Информационно компьютерные технологии не позволяют детям с овз

Обновлено: 07.07.2024

В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения

  • обучающие (сообщают знания, формируют умения и навыки учебной или практический деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);
  • тренажеры (для отработки умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала);
  • информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);
  • демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
  • имитационные (представляют определённый аспект реальности для изучения его структурных и функциональных характеристик);
  • лабораторные (позволяют проводить удалённые эксперименты на реальном оборудовании);
  • моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
  • расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции);
  • учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность учащихся реализуется в игровой форме).

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:

- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий.

- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы.

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов, но в условиях индивидуального обучения нецелесообразна.

Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические компьютерные игры подобранные мной позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Используя учебно-игровые средства и тренажёры в коррекционно-развивающей работе, могу сказать, что компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

1. Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

2. Сделать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

3. Сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков.

4. Занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

5. Появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

7. Во время коррекционных занятий с использованием компьютерной программы у обучающихся исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных правил, формул. Появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для него работе.

8. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

9. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Сегодня вызывает множество вопросов дистанционное обучение, им интересуются, его ставят под сомнение, но в среде школьных педагогов эта форма работы используется недостаточно широко.

По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30–40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению в рамках университетского и школьного образования, также и в системе повышения квалификации. Под дистанционным обучением мы понимаем такую организацию обучения, при которой ученик получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток семь дней в неделю и в том месте, где он находится.[3]

Хотелось бы остановиться на возможностях дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями развития. Внедрение компьютерных технологий облегчит специалистам работу по коррекции нарушений, поможет детям быстро и безболезненно “влиться” в окружающую их жизнь, а также позволит иметь возможность получать доступную информацию более современным способом. Применение компьютерных технологий дает детям возможность развиваться в новом виде деятельности – работе на компьютере самостоятельно. Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого ребенка темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи – вот смысл применения в коррекционной педагогике компьютерных технологий.

Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность детей, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук.[4]

Используя элементы дистанционного обучения в своей практике, учитель старается обеспечить активизацию роли учащегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения); расширить ему доступ к образовательным массивам культурно-исторических и научных достижений человечества. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности

Опыт индивидуальной работы с детьми с ОВЗ показывает, что ребята с большим интересом воспринимают новый, дистанционный вид работы. Ученик Иван (5 кл.) систематически недоделывал домашние задания, не всегда понимал их необходимость. Когда появилась возможность дистанционной консультации через Skype и работы с документом совместного доступа, у ребёнка возник интерес. Во-первых, он почувствовал себя в привычной “компьютерной среде”, где он успешен. Во-вторых, учитель мог проконтролировать выполнение заданий на всех уровнях и подсказать, как правильно его сделать, где допущены ошибки. Так можно решить психологическую проблему боязни домашнего задания.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на расстоянии во многих отношениях похоже на обучение в обычной коррекционной классной образовательной среде или на индивидуальное обучение, тем не менее, имеет ряд существенных отличий.

Преподаватели, работающие с учащимися в дистанционном режиме должны выполнить те же общие задачи, что и их коллеги в традиционных условиях обучения с категорией детей с ОВЗ, однако их пространственная удаленность от учащихся означает, что ряд проблем обучения приобретает специфические формы. Например, учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Эта неуверенность детей увеличивается вследствие того, что структура и логика некоторых курсов не слишком ясны. [1]

Для решения этих проблем необходимо проходить с учащимися три стадии работы. Сначала подготовительный этап (очный) - обучение дистанционной работе. Затем попытка учащегося работать самостоятельно, под очным контролем учителя или со Skype-сопровождением (очно-заочный этап). И только затем, когда ребёнок почувствует себя уверенно, можно переходить к третьему дистанционному этапу.

При обучении детей с ОВЗ можно реализовать различные формы и различные дистанционные технологии: использую портал дистанционного обучения РЦОКОиИТ, документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype.

Работу в Skype большинство из нас уже освоили, но эта работа не даёт необходимой наглядности и зависит от качества интернет-соединения.

Гораздо нагляднее и удобнее работать с дистанционными курсами, созданными на программной платформе Moodle, которая позволяет создавать и проводить разнообразные учебные курсы онлайн, при этом акцент делается на поддержку активного взаимодействия между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой. Здесь можно разместить:

- тексты, веб-страницы, аудио-видео- и произвольные файлы;

- тесты с автоматической проверкой и интерактивные учебные материал;

- глоссарии с автоподсветкой;

- подключение внешних образовательных ресурсов и др.

Все вышеперечисленные возможности можно использовать, создавая уроки на портале дистанционного обучения. Он позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным, используя вышеперечисленные возможности. На основе портала можно реализовать новые образовательные технологии, создавать уроки, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, реализуя здоровьесберегающие технологии, можно вставлять в урок музыкальные паузы, упражнения для глаз, физкультминутки. Ученик может работать в своём темпе, возвращаться к наиболее сложным для него моментам, переделывать задания, сразу видеть результаты своей работы (автоматическая проверка). Наш опыт работы подсказывает, что обучение с использованием портала кажется ученикам наиболее интересным и полным (много наглядности, разнообразная интересная работа).

Так же освоение компьютерных технологий учащимися позволяет им участвовать в дистанционных конкурсах и проекта (олимпиадах, конференциях). В январе 2013 года мы с учеником 4 класса приняли участие в городской видеоконференции “Книга памяти”, он представлял доклад “Подвигу твоему, Ленинград”. Андрей очень волновался, когда понял, что все участники конференции его водят (ребёнок не часто выходит из дома). Но после представления нашей презентации и окончания мероприятия на его лице была неописуемая радость и гордость за то, что он хорошо выступил на конференции (4 место). Единственный его вопрос был: “А когда я буду выступать ещё? Хочу 1 место!”. Было видно, насколько ребёнку, в силу обстоятельств ограниченному в общении, важно почувствовать себя в центре внимания, общаясь с незнакомыми ему людьми. Понять, что он всё может.

Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.

3) Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. “Дистанционное обучение на пороге XXI века” М. “Мысль”.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Усилия Министерства образования и науки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Таким образом, важнейшей задачей модернизации является:

обеспечение доступности качественного образования;

систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

И одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий. Особенное значение это направление имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это «особые» дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:

при объяснении нового материала,

при контроле знаний,

при обобщении и систематизации материала.

Какие дидактические задачи позволяют решать ИКТ?

И.В.( Ирэна Веньяминовна) Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения:

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

визуализировать учебную информацию;

моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);

осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, абстрактного);

усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

формировать культуру познавательной деятельности и др.

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, инетернет).

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование ИКТ позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном (инклюзивном) образовании оно приобретает особенно большую значимость.

Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Использование ИКТ на различных уроках с детьми со сложными дефектами позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.

Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов обучения:

1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества.

Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.

Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий.

Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.

3. Мультимедийность компьютерных систем обучения.

Организация обучения лиц с ОВЗ на основе ИКТ позволяет активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Другими словами, применение принципа мультимедийности не только активизирует внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность у учащихся с ОВЗ, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.

При этом нельзя забывать и об остальных принципах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием ИКТ:

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей . Компьютерные технологии предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.

Принцип системности и последовательности обучения.

Компьютерные технологии позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.

Принцип доступности обучения.

Компьютерные технологии и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме.

Принцип индивидуального обучения.

Компьютерные технологии предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.

В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.

Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно - образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

Принцип воспитывающего обучения.

Использование компьютерных технологий позволяет воспитывать у детей с ОВЗ волевые и нравственные качества. Этому способствует и деятельность ребёнка, направленная на решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата на повышенной мотивации деятельности.

Принцип интерактивности компьютерных средств обучения.

Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.

Одновременно появляется возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Немаловажной задачей учителя является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.

развить новую информационную культуру деятельности для учеников с ОВЗ;

повысить уровень мотивации учащихся;

расширить зону индивидуальной активности ребенка;

находить источники дополнительной информации по предмету;

увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;

проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;

применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся;

систематизировать новые для учащихся знания;

активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.

При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать познавательную деятельность учащихся. Это условие становится определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении. Повышение эффективности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения новых информационных технологий в коррекционном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей детей.

В современных условиях, когда к учебникам предъявляются новые требования (наличие электронной версии), учитель получает очень хороший инструмент. Электронные учебные пособия могут использоваться:

в виде презентаций;

как учебник и рабочая тетрадь;

как толковый словарь;

как справочник с учебными видеофильмами;

как тренажер для закрепления новых знаний;

как практическое пособие.

Однако возникает необходимость корректировать предложенную информацию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и в ход урока включать адаптированные фрагменты. В разработке заданий и подготовке текстов для учеников с ограниченными возможностями здоровья учитываются общие закономерности и специфику развития таких детей, логику построения специального обучения и базовые принципы коррекционной педагогики.

Таким образом, при внедрении ИКТ при обучении детей с ОВЗ большая роль отводится учителю, и появляются особые требования к квалификации педагога. Учитель должен знать психолого-педагогические особенности работы с детьми с ОВЗ и методику работы с данной категорией детей и учитывать их в своей работе; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как информационная компетентность; использовать специальное программное обеспечение, электронные учебники, тренажеры, практикумы, ЦОР, энциклопедии, Интернет; знать состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях; должен уметь создавать свои электронные образовательные ресурсы; постоянно обучаться новым информационным технологиям.

Учителю необходимо учитывать общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями. При этом он может руководствоваться одним из преимуществ компьютерных средств обучения, а именно тем, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья.

Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение различных методик коррекции, а, следовательно, и использование разнообразных компьютерных технологий. Это способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса.

Организация обучения и внеурочной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием информационно-коммуникационных технологий может быть различной:

традиционная урочная система с применением ИКТ;

элементы дистанционного образования при временных ОВЗ (долгая болезнь, не возможность посещать школу)

участие в сетевых проектах;

дистанционные олимпиады, конкурсы, квесты.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасёва Ангелина Алексеевна

Статья посвящена оценке потенциала использования информационно-коммуникационных технологий в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыта проблема индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. А также обоснована актуальность использования информационно-коммуникационных технологий при индивидуальном обучении детей с ОВЗ. Сделаны выводы о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий как вспомогательных методов обучения, помогающих сделать процесс обучения ребенка с ОВЗ более вариативным, индивидуализированным, эффективным.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карасёва Ангелина Алексеевна

Основы моделирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ограниченными возможностями здоровья при дистанционном обучении Подготовка учителей начальных классов республики Казахстан к использованию информационных технологий в инклюзивном образовании Методология и методы обучения детей c ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной системе дистанционного образования Непрерывность как основа качества инклюзивного образования i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Карасёва Ангелина Алексеевна - студент, кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования, Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: статья посвящена оценке потенциала использования информационно-коммуникационных технологий в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыта проблема индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. А также обоснована актуальность использования информационно-коммуникационных технологий при индивидуальном обучении детей с ОВЗ. Сделаны выводы о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий как вспомогательных методов обучения, помогающих сделать процесс обучения ребенка с ОВЗ более вариативным, индивидуализированным, эффективным.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, индивидуальное обучение, домашнее обучение, дистанционное обучение, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN INDIVIDUAL TRAINING FOR CHILDREN WITH DISABILITIES Karasyova A.A.

Karaseva Angelina Alekseevna - Student, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING AND CONTINUING EDUCATION, INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SOCIOLOGY SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY, KRASNOYARSK

Abstract: the article is devoted to assessing the potential of information and communication technologies in the individual education of children with disabilities. The problem of individual education of children with a health license is disclosed. And also the relevance of the use of information and communication technologies for individual education of children with HIA is justified. The conclusions about the need to use information and communication technologies as an auxiliary training method to help make the process of a child learning HIA more variability, personalized, efficient.

Keywords: information and communication technologies, personal learning, home schooling, distance learning, the child with disabilities.

Инклюзивному образованию в России уделяется все больше внимания: вводятся ФГОС ОВЗ, разрабатываются и внедряются нормативно -правовые акты различного уровня, в деятельности образовательных учреждений реализуются адаптированные образовательные программы, проводится большое количество научных разработок в этой области, реализуются социальные проекты и пр. Активно осуществляется процесс поиск форм наиболее эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Актуальность исследований в этой области обусловлена необходимостью создания гибкой образовательной системы, с учетом индивидуальных потребностей обучающихся.

Современные научно-практические поиски остановились на двух взаимосвязанных формах обучения детей с ОВЗ - инклюзивном образовании (в рамках образовательного учреждения, когда ребенок включен в жизнь класса) и индивидуальном обучении (для ребенка выстраивается индивидуальная образовательная траектория, как правило, реализуемая в домашнем обучении).

Проблема индивидуального обучения является менее разработанной в сравнении с теорией и практикой инклюзивного образования. Инклюзивное образование - это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1, ст. 2]. Под инклюзивным образованием понимают, как правило, практику адаптации условий общеобразовательных школ к потребностям групп детей с ОВЗ, практику адаптации образовательных программ, практику включения ребенка с ОВЗ в обычный класс. Исходя из вышесказанного, инклюзивное образование (включенное образование) в этом понимании - это включение ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство школы, адаптированное под его возможности. И.В. Бодрова определяет инклюзивное образование как «термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах» [3, с. 99-100]. Однако не каждый ребенок по состоянию своего здоровья, по медицинским показаниям имеет возможность посещать образовательное учреждение. В отношении данной категории детей с ОВЗ приобретает актуальность индивидуальное обучение. Индивидуальное обучение - это «форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану» [3, с. 100]. Исследование проблемы индивидуального обучения детей с ОВЗ становится актуальным в связи с возрастанием инвалидизации населения, с необходимостью обеспечения принципа доступности образования всем детям с нарушением здоровья вне зависимости от его тяжести.

Индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ предполагает, как правило, домашнее обучение. Несомненным достоинством такой формы получения образования является то, что учитель работает с конкретным образовательным запросом и реальной образовательной ситуацией - разрабатывается и реализуется индивидуальная программа обучения, максимально отвечающая потребностям и возможностям ребенка (в соответствии с физиологическими, психологическими, интеллектуальными и педагогическими особенностями ребенка определяются сроки освоения того или иного учебного предмета, формы и методы обучения, расписание и пр.). Вместе с тем анализ проблемы индивидуального обучения показал, что традиционные технологии обучения на дому в современных условиях не обеспечивают необходимое качественное образование (количество учебных часов недостаточно в сравнении с очным школьным образованием). Способные дети с ОВЗ вследствие данной проблемы становятся ограничены в возможности получения среднего и высшего профессионального образования, освоения профессиональной деятельности, адаптации к обществу в целом. Особенно актуально данное противоречие для тех детей, которых проживают в населенных пунктах, отдаленных от крупных общеобразовательных школ.

Обучение ребенка с ОВЗ должно осуществляться с учетом принципа индивидуализации - подтверждением этому являются положения ФГОС ОВЗ, реализация адаптированных образовательных программ, практика разработки индивидуальных образовательных маршрутов таких детей. Методы и средства индивидуального обучения ребенка с ОВЗ должны отвечать вышеобозначенному принципу. Таким потенциалом, на наш взгляд, обладают информационно -коммуникационные технологии. Под информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) понимаются «методы, реализующие возможности современных средств коммуникации для передачи и обработки учебной информации

в режиме реального времени» [4, с. 51]. ИКТ, как показывает практика, активно внедряется в образование - в т.ч. и в образование детей с ОВЗ, делая этот процесс более вариативным, гибким, отвечающим возможностям ребенка.

Информационно-коммуникационные технологии активно применяются в дистанционном обучении детей с ОВЗ (дистанционное обучение является одной из форм индивидуального обучения). Дистанционное обучение - это «комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.)» [3, с. 101]. Для определенных категорий лиц дистанционное обучение является единственным способом получить образование, например, если нарушение здоровья настолько тяжело, то ребенок не в состоянии посещать образовательное учреждение (т.е. дистанционное обучение решает проблему доступности образования для детей с ОВЗ). Данная форма обучения также способна решить проблему индивидуализации обучения, а также ряд трудностей в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями: боязнь общения, препятствий, трудностей, а также ограниченность социальных контактов, бедность социального опыта, неуверенность в себе. Общение с учителем/учителями в режиме он-лайн, которое становится возможным в эпоху информационных технологий, помогает не только восполнить все пробелы самостоятельного обучения, но и приобрести опыт общения с образованным взрослым, преодолеть коммуникативные барьеры. Получение опыта общения через интернет позволит ребенку в дальнейшем освоить иные социальные сети, наладив опосредованные контакты со сверстниками. Активные методы обучения в дистанционной форме образовательного процесса ребенка с ОВЗ позволяют ему приобретать умение и навыки коллективной работы, вести дискуссионные беседы, совместно решать текущие задачи.

ИКТ, применяемые в дистанционном обучении детей с ОВЗ (а также многие из них могут применяться и при непосредственном личном индивидуальном обучении ребенка), разнообразны. Это и программы, организующие опосредованное общение ребенка с ОВЗ с учителями, другими учениками (программа <^куре», социальные сети, электронная почта, специализированные информационные ресурсы и пр.). Это и компьютерные программы, которые наглядны, красочны и предполагают игровые элементы (например, программа «Живая математика» - решение математических задач в режиме «он-лайн»). Это и мультимедиа-презентации, позволяющие привлекать внимание не только ярким отображением познавательных элементов, но и звуком, видеорядом, спецэффектами и пр. Это и интернет-технологии, которые позволяют в кратчайшие сроки ознакомить ребенка с интересующими его учебными вопросами. Это и специальные коррекционно-образовательные программы, предназначенные для конкретной категории детей с ОВЗ (например, программа «Мир за твоим окном» - развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии, программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III» - коррекция нарушений звукопроизношения, голосообразования, слуха, сенсомоторных функций речи, логопедический тренажер «Дэльфа-142» - коррекция устной и письменной речи и т.д.). Это и специальные способы доступа к работе с компьютером: программы неэкранного доступа (синтезаторы речи), позволяющие работать с компьютером детям с нарушением зрения, модификации клавиатур, компьютерных мышей, сенсорные панели, выносные компьютерные кнопки и пр.

Помимо всех обозначенных плюсов дистанционного обучения детей с ОВЗ необходимо отметить и противоречивый аспект - высокая доля самостоятельности ребенка: с одной стороны, ребенку сложно осваивать учебную программу самостоятельно, с другой - такая форма работы несет большой потенциал для личностного развития ребенка (развивается самостоятельность, исполнительность,

ответственность, уверенность в себе и пр. качества). В связи с вышесказанным необходимо определить требования к системе дистанционного обучения детей с ОВЗ:

• гибкость, вариативность (разработанный курс обучения должен учитывать возможности и потребности ребенка, должен быть способным изменяться при наличии объективных обстоятельств);

• информативность (ребенок должен получить весь необходимый ему объем учебного материала), при этом «порционность» учебного материала;

• модульность обучения (каждый отдельный курс должен создавать целостное представление об определенной области знаний);

• четкий и краткий инструктаж к предлагаемым заданиям;

• привлечение к учебной деятельности ребенка родителей (с родителями целесообразно согласовать индивидуальный образовательный маршрут ребенка, единую программу воспитания, необходимо обучать родителей информационно-коммуникативным технологиям);

• наличие оперативных и постоянных консультаций с учителем и т.д.

Еще одним важным условием применения ИКТ в индивидуальном обучении детей с ОВЗ является наличие ИКТ-компетентности у учителей: это «личное качество, обуславливающее его готовность и способность самостоятельно использовать ИКТ в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся, создавая условия для их развития и саморазвития» [2, с. 99]. Так, педагог, реализующий индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ на современном этапе развития образования, должен обладать компьютерной грамотностью, владеть педагогическими и компьютерными технологиями, уметь разрабатывать программно-методическое обеспечение, уметь настраивать специальные возможности или параметры, встроенные в программное обеспечение и позволяющие настраивать продукт в соответствии со зрительными, слуховыми, двигательными, речевыми и образовательными потребностями пользователя, владеть знаниями о продуктах с технологиями специальных возможностей (специальное оборудование и программное обеспечение), применять аппаратно -технические средства (брайлевские принтеры, станционарные и портативные увеличители и пр.); использовать специализированные программные средства на основе технологий синтеза речи и программ чтения экрана и т.д.

Итак, ИКТ в индивидуальном обучении детей с ОВЗ имеют преимущество в реализации принципа наглядности (в этом контексте применение ИКТ более эффективно для усвоения знаний детей в сравнении, к примеру, с простым преподаванием терминов, схем, таблиц), принципа индивидуализации, принципа интерактивности. Ребенок с ОВЗ, взаимодействуя с такой технологией, активизирует все каналы восприятия: зрительный, слуховой, механический, эмоциональный. Достоинство ИКТ заключается также в сокращении времени обучения, высвобождении ресурсов здоровья детей, в представлении учебного материала в виде системы опорных образов, что позволяет ребенку с ОВЗ легче усваивать и запоминать изучаемый материал.

Анализ ИКТ как средства индивидуального обучения детей с ОВЗ будет неполным, если не отметить и недостатки этого метода работы: сокращение непосредственного личного общения ребенка с учителем, вероятность упущения важной информации вследствие одновременной демонстрации ребенку информации различных типов, влияние на здоровье учащихся (чрезмерное увлечение компьютером, телевизором оказывает негативное влияние на зрение ребенка).

На основании вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что ИКТ не должны быть единственным и даже основным средством индивидуального обучения детей с ОВЗ - его роль скорее вспомогательная, поддерживающая. В этом контексте ИКТ обладает огромным потенциалом для индивидуального обучения детей с ОВЗ: они решают проблемы доступности образования для детей с ОВЗ (для тяжелобольных

детей дистанционное обучение, в основе которых лежит применение ИКТ, является единственным способом получения образования), индивидуализации и вариативности обучения (в соответствии с физиологическими, психологическими, интеллектуальными и педагогическими особенностями ребенка определяются темп освоения того или иного учебного предмета, формы и методы обучения и пр.), наглядности обучения и т.д.

Список литературы /References

2. Абыкенова Д.Б. Современные информационные технологии в образовательной деятельности: сущность и структура ИКТ-компетентности педагога инклюзивного образования / Д.Б. Абыкенова, С.Д. Аубакирова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2015. № 47. С. 97-101.

3. Бодрова И.В. Инклюзивное дистанционное образование / И.В. Бодрова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2012. № 8. С. 99-105.

4. Гавриленкова И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении: практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентации: монография / И.В. Гавриленкова. М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ. ИД «Астраханский университет», 2016. 76 c.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Использование в образовательном процессе ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ Использование в образовательном процессе ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ

Статья

Аннотация: Одна из основных функций образования является развивающая функция образования, становление и развитие личности школьника.

Статья:

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.

Одна из основных функций образования является развивающая функция образования, становление и развитие личности школьника. А одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет эффективность процесса обучения.
Для детей с ОВЗ характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые техники и технологии.

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий.

Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.
Цель и задачи использования ИКТ для детей с ОВЗ:
Цель: создание условий, способствующих максимальной активизации учебной деятельности младших школьников, развитию обще-учебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
- активизировать образовательный процесс путем включения в него ИКТ;
- формировать и развивать самостоятельность и информационно-коммуникативную компетентность учащихся с ОВЗ;
- использовать возможности учебных тренажеров для создания сопровождения уроков в начальной школе;
- раскрыть возможности применения ИКТ при обучении детей с ОВЗ;
- использовать разнообразные творческие задания с помощью ИКТ, способствующие развитию учебной деятельности.
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
Формы использования ИКТ:
- компьютерные презентации.
- работа с интерактивной доской (игры, тесты, тренировочные упражнения).
- видео и аудио фрагменты.
- готовые программные продукты: учебные диски,
электронные библиотеки, виртуальные экскурсии, и др.
- работа в сети Интернет (поиск информации, общение, публикации).

Образовательный ресурс –« телешкола»

Свои уроки я стараюсь сделать интересными и яркими, и для этого мне необходимо шагать в ногу со временем. Информационные технологии помогают мне использовать новые методы и приемы в моей работе. Я не только воспитываю, развиваю и учу ребят на уроке, но и самореализуюсь как педагог, нахожу новые средства работы – исследую, наблюдаю и творю.

Возможности использования ИКТ на уроках:
Использовать ИКТ можно на любом предмете общеобразовательного цикла.

На уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира использую Интерактивное наглядное пособие «Наглядная школа» по всем годам обучения, которое включает в себя

Полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами;

Интерактивныё 3D модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение;

Анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы:

Интерактивные таблицы величин и параметров;

Интерактивные модели явлений, процессов, исследований и экспериментов;

Материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному уровню подготовки обучающихся по учебным дисциплинам. Их содержание носит универсальный характер, они могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников.

Урок литературного чтения должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Возможно использование ИКТ на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий. На уроках мы прослушиваем аудиозаписи тех произведений, которые проходим, что облегчает в дальнейшем восприятие текста, его понимание. Трудный материал всегда легче запомнить с помощью таблиц, схем. Так как в моем классе дети подобрались с разными проблемами здоровья, проверка усвоения учебного материала проходит индивидуально.
На уроке математике использую презентации во время устного счета, или при объяснении геометрического материала, работе над таблицей умножения, решению разных видов задач.

Тренажеры помогают отрабатывать вычислительные навыки.
В начальной школе, дети во время урока быстро утомляются, а дети с ОВЗ в два раза быстрее. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.

Активно использую ИКТ при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время.
Использование ИКТ в образовательном процессе:
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ;
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).
Я использую ИКТ не только на уроках, но и в методической работе, что позволяет мне более качественно подготовиться к преподнесению того или иного материала учащимся, самообразовываться, расти и развиваться в своей профессиональной деятельности.
• Разрабатываю, систематизирую и собираю методические разработки и документацию (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальные подборки и т.д.)
• Диагностирую развитие детей (строю диаграммы, графики)
• Обмениваюсь опытом, дидактическими материалами и пособиями с другими специалистами в области образования по всей России.
В процессе работы по развитию познавательного интереса младших школьников с помощью ИКТ могу отметить:
- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, после внедрения в процесс обучения информационных технологий,
- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционной - развивающей работы,
- формирование мотивационных компонентов деятельности у учащихся.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности.
Таким образом, использование современных ИКТ обогащает учебно-воспитательный процесс, позволяет организовывать образование детей с ОВЗ на высоком профессиональном уровне, сделать обучение более эффективным, обеспечивающем успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

Литература

1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиск // Дефектология. 1998. № 1. С. 47–55.

3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 67–76.

Список использованной литературы

1. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. – 2002. - №1.

2. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова // Вопросы психологии. – 2002. – №3.

3. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Институт практической психологии, 1998.

4. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.

Читайте также: