Имеет ли термин инквизиция отношение к католицизму когда используется в компьютерных играх

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Как ни парадоксально, но первой идея Инквизиции пришла в голову не священникам, а светским правителям. Император Священной Римской Империи Фридрих Барбаросса убедил Папу Луция III создать систему расследований религиозных преступлений. Идея заключалась в том, что прибывающие на новое место епископы должны были организовывать штат осведомителей, которые бы доносили обо всех отклонениях от генеральной линии Рима. Вызвано это было как общим обострением религиозного фанатизма в среде европейской правящей элиты (для справки, император Фридрих лично возглавил Крестовый Поход), так и сугубо прагматическими причинами: ереси угрожали доминированию Католической Церкви, а следовательно, стабильности мощной системы монастырской экономики и сбора десятины, приносившей Папам баснословные суммы.

Впервые название Инквизиция ввёл Папа Иннокентий III, личность весьма неоднозначная. Он создал в Риме особый церковный суд, который должен был установить, виновен ли человек в ереси. Шансы попасть на данный процесс были в основном у высокопоставленных священников и римской курии. Папа активно пользовался данным трибуналом для подавления недовольных им епископов и кардиналов. Идею Иннокентия развил Григорий IX, объединив проекты Луция и Иннокентия. Инквизиция соединяла в себе отныне функции и суда, и тайной полиции. Наконец, в 1483 году Изабелла и Филипп, королева и король Испании, с позволения Сикста IV учредили Испанскую Инквизицию во главе с Томасом Торквемадой.

Вместе с тем, единой Инквизиции не существовало до 1542 года. Локальные инквизиции, такие как испанская и французская, действовали независимо друг от друга и зачастую даже действовали по-разному, пока Папа Павел III не переименовал Великую римскую инквизицию в Канцелярию священной конгрегации, которая объединила под одним крылом все инквизиции.

В культуре устоялся образ инквизитора как охотника на ведьм в плаще и широкополой шляпе или фанатика в рясе. На самом же деле, это были скорее обыкновенные судебные клерки, не страдавшие ни отвагой, ни фанатизмом.

Самым жёстким периодом Инквизиции можно назвать Альбигойские Войны. Массовое распространение учения катаров привело в конечном итоге к Крестовому Походу на Лангедок. Инквизиционные суды вызвали массовые народные восстания в Нарбонне и Авиньоне. Вскоре инквизиция встретила противодействие и со стороны французской церкви и короны, которым было не по нраву вмешательство Доминиканского Ордена, который стал костяком Инквизиции. Французские кардиналы исторически считали себя больше подотчётными Парижу, нежели Риму, а французские короли были недовольны обострением ситуации на юге Франции из-за инквизиционных чисток.

В Италии, самом сердце папской власти, Инквизиция действовала куда более решительно и оставила по себе весьма дурную память. К примеру, название ордена Доминиканцев привело к известному каламбуру. Domini canes в переводе с латыни означает «Псы Господни». Что характерно, придумали данное прозвище не еретики, а сами католики, весьма негативно относившиеся к доминиканцам. Впрочем, сами доминиканцы не унывали и с гордостью приняли новое прозвище. Любви им это, понятное дело, не прибавило. Вместе с тем, в Неаполе и Венеции Инквизиция никогда не пользовалась особым авторитетом. Венецианцы пошли даже дальше и превратили инквизиторов в свою собственную тайную полицию для расследования сугубо политических заговоров.

в средневековье сжигали прилюдно на кострах еретиков, девушек, которых считали ведьмами.

Здравствуйте!
Инквизиция - это преследование неверующих и атеистов,
выступающих против догматов Церкви. Особо остро это проявлялось в
Средневековье в Европе, когда не только позорили тех, кто выступал
против Церкви, но и преследовали и требовали под угрозами расправы
отказаться от своих открытий (например, Коперник и многие другие) , и
даже сжигали на кострах (например, Джордано Бруно и многие другие) .
Каждый
раз, как во главе государства и у власти становится Церковь, она
начинает гонения и предания анафеме всех, кто не согласен или отрицает
догматы Церкви. В этом вопросе Церковь неспособна на плюрализм мнений и
на толерантность к другим точкам зрения!
Сейчас у нас в России под
покровительством государства происходит ренессанс Церкви, ей за гос.
деньги строят храмы, приглашают представителей Церкви на всякие
заседания и форумы. И начались действия Церкви по борьбе за влияние на
общественную жизнь - они рвутся в школы и ВУЗЫ, на экраны ТВ и т. д.
Стали даже представлять "преимущества" высказываться верующим, а
неверующим, по возможности мешать высказаться - сейчас это практически
общая политика в этом вопросе. Сейчас при наличии массы религиозных
передач по ТВ не осталось ни одной атеистической и антирелигиозной!
Например и здесь, на ответах, мои атеистические ответы верующим в
Категории "Наука" на их религиозные вопросы (в Категории Наука!! ! )
стали регулярно удалять со странными формулировками "оскорбления"
"отсутствие ответа на вопрос", хотя ответ был предельно вежлив (я один
на ответах Здороваюсь, Прощаюсь лично с каждым и обращаюсь только на
"Вы") и даю всегда точный, развёрнутый и содержательный и научный Ответ!
Меня штрафовали за "непослушность", а я был уверен, что Защищён Законом
и Конституцией! Но не тут то было! Меня "штрафовали" на сотни и тысячи
баллов, удаляли на часы а потом до трое суток. Надеялись, что я так
поверю в Бога? Похоже на инквизицию? Да, конечно! Благо, и спасибо
большое, что не преследуют и не казнят! А всякие "баллы" и звания меня
не волнуют - я на Проекте в продолжение моей любимой преподавательской
деятельности, профессор 68 лет от роду и просто люблю отвечать научно на
вопросы! При этом, конечно, при таких удалениях и штрафах нарушается
Конституция России, по которой каждый имеет право верить или нет и
открыто высказывать своё мнение! И этот ответ я Вам дал точный,
подробный, научный и вежливый! Мною здесь не нарушено ни одно из Правил
Проекта! Поэтому если этот мой ответ удалят и меня "оштрафуют", то это и
будет как раз - современная «мягкая» инквизиция! Интересно, правда?
Всего Вам доброго.

Инквизиция — в переносном значении, изощренное до жестокости издевательство, пытка. «Испанская инквизиция» — серия известных скетчей британской комик-группы «Монти Пайтон». «Инквизиция» — французский исторический телесериал. Термин «инквизиция» заимствован многими авторами фантастической литературы и ролевых игр, и в этих случаях не имеет отношения конкретно к католицизму.
Квизиция (Плоский мир) — омнианская организация в вымышленной вселенной Плоский мир (Терри Пратчетт).Инквизиция в романе Дяченко «Ведьмин век».Инквизиция (Warhammer 40,000) в вымышленной вселенной тактической игры Warhammer 40,000.Ординаторы в вымышленной вселенной TES.Инквизиция в вымышленной Сергеем Лукьяненко вселенной «Дозоров».

Инквизиция по праву делит с орденом тамплиеров и братством ассасинов славу организации, овеянной невероятным количеством мифов, таинственных, жутких и попросту фантастических. Считается, что она занималась ловлей ведьм, колдунов и еретиков, сожгла и запытала тысячи тысяч людей, что инквизиторы были религиозными фанатиками, которых хлебом не корми, дай из кого-нибудь выбить признание во всех грехах.

Ну, не сказать чтобы все это было совсем уж далеко от истины, но преувеличено изрядно, поскольку у мифотворцев во все времена велико было желание посильнее впечатлить публику.

В мире Dragon Age же история инквизиции не настолько противоречива, но вряд ли менее кровава. Свои еретики, одержимые и колдуны были и здесь, причем колдуны самые настоящие, а не существовавшие в воображении завистливого соседа, так что и работенка у местных ревнителей веры была куда как опаснее.

С истории Тедаса и начнем, благо там причины для появления этой зловещей организации были поинтереснее простых и понятных политических.

Уму непостижимо, как мир Dragon Age, а точнее — известный нам континент Тедас, протянул так долго, учитывая, что по нему регулярно прокатывались легионы нечисти. Откопав одного из Древних богов-драконов, порождения тьмы с помощью омерзительных ритуалов превращали его в Архидемона, провозглашали своим предводителем и вслед за ним шли крушить, убивать и заражать. Так начинался очередной Мор. К тому моменту, когда в дело вступили мы, игроки, все закручивалось уже в пятый раз, и население Тедаса к нападениям нечисти худо-бедно успело приспособиться.

Однако когда человечество только столкнулось с этой напастью, оно было откровенно не готово. Мало того, что война с монстрами длилась два века, так еще к ее окончанию люди с удивлением обнаружили, что убийство Архидемона всех проблем не решает.

«Хватит это терпеть!» — заявил народ и создал инквизицию — организацию, занимающуюся охотой на злых колдунов, еретиков и тех, кто поддался власти демонов.

Dragon Age: инквизиция в игре и в истории

На исходе XII века римско-католическая церковь столкнулась с неожиданной угрозой. У так называемых катаров — последователей одной из ветвей христианства, не согласных с официальной трактовкой Священного Писания, а потому объявленных еретиками, — дела вдруг пошли в гору. Их вера стала распространяться на ряд стран Западной Европы и особенно прижилась в регионе Альбижуа, что во Франции.

Положение создалось серьезное. В ту эпоху церковь была одной из опор монархии: она заявляла, что монарх помазан на царство властью Господа, правит по воле Его и что лишь его власть истинно законна. Появление любого стороннего религиозного движения грозило государственным переворотом, чего ни монархи, ни духовенство допустить не могли. Остановить катаров, или, как их еще называли, альбигойцев, взялся папа римский Иннокентий III.

Сначала он пытался повлиять на распространение катарской ереси дипломатическим путем, однако другие священнослужители его немного не поняли. Тогда его святейшество сменил тактику и благословил Альбигойский крестовый поход. Эта мясорубка длилась примерно двадцать лет и унесла жизни миллиона человек, а заодно послужила установлению первых инквизиционных трибуналов и созданию «Святого отдела расследований еретической греховности», или же «Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium».

Dragon Age: инквизиция в игре и в истории

Вселенная Dragon Age состоит из двух частей — реальности и Тени, мира духов и демонов, которым, как говорят церковники, Создатель правил еще до того, как появились люди. Для исследователей Тедаса Тень до сих пор остается загадкой. От реального мира ее отделяет Завеса, тонкая материя, сквозь которую по собственной воле могут проходить лишь маги.

Это их умение и послужило причиной того, что демоны покусились на реальность. Дело в том, что в центре Тени расположился город, построенный Создателем как рай для своих умерших детей. Когда-то он был золотым и сиял, будто солнце, на фоне блеклых пейзажей загробного мира. Многие маги пытались дойти до него, однако живым туда дороги не было. Это одна из основ потустороннего мира — Золотой город находится на одинаковом расстоянии от любой точки Тени и никогда не станет ближе.

Dragon Age: инквизиция в игре и в истории

Но однажды несколько магов отыскали способ проникнуть в священное место и своим присутствием осквернили его. Город облекся в траур по своей былой чистоте, а маги превратились в порождения тьмы.

Так начался первый Мор. Когда спустя двести лет все закончилось, инквизиторы стали следить за тем, чтобы впредь такое не повторилось. Делали они это самым простым и немудреным способом: убивали каждого встречного волшебника.

Темные и страшные это были времена. Не удивительно, что церковники в итоге решили вмешаться, ведь колдуны еще могли им пригодиться. Чтобы защитить волшебников, Церковь уговорила инквизиторов подписать Неварранское соглашение, обязавшее их прекратить преследование магов и войти в состав Церкви.

Dragon Age: инквизиция в игре и в истории

Попутно был создан Круг магов — своего рода школа «чародейства и волшебства», где одаренных людей обучали законному использованию магических способностей. Инквизиторы же тем временем основали воинствующий орден храмовников и надзирали за тем, чтобы обученные маги не нарушали закон.

Правда, был один нюанс. По документам орден храмовников был частью Церкви, а по факту — армией с самоуправлением, и за ними самими требовался глаз да глаз. Поэтому часть инквизиторов вошла в другое военизированное крыло Церкви — орден искателей истины. Этих молодцов звали, когда какой-нибудь из храмовников начинал наглеть и ему срочно требовалось дать по рукам.

Dragon Age: инквизиция в игре и в истории

В реальности за инквизиторами никто не следил, потому что они не были силовым ведомством. Само слово «инквизиция» в переводе с латыни означает «расследование». По сути, инквизиторы были средневековыми следователями — теми, кто общается со свидетелями, перебирает бумажки и делает выводы.

Инквизиция условно делилась на государственную и папскую. Первой командовал Ватикан, хоть она и создавалась по желанию монархов. Второй заправляли местные власти. Различие на самом деле небольшое. Чтобы бороться с ересью, инквизиторы разъезжали по стране, а все, что им требовалось для работы, брали у местного епископа или правителя.

Требовалось инквизиторам немного. Обычно они вели допрос в присутствии секретаря и пары священников, которые смотрели, верно ли записываются показания. Предоставлялось и место для содержания обвиняемого — либо доминиканский монастырь, либо церковная тюрьма, где заключенного при случае могли и пытать, чтобы добыть нужные сведения.

Когда обвиняемый сознавался в ереси, инквизитор всеми силами старался вернуть его в лоно Церкви. Если после первого предложения отречься обвиняемый соглашался, его либо штрафовали, либо одевали в позорную одежду. Иначе инквизитор повторно предлагал ему отринуть еретическое учение. Если обвиняемый и тогда отказывался, инквизитор объявлял, что Церковь более не отвечает за судьбу еретика, и «отпускал» его. На самом деле обвиняемого просто предавали уже светскому суду. И вот за ним как раз следовало то, в чем обычно обвиняют инквизиторов, — сожжение на костре.

Ну как, не поколебался в ваших глазах демонический образ священной инквизиции нашей истории? Спору нет, натворили эти деятели много всякого, но и время тогда было суровое, требовавшее жестких мер, и все, что творилось, по большей части было в порядке вещей. А если выходило за рамки — народ тут же принимался бунтовать, и небезуспешно. Управа находилась даже на инквизиторов, но об этом читайте во второй части нашего материала.


1. Особый церковный суд по делам еретиков, учрежденный католической церковью в 13 в., действовавший с крайней жестокостью. Многие знаменитые врачи [средневековья] --- попадали в тюрьму священной инквизиции и умирали на кострах. Писарев, Процесс жизни.

2. перен. Мучение, пытка. Орлов жаловался своим приятелям на невыносимо тяжелую жизнь ---. — Это не жизнь, а инквизиция. Чехов, Рассказ неизвестного человека.

[От лат. inquisitio — расследование, розыск]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ИНКВИЗИ'ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. inquisitio — розыск]. 1. Судебно-полицейская организация в католической церкви, отличавшаяся крайней жестокостью в борьбе и расправе с врагами церкви (истор.). 2. перен. Изощренное до жестокости издевательство, пытка (книжн.). Его расспросы были для меня инквизицией.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

инквизи́ция

1. истор. созданный в начале XIII века следственный и карательный орган католической церкви для жестокой борьбы с ересью ◆ Но первые удары инквизиции пали действительно на противников христианской религии, на евреев. Надо было подумать, что инквизиция в этом случае оказалась верна своему началу: но и это гонение на евреев имело в основе политические побуждения. Т. Н. Грановский, «Лекции по истории позднего средневековья», 1849-1850 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. изощрённое до жестокости издевательство; пытка ◆ — И знаете ли, я вам скажу, надо иметь слишком твёрдый характер, слишком большой запасец силы воли, чтобы не пасть духом и не сделаться подлецом при такой инквизиции… В. В. Крестовский, «Панургово стадо», 1869 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова фуллерен (существительное):

инквизиция

Средневековая инквизиция, она же «святая инквизиция», преследующая отступников от веры – еретиков, а также сжигающая на кострах «ведьм» (на самом деле просто несчастных женщин, уличенных в «колдовстве») – давно стала одной из неотъемлемых частей наших представлений о европейском средневековье. Образ сурового инквизитора часто используется в художественной литературе, в фильмах и даже компьютерных играх о средних веках. Поэтому не удивительно, что о деятельности инквизиции сложилось множество стереотипов, часть из которых не имеет никакого отношения с подлинной исторической реальностью. В нашей статье мы детально разберем историю инквизиции в средние века и постараемся отделить «зерна от плевел» в наших представлениях об этом противоречивом учреждении.

История инквизиции: ее появление

И тут настал черед развеять первый стереотип: многие думают, что инквизиция это чисто средневековое проявление, на самом деле нет. Преследование инакомыслящих «еретиков» началось задолго до «официального» наступления средневековья и продолжалось вплоть до середины XIX века. Само слово «инквизиция» возникло еще в I веке нашей эры, и первоначально не имело к религии никакого отношения, латинский термин «inquisition» переводится как «розыски, поиски, расследование». То есть, следуя дохристианской, а именно светской, римской терминологии, инквизитор – это просто следователь, дознаватель. Но тут в дело вмешалась религия…

Если верить историкам, то первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожженного на костре по обвинению в ереси еще в 380 году.

А через два года, в 382 году на территории Римской империи была введена смертная казнь для последователей манихейства – синкретического религиозного учения, бывшего главным «конкурентом» христианской религии в то время (в частности манихейскими идеями активно увлекался в юности сам святой Августин, прежде чем окончательно принять христианство). Как не странно, христиане, которые еще недавно были жертвами религиозных гонений в древнем Риме, как только пришли к власти при императоре Константине Великом, сами стали активно преследовать язычников, а также «неправильных христиан», имеющих несколько другие взгляды в теологических вопросах, или попросту говоря еретиков.

А так как ереси в то время расцветали, словно грибы после дождя, то в 385 году последовали религиозные гонения на сторонников разных около христианских еретических сект: адамитов, пелагианцев, сиверистов и других.

В 438 году при римском императоре Феодосии публикуется так называемый кодекс «Новых законов», известный также как «кодекс Феодосия», принятый на всей территории Римской империи. В этом кодексе помимо разных других законов закрепляется институт борьбы с ересью, а также провозглашается смертная казнь для всех еретиков и вероотступников. По сути «кодекс Феодосия» стал началом официального законодательного закрепления инквизиции как религиозного органа по борьбе с еретиками.

Средневековая инквизиция

С падением Римской империи, нашествием гуннов, великим переселением народов, многим стало не до теологических вопросов, и об активности инквизиции в переходной период от античности к средневековью известно мало. Но уже с наступлением средних веков деятельность инквизиции возродилась с новой силой.

Как мы знаем церковь в средневековье обладала огромным влиянием, и была, в какой-то степени параллельным государством. Власть папы римского, главы католической церкви часто была сильнее власти светских королей, и когда возникали конфликты, между папой и королем (а они возникали), то папа мог попросту «отлучить» строптивого короля от церкви, что было чревато для последнего весьма неприятными последствиями. Обладая большой политической силой и будучи фактически параллельным государством, в котором не имели власти светские правители, церковь, как всякое государство, нуждалась в своей спецслужбе, такой спецслужбой и стала «святая инквизиция».

В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах.

емблема доминиканцев

Но первое время власть и сила монахов-инквизиторов была не такой и большой, так как уличенного в ереси человека они обязаны были передать светскому суду, а обычные судьи довольно равнодушно относились к своим новым и не приносящим прибыль обязанностям.

Но все изменилось при правлении следующего папы Иннокентия III (1198 год), при котором инквизиция значительно увеличила свою власть и стала сама вершить суд, а также применять пытки при своих дознаниях. Тут следует заметить, что пытки как метод дознания были весьма распространены в средние века и применялись не только инквизиторами, но и светской властью в сугубо светских вопросах.

пытки инквизиции

сожжение на костре

Наряду с живыми людьми инквизиторами активно сжигались и книги, которые, по их мнению, содержали «еретические учения».

Следующий за Иннокентием III папа Григорий IX, бывший большим ревнителем чистоты веры, в 1231 году учредил официальную папскую инквизицию, которая стала одним из официальных органов католической церкви.

Это интересно: а знаете ли вы, что инквизиция официально существует и по настоящее время, сейчас она носит название «Священная конгрегация доктрины веры». Как и в средневековье, главным ее заданием является борьба за чистоту веры, но уже отнюдь не средневековыми методами.

папа Григорий IX

Папа Григорий IX. Именно при нем инквизиция стала неотъемлемой составной частью официальной католической церкви, ее особенной спецслужбой, борющейся с подрывающими авторитет церкви, еретиками.

Жертвы инквизиции

В XIII веке деятельность инквизиции достигает своего апогея. Жестоко преследуются все, кто хоть в чем-то не согласен с официальным учением церкви.

  • В 1245 году Ватиканом издается папская булла, наделяющая инквизицию правом «на взаимное прощение прегрешений». Иными словами, все, что делается инквизиторами, включая пытки и убийства, считается «безгрешным».
  • В 1252 году папа Иннокентий IV дает официальное право инквизиторам применять пытки. Впрочем, пытки активно применялись и до этого, да и не только инквизиторами (времена были так себе, средние).
  • В 1302 году инквизицией преследуется Данте Алигерье, за осуждение жесткости церковных трибуналов и критику папской политике. Спасаясь от инквизиторов, Данте был вынужден покинуть родные месте и жить в изгнании, был заочно приговорен в сожжении на костре.
  • В 1415 году на костре по объявлению в ереси сожжен выдающийся чешский проповедник Ян Гус. Ян Гус критиковал современную ему католическую церковь, папскую власть и особенно практику торговли индульгенциями. Его сожжение вызвало гуситское восстание в Чехии, и последовавшие за этим гуситские войны.
  • В 1435 году на костре была сожжена национальная героиня Франции, «Орлеанская дева», Жанна Д’арк, по обвинению в колдовстве, как ведьма.
  • В 1600 году в Риме по обвинению в ереси был сожжен ученый и мыслитель Джордано Бруно, чьи научные взгляды на природу мироздания никак не вписывались в средневековые догмы.

Это лишь малая часть выдающихся людей, которые подвергались преследованиям инквизиции на протяжении ее многовековой истории.

Суд инквизиции

Испанская инквизиция

Отдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, которая считается самой жестокой и одновременно самой длительной. Последний казненный еретик в Испании был некто учитель-вольнодумец из Валенсии Каэтано Антонио Риполь. Его казнь состоялось 26 июля 1826 года (!). То есть это уже просвещенный XIX век, когда в других европейских странах (Англии, Франции) во всю шел научно-технический прогресс, развивалось книгопечатание, строились заводы и фабрики, делались научные открытия и важные изобретения, в Испании еще царило вполне себе мрачное средневековье, с инквизиторами и пытками. (Есть отличный художественный фильм об этом последнем периоде испанской инквизиции – «Призраки Гойи»)

Апогей деятельности испанской инквизиции приходится на XV век, период реконкисты. Как мы знаем, территория Испании долгое время была занята маврами-мусульманами, и вместе с ними там, на протяжении веков процветала еврейская община. Лишь в XV веке христиане смогли окончательно вытеснить мавров с испанской земли. Во время правления католической королевской семьи короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1516) начинается активное преследование испанских мусульман и евреев. Помогает им в этом деле испанская инквизиция, особенно в лице легендарного и фанатичного инквизитора Томазо де Торквемадо, бывшего личным духовником испанской королевы.

Томазо де Торквемадо

Томазо де Торквемадо – злой гений испанской инквизиции.

Главными жертвами Торквемадо стают испанские мусульмане и евреи, к которым тот пылал лютой ненавистью (по уровню антисемитизма с Торквемадо может сравниться разве что Адольф Гитлер). Всем мусульманам и евреям было приписано либо навсегда покинуть Испанию, либо же принять христианство. Нашлось немало тех, кто номинально принял христианство, но продолжил в тайне исповедовать прежнюю веру – мусульманство или иудаизм. За поиск таких скрытых иноверцев: маранов и морисков, как их называли, особенно взялась испанская инквизиция. Костры крещеных евреев и арабов запылали по всей Испании.

По подсчетам историков, жертвами Торквемадо стали около 8800 человек (в основном арабов и евреев). Что же касается королевской четы, правившей в то время Испанией, то они во всем содействовали своему инквизитору, так как их казна изрядно пополнялась имуществом сожженных евреев, среди которых было много богатых купцов. Порой под жернова испанской инквизиции могли попасть даже испанские дворяне, чем-то неугодные королевскому двору. По сути Торквемадо превратил инквизицию в изощренную машину террора, служащую для укрепления политической власти.

Жесткость Торквемадо и испанской инквизиции поразила даже самого папу римского, который отправил в Испанию своего легата, с целью немножко угомонить не в меру ретивого инквизитора. Но Торквемадо оказался не только жестоким фанатиком, но, к сожалению и неплохим политиком и дипломатом. Папскому легату ничего не удалось добиться, а испанская инквизиция стала фактически независимым органом даже от папской власти.

Молот ведьм

Жертвами инквизиции в средневековье были не только еретики с отличными теологическими взглядами, но и так званые «ведьмы», по сути, обычные женщины, по причине злой судьбы, обвиненные в «колдовстве». Хотя часто «ведьмы» становились не столько жертвами инквизиции, сколько просто обычного человеческого невежества и тотальной безграмотности жителей средневековья. Когда случалась какая-то беда, к примеру, падеж скота, неурожай, засуха, или эпидемия чумы, средневековому обывателю необходимо было найти некого «козла отпущения», того кто несет ответственность за свалившиеся несчастья. Часто такими «козлами отпущениями» делали «ведьм», обычно умных женщин, сведущих в действии трав, снадобий и т. д., или просто странных женщин, чем-то не вписывавшихся в средневековое общество.

В 1437 году немецкими инквизиторами-доминиканцами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером был написан трактат по демонологии «Молот ведьм», в котором давались рекомендации и руководства по выявлению потенциальных ведьм и доказательств их виновности в колдовстве.

Молот ведьм

Обложка лионского издания «Молота ведьм».

Так получилось что «Молот ведьм» стал «настольной книгой» инквизиторов, занимающихся «ведовскими процессами». Но даже среди церковных иерархов этот труд вызвал немало споров, и даже были те, кто открыто осудил «Молота ведьм» и его авторов.

Чаще всего «ведьмы» ставали жертвами не инквизиторов, (чьи заботы были все-таки больше в поиске еретиков, представляющих реальную угрозу для церкви, чем какими-то деревенскими ведьмами-колдуньями), а просто невежественных односельчан, стремившихся в происках ведьмы найти объяснение своих несчастий.

Бытует глупый стереотип, будто в Западной Европе инквизиция сжигала всех красивых женщин по обвинению в том, что они ведьмы. На самом деле этот стереотип не имеет ничего общего с исторической реальностью. Инквизиторы не занимались массовым преследованием ведьм (в отличие от еретиков), были лишь единичные случаи, когда женщина сжигалась как ведьма именно «святой инквизицией». Самый знаменитый такой случай – это сожжение Жанны Д’арк, но то был больше политический процесс, расправа англичан при помощи инквизиции над героической француженкой, которая смогла их победить, а обвинение Жанны в ведовстве был не более чем повод к расправе (а позже французы и вовсе признали ее святой). Более того, член инквизиции некий Алонсо Фриас де Салазар в 1611 году заявил, что ведьм и колдунов не существует, а все кто утверждает обратное суть еретики.

Обычно «ведьм» сжигали или топили или просто убивали либо собственные односельчане, либо же светский суд, не имеющий никакого отношения к инквизиции, а самый громкий процесс над ведьмами, известный как «Салемская охота», и вовсе произошел в протестантской Америке в 1692-1693 году.

Окончание инквизиции

С приходом реформации и просвещения влияние инквизиции постепенно стало уменьшаться. Дольше всего, как мы уже знаем, просуществовала инквизиция в Испании. Лишь в 1834 году испанская королева Мария-Кристина Бурбонская подписала указ об окончательном упразднении инквизиционного трибунала.

Как часть католической церкви инквизиция существует и сейчас под названием «Священная конгрегация доктрины веры».

В 2005 году папа римский Иоанн Павел II принес покаяние от лица католической церкви за все грехи религиозной нетерпимости совершенные инквизицией за время ее существования.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  • Инквизиция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • См. Григулевич И. Р., История инквизиции, М., 1970
  • Х. А. Льоренте. Критическая история испанской инквизиции (Histoire critique de l’Inquisition espagnole. Paris, 1818) (недоступная ссылка). Том I
  • Генри Чарльз Ли. История инквизиции в средние века. Т. 1. — СПб., 1911

Один день из жизни инквизитора, видео

И в завершение интересное образовательное видео по теме нашей статьи от канала «Другая история».

Читайте также: