Интеллект карта для чего служит компьютер

Обновлено: 04.07.2024

Кажется, что идеи витают в воздухе. Стоит захотеть, и одна, гениальная, тут же прилетит к нам в руки. Да, иногда так происходит. Но часто процесс генерирования идей — мучительно-сложный. Стив Роулинг, автор книги «Я хочу больше идей!» издательства «Манн, Иванов и Фербер», предлагает разбудить мышление и прокачать креативные мышцы с помощью интеллект-карт. Рассказываю, что это такое и как их использовать.

Традиция визуально представлять идеи в виде диаграмм и сетей восходит ещё к философам III века. Но безусловную популярность «интеллект-карта» получила в 70-е годы прошлого века, когда психолог и писатель Тони Бьюзен начал продвигать это понятие.

Бьюзен был уверен, что наше мышление — это множественные сенсорные ассоциации. И чтобы его включить, нужно использовать все аспекты: слова, цвета, изображения. Интеллект-карта начинается в одной центральной точке, от которой расходится множество ветвей. Больше ветвей — больше идей. Правда, сегодня существует несколько видов интеллект-карт, которые выглядят иначе. Но принцип множества сохраняется.

Творческий процесс — нелинейное действие. Пока вы придумываете идеи, вас окружают различные мысли, которые иногда и вовсе не относятся к теме. Но иногда именно эти повороты мышления приводят к гениальной задумке, до которой ещё не добрались ваши конкуренты.

Интеллект-карта выводит наброски и заметки на новый уровень. В её основе лежит дивергентный подход: вы окружаете себя максимальным количеством вариантов и выбираете лучший. Иногда на карту уходит много времени, но результат стоит того. Некоторые наиболее удачные экземпляры можно повесить над столом и в течение долгого времени черпать из неё идеи.

Есть множество техник составления карт: можно использовать их индивидуально или в больших группах, соединять идеи прямыми связями (концептуальная карта) или работать со свободными ассоциациями. Сегодня существуют специальные программы, с помощью которых можно сделать электронный вариант. Вы можете создать несколько карт, а потом объединить их в одну суперкарту!

Это традиционная нелинейная карта, которая начинается их центральной точки и расходится в стороны. Так вы можете расписывать тезисы в любом направлении.

  • Напишите в центре листа одно понятие, вопрос или утверждение.
  • От центра нарисуйте ветви — новые идеи. Каждой новой ветви можно подобрать свой цвет. Используйте не только слова, но и рисунки.
  • Записывайте как можно больше вариантов. Не останавливайтесь.
  • Не тратьте много времени на одну ветвь, но и не бросайте её слишком быстро.
  • Когда закончите, отступите назад и рассмотрите общую картину. Так вы сможете расставить приоритеты и решить, с чего начать работу.

Этот вариант карты имеет иерархию: нужно начинать со значительных идей и двигаться вниз.

  • Подумайте про основную мысль, понятие или вопрос, который относится к проекту. Запишите его в верхней части большого листа.
  • Пишите всё, что относится к области вашего проекта или проблемы.
  • Один стикер — один пункт.
  • Располагайте стикеры под заголовком. Самые крутые и масштабные идеи — вверху.
  • Обозначьте отношения между разными концепциями при помощи линий.
  • Пунктир — для тех перекрёстных связей, которые соединяют разные области.
  • Когда закончите писать, отойдите назад и посмотрите, какие концепции и связи наиболее важны. Распределите задания сотрудникам на основе приоритетов.

Для этой карты используют другую технику, которую разработал американский консультант Карл Селф: она позволяет собрать отдельные карты в одну большую общую карту. При этом на каждом этапе обсуждается, что нужно сделать в первую очередь, а что убрать.

  • Это карту можно делать индивидуально — каждый участник делает свою карту, или небольшими группами (2–4 человека).
  • Каждый делает классическую карту, без приоритетов.
  • Когда каждый сделает свою карту, настаёт время обсуждений. Можно включать все карты целиком, не определяя приоритеты. А можно выделять только главное и перерисовывать карту, оставляя самое-самое.

Интеллект-карта — топливо для новых идей. С её помощью можно придумать сценарий ролика, план продвижения продукта, новую систему распределения обязанностей… Что угодно! Небольшой совет: когда карта будет готова, не спешите её выбрасывать. Лучше повесьте на видное место. Вы удивитесь, как много раз сотрудники будут обращаться к ней в поиске новых идей и возможностей.

По материалам книги «Я хочу больше идей!» издательства «Манн, Иванов и Фербер»


Mind Map: Устройство компьютера

Устройство компьютера создатель Katya Voloskova

1. Системный блок — это центральная часть компьютера, в которой располагаются все самые важные составляющие. Всё, благодаря чему работает компьютер. Выпускаются самые разнообразные системные блоки, которые различаются по размерам, дизайну и способу сборки. Основные элементы системного блока: Материнская плата; Процессор; Оперативная память; Видеокарта; Жёсткий диск; Оптический привод (DVD, Blu-ray); Блок питания

1.1. Материнская плата – это самая большая плата системного блока. На ней устанавливаются основные устройства компьютера: процессор, оперативная память, видеокарта, слоты (разъёмы), BIOS, с помощью шлейфов и кабелей к материнской плате подключаются DVD-привод, жёсткий диск, клавиатура, мышь и др. Главная задача материнской платы – соединить все эти устройства и заставить их работать как одно целое. Кроме того на ней находятся контроллёры. Контроллёры – это электронные платы вставляемые в разъёмы (слоты) на материнской плате, они управляют устройствами подключаемыми к компьютеру. Некоторые контроллёры входят в состав материнской платы. Такие контроллёры называются интегрированными или встроенными. Так контролёры мыши и клавиатуры всегда являются встроенными. Добавляя и заменяя платы контроллёров можно расширять возможности компьютера и настраивать его под свои требования. Например пользователь может добавить дополнительную звуковую карту, которая может работать с новыми многоканальными акустическими системами.

1.1.1. Центральный процессор (ЦП, CPU) является главным элементом компьютера, его “мозгом”. Он отвечает за все вычисления и обработку информации. Кроме этого, он выполняет управление всеми устройствами компьютера. От его мощности зависит быстродействие компьютера и его возможности. Основные характеристики центрального процессора: количество ядер тактовая частота кэш сокет

1.1.2. Количество ядер Чем больше у процессора ядер, тем большее число операций он может выполнять одновременно. По сути, несколько ядер – это несколько процессоров, которые расположены на одном кристалле или в одном корпусе. В одноядерном процессоре команды, поступившие на его вход, последовательно проходят через нужные для их выполнения блоки, то есть пока процессором выполняется очередная команда, остальные ждут своей очереди. В многоядерном процессоре на вход приходят несколько отдельных потоков команд и данных и также раздельно выходят, не оказывая влияния друг на друга. За счёт параллельной обработки процессором нескольких потоков команд увеличивается производительность компьютера. Сегодня на персональные компьютеры устанавливаются, как правило, 2-8 ядерные процессоры. Однако не все программы рассчитаны на использование нескольких ядер.

1.1.3. Тактовая частота Эта характеристика указывает на скорость выполнения команд центральным процессором. Такт – промежуток времени, необходимый для выполнения процессором элементарных операции. Единицей одного такта принято считать 1 Гц (Герц). Это значит, что если частота равна 1 ГГц (Гига Герц), то ядро процессора выполняет 1 млрд. тактов. В недалеком прошлом тактовую частоту центрального процессора отождествляли непосредственно с его производительностью, то есть чем выше тактовая частота процессора, тем он производительнее. На практике имеем ситуацию, когда процессоры с одинаковой частотой имеют разную производительность, потому что за один такт могут выполнять разное количество команд (в зависимости от конструкции ядра, пропускной способности шины, кэш-памяти). Современные процессоры работают на частотах от 1 до 4 ГГц (Гига Герц)

1.1.4. Кэш применяется для значительного ускорения вычислений. Это встроенная в корпус процессора сверхбыстрая память, содержащая данные, к которым процессор часто обращается. Кэш-память может быть первого (L1), второго (L2) или третьего (L3) уровня.

1.1.5. Сокет Сокет (socket) – это разъём (гнездо) на материнской плате, куда устанавливается процессор. Но когда мы говорим «сокет процессора», то подразумеваем под этим, как гнездо на материнской плате, так и поддержку данного сокета определенными моделями процессоров. Сокет нужен именно для того, чтобы можно было с легкостью заменить вышедший из строя процессор или модернизировать компьютер более мощным процессором.

Интеллект-карта (mind map, известная также как майнд-карта, карта мыслей и ментальная карта) — это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи. Применять интеллект-карты можно с самыми разными целями: чтобы генерировать идеи, готовиться к презентациям, организовывать и проводить различные мероприятия, конспектировать лекции, запоминать большие объемы информации, планировать рабочий день, ход работы над проектом или свободное время и многое, многое другое.


Новая книга Тони Бьюзена — человека, который и придумал интеллект-карты, — для всех, кто хочет научиться их использовать, чтобы лучше обрабатывать, анализировать и запоминать любую информацию, решать нестандартные задачи и планировать свою работу.


Интеллект-карты

Радиантное мышление


Тони Бьюзен: «Изучая структуру головного мозга, я обнаружил то, что так настойчиво искал. Меня вдохновил тот факт, что мозг человека состоит примерно из 100 миллиардов клеток, каждая из которых вносит свой вклад в мыслительный процесс. Строение нейронов не могло не вызывать восхищения: от центра клетки во все стороны отходят отростки, напоминая разветвленное дерево. Меня осенило, что с помощью диаграммы на основе этой модели можно создать универсальный мыслительный инструмент. Это стало отправной точкой для развития теории радиантного мышления, что в итоге привело к созданию техники построения карт мыслей»

Если коротко, интеллект-карта представляет собой сложную диаграмму, которая копирует древовидную структуру нейрона и строится на основе ассоциаций. При этом с момента появления — а произошло это в середине 1960‑х годов — техника составления интеллект-карт доказала, что служит не только отличным способом ведения записей, но и представляет собой эффективный инструмент мышления. Теория стремительно развивалась и нашла применение в самых разных областях — от стимулирования творческого мышления до улучшения памяти и борьбы с деменцией.

Этапы создания интеллект-карты

У хорошей интеллект-карты три основные составляющие.

1. Центральный образ, передающий тему (предмет) изучения.

Так, если интеллект-карта нужна вам для планирования проекта, в центр можно поместить изображение канцелярской папки. При этом от вас не требуется особых художественных навыков.

2. Толстые основные ветви, отходящие от центрального изображения.

Эти ветви представляют ключевые темы, относящиеся к предмету изучения. Каждая из ветвей должна иметь свой цвет. В свою очередь, основные ветви делятся на «побеги» второго и третьего уровня, которые представляют подтемы.

3. Единственное ключевое слово или изображение на каждой ветви.

Шаг 1

Разместите лист бумаги перед собой горизонтально (как если бы вы решили нарисовать пейзаж). В центре с помощью хотя бы трех разных цветов изобразите предмет, который вы хотите изучить. В нашем примере это пьесы Уильяма Шекспира. Если не хотите рисовать портрет великого поэта, нарисуйте перо с чернилами или любой другой символ. Центральный образ стимулирует воображение и вызовет ассоциации. Если в центр нужно поместить слово, пусть оно выглядит объемно и сопровождается изображением.

Шаг 2

Выберите цвет и нарисуйте толстую ветвь, отходящую от центрального изображения, как ветка от ствола дерева. Придайте ветви естественный изгиб, так как визуально это более привлекательно для мозга и повысит вероятность запоминания информации на этой ветви. Закрасьте ветвь. Ее толщина символизирует важность этой ассоциации в иерархии интеллект-карты.

Шаг 3

Подпишите ветвь одним словом или заглавной буквой. В нашем примере интеллект-карта посвящена пьесам Шекспира, а значит, первую ветвь можно назвать «КОМЕДИЯ», «ТРАГЕДИЯ» или «ИСТОРИЯ». Вместо слова можно нарисовать маску комедианта, кинжал или корону.

Шаг 4

Нарисуйте второстепенные ветви, отходящие от главной. Затем ветви третьего уровня, отходящие от второго. Каждую ветвь подпишите одним словом, или символом, или комбинацией из того и другого. У каждого символа должна быть отдельная ветвь. Не торопитесь: оставьте несколько веток пустыми, это стимулирует мозг придумать, чем их заполнить.

Шаг 5

Выберите другой цвет и нарисуйте следующую основную ветвь, отходящую от центрального изображения. (Многим новичкам легче двигаться вокруг центрального изображения по часовой стрелке, но вы можете действовать как вам удобно.) Как и раньше, нарисуйте ветви второго и третьего порядка и подпишите каждую из них. Добавьте еще несколько основных ветвей, чтобы в итоге их получилось пять или шесть.

Шаг 6

Теперь, когда у вас появилась структура из основных ветвей, можно свободно передвигаться по всей интеллект-карте с ветви на ветвь, заполнять пропуски и добавлять новые дополнительные ветви по мере возникновения ассоциаций.

Шаг 7

При желании можно добавить стрелки, соединительные линии и звенья между основными ветвями, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между ними. Вуаля — вы создали свою первую интеллект-карту!

Вуаля — вы создали свою первую интеллект-карту!

Идем дальше

Можно продолжить работать над приведенным примером и расширить интеллект-карту, чтобы она включала, например:

— все 37 пьес Шекспира,

— его сонеты и поэмы,

— а также основные факты, относящиеся к его жизни и исторической эпохе.

Запомнив информацию, представленную на карте, вы будете знать множество фактов о жизни и творчестве великого поэта и при случае сможете блеснуть этими познаниями. Поскольку в процессе создания интеллект-карт задействованы оба полушария головного мозга, эта техника многофункциональна и применима ко всем когнитивным функциям, включая память, творческое мышление, обучение и все формы мышления. Это одна из причин, почему эту технику называют «швейцарским армейским ножом для мозга».

В продолжение статьи о тайм-менеджменте предлагаю вашему вниманию историю о своем опыте использования инструмента по работе с интеллект-картами. Последние десять лет я занимаюсь управлением проектами в ИТ и телекоме, и всё это время я использую MindJet MindManager. Сегодня я расскажу, как с его помощью можно организовать задачи проекта и всё то, что происходит в голове проектного менеджера. Рассчитываю, что вы прочтете эту статью, пока пьёте одну чашку кофе, а за несколько последующих — мы с вами её обсудим.

Из этого поста вы узнаете о принципах формирования интеллект-карт, основных фишках MindJet MindManager (далее — Mind) и особенностях его применения в проектной работе управленца.

Я не хотел превращать эту статью в инструкцию или в руководство пользователя. Не судите строго, но информация, приведенная ниже, действительно эффективна, и мне хочется ею с вами поделиться.


Источник

Для тех, кто не знает, что такое интеллект-карты, да и просто для эстетического удовольствия, предлагаю начать с красивой интеллект-карты «Леонардо Да Винчи», найденной на просторах интернета. Думаю, что-то подобное было у великого итальянца в голове.


Майнд-менеджмент — технология предоставления информации в виде, требующем минимального времени и психофизиологических ресурсов для поиска, анализа и понимания информации.

Презентации, техзадания, сбор требований, планы, концепции, приоритезация активностей, бюджетирование проекта и семейного бюджета, список дел на короткую и длинную перспективу, конспектирование интересных книг — для всех этих активностей я использовал интеллект-карты в то или иное время.

Главный принцип интеллект-карт — удобная форма подачи информации для дальнейшей работы с ней. В моих проектах Mind до сих пор остается основным инструментом для систематизации информации. В 2017 году я проводил мастер-класс для своих коллег из ЛАНИТ на эту тему. Немного инсайда, о чем же говорил с ними и что советовал, вы найдете в этой статье.

Профит!

«Кролики — это не только ценный мех,
но и три-четыре килограмма диетического, легкоусвояемого мяса.»
Владимир Перцов

Явный профит от Mind’a для меня состоит в следующем:

  • Эффективное начало моего рабочего дня. «Смотровые площадки» (для тех кто не в курсе, смотрите мою статью по тайм-менеджменту), проводимые мной по утрам, начинаются именно с работы с интеллект-картами в Mind. Он позволяет выработать собственный подход к управлению задачами и сделать фокус на день/неделю. По моим ощущениям, экономия в день достигает примерно 20 минут (100 минут в неделю, 400 минут в месяц, 4800 минут в год или две 40-часовые рабочие недели в год) + отсутствие потерянных задач, что не менее важно.
  • Гибкость в управлении задачами. У задач появились явные визуальные приоритеты, возможность смены приоритетов на лету, изменения и контроль сроков задач, назначение ответственных — и это еще не все. Все наши любимые OneNote, Evernote, Todo-list курят в сторонке.
  • Прозрачность моих проектов на любой момент времени. Использую для этого визуализацию и принципы Матрицы Эйзенхауэра.
  • Все документы и ссылки в одном месте. Всегда под рукой «план проекта», бюджеты, задачи jira, проектные папки и сайты.
  • Достижение личных целей. Интеллект-карты эффективны и в личной жизни: для планирования покупок, проведения SWOT-анализа, планирования путешествий и фокусировки своих приоритетов на различные периоды.
  • Простое использование. Основные элементы управления — стрелки клавиатуры, кнопки Enter и Insert. Добавление элементов в карту происходит за доли секунд, а перенос элементов и всей их структуры по карте выполняется легким движением мышки.

Как применять интеллект-карты и перейти к соответствующему мышлению

Основная идея ведения проекта через интеллект-карты — это комплексное планирование с возможностью снятия ключевых информационных составляющих с карты без глубокого погружения в неё (статусы, критичность, просрочки, косты и тп.). Интеллект-карты позволяют повысить эффективность работы мозга за счет использования сразу двух полушарий: и левого полушария, отвечающего за логику (через придание структурности хаосу), и правого полушария, отвечающего за эмоции (через визуализацию информации, «раскраску» интеллект-карты и т.п.).

Для лучшего восприятия интеллект-карт необходимо изменить свое мышление и подход к обработке информации. Об этом по порядку.

    Для начала необходимо разгрузить голову, вывести лишнюю информацию в интеллект-карту — визуализировать хаос. Пока пусть в голове будет только самое необходимое для принятия оперативных решений.





На самом деле, реальные интеллект-карты проекта настолько большие, что они не поместятся в удобочитаемом формате на одном экране, в таком случае необходимо пользоваться фильтрами, здесь я привожу сильно урезанный фрагмент


Есть десятки программ и онлайн-сервисов, которые помогут создать интеллект-карты. Ещё больше в сети всевозможных обзоров и рейтингов лучших приложений (например, в статье "В чем нарисовать MindMap? Детальный обзор 6 самых популярных программ для рисования mindmap"). Наиболее популярные — бесплатные Xmind и Freemind. Набор функциональности небольшой, но они подходят для простой работы с интеллект-картами.

Одна из самых востребованных программ для профессионалов при работе с интеллект-картами — Mindjet MindManager. Хотя это и не самое дешевое средство (продукт стоит 25 000 рублей), но с возможностью обновления с более старых версий за меньшую стоимость. Программа не просто так лидирует в корпоративном секторе. Вот ее ключевые особенности:

  • интерфейс программы очень дружелюбный для пользователей и схож с пакетом Microsoft Office — стили вкладок, меню и основные элементы управления очень похожи на продукты мелкомягких;
  • возможность интеграции со всеми основными приложениями из офисного пакета, а также с Microsoft Project;
  • возможность экспорта в форматы документов, презентаций и планов работ;
  • гибко и легко настраиваемая рабочая область под свой вкус — фоны, стили текста, стили элементов;
  • большое количество шаблонов интеллект-карт от радиальных до диаграммы Ишикава;
  • дополнительные элементы для эффективности планирования — назначения ответственных, напоминалки и тайм-трекер мозговых штурмов;
  • различные виды и способы фильтрации всей присутствующей в карте информации и многое-многое другое.

Новые фишки последней версии

В последних версиях программы появились новые фишки. Вот основные из них.

    Новый анализ SWOT.








Но для исключения этой печали из вашей жизни есть возможность открыть ссылки в сторонних браузерах. См. ниже:



Как применять интеллект-карты в повседневности и проектной деятельности

Ниже я приведу основные элементы инструмента, часто используемые у меня в работе, и дам несколько советов.


Буквенно-циферное обозначение можно добавить через контекстное меню задачи. В меню будут подсвечены в разделе «общие значки» наиболее часто используемые идентификаторы — мои «любимые», по мнению Mind’a.


В дополнение к вышесказанному я использую систему флагов: —

создаю отметки задач фиолетовым флагом, которые нужно сделать сегодня с привлечением других специалистов / допресурсов,
зеленым флагом — задачи полностью автономные, которые могу закрыть сам, без привлечения кого-либо,
черным — которые нужно сделать потом.

Каждый день я пересматриваю все флаги на предмет их актуальности и перевода в фиолетовую/зеленую категорию.


Визуально задачи выглядят следующим образом:


  • Используем установку сроков по задачам, назначаем ответственных.



Функциональность позволяет считать свойства из дочерних задач, из задач «родителей», тем самым агрегируя значения на уровнях выше. Пример ниже:


  • Используем в виде отчетов и презентаций.
  • генерация презентации. Мастер генерации презентации сам предложит возможные слайды, у вас будет возможность изменить их перечень и отображаемую на них информацию, провести презентацию.


  • экспорт через специализированную настройку с выбором параметров для экспорта (какие параметры экспортировать, до какого уровня карты, в какой формат), а также создание интерактивной карты на HTML5 для демонстрации на устройствах без поддержки MindJet MindManager.


  • через интерфейс «Сохранить как. » будут предложены форматы для преобразования информации, примерно такие же, как и для экспорта, только результат будет совсем простой и не будет отвечать вашим ожиданиям.
  • Используем как Рабочий стол, все ссылки и документы прикрепляем к карте.


Ссылки открываются во встроенном браузере, о котором упомянул ранее.

Еще один вариант использования интеллект-карт — интерактивная карта ваших документов по проектам. Когда много проектов, удобно в ней держать все ключевые ссылки на проектные папки, сметы, графики, отчеты и презентации, другие интеллект-карты. Истинно центральное место проекта.

  • фиксировать всю информацию, в том числе и бредовую, чтобы не потерять в интеллект-карте (см. пункт 1 выше — визуализация хаоса),
  • выступать фасилитатором, ведь для проведения мозгового штурма есть подходящий шаблон, и даже если вы никогда его не проводили, вам это удастся.


  • ограничить мозговой штурм по времени проведения — есть встроенный таймер (находится справа в нижней панели). Как и все, что есть в Mind’e, его тоже можно кастомизировать.



Фильтрация применяется и по параметрам, позволяя фильтровать по любому установленному типу параметра, стилю, тексту и информации по задаче, ресурсу, а также выбрать способ отображения результатов фильтрации.

Я использую настроенные и предсохраненные фильтры по флагам исполнения — «черные флажки» (задачи на будущее) и «остальные флажки» (задачи на сегодня). Это позволяет фокусироваться только на том, что необходимо в данный день. Пример — ниже.


  • Держим в облаке. Наша интеллект-карта по проекту — это ключевой элемент управления, поэтому советую держать его в облаке (яндекс.диск, dropbox, или как вариант в приватном NAS) для доступа к ней из любой точки мира с любого устройства.

Когда применять этот инструмент

У меня интеллект-карта открыта всегда либо на втором мониторе, либо в фоновом режиме. Её актуализация не требует много времени, если с ней работать постоянно.

Есть периоды времени, когда её необходимо пересматривать комплексно и системно — это смотровые площадки (см. мою статью про тайм-менеджмент), в которые мы планируем наши активности на день/неделю/месяц, фиксируем выполненные активности (перемещением в раздел «Выполнено», именно он в начале статьи в карте выделен черным цветом). В итоге не должно быть разделов карты, в которых отсутствуют невыполненные активности, при этом головная тема не помещена в «Выполнено». Если же такое случилось, задача просто не помещена в «Выполненные» (вы просто забыли) или не выполнена (вы просто не запланировали дальнейшие активности): необходимо выполнить активность/получить результат, которая/ый не указан в карте, и её/его следует добавить и спланировать.

Ваше мнение?

Использовать интеллект-карты можно и без ИТ-средств. Их красивая и наглядная визуализация используется в скрайбинге, позволяя визуализатору полноценно выразить себя и донести информацию до слушателя. Такие интеллект-карты менее надежны для хранения и менее транспортабельны, менее масштабируемы и изменяемы.


Для меня интеллект-карты — это основа рабочего дня, наглядно показывающая ситуацию на проекте. А что насчет вас? Какие средства используете вы? Может быть, трекеры, таск-менеджеры, интеллект-карты, напоминалки, туду-листы или другие инструменты, делающие вашу работу и жизнь эффективнее? Приглашаю вас поделиться опытом.

Кстати, вся механика мышления и физиологии человека приведена в одной хорошей статье, возможно ранее вами прочитанной. Тыц.

Читайте также: