Играют ли успешные люди в компьютерные игры

Обновлено: 04.07.2024

Доверьте составление резюме профессионалам!

Обсудите с экспертом, как эффективно искать работу

Подготовьтесь к интервью вместе с карьерным экспертом

Сравните себя с другими кандидатами, откликнувшимися на вакансию

Узнайте какой вы специалист и добейтесь большего

Автоматическое поднятие резюме в результатах поиска

Отправьте свое резюме в компанию мечты

Образование и консультации

Студентам и начинающим специалистам

Сервисы в разработке

Пожалуйста, свяжитесь с нами позднее или воспользуйтесь другими сервисами выше. Пожалуйста, свяжитесь с нами позднее или воспользуйтесь другими сервисами выше. Ваш браузер устарел и больше не поддерживается. Для корректной работы сайта рекомендуем использовать один из современных браузеров. Узнать подробнее С 1 декабря 2021 года сервис перестанет работать в браузере Internet Explorer 11. Чтобы продолжить работу, используйте любой из поддерживаемых нами браузеров Подробнее

Компьютерные игры – хобби успешных людей

О пагубном влиянии видеоигр можно спорить очень долго: слишком уж сильны стереотипы. На слово «геймер» люди реагируют по-разному. Одним сразу представляется типичный американский подросток с видавшим виды джойстиком в руках. Другие видят подтянутого и довольного киберспортсмена с чеком на внушительный денежный приз за первое место. Третьи — успешного, современного человека, который в перерывах между совещаниями не идет на перекур, а достает смартфон и начинает играть. Правы будут все. Есть те, кто зависит от компьютерных игр, а есть те, для кого это осознанный выбор и не что иное, как один из способов проведения досуга или даже получения стабильного дохода.

Так уж сложилось, что одно негативное мнение способно перекрыть десяток позитивных отзывов. Однако хороших примеров очень много. ММО-экшн World of Tanks уже давно доказал, что стереотипы о разрушительном воздействии компьютерных игр — неправда.

Эмоциональная разрядка

Нервное напряжение снимают по-разному. Можно сходить в спортзал, послушать музыку или посмотреть любимый фильм. Или поиграть. Не только «Мир танков», но и множество других игр в количестве одной-двух сессий в день, особенно после нелегкого рабочего дня, хорошо выполняют функцию боксерской груши. Это вряд ли отнимет много времени (одно сражение World of Tanks длится в среднем 7 минут) и точно не сработает в обратном направлении, еще сильнее обостряя плохое настроение. Виртуальный бой закончен, противник уничтожен, победа в кармане. Нервы в порядке.

Недетские забавы

Уверенность в том, что взрослому человеку не пристало проводить время за компьютерными играми, — заблуждение. Доказательством служат цифры и железная статистика. Средний возраст российского геймера — 30 лет. Из них большинство (68 %) старше 18 лет. 9 из 10 жителей России проводят за компьютерными играми треть свободного времени, а 89 % родителей играют вместе со своими детьми.

Прокачка для ума

Особенно это относится к играм исторической тематики. Около 90 % поклонников World of Tanks интересуются военной техникой и легендарным прошлым своей страны. Вообще, «Мир танков» — яркий пример умной, интеллектуальной игры и кладезь фактов. Свыше 300 моделей техники, созданных по оригинальным схемам и чертежам, автоматически делают игру своеобразным учебником истории со зрелищными сражениями вместо страниц текста. Кроме того, в «Мире танков» нельзя не думать. «Тупо кликать мышкой» и выиграть не получится: нужны определенные стратегические навыки и умение просчитывать ходы противника наперед. Как в шахматах.


Социализация

Это бесплатно

Компьютерные игры — это не казино и не «однорукий бандит». Они не могут опустошить банковский счет и вогнать человека в долги. Да, это требует определенных денежных трат, как и любой другой вид развлечений. Покупка новой книги или экипировки для хоккея вряд ли окажутся дешевле лицензионной версии компьютерной игры.

Многие онлайн-игры и вовсе бесплатны. Бизнес-модель free-to-play не подразумевает баснословных вложений и позволяет игроку победить, не выманивая у него деньги за прогресс. Это же применимо и к «Миру танков»: заплатив определенную сумму денег, можно лишь ускорить процесс прокачки. Победу и место в топе принесут мастерство и навыки виртуального танкиста.

Играть или не играть — каждый решает сам. Злоупотребление, безусловно, приведет к плохим последствиям. В разумных же количествах результат будет совсем иной: логическое мышление, интеллектуальное развитие, уверенные навыки работы в команде и уравновешенность даже в самых стрессовых ситуациях.

Есть ли геймеры среди звезд? Еще как! Именно сейчас, во времена карантина, когда основная деятельность поставлена на паузу, появилась возможность рубиться в Контру или Доту сутки напролет! Посмотрим, кто из знаменитостей сидит дома с геймпадом в руках.


А начнем с давних времен. Одним из первых, если не первым, геймером среди селебрити был Фрэнк Синатра. Он приобрел себе домой огромный пинбол-агрегат и часто проводил за ним время вместе с дочкой:


реклама

Но прогресс не стоит на месте и спустя десятилетия в звездных особняках стали появляться компьютеры и игровые приставки. Многие популярные актеры, певцы, режиссеры, спортсмены и даже политики не смогли остаться равнодушными к великому соблазну современности.

Давайте познакомимся поближе с геймерскими предпочтениями наших кумиров.


Илон Маск. Богатенький изобретатель любит одиночество и много играет в игры. Среди фаворитов - Overwatch, Bioshock, MassEffect, Civilization, Fallout и Warcraft.


MSI RTX 3070 сливают дешевле любой другой, это за копейки Дешевая 3070 Gigabyte Gaming - успей пока не началось

Барак Обама. Признался в своей привязанности к Nintendo Wii Sports. Предпочитает боулинг, как и в реальной жизни.


Вин Дизель. Замечен играющим в World of Warcraft, Dungeons and Dragons, Call of Duty. В общем, он фанат, поэтому даже содержит свою небольшую компанию по разработке игр.


Питер Джексон, режиссер «Властелина колец». Олдскульный геймер, большой любитель поиграть в Doom-1.

реклама


Мэрлин Мэнсон. Любимая игра - Mortal Kombat, в которую он играет, только когда дома никого нет.


Рианна. Играет не на ПК, а на Xbox. В основном в Guitar Hero, причем не на гитаре, а на барабанах.


Анджелина Джоли. Начинала с Nintendo Wii, но затем из-за работы подсела на Tomb Raider. Уважает только раннюю часть, а последнюю критикует.


Мила Йовович. Аналогично, стала вынужденной геймершей «по работе». Теперь поигрывает в Resident Evil.


Бриттни Спирс. Sony PlayStation пригласила ее для создания своей танцевальной игрушки Dance Beat, в результате Бриттни подсела на приставку и поиграла во все эксклюзивы. Но больше всего ей нравится играть в себя саму, разумеется.)


Дэниел Крейг. В закулисной жизни Джеймс Бонд является убежденным геймером, предпочтения следующие - GTA, Red Dead Redemption, Halo.


Меган Фокс. Актриса не считает себя фанатичной геймершей, но между делом успела получить удовольствие от прохождения множества игр. Вот лишь некоторые из них – Halo, Uncharted, Stormfall, Mortal Kombat.


реклама

Кристина Агилера. Играет не только на консоли, как многие девочки, но также является и хозяйкой мощного игрового ПК. Любимая игра - World Of Warcraft.


Снуп Догг. Помимо легких наркотиков, получает заряд энергии от Halo, Call Of Duty, Battlefield и Grand Turismo. Играет на всём - и на ПК, и на консолях. Был заподозрен в подкупе со стороны PlayStation, когда демонстративно и публично выступил с заявлением об отказе от Xbox в пользу PS под предлогом падения серверов Xbox Live.


Джек Блэк. Эксцентричный актер зависает в World of Warcraft и гоняет в Project Gotham Racing.

реклама


Сэмюэл Л. Джексон. Не только помогает игровой индустрии с озвучкой, но и сам фанатично убивает время в GTA, Fallout и Call of Duty.


Кэмерон Диас. Однажды актриса открыла для себя World of Warcraft, да так, что родные и близкие всерьез обеспокоились о спасении Кэм от игровой зависимости.


реклама

Мэттью Перри. После комедийных ролей оттягивается в Fallout до самозабвения. Такой звездный фанат не остался без внимания разработчиков из компании Bethesda и они стали привлекать его к озвучке.


Киану Ривз. В жизни является довольно спокойным парнем, поэтому играет больше всего в Dota 2.


Джессика Альба. Геймерша с детства, начинала со старенькой консоли Nintendo. Воспитывалась на Super Mario, Bomberman и Pac-Man. До сих пор играет в Wii Sports.

реклама


Дуэйн «Скала» Джонсон. Предпочитает Xbox, играет в разные стрелялки, как минимум в Gears of War и Doom.


Уил Уитон. Звезда Стартрека играет много во что, но своими любимыми играми называет – Metroid, NHL, Journey, God of War.


реклама

Элайджа Вуд. Актер много времени проводит, играя в Resident Evil. Вообще, предпочитает игры, требующие много времени для прохождения, готов сидеть неделями безотрывно. Единственное исключение – гонки на выживание Burnout.


Джулия Робертс. В свободное время любит зависнуть на всю ночь, играя в Halo на своем Xbox.


Оззи Озборн. Один из «отцов металла» любит проводить заслуженный отдых, заигрываясь в World of Warcraft.

реклама


Маколей Калкин. Повзрослевший «один дома» также всем играм предпочитает World of Warcraft.


Ким Кардашьян. Фигуристая звезда экрана способна часами рубиться в Call of Duty.


Джастин Бибер. Играет во многие игры, но любимой считает Call of Duty. Помимо нее, называет своими фаворитами такие игры, как Mario Kart, Pokemon Go и Halo.


Эминем. Декоративный социопат и "белый нигга" - еще один поклонник Call of Duty.


Леди Гага. Не считает себя истинной геймершей, но периодически любит поиграть на консоли в Bayonetta.

По-быстрому пройдемся и по российским селебрити:



Гоша Куценко. Харизматичный актер оказался большим любителем поиграть в Warcraft.


Дельфин. Композитор и певец своей карьере уделяет меньше внимания, чем игре GTA.


Михаил Галустян. Колоритный комик был застукан за своим любимым занятием – играл на консоли в Overwatch.


Аскольд Запашный. Дрессировщик признался, что с детства без ума от игр. В числе его любимых – Doom, Diablo, Counter Strike, Call of Duty, Warcraft и это еще не полный список.

Отдельного внимания заслуживают наши футболисты. Вопреки стереотипам, многие из них играют не только в FIFA и PES.

Самая популярная игра среди российских звезд футбола - Counter Strike (CSGO). В нее фанатично рубятся такие известные персонажи, как: Кокорин, Мамаев, Шатов, Дзагоев, Головин, Смолов и многие другие.


Но не «контрой единой». Помимо CS, среди футболистов есть одержимые Дотой (например, Головин) и Battlefield (например, Дзюба). Александр Головин в одном из видео-интервью показал свой аккаунт Steam. Зритель мог увидеть, какие суммы за короткий срок звездный геймер потратил только на предметы для Dota2. Примерно 30.000$. Ножи, винтовки… А Фёдор Смолов похвастался в Инстаграм своими покупками для CS:GO – например, штык-нож за 700.000₽, или очень красивые перчатки за 100.000 ₽.

Европейские и бразильские звезды футбола также не замыкаются на FIFA. Наиболее популярные игры те же, по большому счету - CS:GO, Call of Duty, Fortnite, PUBG.


А самые известные и заядлые геймеры вне футбольного поля, это: Неймар, Антуан Гризманн, Делле Алли, Поль Погба, Каземиро, Фелипе Коутиньо, Рахим Стерлинг, Мохамед Салах, Роберт Левандовски, Александр Зинченко и это далеко не полный список. Который, к тому же, постоянно пополняется новыми геймерами-футболистами. Особенно в условиях нынешнего карантина, когда им банально нечего делать.


А Александр Кокорин настолько соскучился по играм, что бросил челлендж Неймару в КС. Есть желающие поболеть за соотечественника?)

Вот такая популяция знаменитых геймеров живет рядом с нами в сети.

Мир тесен, во время карантина у многих из нас есть возможность встретится в онлайне с одним из кумиров детства, а возможно и подстрелить его. Виртуально, разумеется.)

И что особенно важно, сегодняшние игры могут стать возможностью путешествовать и получать новые впечатления, не выходя из дома. Мы все заперты в четырех стенах, и подавляющему большинству из нас, даже самым отчаянным интровертам, постепенно начинает не хватать большого мира за окном, который всегда воспринимался как данность. И поскольку наша самоизоляция с большой долей вероятности продлится еще минимум несколько недель, сейчас самое время дать шанс компьютерным играм, даже если вы до этого ни разу в жизни не брали джойстик. И лучше всего для этого подойдут игры, действие которых происходит в «открытых мирах» — в которых игрок не обязан все время проходить сюжетные миссии или сражаться, а может просто гулять, заниматься какими-то своими делами или просто наслаждаться — как турист — предлагаемыми ему красотами.

Сразу оговорюсь, что это текст именно для людей, которые не играют в компьютерные игры или играют совсем редко. Профессиональные геймеры или просто геймеры со стажем вряд ли найдут в этом тексте что-то новое — он для людей, пока не знакомых с удивительным миром игр.

Grand Theft Auto V

Это одна из самых популярных и дорогих (с бюджетом в $265 млн) компьютерных игр в истории. На февраль 2020 года в мире было продано более 150 млн экземпляров. Для сравнения, у знакомой нам всем игры «Тетрис» этот показатель 170 млн. В 2013 году, в первые 24 часа после выхода продажи GTA V превысили $815 млн, а сейчас общие продажи игры, по разным оценкам, превысили $9 млрд. Только в 2019 году, спустя шесть лет после релиза, продажи GTA V принесли компании Take-Two Interactive $595 млн.

И у этих впечатляющих цифр есть одно очень простое, если не сказать очевидное объяснение: — невероятно интересная игра, равных которой в истории, пожалуй, пока и не было.

Ваша история начинается в далеком занесенном снегом северном штате Америки, где вы — Майкл — вместе с двумя друзьями, Тревором и Брэдом, грабите банк. Ваш план сделать все тихо не срабатывает, приезжает полиция. С боем вы прорываетесь к машине, на которой вам по обледенелой дороге нужно уйти от погони и добраться до вертолета, который унесет вас к светлому будущему. Но что-то идет не так… После короткого пролога вы и начинаете игру.

Прошло много лет и ваш герой живет комфортной семейной жизнью. У него есть отличный дом с бассейном в центре города Лос-Сантос, жена, двое детей, достаточно денег в банке. Достаток есть, а счастья — нет. Майклу скучно, у него кризис среднего возраста, он не находит себе места — сытая жизнь утомила его, и ему хочется осмысленных действий, приключений, чего-то настоящего, ему хочется снова почувствовать себя живым, а не просто валяться у бассейна с виски и Pink Floyd в наушниках. По стечению обстоятельств он знакомится с молодым чернокожим парнем по имени Франклин. А потом случайно застает жену с любовником — инструктором по теннису.

В лучших кинотрадициях Майкл и оказавшийся рядом Франклин пускаются за наглецом в погоню, но он прячется от них в шикарном доме на холме. Терраса модного дома красиво нависает над долиной и Майкл решает отомстить: вместе с Франклином он привязывает трос к несущей опоре террасы, другой конец цепляет за свою машину и вот красивый дом уже красиво летит кусками вниз по склону. Правда, быстро оказывается, что тренеру по теннису дом не принадлежит, а владелец его, на самом деле, страшный мафиози, который ставит нашего героя на счетчик, вынуждая вернуться к давно забытому делу профессионального налетчика.

GTA V — это в первую очередь первоклассный фильм. Что-то уровня «Схватки» Майкла Манна или «Бешеных псов» Квентина Тарантино. Вам как игроку будут доступны три персонажа: уже упомянутые Майкл и Франклин, а еще Тревор — один из трех грабителей из пролога, который с удивлением узнает из теленовостей, что друг, которого он считал погибшим, на самом деле жив и здоров. Но если кино предлагает вам в лучшем случае эмоциональное путешествие на пассажирском месте, то в случае с игрой — вы за рулем. Это вы решаете, что и как сделает ваш герой и чем, в результате, кончится его история.

У GTA V есть все необходимые атрибуты качественного кинофильма: невероятный захватывающий сюжет, детально придуманные сложные и многогранные герои и остроумные высококлассные диалоги.

Майкл — герой из вселенной «Клана Сопрано». Он человек из прошлой жизни: мужчина с представлениями и понятиями из 70-х, вынужденно оказавшийся в центре категорически ему неприятной современной жизни с соцмедиа, вегетарианством, йогой и психотерапией. Несмотря на то, что Майкл уже убил десятки, а вместе с вами убьет еще сотни человек, он, например, категорически не одобряет увлечение своего сына компьютерными играми. С его точки зрения они слишком жестокие. Поведение дочки Майкла тоже бесконечно раздражает — у нее на уме только вечеринки и желание прославиться любой ценой. Сам же Майкл мечтает о большом кинематографе — стать продюсером, снять крутое кино и чтобы премьера и красная ковровая дорожка.

Франклин — герой сериала «Прослушка». Такой Стрингер Белл в юности. Ему чуть больше 20, и он родом из района, в котором принято в этом возрасте быть добропорядочным гангстером: торговать наркотиками, устраивать перестрелки с членами конкурирующих банд и не платить алименты многочисленным подружкам. А Франклину же, к неодобрению соседей и родственников, хочется вырваться «с района», стать кем-то большим. Свою дружбу с Майклом он видит как раз как шанс оказаться во взрослом мире, а не сторчаться или сесть.

Наконец третий и может быть самый интересный ваш герой — Тревор. Психопат, наркоман и садист, Тревор что-то среднее между Джокером в исполнении Хита Леджера и примерно всеми героями «Криминального чтива» Тарантино. Тревор живет в трейлере в нищем поселке, застрявшем между богатым Лос-Сантосом, пустыней и невероятной красоты природным заповедником. Тревор мелкий предприниматель — у него своя маленькая лаборатория, в которой он варит метамфетамины, но когда вы с ним наконец познакомитесь поближе, он как раз задумает грандиозную бизнес-экспансию, что в переводе на общечеловеческий означает убийство всех конкурирующих организаций — банды байкеров, семьи безумных реднеков с наркофермы и китайских мафиози.

Ваш герой — это не просто набор пикселей, это полноценный человек с характером, а в случае с Тревором — еще и с норовом. Например, когда вы играете за Тревора, вы не сможете слушать некоторые радиостанции (Тревор не выносит поп-музыку, ругается и переключает), а если вы выберете за Майкла, то он будет на приеме у психотерапевта рассказывать обо всех безобразиях, которые он учинил, пока вы играли за него. Наиболее отчетливо индивидуальность каждого героя проявляется в тот момент, когда игрок переключается с одного персонажа на другого. В этот момент, прежде чем получить выбранного героя под свой контроль, вы узнаете, чем он занимался, пока вас не было. И если с Майклом и Франклином все чаще всего будет довольно предсказуемо и скучно — валялся на диване перед телевизором/валялся у бассейна, мыл машину, гулял с собакой, то в случае с Тревором, каждое на него переключение будет самостоятельной маленькой историей.

Так же, как и в фильме или сериале, важнейшей причиной популярности GTA V является выбранная авторами интонация: полуироничная, жестко-сатирическая и одновременно по-человечески очень точная. Вы будете искреннее сопереживать проблемам и удачам ваших героев, а игра покажет вам не прилизанную гламурную картину мира, а жесткую и едкую сатиру на все сферы жизни, от политики до образа жизни и популярной культуры (аналог Facebook в мире GTA V называется Life Invader, и в одной из миссии вам предстоит в прямом эфире убить его основателя). В другой, пожалуй, самой скандальной миссии, играя за Тревора, вам нужно будет по заданию ЦРУ пытать подозреваемого в терроризме, несмотря на то, что из доказательств у ЦРУ есть только одно: подозреваемый — араб. Вместе с Майклом вы окунетесь в страшный мир поп-культуры: сначала надо будет спасти дочку, решившую принять участие в телевизионном реалити-шоу «Стыд или слава», а затем — помочь стареющему продюсеру закончить фильм: напугать до смерти исполнителя главной роли и режиссера, а после убить конкурента, пытающегося помешать пост-продакшну снятого фильма.

Три ваших героя на своем криминальном пути встретят самых разнообразных противников — и частную военную компанию, и коррумпированных сотрудников ФБР и ЦРУ, и китайские триады и чернокожие банды, и безумных реднеков, но главным вашим противником станет безумный циничный миллиардер — воплощение «американской мечты». Собственно никого из злодеев авторы игры не нарисуют настолько одной краской, что, в принципе, вполне соответствует духу времени.

Так что если вас интересует история — у игры есть что вам предложить. А дойдя до финала с грандиозным ограблением хранилища золота, вам будет предложено три различных концовки: за Франклина убить Тревора, убить Майкла или постараться спасти обоих — и красиво убить злодея-миллиардера.

А когда история закончится, вы можете остаться в мире GTA V и просто пожить в нем. Собственно, с этого мы и начали: с этой игрой перенести вынужденную изоляцию будет легче. Лос-Сантос — это детально воспроизведенный Лос-Анджелес, со всеми главными достопримечательностями — надписью Hollywood (в мире игры — Vinewood), пирсом в Санта-Монике, роскошными бутиками Родео-Драйв (рядом с одним из которых, также как и в реальной жизни припаркован Bugatti Veyron), с развязками, стадионами, виллами, университетами, трамваями, клубами, больницами и аэропортом. И это только основной город — если съехать на Тихоокеанское шоссе, то можно объехать весь «игровой остров» и встретить еще несколько локаций — крошечный рабочий городок, пустыню, уже упоминавшийся трущобный поселок Сэнди-Шорс, окруженный фермами, водохранилище, маяк, ветряную станцию и еще с десяток детально придуманных и проработанных локаций, в которых можно и просто гулять, и творить разнообразные безобразия.

И мир этот живет своей полноценной жизнью. В Голливуде (в смысле в Вайнвуде) у бассейнов идут веселые вечеринки с полуобнаженными женщинами, правда, если вы попытаетесь их сфотографировать на телефон, их молодые люди полезут драться. По пляжу ходят отдыхающие в плавках и купальниках, на легендарном Muscle Beach в загончике занимаются спортом качки и любители ЗОЖ. Даже люди, в GTA никогда не игравшие, слышали, что игровые персонажи могут пользоваться услугами проституток. Действительно, могут. По ночам в некоторых районах Лос-Сантоса можно встретить женщин, предлагающих любовь за деньги. И вы можете воспользоваться их услугами. Майкла после этого будут мучить угрызения совести — он женат — и он будет раскаиваться у психотерапевта, а Тревор окажется предельно сентиментальным — и каждой женщине будет говорить «я тебя люблю» и предлагать выйти за него замуж.

Жители игрового города отреагируют на любое ваше действие: если вы достанете оружие — убегут с криками, если вы аккуратно остановитесь на перекрестке в крутой машине — подойдут сказать комплимент или спросить разрешения сфотографировать. Если играя за Майкла вы, например, упадете в бассейн, то ваша одежда промокнет, а ботинки будут хлюпать. А если в этом виде вы заявитесь домой, то получите нагоняй от его жены Аманды. Иногда вы будете просто встречать на улице персонажей, которые предолжат вам мини-миссии: это может быть, например, попавшая в ДТП девушка, которую нужно срочно отвезти к врачу или привязанный к столбу мужчина в женском белье (он после мальчишника и опаздывает на свадьбу). Автостопщики, подвыпившие парочки или беглые арестанты могут просить вас подвести их куда-нибудь и у вас будет выбор — исполнить их просьбы или (только за Тревора) продать их секте каннибалов, живущей на вершине горы.

В конце концов, вы можете вообще не заниматься никакой активной деятельностью, а взять велосипед и объехать удивительной красоты заповедник с водопадами и горными хребтами, или купить самолет и облететь весь игровой мир, наблюдая за сменой времени суток и погоды. В условиях, когда из дома теперь выходить могут далеко не все, мне кажется стоит обратить внимание на возможность совершить полноценное увлекательное путешествие, не вставая с дивана.

Разбираемся, почему от игр порой не оторваться и как они влияют на наш мозг. Рассуждают дети и объясняет киберпсихолог.

Не надо демонизировать: почему видеоигры — это нормально

Куратор в «Университете детей», разработчик образовательных программ.

Влияют ли игровые предпочтения на развитие памяти, внимания или скорости реакции? Почему так сложно перестать играть? Сначала расспросили учеников «Фоксфорда» об их опыте в компьютерных играх, а потом обсудили с киберпсихологом, как устроена мотивация игроков и какие психологические приёмы используют разработчики игр.



Наталия Богачева,

киберпсихолог, кандидат психологических наук

Мотивация игроков

Если верить теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, люди играют в видеоигры, чтобы удовлетворить три потребности:

🙋 Автономия — вы сами контролируете свою жизнь.

«Никто меня не трогает и не может повлиять на мои решения; игры для меня — моральный и физический отдых»

🏆 Компетентность — вы успешны и эффективны, у вас всё получается.

«Это интересно, расслабляет, и я получаю удовольствие, когда достигаю успехов»

🧑‍🤝‍🧑 Отношения — вы нужны людям и связаны с ними.

«Я играю с друзьями, и для меня это расслабление после тяжёлого дня»

Эти потребности — основные для человека и за пределами компьютерных игр, если мы смотрим на мотивацию человека с позиции самодетерминации.

В психологии компьютерных игр есть ещё одна довольно популярная модель мотивации, предложенная Ником Йи на основе опроса нескольких тысяч игроков. Методом факторного анализа он выделил шесть основных компонентов:

Отчасти эта модель пересекается с моделью Деси и Райана, однако в ней есть и новые факторы. Например, мотивация погружения, описывающая всё множество мотиваций, связанных с желанием примерить на себя чужую роль, сбежать от проблем в реальности, погрузиться в другой мир и изучить его.

«Не могу сказать, что это даёт мне что-то невероятное, скорее это просто мне интересно»

«Помогает отвлечься от мира»

«Пройти сюжет. Поустанавливать моды. Создать моды»

Есть масса исследований, которые рассматривают желание играть в игры через призму мотивации потока. Концепцию опыта потока изначально предложил Михай Чиксентмихайи. Поток подразумевает, что некоторые виды деятельности так погружают в себя человека, что у него появляется определённый набор переживаний: чувство поглощённости и максимальная фокусировка на занятии, потеря чувства времени, ощущение, что действия следуют логично одно за другим, получение удовольствия от процесса, а не от какой-то определённой цели.

Состояние потока возникает, когда есть баланс между навыками и трудностью задачи.

Такой баланс научились воспроизводить создатели компьютерных игр. В процессе игры вы всё время растёте в навыках, и задачи, с которыми вы сталкиваетесь, тоже постоянно усложняются. Если эти процессы совпадают по скорости, то мотивация потока сохраняется и делает процесс игры увлекательным и привлекательным для игрока.

Влияние игр на когнитивное развитие

Компьютерные игры, как и любые другие виды деятельности, не бесполезны. Если игра увлекает, погружает, вызывает позитивные эмоции, позволяет получить удовольствие от процесса, — это уже замечательно. Не стоит игнорировать значение радости, удовольствия и опыта потока для нормального психологического состояния.

«Это отличный способ убить время, а также способ хоть как-то разнообразить ежедневную рутину»

Если верить статистическим опросам, именно в России родители считают, что игры приносят больше вреда, чем пользы. При этом в Америке игры не так демонизированы.

Социализация

«Мне очень нравится гулять с друзьями и наслаждаться реальной жизнью, но так сложилось, что после переезда у меня нет ни одного друга в реальной жизни, все они лишь в интернете»

В целом, игры — это существенная часть социализации, если в них играют со сверстниками. Если это те игры, которые сейчас на слуху в детской аудитории, если все одноклассники обсуждают новую суперскую игру, а вы по какой-то причине не можете в неё играть, это тоже влияет на социализацию. Соответственно, если подросток вообще не играет в игры, то огромный пласт подростковой культуры оказывается для него недоступен, и это может быть проблемой.

Пространственное мышление

Компьютерные игры помогают развивать пространственное мышление — целую группу способностей человека, связанных с ориентацией в трёхмерных пространствах.

Исследования пространственного мышления начались в восьмидесятые-девяностые годы на материале тетриса и головоломок. Потом вектор интересов сместился на экшен-игры и шутеры, которые, как оказалось, также вносят вклад в развитие пространственных возможностей.

«Если это игры онлайн, то можно попрактиковать язык с иностранцами (правда, чаще всего это нецензурная лексика). Есть игры с элементами решения головоломок, что развивает мышление и заставляет думать. Есть игры на время, которые заставляют быстро действовать или принимать решение за персонажа»

В целом, учёные склоняются к тому, что видеоигры развивают зрительное внимание и рабочую память — тот объём информации, который мы можем временно удерживать в голове. Игры-стратегии развивают стратегическое мышление, а шутеры и аркадные игры — скорость реакции.

«Я думаю, почти все игры так или иначе развивают реакцию или что-то другое, ну и во все игры я играю на английском, так что немного помогает именно в разговорном английском»

При этом не все навыки, выращенные на компьютерных играх, успешно переносятся на другие виды деятельности. Особенно актуально это для мозговых тренажёров, которые обещают при регулярных тренировках улучшить некоторые когнитивные характеристики. В частности, предполагается, что такие тренажёры способны улучшать исполнительные функции — когнитивные процессы, необходимые для поддержания любой нашей деятельности (фокусировка на текущих задачах и переключение между различными делами, когда это необходимо). Такие тренажёры должны развивать и стабилизировать исполнительные функции, которые помогают нам сосредотачиваться на том, что мы делаем, не отвлекаясь на постороннее; при этом исполнительные функции позволяют нам переключиться на другие дела, когда нам это нужно. Исследования таких игр показывают, что, если мы получили некоторый прирост в решении онлайн-задачек, не всегда эти навыки переносятся за пределы игры.

«Люди начинают тупеть, ведь в гаджетах нет ничего полезного и они отнимают много времени от занятий другим делом»

Компьютерные игры не панацея в плане когнитивного развития. Тренировка внимания, памяти и скорости реакции — скорее приятный бонус. Не до конца понятно, насколько хорошо и устойчиво выращенные в играх навыки работают вне виртуального пространства, хотя некоторые учёные настроены весьма оптимистично.

Почему от игр не оторваться

«— Ну вот закончу и всё

— Ну вот пройду босса и всё

— О, а что это там

— Небольшой квест, ну ладно

— О, новый персонаж, надо прокачать

В цитате выше хорошо описывается, как в компьютерных играх работает эффект незавершённого действия, также известный как эффект Зейгарник. Суть феномена в том, что действия, которые мы по какой-то причине не завершили, намного лучше запоминаются. Нам психологически сложно прерываться на середине и бросать почти завершённую задачу как бы на полпути. В компьютерных играх практически не возникает ситуация, когда у игрока выполнены все задачи прежде, чем ему дадут пару других, от того и перестать играть так сложно.

Случайное подкрепление

Ещё один эффективный механизм — режим случайного подкрепления, который описал психолог Б.Ф. Скиннер. Подкрепление — это любое событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность повторения такого поведения.

Когда мы что-то делаем и получаем за это награду, с большой вероятностью мы будем продолжать это делать. Когда человек не знает, в какой момент, за какое количество повторений или через какое время его поведение поощрят, подкрепление работает ещё лучше.

В различных RPG это реализуется через случайное выпадение предметов: редкий нужный предмет выпадает с шансом 0,001%. Игрок не знает, он выпадет сейчас или через тысячу повторений. Это провоцирует играть снова и снова. В других ситуациях — это очень эффективный способ выработки навыков, в играх — способ удержать внимание человека в игре.

В онлайн-играх мир продолжает существовать

«Забирают очень много свободного времени, которое можно было бы потратить на что-то более полезное»

В онлайн-играх мир продолжает существовать, даже когда игрок там не находится. Пока вы в своей жизни занимаетесь обычными делами, друзья и враги продолжают играть и развивать своих персонажей. В игре появляются новые события. Всё время возникает желание вернуться и проверить, что там поменялось. Не хочется отставать от других.

С офлайн-играми этого не происходит: они сохраняются в том виде, в котором их оставили. В них всё завязано на сюжете и раскрытии истории, банально интересно узнать, что будет дальше. Как главы книги и сериалы, игры заканчиваются в самом интересном месте. Хочется вернуться и продолжить.

Игровая зависимость

«Жизнь сама по себе интереснее гаджетов и выдуманных миров»

Когда говорят про игровую зависимость, часто обращаются к проблеме выработки дофамина. Дофамин— это вещество, которое участвует в системе мотивации и поощрения действий. Выработка дофамина происходит, когда мы чего-то достигли и чувствуем себя хорошо. Видеоигры тоже могут приводить к выработке дофамина.

Если у человека хорошо работает дофаминергическая система, то компьютерные игры, как и вкусный тортик или достижения в любой сфере, ведут к выработке дофамина. Если выработка дофамина нарушена, это может вести к сниженному настроению, плохому самочувствию и ощущению усталости даже без какой-то существенной нагрузки.

«Виртуальный мир затягивает, когда у тебя ничего кроме него нет, родителям не до тебя, друзьям тоже»

В процессе игры человек с нарушенной выработкой дофамина может почувствовать себя лучше. Но когда игра заканчивается, он чувствует себя ещё более уставшим и психически истощённым и уже не может ничего делать. Чтобы почувствовать себя хорошо, нужно снова поиграть. Получается замкнутый круг, который может стать существенным фактором риска возникновения игровой зависимости.

Другими факторами риска компьютерной игровой зависимости могут быть проблемы и неприятности в реальной жизни: плохие отношения в семье, неприятности в школе, конфликты и непонимание со стороны одноклассников. В этом случае компьютерные игры могут выступать своего рода способом совладать со всем этим, «убежать» от проблем и провалов в мир, где достижения даются относительно легко. Однако этот способ совладания в большинстве случаев не очень продуктивный, так как не позволяет решать проблемы, а только способствует временному улучшению эмоционального состояния.

Подростки проходят через определённые гормональные изменения, и у них часто бывают признаки психастении: быстрая утомляемость, пониженное настроение и работоспособность. Также часто возникают и различные социальные проблемы: конфликты с родителями, сложности в школе, непринятие в кругу сверстников. Получается, в подростковом возрасте немного выше риск возникновения аддиктивного поведения.

Читайте также: