Игра на развитие памяти memory мемори

Обновлено: 07.07.2024

Хочу рассказать вам об игре, которая пользуется большой популярностью в нашей группе. Это игра "Мемори".

Для игры нужен набор парных карточек с изображениями на какую-либо тему. Смысл игры заключается в том, чтобы отыскать парные карточки и собрать их у себя в как можно большем количестве.

Правила игры "Мемори" таковы. Все карточки перемешиваются и выкладываются на столе картинками вниз. Первый из игроков делает ход, открывая сразу две карточки. Если изображения на них оказались одинаковыми, то игрок забирает карточки себе и получает право ещё одного хода. Если же нет, то карточки кладутся строго на те места, где они лежали, картинками вниз. Далее ходит следующий игрок. Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше собранных пар карточек.

Игра "Мемори" прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, усидчивость, образное и логическое мышление.

У нас есть несколько наборов, для игры "Мемори".

"Цветовое мемори". Этот вид мемори способствует закреплению у детей знаний о цветах.

Различные виды игры «Мемори»

Мемори "Геометрические фигуры", благодаря которому мы также повторяем цвета и закрепляем знания о геометрических фигурах.


Мемори на тему "Транспорт": повторяем и проговариваем названия различных видов транспорта.


Мемори "Дорожные знаки" - прекрасное средство для повторения правил дорожного движения.


Мемори по сказке "Репка": найти и собрать парные картинки с любимыми героями.


В планах - пополнение коллекции игр "Мемори" новыми тематическими вариантами!

Дидактическая игра «Я-Россиянин». Для детей старших и подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений.

Дидактическая игра «Я-Россиянин». Для детей старших и подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений. Описание игры «Я Россиянин». Могут играть несколько детей. В комплект входит 2 карточки с пронумерованными ячейками, 9 пар карточек с изображениями,.

Мемори своими руками.

Мемори своими руками. Я думаю, многие из нас знают игру «Мемори» (memory) - игра на развитие памяти. По – русский ее можно назвать «Найди пару» или «Запоминайка».

Я думаю, многие из нас знают игру «Мемори» (memory) - игра на развитие памяти. В России она известна под названием «Найди пару» или «Запоминайка».

Мемори представляет собой набор из пар одинаковых карточек. Количество пар в наборе начинается, как правило, с двенадцати - версия для самых маленьких. А для тех, кто постарше, карточек больше, обычно раза в 2-3.

Суть игры очень простая. Эти карточки выкладываются на стол «рубашкой» вверх. Далее по очереди каждый игрок открывает две любые карточки, показывая их всем. Если на них изображены одинаковые рисунки, он забирает их себе, и вскрывает следующую пару. Однако, если изображения разные, то он возвращает эти карточки взакрытую обратно строго на свои места, а ход переходит следующему игроку. Когда все карточки будут разобраны, выбирается победитель – тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

В Memory можно играть и одному, но тогда, для интереса, можно засекать, за какое время вы раскроете все пары. Впрочем, таких версий игры очень много – играй, не хочу :)

Memory рекомендуется с 2,5-3 лет и вплоть до самой старости, ведь никому никогда не помешает лишняя тренировка памяти :) Помимо памяти, Мемори способствует развитию:

⭕образного и логического мышления,

⭕мелкой моторики и координации движений рук,

Хочу предложить некоторые варианты для игры "Мемори":

🔸️"Цветовое мемори"- способствует закреплению у детей знаний о цветах.

🔸️"Геометрические фигуры"- повторение цвета и закрепление знаний о геометрических фигурах.

🔸️"Дорожные знаки" - прекрасное средство для повторения правил дорожного движения.

🔸️По сюжетам сказок( у меня "Репка" - любимая сказка моего мелкого 💛 ) - найти и собрать парные картинки с любимыми героями.

Вообщем, тематика иллюстраций к игре достаточно разнообразна, и вы сможете спокойно выбрать ту, которая вам по душе :)

Сделать можно из чего угодно 🙈 крышки, фетр, картон, губки для мытья посуды (Я их для малышей использую), бумажные стаканчики и т.д.

Данное методическое пособие предполагает системную работу по дополнению и внедрению дидактических игр «Мемори» в образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим планированием.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_2020.docx 1008.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮЖНЫЙ»

«Использование игровой технологии «Мемори» как средства концентрации внимания и развития памяти у детей дошкольного возраста»

C:\Users\НАТА\Desktop\20160906_174513-200x200.jpg

Автор материала: педагог дополнительного образования

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ЖУЛЕВА

Методическое пособие многофункциональная дидактическая игра «Мемори» посвящена взаимодействию дошкольников со сверстниками и взрослыми и содержит:

  • подробное описание способа изготовления дидактической игры;
  • разработанную картотеку авторской дидактической игры «Мемори» ;
  • перспективное планирование организации дидактической игры «Мемори» для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы «Малая детская академия «Совушка»;
  • методические рекомендации для родителей по использованию серии дидактических игр «Мемори».

Данное методическое пособие предполагает системную работу по дополнению и внедрению дидактических игр «Мемори» в образовательный процесс в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений, организации, как образовательной деятельности дошкольников старшего возраста, так и самостоятельной игровой деятельности. Данное пособие может быть использовано родителями в семейном воспитании.

Данная методическая разработка предназначена для организации воспитательно-образовательного процесса и самостоятельной деятельности дошкольников от 5 до 7 лет.

4. Понятие памяти, внимания. Значение памяти и внимания в

5. Игры «Мемори» (какие бывают и как такую игру можно сделать

6. Методические рекомендации для родителей по использованию

серии дидактических игр «Мемори»…………………………………18

7. Условия реализации методической разработки……………………..20

10. Список использованной литературы……………………..………. 25

Роль памяти и внимания в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти.

Развитие у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания — смысловой группировкой.

«Мемори» - одна из самых распространённых настольных игр на развитие памяти и внимания.

Как известно, память даёт возможность человеку накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Хорошая память – отличный помощник в учёбе, в жизни, в работе. Поэтому детям нужно её развивать, а взрослым тренировать.

Игра «Мемори» – это карточная настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек, за что игру «Мемори» еще называют игра «парочки». Игра ведется двумя одинаковыми колодами карточек, на лицевой стороне которых изображены картинки. Играют обычно 2 - 6 участников, в зависимости от количества карточек. Свое название настольная игра «мемори» получила от англ. memory (память) и полностью оправдывает свое название.

Игра «Мемори» - полифункциональное игровое средство, которое можно использовать для решения следующих задач развития ребенка:

1. формирование представлений о цвете, форме;

2. сравнение объектов между собой, выделение сходств и различий между ними;

3. выявление признаков (свойств) объектов и обобщение (группировка) их по заданным признакам;

4. классификация объектов по заданным признакам;

5. освоение понятий «больше» и «меньше», пересчет объектов;

6. формирование представлений о пространственном расположении объектов, понимание смысла пространственных понятий: «за», «перед», «между», «рядом» и т. д. ;

7. выполнение простых операций синтеза и анализа: разделение целого на части и определение целого по его части;

Игровое средство «Мемори» можно применять для индивидуальных и коллективных игр и занятий с детьми, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях. Рекомендуется начинать занятия у детей трехлетнего возраста с простых игровых заданий, постепенно повышая их трудность. Высокий игровой и развивающий потенциал набора позволяет использовать его в течение всего дошкольного периода.

Классический вариант игры представляет собой комплект из пар одинаковых карточек. Они кладутся на стол «рубашкой» вверх. Затем по очереди каждый участник открывает две любые карточки, показывая их всем игрокам, и открывает следующую пару. Если на них одинаковые изображения, игрок забирает карточки себе. Если изображения разные, тогда следует вернуть эти карточки обратно «рубашкой» вверх на свои места, а ход достаётся следующему участнику.

Истоки этой игры ведут нас в Страну восходящего солнца в период Хэйан (794-1185 годы). Именитое развлечение японской знати — awase (авасе), в переводе «соединение». Среди этих забав существовало и kai-awase (каи-авасе) – игра в ракушки. 360 пар ракушек (от 2,5 до 3 дюймов) составляет полный набор каи-авасе. Снаружи ракушке оставляют её природный вид, а внутри вычищают и окрашивают. Каждую пару ракушек объединяет общий характер. Внутри могут быть нарисованы природа, театральные одеяния, литературные герои, художественные образы, поэтические формы. Ракушки ставили на специальную скатерть-подставку, которая называется kaioke. Идея игры такова, что выигрывает тот участник, который собирает по определенной инструкции наибольшее соответствие пар.

«Мемори» – это не только веселая, но и полезная развивающая игра – с ее помощью у дошкольников тренируются:

  • усидчивость,
  • внимание ребенка,
  • развиваете память,
  • зрительное восприятие,
  • развивается речь,
  • математические способности и др.

– изучить влияние игр на развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста.

  • показать особенности развития памяти и внимания детей дошкольного возраста;
  • изучить роль игры в развитии памяти детей дошкольного возраста;
  • выявить уровень памяти детей старшей возрастной группы;
  • подобрать и апробировать серию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие памяти у старших дошкольников;
  • составить рекомендации для педагогов по использованию игр для развития памяти и внимания у дошкольников.

1 .Понятие памяти, внимания. Значение памяти и внимания в развитии личности.

Развитие внимания, памяти – важнейшая составная часть общего психического развития ребенка.

В дошкольном возрасте происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Благодаря познавательным процессам - восприятию, вниманию и памяти - дети активно познают окружающий их мир, людей, животных, множество различных предметов и явлений.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.

Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одного вида деятельности к другому.

Память — это способность принимать новую информацию и сохранять ее. Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. Его память непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного возраста происходит переход к мыслительному запоминанию. За один раз — краткосрочная память — ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет — 5 слов, взрослый — 9 слов.

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.

Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основной деятельностью является учеба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – говорит он, – игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…». Игровая деятельность может иметь место на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке ребенка к школе.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которые с успехом применяются в работе с любой возрастной группой детей. Они могут быть использованы на любом занятии.

Без заранее установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего дидактические задачи могут остаться невыполненными. Обучающие правила направляются непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий. Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений. Заканчивая игру, педагог повторяет ее название и основные игровые правила для того, чтобы организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность детей.

При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила, способы действий. Повтором игры мы достигаем одинаково успешного овладения всеми элементами дидактической игры до такой степени, чтобы они перешли в их самостоятельную деятельность детей.

Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого также вводится новый игровой материал, дополнительные роли, наглядный дидактический материал заменяется словесным и т.д.

Игры, направленные на умственное развитие ребенка, можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, способствующие развитию памяти ребенка, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей.

Наша способность помнить формирует основу того, кто мы есть, и является психологическим трюком, который давно очаровывает учёных-когнитивистов. Но насколько крепка наша память и надёжны наши воспоминания?

Память — это наше прошлое и будущее. Чтобы знать, кто вы, как человек, вы должны иметь некоторое представление о том, кем вы были. И, к лучшему или к худшему, ваша запомнившаяся история жизни является хорошим руководством к тому, что вы будете делать завтра. Потеряйте память, и вы потеряете основную связь с тем, кто вы есть.


Поэтому неудивительно, что существует увлечение этой квинтэссенцией человеческих способностей и игры на развитие памяти, называемые Мемори. Это крайне важно для нас. Вспоминая, мы становимся путешественниками во времени.

Воспоминания не хранятся в мозгу, как видеокассеты, которые можно воспроизвести, когда пришло время вспомнить прошлое. Научно-фантастические выдумки могут попытаться убедить нас в обратном, но воспоминания не являются дискретными сущностями, которые можно вынуть из головы одного человека, в стиле Дамблдора, и дистиллировать для чужого просмотра. Это ментальные реконструкции, изящные мультимедийные коллажи того, как всё было. Автобиографические воспоминания сшиты вместе и хранятся в нейронных системах. Это делает их любопытно восприимчивыми к искажениям, они не столь надёжны, как нам хотелось бы.

Мы знаем это из разных источников. Психологи провели исследования по показаниям очевидцев, продемонстрировав, как легко изменить чьи-то воспоминания, задавая вводящие в заблуждение вопросы. Если экспериментальные условия настроены правильно, то, оказывается, достаточно просто дать людям воспоминания о событиях, которых на самом деле не было. Эти воспоминания часто могут быть очень яркими. В сферах памяти тот факт, что он яркий, не гарантирует, что это действительно произошло.

Даже очень эмоциональные воспоминания подвержены искажениям. Термин "вспышка памяти" описывает те исключительно яркие воспоминания о знаменательных событиях, которые кажутся буквально сожжёнными эмоциями. Как игра китайских шёпотов, любая небольшая ошибка, вероятно, будет распространяться по цепочке запоминания. Память — это сборка, результирующая правка, которая может не иметь большого сходства с тем, как всё было на самом деле.

Ненадёжность памяти имеет смысл. В раскадровке автобиографической памяти мозг сочетает фрагменты сенсорной памяти с более абстрактными знаниями о событиях и собирает их в соответствии с требованиями настоящего. Эти две силы идут голова к голове в запоминании. Сила соответствия пытается сохранить память верной тому, что на самом деле произошло, в то время как сила согласованности гарантирует, что возникающая история вписывается в потребности самого себя, что часто включает в себя изображение эго в наилучшем возможном свете.

Не может быть никаких сомнений в том, что наши нынешние эмоции и убеждения формируют воспоминания, которые мы создаём. Трудно вспомнить политические убеждения нашего прошлого, например, когда так много изменилось в мире и в нас самих. Когда наши современные эмоции меняются, меняются и наши воспоминания.

Из всех воспоминаний, которые мы лелеем, те, что помнятся с детства, возможно, самые особенные. Немногие из нас будут иметь надёжные воспоминания до трёх-четырёх лет, и воспоминания до этого времени должны рассматриваться со скептицизмом. Но они кажутся самыми душевными и тёплыми.

Когда вы думаете о специальных когнитивных трюках, связанных с автобиографической памятью, неудивительно, что детям требуется некоторое время и сноровка, чтобы начать делать это правильно. Если вы спросите детей о том, что они помнят с младенчества, они вспомнят совсем немного больше, чем они будут вспоминать как взрослые. Это удивительно. Ведь не пошло ещё этих 20, 30, 50 лет, а память уже показывает фокусы.


Есть последствия ненадёжности детских воспоминаний. Одной из особых трудностей, связанных с ранними воспоминаниями, является их подверженность "загрязнению" визуальными изображениями, такими как фотографии и видео. Некоторые из ваших детских воспоминаний — это воспоминания о том, как вы видели себя на фотографиях. Когда мы оглядываемся в прошлое, мы всегда делаем это через призму вмешательства нас самих.

И всё же эти ненадёжные воспоминания являются одними из самых заветных. Воспоминания о детстве, как мы думаем, должны быть чистыми, потому что нам так психологически проще. Ваша первая память особенная, потому что она представляет точку отсчёта того момента, когда вы начали быть тем, кто вы есть.

Что мы должны делать с этой беспокойной умственной функцией? Во-первых, ценить. Память может ввести нас в заблуждение, но это машина со многими движущимися частями, и, следовательно, многие вещи могут пойти наперекосяк. Но даже когда она терпит неудачу, память делает именно то, что она должна делать. Глядя в будущее, смотреть в прошлое. Существует лишь ограниченное эволюционное преимущество в способности вспоминать то, что случилось с вами, но есть огромный выигрыш в возможности использовать эту информацию, чтобы выяснить, что произойдёт дальше. Похоже, что подобные нейронные системы лежат в основе мышления, связанного с прошлым и будущим. Так что развивать память — это важно.

Память бесконечно творческая, и на некотором уровне она функционирует так же, как воображение.

Вот как мы должны ценить память: как средство для бесконечного переписывания себя.

Когда писатели создают воображаемые воспоминания для своих персонажей, они делают то же самое, что и все мы, когда мы создаём свою собственную память. Они сплетают воедино кусочки своего личного опыта, эмоций и сенсорных впечатлений и мелочи конкретных контекстов и адаптируют их к истории, подвешивая их к рамкам исторического факта.

Мемори — одна из самых распространённых и простых настольных игр на развитие памяти. Хорошая память — ваш личный незаменимый помощник в учёбе, в жизни, в работе. Детям нужно её развивать, а взрослым постоянно тренировать. Играйте, и вам будут не страшны провалы в памяти, которые могут стать настоящим испытанием.



В этот мемори-набор входят 5 карточек со средой обитания и 50 жетонов с изображением животных. Продукт разработан в Италии, в Центре исследований и разработки Lisciani.

Классический вариант Мемори представляет комплект пар одинаковых карточек, которые выкладываются на стол взакрытую. По очереди каждый участник открывает две любые карточки, показывая их всем игрокам. Если на них одинаковые изображения, игрок забирает карточки себе. Если нет, они выкладываются обратно на стол в закрытом виде, а ход достаётся следующему игроку. Побеждает тот, кто набрал самое большое количество карточек.

Истоки игры находятся в Японии в периоде Хэйан (794–1185 годы). Знать играла в игру awase (авасе, "соединение"), а также kai-awase (ка-и-авасе) — игру в ракушки. Полный набор составляют 360 пар ракушек (размером в среднем 5-8 см). Снаружи ракушку не трогают, а внутри вычищают и окрашивают. Каждую пару ракушек что-то объединяет: герои, картины природы, театральные образы и прочее. Ракушки ставили на специальную скатерть-подставку kaioke и играли, стараясь собрать как можно больше одинаковых пар. Сегодня мы играем так же, просто у нас не 360 карточек, а меньше.

Настольная игра Мемори, которую мы знаем сегодня, впервые вышла в 1959 году у компании Ravensburger, которая затем запатентовала её. Сегодня игру выпускают многие компании, и тематику карточек вы можете выбрать какую угодно.


Эта игра гораздо глубже и важнее, чем может показаться на первый взгляд. Она — одна из немногих игр, напрямую работающая с нашей памятью, поэтому очень важно играть в неё, особенно в детстве.

Ещё один тип игр на развитие памяти — Запомни и повтори.

Как запомнить имя и лицо человека

У многих людей возникают проблемы с запоминанием лиц или имён. Чтобы запомнить лицо, вам просто нужно исследовать лицо человека дискретно: попробуйте найти необычную особенность (уши, волосы, лоб, брови, глаза, нос, рот, подбородок, цвет лица и т. д.). Создайте в уме связь между этой характеристикой, лицом и именем.

Кроме того, когда вы впервые знакомитесь, попросите человека повторить своё имя (это нормально). Сами называйте его по имени как можно чаще (не переусердствуя!). Если имя необычноеспросите, как оно пишется или откуда оно произошло.

Читайте также: