Грех ли играть в компьютерные игры

Обновлено: 04.07.2024

Может ли христианин играть в видеоигры?

Написанное около 2000 лет назад, Божье Слово не учит конкретно, должен ли христианин играть в видеоигры или нет. Но библейские принципы относительно лучшего использования нашего времени все еще применимы сегодня. Если Бог показывает нам, что конкретная деятельность обрела контроль над нашей жизнью, то мы должны на некоторое время отдалиться от нее. Этот «пост» может относиться к пище, просмотру фильмов или телевизионных передач, музыке, видеоиграм и всему, что отвлекает наше внимание от познания и любви к Богу и служению Его людям. Хотя некоторые из этих вещей могут быть неплохими сами по себе, они становятся идолами, если отвлекают нас от нашей «первой» любви (Колоссянам 3:5; Откровение 2:4). Ниже изложены некоторые принципы для рассмотрения, независимо от того, стоит ли вопрос о видеоиграх, телевидении, фильмах или каком-нибудь другом земном занятии.

1. Будут ли видеоигры обучать меня, или просто развлекать? Обучать – значит развивать. Будут ли видеоигры развивать нашу любовь к Богу, к познанию о Нем и служению другим? ««Все позволено!» Но не все на пользу. «Все позволено!» Но не все способствует созиданию» (1 Коринфянам 10:23–24; Римлянам 14:19). Когда Бог дает нам время для отдыха, мы должны находить развивающие занятия. Выбираем ли мы позволительные занятия, но не похвальные? Когда мы имеем выбор между хорошим, лучшим и наилучшим, нам всегда следует выбирать наилучшее (Галатам 5:13–17).

2. Являются ли видеоигры исполнением собственной воли или Божественной? Божья воля для Его детей может быть подытожена Его величайшей заповедью: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами и всеми своими помыслами. И люби ближнего, как самого себя» (Луки 10:27). Наша воля была загрязнена грехом. Так как мы были спасены от наших эгоистичных желаний, мы должны оставить свою волю (Филиппийцам 3:7–9). Божья воля изменяет нашу (Псалом 142:10). Со временем, Его желания для нас также станут нашими глубочайшими желаниями.

Многие люди считают, что воля Божья скучна и унизительна. Они представляют монаха в одиноком монастыре или пренебреженного церковного уборщика. Наоборот, люди, следующие Божьей воле в их жизни, являются самыми радостными и необычными людьми. Биографии таких исторических героев, как Хадсон Тейлор, Эми Кармайкл, Корри Тен Бум и Джордж Мюллер, подтверждают это. Несомненно, эти богобоязненные люди сталкивались с трудностями со стороны мира, их собственной плоти и дьявола. Они, возможно, не имели многого из имущества этого мира, но Бог осуществил великую работу через них. Сначала Его воля кажется невозможной и слишком святой, чтобы приносить удовольствие, но Бог даст нам силу осуществить ее и желание наслаждаться ею. «Бог мой! Я хочу исполнить волю Твою» (Псалом 39:8; см. Евреям 13:21).

3. Прославляет ли видеоигра Бога? Некоторые игры прославляют жестокость, похотливость и безрассудные решения (напр., «Я вылетел из гонки, поэтому разобью свою машину!»). Наши поступки как христиан должны приносить славу Богу (1 Коринфянам 10:31) и помогать нам развиваться в познании и благодати Христа.

4. Приведет ли видеоигра к добрым делам? «Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом, для добрых дел, которые Он нам изначально предназначил совершить» (Ефесянам 2:10; см. также Титу 2:11–14 и 1 Петра 2:15). Лень и эгоизм нарушают Божьи цели для нас – творить добрые дела для других (1 Коринфянам 15:58; см. также Галатам 6:9–10).

5. Поможет ли видеоигра проявлять самоконтроль? Многие люди говорят, что видеоигры могут стать зависимостью или одержимостью. В жизни христианина нет места таким вещам. Павел сравнивает христианскую жизнь с атлетическим соревнованием, ради победы в котором спортсмен тренирует свое тело. Христиане имеют великую мотивацию, чтобы вести жизнь с самоконтролем – вечную награду на небесах (1 Коринфянам 9:25–27).

6. Окупит ли видеоигра потраченное на нее время? Мы будем давать отчет о том, как использовали ограниченные минуты нашей жизни. Трата многих часов подряд за видеоигрой вряд ли может быть названа хорошим использованием времени. «Так следите внимательно за своим поведением! Ведите себя не как люди, у которых нет ума, а как люди разумные. Старайтесь хорошо использовать свое время, потому что дни теперь окаянные. Поэтому не будьте бестолковыми, но умейте понимать, в чем воля Господа» (Ефесянам 5:15–17). «Чтобы прожить оставшееся время жизни уже не под властью человеческих желаний, но по воле Бога» (1 Петра 4:2; см. также Колоссянам 4:5; Иакова 4:14 и 1 Петра 1:14–22).

7. Проходит ли она испытание текстом в Филиппийцам 4:8? «И еще, братья, пожалуйста, всегда направляйте свои мысли на то, что истинно, что достойно, что справедливо, что целомудренно, что приятно и восхитительно, что нравственно и достойно похвалы». Когда вы играете в видеоигры, сосредоточен ли ваш разум на божественном?

8. Соответствует ли видеоигра моим жизненным целям? Павел написал, что в последние дни люди будут «любить удовольствия больше, чем Бога» (2 Тимофею 3:4). Западная культура подходит под это описание. Мы любим развлекаться. Нехристиане становятся зависимыми от таких развлечений, как фильмы, спорт и музыка, потому что у них нет цели, высшей, чем просто наслаждаться жизнью перед смертью. Эти развлечения не могут принести истинного удовлетворения (Екклесиаст 2:1). Когда христиане становятся зависимыми от тех же вещей, что и нехристиане, то можем ли мы на самом деле сказать, что демонстрируем новую жизнь ««среди рода бесчестного и развращенного». Так сияйте среди них, словно звезды во вселенной» (Филиппийцам 2:15)? Или же мы доказываем другим, что не отличаемся от них и что Христос не принес значительных изменений в нашей жизни?

9. Помогают ли нам видеоигры сосредоточиться на вечном? Христиане имеют надежду на вечную награду на небесах, если они будут верными на земле (см. Матфея 6:19–21 и 1 Коринфянам 3:11–16). Если мы сосредотачиваемся на жизни ради вечности, а не ради скоротечных удовольствий земли, мы должны отдать ресурсы, время и свое сердце служению (Колоссянам 3:1–2, 23–24). Если наше имущество или занятия приведут к тому, что мы утратим свою вечную награду, что они будут стоить (Луки 12:33–37)? Христиане часто пытаются служить и Богу, и своим собственным желаниям. Но Иисус четко провозгласил: «Никто не может служить двум господам» (Матфея 6:24). Бог дает нам радость через время работы и отдыха (Екклесиаст 5:19; Матфея 11:28–29; Колоссянам 3:23–24). Мы должны найти баланс между трудом и отдыхом. Когда мы откладываем время для отдыха, как делал Иисус (Марка 6:31), мы должны выбирать развивающую деятельность.

Вопрос заключается не в том, можем ли мы играть в видеоигры, а в том – будут ли они наилучшим выбором времяпрепровождения. Будет ли это обучать нас демонстрировать любовь к своим ближним и прославлять Бога? Мы должны стремиться к похвальным занятиям, а не к просто позволительным. Куда бы Он ни вел вас, страстно следуйте за Ним прежде всего. Готовьтесь к вечности. Каждая жертва будет казаться незначительной, когда мы встретим Иисуса.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Грех ли играть в компьютерные игры христианам?

Грех ли для христиан играть в компьютерные игры, где много насилия? Я долго, как и многие молодые люди, играл в компьютерные игры. Игры могут быть хорошим развлечением, но если говорить об их жанрах, я мог бы сказать, что большинство из них сосредоточено на насилии. В качестве примера я могу привести такие игры, как Call of Duty, Grand Theft Auto или Rainbow Six Siege.

Я искал ответ на этот вопрос, но не смог его найти. Иисус в Евангелии от Матфея 5:27-28 говорит, что даже если мы не совершаем плохой поступок в реальной жизни, но совершаем его в нашем сердце, то мы грешим. Некоторые называют это виртуальным грехом. Другая точка зрения заключается в том, что наши намерения определяют, является ли это грехом, ведь мы можем смотреть в кино на стрельбу и боевые действия, но сами при этом ни в чем не участвуем. Где граница?

Я думаю, в чем вы и сами можете убедиться, что это очень спорный вопрос. Я считаю, что мы как верующие в Иисусе должны быть очень осторожными или полностью избегать таких серых областей, как компьютерные игры, где много насилия, например. Я просто не могу представить, чтобы Иисус Христос играл в компьютерные игры и уничтожал врагов, даже если бы действия были виртуальными. Существует множество библейских принципов, которые говорят о том, что участие в таких чрезвычайно жестоких видеоиграх, в лучшем случае, сомнительно или, в худшем, откровенно греховно. Например:

«…помышляйте о том, что истинно, благородно, правильно, непорочно, достойно восхищения и приятно, обо всём достойном и похвальном…» (Послание к Филиппийцам 4:8)

Я не представляю, чтобы христианин с учетом этого повеления играл в такие очень насильственные игры.

«Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне» (Псалом 100:3)

Если мы думаем, что участие в такой деятельности не влияет на наши умы, мы обманываем самих себя. Могут ли некоторые из нас принять участие в таких развлечениях и не загрязнить свой ум? Может быть. Я не в состоянии судить об этом.

Грех ли играть в компьютерные игры Call of Duty или Rainbow Six Siege? Я не думаю, что мне нужно судить тех, кто это делает, но я считаю, что эта деятельность очень сомнительна для христианина. Некоторые могут сказать: «Мне действительно нравятся видеоигры», другие: «Я играю всего пару часов в неделю, и я не зависим от таких игр». Хорошо, но не могли бы вы найти видеоигру, которая и интересна и не связана с убийством, хаосом, слегка одетыми женщинами и насилием, которая не взывает к нашим худшим инстинктам? Поможет ли вам убийство сотен людей, даже виртуальное, стать лучшим христианином? Есть много видеоигр, которые очень забавны, но которые не заставляют нас думать о нездоровых вещах.

Также я предпочитаю не использовать термин «виртуальный грех». Что это значит? Это либо грех, либо нет. Я могу понять это выражение, но оно сбивает с толку. Является ли виртуальный грех грехом? Сложно сказать. Предпочитаю называть грех грехом.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши "ctrl" + "enter".


К сожалению, сегодняшние христиане оказались перед принципиально новыми вызовами, новыми изобретениями врага нашего спасения. Например, никогда ни одно поколение людей, живших на Земле, не имело такого агрессивного вмешательства в жизнь человека со стороны разврата. Если говорить аскетическим языком – со стороны беса блуда, поскольку даже те места, где собирались развратные люди, были закрыты, и для того, чтобы туда попасть, надо было принять решение и приложить какие-то усилия.

Сейчас на душевно неподготовленного и не ищущего подобное человека вываливается страшная информация, которая хорошо определена словами из известной молитвы: «душетленныя страсти телесныя» – разрывающие душу телесные страсти. Это первый вызов.

Также мы столкнулись с вызовом компьютерной зависимости, игровой зависимости – такого искушения в такой степени не знало ни одно поколение христиан. Дело в том, что подростку предлагают продукт, приготовленный высочайшими профессионалами, которые специально получают большие деньги и придумывают, как подростка завлечь в эти игры.

Как 12-летний или 14-летний парень не может противостоять 30-летнему профессиональному боксеру, так же точно молодая душа не может противостоять этому искушению в должной степени, просто нет сил.

Слишком красочно, слишком интересно. Это накладывается на то, что для подростка в его переходном возрасте обыденная жизнь кажется бесконечно скучной и серой.

И вот на фоне этого разочарования в привычной системе ценностей, в родителях, ему вдруг предлагается такой мир, где все красочно, красиво, где он может быть первым, может быть победителем, где все очень интересно, где, даже играя онлайн с другими людьми, он не выглядит зеленым сопляком, который ссутулился у компьютера, а выглядит удачливым богатырем.

Сразу целый комплекс человеческих страстей подвергается в человеке массированной атаке. Поскольку мы, взрослые люди, в свое время не проходили этого бедствия, то и оказались не готовы – у нас не было такого соблазна, у нас не было такого искушения, у нас не было такой борьбы.

Мы или проглядели поколение наших подростков, что очень часто, к сожалению, бывает даже у очень высокоинтеллектуальных, начитанных, духовно образованных и прекрасных людей, или мы просто обвиняем их и не понимаем, насколько это тяжело преодолеть.

Если офицер не может не играть, то что могут дети

Я могу проиллюстрировать это. Не так давно командира одной крупной войсковой части сняли с должности за то, что он привел свое подразделение в почти полную разруху, потому что с утра после пятиминутной раздачи приказов запирался у себя в кабинете и играл в онлайн-танки. Это действующий офицер, и у него не хватило силы воли преодолеть зависимость.

У меня есть несколько знакомых, у которых семья или на грани разрушения, или уже разрушилась из-за компьютерных игр онлайн. Речь о людях, которым по 45, по 47 лет – взрослые опытные сильные мужчины, достаточно успешные, которые не смогли это преодолеть.

Играющие люди просто выпадают из реальной жизни. Как-то я приехал на день рождения одного дорогого мне человека моего возраста, на этом дне рождения было порядка 15 человек, и вдруг двое из приглашенных, мужчины на пятом десятке, в разговоре друг с другом выяснили, что они оба играют в танки онлайн. И они начали громко это обсуждать, настолько, что все остальные не смогли больше ни о чем говорить.

Мы сначала думали, что они шутят. Разговор остановился, а они этого даже не заметили, пока в течение 40 минут не выяснили все, что касается оборудования танков, одержанных побед, стратегий и прочее. Причем там сидела жена одного из них, она просто плакала, а потом мне сказала: «Я так живу».

Люди, взрослые люди, оказались совершенно выпадающими из реальности, не понимающими, что они причиняют боль. Это как алкоголизм, преступная радость на стороне за счет боли любимых людей.

В доме ничего не делается, работа не работается, потому что там, в виртуале, интересно, там он герой.

Если речь о детях, должно быть достаточно жесткое вмешательство родителей. Если ребенок стал зависимым, он будет проходить практически наркотические ломки, может быть, даже ненавидеть в какой-то период родителей, но его необходимо ограничивать от этого, потому что сам он этого сделать не может.

Полностью оградить ребенка от компьютера нельзя, да и не нужно: даже само школьное обучение связано с компьютером, даже дневник – электронный, да и потом компьютер необходим в различной профессиональной деятельности. Какая-то действительно небольшая часть полезного общения происходит через социальные сети. Поэтому задача нас, родителей, очень сильно и жестко это дозировать.

Но ни в коем случае специально не запрещать. Я очень много раз сталкивался с тем, когда родители полностью ограничивают ребенка, а потом где-то у друзей, получая возможность играть, он просто срывается, как пьяница – в запой.


Протоиерей Федор Бородин с семьей. Фото: Анна Гальперина

Не запрещать, а учить пользоваться компьютером

Наша задача – воспитать в ребенке умение пользоваться компьютером и противостоять его соблазнам. Совершенно очевидно, что с каждым годом соблазны, которые предоставляет виртуальный мир, и качество «продуктов», и мощь нападения на душу человека будут только возрастать, потому что тут работают и получают за это очень хорошие деньги высококлассные профессионалы.

В одной московской гимназии родители при поступлении ребенка в школу подписывали обязательство, что он вообще не будет смотреть телевизор. Позднее завуч школы рассказывал: «Я однажды шел по городу у метро и увидел, что дети под проливным холодным дождем стоят у витрины магазина, где продавались телевизоры, и долго-долго смотрят те взрослые фильмы, которые там показывали, забыв обо всем». В этой школе было принято решение о том, что полностью запрещать смотреть нельзя, надо учить детей смотреть то, что нужно, что полезно и не вредно.

С компьютером такая же ситуация. Может быть, можно дать школьнику поиграть. У нас в семье есть «недельное время», когда ребенок играет час – один или максимум два раза в неделю; или один раз играет полтора часа. Мы контролируем, во что он играет. Например, в стратегию, которая не наносит такого большого урона душе человека, как стрелялки, и не вызывает у него агрессию.

Обязательно на домашнем компьютере должен стоять родительский контроль. Потому что иначе на маленького ребенка может вывалиться порнография, и она травмирует его душу, возможно, искалечит его будущую семью, потому что у него будет разрушена система ценностей.

Волю нужно воспитывать

Нам надо учить своих детей быть независимыми от того, что им пытаются навязать «высокие технологии». Чтобы они в этом мире были, как тот, кто совершенно не зависит от алкоголя: он ходит в магазине по отделу алкоголя в супермаркете, его ничего не цепляет, его ничего не трогает, ему не интересно, потому что для него это не является какой-то радостью и ценностью.

Нам надо воспитывать так детей, чтобы они к этому миру относились так же.

Поэтому действительно важно не дарить дорогие гаджеты, держать под абсолютным контролем, несмотря на любой бунт и протест, весь контент, который попадается на глаза ребенку, и очень жестко и в каких-то минимальных размерах давать ему понятные для нас игры в качестве просто прививки, чтобы он более спокойно к этому относился, но при этом не заражался. Мне кажется, это единственный выход.

Надо говорить о том, что есть великая наука аскетика, которая посвящена борьбе со страстями. Борьба со страстями начинается с укрепления воли человека – поэтому правила, поэтому посты, поэтому поклоны. Надо укреплять волю. Игры расслабляют волю человека, он, как пьяница, который видит бутылку, не может ничего с этим поделать, зашел в соцсеть, видит – игра, всё, он себе не принадлежит, воли нет.

Волю надо в себе воспитывать. Конечно, должен быть пример, потому что я недавно видел одну православную семью: ребенок своими делами занимается, папа и мама сидят каждый в своем экранчике на своем диванчике. Конечно, ребенок, когда вырастет, будет точно так же себя вести, как мама и папа.

Память о зависимости – на всю жизнь

Даже если человек исцеляется от игромании, он останется зараженным на всю жизнь. Я помню, мы проходили курсы повышения квалификации для священнослужителей в православном монастыре, и к нам приходили два очень знаменитых нарколога, мужчина и женщина, с огромным стажем работы.

Очень интересную вещь сказал доктор наук, известный на всю страну нарколог: «Я пришел к вам, отцы, потому что понимаю: без вас мы не справимся. Раньше мы всегда считали, что есть человек и есть вещество, оно воздействует на человека. А теперь я понимаю, что есть воздействие на человека, есть человек, а вещества нет. Воздействие то же самое, поэтому я свидетельствую о том, что компьютер может стать абсолютным наркотиком и вызывать точно такие же реакции у человека».

Женщина-нарколог произнесла: «Я – алкоголик в ремиссии». Женщине около 60 лет, много лет она в профессии, доктор наук, работает в наркологическом центре, лечит от алкогольной зависимости людей. Мы ее спрашиваем: «Сколько вы не пили?» Отвечает, что 35 лет. Интересуемся: «Почему вы считаете, что вы в алкогольной зависимости?» Она говорит: «Потому что это во мне продолжает жить – я прохожу мимо ларька, или мимо магазина, или мимо стенда со спиртным и знаю, какое что на вкус, какой будет эффект. Все равно эта память во мне остается. Я вижу, сколько что стоит, что лучше, что качественно, что не качественно – я все равно продолжаю все это оценивать и во все это погружаться».

Поэтому, наверное, человек должен понять, что он нанес себе какую-то рану, шрам от которой не зарастет никогда и останется вечно, но уже тут ничего не сделаешь, с этим надо как-то дальше жить. Христианин умеет жить, смиряясь и зная, что в нем есть какие-то страсти.

- Можно ли в непостное время смотреть юмористические программы? Является ли смех грехом?

- Трудно ответить в нескольких словах. Но грехом является все, что противно Божественной воле и Божественной заповеди. В Евангелии звучат и такие слова Спасителя: «Горе вам, смеющиеся ныне» и наоборот: «Блаженны плачущие». Почему? И почему Предание Церкви говорит, что Иисус никогда не смеялся, но не раз проливал слезы? Очевидно, есть причины, это объясняющие. Первая – состояние мира вокруг нас, а вторая – состояние нашей собственной души.

В нашем мире много скорби, и потому христианину трудно, забыв о чужой боли, беспечно смеяться. Но что такое смех? Это своего рода разрядка, снятие эмоционального напряжения. Иногда смех – проявление радости. Постоянно «задавливать» себя в этом отношении трудно, небезопасно и далеко не всегда оправдано. Но, как и во всем, в смехе должна быть мера. Как считают некоторые подвижники, мера смеха – до «небольшого обнажения десен», то есть, неправильно человеку «забывать себя».
Отдельный вопрос – юмористические программы. А надо ли специально смотреть их, чтобы посмеяться? И над чем иногда предлагают смеяться? Иногда над тем, о чем стоило бы горько плакать.

Смею напомнить: истинное веселье и радость человека – в Боге, в бытии с Ним. И тот, кто стремится к этой радости, к этому веселью, всегда находит его и другого уже не ищет.

- Допустимо ли православному человеку играть в компьютерные игры? И можно ли играть в такие на телефоне?

- Ну, знаете, это все равно, что смотреть мыльную оперу и прочую телеберду. В православии есть даже такому занятию точное определение – праздность. А праздность – это грех.

Человеческая жизнь коротка и тратить ее на бесполезные развлечения никак нельзя. У православного человека просто не должно оставаться для праздности времени. Главным правилом древних подвижников было благочестивое: «Молись и трудись». Все время человеческой жизни должно быть занято трудом. И труд этот должен быть для блага ближнего или для своего духовного роста.

Это не означает, что человек не имеет права на отдых. Имеет, только и отдых должен приносить духовную пользу. Путешествия, посещение музеев, концертов, чтение душеполезных книг, занятия спортом, любое увлечение, которое имеет какой-то положительный смысл, - все это допустимо для православного человека. И получается, что тратить драгоценное время жизни на игру – просто неразумно. Напомню слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (I кор., 6,12).

Отвечал на вопросы игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Н. Дмитриева

Читайте также: