Интеллект подростка зависает как компьютер

Обновлено: 29.06.2024

Доброго времени суток! Такая проблема: дочь "зависает". Т.е. иногда она замирает, замолкает, перестает реагировать и через несколько секунд: "А, что ты сказала?" и дальше продолжает разговор. По её словам, это началось около года назад, бывает редко, я лично видела этот один раз, совсем недавно, - выглядит, как будто ребенок отвлекся от разговора и задумался. Она говорит, что её друзья замечают это. Когда накопилось какое-то количество таких "зависов", она стала бояться зависнуть во время ответа у доски, во время выступления на театралке. Сходили к неврологу, врач назначил энцефалограмму, отправил на консультацию в областной центр, записали нас через месяц с лишним. Ничего толком пока врач не говорит: может заболевание, может перегрузки в школе. Психических заболеваний в родне нет, ни у меня, ни у мужа.
Девочки, у кого было что-то похожее?

Энцефалограмму в любом платном центре сделают в день обращения.

У меня. Как раз лет в 12-13. Никто на этом внимания не заострял, сама я замечала, но как-то не пугалась. Прошло само. С чем было связано - не знаю, но четко помню, как в общении с подругами вдруг действительно на минуту-другую отключалась. Соучалось это нечасто, тенденции к учащению случаев не было

У подруги дочери такое было, диагноз - абсенсная эпилепсия.

Вообще очень похоже на малые эпилептические припадки. так что на ЭЭГ вам дорога для начала.

Не в любом, а в любом московском )) Ребенок в маленьком городке, у бабушки, по месту официальной прописки и даже не в России. Там не только энцефалограмма, там другие исследования и консультации. Комплексно и бесплатно, для детей из области - всё в один день. А в этом областном городе у нас другая бабушка, и бывший муж уже в курсе, и оказались у его семьи в детском центре хорошие знакомые и пр. Так что вроде всё организуют, как надо. Раз врач не торопится, то значит, нет оснований.

Вот-вот, один к одному всё. Спасибо, обнадёжили. Я сама помню, как в сессию, с перенапряга отключалась иногда: типа подъезжаешь на автобусе к дому и несколько секунд не узнаешь местность. Но мне уже было лет 18 и это было буквально пару раз.

Эпилепсия вроде наследственное заболевание. Я серьезно отнеслась к сказанному, ребенок будет обследован по полной. Спасибо большое всем, кто отозвался.

мы сами из маленького городка, ЭЭГ, УЗДГ, ЭХО-ЭГ - всё делали в платном медцентре в день обращения. Я бы не затягивала и начала с ЭЭГ.

Попробую организовать пораньше визит в центр, направления все есть.

12 лет это самый тот возраст для зависаний, у ребенка меняется тип мышления и он становится жутко рассеянным в этот период. Она же не теряет сознание в момент зависания? Она помнит что было и переспрашивает, просто с некоторой задержкой. Момент эпи приступа человек не помнит. ЭЭГ сделать не помешает, но особо не переживайте. Заодно уже и сосуды обследуйте, РЭГ или доплер сделайте, тоже возраст самый тот когда сосуды не успевают за быстрым ростом, и это может вызывать и головные боли и вот такие подвисания в моменты спазмов сосудов. Тогда поддержать их надо какой то период лекарствами.

Она НЕ помнит, что было, в том и дело. Она осознала приступы, когда об этом ей сказали другие люди. А переспрос в той ситуации был логичен, т.к. пока она выключалась, я говорила, и она упустила нить. Спасибо Вам за отклик, мы конечно всё сделаем, что положено, уже занимаемся.

Вроде может и да, а на сом деле причин возникновения эпилепсии до сих пор точно никто не знает. И даже если и наследственное - вы точно знаете, как было со здоровьем у всех троюродных сестер двоюродных прабабушек?
Первое, что я слышу всегда от ВСЕХ, кто с эпи сталкивается - "у нас ни у кого в роду такого не было!".

Если есть возможность - сделайте ЭЭГ ночное. У нас обычное обследование ничего не показало, а во время сна явно нашлись признаки эпиактивности.

лет в 14 само проходит
вот
Характеристики абсанса (приступа) при детской абсансной эпилепсии:
Провоцирующими факторами являются эмоциональное напряжение, выраженное в виде страха, злости, удивления или восхищения, либо интеллектуальные причины (отсутствие или рассеянность внимания, дефицит интереса);
Частота приступов может снижаться при интеллектуальных или физических нагрузках;
Время, в течение которого длится приступ, равняется 4-20 секундам;
В день может происходить от 10 до 100 приступов;
Самое большее количество приступов происходит в утренние и вечерние часы;
После приступа сознание утрачивается, ребенок не помнит, что с ним происходило в течение этих секунд;
Диагностируются приступы с помощью электроэнцефалографии.
Детская абсансная эпилепсия у детей: помощь
Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением либо пускать все на самотек. При подозрении на детскую абсансную эпилепсию и при наличии родственников с данным заболеванием ребенка незамедлительно нужно показать к врачу для оперативного диагностирования и назначения медикаментозного лечения.

Прогноз течения детской абсансной эпилепсии и ее лечение.
Абсансы обычно исчезают в возрасте 10-14 лет. Но это не всегда говорит о выздоровлении. В некоторых случаях абсансы возможны и у взрослых. Их проявление становится все реже, а провоцирующими факторами становятся дефицит сна, менструации

Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.

Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).

«Зависание» — это особенность детской психики

— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…

— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.

Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!

— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?

Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.

Расслабляться не стоит

— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?

А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».

— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?

— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.

— И что же делать?

— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.

Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.

Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.

Возраст «зависания»: что норма, а что нет

— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.

— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.

При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.

— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?

— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.

— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?

— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.

У каждого свой путь

— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…

— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.

— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?

— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.

«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.

Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.

Интернет плотно вошёл в современную жизнь. Неоднозначно сказать, что это хорошо или плохо – это факт! Но если взрослый человек может себя контролировать, то подростки часто оказываются заложниками интернет – сети и видеоигр. Постепенно формируется зависимость, которая всё дальше отстраняет их от реального мира.

Почему это происходит?

Именно с подросткового возраста большое значение для детей имеет общение со своими сверстниками. Но не у всех выстраиваются нормальные отношения в школе или за её пределами. Интернет с его, практически, неограниченными возможностями легко становится основным коммуникабельным средством.

Жизнь не бывает без проблем, и у подростков их также немало. Компьютер же позволяет уйти (или хотя бы на время отвлечься) от реальных вещей, которые не устраивают.

Кроме того, подросток, у которого ещё формируется воля, ощущает, что выполняя определённые операции в соцсетях или участвуя в игре, - он может быть лидером. Так виртуальная реальность «поглощает» маленького человека, не давая возможности развиться его истинным индивидуальным качествам.

Как проявляется интернет – зависимость

  • - Не способность контролировать время, проводимое за компьютером.
  • - Потеря интереса к другим видам времяпрепровождения.
  • - Раздражительность и, даже, агрессивность, если возникают препятствия при вхождении в интернет.
  • - Отдалённость от окружающих, проблемы в общении с близкими, друзьями, в школьном коллективе.
  • - Стремление скрыть истинное количество времени, проводимое в интернете.
  • - Притуплённая чувствительность к оттенкам (нюансам) человеческих взаимоотношений.
  • - Развивающаяся неуверенность и напряжённость в реальном общении со сверстниками.

Зависимые люди искажённо воспринимают действительность

Человек, страдающий любым видом зависимости, по мнению учёных, «видит» окружающий мир двухцветным. В одном случае, это белый: всё вокруг хорошо, и в его положении также нет ничего страшного, и тем более, опасного. В другом случае, это чёрный цвет, когда всё катастрофически плохо, и нет выхода.

Биполярность восприятия загоняет подростка в тупик, сопровождаясь резкой сменой настроения: то эйфория – то депрессия. Такое узконаправленное восприятие окружающей реальности (белое – чёрное) само по себе уже является следствием разрушения личности.

Поэтому одним из приёмов общения с таким человеком будет «возвращение» его понятий о многокрасочности и обширности окружающего мира. Затем и эмоциональное состояние постепенно начнёт налаживаться.

Компьютерная зависимость – это своего рода болезнь, и одними запретами, как например: «Не сиди в интернете больше трёх часов» - ничего не добьёшься.

Как правильно действовать родителям

  • Налаживание с сыном или дочкой диалога. Сначала нужно обсуждать круг тем, которые не вызывают разногласий.

Дело в том, что сам подросток не отдаёт себе отчёта, что попал в зависимость, ему кажется, что в любой момент он может всё бросить. Можно предложить ему самому фиксировать (например, в личном дневнике) время, которое он проводит в интернете.

Главное, подтолкнуть его самостоятельно призадуматься о том, что проблема существует.

  • Отказаться от таких громких лозунгов: «Ты всё сможешь легко побороть». Это не так просто, а веру не только в себя, но и в вашу поддержку он потеряет.

Продвигаться нужно маленькими шажками, для которых потребуются усилия, но посильные, без резких рывков, граничащих с быстрым срывом.

  • Малые шаги необходимо совмещать с возвратом к временно позабытым другим положительным эмоциям. У каждого человека есть занятия, которые приносят ему удовольствие. Необходимо пускать их в ход, как замещающую терапию от имеющейся зависимости.
  • Нередко у подростка имеются проблемы в школе, и он пытается их «заглушить» компьютером. Родителям нужно не давить на него, а искренне постараться помочь. Иногда вместе сделать домашние задания. И не забывать подбодрить его, и поощрять его переключение на другие виды деятельности.
  • Одним из самых действенных способов является занятие каким-либо видом спорта. Обучение иностранному языку – это интеллектуальная нагрузка (которая также необходима), но в данном случае, спорт быстрее поможет отвлечься от постоянного сидения в интернете.

Физическая нагрузка своей регулярностью, по мнению специалистов, укрепляет волю, которая необходима для подросткового возраста.

Совсем не обязательно добиваться в спорте высоких результатов – главное участие, и ощущение своей «многогранности».

  • Подростки очень уязвимы к своим поступкам, и даже внешности. Родителям не следует сравнивать их ни с братьями или сёстрами, или с другими детьми. Он (она) должен понять, что его любят таким, каков он есть, и сам стараться совершенствоваться.
  • Для того чтобы побороть компьютерную зависимость, необходимо учитывать личностные особенности каждого ребёнка, и выработать свой индивидуальный подход к устранению проблемы.

Когда подросток находится в доверительных отношениях с родителями, чувствует их искреннюю поддержку, а также имеет разносторонние интересы и друзей, - то он легче сможет противостоять виртуальным соблазнам!

Моему сыну 15 лет. В последнее время он играет в компьютерные игры целыми днями. Его вообще ничего не интересует. С друзьями общается только виртуально. За собой не ухаживает. Он может несколько дней не мыть волосы, да и сам не моется. В школе сын скатился на тройки и двойки. Он часто прогуливает школу. Я стараюсь на него как-то повлиять. Запрещаю играть в игры. Сил моих уже нет, постоянно срываюсь и кричу. На днях сказала, что выкину его компьютер с балкона, а он мне ответил, что соберет вещи и уйдет из дома. Воспитываю я сына одна, с отцом он вообще никак не общается. Я даже не знаю, как правильно поступить. Вообще, сын у меня умный парень, одно время он увлекался борьбой, но после того, как несколько раз проиграл на соревнованиях, перестал ходить на тренировки. Теперь вся его жизнь связана с компьютером. Он стал каким-то злым, агрессивным. Особенно, когда я отвлекаю его от этих игр. Я не понимаю его интересов, мне не нравится та музыка, которую он слушает. Такое ощущение, что мы разные. Иногда кажется, что это вообще не мой сын. Что делать в этой ситуации? Как мне себя правильно вести?

Ответ:

Вы говорите, что совсем не разделяете увлечения своего сына. А ведь он это понимает и чувствует, поэтому злится и раздражается. Вам не обязательно любить ту музыку, которую слушает ваш сын, но вы можете опять же проявить интерес, узнать, почему он выбирает именно эту музыку, какие исполнители ему нравятся. Вы можете рассказать о своем подростковом возрасте, о том, как ваши родители тоже не разделяли ваши увлечения.

Для начала постарайтесь установить эмоциональный контакт с сыном. Просто попейте вместе чай и расскажите о том, что происходит в вашей жизни. Пусть сын станет слушателем. Попросите у сына совет, ведь ребенку важно чувствовать себя нужным и важным.

Когда эмоциональный контакт будет восстановлен, расскажите сыну о переживаниях, которые вы испытываете, только без предъявления претензий. Просто поделитесь эмоциями и посмотрите, как сын на них отреагирует.

Также важно создать для ребенка ситуации успеха в реальной жизни. Можно купить настольную игру (пусть сын сам выберет то, что ему нравится). Можно вместе записаться на игру-соревнование (например, пейнтбол позволяет почувствовать себя героем игры в реальном мире). Самое главное, чтобы ребенок смог ощутить «вкус победы и соревнований» в реальном мире.

Также вы можете пригласить друзей сына на обед или ужин. Только договоритесь заранее, что этот день все проведут без интернета.

Когда ребенок оказывается в трудной ситуации, ему необходимо почувствовать любовь и принятие со стороны родителей. Но чаще всего родители начинают делать обратное. Чем больше вы давите на ребенка, тем сильнее он вам сопротивляется.

Бороться с компьютерной зависимостью можно самостоятельно, но успеха не всегда получается достичь. Если вы видите, что ваши действия не приносят результата, необходимо обратиться к специалисту как можно скорее.

А что бы вы посоветовали нашей читательнице? Ваши дети много времени проводят в интернете?

Приглашаем всех случайно зашедших на наш канал подписаться, ведь случайностей не бывает. Приглашаем посетить наш семейный сайт и канал на Дзене Печенька к Чаю , где мы с детьми выкладываем наши простые рецепты. На сайте вы найдете фильм о нашей Приёмной, многодетной семье.

Читайте также: