Информация это любые данные получаемые человеком или компьютером в процессе жизнедеятельности

Обновлено: 06.07.2024

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Более развёрнутое представление о существе рассматриваемых вопросов дается в:

11. Гейн А.Г. Земля Информатика: спецвыпуск газеты "Информатика", 20, 22, 24, 26, 36, 38, 1996.

41. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. - М.: Наука, 1989.

42. Цымбал В.П. Информатика и индустрия информации. - Киев: Выща школа, 1989.

1.3. В каком виде существует информация?
Информация может существовать в самых разнообразных формах:

    • в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
    • в виде световых или звуковых сигналов;
    • в виде радиоволн;
    • в виде электрических и нервных импульсов;
    • в виде магнитных записей;
    • в виде жестов и мимики;
    • в виде запахов и вкусовых ощущений;
    • в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

    канал связи
    ИСТОЧНИК -----------® ПРИЁМНИК


    Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.1.6. Что можно делать с информацией?
    Информацию можно:

    Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

    1.7. Какими свойствами обладает информация?
    Свойства информации:

    Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

    Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

    Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

    Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

    Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

    Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

    Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

    Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

    Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

    Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

    Ежедневно с помощью органов чувств мы получаем новые знания из окружающего мира. Можно сказать по-другому — получаем информацию.

    Наибольшее количество информации мы получаем с помощью органов зрения. При помощи глаз мы воспринимаем окружающий мир: свое расположение в пространстве, цвета, предметы и пр.

    Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?

    Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения. Тебе кажется, что изображение на картинке движется, но это не так.

    opticheskie-illyuzii-kartinki-2.jpg

    Картинки обмана зрения: размер круга. Какой из кругов, расположенных посередине, больше?

    statia_clip_image002_0001.jpg

    На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?

    Глядя на рисунок, можно наблюдать иллюзию цветовосприятия. На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.

    statia_clip_image014.jpg

    Для того, чтобы получать более точную информацию об окружающем мире в дополнение к органам чувств человек использует разнообразные измерительные приборы и устройства: линейку, рулетку, термометр, барометр, мерный цилиндр, весы, часы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.

    Полученную информацию человек может сохранить в виде записей, чертежей, звуков, изображений и т. д.

    Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих её.

    Визуальная — воспринимается органами зрения. Мы видим всё вокруг.
    Аудиальная — воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
    Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
    Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
    Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.

    Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).

    Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актёра в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.

    В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме

    В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. В основном используется комбинированная форма представления информации.

    Пример. Ты получил телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте слова «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами

    В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной технике становится основной.

    Данные - это информация, представленная в форме, подходящей для хранения, передачи и обработки автоматизированными средствами.
    Информатика - это наука, изучающая различные способы передачи, хранения и обработки информации.

    Компьютер - сложное электронное устройство, созданное человеком для обработки информации.


    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

    Получите невероятные возможности



    2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.


    3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.

    Конспект урока "Понятие информации"

    · основные философские концепции информации;

    · информация в научных сферах.


    Все эти ответы будут интуитивными и в зависимости от того, с какой сферой деятельности определение свяжут либо в каком контексте будут употреблять. Ответы будут наполнены определённым смыслом. На сегодняшний момент точного определения слова «Информация» нет.

    Информация является первичным и неопределяемым в рамках науки понятием. Таких понятий много в разных науках: «буква» в русском языке, «точка» в геометрии, «множество» в математике, «вещество» в химии, «энергия» в физике, «объект» в информатике. О неопределяемых понятиях принято говорить: под понятием “…” будем понимать “…”.

    Понятие “информация” для разных сфер человеческой деятельности имеет конкретное значение. Например, в теории информации под «информацией» понимают сведения, уменьшающие неопределённость, или сведения, получаемые и используемые в целях сохранения, совершенствования и развития общественной или технической системы, в документалистике – сведения, зафиксированные на бумаге в виде текста (в знаковой, символьной, графической или табличной форме)

    Под информацией мы будем понимать сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира. Она представляется и передаётся в форме знаков, рисунков, фотографий, схем; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.


    В курсе школьной информатики понятие информация рассматривается с двух сторон. С точки зрения человека и с точки зрения компьютера.

    Информация, с точки зрения, человека – это определённые сведения и знания, которые человек получает из окружающего мира.

    Большая часть сведений, на основании которых формируется представление человека об окружающем мире, поступает к нему благодаря органам чувств.

    Всего их пять: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.


    Для представления и обмена информацией между людьми служат языки, которые делятся на два вида: естественные, возникшие в результате исторического развития человеческого общества и формальные, созданные искусственно человеком для решения различных задач.

    Например, естественные языки – это русский, английский, китайский; а к формальным относятся – азбука Морзе, азбука глухонемых, ноты, языки программирования, языки специализированных областей: химических, физических формул, электротехнические схемы и так далее.

    Про информацию можно сказать: новая, старая, актуальная, достоверная, полная, точная, и так далее. К свойствам информации относятся: достоверность; полнота; ценность; своевременность; понятность; доступность; краткость.

    Информация (или ресурсы, знания) подразделяется на декларативную (это когда вы говорите: «я знаю, что …), например, я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца. И процедурную (это когда вы говорите: «я знаю, как …»). Например, я знаю, как решить задачу.

    Если рассматривать информацию с точки зрения компьютера, то необходимо представить информацию в форме понятной для компьютера, в виде битов и двоичных кодов.


    Так как компьютер только обрабатывает имеющуюся информацию и не придаёт ей определённого смысла, поэтому правильнее говорить не об информации, а о данных для компьютера. Хотя в обычной жизни мы часто употребляем такие выражения как обработка информации, сохранение информации, это просто устойчивые выражения и вам необходимо помнить, что компьютер работает всё же не с информацией, а с данными.

    К видам информации, которые воспринимаются компьютером относятся текстовая, числовая, звуковая, графическая, мультимедийная.

    Слово информация происходит от латинского informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. Однако в Толковом словаре Владимира Ивановича Даля нет слова «информация». Так как этот термин начал употребляться с середины двадцатого века.


    Положение стало меняться с появлением кибернетики – науки об управлении. "Кибернетика" Норберта Винера увидела свет в 1948 году.


    Она открыла людям глаза на то, что сейчас известно каждому – информационные процессы происходят в любом живом организме, начиная с амёбы и вируса. Созданные человеком машины также работают под управлением информации. Любое сообщество живых существ – муравьёв, пчёл, рыб, птиц и, конечно, людей не может существовать без потоков информации, циркулирующих в нём.

    Датой рождения “Теории информации” также считается 1948 год. Именно тогда в реферативном журнале американской телефонной компании "Белл систем" появилась статья 32-летнего инженера-связиста Клода Шеннона "Математическая теория связи”, в которой он предложил способ измерения количества информации. С этого момента понятие "информация" начинает расширять сферу своего применения.


    Клод Шенон американский учёный и автор теории связи, разбирая технические системы связи, такие как телеграф, телефон и радио, рассматривал их как системы передачи информации. В таких системах информация передаётся в виде последовательностей сигналов: электрических или электромагнитных.

    Открытие единства процессов в живом и неживом, широкое внедрение ЭВМ, стремительное нарастание информационного потока в виде газет, журналов, книг, теле- и радиотрансляций - всё это дало совершенно другое, новое значение слову “информация”.

    На современном этапе развития науки стало понятно, что понятие "информация" значительно более ёмкое и, что очень важно, существует и вне нашего восприятия. Другими словами, весь окружающий нас мир, как доступный, так и недоступный нам, всюду имеет информационную структуру.

    “Информация” превратилась в необычайно широкое понятие и встала в один ряд с такими философскими категориями, как материя, энергия, пространство и время. Однако единого общепризнанного определения информации не существует до сих пор, более того, это понятие остаётся одним их самых дискуссионных в современной науке. Все мы имеем представление о том, что такое материя, энергия, пространство, время, информация, мы можем описать их свойства, мы можем их измерять, но мы так и не можем пока дать их чёткого научного определения.

    Термин информация используется во всех науках. Давайте узнаем, как определяют информацию в нейрофизиологии и генетике.

    Нейрофизиология – это раздел биологии, который изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Данная наука моделирует процесс передачи информации в организме. Для передачи информации мозгу, её необходимо преобразовать в электрохимический сигнал, который по нервным волокнам перейдёт к нейронам (нервным клеткам) мозга. Затем мозг посылает эти сигналы мышечным тканям, от чего происходит движение. Как вы можете заметить, данный процесс схож с кибернетической моделью Норберта Винера.


    В генетике используется термин наследственной информации. Данная информация заложена в молекулы ДНК. Данная молекула ДНК является определённым кодом, который задаёт работу всего организма: рост, развития, патологии и прочее. Молекулы ДНК передают наследственную информацию от поколения к поколению.


    Понятие информация является фундаментальным, это значит, что оно не объясняется через другие понятия. Как и не объясняются такие понятия как вещество, энергия, пространство, время. Осмыслением таких понятий занимается философия.

    Рассмотрим три философские теории, объясняющие значение информации.

    Первая теория – атрибутивная. Здесь информация является атрибутом или свойством всех материальных объектов. По данной теории информация зародилась одновременно со Вселенной и проявляется в воздействии одних объектов на другие и в изменениях, к которым такие воздействия приводят.

    Вторая теория – функциональная. Здесь информация появляется после зарождения жизни, так как может функционировать только в сложных самоорганизующихся системах, а это только живые организмы.

    Третья теория – антропоцентрическая. По данной теории информация существует только в человеческом сознании, в человеческом восприятии, то есть работать с информацией может только человек. Причём для работы с информацией, человек создаёт информационную технику и к ней специальные информационные инструменты.

    Все три теории абсолютно разные, поэтому делая выбор, помните, что всякая научная теория это всего лишь размышление и догадки о бесконечности мира.


    Понятие информация является фундаментальным, это значит, что оно не объясняется через другие понятия. Осмыслением их занимается философия.

    Философские теории, объясняющие значение информации.

    · Атрибутивная концепция: информация — это всеобщее свойство (атрибут) материи.

    · Функциональная концепция: информация и информационные процессы присущи только живой природе, являются её функцией.

    · Антропоцентрическая концепция: информация и информационные процессы присущи только человеку.

    Понятие информации не имеет чёткого определения. Оно получило широкое распространение в результате развития:

    · теории связи (Клода Шеннона) Информация — это содержание, заложенное в знаковые (сигнальные) последовательности.

    · кибернетики (Норберта Винера) Информация — это содержание сигналов, передаваемых по каналам связи в системах управления.


    Хотя в теории информации и вводится несколько ее конкретных определений, все они не охватывают всего объема этого понятия. Рассмотрим некоторые определения.

    Информация существует в виде документов, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, энергетических и нервных импульсов и т.п.

    Под информацией понимают сведения об объектах окружающего мира, которые воспринимаются человеком, животным, растительным миром или специальными устройствами и повышают их уровень информированности.

    Виды информации

    Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам:

    По способу восприятия

    Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих ее:

    По форме представления

    По форме представления информация делится на следующие виды:

    По назначению

    Свойства информации

    Полезность. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее использованием. Сведения, важные и полезные для одного человека, оказываются бесполезными для другого, если он не может их использовать.

    Актуальность. Информация актуальна (своевременна), если она важна в данный момент времени. Если вы собираетесь ехать поездом, то для вас важна информация о том, когда этот поезд отправляется. Однако эта информация теряет свою актуальность после того, как поезд тронулся.

    Вероятность (правдивость). Информация считается достоверной, если она не противоречит реальной действительности, правильно ее объясняет и подтверждается. Если вы узнали о наводнении из информационной телепрограммы, то эта информация, по всей вероятности, является достоверной. В то же время слухи о пришествии инопланетян, которое ожидается на следующей неделе, недостоверны.

    Полнота. Информация полная, если ее достаточно для правильных выводов и принятия правильных решений. Если человеку на основе какой-либо информации приходится что-то решать, то он сначала оценивает, достаточно этой информации для принятия правильного решения.

    Носители информации

    Конечно, за дырочками, нанесенными на перфокарты или перфоленты, стоит вполне определенная информация.

    Магнитные ленты и магнитные диски для хранения информации начали использовать с развитием вычислительной техники. Для записи 1 (единицы) намагничивалась небольшая область. Размагниченная (или намагниченная противоположно) область означала 0 (ноль).

    Гибкие магнитные диски, или ГМД (FDD), позволяли легко переносить информацию с одного компьютера на другой, а также сохранять информацию, которая не используется на компьютере постоянно. Выпускались дискеты, как правило, с диском диаметром 3,5 дюйма и имели емкость всего 1,44 Мбайта.

    Магнитные карточки содержат закодированную информацию, эта технология используется в кредитных, телефонных и регистрационных карточках, а также пропусках и «ключах» для кодовых замков.

    Формы и способы представления информации

    Символьная форма представления информации является наиболее простой, в ней каждый символ имеет какое-то значение. Например: красный свет светофора, показатели поворота на транспортных средствах, различные жесты, сокращения и обозначения в формулах.

    Графическая форма представления информации, как правило, имеет наибольший объем. К этой форме относятся фотографии, картины, чертежи, графики и тому подобное. Графическая форма более информативна. Видимо, поэтому, когда берем в руки новую книгу, то первым делом ищем в ней рисунки, чтобы создать о ней наиболее полное впечатление.

    Информацию можно подавать одним из способов: буквами и знаками, жестами, нотами музыки, рисунками, картинами, скульптурами, звукозаписью, видеозаписью, кинофильмами и тому подобное.

    Информация может быть в виде непрерывных (аналоговых) и дискретных (цифровых) сигналов.

    Информация в аналоговом виде меняет свое значение постепенно (показатели термометра, часов со стрелками, спидометра и т.д.).

    Информация в дискретном виде меняет свое значение с определенным шагом (показатели электронных часов, весы с гирями, подсчет количества предметов и т.п.).

    Информатика

    Современное понимание информационной системы (ИС) предусматривает использование компьютера в качестве основного технического средства обработка информации. Как правило, это компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами.

    В работе ИС, в ее технологическом процессе можно выделить следующие этапы :

    • сбор данных: накопление данных с целью достаточной полноты для принятия решений;
    • сохранения;
    • передача;
    • обработка.

    В информатике выделяют три основных части:

    • алгоритмы обработки информации ( algorithm )
    • вычислительную технику ( hardware )
    • компьютерные программы ( software ).

    Предмет информатики составляют понятия:

    • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники
    • программное обеспечение средств вычислительной техники;
    • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
    • средства взаимодействия человека и аппаратного и программного обеспечения.

    Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называется интерфейсом.

    Двоичное кодирование информации

    В вычислительной технике наиболее часто применяется двоичная форма представления информации, основанной на представленные данных последовательностью двух знаков: 0 и 1

    В современной вычислительной технике биты принято объединять в восьмерки, которые называются байтами : 1 байт = 8 бит. Наряду с битами и байтами используют и большие единицы измерения информации.

    • 1 bit binary digit ;
    • 1 байт = 8 бит;
    • 1 Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт;
    • 1 Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт = 2 20 байт;
    • 1 Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт = 2 30 байт;
    • 1 Тбайт = 2 10 Гбайт = 1024 Гбайт = 2 40 байт.
    • 1 Пбайт = 2 10 Тбайт = 1024 Тбайт = 2 50 байт.

    С помощью двух бит кодируются четыре различных значения: 00, 01, 10, 11. Тремя битами можно закодировать 8 состояний:

    Вообще с помощью n бит можно закодировать 2 n состояний.

    Скорость передачи информации измеряется количеством битов, передаваемых за одну секунду. Скорость передачи бит за одну секунду называется 1 Бодом. Производные единицы скорости передачи называются Кбод, Мбод и Гбод:

    • 1 Кбод (один килобод) = 2 10 бод = 1024 бит / с;
    • 1 Мбод (один мегабод) = 2 20 бод = 1024 Кбод;
    • 1 Гбод (один гигабод) = 2 30 бод = 1024 Мбод.

    Пример. Пусть модем передает информацию со скоростью 2400 бод. Для передачи одного символа текста нужно передать около 10 битов. Таким образом, модем способен за 1 секунду передать около 2400/10 = 240 символов.

    На ЭВМ можно обрабатывать не только числа, но и тексты. При этом нужно закодировать около 200 различных символов. В двоичном коде для этого нужно не менее 8 разрядов ( 2 8 = 256 ). Этого достаточно для кодирования всех символов английского и русского алфавитов (строчные и прописные), знаков препинания, символов арифметических действий некоторых общепринятых спецсимволов.

    В настоящее время существует несколько систем кодирования.

    Наиболее распространенными являются следующие системы кодирования: ASCII, Windows-1251, KOИ8, ISO.

    В системе ASCII закреплены 2 таблицы кодирования: базовая и расширенная. Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0 до 127, расширенная от 128 до 255.

    В первых 32 кодах (0-31) размещаются так называемые управляющие коды, которым не соответствуют никакие символы языков, и, соответственно коды не выводятся ни на экран, ни на устройстве печати.

    Начиная с кода 32 по код 127 размещены коды символов английского алфавита.

    Символы национального алфавита размещены в кодах от 128 до 255.

    Кодирования Windows-1251 стала стандартом в российском секторе Wold Wide Web .

    Дезинформация

    Дезинформация — заведомо неверная, ложная информация, предоставляемая оппоненту или противнику для более эффективного ведения военных действий, получения каких либо конкурентных преимуществ, для проверки на утечку информации и выявления источника утечки, определения потенциально ненадежных клиентов или партнеров. Также дезинформацией называется сам процесс манипулирования информацией, как то: введение кого-либо в заблуждение путём предоставления неполной информации или полной, но уже не актуальной информации, искажения контекста, искажения какой либо части информации.

    Дезинформация, как мы видим, — это результат деятельности человека, желание создать ложное впечатление и, соответственно подтолкнуть к требуемым действиям и/или бездействию.

    Читайте также: