Involight dl250 подключение к компьютеру

Обновлено: 02.07.2024

Нам часто задают вопросы относительно монтажа и подключения световых приборов, управляемых по протоколу DMX 512. Как правильно все смонтировать и подключить, чтобы все работало, а так же, как в дальнейшем работать с данным оборудованием. Эта статья ставит целью рассказать простым языком, что же такое DMX управление вообще и как быстро научиться монтировать, настраивать, а в последствии и управлять световым оборудованием.

Что нужно знать в первую очередь о протоколе DMX 512? Нужно знать, что есть такой протокол управления как вид и что приборы, которые Вы планируете покупать и эксплуатировать, его поддерживают. ВСЕ!

Если у читателя есть желание прочитать более подробно о тонкостях данного вида передачи данных, то это возможно сделать, прочитав ВОТ ЭТУ статью .

И так, у нас есть некоторое количество световых приборов, которые имеют возможность управления по DMX, а так же световой пульт, который и будет управлять всей этой световой красотой. Как же настроить эту, на первый взгляд очень сложную систему?

На самом деле, все намного проще, чем кажется на первый взгляд. Мы имеем световой пульт DMX, к которому необходимо подключить все приборы. Работает это так: К пульту подключается кабель управления, а другим концом этот кабель подключается к ближайшему прибору. На каждом приборе, поддерживающим управление DMX 512, имеются два разъема (3 или 5 штырьковых) с обозначениями «DMX IN» и «DMX OUT». Соответственно это «ВХОД» и «ВЫХОД» для управляющего кабеля. Кабель от пульта ДМХ подключается к «ВХОДУ» первого прибора, а дальше, подключение идет последовательно от прибора к прибору по принципу вход – выход.



В конце всей линии, на выходе последнего прибора, в некоторых случаях устанавливают так называемый «ТЕРМИНАТОР»

Терминатором называется нагрузочный резистор, который располагается между двумя проводами с данными (штырьки 2 и 3 разъема типа XLR) на конце кабеля максимально удаленного от передающего устройства.

В качестве терминатора обычно используется резистор с характеристиками 90-120 Ом мощностью 1/4 Ватта. Если строго придерживаться стандарта EIA485, то следует монтировать резисторы-терминаторы с параметром 120 Ом на обоих концах линии.

В принципе, если оборудование устанавливается в небольшом помещении и длинна всей линии ДМХ не превышает 50м, установка «ТЕРМИНАТОРА» не является обязательной.

И так, с подключением разобрались, осталось настроить всю систему.

Принцип настройки тоже не должен вызвать затруднений, главное понять общий принцип:

  • Каждый прибор должен иметь свой уникальный адрес.
  • Каждый прибор имеет некоторое количество каналов управления.

Принцип тут вот какой. Подключаем первый прибор. Выставляем ему адрес 001 (это делается на световом приборе в его меню). Далее, смотрим инструкцию к этому прибору, тот ее раздел, где указанно количество каналов управления и то, за что отвечает каждый канал. Допустим, что наш прибор имеет 5 каналов управления. Это означает, что адрес следующего прибора, должен быть 006. То есть формула следующая: Адрес прибора + количество его каналов управления = адрес следующего прибора.

Абсолютно не важно, одинаковые у вас световые приборы или нет, общий принцип подключения остается одинаковый для приборов любого типа, главное, чтобы все они имели возможность управления по протоколу DMX 512!

Пара слов насчет управляющих кабелей

В идеале, вся система должна соединяться специальным кабелем, предназначенным для передачи сигнала ДМХ и имеющим соответствующую маркировку. Нельзя сказать, что кабель DMX сильно дороже, или его сложно купить, но очень часто данный вид кабеля продается в бухтах по 100 метров, а такая длинна не всем и не всегда нужна. С одной стороны это очень удобно, так как можно спаять кабель нужной длины. А с другой стороны, не всем нужны такие длинные провода, да и с паяльным процессом знаком не каждый.

Если у Вас не большое помещение и Ваша линия ДМХ не будет превышать длину в 40 метров, для соединения световых приборов можно воспользоваться готовыми микрофонными кабелями. Купить их гораздо проще, кроме того не придется заморачиваться с процессом пайки разъемов.



Как работать со световым пультом?

Существует множество моделей световых пультов DMX 512. И работа с каждой конкретной моделью, требует определенных знаний последовательности действий непосредственно для данной модели.

В большинстве случаев, для небольших проектов, используются пульты начального уровня. Они могут называться совершенно по разному, быть разных производителей, но принцип работы у них один и тот же.



Внешний вид световых пультов такого типа может слегка различаться, однако схема работы с данным типом световых контроллеров одинаковая.

Инструкция по эксплуатации пульта ДМХ Мастер
на примере световых приборов PRO-250

Общие принципы программирования:
Сначала вы записываете в банк сцен статичные положения приборов с выбранным гобо (трафаретом) и цветом. Затем при программировании «Чейзов» = Программ, сообщаете программе какие сцены и из какого банка она должна воспроизвести. Программа будет воспроизводить записанные в нее сцены из банков сцен. Скорость работы программы изменяется в процессе воспроизведения с помощью переменного резистора "Speed" слева под дисплеем. Скорость перехода от сцены к сцене регулируется резистором "Fade Time" Комбинируя, положение фейдеров "Speed" и "Fade time" вы можете подобрать нужный вам ритм движения приборов в процессе воспроизведения программы.

После включения блока питания пульт управления находится в ручном режиме. Для входа в режим программирования нажмите и удерживайте нажатой, клавишу "Program" в течении трех секунд. После этого должен загореться светодиод на дисплее напротив надписи "Program". Пульт готов к программированию статичных световых картин. Проследите чтобы не горел светодиод напротив надписи "blackout"

А) Затем клавишами под надписью Scanners выберите № прибора который собираетесь программировать, в вашем случае №1. (последовательность программирования может быть любой т.е. можно взять сначала прибор №3 и т.п.).

Теперь 8 переменных резисторов на панели управления будут управлять функциями световых приборов (любого типа).

В световых приборах PRO-250 возможно управление следующими функциями:

Б) Затем выбрать клавишами Scanners прибор №2 и не забудьте снять обращение к первому прибору.
Прежде всего, откройте шторку стробоскопа, перемещая 4-й фейдер.
Также как и в первом случае установить нужный гобо, цвет и направление.

В) Затем выбрать клавишами Scanners прибор №3 и выбрать нужный цвет, гобо, фокусировку и положение луча.
Прежде всего, откройте шторку стробоскопа, перемещая 4-й фейдер.


Г) Затем выбрать прибор №4 (и не забудьте снять обращение к прибору №3). Установите нужный гобо, цвет, фокус и положение луча.
Прежде всего, откройте шторку стробоскопа, перемещая 4-й фейдер.


Д) Вы установили первую световую картину (Сцену) и для записи её в память пульта надо нажать клавишу Midi\ADD и выбрать № сцены цифровыми клавишами (расположены горизонтально в верхней части пульта под надписью "SCENES")-для начала нажать №1. Пульт мигнет всеми индикаторами три раза, значит, сцена записана в банк сцен под номером один. Обычно по умолчанию первые 8 сцен записывается в первый банк. Всего пульт имеет 30 банков по 8 сцен. Когда заполните первый банк (первые 8 сцен), переключитесь на 2 банк с помощью клавиш "Bank". И так далее. Номера банков сцен отображаются на дисплее (правая цифра).
Для записи других световых сцен надо повторить шаги А-Б-В-Г-Д И соответственно в пункте «Д» при записи в память выбирать номера сцен по порядку. После установки приборов в нужное положение, Сначала нажмите клавишу добавить "Midi\ADD" и затем номер сцены для сохранения.

Всего в пульте можно записать 240 сцен\картин. Имеется 30 банков\ячеек памяти по 8 сцен\картин в каждой ячейке.


Структура банков сцен пульта.
Сцены с 1 по 8
Банк №1 1 2 3 4 5 6 7 8
Банк №2 1 2 3 4 5 6 7 8
Банк №3 1 2 3 4 5 6 7 8
Банк №4 1 2 3 4 5 6 7 8
Банк №5 1 2 3 4 5 6 7 8
Банк №6 1 2 3 4 5 6 7 8

------------------------------------------------
-\- 1 2 3 4 5 6 7 8
-\- 1 2 3 4 5 6 7 8
-\- 1 2 3 4 5 6 7 8
Банк №30 1 2 3 4 5 6 7 8

Запись программ.
Банк сцен не обязательно должен быть заполнен до конца. Пишете нужное вам количество сцен!

Начало программирования.
Не выходя из режима программирования для записи программы, выберите № программы, которую собираетесь писать клавишами Chase 1 - Chase 6. Например, выберем Chase 1.
Затем набираем в Чейз нужные вам сцены из банка сцен. Для этого нажмите клавишу номера сцены (прибор ее немедленно покажет) И нажмите клавишу "Midi\ADD" для записи сцены в программу. и далее номер сцены\добавить, сцену №\добавить столько раз, сколько вам надо. В программе последовательность сцен называется «Шаг». Шагов в одном Чейзе\Программе может быть не более 240. В таком количестве шагов нет необходимости и на практике чем проще программа, тем лучше она смотрится. После добавления всех необходимых сцен в программу процесс программирования Надо завершить выходом из режима программирования.
Для выхода из режима программирования нажать и удерживать 3 сек. Клавишу Program.

Воспроизведение \ редактирование записанных сцен.
1) В ручном режиме. После включения пульта в сеть он автоматически переходит в ручной режим. Просмотр. Выберите банк \ ячейку клавишами и нажмите № сцены которую хотите увидеть. Затем выберите следующую сцену и так далее. Редактирование только в режиме . Войти режим выбрать сцену клавишами . Для редактирования ранее созданных сцен надо выбрать прибор клавишами Изменять положение луча, цвет и др. у выбранного прибора. Затем просто сохраните изменения под тем же номером нажимая на Кл. и затем на № сцены которую вы вызывали.

2) Воспроизведение сцен в автоматическом режиме. Для воспроизведения из выбранного банка сцен\картин в автоматическом режиме Нажмите клавишу Auto\Del для активации авто режима. Выберите номер ячейки памяти сцен клавишами и выберите номер сцены\картины. После этого можно выбрать скорость воспроизведения сцен двумя способами. А) С помощью переменных резисторов Speed и Fade Time (один из них скорость смены картин а другой время стояния на месте). Б) Если три раза с одинаковыми интервалами нажать на клавишу Tap Sync, то эти интервалы будут приняты пультом за скорость воспроизведения. Интервалы между нажатиями должны соответствовать ритму музыкального сопровождения. Клавиша Tap Sync имеет приоритет над ползунковыми резисторами (фейдерами) скорости. Для выхода из Автоматического режима надо нажать клавишу Auto Del еще раз.

Световые картины можно разнообразить и сделать более динамичными или медленными, если записать их в Программы и воспроизводить в автоматическом режиме. Программа, это набор сцен, записанных в нее в определённой последовательности. Сцены в программу можно записывать из любого банка сцен. Можно повторять одну сцену некоторое количество раз и затем перейти к другой. Необходимо помнить, что в одну программу можно записать не более 240 сцен. Таким образом, можно установить время смены световой картины достаточно большим (актуально для подсветки фасадов зданий и декоративного освещения внутри помещений).


Воспроизведение записанных программ.

Выберите нужную программу с помощью блока программных клавиш "Chase №". Нажмите клавишу Auto\Del для активации автоматического режима. Признаком активации авто режима будет свечение светодиода напротив надписи Auto trigger на дисплее.
Затем выберите скорость воспроизведения вручную с помощью переменных резисторов Speed и Fade Time или с помощью клавиши Tap Sync.
Удаление программ перед записью на их место новых.


Программы нужно стереть в режиме особенно, если в пульте уже были записаны программы с большим количеством шагов, чем вы собираетесь писать. Выберите № программы, и удерживая её нажмите клавишу Auto Del Все светодиоды на дисплее мигнут три раза. Все, программа стёрта! Стирая программу, вы никак не влияете на память сцен и всегда можете оперативно записать любую программу, используя банк сцен. Статичные световые картины=сцены проще переписать заново, просматривая их в режиме программирования.

Читайте также: