focus в разделе настроек:


Обычно мы записываем первоначальную идею в одном паттерне.

Чтобы разбить партии инструментов по отдельным паттернам, есть одна хитрая команда: Split by channel из контекстного меню списка паттернов.

То есть можно не заниматься рутинным вырезанием и вставкой партий в отдельные паттерны. Просто нажимаем Split by channel и уже в плейлисте расставляем получившиеся паттерны, чтобы трек развивался:


Точно так же можно одной комбинацией клавиш распределить инструменты по каналам микшера: Ctrl+Shift+L . Рекомендую перед этим сразу назвать и раскрасить инструменты, потому что они будут назначены на каналы микшера в том же порядке, с теми же названиями и цветами:


Удерживая Ctrl, можно обвести несколько нот/паттернов, чтобы их выделить. Не нужно менять инструмент «кисточка» на инструмент «выделение», просто удерживайте Ctrl и обводите.

Точно так же, нет нужды включать инструмент «лупа». Прокручивая колёсико мыши с зажатой клавишей Ctrl, можно уменьшить/увеличить масштаб там, где стоит курсор. В плейлисте можно ещё и вертикальный масштаб менять, удерживая Alt при прокрутке.

Если удерживать нажатыми клавиши Ctrl+Shift, можно выборочно выделять ноты, паттерны или каналы микшера. Или снимать выделение выборочно:

Когда хочешь назвать семпл по-другому, раскрасить канал микшера, переименовать паттерн или добавить картинку к названию инструмента, проще всего - щёлкнуть СКМ по названию.

Это работает где угодно в FL Studio. Позволяет переименовать, задать цвет и картинку любому инструменту / семплу / паттерну / плагину / каналу и т. п.

Для популярных инструментов - есть заготовки названий в левом нижнем углу текстового поля переименования.

Если сразу назвать и расставить инструменты, то потом можно двумя командами из пунктов 5 и 6, распределить их по каналам микшера и паттернам с теми же названиями.


Представьте: вы играли на MIDI- или компьютерной клавиатуре и получалось круто. Жаль, только, не записывалось. А повторить уже вряд ли получится. Знакомая ситуация?

Тогда загляни в меню Tools. Там имеются весьма полезные функции.Функция Dump Score Log To Selected Pattern возвращает в текущий паттерн запись всех MIDI-событий, которые происходили на протяжении от 2 минут до получаса назад. Круто?!


Хотите разгрузить процессор? Заходите в Tools --> Macros --> Switch Smart Disable For All Plugins. Теперь плагины будут включаться только во время их использования.

Хватаешься за голову от хаоса в проекте? Руки опускаются при попытках всё это упорядочить? Давай удалим семплы, которые не участвуют в аранжировке.

Функция Tools --> Macros -->Select Unused Channels выделит всё, что отсутствует в плейлисте, но занимает место в стойке инструментов. Теперь можно удалить выделенные инструменты из стойки с помощью Alt+Delete.


Edison записывает звук с канала микшера. Можно записывать голос с микрофона или семплировать игру на синтезаторе.

Чтобы быстро добавить Edison, уже готовый к записи, открой микшер (F9), выдели канал микшера и нажми Shift+E. Теперь осталось лишь нажать Play в транспортной панели сверху (общей, а не в эдиссоне), а после записи — отключить красную кнопку Record в Edison.


Помните кнопку, которая превращает печатную клавиатуру в MIDI-клавиатуру? Нажмите по ней ПКМ и откроется меню выбора ладов/аккордов. Выберите, к примеру, блюзовый лад или арабский.

Нажимайте всё подряд, любые клавиши на компьютерной клавиатуре. Все ноты будут попадать именно в выбранный лад. Удивительно, но вы не сможете ошибиться! Это очень облегчает создание мелодий и живые выступления.

В режиме major chordmap или minor chordmap вы нажимаете одну клавишу, а играет - аккорд, даже если вы не учили сольфеджио и не умеете строить аккорды. Полезно, когда сочиняешь последовательность аккордов.

Найдите всего 4 клавиши, которые красиво следуют друг за другом, причём так, чтобы за последним снова хотелось услышать первый. И получите красивую гармонию.

Несколько раз повторите эту последовательность. А записать нотами сыгранную живьём последовательность поможет пункт 10 этой статьи!

Используйте функции Piano Roll для автоматического создания арпеджио, быстрой нарезки ритмических рисунков, выравнивания и т. д. Меню с этими функциями открывается кнопкой гаечным ключом.

К примеру, вы записали 4 аккорда. Теперь их можно быстро нарезать в произвольном ритме с помощью комбинации Alt+U или превратить с помощью Alt+A в арпеджио. После чего ноты окажутся сгруппированными, но это не беда — комбинация Alt+G поможет разгруппировать их.

Автоматическое выравнивание нот по сетке (квантизация) включается тоже из этого меню (Alt+Q). Кстати, горячие клавиши можно всегда подсмотреть в этом меню и старайтесь использовать именно их. Эта привычка ускоряет рабочий процесс.

Если требуется быстро дотянуть все ноты друг до друга, воспользуйтесь функцией Legato из этого же меню (Ctrl+L). Удерживайте Shift для того, чтобы быстро двигать границу между двумя (и более) нотами. Вместо 4 действий (выделить, сократить, выделить, переместить), вы делаете всего одно движение.

Чтобы изменить общую громкость нескольких нот, не меняя соотношения громкостей между нотами внутри этой группы, нажмите Alt+X.


Это далеко не полный перечень фишек и хитростей, применяемых в FL Studio для быстрого воплощения самых смелых музыкальных идей.

В следующей статье я раскрою ещё 15 секретных фишек и приёмов работы, которыми обычно делюсь только со своими учениками.

Кстати! Если хочешь действительно совершить прорыв в написании музыки, прокачать и вывести на новый уровень своё звучание, изучить саунддизайн, сведение, мастеринг и даже научиться монетизировать творчество и сделать работу со звуком своей профессией, я с радостью научу всему, что знаю и умею сам. Вне зависимости от жанра музыки, возраста и опыта.

Просто запишись на пробный индивидуальный урок со мной в студии (если вы из СПб) или по Skype / Zoom, если вы из другого города.

Подписывайся на этот блог, чтобы не пропустить следующую часть этой статьи

Читайте также: