Информатика компьютеры и микроэлектроника выступают в современном обществе как средство

Обновлено: 07.07.2024

При любом подходе к определению информатики и глобальной постановке целей и задач информационных технологий вычислительные средства в разнообразных формах, начиная от мини-ЭВМ, персональных компьютеров и кончая суперЭВМ и сложнейшими вычислительными системами и комплексами, играют первостепенную, основную роль в информационном обеспечении и развитии общества.

Для более рельефного представления этой роли целесообразно перейти от обобщенного и в некоторой степени абстрактного изложения проблем информатики, рассмотренных выше, к конкретным вопросам, касающимся информации в повседневном понимании, возможностей электронных вычислительных машин и развития в течение длительного времени технических средств вычислительной техники.

Управление сложнейшими автоматизированными процессами, быстрая переработка колоссальных объемов научно-технической, политической, экономической и другой информации стали уделом не сотен и тысяч, а миллиардов людей, практически в той или иной степени -- каждого из нас. Информация -- постоянный спутник человека. Это те сведения, которые помогают нам не только ориентироваться в окружающей среде, но и активно воздействовать на нее, выбирая при этом наиболее рациональные и оптимальные способы.

Современная вычислительная техника, в том числе и персональные компьютеры, -- это продукт поступательного развития естествознания на протяжении длительного времени, результат кропотливой работы естествоиспытателей многих поколений и прежде всего ученых и специалистов разных и в то же время смежных отраслей естественных наук: в первую очередь механики, на всех этапах развития весьма важной математики, с все возрастающей ролью физики, сравнительно молодой микроэлектроники, зарождающейся наноэлектроники и др. Совершенно очевидно, что крупные достижения, прежде всего в физике во второй половине XX в. послужили базой для стремительного развития средств вычислительной техники. Поэтому неслучайно в развитии средств вычислительной техники выделяют четыре поколения, непосредственно связанных с открытиями в прикладной физике.

ЭВМ первого поколения (40-е -- начало 50-х годов) базировались на электронных лампах. С появлением дискретных полупроводниковых приборов связывают второе поколение ЭВМ (середина 50-х -- 60-е годы). В 60-е годы создано третье поколение ЭВМ, основанное на интегральных микросхемах. Середина 60-х годов считается началом разработки ЭВМ четвертого поколения, элементная база которых включает большие интегральные схемы. В последнее время проводятся интенсивные работы по освоению не только модернизированной элементной базы ЭВМ, но и принципиально новых средств накопления, хранения и об-раб9тки информации для создания более совершенных ЭВМ следующих поколений.

ЭВМ 40-х и 50-х годов представляли собой крупногабаритные устройства, занимавшие огромные помещения. На их создание тратились колоссальные деньги, и поэтому они были доступны только лишь крупным учреждениям и компаниям. Благодаря применению передовых технологий, основанных на развитии естествознания в целом, современные ЭВМ стали гораздо компактнее и существенно дешевле (стоимость современных пер-сональных компьютеров колеблется от нескольких сотен до 10 тыс. долл.). По сравнению с большими ЭВМ и мини-ЭВМ персональные компьютеры выгодны для многих деловых применений. Без преувеличения можно сказать, что персональный компьютер стал важным инструментом в условиях рыночной экономики.

Стремительный рост индустрии персональных компьютеров объясняется и другими не менее важными особенностями, присущими персональным компьютерам: простота пользования, обеспеченная диалоговым взаимодействием пользователя с компьютером; удобные и понятные программы, включающие меню, подсказки, "помощь" и т.п.; возможность индивидуального взаимодействия с компьютером без посредника; относительно большие возможности по переработке информации (типичная скорость -- не менее миллионов операций в секунду, емкость оперативной памяти -- десятки и более Мбайт; емкость жестких дисков -- несколько сотен и более Мбайт); высокая надежность;

простота ремонта, основанная на интеграции компонентов компьютера; возможность адаптации к особенностям применения компьютера: один и тот же компьютер может быть оснащен различными периферийными устройствами и разным программным обеспечением; наличие программного обеспечения, охватывающего практически все сферы деятельности, а также мощных систем для разработки нового программного обеспечения.

Возможность сочетания ЭВМ с уже существующими и вновь создаваемыми машинами и системами машин освобождает человека от физического труда, связанного с тяжелыми, а иногда вредными и опасными условиями, а также с монотонными, однообразными, утомительными и нетворческими действиями.

В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

Появление новых алгоритмов сжатия информации, доступных для передачи через интернет, существенно повысило качество звука. Теперь оно стало приближаться к качеству обычной телефонной сети. В результате этого произошел скачок в развитии относительно нового средства ИКТ - интернет-телефонии. С помощью специального программного обеспечения и периферийных устройств через сеть можно организовывать аудио и видеоконференции.

Информационно-коммуникационная технология и ее возможности

Для организации эффективного поиска в телекоммуникационных сетях используют автоматизированные поисковые программы, цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах мировой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого доступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить документы, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности. И, конечно же, проведение виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени.

Видеообучение

Сегодня информационно-коммуникационные технологии обучения предусматривают несколько классов подачи материала, значимых с точки зрения дистанционного и открытого образования. Одним из них являются телевидение и видеозаписи. Видеофайлы и соответствующие ИКТ-средства позволяют большому числу учащихся знакомиться с содержанием лекций лучших преподавателей. Видеозаписи могут использоваться как в специально оборудованных аудиториях, так и в домашних условиях. Интересным является тот факт, что в европейских и американских курсах обучения главный материал излагается на видеокассетах и в печатном издании.

Телевизионные ИКТ

Телевидение является наиболее распространенным ИКТ на уроках, оно играет огромную роль не только в современном образовательном процессе, но и в жизни людей, ведь практически в каждом доме есть телевизор. Уже давно обучающие телепрограммы используются во всем мире и являются весьма ярким примером дистанционного способа обучения. Благодаря данному средству ИКТ появилась возможность трансляции лекций для широкой аудитории с целью повышения ее общего развития без последующего контроля за усвоением знаний.

Электронные образовательные издания

Весьма мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить весь объем изучаемой информации, являются электронные образовательные издания. Они распространяются как в компьютерных сетях, так и записанные на оптические носители. Индивидуальная работа с таким материалом дает глубокое понимание и усвоение данных. Данная технология позволяет (при соответствующей доработке) использовать существующие курсы в и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционного печатного материала позволяют подавать информацию в графической динамичной форме.

Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения

Средства ИКТ бывают:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

Дидактические задачи, которые решаются с помощью ИКТ

1. Совершенствование организации и повышение индивидуализации обучения.

2. Повышение продуктивности самостоятельной подготовки студентов.

3. Индивидуализация работы преподавателя.

4. Ускорение тиражирования, а также доступа к завоеваниям педагогической практики.

5. Повышение мотивации к обучению.

6. Активизация учебного процесса, возможность привлечения учащегося к

7. Обеспечение гибкости обучения.

Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования

51. Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт.

52. Процесс и результат появления в обществе социального института называется.

53. Дисфункция социального института проявляется в следующем.

a. институт полностью удовлетворяет важнейшие общественные потребности

b. институт не эффективен, его престиж падает в обществе

c. институт является престижным, авторитетным в обществе.

54. Что означает понятие «традиционное общество»?

a. доиндустриальное европейское общество с замедленными темпами развития

b. социалистическое общество

c. общество, в котором сильны религиозные традиции

55. Как называется общество, для которого характерно рациональное познание мира, критицизм и индивидуализм?

a. общественно-экономическая формация

b. закрытое общество

c. открытое общество

56. Как называется концепция, занимающая одно из ведущих мест в современной социологии и футурологии, согласно которой информатика, компьютеры и микроэлектроника определяют развитие социальной системы, выступают как средство создания новых социальных надклассовых и наднациональных структур?

a. теория технотронного общества

b. теория индустриального общества

c. теория информационного общества

57. Как называется одна из основных концепций современное западной социологии, усматривающая в современном развитии общества преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем - капитализма и «постсоциализма» и их последующему синтезу в «смешанное общество»?

a. теория «стадий роста»

b. теория «информационного общества»

c. теория конвергенции

58. Социальная стратификация - это.

a. система признаков социального расслоения, неравенства

b. теория перемещения индивидов из одного социального слоя в другой

c. концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям

59. Переходы людей из одних социальных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение) либо движение к более низким иерархическим позициям (социальная деградация), называется.

a. номенклатурной карьерой

b. социальной мобильностью

c. личностным развитием

60. В научной литературе существует оценка, согласно которой к среднему классу относятся те, кто отвечает определенным требованиям одновременно по трем признакам.

a. возрасту, доходу, наличию частной собственности

b. доходу, профессии, полу

c. доходу, профессиональному статусу и образованию

61. Важнейшей чертой, характерной для элиты, является то, что она

располагает значительно большим. по сравнению с другими

b. количеством частной собственности

c. влиянием в обществе

62. Вертикальная мобильность представляет собой процесс

a. смены индивидом места работы

b. изменения социальной группой ценностных ориентации

c. перехода индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую

63. Временные группы влияния отличаются.

a. проявлением гуманизма

b. ориентацией на насилие

c. желанием как можно быстрее передать свою власть другим группам

64. Главенствующее влияние на психологическое настроение толпы оказывают

a. самовнушение и самовозбуждение

b. действия оратора

c. слова оратора

65. Массовое общество является феноменом.

66. Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции, - это.

a. социальный цензор

b. социальный контроль

c. социальный закон

67. Общественные учреждения, которые удовлетворяют фундаментальные потребности общества, называются.

a. социальными организациями

b. социальными явлениями

c. социальными институтами

68. Референтная группа - это такая группа.

a. к которой принадлежит человек

b. с которой человек соотносит себя как с эталоном

c. в которой все члены группы контактируют друг с другом

69. Социальная структура - это.

a. основные социальные роли, присущие данному обществу

b. совокупность социальных позиций в пределах того или иного социального пространства

c. совокупность устоявшихся социальных взаимодействий, которые включают людей в общество как представителей определенных больших социальных групп, организаций, институтов

70. Социальная группа, сформированная на основе межличностных отношений без официально утвержденных статусов, называется.

24. Переход людей от одних общественных групп и слоев в другие называются:

Б.Социальной мобильностью

25. Процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается – это:

А.Отчуждение от средств производства

Б.Деклассирование

26. Социальная группа – это:

А.Люди, объединенные общим интересом

Б.Любой коллектив, с которым индивид соотносит свое поведение

В.Люди, работающие на одном предприятии

27. Социальный институт, характеризующийся признаками:

А.Наличие аппарата управления

Б.Использование силы, в том числе и военной

В.Наличие властных полномочий

28. Вынужденными переселенцами называют группы людей, соответствующие следующим признакам:

А.Лица, вынужденные покинуть место своего постоянного жительства

Б.Лица, испытывающие реальную опасность подвергнуться реальному физическому насилию

В.Лица, испытывающие опасность подвергнуться дискриминации или политическому преследованию

Г.Лица, признание прав которых принимается в соответствии с решение соответствующих органов миграционной службы

29. Социальные общности образуют:

Б.Социальную структуру

30. Племя, народность, нация – это:

А.Исторические типы общества

Б.Этнические общности

В.Социальные группы, различающиеся по месту в системе производства

Г.Формы государственного устройства

31. Наиболее развитая историко-культурная общность людей –

32. Класс, как социальная группа, положение которой в обществе определяется следующими факторами:

А.Отношение к собственности

Б.Положением в общественном производстве

В.Дифференциацией в обществе

Г.Местом в системе общественного разделения труда

Д.Возможностью или невозможностью контролировать распределение производственного продукта

33. Уровень и степень национального самосознания определяются:

А.Знанием истории своего народа

Б.Чувством национального достоинства

В.Требованием, чтобы руководящие посты занимали этнические «свои» люди

Г.Отношение (положительным, но может быть, в чем-то и отрицательном) к национальным традициям, праздникам и обычаям

Д.Умением и не только говорить, но и писать на национальном языке

34. Этнос есть не что иное как:

А.Любая этническая группа

Б.Народ, в противоположность интеллигенции

В.«Малый народ», национальное меньшинство

Г.Исторически сложившаяся общность людей, в котором ярко выражено кровнородственное начало

Д.Историческая общность людей, в сознании которых прочно сидит антитеза «мы» - «они»

Е.Совокупность людей, проживающих на определенной территории, обладающих общими чертами культуры и психики, а также сознанием своего единства.

1.Социологическая концепция технократизма утверждает:

А.Неизбежность подчинения всей жизни обществу научному прогнозированию

Б.Необходимость установления власти инженеров и технических специалистов, которая осуществляется в интересах всего общества

В.Неизбежность подчинения биологической цивилизации электронной

2.В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение общества на:

А. Три этапа: доиндустиральное, индустриальное и постиндустриальное

Б. Два этапа: традиционное и постиндустриальное

В. Пять этапов: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и постиндустриальное

3. Для индустриальной цивилизации характерны:

А.Интенсивное производство

Б.Устойчивая система ценностей

В.Отсутствие энергетического, экологического и других кризисных явлений

4. Развитие общества сегодня:

А.Остановилось: помеха на пути развития – разнообразие в сфере производства, этнические и культурные различия

Б.Идет особенно быстро: расширяются коммуникативные возможности, на базе электронно-вычислительной техники решаются рудные проблемы

В.Идет медленно: сказываются кризисы в экологии, истощаются ресурсы планеты, планы преобразования общества выглядят упрощенно

5. Будущее, как считают ученые, за … обществом.

В.Информационным

6.Сторонники концепции постиндустриального общества называют факторы, свидетельствующие о переходе общества в новую стадию:

А.Превосходство сферы услуг над сферой производства

Б.Не классовое, а профессиональное деление общества

В.Создание новой интеллектуальной технологии

Г.Теоретические знания, как основа политики

7. В современной зарубежной литературе сегодняшние цивилизованное общество называют:

А.Информационным

Б.Особым этапом НТР

8. Информатика, компьютеры и микроэлектроника выступают в современном обществе как средства, коренным образом меняющие механизм общественного развития. Такое общество:

Г.Информационное

9. Определяющим в доиндустриальном обществе является:

А.Сельское хозяйство

10. Разделение общественного развития на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный, лежит в основе концепции:

В.Постиндустриального общества

11. Наука, занимающаяся вопросами прогнозирования будущего называется

В.Футурологией

12. мелкосерийное производство на основе высокой технологии свойственно:

В.Капиталистическому миру

13. Современное общество – это:

А.Взаимодействие людей на личностном, индустриальном уровне

Б.Диалог культур и цивилизаций

В.Многообразие общества, предполагающие разобщенность людей

1. Какое суждение является верным:

А.Социальная революция – это постепенный переход общества из одного состояние в другое

Б. Социальная революция – коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре общества

2. Ключевое понятие марксистской концепции исторического прогресса - это…

Б. Категория разума

В. Категория общественно-экономической формации, категория цивилизации

3. Выбрать понятие, имеющее определение «преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающая основ существования социальной структуры»:

4. Понятие прогресса отражает:

А.Постоянные, но неуклонные движения к лучшему, высшему, более сильному (во всех сферах жизни человека и общества)

Б.Не закон, но надежду истории

В.Идеал, к которому приближаются, но никогда не достигают

Г.Выдумку просветителей и гуманистов

Д.Возрастающую солидность всех членов общества

5. Глобальная проблема усиления разрыва между развивающимися и развитыми странами, находит выражение в:

А.Росте задолженности стран третьего мира Западу

Б.Уничтожение лесов Африки и Амазонии

В.Сокращении запасов нефти и газа в развивающихся странах

Г. Свертывании торговли стран Запада и государств третьего мира

6. Для современного этапа развития человечества характерны следующие черты:

А.Нелинейность и неравномерность социальных изменений в различных странах и регионах мира

Б. Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества

В. Обострение экологических противоречий между обществом и природой

Г. Преодоление разрыва в уровне экономического развития между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися»

Д. Неуравновешенность системы международных отношений в связи с переходом от двухполюсного (социализм-капитализм) к фактически однополюсному миру

Е. Возрастание роли и значения таких форм общения (между странами, народами, людьми), как переговоры, диалог, компромисс, взаимопонимание.

7.К основным направлениям современной научно-технической революции относятся:

А. Качественное изменение в средствах коммуникации и связи;

Б. Утверждение единых стандартов научности в естествознании и общественности;

В. Автоматизация и компьютеризация производства.

Г. Внедрение информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.

Д. Распространение и утверждение технократизма в общественной жизни.

Е. Резкое снижение роли и значимости «чистой» теории – фундаментальных научных исследований.

8.К глобальным проблемам современности относится (ятся)…

А.Религиозные конфликты.

Б.Сырьевое обеспечение.

В.Развитие торговых связей.

Г.Развитие постсоциалистических государств.

9.Гуманизм принято определять как:

А.Благоговение перед жизнью.

Б.Неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности.

В.Уважение личного достоинства человека, вера в его силы и в его будущее.

Г.Веру в совершенство человека.

10.Межнациональная интеграция предполагает…

А.Развитие национальной самостоятельности.

Б.Развитие национальной культуры.

Г.Расширение межнациональной связи.

11.В чем видел Гегель основу исторического развития?

А.Общественное разделение труда.

Б.Конфликты между властью и индивидуальной свободы.

В.Развитие «абсолютной идеи», «мирового духа».

Г.Интеллектуальное развитие личности.

12.Обьективные характер исторического развитие определяется тем, что:

А. Деятельность людей протекает при обстоятельствах, которые ими не выбираются, а презаданы и пришли к ним из прошлого, получены по историческому наследству.

Б. Люди, так или иначе воплощают свои идеи.

В. Деятельность людей приводит, как правило, к результатам, к которым никто лично не стремился и которых никто конкретно не хотел.

Г. В историческом процессе имеет место органическое сочетание субъективного и объективного.

Д.История есть продукт деятельности масс, а не творческого меньшинства или героев-одиночек.

1.Проблемы современности, получившие название глобальных, это те, которые затрагивают:

А.Интерсы всего человечества и требуют коллективных усилий для их разрешения.

Б.Проблемы экономики разных стран.

В.Интересы целой нации.

2.Наиболее яркая причина глобальных проблем - это:

А.Развитие научно-технического прогресса.

Б.Социальный прогресс общества.

В.Всемирная общность людей.

3.К глобальным проблемам человечества можно отнести:

А.Предотвращение военных конфликтов.

Б.Развитие экономики.

В.Экологический кризис.

4. Международная неправительственная организация, усилия которой направлены на исследование глобальных проблем – это:

Б. Римский клуб

В. Всемирный совет мира

5. Перспективным выходом из экологического кризиса может быть:

А. Закрытие предприятий, загрязняющих окружающую среду

Б. Изменение сознания человека и его производительной деятельности

В. Обеспечение предприятий очистительными сооружениями

6. Глобальные проблемы возникают из-за:

А. Низкого уровня общественных организаций

Б. Духовно-нравственных ориентаций, далеких от требований эпохи

В. Высокого уровня НТП

7. Суть глобальной сырьевой проблемы в:

А. Урегулировании международных цен на сырье

Б. Диспропорции между ростом потребления сырья и его объемом производства

В. Нехватка сырья в слаборазвитых странах

8. Глобальная проблема современности – это:

А. Религиозная

Б. Экологическая

В. Проблема образования

Г. Проблема развития стран ближнего зарубежья

9. Экологический кризис вызван:

А. НТП, разрушающим природную среду

Б. Способом использования достижений науки и техники

В. Всемирной общностью людей

1. Общим для искусства и науки является:

А. Отражение действительности в художественных образах

Б. Обоснованность предположений

В. Стремление к познанию действительности

Г. Формирование чувства прекрасного

2. Признаком какой культуры является ее общепринятая направленность?

3. Искусство отличается от науки тем, что:

А. Выражает эмоциональное отношение человека к миру

Б. Несет в себе субъективную оценку художника

В. Использует преимущественно чувственно-наглядные образы

Г. Застревает на поверхности, довольствуется видимостью вещей

Д. Творит свой особый мир, нечем и никак не связанный с действительностью

1. Любую религию характеризуют черты (укажите правильное сочетание):

А. Надежда на существование загробного мира

Б. Вера в сверхъестественные возможности предметов, явлений природы

В. Символы и действия, которые связывают человека с потусторонним миром

Г. Необходимость в практическом подтверждении

2. Мифы отличаются от науки:

А. Истинностью, не подлежащей сомнению

Б. Невозможностью установить взаимосвязь между причиной и следствием

В. Тем, что содержание так или иначе связано с жизнью

Г. Объяснением творения мироздания

3. Как называется одна из ранних форм религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?

Г. Магия. Религия

4. Свобода совести это -:

А. Право поступать как велит совесть

Б. Полная свобода человека

В. Право принимать любую религию или быть атеистом

5. Право человека самому определять свою веру – это:

А. Религиозная терпимость

Б. Свобода мысли

В. Свобода вероисповедания

6. Признаком мировых религий является то, что они:

А. Регулируют жизнь человека

Б. Имеют свою организацию (церковь)

В. Обращены к представителям всех социальных групп

Г. Способствуют объединению людей

А. Характеристика жизни общества

Б. Правила поведения в обществе

В. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, ее результаты

2. Критерии духовности человека:

А. Активная жизненная позиция

Б. Обладание высшим образованием

В. Приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям

3. Мировоззрение в жизни человека – это:

А. Ориентир для его деятельности

Б. Укрепление его жизненного опыта

В. Связь с религией и наукой

4. Появление массовой культуры объясняется:

А. Переориентацией производства на массового потребителя

Б. Изобретением телевидения

В. Кризисом элитарной культуры в начале ХХ века

5. Субкультура – это:

А. Культура преступного слоя общества

Б. Культура, имеющая свою мировоззренческую окраску

В. Культура определенного слоя общества

6. Культура, получившая в настоящее время название альтернативной, Является:

Б. Молодежная рок-культура

В. Культура уголовного мира

7. Первоначально термин «культура» обозначал:

А. Создание искусственной природы

Б. Культивирование почвы, возделывание

В. Правила поведения в обществе

8. Духовная потребность это потребность в:

А. Еде и одежде

9. Мировоззрение человека зависит от:

А. Исторических условий

Б. Жизненного опыта

В. Уровня образования

Г. Внутренней культуры

10. Моральные качества человека:

А. Заложены от рождения

Б. Вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием

В. Формируются обществом целенаправленно

11. Россия в настоящее время имеет бесспорные достижения в сфере:

А. Духовной культуры

Б. Массовой культуры

Г. Возвращения в духовную жизнь культурного наследия

Д. Изживания монополии государства в области культуры

12. Глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, - это:

А. Менталитет

3. Закончите определение: «Земная оболочка, охвачен­ная жизнью, - это . »:

в) ноосфера

4. Какое из суждений точнее отражает соотношение природы и общества?

А. общество - часть природы

Б. природа - часть общества

В. общество и природа во взаимосвязи образуют единый реальный мир

Г. общество, создав культуру («вторую природу»), потеряло связь с природой

10. Приведите в соответствие название сферы обще­ственной жизни и ее институтов:

Читайте также: