Й как обозначается в звуковой схеме

Обновлено: 03.07.2024

Цель: автоматизация звука [й].

Задачи: учить определять позицию звука [й] в словах, синтезу и анализу обратных и прямых слогов, познакомить с буквой й;

развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, координацию речи с движением, мелкую моторику рук, логическое мышление;

воспитывать интерес к звучащей речи, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.

1. Организационный момент

Я попрошу сесть ребят, в чьих именах есть звук [ш], [д’], [л’], [м], [к], [т], [в], [н], [р], [л] (повторение).

2. Знакомство со звуком.

- Ребята, сегодня мы будем изучать новый звук. А какой – догадайтесь сами. Я позову к себе помощника, и он будет выполнять мои команды.

Логопед вызывает одного ребенка: «стой, бегай, пой, считай».

- Какие команды я давала? (Дети называют, логопед произносит, выделяя утрированно Й)

- Какой звук слышится на конце этих слов? (Й)

- Сегодня мы будем послушаем сказку о звуке [й] и будем с ним играть.

Выставляются семейки звуков.

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса. Вдруг слышат они что-то странное, непонятное

Смотрят, какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит

Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко и расслышать его не всегда легко.

Слушали-слушали, наконец-то поняли — И-краткий в хор к ним просится.

Вышли гласные, встали в кружок, стали думу думать, как же И-краткого петь научить. Все у него хорошо голос звонкий, мягкий, нежный, а звук тянуть не может.

Для начала домик ему построили такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком — для отличия

Домик И-краткого назвали буквой И краткое. Обрадовался И-краткий, благодарит всех за домик-букву.

Поселился И-краткий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать -й й й. Слушал-слушал А,да и говорит:

— А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу

И-краткий согласился, и они запели

— У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а со мной петь будешь? — обратился он к И-краткому

— Буду, — ответил тот, не задумываясь

И тут же все услышали - йУ, йУ, йУ

— О, как хорошо! Спой теперь со мной!— попросил О

— йО йО йО! — полилась новая песня.

— Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому

Следующая песня звучала так

Радуется И-краткий поет с А — получается «йА йА йА», поет с У — получается «йУ йУ, йУ», поет с О — получается «йО, йО, йО», поет с Э —-получается «йЭ, йЭ, йЭ»

Опечалены были только И да Ы

— Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей — хотелось бы мне спеть с И-кратким но если я запою, его вообще никто не услышит мы же родственники

— Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы

Так сидели они, слушали песни, тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика

Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А

Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У

Третий домик назвали буквой Ё в нем И-краткий стал петь со звуком О

Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э

Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е

А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным да прибавлять к имени звонкий, мягкий. Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий

Пели звуки много и дома, и на концертах

Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой

Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках

Так с тех пор и повелось в русском языке

• шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета,

• все остальные звуки — согласные,

• мягкие согласные обозначаются зелеными кружками,

• твердые согласные — синими.

3. «Путешествие».

А теперь мы с вами, ребята, отправимся в путешествие за буквой Й. Посмотрите, что мы возьмем с собой. Выставлены картинки, отбираем, называем (воробей, муравей, трамвай, ящик, индюк, ягоды, чайник, майка, рубашка, юла, лыжи, лодка).

А в путешествие, ребята, мы поедем на поезде. Буква прячется на дереве на звук [й]. Какое это дерево?

Назовите картинки. В названиях картинок звук [й] произносится в начале, в середине, в конце слова. Мы будем распределять картинки в три вагона. В первом вагоне поедут слова, в которых звук [й] в начале слова. Во втором вагоне - слова, в которых звук [й] в середине слова. В третьем – слова, в которых звук [й] в конце слова, последний.

- Все поезд тронулся. А пока поезд едет, мы с вами немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Елочка».

Перед нами елочка: Показывают «елочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, — верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» — сжатые кулачки и «иголочки» — растопыренные пальцы.

Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка — «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» — кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» — сложенные ладони со сведенными пальцами.

Звезды, человечки. Показывают «звезды» — сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» — положение «ушки» вниз.

5. «Загадки Яги».

- Никуда вас не пущу,пока не отгадаете мои загадки:

• Белым снегом все одето, значит, наступила … (зима).

• Ночью каждое оконце слабо освещает … (луна).

• Под деревом 4 льва, один ушел, осталось … (один).

• Знает девочка любая, что морковка … (оранжевая).

• Мимо улья проходил косолапый … (медведь).

Мышь считает дырки в сыре: 3+2- всего … (пять).

• Знаю прекрасно я, что облако … (белое).

• 3 елки выросли стеной в рощице березовой, знает каждый карапуз, их цвет, конечно… (зеленый).

- Ребята, давайте составим предложение про Бабу-Ягу, чтоб она нас отпустила.

6. «У елочки». Синтез и анализ слогов (ай, ой, уй, ий, эй).

- А вот и наша буква Й, а вместе с ней и гласные, давайте их подружим, какие слоги у нас получатся?

- А теперь давайте сочиним чистоговорку для Яги:

Ай-ай-ай- ты Яга нас не пугай.

Ой-ой-ой- будем мы дружить с Ягой.

Эй-эй-эй-- отпусти нас поскорей.

6. Знакомство с буквой й.

- А теперь мы вместе с буквойй отправляемся в детский сад:

Дети прослушивают стихотворение:

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Чтобы И не спутать с И,

Сверху галочку пиши.

Выкладывание буквы из элементов.

7. Подведение итогов.

- С каким звуком мы играли сегодня?

- Что вам понравилось делать на занятии?

Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИДанный материал является.

Знакомство со звуком и буквой А Занятие по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с задержкой психического развития. На занятии дети.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Определение гласного звука;

2) Буквы, обозначающие гласные звуки.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 89-90.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Воздух без преград идёт.

Цветом выделяют красным,

Значит, звук зовётся гласным.


2. Слово «гласный» образовано от устаревшего слова глас, что значит голос. Гласный звук состоит из голоса.

3. В русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Возникает вопрос: «Как это может быть?» Среди гласных есть особые буквы: е, ё,ю, я.


4. Эти особые буквы могут обозначать один звук или два звука. Например:

буква я обозначает один звук [а] в слове мяч и звуки [й’а] в словах якорь, моя, воробья;

буква ё обозначает один звук [о] в слове мёд и звуки [й’о] в словах ёжик, поёт, льёт;

буква е обозначает один звук [э] в слове лес и звуки [й’э] в словах ель, поесть, пьеса;

буква ю обозначает один звук [у] в слове люк и звуки [й’у] в словах юбка, пою, пьют.

Буквы е, ё, ю, я

1. Обозначают мягкость согласного звука и один гласный звук, если стоят после согласной буквы.

2. Обозначают два звука, если стоят:

– после гласной буквы;

5. Гласные буквы можно разбить на две группы: буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука.


6. Гласные образуют слог. Например, в слове осень два слога: первый слог «о», второй – «сень».

7. Подведём итог – проверьте, все ли сведения о гласных звуках и буквах правильно запомнились.

Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.

Общие сведения.

Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.

Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова.
Приведем пример: [дом] – [дама´] – [до´ма]; [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].

Транскрипция.

Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время фонетического разбора слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:

[ ] – данное обозначение называют квадратными скобками. Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.

[ ´] – это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.

[б’] – своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.

Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ – [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).

Буква «й»: согласный или гласный?

Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.

Глухие и звонкие звуки.

По соотношению голоса и шума согласные звуки могут быть как звонкими, так и глухими. При этом во время произношения звонких слышится и шум, и голос, а глухих – только лишь шум.

Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [п], [з] – [c], [д] – [т], [ф] – [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] – это непарные звонкие, а [ч] и [ц] – это непарные глухие.

Мягкие и твердые согласные буквы.

Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.

Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:

Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [ д’], [п] – [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие – [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].

Обозначение на письме.

Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: "Как обозначается мягкость таких звуков на письме?" Для этого используются совершенно разные способы:

Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при фонетическом разборе слова специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.

Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].

Подведем итоги.

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

г - [г’] — звонкий, согласный и мягкий.
е - [и] — безударная гласная.
р - [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.
о - [о] — ударная гласная.
й - [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

Итого: 5 букв и 5 звуков.

2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

д - [д’] — звонкий, согласный и мягкий.
е - [и] — безударная гласная.
р - [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
е - [э´] — ударная гласная.
в - [в’] — звонкий, согласный и мягкий
ь - [–]
е - [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] - гласный, безударный;
в - [ф] — глухой, согласный, парный и твердый.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Отличие согласного звука [Й’] от гласного звука [И].

2) Какими буквами обозначается звук [Й’].

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Согласный звук – этот звук состоит из голоса и шума или только из шума; при произнесении струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы); согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 114-116.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Произнесите по очереди звуки [И], [Й’]. Отмечайте все особенности произношения.


И – гласный звук.

[Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий.


3. Какой же буквой обозначается согласный звук [Й’]:

Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».

Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.


В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например: чай, май, дай, лай.

Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.

Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.


5. Звук [Й'] может надевать на себя шапку-невидимку и скрываться за гласными буквами. А в каких позициях буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука, вы уже знаете.


6. Как переносятся слова с буквой «И краткое»:

[Й'] – согласный звук и без гласного слога образовать не может. А так как слово переносится по слогам, то его буква «И краткое» при переносе не отделяется от буквы гласного звука, стоящей перед ней, остается с ней на этой же строчке, например: сой-ка, край-ний, рай-он.

Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.


9. Проверьте, всё ли правильно запомнилось?

Ответьте на вопросы:

1.Звук [Й'] гласный или согласный?

2. Какими буквами на письме может обозначаться [Й']?

3. Как правильно переносить слова с буквой «И краткое»?

Если затрудняешься с ответом – повтори нужный материал.


Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Значение слов.

Соедините сочетание слов со словом, которым это сочетание можно заменить.

вид городского электрического пассажирского транспорта

собранные осенью овощи и фрукты

командная игра с перебрасыванием мяча через сетку

Подсказка: Внимательно прочитайте сочетания слов.

вид городского электрического пассажирского транспорта


собранные осенью овощи и фрукты

командная игра с перебрасыванием мяча через сетку

Задание. Перенос слов.

Прочитайте, как перенесены слова. Подчеркните правильные варианты.

ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК

Подсказка: Вспомните правила переноса.

ЗА-ЙКА, ПРИ-БОЙ, КОК-ТЕЙЛЬ, СНАЙ-ПЕР, ИНДЕ-ЙКА, ТРОЛЛЕ-ЙБУС, ПЛЕЙ-ЕР, РЕПЕЙ-НИК

Читайте также: