Hdmi rgb что это

Обновлено: 07.07.2024

По-умолчанию в настройках видеокарт NVIDIA стоит ограниченный динамический диапазон.

Попробовать установить полный динамический диапазон стоит владельцам мониторов с HDMI , которым кажется, что "все как-то тускло и блекло".

Настройка не сильно глубоко спрятана: заходим в Панель управления NVIDIA -> Изменение разрешения -> Выходной динамический диапазон и в Регулировка параметров цвета для видео -> Настройки цвета -> Дополнительно и ставим полный динамический диапазон.

Меня мой монитор устраивал, но когда рядом с ним встал старенький VGA монитор с CCFL подсветкой, который показывал более сочную и теплую картинку. Пришлось полезть в настройки, чтобы привести всякие яркости, контрастности и цветности к общему знаменателю (эх, как вспомню, какие были удобные настройки цветовой температуры у ATI/AMD, ммм). Вот уж действительно все познается в сравнении.

Там я и увидела, что в "цифровом" мониторе стоял ограниченный динамический диапазон. Включила полный - картинка стала контрастнее и детальнее в тенях и светлых местах, сами тени стали чернее, светлые места - белее.

Зачем же NVIDIA так по-злодейски поступила, отключив "лишние" уровни яркости у мониторов с цифровыми интерфейсами?

Это необходимо для совместимости при работе с телевизорами и видеоконтентом с ограниченным диапазоном (фильмами и телепередачами).

Грубо говоря, у телевизоров оттенок по RGB 236/236/236 такой же белый, что и 255/255/255, а 15/15/15 - такой же черный, как и 0/0/0.

Разница в охватах на примере Computer RGB и Studio RGB в SONY VEGAS Разница в охватах на примере Computer RGB и Studio RGB в SONY VEGAS

В настоящее время телевизоры, мониторы и даже телевизионный контент (цифровое ТВ и стриминговые площадки) все чаще поддерживают не то что полный, а даже расширенный динамический диапазон - новомодный HDR.

Поэтому включать полный динамический охват стоит , к тому же, если не понравится - всегда можно включить ограниченный обратно :)

Виды HDMI интерфейсов: чем отличаются и какой нужен вам

Интерфейс HDMI появился в 2003 году как совместная разработка Hitachi, Philips, Sony, Technicolor, TOSHIBA и других видеокомпаний. На тот момент он казался почти идеальным интерфейсом на замену аналоговых видов подключения. Спустя 18 лет и 13 версий, начиная с HDMI 1.0, появилась путаница. Обычному пользователю сложно разобраться, какой конкретно кабель ему нужен. Давайте подробно разберем основные особенности HDMI.

Какой сигнал передается и где применяется

HDMI (High Definition Multimedia Interface) разработан как стандарт для передачи видео высокого разрешения. Помимо этого, по кабелю одновременно передается цифровой аудиосигнал. Он широко применяется в телевизорах, компьютерах и ноутбуках, игровых приставках, мониторах, саундбарах и многих других устройствах мультимедиа. В некоторых девайсах, таких как ТВ, есть даже 2–3 разъема HDMI: это позволяет одновременно подключить, к примеру, PlayStation, медиаплеер и что-то еще. Длина самого кабеля для подключения обычно достигает 10 метров, чего вполне достаточно для дома.

Из-за большой пропускной способности интерфейса (об этом ниже) увеличение длины до 20-30 метров возможно лишь с применением так называемых повторителей сигнала.

HDMI-кабель со встроенным репитером, который компенсирует потери сигнала на большой длине

Для передачи данных на большие расстояния используются активные волоконно-оптические кабели. Они длиной до 100 метров и подойдут для больших коттеджей, офисных и торговых помещений. Недостаток только один — очень высокая цена в сравнении с обычным кабелем.

Версии HDMI и их отличия

Актуальных версий HDMI на момент написания статьи три. Для наглядности мы свели их в таблицу. Более подробные данные, в том числе и для устаревших версий, можете посмотреть в специализированном материале.

Версия HDMI

Макс. скорость передачи данных

Максимальное доступное разрешение

Поддержка HDR

1080p при 144 Гц
1440р при 75 Гц
4K при 30 Гц

1080p при 240 Гц
1440р при 144 Гц
4K при 60 Гц

* данные передаются со сжатием по технологии Display Stream Compression 1.2

Стоит учесть, что фактическая пропускная способность конкретного кабеля обычно выше, чем заявлено в таблице. Например, дома у автора статьи проложен 10-метровый HDMI версии 1.4 от компьютера к телевизору, тем не менее, он способен выдавать 60 Гц при разрешении 3840×2160, если выставить в драйверах видеокарты упрощенную цифровую субдискретизацию YCbCr 4:2:0.


Однако, чтобы иметь поддержку всех фишек ТВ с разрешением 4K, в том числе расширенного динамического диапазона HDR и полноценного цветового охвата FullRGB 4:4:4, нужен кабель версии 2.0.

Если вам нужно подключить суперсовременное оборудование, например консоль Xbox Series или PlayStation 5, не обойтись без кабеля версии 2.1. Только он может выводить 120 Гц при 4K, а также поддерживает опции вроде VRR и eARC.

Виды разъемов и распиновка

Существуют четыре вида слотов HDMI. Тип А является самым распространенным и используется в ТВ, ноутбуках, приставках, видеокартах и других устройствах. Типы С и D применяются в планшетах или видеокамерах. Тип Е предназначен для автомобиля.


Структурно, сам кабель состоит из 19 жил: четыре идут отдельно, остальные собраны в пять групп по три провода. Оболочка обычно выполнена из поливинилхлорида или нейлона, а в дорогих моделях добавляют ферритовые кольца, которые устраняют помехи.


Коннектор Type A состоит, соответственно, из 19 контактов. Первые девять передают сигнал, с 10 по 12 — такт, с 13 по 16 — служебные, 17 и 18 — это заземление и питание 5В, а последний является детектором подключения.


Какие бывают функции у HDMI

За годы развития High Definition Multimedia Interface обзавелся множеством дополнительных примочек.

HDMI CEC (Consumer Electronics Control) позволяет управлять несколькими устройствами. Если к телевизору подключен внешний тюнер или приставка, можно настроить их и переключать каналы с одного пульта. Многие производители используют разные названия для этой функции: Anynet+ (Samsung), BRAVIA Sync (Sony), Simplink (LG), EasyLink (Philips).

HDMI ARC (Audio Return Channel) используется в саундбарах и колонках. Если подключить аудиоустройство к порту телевизора с соответствующей маркировкой, то оно автоматически синхронизируется с ним: включается и выключается одновременно с ТВ, громкостью также можно управлять с одного пульта.

eARC может передавать звук формата 7.1 без сжатия (против 5.1 со сжатием у обычного ARC), а также сигнал с высокой дискретизацией для технологий Dolby Atmos и DTS:X. Есть только в HDMI 2.1.

VRR — переменная частота обновления, также доступна только в последней версии стандарта. Эта функция — аналог технологий Freesync и G-Sync для мониторов, то есть она позволяет телевизору регулировать частоту обновления в реальном времени, а не использовать фиксированные 60 или 120 Гц. Правда, ее поддерживает лишь ограниченное число моделей ТВ. Будет полезна для динамичных игр: VRR доступна как для текущего, так и нового поколения Xbox. У Sony же переменная частота есть только в PlayStation 5.

Отличие от DisplayPort

HDMI и DisplayPort выполняют одну и ту же задачу — передают картинку и звук на устройство. Разница между ними в том, что HDMI применяется для широкого спектра мультимедиа-устройств, а DP используют в основном для подключения мониторов.

Если сравнивать спецификации, то у DisplayPort 2.0 явное преимущество — скорость передачи данных до 80 Гбит/с (против 48 Гбит/с у HDMI 2.1). Тем не менее, даже версия 1.3 позволяет подключать геймерские мониторы с частотой обновления до 360 Гц при разрешении 1080p, а любой HDMI ограничен планкой 240 Гц. Также DP поддерживает обе технологии динамической частоты: G-Sync от NVIDIA и Freesync от AMD, у HDMI есть только поддержка последней.

Еще из плюсов DP — возможность последовательного подключения нескольких мониторов, что пригодится для рабочей станции.

При использовании Blu-ray плеера или игровой приставки, часто приходится выбирать из множества режимов цветового пространства. Наиболее распространенные опции включают YCbCr, 4:2:2, 4:4:4, RGB, RGB «Полный» (Full) или «Расширенный» (Enhanced), RGB «Ограниченный» (Limited). По большей части все это — различные способы отобразить один и тот же контент, кроме «RGB Полный». Ток что же означает эта настройка цветового пространства и что следует выбирать?

Для отображения картинки на ТВ, мониторе или проекторе, используется метод RGB. За редким исключением, каждый пиксель на экране состоит из Красного, Зеленого и Синего (R., G., B.) субпикселей. Все, что идет на ваш дисплей, на каком-то этапе превращается в RGB сигнал. Но изначально отнюдь не все является RGB сигналом.

Так почему существуют YCbCr и RGB? Это могло бы быть темой отдельной статьи само по себе, но мы можем сразу сказать, что это имеет отношение к черно-белым телевизорам, переходу от ч/б к цветным ТВ, а также к особенностям нашего визуального восприятия. RGB обращается со всем содержимым одинаково, тогда как YCbCr позволяет по-разному обращаться с информацией о черно-белом и цветной составляющих сигнала. Поскольку мы более чувствительны к черно-белой, чем к цветовой компоненте, то этот раздельный подход позволяет добиться большего сжатия (собственно, часть «CbCr» в «YCbCr»), делая черно-белое более детализированным. Наши глаза не видят разницы, но мы экономим массу трафика и места на носителях информации.

Полный и ограниченный RGB диапазоны — совершенно другая история. Эти названия сбивают с толку, поскольку логично предположить, что мы всегда предпочтем иметь дело с полным набором данных. Кому вообще придет в голову выбрать для себя что-то ограниченное? Ответ связан с тем, как с видеосигналом обращаются телевизоры, а как компьютеры.

Телевизоры используют диапазон от 16 до 235. Уровни сигнала до 16 определяются как черный, а информация за пределами 235 считается белым. Откалиброванный (правильно настроенный) телевизор никогда не покажет сигнал ниже 16 иначе как в виде черного. Большинство также интерпретируют сигнал выше 235 в качестве белого, поскольку в видеоконтенте такого сигнала не должно содержаться.

У компьютеров дело обстоит иначе — они используют диапазон 0-255. Не существует уровней сигнала ниже 0 или выше 255, поскольку всего существует 256 возможных значений. Если коротко, то это гораздо проще понять из-за отсутствия применимых к телевизорам идей про «чернее черного» и «белее белого».

Именно из-за этих различий и существуют понятия «полный диапазон RGB» и «ограниченный диапазон RGB». В фильмах и телепрограммах используется диапазон сигнала 16-245. В компьютерах и видеоиграх используется диапазон 0-255. Поскольку в телевизорах и мониторах компьютеров используются две разные шкалы, должен быть способ перехода с одной на другую. Устанавливая диапазон RGB устройства на «полный» или «ограниченный», мы делаем именно это.

При работе с телевизорами нужно всегда использовать «ограниченный» режим. Под ограниченным понимается ограничение диапазона сигнала до 16-235 вместа полного 0-255. В случае с фильмами и телепрограммами, никаких изменений не произойдет, поскольку они уже находятся в диапазоне 16-235. В случае с видеоиграми, в данном режиме будет выполняться преобразование из 0-255 в 16-235. В противном случае яркие и темные участки изображения потеряют оттенки и плавные переходы и окажутся чисто черными и белыми, а изображение будет выглядеть неправильно. Вы, таким образом, ничего не теряете, используя сигнал «RGB ограниченный», но использование «RGB полного» приведет к потере деталей изображения. Вам также желательно правильно отрегулировать «яркость» и «контраст» телевизора, используя настроечный диск, такой как «Spears & Munsil».

На приведенном ниже изображении взято тестовое изображение из начала статьи и отображено в том виде, как это сделал бы телевизор при подаче на него «полного» RGB сигнала. Можно увидеть срезанные, неразличимые светлые участки, при этом темная часть градиента (плавного перехода) вся черная. Это и есть детали в светах и тенях, которые мы потеряем.


С компьютерным монитором используется противоположный подход. «Полный RGB» отобразит видеоигры и прочий контент, созданный в формате 0-255, в правильном диапазоне 0-255. А вот телепередачи, фильмы и прочий контент в видео-диапазоне (16-235) должен быть расширен, чтобы задействовать весь диапазон, доступный компьютерным дисплеям. Если вместо этого использовать «ограниченный диапазон», то тени окажутся серыми вместо черного, а света — тусклыми. Вы не сможете в полной мере воспользоваться преимуществами монитора, а контент будет выглядеть неконтрастно. Изображение ниже является противоположностью предыдущего — теперь у нас нет светлых участков, они слегка сероваты вместо того, чтобы быть белыми, при этом черный выглядит, как темно-серый.


Хотя сами термины не очень удачны, «RGB полный» и «RGB ограниченный» позволяют использовать AV устройства (Blu-Ray плееры, игровые консоли и пр.) вместе с телевизорами, либо компьютерными мониторами, не регулируя каждый раз настройки изображения. Правильно используя эту настройку, вы сможете увидеть все детали в ярких и темных участках на любом устройстве. Вам не придется дважды настраивать телевизор, чтобы смотреть контент различного типа. Надеюсь, это поможет прояснить некоторые недопонимания, которые возникают по отношению к упомянутым настройкам.

Обновлено 30 Августа 2014:

Я обнаружил, что тема вызывает массу обсуждений. В частности, возникают новые заблуждения относительно того, как работают различные диапазоны, в частности, с игровыми консолями. Надеюсь мне удастся разобраться еще с парой вопросов, чтобы облегчить понимание процесса настройки.

В: Поскольку в видеоиграх используется полная RGB палитра, не следует ли мне использовать полную палитру, играя в игры, а при просмотре фильмов переключаться на ограниченную?

О: Нет. Большинство видеоигр созданы так, чтобы использовать полный диапазон RGB, поскольку они созданы на компьютерах, на которых используется именно она. Однако, когда вы играете в игру с полным диапазоном, а ваша игровая консоль установлена в ограниченный режим, это обстоятельство учитывается. Уровни сигнала сдвигаются с 0-255 до 16-235, кривые гамма-коррекции также адаптируются к телевизору. Вы ничего не потеряете, поскольку все учтено.

В: При использовании ограниченного диапазона я получаю неконтрастное изображение. При использовании полного, обрезаются детали в тенях. Что делать?

О: Если у вас ТВ, то «ограниченный диапазон» будет работать правильно. Неконтрастное изображение вызвано тем, что в настройках ТВ задана слишком высокая яркость. Следует использовать настроечный диск, например бесплатный «AVS 709», «World of Wonder», «Spears & Munsil», и с их помощью настроить изображение правильно. После этого уровни черного будут правильными в режиме «ограниченный диапазон», вы будете видеть все детали в тенях и они будут иметь адекватную контрастность.

В: Мой ТВ поддерживает «Полный диапазон», — не следует ли использовать его?

О: Нет. Телевизоры поддерживают этот режим, чтобы упростить процесс калибровки. Большинство телевизоров не будут отображать черный ниже 16, поскольку в видеоконтенте его не должно быть. Позволяя вам увидеть черный 15 или 14, вам упрощают процедуру калибровки, позволяя правильно настроить черный. Тем не менее, вам действительно не следует использовать это в качестве основного режима, поскольку большинство дисплеев не созданы для того, чтобы отображать уровни ниже 16, и часто привносят нежелательные цветовые оттенки при выходе за предел 240 (или около того). К тому же, если вы ограничите себя диапазоном 16-235, то получите более яркое изображение с лучшим отношением контрастности, поскольку можно выше поднять настройку «контраст». Отношение контрастности — именно то, к чему глаз чувствителен в наибольшей степени, так что в результате изображение будет более приятным.

Также, поскольку любой контент, отличный от видеоигр, будет использовать лишь диапазон 16-235, то упомянутые настройки будут актуальны для всех источников сигнала, а не только для одного.

Примечание ProjectorWorld: смысл сказанного выше не очен ясен и, возможно, содержит ошибку.

В: Следует ли установить консоль на «Автоопределение» вместо того, чтобы выбирать «ограниченный» или «полный»?

О: Нет. Если можно выбрать «ограниченный» или «полный», то лучше это сделать. Выбор консоли будет основан на данных EDID вашего дисплея, ресивера, или чего угодно, что подключено непосредственно к ней. Как правило, с этим не возникает проблем, но некоторые устройства предоставляют неверные данные, либо же данные неверно интерпретируются консолью. Хороший пример — приставка Roku 3, которая не позволяет менять эту настройку. Один ресивер, который я тестировал, сообщал на мой Roku неверный EDID, заставляя его переключаться в режим полного RGB диапазона, обрезая тени и делая изображение некрасивым. Если бы Roku позволил менять режим, проблемы можно было бы избежать. Поскольку вы знаете, какой режим следует использовать, лучше делать выбор самому, избежав тем самым осложнений.

В: Что с режимом «Super white» на PS3 и PS4?

О: «Супер-белый» позволяет отображать значения YCbCr выше 235 (в случае с Y — 240). Это не повредит ничему — лучше оставить включенным. У некоторых Blu-ray материалов пристутсвуют блики, такие как отражение солнца от воды, которые могут быть ярче максимального белого, и в противном случае не отображались бы. Данный режим позволит при желании смотреть такой контент, а при работе с другого типа контентом ни на что не повлияет. Это не расширит динамический диапазон, но просто позволит работать с сигналом с уровнями за пределом стандартного максимума.

Надеюсь, это позволило снять еще несколько вопросов с упомянутыми настройками. Правило использовать «ограниченный диапазон» с ТВ и «полный диапазон» с мониторами ПК остается в силе. Единственное — может потребоваться настроить телевизор после выбора правильной установки, чтобы быть уверенным в том, что видны все детали.


Монитор с HDMI подключён к видяхе с таким же разъёмом. Вообщем немного разобрался в чем разница между RGB и ycbcr444. Все это настраивается в панели Nvidia. Но вот когда ставлю RGB полный, картинка в играх становиться более тёмной. Местами вообще не разглядишь ничего. Так почему так темно?
До этого всегда играл с RGB ограниченный.
ycbcr444 вроде не плох, но что то не то.
Основной вопрос, почему при полном RGB картинка слишком тёмная. Что лучше поставить?


InboxM написал:
Основной вопрос, почему при полном RGB картинка слишком тёмная. Что лучше поставить?


Потому что ещё нужно учитывать возможности монитора по цветопередаче. Большинство мониторов не могут в full RGB, потому что те, что могут, стоят ощутимо дороже и нужны далеко не всем (в основном дизайнерам, фотографам и т.п.). Соответственно, поставить лучше то, что сможет нормально отобразить ваш монитор.

полный ргб от 0 до 255 ставить собственно что там думать то
другие форматы либо берут средние гармоники либо выражают одни цвета через другие в результате все делается какие то цветастое и контрастное


MunchkiN 616
Если ставить полный РГБ, то во многих играх некоторые места получаются слишком темными. Разве так должно быть то?


InboxM написал:
во многих играх некоторые места получаются слишком темными

InboxM
если у тебя игра нормально настроена (обычно там есть гамма коррекция и есть некий тест типа картинка в правом углу должна быть винда другая почти видна а третья не видна) па идее хороший монитор должен все воспроизводить без коррекции гаммы. так что проблема матрицы монитора. ином подобном случае я просто снижал контраст и цветность экрана (но тогда он как то начинает пропускать нижние цвета и картинка в темных метах становится светлее без прорва яркости в верхних оттенках) а ваще все это дело вкуса.


2000Arsen
У меня старый монитор VGA, подключён через переходник Hdmi-VGA, это может быть причиной такой цветопередачи на Full RGB?


Len4ik00N
Что за чушь - как раз таки большинство мониторов работают с фул ргб, это тв могут не все работать с фул ргб, но и те старые. Новые все поддерживают его


faust666666666
Он имел ввиду наверное то, что тест проходят единицы мониторов предложенных на рынке, даже после калибровки гамы, яркости и контрастности. На днях зашёл в гости к нашему слесарю и долго промучился с калибровкой его дешманского телика ДЭКСП. С горем пополам отстроил среднее, а крайние значения оттенков чёрного и белого на такого рода продуктах просто недостижимы. У человека создавшего пост есть проблемы с гамой. Если он об этом писал, значит, либо не откалибровал, либо монитор просто не может в этих диапазонах работать.
Все бюджетных мониторы любого типа матрицы, имеют 6 bit+rfc. Их настроит на нормальное отображение оттенков не так просто. 8 битные матрицы уже немного получше. Самые неприхотливые честные 10 битки (не 8 бит+rfc). Их можно не настраивать, малость подтянуть белый в ряде случаев.
Через мои руки уже прошло несколько разных мониторов. Больше всего понравились из семейства VA c честными 10 битными матрицами.
А так, конечно предпочтительнее полный динамический диапазон, от 0 до 255. Если совсем темно, надо калибровать по шаблонам с тестами.

Читайте также: