Использование компьютерных технологий включение в учебный план дополнительных часов для изучения

Обновлено: 05.07.2024

Параллельно с изучением теоретического материала предполагается освоение технологических приемов по созданию различных информационных объектов (текст, список, таблица, диаграмма, рисунок, программа и др.). Соответствующие задания собраны в 47 работах компьютерного практикума. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочнике, имеющемся в конце учебника. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. По возможности, цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным "челночным" движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя привычку извлекать уроки из собственного опыта, что составляет основу умения учиться.

Рабочие тетради 4 (по одной для каждого года обучения) являются необходимым элементом УМК. Во-первых, рабочие тетради расширяют границы учебника за счет большого количества различных заданий, упражнений и задач, направленных на формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников, побуждающих их учиться самостоятельно. Во-вторых, наличие заданий на печатной основе позволяет организовать деятельность по их выполнению, а не по переписыванию условий или, что просто недопустимо, их записи под диктовку. В-третьих, без рабочей тетради учитель часто сталкивается с проблемой: как оценить работу ученика совершенно правильную с точки зрения информатики, но имеющую грамматические ошибки. И, наконец, в-четвертых, при отсутствии достаточного количества компьютеров можно делить класс на две подгруппы: одна подгруппа выполняет задания компьютерного практикума, а другая - задания в рабочей тетради.

Методическое пособие для учителя «Уроки информатики в 5-7 классах» [7] содержит несколько вариантов планирования, подробные поурочные разработки, дидактические материалы, а также ответы, указания и решения ко всем заданиям в учебниках и рабочих тетрадях. Также в пособии приведен детальный перечень формирующихся у учащихся в ходе обучения компетенций, определяющих их готовность к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности.

Как известно, наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Печатные наглядные пособия - обязательный атрибут каждого специализированного учебного кабинета. В состав УМК входит комплект плакатов, работа с которыми способствует успешному решению целого комплекса дидактических задач: развития у учащихся наглядно-образного мышления; формирования навыков работы с информацией, представленной в графической форме; фиксации внимания при усвоении учебного материала; развития познавательного интереса; активизации познавательной деятельности; конкретизации изучаемых теоретических вопросов; наглядной систематизации и классификации изучаемых явлений на схемах, в таблицах и т.п.

Сделать учебный процесс более интересным для учащихся и комфортным для учителя позволяют цифровые образовательные ресурсы, включенные в состав CD с программно-методической поддержкой. Набор ЦОР к каждому учебнику имеет следующую структуру:

  • программа курса и варианты планирования;
  • файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
  • демонстрационные работы;
  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
  • плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий);
  • презентации по отдельным темам;
  • интерактивные тесты;
  • логические игры;
  • виртуальные лаборатории.
Наиболее известные периодические издания, предназначенные для учителей информатики и ИКТ:
  • журнал "Информатика в образовании";
  • журнал "Информатика в школе";
  • журнал "Информатика" (приложение к газете "Первое сентября").

Требования к школьным учебникам

Учебник - это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Любой учебник следует рассматривать как компонент предлагаемого автором учебно-методического комплекса.
К учебнику предъявляется ряд психолого-педагогических, дидактических, методических и эргономических требований. К ним можно отнести научность, доступность, соответствие стандарту и учебной программе, системность, логичность и обоснованную последовательность изложения учебного материала, практическую направленность содержания и т.д. Две основные функции учебника: информационная функция и функция организации учебной деятельности.

Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии)

  • учебные компьютерные программы;
  • учебно-ориентированные пакеты прикладных компьютерных программ;
  • компьютерные программно-методические системы.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенных для использования в учебном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Сегодня уже не вызывает сомнения, что компьютеры играют важную роль в будущей цивилизации человечества. Уже сейчас их внедрение приводит к коренному изменению технологии во многих отраслях современного производства. И от того, в какой степени и как будут решены проблемы компьютеризации обучения детей и молодежи теперь, существенно зависит подготовленность подрастающего поколения к жизни в будущем обществе.

Компьютер является новым мощным учебно-техническим устройством, значительно, повышающим производительность труда, как самого учителя, так и каждого ученика в отдельности. Между учителем и машиной создается симбиоз, в котором каждый делает то, что лучше может сделать. При этом ведущая роль остается за учителем.

Основная роль компьютера в процессе обучения — расширить возможности контактов обучаемого с обучающимся.

1. Дидактические принципы компьютерного обучения

Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. В конце 90-х годов в образование входят мультимедийные компьютеры, такие программные продукты, как компьютерные энциклопедии, электронные книги, справочники по литературе, живописи, музыке. Это создает возможности гуманитаризации образования. С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества. Существуют различные возможности использования компьютеров в школе:

Организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных по школьникам, учителям, родителям и т.д.);

Подготовка учебных пособий.

Обучение пользователей ПК для решения прикладных задач, обучения основам программирования, дизайна, компьютерному моделированию.

Компьютерное обучение основам наук с помощью специально разработанных программ.

Компьютерный контроль знаний учащихся. Контролирующие программы совмещаются с обучающимися.

Использование компьютера для получения и работы с информацией из сети Интернет.

Учитель в информационном обществе перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает ее получение.

Информационные технологии обучения являются новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Обучаемый переходит в новую категорию потому, что по форме компьютерное обучение является индивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике, реализованной в обучающей программе. Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - учителя.

Рассмотрим последовательно основные дидактические принципы. Научность определяет содержание, требует включения в него не только традиционных научных знаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития. При этом способы усвоения учебного материала должны быть адекватны современным научным способам познания.

Системный подход к изложению учебного материала, его структурирование и выделение основных понятий и связей между ними, как раз и является как основой для разработки содержания компьютерной обучающей программы, так и одним из методов современного научного познания.

Принцип доступности при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы учащихся или для некоторого усредненного учащегося данного возраста, в принцип индивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения цели обучения. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого.

Наиболее широко рассмотрен в литературе, применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью". Если в традиционном понимании под наглядностью понималась, прежде всего, иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, произвести с ним минимальные манипуляции, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Более того, с представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить различные действия, изучить их не только статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях. При этом компьютер позволяет, как вычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, так и рассмотреть его в деталях.

Принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению.

Принцип сознательности обеспечен в компьютерном обучении методикой организующей стратегии, которой отдается предпочтение в современных информационных технологиях обучения. Для реализации принципа сознательности обучаемому сообщаются цели и задачи обучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах ее осуществления.

Информационные технологии обучения потребовали введения, обоснования и раскрытия еще одного общего принципа, который, хотя и присутствовал всегда в процессе обучения, но не являлся основополагающим. Речь идет о коммуникации, организации диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае между компьютером и учащимся. Этот новый, присущий только компьютерному обучению принцип можно назвать принципом когнитивности.

2. Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс школы

Наряду с открывающимися широчайшими перспективами использования в учебном процессе компьютерной техники, существует ряд проблем, строго очерчивающих круг применимости подобных технологий, и ограничивающих их технократическое влияние. Это:

Опасности для здоровья учащихся;

Стоимость программного обеспечения;

Быстрое устаревание программного обеспечения, компьютеров;

Санитарные нормы, действующие в настоящие время в школе, разрабатывались в то время, когда визуальные, цветовые, контрастные, электромагнитные показатели компьютеров и их мониторов не позволяли работать за терминалом машины ребенку 10-17 лет больше 10-25 минут в сутки. Сегодня большинство поставляемых в школы компьютеров, если, конечно, это - не списанные где-то "ящики", являются машинами, соответствующими жестким европейским стандартам.

Монитор компьютера является самым "опасным" элементом. При этом современные технологии позволили снизить уровень электромагнитного излучения монитора до уровня таких бытовых приборов, как настольная лампа. Но мерцание монитора (80-100 Гц), даже по сравнению со старыми моделями (50Гц), по-прежнему утомляет глаза. В последние годы появились жидкокристаллические мониторы для настольных компьютеров. При большом размере экрана они имеют малые габариты (практически как большая книга), они практически не излучают и не мерцают, что делает их не более опасными для зрения, чем тетрадь или учебник. Высокая на сегодняшний день цена не позволяет комплектовать ими школьные компьютеры.

Вторым серьезным препятствием на пути внедрения компьютерных технологий обучения в школе является немалая цена лицензионного программного обеспечения. Стоимость затрат на покупку программного обеспечения зачастую превышает стоимость самих компьютеров. Органы управления образования в своем большинстве прониклись мыслью о внедрении компьютеров в школах, во многих школах появляются современные компьютерные классы, но приобретение программного обеспечения пока не предусматривается.

Еще одна трудность - революционный рост компьютерных технологий, при котором в последние годы оборудование и ПО безнадежно морально устаревают буквально за год-два. За подобными темпами система финансирования образования успеть не может. За рубежом практикуется бесплатное или почти бесплатное обновление лицензионного ПО и даже компьютерного парка для образовательных учреждений.

Такое быстрое развитие информационных технологий делает специалиста, не повышающего свой профессиональный уровень, практически дилетантом в среднем за 3-4 года. Этот факт диктует необходимость организации процесса непрерывного повышения квалификации, как учителей информатики, так и учителей других предметов, использующих компьютерные технологии в своей работе. Это может решаться путем организации ежегодных курсов без отрыва от работы, самообразования. Большую перспективу предоставляют дистанционные курсы.

Кроме того, оказалось, что некоторые виды компьютерного обучения способствуют повышению итоговых оценок, тогда как другие - скорее ведут к их снижению. В целом, чем лучше будет подготовлен учитель, тем выше окажутся результаты учеников.

3. Технологии применения компьютеров в учебном процессе

Исторически сложилось так, что в первую очередь внедрение компьютерной техники шло в области естественной науки, промышленности высоких технологий. Этим во многом обусловлено то, что с компьютером в наших школах плотно знакомы учителя физики, математики, биологии. Во внедрении компьютерных учебных технологий в этих предметах и были сделаны значительные успехи.

а) Компьютерные технологии на уроках физики

Основными компьютерными технологиями на уроках физики можно назвать

Проведение модельных лабораторных работ;

Использование гипертекстовый (контекстно-связанных) учебных пособий;

Контроль знаний, тестирование;

Это деление довольно условно. Большинство программных средств объединяет в себе эти технологии. Среди них можно назвать такие как "Открытая физика 1.1", (компания Физикон), "1С: Репетитор. Физика" (фирма 1С).

При обучении физике в школе, преподаватель обычно сталкивается со следующими трудностями:

учащиеся не могут представить некоторых явлений, таких как явления микромира и мира с астрономическими размерами;

при изучении некоторого материала изучение его затрудняется незнанием учащимися математического аппарата, с помощью которого материал может быть изучен на высоком теоретическом уровне (например, незнание основ дифференциального и интегрального исчислений при изучении механики);

для изучения явления в школе не может использоваться какое-либо оборудование по причине его дороговизны, громоздкости или небезопасности (например, явления ядерной и квантовой физики);

явление вообще нельзя наблюдать.

Обычно подобные вещи изучаются либо на низком научном уровне, либо объясняются на "на пальцах", либо вообще не изучаются, что безусловно, сказывается на уровне подготовки учеников. Кроме демонстраций, возможно применение компьютерного моделирования для проведения лабораторных работ, экспериментальная установка в которых представлена компьютерной моделью явления. Осуществление такого рода работ может быть продиктовано сложностью, дороговизной или небезопасностью оборудования и самого эксперимента. Нередко проблемы, связанные с оборудованием, с которыми сталкивается преподаватель при проведении рядового лабораторного практикума, могут быть решены заменой его компьютерной лабораторной работой, хотя это, безусловно, имеет свои минусы.

б) Компьютерные средства активизации работы учащихся на уроках математики

Известно, что учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства, в том числе компьютерные. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся, которая необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника, учитель может варьировать формы контроля над усвоением учебного материала. Подходящим программным средством в качестве компьютерной поддержки темы может использоваться электронные таблицы EXCEL. На уроках математики возможно применение специализированных программ, таких как "Живая Геометрия" , "Математика 5-11", "Репетитор по математике". Применение таких программных продуктов позволяет визуализировать и сделать более наглядными многие математические понятия и абстракции, позволяют развивать пространственное воображение, организовывать контроль знаний. При применении их наряду с традиционными формами работы на уроке позволяют получать хорошие педагогические результаты.

в) Тестирование с помощью компьютера на уроках русского языка

Чтобы научиться хорошо плавать необходимо плавать, чтобы научиться хорошо и правильно писать - надо писать, читать и работать со своими и чужими текстами. Поэтому идея создания полностью компьютеризированного курса русского языка представляется абсурдной, но оказать большую помощь в его изучении учителю и ученику компьютерные технологии все же могут. Основное направление на этом пути - создание справочно-тестирующих программ-тренажеров.

В качестве примера можно назвать компьютерную обучающую программу «Русский язык» 1С: Репетитор.

В процессе освоения новой темы используются интерактивные компьютерные диалоги и поисковые методы в условиях работы по группам. Учитель при этом выполняет специфическую функцию консультанта, всячески добиваясь атмосферы творческого поиска и минимизации усилий каждой группы на пути к открытию нового знания. Компьютер в этом случае является составной частью созидания знания, а обучающийся - не просто преемником, а созидателем этого знания.

При закреплении материала используются в основном активные диалоги с компьютером на основе индивидуально подобранного для каждого учащегося варианта задания (в том числе многократная прогонка варианта, набор качественно усложняющихся заданий и т.д.). При выполнении задания учащемуся приходится делать выбор из многих возможностей, принимать самостоятельные решения, чувствовать себя творцом. Компьютер существенно облегчает составление таких вариантов, делая эту работу практически выполнимой.

Следует отметить, что применение компьютерных программ- тренажеров заметно повышает интерес к предмету особенно у учащихся негуманитарных классов. Помимо этого развивается навык к самооценке - с компьютером спорить за оценку бесполезно.

г) Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам

В последние годы благодаря развитию мультимедийных технологий появилось большое количество обучающих программ по английскому, французскому и другим языкам. Среди таких можно назвать говорящий словарь "Первая тысяча слов по-английски" Московского института новых технологий в образовании, "Профессор Хиггинс" и многие другие. Они не только позволяют читать гипертекст со всевозможными примерами, но и позволят интегрировать в себе такой классический метод, как аудирование. Более того ученик при этом не скован темпом класса и учителя, а может сам в интерактивном режиме прослушать необходимый фрагмент текста произвольное количество раз. Некоторые из подобных программ позволяют даже контролировать произношение учащегося.

д) Компьютерные средства обучения гуманитарным предметам

Эффективность обучения через образное восприятие известна всем. В сочетании с компьютерными возможностями она многократно возрастает. Такие возможности вобрал в себя компьютерный (мультимедиа) учебник истории России XX века, учебное издание нового типа, состоящее из 4-х компакт-дисков и брошюры. Учебник создан в сотрудничестве с авторами базовой школьной учебной книги А.А. Даниловым и Л.Г. Косулиной, «Энциклопедия истории России 862-1917» фирмы «Интерактивный мир», «Россия на рубеже третьего тысячилетия».

Компьютерный учебник содержит большое количество мультимедийных лекций и позволяет резко облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы, более 24 академических часов дикторского текста), а также чисто компьютерных возможностей диалога с учеником, контроля усвоения пройденного материала. Изучение каждого параграфа заканчивается автоматизированным тестированием (более 600 тестов, кроссвордов и т.п.). В результате программа формирует классный журнал с оценками и выявляет плохо усвоенные лекции, которые придется прослушать еще раз перед повторным тестированием, если ученик претендует на более высокую оценку. Предусмотрены и развлекательные моменты, стимулирующие интерес учащихся (юмористический сериал Экзамен, призы для отличников озвученные и иллюстрированные исторические анекдоты).

Учебник снабжен обширным справочным материалом: персоналии; подробную хронологию; терминологический словарь; анимированные карты; более 6 тысяч иллюстраций (редких фотографий, плакатов, картин, рисунков, схем, диаграмм); более двух часов озвученной кинохроники; огромное количество исторических документов; более 70 уникальных фонограмм звуковых документов (речей политических деятелей, наиболее популярных песен разных лет и т.п.).

Учебник в равной степени предназначен для использования и в компьютеризированном классе и дома, он ставит высокую методическую планку преподавателям и одновременно облегчает их труд.

Данное издание одновременно является и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником, и учебным видеофильмом. Программа содержит удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать настоящее издание в качестве исторической энциклопедии.

Компьютеры являются очень эффективной поддержкой при обучении и приобретении знаний в школе, при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что учащиеся выучили и что они знают. Вместо того чтобы использовать возможности компьютерных технологий для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ.

Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников.

Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе.

Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 мая 2020 года N Р-44

Во исполнение пункта 10.4.1 федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16:

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Заместитель Министра
Российской Федерации
В.С.Басюк

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 18 мая 2020 года N Р-44

Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий

Общие положения

Настоящие Методические рекомендации для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий (далее - Методические рекомендации) разработаны на основе и модели интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном и федеральном уровне, опирающейся на исследования передового опыта интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций (цифровой трансформации). Методология позволяет определить состояние цифровизации общеобразовательных организаций в соответствии с передовым уровнем развития информационно-коммуникационных технологий.

Методические рекомендации содержат:

- цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном и федеральном уровне;

- описание деятельности общеобразовательных организаций, требующих цифровой трансформации (с учетом упорядочения по степени первоочередности внедрения цифровых технологий);

- описание перспективных цифровых технологий, рекомендуемых для интеграции в деятельности общеобразовательных организаций;

- организационную схему интеграции цифровых технологий в деятельность общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном федеральном уровне с указанием участников интеграции, их функций, этапов и мероприятий интеграции;

- ожидаемые результаты и эффекты интеграции цифровых технологий;

- описание возможных рисков интеграции цифровых технологий и рекомендаций по управлению рисками.

Цели и задачи интеграции цифровых технологий в деятельность общеобразовательных организаций (цифровой трансформации) на региональном и федеральном уровне

Происходящее сегодня бурное развитие цифровых технологий оказывает значимое влияние на все сферы деятельности, включая сферу образования. Задача создания новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы, а именно повышение качества жизни граждан на основе широкого применения цифровых технологий, ставит перед системой образования новые вызовы. Наиболее эффективный ответ на эти вызовы - цифровая трансформация отрасли образования в целом, которая должна затрагивать широкий круг вопросов, включая цифровизацию управляющих, поддерживающих и операционных процессов, создание новых процедур и регламентов работы и совершенствование уже существующих, внедрение в образовательных организациях и отрасли в целом подходов управления, основанного на использовании данных, использовании инструментов и сервисов электронного правительства, внедрение цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения. Такая цифровая трансформация должна соответствовать целям и задачам федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".

Основной целью происходящих и планируемых сегодня изменений, связанных с цифровой трансформацией образования является осуществление перехода к массовому качественному образованию, направленного на всестороннее развитии личности учащегося. Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

- обеспечение цифровой инфраструктуры современной общеобразовательной организации, позволяющей решать ее задачи цифровой трансформации. Создание инфраструктурных условий (цифровое оборудование, сети передачи данных и доступ в Интернет, наличие в школе специализированных цифровых средств учебного назначения, наличие программных продуктов, наличие доступа к сервисам универсального и учебного назначения) связано с выявлением и распространением результативных образовательных практик (Law, Pelgrum, &Plomp, 2009) и должно быть обусловлено характером организационных, методических и педагогических задач, решаемых школой и ситуативной на местах;

- эффективное использование элементов и составляющих цифровой инфраструктуры школы для улучшения образовательных результатов. Это неизбежно сопряжено с изменениями в организации учебной работы и использованием в свою очередь эффективными методическими решениями, поддержанными цифровыми средствами обучения;

- формирование цифровой грамотности у участников образовательного процесса. Факторами здесь выступает наличие цифровой среды, организационные условия, выстраивание системы непрерывного повышения квалификации педагогов;

- обеспечение гибкости управления образовательной организацией. Это означает, что на уровне школ должно происходить совершенствование рабочих процессов, разработка стратегии, создание структур, которые позволяют школам эффективно реагировать и управлять изменениями в неопределенной и динамичной среде. Это возможно осуществлять по двум направлениям: (а) посредством изменений и сонастройки у всех членов педагогического коллектива относительно целей, желаемых действий, ретроспективной оценки событий, предположения, карты причинно-следственных связей и стратегии и (б) через операционные изменения, такие как изменения в стандартных организационных рабочих процедурах, процессах, регламентах;

- совершенствование нормативной базы цифровой трансформации образования, включающую в себя выявление малоэффективных нормативов, осуществление коррекции и разработки новых нормативов.

Ключевой особенностью формирования "заказа" на трансформацию общего образования в России, компетенции персонала образовательных организаций и органов управления образованием (в особенности, когда речь идет об управлении образовательными программами) является описание трансформируемых и новых видов образовательной деятельности, их проекты. Иными словами, проблематика цифровизации образования должна быть рассмотрена в более широком контексте - в контексте проектов использования цифровых решений в рамках традиционных и новых образовательных практик, оценки их вклада в преодоление традиционных образовательных проблем индустриальной парадигмы ("платформы") образования:

- высокая доля неуспевающих обучающихся;

- торможение развития талантливых обучающихся (обучающихся, демонстрирующих выдающиеся способности);

- отчуждение (невовлеченность) от образования и отрицательный вклад в экономику знаний, фактическое "воспроизводство" экономической неуспешности людей;

- неэффективная логистика организации образования, обеспечивающих процессов (подвоз, питание, безопасность, бухгалтерия и т.п.);

- избыточная нагрузка на составление образовательной отчетности и отчетности в сфере образования и ряд других;

- формирование новых возможностей и новых образовательных практик (прежде всего, практик учения и самостоятельности);

- реализация персонализованных планов учения и индивидуальных учебных планов обучающихся в зависимости от возраста и типологически ясных особенностей и возможностей;

- геймификация учения через включение цифровых игровых форм в процессы формирования компетенций, обучающихся и их мотивации;

- организация проектно-ориентированного обучения (на разных уровнях и в разных видах образования) и содержательно-генетической логики становления способностей к проектированию, поддержка территориально и ресурсно-распределенных учебных проектов;

- организация исследовательски-ориентированного обучения (на разных уровнях и в разных видах образования) и содержательно-генетической логики становления способностей к исследованию, поддержка территориально и ресурсно-распределенных учебных исследований;

- реализация образовательных практик профессиональной ориентации и формирования профессиональной идентичности как непрерывных, становящихся в течение жизни (а не как "разовых", привязанных к старшей ступени школы или в связи с выходом на рынок труда);

- реализация процессов учения и обучения на цифровой (неиндустриальной) платформе, в том числе, моделей онлайн- и смешанного учения, и обучения;

- включение в учебный процесс симуляторов навыков ориентировки (ориентировочной основы действия, базовых навыков) и навыков принятия индивидуальных решений для опасных профессий и программ подготовки с высокой стоимостью "аналогового" оборудования, для совершенствования профессиональных навыков; обучения отдельным навыкам - чтения, говорения (высказываний), счета и прикладного количественного мышления в целом;

- формирование новых видов грамотности - финансовой, правовой, информационной и т.п.;

- формирование "мягких" навыков - коммуникации, кооперации, критического мышления, креативности, самоорганизация, умения учиться и ряда других.

Основные элементы внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий

Описание деятельности образовательной организации строится в данном случае через описание доступности цифровых технологий и использования цифровых технологий, решений, инструментов, сервисов, ресурсов и инфраструктуры в учебном процессе и в процессе управления школой, в том числе, управление самой цифровой трансформацией. Это соответствует значительному числу моделей, описывающих как общие рамки процессов изменений, так и цифровую трансформацию школ.

Их упорядочивание по степени первоочередности внедрения цифровых технологий должно опираться на национальном плане трансформации школы - на национальный проект "Образование", прежде всего в части реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда" (далее - ЦОС), а именно на внедряемую целевую модель ЦОС, создания инфраструктурных решений в области цифровизации, создания цифровых инструментов, ресурсов, сервисов как со стороны рынка, так и со стороны государства.

Внедряемая модель ЦОС регулирует отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию в реализации основных образовательных программ в соответствии с установленным порядком, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

ЦОС обеспечивается необходимой материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой образовательных организаций, включая:

- обеспечение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций (далее - образовательные организации) высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с для сельской местности;

- оснащение образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в соответствии со стандартом, разработанным Минпросвещения России совместно с Минкомсвязью России;

- создание и (или) модернизация структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей, систем контроля и управления доступом, а также видеонаблюдения на объектах образовательных организаций, позволяющего в постоянном режиме осуществлять мониторинг организации образовательного процесса в образовательных организациях;

- оснащение иным оборудованием, обеспечивающим бесперебойность функционирования, размещения оборудования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в образовательных организациях.

Степень интеграции цифровых технологий в деятельность образовательной организации может быть описана через:

- уровни, на которых проходят процессы цифровой трансформации: уровень общеобразовательной организации, уровень муниципалитета, уровень региона, федеральный уровень. То, как происходит цифровая трансформация на отдельном уровне системы образования, зависит и от факторов, формируемых на более высоком уровне (внешние факторы цифровой трансформации);

- элементы процессов цифровой трансформации, проходящих на разных уровнях.

Таким образом, выделено семь элементов процесса цифровой трансформации, описывающих деятельность школы в порядке первоочередности внедрения цифровых технологий:

1. Доступность цифровой инфраструктуры. К этому элементу относится физический доступ к составляющим цифровой образовательной среды на уровне школы у участников образовательного процесса;

2. Доступность цифровых инструментов, сервисов, ресурсов. К этому элементу относится доступ к цифровым инструментам, сервисам и ресурсам учебного и общего назначения;

3. Использование цифровых технологий для решения задач управления. К этому элементу относится аспекты, касающиеся внедрения цифровых платформ и решений для задач управления школой;

4. Использование цифровых технологий в учебном процессе. К этому элементу относится аспекты, касающиеся использования цифровых решений с точки зрения участников образовательного процесса;

5. Поддержка цифровой компетентности учащихся. Сюда относится обучение учащихся этикету, правилам безопасного поведения в сети Интернет, регулярность использования цифровых устройств и сервисов;

6. Профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий. Сюда относится участие педагогов в мероприятиях по повышению квалификации, включая онлайн-форматы, взаимное посещение занятий, участие в сетевых профессиональных сообществах, и т.д.

7. Управление цифровой трансформацией образовательной организации. В этом элементе рассматривается то, как на уровне школы происходит управление цифровой трансформацией: работы по формированию общего видения на процессы цифровой трансформации у участников образовательного процесса, наличие регламентов использования цифровых технологий на уровне школы.

При оценивании процессов цифровой трансформации на более высоком уровне, чем уровень общеобразовательной организации, состояние объекта оценивания (муниципалитета, региона, федерации) оценивается через совокупность общеобразовательных организаций и через оценку факторов цифровой трансформации на уровне объекта.

Изменения в одном из вышеперечисленных элементах на уровне школы (например, введение нового компонента цифровой инфраструктуры, дополнительно использование цифрового оборудования, изменения процессов управления школой, и т.д.) не могут проходить изолированно от других элементов моделей. В этом случае, возможно говорить о целостной модели интеграции цифровых решений, что позволило бы реализовывать потенциал цифровых технологий наиболее полно. Данный вывод был подтвержден в ходе обсуждений с экспертами в ходе разработки модели интеграции цифровых технологий в деятельность школы.

Каждая из семи моделей элементов отражает разные аспекты сложного процесса интеграции и эффективного использования цифровых технологий в школе обучения технологии. Все элементы взаимосвязаны и должны рассматриваться как части одного и того же процесса.

Использование цифровых средств на практике показывает и возможности, и реальные цели цифровой трансформации школ. Соответственно, ключевым условием использования является доступность цифровых средств. Эти две рамки (доступность и использование) определили перечень и характеристику областей мониторинга цифровой трансформации школ.

Упорядочивание задач по степени первоочередности внедрения цифровых технологий должно опираться на национальный план трансформации школы - на национальный проект "Образование", прежде всего в части реализации мероприятий федерального проекта "Цифровая образовательная среда", создания инфраструктурных решений в области цифровизации, создания цифровых инструментов, ресурсов, сервисов как со стороны рынка, так и со стороны государства.

Описание деятельности общеобразовательных организаций, требующих цифровой трансформации (с учетом упорядочения по степени первоочередности внедрения цифровых технологий)

Приоритизация задач по цифровой трансформации общеобразовательной организации напрямую зависит от состояния цифровой трансформации школы, от уровня, на котором решается задача (уровень общеобразовательной организации, муниципалитета, региона, федерации), имеющейся комбинации внешних факторов цифровой трансформации, на которые общеобразовательная организация не может повлиять, и внутренних, которые находятся в зоне ее влияния.

Это означает, что обобщив отечественный и международный опыт по информатизации/цифровой трансформации образования, можно выделить несколько направлений такой работы:

Учебный план

Эффективное использование ЭОР на уроках в основной школе: от презентаций к интерактивным плакатам.

В ходе вебинара автор расскажет об электронном образовательном ресурсе нового типа – интерактивном плакате. На примере уроков географии слушателям будут продемонстрированы возможности его использования в учебном процессе. Главной особенностью интерактивного плаката является возможность нелинейного использования цифрового ресурса. Используя один ресурс, можно построить сразу несколько сценариев урока для детей с различным уровнем подготовки.

Автор: Лесонен Татьяна Александровна, учитель географии Гимназии №1516 г. Москвы, почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель Приоритетного национального проекта «Образование - 2014».

Технология создания интерактивного плаката в программе Microsoft PowerPoint на уроках в основной школе.

Интерактивный плакат – это электронный образовательный ресурс, который обеспечивает использование различных каналов восприятия учебной информации. Преимуществом использования интерактивного плаката является достаточно большой объем материала, который по мере необходимости демонстрируется обучающимся. Использование данной технологии позволит повысить интерес учащихся и их активность на уроке. Автор вебинара предложит слушателям алгоритм создания интерактивных плакатов в программе Microsoft PowerPoint для использования на уроках в основной школе.

Автор: Лесонен Татьяна Александровна, учитель географии Гимназии №1516 г. Москвы, почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель Приоритетного национального проекта «Образование - 2014».

Мини-проекты на уроках в основной и старшей школе: алгоритм создания.

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета и применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная ценность проектной деятельности состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Как в сотрудничестве со школьниками создать мини-проект и в короткие сроки получить конечный результат? В ходе вебинара автор на примерах конкретных мини-проектов продемонстрирует слушателям алгоритм их создания на уроках в средней и старшей школе.

Автор: Лесонен Татьяна Александровна, учитель географии Гимназии №1516 г. Москвы, почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель Приоритетного национального проекта «Образование - 2014».

Использование современных цифровых технологий на уроках естественнонаучного цикла в основной и старшей школе.

На вебинаре автор расскажет о наиболее востребованных современных технологиях в преподавании физики: цифровой сторителлинг и бриколаж. Цифровой сторителлинг – сочетание искусства рассказывать истории с использованием разнообразных цифровых устройств: рисунки, видео, аудио и так далее. Бриколаж в образовании — это использование для учёбы всего, кроме специально созданных инструментов вроде учебников. Слушатели узнают о том, как можно рассказать увлекательную историю на уроках с использованием цифровых устройств, о таких видах бриколажа, как лабораторные опыты, экспериментальные задания, компьютерные модели и других. А также автор даст практические рекомендации по созданию компьютерных моделей в программе Google SketchUp.

Автор: Никишина Елена Борисовна, учитель физики гимназии № 1516 г.Москвы, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ.

Цифровые технологии на уроках в основной и старшей школе как средство формирования познавательного интереса школьников и повышения их успеваемости.

Как усовершенствовать процесс обучения и добиться более высокой успеваемости ваших учеников? На помощь придут современные цифровые технологии. Одна из них – скринкаст (screencast) — цифровая видео- и аудиозапись, производимая непосредственно с экрана компьютера, также известная как video screen capture (досл. видеозахват экрана). При ее использовании ученики могут спокойно изучать видеоурок дома в свободное время и в комфортном для себя темпе. Если ученик пропустил какое-либо занятие, то с помощью видеоуроков он с легкостью сможет нагнать пропущенные темы. На вебинаре автором будет подробно разобран алгоритм создания скринкаста (от записи до его сохранения) в программе Free Screen Video Recorder. Также Вы узнаете о возможностях Windows Movie Maker (Виндовс Муви Мейкер) – популярной бесплатной программы, предназначенной для создания, редактирования и конвертации видео, и Microsoft Photo Story 3 для Windows, которая позволяет создавать захватывающие видеоистории с фотографиями, с изображениями и голосом (музыкой).

Автор: Никишина Елена Борисовна, учитель физики гимназии № 1516 г. Москвы, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся средней и старшей школы с использованием ЭОР и сервисов сети Интернет.

На вебинаре автор рассмотрит основные понятия: «проектная деятельность», «учебный проект», «исследование» и даст практические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе с использованием ЭОР и сервисов сети Интернет. Слушатели получат ответы на следующие вопросы: какова роль учителя и ученика при организации работы над учебным проектом или исследованием; какие бывают проекты (учебные, сетевые, интерактивные), и в чем их особенности.

Автор: Маханова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории школы № 1022 г. Москвы и международной дистанционной «Домашняя школа»; победитель конкурса «Лучший сайт словесника».

Эффективное использование дистанционных образовательных технологий в обучении школьников.

Образовательное учреждение при дистанционном обучении школьников оказывает им помощь через консультации преподавателей с использованием различных средств телекоммуникаций: консультации в прямом эфире (YouTube, Skype), кейсовая и интернет-технология, электронные ресурсы, блоги, хранилища и др. На вебинаре автор расскажет педагогам об эффективном использовании в своей работе различных дистанционных образовательных технологий: учебников с мультимедийными сопровождениями, электронных учебно-методических комплексов, компьютерных практикумов, контрольно-тестирующих комплектов, учебных видеофильмов и др.

Автор: Маханова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории школы № 1022 г. Москвы и международной дистанционной «Домашняя школа»; победитель конкурса «Лучший сайт словесника».

Формирование базовых представлений о медиаграмотности на уроках в основной и старшей школе.

Автор: Якушина Екатерина Викторовна, канд. пед. наук, проректор по информационной политике и развитию АНО ДПО «Академия инновационного образования и развития», главный редактор журнала «Вопросы интернет-образования», выпускающий редактор журнала «Медиа. Информация. Коммуникация».

Читайте также: