Имеет ли право преподаватель требовать включить камеру на ноутбуке

Обновлено: 07.07.2024

Как вы считаете, обязательно ли на дистанционном обучении включать камеру?

  • С точки зрения школы, да, обязательно. Учитель должен иметь визуальный контакт с каждым учеником.
  • По мнению многих школьников и некоторых родителей, нет. Вдруг, у семьи нет возможности приобрести современный компьютер с веб камерой?
  • Согласно же действующему законодательству РФ, статьи о включении камеры на дистанционном обучении не существует. А еще, требование «обязательно включать камеру» нарушает право граждан на защиту частной жизни. Следовательно, буква закона разрешает не использовать видеосвязь во время дистанционного обучения.

Дистанционка, так внезапно ворвавшаяся в жизнь нынешнего школьника, пока не имеет четкой законодательной базы. В школьных уставах ее нормы пока тоже не прописаны. Вот и получается, вопрос «нужно ли включать камеру на дистанционном обучении» до сих пор остается без четкого ответа.

Чтобы понять, нужно ли подчиниться, если от вас требуют включить видео, рассмотрим каждую точку зрения более подробно.


Мнение школы

Главное слабое место дистанционной системы обучения – низкая эффективность. Ученики во время удаленного урока имеют массу возможностей списать материал, подсмотреть ответы или схалтурить как-то еще. Они не заботятся о своем внешнем виде, не настраиваются на продуктивную работу, часто покидают рабочее место, едва зарегистрировавшись в конференции. И даже уже не удосуживаются придумать убедительную отмазку, почему они прогуляли урок.

Учитель не может полноценно оценить качество знаний и уровень усвоения пройденного материала. Он даже контролировать, все ли полноценно присутствуют, не в состоянии. Многие дети спрашивают, можно ли на дистанционном обучении включить камеру, а после переклички выключить. Как правило, педагоги требуют непрерывного и обязательного визуального контакта с каждым подопечным. Что редко выполняется, увы.

В результате, оценки у детей в конце четверти отличные, а эффективность обучения – ниже среднего.

Визуальный контакт с учеником дает учителю возможность адекватно оценить успеваемость ребенка. Видео дисциплинирует детей, ведь лицо учителя в мониторе не дает отвлекаться и отлынивать от занятия. Таким образом, школа безоговорочно уверена, у вопроса надо ли включать камеру на дистанционном обучении есть только один ответ – ДА, в обязательном порядке.


Мнение детей и родителей

Многие дети не хотят включать камеру на дистанционном обучении. Во многом, чтобы создать себе комфортные условия. Никак, однако, не способствующие поднятию успеваемости. Ведь это так здорово, когда училка тебя не видит! Можно параллельно играть в приставку, слушать музыку, списывать у отличницы ответы через WhatsApp. Да еще и не заботиться о своем внешнем виде.

Нередко сами родители сомневаются, обязательно ли иметь веб камеру для дистанционного обучения. Среди минусов такого формата выделяют следующие моменты:

  • Визуальная передача данных создает нагрузку на качество связи. При слабом интернете картинка постоянно виснет;
  • Без включенной вебки ребенок чувствует себя более комфортно и уверенно, меньше стесняется;
  • Если у семьи нет веб-камеры на стационарном ПК, ее приобретение ведет к дополнительным финансовым тратам;
  • Видео в формате онлайн создает семье определенные неудобства, особенно, если компьютер нельзя переносить с места на место.

Поэтому, часто родители разрешают не подключать видеосвязь. Тем более, деть клянется – на качестве обучения это не отразится.

В результате, мама и папа уверены, чадушко учится удаленно. А на деле, если они разрешили ему отказаться от использования камеры при дистанционном обучении, никаких знаний он не получает. Педагог же, не может гарантировать результат, и вообще, как-то контролировать ситуацию.


Буква закона

Выше мы объяснили, зачем школа требует в обязательном порядке включать камеру на дистанционном обучении. Также рассказали, почему дети и родители этого делать не хотят.

Теперь выясним, отражен ли данный вопрос в законодательстве.

На сегодняшний день, закона о обязательном включении камер на дистанционном обучении, нет. И вообще, порядок функционирования удаленки никак пока не регламентируется. Законопроект даже не на обсуждении. Госдума понимает, в этом направлении нельзя торопиться. Важно тщательно взвесить все плюсы и минусы, обязательно выслушать разные точки зрения, обсудить детали с обществом.

Косвенно, обосновать отказ включать видео помогает Конституция РФ:

  • Ст. 23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни…»;
  • Ст. 24 «…Использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается»;
  • Ст. 25 «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц…».

Как видите, если люди не хотят демонстрировать на экране свой дом, и, так или иначе, транслировать подробности частной жизни, без согласия никто не вправе их к этому принуждать.

Следовательно, не включать камеру на дистанционном обучении можно. Видео не является обязательным правилом урока на удаленке.


Давайте подведем итоги.

Закон разрешает не включать камеру во время дистанционного обучения. А точнее, не обязывает ученика ею пользоваться в обязательном порядке. Вы можете прикрыться этой возможностью и отказать учителю в просьбе включить видеосвязь.

Однако, если рассмотреть ситуацию с точки зрения потенциальной пользы для ученика, а также учесть момент элементарного уважения к педагогу, веб камеру лучше включить. Здесь не место принципиальности. Хотите бастовать? Привяжите себя к забору или устройте голодовку на красной площади.

Разумеется, если у семьи нет возможности использовать камеру по техническим причинам, и нет денег на устранение проблемы, тут уже навстречу должна идти школа. Например, за свой счет устранить проблему.

Это наше мнение, вам не обязательно его придерживаться. А что думаете на этот счет вы, обязан ли ученик на дистанционном обучении включать камеру?

– Класс, в котором учится мой ребенок, перевели на дистанционное обучение. В связи с этим у меня вопрос: может ли учитель требовать от ребенка включать камеру на дистанционном уроке? А также обязательно ли прислать видеоподтверждение выполненных заданий: их, например, запрашивает учитель физкультуры и английского языка.

– Требование от ученика обязательного присутствия на онлайн-уроках с включенной камерой, а также запрашивание видеоподтверждения выполненных заданий является неправомерным. Законодательство об образовании не содержит требований о включенной камере на уроках.

📸 Насколько нужна работающая камера при дистанционном обучении

В настоящий момент учителя требуют от учеников не просто присутствия на онлайн-уроке, а прослушивания материала с включенными камерами и микрофонами. Учителей можно понять. Многие ученики могут злоупотреблять своими правами на дистанционном обучении и отключать звук и изображение на уроках, ссылаясь на проблемы с интернетом, а сами могут заниматься в это время своими делами.

Преимущества включенной камеры для учителей заключаются в возможности более эффективного контроля за учебой и выполнением заданий детьми. Учитель понимает, что ученики его слушают и действительно заняты обучением в текущий момент, а не ушли гулять или пить чай.

Сами родители отмечают, что при дистанционном обучении дети чащи отвлекаются и хуже концентрируются на уроке, поэтому без дополнительных инструментов контроля за учениками организовать качественный образовательный процесс очень сложно.

Конечно, потенциально урок можно провести и без камеры: дети, для которых важно получение образования, будут учиться и без дополнительного контроля. Некоторые учителя сами отмечают, что для них включенные камеры необязательны, а важнее – качественно выполненные домашние и проверочные задания. Другие же учителя доходят до крайностей и требуют, чтобы дети выполняли и всю домашнюю работу на камеру. Преподаватели хотят удостовериться, что за них проверочные задания не делают другие члены семьи или одноклассники.

У детей и родителей есть свои контраргументы против использования камеры на уроках:

  1. Без дополнительного оборудования лучше связь – не виснет интернет.
  2. Ученик чувствует себя в большей безопасности и меньше стесняется.
  3. Иногда покупка дополнительного оборудования только ради того, чтобы учитель мог отметить присутствующих на уроке, кажется ученикам и родителям нецелесообразной. Ведь не всегда на уроках учителя действительно объясняют новую тему: нередко все сводится к раздаче домашнего задания.
  4. Отсутствие камеры еще не свидетельствует о том, что ученик не слушает урок и не понимает объясняемый материал.

В конце концов, у ученика может быть уважительная причина для неиспользования камеры: оборудование может сломаться, а у родителей – нет денег на покупку нового дополнительного оборудования (оно не выдается бесплатно).

Да Нет По обстоятельствам Мой ребенок не ходит в школу

Требование преподавателя включить камеру – насколько это законно

Законодательство в виде №273-ФЗ «Об образовании в РФ» содержит лишь общий порядок дистанционного образования. Конкретные правила и условия его реализации определяет руководство образовательной организации. Потенциально в правила организации дистанционного обучения может быть включен пункт о камерах на уроках, но локальные документы школы не должны противоречить положениям закона.

Нигде законодательно не прописана обязанность учеников находиться на уроках с включенными камерами и микрофонами. Если школа не обеспечивает всех учащихся таким оборудованием, то и требовать его использования она не может.

На основании статьи 43 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обязанности ученика включают следующие пункты:

  • он должен освоить образовательную программу; по учебному плану;
  • выполнять домашние задания.

Если школьник исполняет свои обязательства, то этого достаточно.

На основании статьи 152.1 Гражданского кодекса использование изображений граждан допускается только с его личного согласия (или с согласия законных представителей). Поэтому родители могут сами решить, передавать ли изображение ребенка на урок или для отчета о выполненной работе либо достаточно будет передать аудиозапись.

Обычно вопрос о работе камер на уроке решается по договоренности между родителями и классным руководителем. Учитель может попросить включить камеру – например, при перекличке или во время ответа ученика на заданный вопрос, но требовать ее непрерывной работы он не может. Родители и дети сами решают, прислушаться ли к просьбе учителя.

Отсутствие включенной камеры не может стать основанием для применения к ребенку каких-либо санкций. Например, неправомерно поставить ему отгул или отстранить от обучения.

Что делать, если преподаватель требует включить камеру, а учащийся не хочет или у него нет такой возможности

Если преподаватель требует включить камеру, ученик может попробовать самостоятельно уладить проблемную ситуацию с учителем и разъяснить свое нежелание или отсутствие технической возможности включить камеру. Например, объяснить, что он стесняется выполнять физические упражнения на камеру или у родителей нет средств на то, чтобы купить нужное оборудование.

Когда это не помогает, то в спор вправе вмешаться родитель и потребовать нормативный документ, который обязывает учеников слушать уроки при включенной камере. На некорректные действия учителя можно пожаловаться руководству образовательного учреждения или в местный департамент образования.

💫 Итоги

Таким образом, включать камеру на уроках или нет, – решается на усмотрение учеников и родителей. Нет таких законов, которые делают включенную камеру обязательным элементом образовательного процесса. Если школа злоупотребляет своими правами и лишает ребенка доступа к образовательной программе из-за отсутствия камеры, то родители могут пожаловаться на учреждение в департамент образования.

Педагог требует включать видеокамеру на дистанционке - насколько это правомерно? фото

Как все помнят, в 2020 году связи с пандемией коронавируса школы перевели на дистанционное обучение, которое реализуется посредством применения информационно-коммуникационных технологий: компьютера, микрофона, видеокамеры и т.д. В связи с этим у многих родителей возникает вопрос, насколько правомерным является требование учителя о том, чтобы ребенок включал видеосвязь на дистанционном занятии (для подтверждения факта присутствия). Также немало споров вызывает требование присылать видеоподтверждение выполненных заданий. Рассмотрим, что говорит на этот счет действующее законодательство.

Обязан ли ученик включать видеокамеру на дистанционном занятии?

Многие педагоги требуют от школьников подтверждения присутствия на уроке посредством включенной видеокамеры. Учителей можно понять, ведь некоторые учащиеся злоупотребляют свободой, которую дает дистанционное обучение. Они отключают аудиосвязь и картинку, объясняя это некачественным Интернетом, а сами занимаются в это время своими делами. Если у ребенка включена видеокамера, педагогу проще проконтролировать его поведение, добиться добросовестного выполнения заданий и наилучшего усвоения учебного материала. Когда учитель видит ребенка, он понимает, что тот его действительно слушает, а не пьет чай или делает что-то еще, не относящееся к учебному процессу.

Большинство родителей сходятся во мнении, что дистанционное обучение влияет на детей не лучшим образом. Они чаще отвлекаются и хуже концентрируются на уроке. Поэтому мамы и папы поддерживают утверждение о том, что без дополнительных инструментов контроля качественного образовательного процесса не получится.

Конечно, ребята, которые заинтересованы в обучении, будут добросовестно выполнять все задания и слушать учителя без наличия видеокамеры. Некоторые педагоги отмечают, что им необязательно наблюдать ученика по видеосвязи, гораздо важнее - качественно выполненные на занятии упражнения и домашняя работа. Другие же заставляют ребят фиксировать весь процесс выполнения заданий на видеокамеру. Они объясняют свою позицию тем, что в подобной ситуации ребенок со 100%-ной гарантией выполняет работу сам, не прибегая к помощи других членов семьи, либо одноклассников.

Родители и учащиеся, выступающие против использования видеокамеры на дистанционных уроках, приводят следующие аргументы:

  • сеть Интернет начинает работать хуже, если на нее оказывается дополнительная нагрузка;
  • ученик испытывает меньше стеснения, когда его никто не видит;
  • приобретение видеокамеры только для того, чтобы включать ее во время дистанционных уроков, не является целесообразным. Во время занятий учитель не всегда объясняет новый материал, иногда оно сводится к выполнению домашних заданий;
  • камера может выйти из строя, а у родителей попросту не окажется средств на покупку новой.

Что говорит закон?

Федеральный закон номер 273 ФЗ «Об образовании РФ» не содержит детализированного разъяснения, как должно быть организовано дистанционное обучение. Этот нормативно-правовых включает лишь наиболее общие положения. Конкретные правила и условия «дистанционки» устанавливаются каждой образовательной организацией самостоятельно. Поэтому теоретически в локальных актах школы вполне может быть прописано требование о том, что домашние компьютеры и ноутбуки учащихся должны быть оснащены видеокамерами. Однако следует помнить о том, что законодатель не выдвигает обязательного требования насчет того, что ученики на дистанционных уроках должны обязательно включать микрофон и камеру. Если образовательное учреждение не может предоставить дополнительное оборудование безвозмездно, родители не обязаны покупать его за свой счет.

Статья 43 указанного выше закона говорит о том, что обязанности учащегося школы заключаются в следующем:

  • освоить учебный курс;
  • присутствовать на уроках, установленных образовательным планом;
  • выполнять домашнее задание.

Если ребенок делает все перечисленное выше, этого вполне достаточно.

Статья 152.1 ГК РФ гласит, что использовать личные изображения граждан можно только при наличии согласия последних, либо их законных представителей (родители, опекуны и т.д.). Так как большинство школьников являются несовершеннолетними, решение о том, нужно ли им включать камеру на уроке, либо достаточно предоставить аудиозапись, праве принимать сами родители. Чаще всего решить вопрос удается посредством педагогов переговоров с педагогом. Например, учитель может попросить включить камеру в самом начале урока - при перечислении присутствующих, либо когда ученик отвечает на вопрос. Требовать, чтобы средство видеосвязи работало непрерывно в течение всего занятия, он не имеет права. Если компьютер учащегося не оснащен камерой, педагог не имеет права применять к нему какие-либо санкции (отстранение от занятий и т.п.).

Что делать, если учитель требует включить камеру, а ребенок не хочет, либо не может этого сделать

Для начала нужно попробовать разрешить ситуацию мирным путем, объяснив педагогу, почему учащийся не будет использовать средство видеосвязи на уроках. К примеру, у родителей отсутствует финансовая возможность приобрести дополнительно оборудование, либо школьник стесняется отвечать, когда его лицо видят окружающие.

Если решить урегулировать вопрос не удалось, законный представитель ребенка имеют право потребовать у педагога официальный документ, в котором прописана обязанность учеников находиться у компьютера при работающей камере. На неправомерные действия преподавателя можно подать жалобу в администрацию школы, либо в местное отделение департамента образования.

В заключение еще раз скажем: иметь видеокамеру для дистанционных школьных занятий необязательно. Безусловно, данный аксессуар способен повысить эффективность образовательного процесса. Однако его отсутствие не должно стать препятствием допуска ребенка к урокам. Лучше всего решить вопрос мирным путем, по договоренности между учителем и родителями.


Еще пару лет назад всем технологиям в современной школе был объявлен негласный бой. Экс-министр образования России Ольга Васильева любила вспоминать про 1953 год, огромное количество сдаваемых экзаменов для всех выпускников. Будущим 11-классникам обещали обязательный английский и историю в придачу, в школе планировали забирать у детей на время урока мобильные телефоны, блокировать соцсети и вообще казалось, что прогресс технический в образовании - это лишь интерактивные доски и учительский компьютер, но с Интернетом это никак не связано.

Без гаджетов никуда!


И вот в 2020 году вдруг стало ясно, что современная школа без технологий - ничто. И без мобильных телефонов - никак. А компьютер - ноутбук или лэптоп - это вообще возможность получить и школьное, и профессиональное, и высшее образование. Естественно, с оговорками, не по всем специальностям, но уж бОльшую часть школьной программы через компьютер освоить точно можно. И если в прошлом учебном году не все учителя работали со школьниками, ведя уроки, то уж в минувшую осень прямые включения, конференции в Зуме, консультации для желающих - это то, что освоил каждый карельский учитель при условии наличия Интернета и техники у школьников.

Теперь уже родительские чаты и комментарии пестрят эмоциями о том, что сидеть перед экраном столько времени вредно, дети быстро утомляются, а вот раньше. и снова, если не про 1953 год, то про добротные советские учебники точно припомнят.

Открой личико!

А сейчас учителя требуют не просто быть на уроке - слушать, а именно включать камеру. Конечно, педагогу так удобнее. Таким образом он хотя бы имеет возможность видеть, что ребенок присутствует на занятии. Вот пара откликов из Сети. Учитель иностранного языка пишет, что сложно работать с черными квадратами, «которые иной раз весь урок молчат.. Начинаю сомневаться, а кого я впустила на урок? Или ребенок подключается и пошел отдыхать?», - задается вопросом педагог. Об этом же пишет филолог из района республики.


«На уроке 22 ученика из 25. Неплохо? Вовсе нет. Я не всех учеников вижу. А что вижу? Чёрный квадрат, смешную, уродливую или страшную картинку, чьё-то чужое фото. На что хватает фантазии учеников, то и вижу», - отмечает учитель русского языка и литературы Галина Макковева из Сегежи.

Учительница пишет, что ей это однозначно не нравится, поскольку все 30-35 минут урока она не понимает, «находятся ли ученики перед монитором, ушли пить чай, едят бутерброд, в рабочей обстановке учатся вместе со всеми, сидя за столом и усваивая материал, лежат в постели, гладят кошку, играют с собакой, слушают музыку или ещё делают что-то, не относящееся к уроку».

Галина Маккоева пишет о том, что таким образом родители вводятся в заблуждение - папы и мамы уверены, что ребенок учится, а на самом деле учитель этого не гарантирует и по сути не контролирует. Проблема? Еще какая! И в комментариях к этому посту развернулась небольшое обсуждение проблемы.

Обратная сторона дистанта

Одна мама пишет, что иногда урок с камерой превращается в активное накидывание заданий детям. У родителей обычно это вызывает неоднозначные эмоции. Особенно если учитель вообще уклоняется от объяснения, а только дает задания, требует выполнения.


Иногда без включенной камеры связь лучше - не виснет Интернет, участник конференции, ребенок, чувствует себя в большей безопасности, свободнее. «Мне кажется, если человек хочет учиться, то он это сделает и без камеры, а, если нет, то направит камеру на тетрадь и учебник, создаст видимость присутствия, а сам будет заниматься своими делами», - поделилась своими впечатления семиклассница Светлана, ученица одной из гимназий города, которая сама во время занятий с репетитором камеру предпочитает, например, не включать. Подросток уточняет, что занятия платные, нужны, прежде всего, ей самой, а с преподавателем ей общаться так удобнее. Учитель со стажем не против. Педагог уверена, что на качество знаний такой формат не влияет.

Еще в одной школе, рассказал восьмиклассник, классный руководитель переговорила со всеми родителями класса. У кого-то из ребят есть компьютер стационарный, но нет подключенной камеры. Или же школьник, подросток не соглашается камеру включать. «Вопрос решили в индивидуальном порядке», - пояснила учительница.

Я не всех учеников вижу. А что вижу? Чёрный квадрат, смешную, уродливую или страшную картинку, чьё-то чужое фото. На что хватает фантазии учеников, то и вижу.

Пока родителям, ученикам и учителям приходится договариваться. Одни педагоги требуют детских глаз, другим важнее выполнение домашних и присланных заданий. Третьи хотят видеть, как дети в прямом эфире под камерой выполняют задания, чтобы быть уверенными в том, что получают работу ребенка с уровнем его реальных знаний, а не коллективное творчество жителей одной квартиры.

Каков итог?

Пока ученики, учителя, родители в вопросах дистанта вынуждены договариваться. Поскольку школа обеспечивает ноутбуками учеников только в крайнем случае, то и требовать от школьников определенного поведения, ничем не регламентированного, особых оснований у педагогов нет. Можно только уговаривать, мотивировать и просить.

Кстати, Госдума 9 декабря сняла с рассмотрения законопроект об определении порядка дистанционного обучения, внесенный группой сенаторов. Депутаты приняли решение дополнительно обсудить его с общественностью. Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, в палату поступает огромное количество обращений с просьбой не принимать законопроект в спешном порядке.

Читайте также: