К чему приводит рост компьютеров и телефонов

Обновлено: 06.07.2024


Говоря о мобильных технологиях, мы обычно подразумеваем всевозможные гаджеты, приложения, процессоры, аккумуляторы, дисплеи. Это всё интересно и увлекательно, но давайте задумаемся о таком важном аспекте, как вид и степень влияния мобильных технологий на нашу повседневную жизнь.

Несколько десятилетий назад, в начале своего становления, мобильные технологии были ещё не слишком-то мобильными. Гордым и весьма обеспеченным владельцам требовалась неплохая физическая форма, чтобы достаточно комфортно оперировать тяжёлыми и громоздкими гаджетами. Кроме того, нужно было иметь доступ к электрической розетке чтобы пользоваться первыми мобильными устройствами, поскольку аккумуляторы в них ещё не встраивали.

С тех пор технологии продвинулись невероятно далеко, причём особенно большой качественный рост произошёл за последние десять лет. Мобильные устройства стали меньше, мощнее и гораздо полезнее. Они проникли во все сферы нашей жизни, и их роль продолжает расти. Доступность всевозможных смартфонов, планшетов, электронных читалок, теперь ещё умных часов и, в скором будущем, умных очков, способствует их быстрому распространению по всему миру. И, само собой, все эти миллиарды мобильных устройств оказывают серьёзное влияние на качество нашей жизни.

Но давайте отвлечёмся от того, насколько тоньше, легче и адаптивнее может быть аппаратная начинка гаджетов. В конце концов, куда важнее не «быстрее-выше-сильнее», а что мы, как пользователи, получаем от использования всего этого разнообразия?

Общение и социум


Да, всевозможные гаджеты могут сделать нашу жизнь легче и веселее. И далеко не последнюю роль в этом играет упрощение установления и поддержания социальных связей. Сегодня с нужным человеком можно выйти на связь одинаково легко и быстро будь он в соседнем доме или на природе за тысячи километров от вас. Можно пересылать большие объёмы информации в любую точку мира в течение нескольких секунд, что особенно важно для разных ответственных деловых задач. Можно работать над одним проектом совместно с людьми, находящимися на другой стороне планеты. Можно получить подтверждение или одобрение по срочным, жизненно важным вопросам. Иными словами, мобильные технологии серьёзно расширили наши возможности по ведению бизнеса.

Средства практически мгновенной связи позволяют нам чувствовать себя гораздо ближе к семье и друзьям. Мы можем в любое время поговорить с ними, обменяться новостями, попросить совета или помощи. Причём пообщаться визуально, с помощью видеочата. Мы можем поддерживать связь со своими детьми, даже если не можем быть рядом с ними. Это гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд.

Благодаря развитию мобильных технологий стал возможен и столь бурный рост социальных сетей, наблюдающийся сегодня. Без мобильного интернета, смартфонов и планшетов мы были бы полностью зависимы от стационарных компьютеров, как и от стационарных телефонов. В современном мире такое даже сложно представить…

Информационные и потребительские возможности


С помощью мобильных технологий мы можем теперь заплатить за парковку прямо с телефона. Встроенные карты позволяют не заблудиться в любом районе незнакомого города. Нам доступно расписание транспорта по нажатию одной лишь кнопки. В конце концов, теперь мы можем просто узнавать и исследовать интересные места, по близости от которых мы оказались.

Сейчас у нас в карманах и сумках лежит больше всевозможной информации о мире, чем когда-либо в истории. Фактически для сотен миллионов людей стало совершенно естественным и привычным сразу искать в смартфонах и планшетах информацию о любой деятельности. Наши гаджеты уже могут предвидеть, какая информация нас может заинтересовать, и подают её нам в удобной форме.
Подобное, на первый взгляд, поверхностное и легкомысленное повседневное использование мобильных технологий изменило человеческое сообщество. Оно сделало наши связи с другими людьми гораздо шире и теснее. В сети мы обретаем настоящих друзей, которых никогда в жизни не встречали вживую. Мы можем узнавать и обсуждать любые актуальные вопросы и события, происходящие по всему миру. Это стимулирует возникновение сообществ и обмен мнениями, которые ранее были просто невозможны.

С другой стороны, возможность для всех и каждого высказать своё мнение, привела к расцвету такого явления, как сетевой троллинг. К сожалению, многие начинают чересчур увлекаться участием в интернет-склоках, подсознательно выплёскивая накопившееся раздражение и неудовольствие. Также многие пользователи практикую троллинг как способ приятного времяпрепровождения. Помимо вполне очевидного деструктивного влияния на беседы и обсуждения, троллинг приводит к появлению множества бесполезных комментариев и ссор, провоцирует собеседников «переходить на личности».

Медицина


Помимо изменений в нашей социальной активности и расширении доступной информации, мобильные технологии в скором времени могут начать активно влиять на наше здоровье. Сейчас активно разрабатываются и апробируются технологии, которые, в теории, позволят получать медицинскую консультацию с помощью смартфонов и планшетов, в том числе на основе статистики по нашей повседневной физической активности и самочувствии. Прибавьте к этому получение «теледоктором» доступа к результатам анализов удалённых пациентов и возможность замерить те или иные физиологические параметры с помощью датчиков, встроенных в мобильные устройства. Таким образом можно будет уже в скором будущем устанавливать первичные диагнозы и оказывать медицинскую консультацию в экстренных случаях. И часть подобных сценариев уже реализуется в ряде стран мира, в труднодоступных и слаборазвитых районах.

Ещё одно из многих медицинских применений мобильных технологий заключается в помощи инвалидам с низкой или отсутствующей подвижностью, а также страдающим аутизмом. С помощью мобильных гаджетов миллионы таких людей обретают возможность контактировать с миром. Например, пациенты после инсультов и черепно-мозговых травм сейчас очень успешно используют планшеты для восстановления своих прежних способностей. Глухие теперь могут переписываться с другими людьми благодаря SMS. Диабетики получили возможность контролировать свой уровень глюкозы и отправлять данные по беспроводному каналу на компактные инсулиновые помпы. Благодаря смартфонам слепые стали меньше зависеть от зрячих людей, поскольку теперь есть программное обеспечение, которое помогает им ориентироваться в городах, подобрать подходящую одежду под текущую погоду, просканировать выданную сдачу и сообщить сумму.

Заключение

Всё это лишь малая часть того, как мобильные технологии трансформировали, улучшили и упростили жизнь миллиардов людей. И этот процесс идёт по мере развития самих технологий. Нам, без преувеличения, повезло жить в мобильную эпоху. Эти технологии за какие-то 15 лет стали незаменимыми помощниками. Кто из вас периодически не ощущал себя без телефона как без рук? Очень велика стала роль гаджетов во множестве наших больших и крупных дел, ежедневной рутине и уникальных событиях.

Но новые возможности принесли с собой и новые трудности. У каждой технологии есть свои преимущества и недостатки, с которыми приходится либо мириться, либо искать пути их решения.

Несколько лет назад начался бум смартфонов, которые стали стремительно вытеснять клавиатурные мобильные телефоны. Произошла эволюционная смена видов. Необычные устройства выглядели совершенно невероятно, отсутствие кнопок было таким непривычным. Но большие экраны (по сравнению с обычными телефонами), взявшие на себя почти все функции управления устройствами, оказались очень «прожорливыми». Увеличение площади отображения информации потянуло за собой бурное развитие всевозможного программного обеспечения, которое, в свою очередь, подстегнуло использование более мощных процессоров и графических чипсетов. В результате роста энергопотребления, продолжительность работы современных гаджетов редко достигает двух суток при условии достаточно активного использования. Конечно, перезаряжаемые компактные источники энергии тоже прошли немалый путь развития за последние годы. Но угнаться за возросшими аппетитами современных гаджетов аккумуляторам пока не удаётся. Так в YotaPhone была воплощена ещё одна уникальная инновация, второй дисплей на электронных чернилах.

В своё время появление смартфонов радикально изменило представление людей о том, какими возможностями может обладать мобильный телефон, для каких задач его можно использовать. Сам подход к использованию «мобильника» претерпел радикальные перемены благодаря внедрению технологии полностью сенсорного экрана, поддерживающего несколько одновременных касаний. С внедрением второго экрана, построенного по совершенно другой технологии, наше представление о сценариях использования мобильного телефона (теперь уже смартфона) снова изменилось.


Девушка со смартфоном

Смартфоны, роботы и компьютеры облегчают нашу жизнь, но, может быть, мы что-то при этом теряем? Корреспондент BBC Future побеседовал с американским писателем Николасом Карром об опасностях и даже угрозах чрезмерной автоматизации.

Распространено мнение, что автоматизация всего и вся повышает качество нашей жизни. Компьютеры помогают нам достичь максимальной производительности. Программные приложения позволяют выполнять задачи быстрее и проще. Роботы берут на себя нудную и тяжелую работу. Постоянный поток инноваций из Кремниевой долины лишь укрепляет веру людей в то, что новые технологии делают жизнь лучше.

Однако есть и другое мнение. Писатель Николас Карр подвергает постулаты современного цифрового мира беспристрастному анализу. Его очерк "Делает ли нас Google глупыми?", опубликованный в журнале Atlantic в 2008 г., до сих пор вызывает ожесточенные споры, как и последовавший за ним в 2010 г. бестселлер "Пустышка" (The Shallows).

Приверженцы теории, гласящей, что технологии спасут наш мир, видят в Карре одного из самых влиятельных противников. А те, кто с опаской относится к последствиям технологического прогресса для человечества, уважают его за взвешенность аргументации.

Сейчас Карр заинтересовался новым вопросом: стоит ли нам опасаться, что постепенно в мире не останется для нас трудных задач? Не станет ли наша жизнь чересчур эффективной благодаря новым технологиям?

Некоторое время назад я встретился с писателем, чтобы поговорить о его новой книге "Стеклянная клетка: Автоматизация и мы" (The Glass Cage: Automation and Us) и о том, что заставило его написать ее.

1. Развенчивая главный миф о новых технологиях

"Мы привыкли считать, что эффективность и комфорт - это по умолчанию хорошо.Такой подход довольно наивен"

Том Чэтфилд: Если я правильно понял, в книге "Стеклянная клетка" вы делаете попытку развенчать миф о том, что упрощение нашей жизни благодаря технологическому прогрессу - это обязательно положительное явление.

Николас Карр: Как на персональном, так и на институциональном уровне мы привыкли считать, что эффективность и комфорт - это по умолчанию хорошо, а их максимизация является безусловно достойной целью. Мне кажется, что такой подход к технологии во всех ее формах, особенно в виде компьютерной автоматизации, довольно наивен. Это касается и наших собственных желаний, и реальной жизни в современном мире.

Автор фото, Getty

Заменят ли когда-нибудь компьютеры людей?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Т.Ч.: И все же большинство адептов технологического прогресса придерживаются утилитарной точки зрения, согласно которой самые крупные ошибки мы совершаем из-за пренебрежения эффективностью и логикой и фактически сами не знаем, что именно для нас хорошо. Поэтому, с их точки зрения, задачей технологического прогресса является определение недостатков человеческого мышления, а затем и создание систем, которые компенсировали бы эти недостатки. Ошибочно ли такое мнение?

Н.К.: С одной стороны, многие инновации в сфере развития компьютерной техники и разработки автоматизированных систем не имеют ничего общего с огульным утверждением о том, что люди очень несовершенны по сравнению с компьютерами. Да, компьютер можно запрограммировать на бесконечное выполнение определенных операций с неизменным качеством. И это правда, что человек на такое не способен.

Но некоторые заходят еще дальше и утверждают, что люди слишком несовершенны, что их роль необходимо максимально ограничить, а за все основные задачи должны отвечать компьютеры. Речь тут идет не просто о попытках компенсировать недостатки человека - идея в том, чтобы вообще убрать человеческий фактор, в результате чего, как утверждается, наша жизнь станет гораздо лучше.

Т.Ч.: Кажется, это не самая удачная идея. А существует ли оптимальный уровень автоматизации?

Н.К.: На мой взгляд, вопрос не в том, нужно ли нам автоматизировать ту или иную сложную задачу. Вопрос в том, каким образом нам использовать автоматизацию, как именно применять компьютеры с целью дополнения человеческих знаний и умений, компенсации изъянов в человеческом мышлении и поведении, а также для стимулирования людей к максимальному использованию собственного опыта для достижения новых высот.

Автор фото, Getty

Мы превращаемся в наблюдателей за компьютерными мониторами

Чрезмерная зависимость от программного обеспечения может превратить нас в наблюдателей за компьютерными мониторами и операторов по заполнению технологических карт. Компьютеры способны играть очень важную роль, поскольку мы всего лишь люди - мы можем пасть жертвой предубеждений или упустить важную информацию. Но опасность состоит в том, что слишком легко отдать компьютерам на откуп вообще все наши функции, что, по моему мнению, было бы неправильным решением.

2. Нужно ли приближать реальную жизнь к сценарию видеоигры?

"Компьютерные игры нам нравятся именно потому, что играть в них непросто"

Т.Ч.: Я с удовольствием отметил, что в своей книге вы приводите видеоигры в качестве примера взаимодействия в системе "человек-машина", при котором смысл состоит в преодолении трудностей, а не избегании их. Самые популярные игры представляют собой своего рода работу, выполнение которой приносит игроку чувство удовлетворения. Остается только посетовать на то, что та работа, которую многие из нас вынуждены выполнять каждый день, требует гораздо меньше мастерства и приносит нам гораздо меньше удовольствия.

Автор фото, Getty

Видеоигры стимулируют геймера на то, чтобы прилагать дополнительные усилия и максимально задействовать мозг

Н.К.: Видеоигры весьма интересны тем, что их концепция идет вразрез с общепринятыми принципами создания программного обеспечения. Цель компьютерных игр состоит вовсе не в том, чтобы избавить пользователя от неудобств. Наоборот, они стимулируют игрока на то, чтобы прилагать дополнительные усилия и максимально задействовать мозг. Мы получаем удовольствие от видеоигр именно потому, что они ставят нам задачи, сложность которых постоянно увеличивается. Мы постоянно оказываемся в сложных ситуациях – но не в таких, которые вызывают отчаяние. Преодоление каждого нового уровня только оттачивает наше мастерство.

Этот процесс очень похож на то, как человек обретает жизненный опыт в реальной жизни. Как нам известно, для развития способностей человеку необходимо снова и снова сталкиваться с серьезными препятствиями и раз за разом преодолевать их, задействуя все свои знания и умения. Постепенно человек достигает нового уровня, после чего сложность препятствий увеличивается.

Я думаю, что людям нравятся видеоигры по той же причине, по которой они получают удовлетворение от приобретения нового опыта и преодоления препятствий. Решение трудной задачи, в процессе которого обретаются новые знания, необходимые для преодоления новых, еще более сложных трудностей, доставляет человеку большое удовольствие.

Автор фото, Getty

Тотальное подчинение компьютеру приведет нас к жизни, в которой останется мало места для самореализации

Одно из основных опасений, которые я высказываю в книге, связано с тем, что наше отношение к прогрессу связано с желанием максимально избегать решения сложных задач. Мне кажется, такая точка зрения противоречит самой концепции удовлетворения жизнью и самореализации.

3. Упразднят ли компьютеры нужду в людях?

"Люди просто не успевают за компьютерами при торговле финансовыми инструментами"

Т.Ч.: В отличие от видеоигр, в реальном мире тяжелая работа вовсе не обязательно вознаграждается. Реальный мир несправедлив и несбалансирован. Возможно, самая тревожная тенденция здесь - это то, что интересы отдельного человека (в психологическом, личностном плане и даже с точки зрения выживания) все чаще перестают совпадать с корпоративными и государственными понятиями целесообразности. Не опасаетесь ли вы того, что компьютеры окончательно заменят людей?

Автор фото, Getty

Многие игры труднопроходимы и требуют от геймеров незаурядных навыков и смекалки. Так почему же остальная техника должна лишь облегчать нам жизнь?

Н.К.: Когда я собирал материал для книги, меня очень напугала статья (цитаты из которой я привожу в тексте), написанная специалистом по военной стратегии. По его словам, учитывая растущие масштабы применения компьютерных технологий на поле боя, очень скоро в военном деле для человека может просто не остаться места. Скорость принятия решений настолько выросла, что люди просто не успевают за компьютерами. Мы неизбежно движемся в сторону полностью автоматизированных боевых действий: беспилотные летательные аппараты будут сами решать, когда выпускать ракеты по целям, а солдаты-роботы на земле будут сами решать, когда открывать огонь.

На мой взгляд, такая ситуация наблюдается не только в военном деле, но и во многих других сферах – например, в мире финансов. Люди просто не успевают за компьютерами при торговле финансовыми инструментами, например.

Что же нас ждет? Мы можем не просто утерять отличающую нас от компьютеров способность к критической оценке собственных действий – возможно, мы будем внедрять подобные системы бездумно, полагая, что главное - это скорость принятия решений. А потом, если мы убедимся в том, что были неправы, обнаружим, что пути назад уже нет. Очень часто встроить человека в систему, изначально построенную на компьютерных технологиях, оказывается невозможным.

Т.Ч.: Я тоже ужаснулся, прочитав в вашей книге пассаж относительно автоматизированного ведения боевых действий. У меня возникло чувство, что процесс, который приведет нас к полностью автономным боевым системам, невозможно остановить. Отчасти мой ужас вызван воспоминаниями о финансовом кризисе 2008 г., который фактически уничтожил триллионы долларов. По крайней мере, теперь люди более ответственно относятся к своим финансам. Но если подобное произойдет в военной сфере, уничтожены будут уже не доллары, а человеческие жизни.

Кроме того, мне кажется, что здесь содержится мысль, отсылающая к вашей предыдущей книге "Пустышка": сегодняшние люди в биологическом смысле не сильно отличаются от наших предков, живших сотни лет назад, но мы живем в совершенно новом мире.Скорость, с которой наступают последствия тех или иных действий, уже давно превышает скорости, к которым мы привыкли. То же относится и к новым изобретениям - они сами, в виде информации и алгоритмов, а также их последствия, распространяются ошеломительными темпами.

Фото: Shutterstock

Рост спроса на высокопроизводительные компьютеры в пандемию, когда большинство людей перешли на удаленную работу, спровоцировал дефицит чипов в других отраслях производства. Крупные мировые производители техники и целые отрасли столкнулись с проблемами в поставках — в частности, из-за нехватки полупроводников остановились автомобильные заводы. Разбираемся, как дефицит полупроводников влияет на крупные компании и что будет дальше.

Причины нехватки полупроводников — пандемия и Дональд Трамп

Среди причин глобального сокращения полупроводников называются две основные: последствия пандемии и торговых войн США и Китая, начатых при президенте Дональде Трампе.

Фото:Shutterstock

В самом начале пандемии были скуплены персональные компьютеры и другая техника для удаленной работы или учебы. Осенью прошлого года повысился спрос на технику развлекательного назначения: игровые приставки, телевизоры, смартфоны и планшеты. Американская торговая группа Consumer Tech Association заявила, что в 2020 году розничные продажи в стране составили рекордные $442 млрд, и запрос на гаджеты, такие как игровые консоли, наушники и устройства для умного дома, в 2021 году будет только расти. Для производства всей этой техники нужны полупроводники.

Негативно на поставках полупроводников сказалось и торговое противостояние США и Китая. В прошлом году власти Штатов наложили ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International (SMIC). В результате компания осталась без возможности закупать оборудование для производства и продавать полупроводники американским компаниям. Заказчики были вынуждены сотрудничать с его конкурентами — например, Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Как итог — произошло серьезное перераспределение цепочек поставок чипов.

Многие производители полупроводников сейчас — это так называемые «безфабричные производства» (англ. fabless). Они лишь разрабатывают технологию, а само производство чипов передают на аутсорс.

Но некоторые компании заранее подготовились к возможным сбоям и закупили полупроводники еще до введения жестких санкций против китайского бизнеса. Так поступила Huawei, сделавшая запасы важных для нее радиочипов. Среди автопроизводителей так сделала Toyota, заявившая, что не планирует сокращать производство, так как накопила запасы полупроводников на четыре месяца вперед.

Из-за дефицита чипов больше всего пострадали автопроизводители

Сильнее всего нехватка полупроводников ударила по автопроизводителям, которые используют их для программного обеспечения машин. О приостановках или замедлении в выпуске автомобилей уже заявили GM, Ford, Volkswagen, Honda, Fiat Chrysler, Volvo, Nissan, Mitsubishi, Nio.

Дефицит микросхем задел производителей процессоров для электроники Qualcomm и AMD, поставляющих детали для технологических гигантов, в том числе Sony и Microsoft. Sony заявила, что сложности с поставками полупроводников могут привести к дефициту игровых консолей PlayStation 5. Даже Apple не справляется с нехваткой полупроводников — компания не может полностью закрыть высокий спрос на новые модели iPhone.

Фото:Shutterstock

Автомобильные производства конкурируют с технологическими компаниями за поставки чипов не напрямую, так как для автомобилей не всегда нужны столь же современные полупроводники, как и для гаджетов. Они покупают чипы, которые как управляют основными процессами в машине, так и используются в более второстепенном ПО.

Особенность цикла цепочек поставок в автопроизводстве — все детали закупаются точно к моменту сборки, запасов на будущее не делается. Но отсутствие даже одного чипа может остановить производственную линейку крупного завода.

По значимости для производителей чипов автомобилестроительные компании на втором месте после технологических, так как создатели гаджетов заключают долгосрочные контракты на поставку. В 2020 году только 3% продаж TSMC приходилось на автомобильные чипы, а на полупроводники для смартфонов — 48%.

Что происходит с автомобильными компаниями из-за дефицита полупроводников

Ford — приостановил производство в Огайо, на другом заводе сокращена одна из рабочих смен. Ford F-150, а также кроссовер Ford Edge будут собираться без определенных деталей и отправляться дилерам только после того, как производитель получит микросхемы. Если проблемы с поставками полупроводников сохранятся на протяжении полугода, то годовая скорректированная операционная прибыль Ford снизится на $1–2,5 млрд.

Honda — останавливает шесть заводов в США, Канаде и Мексике.

Hyundai — сократил работу в выходные дни, чтобы скорректировать производство таких брендов, как Kona, Avante, Grandeur и Sonata.

Volvo — сократил производство грузовиков по всему миру.

Nissan — скорректирует производства на заводах в США и Мексике.

Nio — приостановила производство автомобилей на заводе Хэфэй. Компания снизила прогноз по производству на первый квартал до 19,5 тыс. единиц (предыдущий прогноз: 20–20,5 тыс. единиц).

Toyota — приостановила производство в Чехии.

Volkswagen — приостановил производство на заводе в Португалии.

Mitsubishi — сократил производство на внутреннем рынке на 4–5 тыс. единиц в марте и пересматривает производственный план на апрель.

Теперь автопроизводители оказались в самом уязвимом положении. Зная это, TSMC сообщила, что планирует вложить до $28 млрд на увеличение мощностей. Ожидается, что нехватка чипов приведет к сокращению продаж только среди автопроизводителей на $61 млрд в этом году.

Какие еще факторы влияют на дефицит полупроводников

  • Резкое февральское похолодание в Техасе привело к отключению электроэнергии на производствах, что сказалось на предприятиях, выпускающих полупроводники.
  • В Тайване, где находится крупнейшее производство микросхем, наблюдается сильнейшая за последние десятилетия засуха, из-за чего снижается водоснабжение заводов.
  • В марте на заводе одного из ведущих мировых производителей автомобильных чипов Renesas Electronics в Японии произошел пожар, в результате которого было уничтожено все оборудование. Потери компании составят до $160 млн в месяц.

TSMC — главный бенефициар дефицита полупроводников

Главные производители чипов на данный момент — тайваньская TSMC и южнокорейский Samsung. TSMC контролирует более половины мирового рынка микросхем, изготавливаемых на заказ. Сейчас компания строит новый завод. Предполагается, что полупроводники с нового производства станут на 70% более быстрыми и эффективными, чем прежние. Производство будет запущено в 2022 году.

Фото:Shutterstock

Производством чипов занимается и Intel, однако американская компания не справляется с этой задачей на 100% и часть работ передает на аутсорс TSMC. По данным Financial Times, Intel уже обговаривает возможное партнерство с TSMC по новому производству в Тайване. Аналитик по производству микросхем в Bernstein Марк Ли считает, что в 2023 году Intel передаст TSMC на аутсорс 20% производства процессоров.

В феврале TSMC объявила о создании дочерней компании в Японии для проведения исследований в области новых полупроводниковых материалов.

По мнению аналитиков, одна из ключевых причин, по которой TSMC настолько эффективна и прибыльна, это концентрация производства в Тайване. По оценкам приближенных к компании людей, производственные затраты в США будут на 8–10% выше, чем в Тайване.

Европейские компании занимаются разработкой полупроводников, но избегают создания собственных производств, а вместо этого передают большую часть работ сторонним компаниям вроде TSMC. Поэтому производство микросхем в Европе на несколько поколений отстает от лидеров отрасли, таких как TSMC и Samsung. Остальные мелкие производители серьезно уступают лидерам в технологиях и производственных мощностях.

Что будет дальше

Проблема с нехваткой полупроводников начинает набирать все большие обороты: правительства и компании уже высказывают обеспокоенность тем, что дефицит микросхем может замедлить восстановление экономики после пандемии.

Samsung предупреждает, что сбои с поставками чипов могут распространиться и на более широкий технологический сектор.

В исследовательской компании TrendForce считают, что общеотраслевые усилия по ускорению производства автомобильных микросхем могут привести к замедлению поставок полупроводников для бытовой электроники и промышленных приложений.

Глава Intel Пэт Гелсинджер заявил, что на устранение дефицита чипов потребуется около двух лет. Для этих целей компания построит два новых завода, вложив в увеличение мощностей $20 млрд. Intel будет производить полупроводники и для себя, и для других компаний.

Президент США Джо Байден также сообщил, что будет добиваться выделения $37 млрд для увеличения производства чипов в стране.

За последние несколько десятилетий компьютеры эволюционировали от странной конструкции из лент и перфокарт в технологическое чудо невероятной силы.

В законе Мура говорится о том, что количество транзисторов в микросхемах удваивается каждые два года. Этот закон, более полувека сохранявший справедливость своих утверждений, сподвиг человечество к потрясающим технологическим и социальным изменениям.

С чем нам придется столкнуться в ближайшие годы, учитывая такую скорость прогресса? Грядет ли технологическая революция?

Эволюция компьютеров

Суперкомпьютеры и смартфоны

Взгляните на свой смартфон. Девайс, который вы держите в руках обладает большей мощностью, чем наиболее продвинутые суперкомпьютеры начала 90-х. Но это еще не самое удивительное. Вот несколько любопытных фактов:

  • Современный GPS-навигатор работает на частоте 500 МГц. Это приблизительно в 244 раза быстрее, чем частота работы компьютера системы наведения космического корабля Аполлон, который стартовал на Луну в 1966 году. Тогда он работал на частоте 2,048 МГц.
  • Sony PlayStation 4 обладает 1,84 терафлопсами вычислительной мощности. Это в 150 раз больше мощности шахматного суперкомпьютера Deep Blue, выпущенного компанией IBM в 1997 году.
  • В 1993 году самым мощным суперкомпьютером считался Connection Machine, мощность которого равнялась 131 гигафлопс. Сегодня же рекорд по скорости удерживает китайский компьютер Tianhe-2, обладающий мощностью 54,9 петафлопс, что в 419 000 раз больше.
  • Чтобы работать с мощностью в 1 петафлопс компьютер должен совершать 1 000 000 000 000 (1 триллион) вычислений в секунду. Для сравнения можно сказать, что это в два раза больше количества звезд в Млечном Пути.
  • iPhone 4 оснащен процессором, который в 4 раза мощнее процессора, установленного на марсоходе Curiosity.
  • Максимальная производительность китайского суперкомпьютера Tianhe-2 составляет 54,9 петафлопс. Это почти в два раза выше производительности самого быстрого американского суперкомпьютера Titan.
  • Чтобы имитировать мощность работы самого быстрого суперкомпьютера Европы Super MUC, которая равняется 3 петафлопсам, понадобится одновременно работать на 110 000 обычных пользовательских компьютерах.
  • Японский K’computer потребляет электричества на $10 000 000 в год. Столько же электричества в год потребляют 10 000 среднестатистических домов.
  • Аудиочип, вставленный в музыкальную поздравительную открытку, обладает большей компьютерной мощностью, чем все союзные войска во время Второй Мировой Войны.
  • Если бы iPad 2 выпустили в 1988 году, то он был бы самым мощным компьютером в мире и оставался бы в первой пятерке лидеров вплоть до 1994 года.

суперкомпьютер

Развитие технологий

В течение десятилетий ученые, инженеры и программисты, опираясь на опыт своих предшественников, преодолевали барьеры вычислительных мощностей и представляли миру новые и новые технологические чудеса.

Интересно понаблюдать, как развивалась мощность компьютеров с течением времени. Чтобы наглядно продемонстрировать скорость компьютера, приравняем единицу измерения быстродействия компьютера (DMIPS — Dhrystone Million instructions Per Second) к скорости 1 миля/час.

В 1951 году самым мощным компьютером был UNIVAC, обладавший мощностью 0,002 DMIPS. Если перевести это в мили, то именно с такой скоростью передвигается улитка.

В 1964 году компьютер CDC 6600 работал с мощностью 3 DMIPS. Скорость 3 мили в час равна скорости ходьбы человека.

В 1993 году компьютер Pentium разогнался до 188 DMIPS, что равняется максимальной скорости автомобиля Porsche 911.

В 1999 году появился Pentium III, мощность которого составляла 2054 DMIPS и равнялась максимально допустимой скорости полета истребителя-перехватчика Lockheed YF-12.

В 2000 году выпустили Pentium 4 Extreme Edition, который обладал мощностью уже в 9,726 DMIPS. Со скоростью, приблизительно равной 9726 миль/час, летают баллистические ракеты PGM-19.

В 2005 году первенство взял на себя Xbox 360 Xenon CPU, который обладал невероятной мощностью, равной 19 200 DMIPS, что превышает скорость приближающегося к Земле космического шаттла.

Ну а в 2011 году появился самый мощный Intel Core i7 Extreme Edition, мощность которого составляет 177 730 DMIPS. Такую скорость можно лишь теоретически соизмерить со скоростью космического корабля на ионном двигателе.

Это сложно представить, но если измерить мощность современного суперкомпьютера в тех же милях, то она уже будет равняться скорости света.

Мощность современного суперкомпьютера

Стоимость и производительность

Мощности растут, цены падают. Несколько десятилетий назад никто не мог подумать, что подобная производительность будет доступна каждому. Однако теперь это стало реальностью, и любой человек может по сравнительно невысокой стоимости приобрести мощное программное обеспечение или же скачать на свое мобильное устройство абсолютно бесплатное приложение.

Как же обстояли дела раньше?

В 1990 году программа для обработки видео стоила $2 000 000, сейчас же мы можем абсолютно бесплатно загрузить на свой смартфон или планшет целый ряд приложений для обработки видео.

Для того, чтобы в 1985 году купить суперкомпьютер Cray 2 мощностью 1,9 гигафлопс, вам пришлось бы заплатить $17 000 000. В 2013 году iPhone 5 с 27 гигафлопсами стоил $300.

Фотоаппарат Nikon D1 с разрешением матрицы в 2,7 мегапикселей в 1999 году стоил немыслимых $5 580. Сейчас за $400 мы можем купить не просто фотоаппарат, а целый телефон Samsung Galaxy X3, камера которого вмещает 8 мегапикселей.

За телеграмму из Нью-Йорка в Чикаго размером в 140 символов вам придется отдать $7. В то же время вы можете бесплатно скачать Twitter и написать там те же 140 символов, которые будут доступны всему миру.

Чтобы записать 350 часов музыки, потребуется 1 500 12-дюймовых виниловых пластинок или всего лишь 1 iPod с 32 гигабайтами памяти.

За $3 200 в 1956 году можно было взять напрокат на 1 месяц IBM 350 и хранить на нем 3,75 мегабайт информации. В наше время можно абсолютно бесплатно пользоваться Google Drive, который вмещает в себя до 15 гигабайт информации, что, между прочим, в 4 000 раз больше.

Стоимость и производительность

Причины и следствия

Чем продиктован такой быстрый рост мощностей и к каким последствиям он может привести? Вначале компьютер был новой непонятной формой жизни, теперь он предлагает нам виртуальную реальность. Что же будет дальше?

2,88х10 17

Именно такому числу приблизительно равняется количество вычислений в секунду, на которое способен человеческий мозг. Если закон Мура сохраняет справедливость, то к 2025 году компьютеры смогут мыслить как люди.

Озеро Мичиган и человеческий мозг

Количество унций воды в озере Мичиган приблизительно равняется количеству вычислений в секунду, на которое способен мозг человека. Если бы в 1940 году мы начали по капле заполнять озеро Мичиган, удваивая количество капель каждые 1,5 года, то в 2015 году результат наших стараний не был бы заметен вовсе. В 2021 мы бы миновали только треть пути. И, внезапно, в 2025 мы бы заполнили его до краев.
Именно этот пример приводят в процессе изучения информационных технологий для иллюстрации временной шкалы создания искусственного разума.

Виртуальная реальность

Производительность увеличивается день за днем, и наши потомки будут способны создавать все более и более мощное моделирование. Возможно, им даже удастся создать искусственную цифровую вселенную, наполненную жизнью. Как только численность искусственных «людей» в ней превысит численность живых, можно будет с уверенностью заявлять, что мы находимся в виртуальной реальности. Если этого не произойдет, то либо закон Мура перестал действовать, либо представители человеческого рода исчезли еще до этого момента.

Границы закона

Когда же закон Мура перестанет действовать? Некоторые предсказывают его падение в следующем десятилетии, когда мы достигнем атомарного предела — производя транзисторы на атомарном уровне. Иные утверждают, что он будет действовать еще как минимум 600 лет до того момента, когда мы достигнем вселенского предела количества информации, которое сможет обработать система. Есть и те, кто считает, что закон либо замедлит свое действие и стихнет, либо наоборот ускорится, что приведет нас к технологической уникальности.

Нарушая закон

Есть сторонники мнения, что закон Мура опасен и его необходимо преступить: эта директива заставляет индустрию технологий гнаться за скоростью и дешевизной в ущерб функциональности и устойчивости. Затем наступит устаревание: если компьютерная мощность будет продолжать расти в геометрической прогрессии, наступит такой момент, когда все технологии будут устаревать сразу же после их появления.

 закон Мура

Будущее

Когда массовое производство транзисторов достигнет атомарного уровня, инженерам и ученым придется искать новый способ увеличения производительности. Наступит время квантовых компьютеров.

Основной язык компьютера — двоичный, то есть серия единиц и нулей. В квантовом компьютере каждый бит одновременно может быть и нулем, и единицей. Это приводит к экстраординарной мощности компьютера.

Квантовый компьютер D-Wave One функционирует при температуре -272,149 °C. Эта температура незначительно теплее абсолютного нуля.

Профессор Массачусетского Технологического Института Скотт Ааронсон пообещал вручить $100 000 тому, кто сможет доказать, что масштабируемые квантовые компьютерные технологии возможны в физическом мире. До настоящего времени никому так и не удалось получить эту награду.

D-Wave One — первый в мире квантовый компьютер. Но так ли это на самом деле? Некоторые эксперты полагают, что это всего лишь хорошая подделка такового. Так или иначе, ему удалось достигнуть скорости 1,5 петафлопс, что соответствует десятому по мощности суперкомпьютеру в мире.

Всего лишь 5% ученых в области информационных технологий изучают квантовые компьютерные технологии. И они до сих пор сомневаются в том, возможно ли создание абсолютно квантового компьютера.

В 2005 году в Австрии был создан первый в мире квантовый байт. Ознаменовал ли он начало новой эры будущего? Чтобы узнать это придется подождать.

Что принесет нам будущее? Ведет ли закон Мура к технологической уникальности? Какие философские и этические последствия повлечет за собой это событие? Именно сейчас, когда нам открыты грандиозные возможности и границы почти стерты, мы стоим на пороге абсолютно новой технологической эры.

Консалтинговое агентство Perficient провело анализ триллионов посещений веб-сайтов в США и по всему миру, с разбивкой по отраслям и годам. Исследователи обнаружили интересные изменения в поведении пользователей интернета.

Мобильные устройства против компьютеров 2020 [исследование]

А спонсором блога в этом месяце выступает сервис Rookee. Когда требуется комплексное поисковое продвижение, контекстная реклама на автопилоте или формирование репутации в сети – на помощь приходят Rookee!

Методология

Perficient использовали функцию сравнительного анализа Google Analytics, чтобы получить информацию о триллионах посещений сайтов в США и по всему миру. Также в исследовании трафик был разделён по отраслям, чтобы показать, как поведение тех или иных групп пользователей различается в зависимости от того, какое устройство используется.

Данные по посещениям за 2019 и 2020 год

Просмотры страниц на посетителя

Просмотры страниц на посетителя – это среднее количество страниц, просмотренных посетителем сайта за время одного посещения.

Вот как эти изменения комментирует Эрик Эндж из Perficient:

Я считаю, что это связано с тем, что люди больше находятся дома. Те, у кого есть ПК в качестве опции, с большей вероятностью будут использовать устройства с большим экраном и клавиатурой, поскольку они удобны.

Точно так же, поскольку у людей может быть больше свободного времени, они склонны углубляться в своих исследованиях [сайтов] на ПК.

Потребители чаще совершают покупки из дома, так что это имеет смысл.

Особый интерес представляет то, что в течение 2019 и 2020 годов посетители сайтов за один визит на настольных компьютерах в среднем просматривали на одну страницу больше, чем с мобильных устройств. Эта тенденция сохраняется как для посещений сайтов в США, так и во всём мире.

Среднее число просмотренных страниц за 1 визит

Тренды США

Если вы продвигаете сайты на западных рынках, например, статейники под Амазон, то эта статистика будет для вас особенно интересна.

  • Общее количество мобильного трафика в США растёт (с 57% в 2019 до 61% в 2020), а десктопного – сокращается.
  • Число страниц, просматриваемых пользователями за 1 визит с мобильных устройств, сокращается (с 2.59% в 2019 до 2.54% в 2020), а с настольных компьютеров – увеличивается (с 3.59% в 2019 до 3.68% в 2020).
  • Среднее время, проведённое пользователем на сайте с мобильного устройства, растёт (со 136.4 секунд в 2019 до 158.21 в 2020), как и аналогичный показатель для ПК (с 289.48 секунд в 2019 до 323.47 в 2020).

Глобальные тренды

  • Общее количество глобального мобильного трафика растёт (с 63% в 2019 до 68% в 2020), а десктопного – сокращается.
  • Число страниц, просматриваемых пользователями за 1 визит с мобильных устройств, сокращается (с 2.68% в 2019 до 2.67% в 2020), а с настольных компьютеров – увеличивается (с 3.75% в 2019 до 3.95% в 2020).
  • Среднее время, проведённое пользователем на сайте с мобильного устройства, растёт (со 154.37 секунд в 2019 до 160.13 в 2020), как и аналогичный показатель для ПК (с 313.99 секунд в 2019 до 351.54 в 2020).

Пользователи проводят на сайтах больше времени с ПК

Среднее время, проведённое на сайте, растёт от года к году, как для компьютеров, так и для мобильных устройств. Очевидно, что из-за пандемии в 2020 году люди проводили на сайтах больше времени, чем в 2019-м.

Но примечательно то, что время нахождения на сайте для посетителей с ПК почти вдвое больше, чем у мобильных посетителей, как в 2019-м, так и в 2020 году.

Эта статистика (на основе 37.5 трлн. посещений в 2019 году и 30.2 трлн. посещений в 2020 году), похоже, подчёркивает тот факт, что люди, как правило, чувствуют себя более комфортно, исследуя сайты с ПК, чем с мобильных устройств. То есть, если вы оптимизируете свой проект для долгосрочного взаимодействия с пользователем, акцентироваться стоит именно на компьютеры.

Несмотря на то, что в целом мобильного трафика в Сети больше, данные чётко демонстрируют, что люди, использующие настольные компьютеры, как правило, задерживаются на сайтах в 2 раза дольше.

Что касается планшетов, то их доля невелика и составляет всего около 3-5% от общего объёма трафика. Средние показатели времени на сайте у них выше, чем у мобильных устройств, и ниже, чем у ПК.

Время на сайте и ниша

Согласно данным, собранным Perficient, люди проводят больше всего времени с ПК на сайтах, посвящённых спорту, искусству и развлечениям, играм. Также в топе находятся различные сообщества по интересам и социальные сети.

Планшеты по этому параметру лидируют в таких нишах, как книги, литература и игры. Зато дальше, после развлечений, идёт недвижимость и покупки. Для мобильных устройств картина примерно такая же.

Любопытно сравнивать глобальные тенденции с американскими. Например, граждане США, использующие настольные устройства, тратят больше времени на игры, еду и напитки. А за пределами Америки лидируют спорт, литература и сообщества.

Аналогичная история возникает и при сравнении мобильных устройств. Американцы по-прежнему тратят здесь больше времени на темы, связанные с едой и напитками. Дополнительно можно отметить нишу недвижимости. Глобально же пользователи предпочитают онлайн-сообщества, социальные сети и финансы.

Показатель отказов и ниша

Самый высокий показатель отказов в большинстве категорий – на мобильных устройствах. Планшеты их «опережают» только в таких нишах, как «еда и напитки» и «бизнес».

Показатель отказов и ниши сайтов

В целом же по этому параметру лучше всего себя показывают сайты, связанные с недвижимостью, покупками, финансами и интернетом. Самый высокий показатель отказов у науки, общества, государственных и новостных проектов.

Выводы и рекомендации

Исследование Perficient завершается четырьмя рекомендациями, которые, по словам авторов, помогут вам использовать озвученные данные для улучшения вашей стратегии цифрового маркетинга.

1. Мобильный UX продолжает эволюционировать

Мобильные интерфейсы продолжают улучшаться, и пользователи привыкают к ним. Поддержка мобильных устройств важна во всех отраслях, поскольку это самый крупный источник трафика почти для всех из них.

На некоторых рынках компьютеры всё ещё преобладают. Поэтому используйте аналитику для определения того, какие типы устройств являются источником большинства ваших конверсий. Бывает так, что в статистике доминирует мобильный трафик, а конверсии приходят, преимущественно, с ПК.

Прежде чем создавать сайт, подумайте о его мобильной версии. Возможно, проще изначально заказать разработку под мобильные устройства, а уже затем адаптировать код под компьютеры. Но это не значит, что ПК – мертвы.

2. Настольные компьютеры продолжают играть важную роль

Отраслевые данные свидетельствуют о том, что большинство конверсий по-прежнему происходит с настольных компьютеров во многих нишах. Поэтому продолжайте уделять внимание классической версии своего сайта.

Если вы работаете в отрасли, где 75% или более конверсий приходится на настольные компьютеры, подумайте о том, чтобы предложить мобильным пользователям возможность предоставить контактную информацию, сохранить корзину или реализовать функционал, который позволит им отложить завершение конверсии на более позднее время (например, когда они окажутся за ПК).

Пользователи могут не захотеть иметь дело со сложными формами или вводить данные своей кредитной карты на мобильном устройстве. Сохранение информации позволит им продолжить покупки с настольных компьютеров. Только обязательно заранее протестируйте, какое из решений даст вам лучший рост конверсий.

3. Сравнивайте поведение пользователей вашего сайта с отраслевыми стандартами

Если средний процент мобильных посетителей в вашей отрасли составляет 60%, а у вашего сайта их 35%, это может указывать на проблему, например на медленную загрузку контента через мобильный интернет.

Если существует большая разница между вашим сайтом и отраслевыми нормами, найдите время, чтобы понять, почему так происходит.

4. Обращайте внимание на скорость загрузки

Алгоритм Google Core Web Vitals будет запущен в мае 2021 года. Он предполагает ранжирование на основе следующих факторов:

  • задержка первого ввода;
  • отрисовка самого крупного контента;
  • кумулятивный сдвиг макета.

И SEO может играть здесь не самую главную роль. Но почему тогда скорость страницы так важна? Согласно опубликованным Google данным, 53% посещений мобильных сайтов прекращаются, если загрузка страницы занимает более трёх секунд. При этом среднее время загрузки сайтов через 3G значительно превышает данную цифру.

Вот ещё интересная информация по теме, опубликованная компанией Deloitte Digital: ускорение загрузки страницы на 0.1 секунду приводит к повышению числа, просмотренных за одну сессию, страниц на 5.2%, уровня конверсии – на 8.4%, среднего чека – на 9.2%.

Так что пользователи любят быстрые сайты. Одного этого уже достаточно, чтобы сосредоточить своё внимание на их ускорении.

Это лишь краткая выжимка из объёмного анализа данных. С оригиналом на английском языке вы можете ознакомиться по ссылке ниже.

Читайте также: