Из каких частей состоит имя файла информатика 6 класс босова учебник

Обновлено: 03.07.2024

Файл – это поименованная область внешней памяти.

Операции над файлами:

  1. Копирование
  2. Перемещение
  3. Переименование
  4. Удаление
  5. Поиск

Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых символов, среди которых также могут встречаться следующие символы:

? – означает ровно один произвольный символ

* – означает любую последовательность символов, в том числе, и пустую.

Каталог – это поименованная совокупность файлов и подкаталогов.

Файловая структура – это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов.

Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов.

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.

Последовательно записанные: путь к файлу и имя файла, составляют полное имя файла.

Основная литература:

1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

Дополнительная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Компьютер человеку даёт большие возможности: создавать, копировать, передавать, хранить информацию различного рода. Данные в компьютере могут быть разными, это и документы, и рисунки, и программы, и музыка и многое другое. Так вот, все данные и программы в компьютере хранятся в виде файлов. Сегодня на уроке мы и узнаем, что такое файл.

Вам уже известно, что все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов. Файл – это поименованная область внешней памяти.

Файл характеризуется набором параметров: именем, размером, датой создания, датой последней модификации и атрибутами, которые используются операционной системой для его обработки: является ли файл системным, скрытым или предназначен только для чтения. Размер файла выражается в байтах.

Файлы, которые содержат данные – графические, текстовые называются документами, а файлы, содержащие прикладные программы, – файлами-приложениями.

Причём, файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью файлов-приложений.

Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения. Имя файлу даёт пользователь, делать это нужно осмысленно, отражая в имени содержание файла. Имя файла может содержать до 255 символов национальных алфавитов и пробелы. Но в имени файлов есть и запрещённые символы, например, знак вопроса, звёздочка. Расширение имени файла задаётся программой автоматически, оно содержит 3–4 символа, которые записываются после точки.

Над файлами можно выполнять следующие действия: копирование, перемещение, переименование, удаление, поиск.

Если имя файла указано неточно, то можно использовать маску имени файла. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых символов.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами или папками. Каталогам, как и файлам, дают собственные имена. Каждый каталог может содержать множество файлов и вложенных каталогов, может входить в состав другого каталога, тем самым, образуя определённую структуру хранения файлов. Её называют файловой структурой. Файловая структура – это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

Любой информационный носитель операционной системы Windowsимеет корневой каталог, который создаётся без участия человека. Корневые каталоги имеют специальное обозначение с указанием имени соответствующего устройства и знака «\» (обратный слэш).

Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим количеством файлов. В этом случае оглавление диска представляет собой линейную последовательность имён файлов.

Иерархические файловые структуры используются для хранения большого количества файлов. Иерархия – это расположение частей целого в порядке от высшего к низшим. Корневой каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня.

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом, его можно изображать вертикально и горизонтально.

Чтобы обратиться к нужному файлу, который хранится, например, на жёстком диске, можно указать путь к файлу. То есть имена всех каталогов от корневого до того, в котором находится файл. Такую запись называют полным именем файла.

Учитель работал в каталоге Д:\Уроки\7 класс \Практические работы. Затем перешёл в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог Презентации и удалил из него файл Введение.ppt. Каково полное имя файла, который удалил учитель?

Учитель работал с каталогом: Д:\Уроки\7 класс\Практические работы. Поднявшись на один уровень вверх, он оказался в каталоге Д:\Уроки\7 класс. После этого учитель спустился в каталог Презентации, путь к файлам которого имеет вид: D:\Уроки\7 класс \Презентации. В этом каталоге он удалил файл Введение.ppt, полное имя которого Д:\Уроки\7 класс \Презентации\ Введение.ppt.

Итак, сегодня мы узнали, что такое файл, какое имя он может иметь, какие операции можно выполнять над файлами. Также познакомились с понятиями каталог, файловая структура диска.

Материал для углубленного изучения темы.

Файловый менеджер Double Commander.

Double Commander‑ бесплатный файловый менеджер с двухоконным интерфейсом. Программа работает на разных операционных системах: Windows, Linux, MAC OS.

В программу встроены инструменты для группового переименования файлов и синхронизации, все операции выполняются в фоновом режиме, реализована поддержка вкладок, встроен просмотр файлов, эскизов, работа с архивами, расширенный поиск файлов, функция приостановки файловых операций, имеется поддержка некоторых плагинов для TotalCommander и т. д.


Внешний вид DoubleCommader является традиционным для программ подобного типа. Сверху расположены панели инструментов, список дисков, вкладки, собственно, список файлов, внизу находится командная строка и кнопки для тех, кто еще не запомнил наиболее часто используемые файловые операции, но можно скрыть эту панель,

DoubleCommander имеет огромное количество настроек. Настроить можно практически каждый элемент окна, главное найти нужные галочки или поля ввода.

Работа с избранными папками осуществляется с помощью меню, выпадающего при нажатии на кнопку «*». Выглядит оно следующим образом:


Сверху перечислены папки, добавленные в избранные, а снизу два пункта меню для добавления/удаления папки из выбранной панели в список.

Что касается группового переименования, то интерфейс для него выглядит следующим образом:


При переименовании можно использовать регулярные выражения и различные поля вроде счетчика (чтобы добавлять к каждому последующему файлу свой номер), даты, времени создания файла.

В DoubleCommander есть возможность с помощью горячих клавиш (или пункта меню) копировать в буфер обмена имя файла или полный путь до него, Правда, это решается двумя горячими клавишами: сначала переходим к «редактированию пути» в заголовке панели, затем выделенный путь можно скопировать с помощью стандартной комбинации Ctrl+C. Панель быстрого фильтра, позволяет искать файлы/папки в текущей папке, а при необходимости скрыть все файлы и папки, не удовлетворяющие критерию поиска.


Для поиска файлов в DoubleCommander довольно удобный интерфейс. Есть возможность вынесения результатов поиска на панель.

Программа DoubleCommander создана коллективом разработчиков из России, которые стремятся создать файловый менеджер, аналогичный по функциональности TotalCommander. Программа активно развивается.

Разбор решения заданий тренировочного модуля.

№1.Тип задания: выделение цветом.

Укажите, какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяет маске ?ese*ie.?t*

Так как маска – это последовательность букв, цифр и других, допустимых в именах файлов символов, среди которых встречаются следующие: «?» – означает ровно один последовательный символ, «*» – означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины. Рассмотрев маску?ese*ie.?t*, вопросительный знак – это один символ, т.е. s, * – это последовательность символов произвольной длины, т.е. может подойти ответ первый и последний, т.к. * – это ещё и пустой символ. Но, рассматривая расширение, и также рассуждая, последний вариант ответа не подходит, потому что на втором месте стоит буква t. Следовательно, выделяем цветом первый вариант ответа.

Ответ: seseie.ttx

№2.Тип задания: восстановление последовательности элементов.

Восстановите полное имя файла.

Файл Онегин.doc хранится на жёстком диске в каталоге ПОЭЗИЯ, который является подкаталогом каталога ЛИТЕРАТУРА. В таблице приведены фрагменты полного имени файла:

Основные компьютерные объекты — файлы (документы и приложения), папки.

Файл — это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

Все файлы хранятся в определённой системе: в папках, которые, в свою очередь, могут быть вложенными в другие папки и т. д.

Размеры файлов выражаются в битах, байтах, килобайтах, мегабайтах и гигабайтах:

1 байт = 8 битов;
1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт;
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.

Ёмкость компьютерных информационных носителей измеряется в мегабайтах и гигабайтах.

Ответы на вопросы по теме компьютерные объекты

1. Что такое файл?

Файл — это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

2. Из каких частей состоит имя файла?

Файл состоит из имени и расширения разделенными точкой.

3. Какие правила записи имени файла следует соблюдать?

Имя файла может содержать до 255 символов, при этом можно использовать пробелы и буквы национального алфавита. Расширение файла чаще всего состоит из 3-х символов и присваивается программой создавшей файл, менять расширение файла не рекомендуется. В операционной системе Linux строчные и прописные буквы в имени файла различаются в отличие от операционной системы Windows. Символы типа + -* / и т.п. в операционной системе Windows не допустимы в имени файла.

4. Опишите систему хранения файлов на диске.

Файлы хранятся на диске как в корневом каталоге, так и в множестве каталогов, которые имеют вложенную структуру. Каталоги имеют имена.

5. Какие действия можно совершать с файлами?

Копирование, перемещение, удаление, изменение, переименование.

6. Каких действий следует избегать при работе с файлами?

Удалять файлы не будучи уверенным что это оптимально.

Давать имена файлам без учета их содержимого.

Сохранять файл в папке, где его трудно найти в дальнейшем.

Удалять, перемещать, переименовывать файлы в папках прикладных программ и операционной системы компьютера. Это может привести к не работоспособности этих программ или операционной системы.

7. Назовите свойства объекта операционной системы «Рабочий стол».

Свойства рабочего стола: заставка, темы оформления, цветовая схема. разрешение.

8. Одно из действий в контекстном меню объекта операционной системы всегда выделено полужирным шрифтом. Какое это действие? Почему выбрано именно оно? Каким образом можно выполнить это действие без контекстного меню?

В контекстном меню выделено действие наиболее вероятное и часто используемое. К файлу например выделено открыть. Кроме контекстного меню открыть файл можно 2-м кликом по нему или выделив и нажав клавишу Enter.

9. Как известно, действия над основными объектами операционной системы можно выполнять несколькими способами: с помощью команд меню;с помощью кнопок панелей инструментов, дублирующих команды меню;с помощью команд контекстного меню;с помощью технологии «Drag&Drop».

Как вы считаете, для чего нужно столько способов? Почему разработчики не отдали предпочтение какому-то одному из них?

Для разных пользователей и при выполнение различных задач на компьютере используется наиболее подходящий, удобный и быстрый способ из имеющихся.

10. Что такое байт, килобайт, мегабайт и гигабайт? Как они связаны между собой?

Единицы измерения размера файлов выражаются в битах, байтах, килобайтах, мегабайтах и гигабайтах:

1 байт = 8 битов;
1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт;
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.

Тема урока : Компьютерные объекты . Операции с файлами и папками.

Класс: 6

Тип урока: изучение нового, практическая работа.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал, ученические ПК.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы работы: размышление, проблемная ситуация, прием «домысливание», прием «недописанный тезис».

Цели урока:

Образовательные: создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной информации по теме: «компьютерные объекты»; организовать деятельность учащихся по совершенствованию умений работы с ОС

Развивающие: развивать навыки рассуждений, развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность; воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умение слушать других

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности.

Методы обучения: беседа, наглядный, деятельностный

Задачи урока:

Повторение терминологии (файл, папка, имя и тип файла, путь к файлу, полное имя файла, свойства файла)

Знакомство с видами операций над файлами и папками.

Личностные результаты:

способствование формированию практического восприятия задач, применения выводов на практике;

развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса учащихся;

воспитание информационной культуры и социальной адаптации учащихся;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы;

умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

умение создавать, применять и преобразовывать информацию для решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты:

овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

формирование представления об отношениях между объектами;

развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением специфической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Файл, папка

Операции над файлами и папками

Свойства файла

Единицы измерения информации (бит, байт, килобайт)

Этапы урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, умений и навыков.

3. Изучение нового материала.

4. Практическая работа.

5. Анализ и содержание итогов работы.

1. Организационный момент (поздороваться, проверить готовности)

2. Актуализация знаний.

Что такое файл?

Какие свойства файла вы узнали?

Что такое путь к файлу?

Что такое полное имя файла?

3. Теоретический материал урока.

Файловую структуру изображают в виде иерархической структуры, но в информатике принято изображать файловую структуру в виде «древовидной» схемы.

hello_html_m7ef990d8.jpg

Рассмотрим пример иерархической структуры.

В папках каждого уровня могут храниться файлы. Некоторые папки могут быть пустыми.

Какие операции над файлами и папками можно выполнить. (Запишите себе в тетрадь)

Проверим ваши предположения. Практически все эти операции применимы и к папкам.

hello_html_m75d3f528.jpg

При работе с файлами не следует:

удалять файл, точно не выяснив, обязательно ли это следует делать;

давать файлу имя, которое не поясняет его содержание;

сохранять файл в той папке, где его потом будет трудно найти;

удалять или перемещать файлы, находящиеся в папках прикладных программ — это может привести к тому, что программы перестанут работать.

Важной характеристикой файла является его размер.

Какие единицы измерения информации вам известны?

Выясним, в каких единицах выражается размер файла. Для этого «заглянем» внутрь компьютерной памяти. Её удобно представить в виде листа в клетку. Каждая «клетка» памяти компьютера называется битом. Так, для хранения одного произвольного символа (буквы, цифры, знака препинания и пр.) используется 8 битов. 8 битов составляют 1 байт (рис. 2).

hello_html_m692dfa23.jpg

Например, слово «ИНФОРМАТИКА» состоит из 11 символов, для хранения каждого из которых требуется 8 битов памяти. Следовательно, это слово может быть сохранено в файле, размером 88 битов, или 11 байтов.

Более крупными единицами, используемыми для выражения размера файлов являются:

1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байта;
1 Мбайт (один мегабайт) — 1024 Кбайт;
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.

Объём компьютерных информационных носителей измеряется в мегабайтах и гигабайтах.

4. Практическая работа:

1. Открыть на рабочем столе папку своего класса

2. Открыть папку «свойства файлов»

3. Создать в этой папке 5 новых папок с именами: Видео, Звук, Изображения, Презентации, Таблицы.

4. В папки Звук, Изображения, Таблицы переместить соответствующие им файлы.

5. В папки Видео, Презентации скопировать соответствующие файлы.

6. Нарисовать полученную файловую структуру, начиная от папки своего класса.

7. Показать работу учителю.

5. Обобщение, подведение итогов урока:

Вы научились на этом уроке чему-то новому?

Вы узнали что-то новое на уроке?

Вы поняли изученный материал?

Готовы ли вы на следующих уроках применить его на практике?

Домашняя работа: выучить единицы измерения информации, понятия путь к файлу, полное имя файла.

Формы учебной работы учащихся : индивидуальная работа.

Оборудование: проектор, презентация, карточки, тетради.

  1. Орг. момент (2 мин.);
  2. Повторение изученного материала (3 мин);
  3. Объяснение нового материала (20 мин.);
  4. Самостоятельная работа (15 мин.);
  5. Итог урока (3-5 мин.);

- краткий план деятельности.

Записывают тему урока в тетради.

Повторение изученного материала, 3 мин

  1. Какой объект называют универсальным?
  2. Какую информацию называют данными?
  3. С помощью каких программ обрабатывают текстовую информацию на компьютере?
  4. Что такое данные?

Устно отвечают на вопросы

Изучение новой темы, 20 мин

Давайте подумаем, в виде чего хранится вся информация на компьютере? (в виде файлов)

А скажите, чтобы собрать вместе много файлов, что нужно иметь? (Папку)

Когда мы приходим в библиотеку, то видим множество шкафов, на полках которых находятся книги. Точно так же на диске компьютера (библиотека) хранятся папки (шкафы). В папках находятся вложенные папки (полки), во вложенных папках находятся файлы (книги), каждый файл имеет имя (название книги).

Файл – это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.

Файл состоит из двух частей: собственно имени и расширения, которые отделяются друг от друга точкой. Имя файла не должно включать следующие знаки: \/:*?»<>|

Расширение, как правило, характеризует тип файла.

Давайте попробуем определить, какие имена файлов составлены правильно, а какие неправильно? (На каждую парту учитель раздает карточки с именами файлов)

Пример карточки 1:

  1. 123+123=246
  2. Маленькая страна
  3. «Школа»
  4. 120/10.12
  5. Music.txt

(Правильные: 1, 2, 5)

Существует большое количество типов файлов. Заполним в тетрадях таблицу с основными расширениями.

Читайте также: