К какому этапу модернизации относится процесс ликвидации компьютерной неграмотности

Обновлено: 04.07.2024

В последнее время очень серьезно относятся к вопросу ликвидации компьютерной безграмотности среди людей старшего возраста. Сегодня все большее значение начинают играть взаимоотношения между человеком и государством, человеком и банками, бизнесом. Эти взаимоотношения переходят в информационный, компьютерный режим. Особенно актуальна сегодня подготовка людей старшего возраста к этому процессу.

Глава Комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский рассказал об инициативе организации занятий по ликвидации компьютерной безграмотности совместно со Сбербанком России, а также отделением Пенсионного фонда.

По его словам, Союз пенсионеров России занимается ликвидацией компьютерной безграмотности уже не первый год. «Нашим партнером в данной сфере является не только Сбербанк России. Также участвуют крупные информационные технологические компании, например, «Интел», «Ростелеком». Среди наших проектов можно выделить также чемпионат среди пенсионеров по компьютерному многоборью. В этом году, кстати, он будет проходить в Воронеже», - сообщил Валерий Рязанский.

«Проблема ликвидации компьютерной безграмотности сегодня действительно актуальна. Она имеет сегодня такое же значение, как обычный ликбез в начале 20 века. Поэтому не случайно, что сегодня она входит в повестку дня не только Союза пенсионеров, но также и различных государственных структур», - заключил сенатор.

Московское отделение Сбербанка России, отделение Пенсионного фонда России по Москве и Московской области, а также Союз пенсионеров Подмосковья подписали соглашение о сотрудничестве в сфере информационно-просветительской деятельности среди населения, передает во вторник, 21 августа, «Интерфакс».

Эксперты из данных организаций проведут цикл семинаров, на которых расскажут о банковских продуктах, услугах ПФР, а также о деятельности общественных организаций.

В дальнейшем запланировано также проводить обучающие семинары по повышению компьютерной, финансовой и правовой грамотности. Обучение первых групп началось в сентябре 2012 года.

По словам Президента России, в стране сделана ставка на развитие информационных технологий. "Известно, что в информационных обществах информация является и предметом массового потребления, и мощным экономическим ресурсом", - отметил он. - "Причем, сам информационный сектор экономики зачастую растет значительно быстрее многих других отраслей. Развитие ИКТ прямо влияет и на подъем науки и технологий, на эффективность госуправления, и даже на политическую систему - на доступ к ресурсам и развитие демократии", - подчеркнул Президента России. В ряду успехов России в этой отрасли, напомнил Президент, выход на третье место в мире по объемам заказов на разработку программного обеспечения. Устойчиво растет и спрос на оборудование и услуги рынка телекоммуникаций, а бизнес и государственный сектор стали больше и содержательнее использовать информационно-коммуникационные технологии.

Однако, как считает Президент РФ, несмотря на существенные успехи в развитии ИКТ, в этой сфере есть еще и немало барьеров. «Электронное Правительство» пока в самом начале развития, - сказал он. - Граждане страны пока не могут по Интернету заключить договор, подать декларацию, узнать о прохождении того или иного документа. Оставляет желать лучшего, по мнению Президента РФ, и общий низкий уровень компьютерной грамотности госслужащих. В России не должно остаться чиновников, которые не умеют работать с компьютером, - Президент РФ. Кроме этого наблюдается и серьезное «информационное неравенство» в возможностях между гражданами, которые проживают в крупных городах и мелких населенных пунктах. "В рамках развития Стратегии развития информационного общества в России мы должны его преодолеть - сказал Президент, - Компьютеризация российских школ - первый этап в этом направлении. Надеюсь, что ключевую роль в преодолении цифрового разрыва сыграют региональные программы по информатизации». «Находясь в Карелии, мы посмотрели ряд неплохих примеров, связанных с действием «Электронного Правительства». Но это только самое начало», - сказал Президент РФ.

Презентация на тему: " Проект «Ликвидация компьютерной неграмотности населения» в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом." — Транскрипт:

1 Проект «Ликвидация компьютерной неграмотности населения» в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212) на примере Якутии 2012 г.

2 Источники получения информации о событиях общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики, в %

3 Уровень компьютерной грамотности, в %

4 Уровень компьютерной грамотности в зависимости от места проживания, в %

5 Умение пользоваться Интернет, в %

6 Частота выхода в Интернет, в %

7 Места выхода в Интернет, в %

8 Тематические предпочтения Интернет-пользователей, в %

9 Источники получения информации о событиях общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики, в %

10 Готовность получать государственные услуги через Интернет, в %

11 Основные проблемы Из данных социологического мониторинга 2009 – 2011гг. Основные проблемы в реализации государственной протекционистской политики по переходу к информационному обществу и электронному правительству

12 Доли имеющих навыки компьютерной грамотности и использования Интернет за несколько лет практически не изменились. К числу владеющих компьютерными и Интернет-технологиями относятся представители возрастных групп до 45 лет. Все, кто старше¸ не рассматривают Интернет как источник информации, так как не владеют соответствующими навыками. В то же время, представители именно старших возрастных групп наиболее часто обращаются в государственные и муниципальные органы власти за теми или иными услугами. Имеется неготовность государственных и, особенно, муниципальных служащих к переходу на качественно иные режим и формат работы с населением через Интернет. Основные проблемы готовности населения к использованию технологий информационного общества

13 1.Информирование населения через средства массовой информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде (периодические издания, радиовещание, телевидение): 2.Обеспечение доступа населения к информации о деятельности ОГВ и ОМСУ, о государственных и муниципальных услугах в электронном виде 3.Организация обучения населения по использованию компьютерной техники, в том числе для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде через: 4.Создание условий для организации обучения ИТ-навыкам государственных гражданских служащих. Основные направления реализации мероприятий

14 Республика Саха (Якутия) проведение Международного фестиваля «Электронное будущее» 30 июня - 11 июля 2009 г. 30 июня – 14 июля 2010 г. 10 – 18 августа 2012 г. Соорганизаторы регионального этапа Фестиваля: Правительство РС(Я) Национальное агентство «Информационный центр при Президенте РС(Я)» Российское агентство развития информационного общества (РАРИО) РУ-центр Оргкомитет Дальневосточного образовательного Форума «Саха-Селигер»

15 Резюме проекта Название проекта Организация бесплатных курсов по ликвидации компьютерной безграмотности населения на годы АктуальностьНа государственных сайтах и порталах во исполнение законов Российской Федерации по информационному обеспечению населения и их доступа к информации размещены сведения: о деятельности органов государственного и муниципального управления о получении населением государственных и муниципальных услуг в электронном виде. С каждым годом увеличивается разрыв поколений по информационному обеспечению. По оценке экспертов для реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2016 года (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212) необходимо обучить пользоваться компьютером и интернетом половину населения страны. Суть инновацииВ Республике Саха (Якутия) необходимо обучить примерно 500 тысяч человек взрослого населения для увеличения их социальной защищенности и сокращения информационного неравенства среди населения. Тип проектаРасширение бесплатной услуги по обучению населения республики навыкам компьютерной грамотности

16 Обучение граждан навыкам компьютерной грамотности и пользованию электронными услугами и сервисами в сети Интернет 2009 год: 300 чел год: около 2100 чел год: более 2100 чел., ознакомительные курсы СВФУ (ССО) – до 15 тыс. чел год (август): 150 чел., ознакомительные курсы СВФУ (ССО) – до 10 тыс. чел. Обучение граждан навыкам компьютерной грамотности и пользованию электронными услугами и сервисами в сети Интернет 2009 год: 300 чел год: около 2100 чел год: более 2100 чел., ознакомительные курсы СВФУ (ССО) – до 15 тыс. чел год (август): 150 чел., ознакомительные курсы СВФУ (ССО) – до 10 тыс. чел. Обучающие семинары

17 Работающие и студенты - 55% от общего числа слушателей. Наиболее привлекательны для преподавателей ВУЗов, учителей, работников детских садов, продавцов, охранников, медицинских работников, предпринимателей, администраторов и др. Безработных из них всего 6%, инвалидов 5%. Одна третья всех респондентов, т.е. 33%, это неработающие пенсионеры.

18 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Число умеющих пользоваться персональным компьютером осталось практически неизменным (66% в 2005г. и 65% в 2009г.). Одинаковые показатели компьютерной грамотности сельских и городских жителей могут свидетельствовать о выходе республики на стадию массовой компьютеризации. Незначительно возрос удельный вес пользователей Интернет (в 2005 году – 36%, в 2009 – 40%). Регулярно входят в Интернет более 70% из общего числа интернет- пользователей. Все они относятся преимущественно к молодым возрастным группам. Доля интернет-пользователей, имеющих домашний доступ в Интернет, составляет 68%, что говорит о высоком уровне охвата населением республики сетью Интернет.

19 Доли имеющих навыки компьютерной грамотности и использования Интернет за несколько лет практически не изменились. К числу владеющих компьютерными и Интернет- технологиями относятся представители возрастных групп до 45 лет. Все, кто старше¸ не рассматривают Интернет как источник информации, так как не владеют соответствующими навыками. В то же время, представители именно старших возрастных групп наиболее часто обращаются в государственные и муниципальные органы власти за теми или иными услугами. Имеется неготовность государственных и, особенно, муниципальных служащих к переходу на качественно иные режим и формат работы с населением через Интернет.

20 -Среди уверенных Интернет-пользователей по итогам мониторинга года представлены лица возрастной группы до 30 лет, среднего возраста – до 45 лет. Дальнейший рост числа Интернет-пользователей может происходить только за счет представителей старших возрастных групп. -Ликвидация «поколенческого цифрового разрыва» между молодыми и старшими возрастными группами в прямой зависимости от: -повышения качества и стоимости услуг, предлагаемых интернет провайдерами; -повышения доверия среди населения к информационным технологиям, к интернет, востребованности электронных услуг. - Ликвидировать этот разрыв можно за счет привлечения молодежи к благородному делу приобщения старших к миру информации посредством массового их обучения.

Основными чертами современной (новой) информационной технологии являются:
- дружественный программный и аппаратный интерфейс;
- интерактивный (диалоговый) режим решения задач;
- сквозная информационная поддержка всех этапов решения задачи на основе интегрированной базы данных;
- возможность коллективного решения задач на основе информационных сетей и систем телекоммуникаций;
- безбумажная технология, при которой основным носителем информации является не бумажный, а электронный документ.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………..…..…3
1. Роль информатизации в развитии общества……………………. 5
1.1. Процесс информатизации общества …………….…………..…….5
1.2. Опыт информатизации и перспективные идеи ……………..…….7
1.3. Признаки современного информационного обществ…………..…..9
1.4. Информационные ресурсы …………………………………….…. 10
1.5. Информационные продукты и услуги………………………………12
2. Пути ликвидации компьютерной безграмотности…. ……………..………15
Заключение ……………………………………………………………..……..…17
Список использованных источников…………..………………………. ……19

Прикрепленные файлы: 1 файл

ком-ая безграмотность.docx

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена в прил. 2.

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей; реферативных сборников; обзорных изданий; справочных изданий.

Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно–технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:

подготовку обзоров в виде рукописей;

подготовку переводов текстов.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:

  • все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
  • высокой оперативности предоставления услуг;
  • возможности отказа от собственных информационных систем.

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайт и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:

  • непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случаи следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями;
  • косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
  • услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
  • регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

Подготовка и оказание информационных услуг:

  • связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
  • и обработка данных в вычислительных центрах;
  • программное обеспечение;
  • разработка информационных систем;
  • разработка информационных технологий.

2. Пути ликвидации компьютерной безграмотности

В последнее время очень серьезно относятся к вопросу ликвидации компьютерной безграмотности среди людей старшего возраста. Сегодня все большее значение начинают играть взаимоотношения между человеком и государством, человеком и банками, бизнесом. Эти взаимоотношения переходят в информационный, компьютерный режим. Особенно актуальна сегодня подготовка людей старшего возраста к этому процессу.

Глава Комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель Союза пенсионеров России Валерий Рязанский рассказал об инициативе организации занятий по ликвидации компьютерной безграмотности совместно со Сбербанком России, а также отделением Пенсионного фонда.

По его словам, Союз пенсионеров России занимается ликвидацией компьютерной безграмотности уже не первый год. «Нашим партнером в данной сфере является не только Сбербанк России. Также участвуют крупные информационные технологические компании, например, «Интел», «Ростелеком». Среди наших проектов можно выделить также чемпионат среди пенсионеров по компьютерному многоборью. В этом году, кстати, он будет проходить в Воронеже», - сообщил Валерий Рязанский.

«Проблема ликвидации компьютерной безграмотности сегодня действительно актуальна. Она имеет сегодня такое же значение, как обычный ликбез в начале 20 века. Поэтому не случайно, что сегодня она входит в повестку дня не только Союза пенсионеров, но также и различных государственных структур», - заключил сенатор.

Московское отделение Сбербанка России, отделение Пенсионного фонда России по Москве и Московской области, а также Союз пенсионеров Подмосковья подписали соглашение о сотрудничестве в сфере информационно-просветительской деятельности среди населения, передает во вторник, 21 августа, «Интерфакс».

Эксперты из данных организаций проведут цикл семинаров, на которых расскажут о банковских продуктах, услугах ПФР, а также о деятельности общественных организаций.

В дальнейшем запланировано также проводить обучающие семинары по повышению компьютерной, финансовой и правовой грамотности. Обучение первых групп началось в сентябре 2012 года.

По словам Президента России, в стране сделана ставка на развитие информационных технологий. "Известно, что в информационных обществах информация является и предметом массового потребления, и мощным экономическим ресурсом", - отметил он. - "Причем, сам информационный сектор экономики зачастую растет значительно быстрее многих других отраслей. Развитие ИКТ прямо влияет и на подъем науки и технологий, на эффективность госуправления, и даже на политическую систему - на доступ к ресурсам и развитие демократии", - подчеркнул Президента России. В ряду успехов России в этой отрасли, напомнил Президент, выход на третье место в мире по объемам заказов на разработку программного обеспечения. Устойчиво растет и спрос на оборудование и услуги рынка телекоммуникаций, а бизнес и государственный сектор стали больше и содержательнее использовать информационно-коммуникационные технологии.

Однако, как считает Президент РФ, несмотря на существенные успехи в развитии ИКТ, в этой сфере есть еще и немало барьеров. «Электронное Правительство» пока в самом начале развития, - сказал он. – Граждане страны пока не могут по Интернету заключить договор, подать декларацию, узнать о прохождении того или иного документа. Оставляет желать лучшего, по мнению Президента РФ, и общий низкий уровень компьютерной грамотности госслужащих. В России не должно остаться чиновников, которые не умеют работать с компьютером, - Президент РФ. Кроме этого наблюдается и серьезное «информационное неравенство» в возможностях между гражданами, которые проживают в крупных городах и мелких населенных пунктах. "В рамках развития Стратегии развития информационного общества в России мы должны его преодолеть – сказал Президент, - Компьютеризация российских школ – первый этап в этом направлении. Надеюсь, что ключевую роль в преодолении цифрового разрыва сыграют региональные программы по информатизации». «Находясь в Карелии, мы посмотрели ряд неплохих примеров, связанных с действием «Электронного Правительства». Но это только самое начало», - сказал Президент РФ.

Роль информатики в современных условиях постоянно возрастает. Деятельность, как отдельных людей, так и целых организаций все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные индустрии послужило началом процесса, называемого информатизацией общества. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Информатизация на основе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

Информатизация общества предстает как совокупность взаимосвязанных технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов, которые обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в обществе в целях дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов. Такое понимание информатизации позволяет выделить для всестороннего и глубокого ее изучения различные аспекты - технический, социальный и культурологический.

В техническом аспекте информатизация предстает как сплетенные в единое целое трех элементов технических нововведений.

Первым из них является медиатизация - развитие, распространения и совершенствования средств связи. В процессе медиатизации совершенствуются существующие средства связи, создаются принципиально новыми, такие как спутниковая связь, оптоволоконные кабельные сети, цифровые электронные устройства.

Второе, и, пожалуй, главное, техническое нововведение - это компьютеризация. Эти электронные устройства для получения, обработки, хранения и выдачи информации произвели настоящий революционный переворот в технологии. Особо заметной их роль стала с появлением персональных компьютеров, прошедших за сравнительно короткий период времени быстрое техническое совершенствование от ПК 386 до Pentium-4 и дальнейшей работы по созданию искусственного интеллекта.

Наконец, третье нововведение - это интернетизация, появление всемирной информационной системы, дающей широкую возможность получения самой разнообразной информации, в том числе в диалоговой форме и в режиме реального времени.

Социальный аспект информатизации общества заключается, с одной стороны, в социальной детерминации процесса информатизации а, с другой, - в воздействии информационной технологи на все сферы общества и формы жизнедеятельности людей. Преобразования в социальной сфере оказывают гораздо большее влияние на процесс информатизации общества, чем технико-технологические инновации. Вместе с тем, под воздействием информационной технологии изменяется содержание и характер труда, исчезают старые и появляются новые профессии. Изменения квалификационной сетки ведет, в конечном итоге, к изменению социальной структуры общества, формируется сетевое общество, трансформирующее социальное время и пространство.

Культурологический аспект информатизации общества заключается в том воздействии, которое оказывает информационная технология и соответствующие ей социальный изменения на культуру. Происходит трансформация традиционных сфер культур - элитной и народной, возникают новые субкультуры, культура среднего уровня - мидкультура. Формируется информационная культура, включающая в себя наряду с другими элементами экранную культуру, компьютерную культуру и культуру Интернет. Информационная культура функционирует не только в узкопрофессиональном ее значении, но и как новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинного информационно- интеллектуальной работы. Вместе с тем это новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве.

Культурологический аспект информатизации общества в меньшей степени попадает в поле внимание исследователей. Между тем, изменения в культуре, различные культурные общественные движения не только оказываются зависимы от социотехнической природы информатизации, но и оказывают на процесс информатизации существенное воздействие. Информатизация берет свое начало именно в сфере культуры, развивается на широком историко-культурном фоне и вызывает качественные изменения, прежде всего, в сфере в культуры. Поэтому культурологический аспект информатизации общества требует своего дальнейшего исследования, является важной проблемой философии техники.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а идеями, образами, интеллектом, знаниями. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

У меня уже некоторое время копится достаточно печальный опыт человека, который оказался в положении преподающего высокую словесность людям, которые читают с трудом и по слогам. Опыт влечет за собой достаточно злые мысли и злые же рецепты.

Реальность такова, что 99% человеков сидящих в нашей стране за компьютерами этими компьютерами не владеют. Большевики, придя к власти, одним из самых больших приоритетов поставили искоренение неграмотности, нам же рано или поздно, так или иначе придется устранять безграмотность компьютерную.

Нужно не только оставить в покое программу старшей школы, но еще и ввести дополнительный курс компьютерной грамотности - умение печатать вслепую, работать в bash и mc, элементы программирования в python и TeX. Все это можно изучать на маломощном аппаратном обеспечении, а значит - можно изучать массово и по одной для всех учебной программе.

1. Устранение безграмотности должно быть массовым. Не только в столице и больших городах, но и в маленьких городах, ПГТ и в селах - на базе сельских школ. Гений может родится везде. Наша задача (а) подготовить армию хороших специалистов (б) создать гению условия для развития - буде он где-нибудь появится.

2. Учебная программа должна строится на единой для всех базе. И не только потому, что будет несправедливо если выросший в селе ребенок будет отставать от столичного сынка богатых родителей, но и потому, что преподавать по разным программам - это недопустимая с точки зрения траты ресурсов роскошь. Программа должна быть государственной, единой, унифицированной и стандартизированной. Тогда появится возможность дорабатывать ее по ходу дела - проводя любые рацпредложения через государственную комиссию и сразу внедряя ее везде. Учебные пособия, программа подготовки и так далее - все это будет единообразным, системным и дешевым за счет массовости.

3. Школьная программа должна подразумевать, что сегодняшний выпускник завтра станет инженером, либо специалистом, либо продолжит образование уже в научной области. Наша цель - наука. Готовить в школах секретарш, менеджеров и прочий офисный планктон - недопустимое расточительство. Плюс - с задачей подготовки "планктона" вполне успешно справятся сколько-то-там месячные курсы. Тем более, если такие курсы готовить на базе специалистов предлагаемой программы.

4. Школьная операционная система в рамках такой программы - это linux. Помимо прочих преимуществ - он "в нулевом варианте" (без графических надстроек) может комфортно работать на маломощных машинах, что облегчает компьютеризацию сельских школ. Вообще, в идеале - можно устроить постепенную ротацию компьютерной техники - из более обеспеченных учебных заведений в менее обеспеченные. По мере модернизации и замены компьютеров на новые, старые не списываются, а переходят "по наследству" в сельские школы. Да, "обноски", но это (а) бесплатно (б) лучше чем ничего вообще. Кроме того, можно использовать такие системы и "в терминальном варианте" - один большой компьютер с подключенными к нему дешевыми терминалами, что еще больше упростит и удешевит систему.

5. У linux'а будущее есть, у windows его нет. В случае с linux проблема модернизации железа не стоит так остро. Тем более, что жить на пиратских копиях m$ долго не получится, а большие суммы денех которые будут уходить заокеанским дядям в виде лицензий, лучше потратить на закупки дополнительного железа и формирование учебного корпуса. Кроме того, государство может спокойно разрабатывать учебные программы - завтра эта операционка никуда не денется. Даже, если (не дай Бог) мы объявим войну заокеанскому государству. Или оно нам.

6. Гвоздь учебной программы - обучение слепой печати. И киррилице, и латинице. Это такой же навык, как владение авторучкой и сейчас он настолько же важен. Человек не умеющий печатать вслепую (я-и-так-печатаю-быстро) похож на человека, который умеет писать только печатными буквами.

Обучение взрослого и весьма ленивого человека слепой печати занимает от двух недель (ваш покорный слуга справился чуть раньше) до четырех часов (у некоторых уникалов, к которым, я увы не принадлежу).

Вот тут описан чудный инструмент для - gtypist. Если кто-то проникся вышенаписаным, но все еще сидит под windows - рекомендую в качестве обучалки stamina.

7. Математика требует расширения в области систем счисления. На изучение двоичной и шестнадцатиричной систем требуется ровно одна пара (два урока), при этом никто, подчеркиваю, никто из тех, кто прошел через мои пары (а это достаточно солидная выборка) не умеел быстро переводить в уме четырехбитовые числа из двоичной и шестнадцатиричной систем в десятичную и обратно, не знал как выглядит отрицательное и дробное двоичное число, не знал правил по которым выполняются действия в двоичной и шестнадцаритичной системам. Этот навык ставится быстро, в течении ровно одной пары - это не такое уж мудрое дело, зато облегчает работу с компьютером. В школе это наверняка отнимет чуть больше времени, но не так уж и много. Школьные математики должны включить в программу системы счисления - двоичную, шестнадцатиричную (с непременным разъяснением - зачем она понадобилась) и арифметические и логические действия в них. Кроме них - понятие о бите и байте.

8. Школьную информатику желательно начинать с общих понятий о железе компьютера. По моему опыту - чем примитивнее модель компьютера, тем легче изучить ее железо.

9. Начальная программа изучения linux должна базироваться на изучении работы в bash и mc.

Они не требуют для себя больших вычислительных мощностей - то есть их можно изучать и в селе и в столице.

Они универсальны - они работали и будут работать в любой системе linux - для CLI кажется не существует такого понятия, как моральное старение.

Они легко документируются (сравните "наберите в командной строке dir" с "кликните кнопку Пуск, войдите в меню Программы, из него перейдите в меню Стандартные, в нем - дважды кликните по иконке Проводник, в проводнике нажмите. и так далее" ). Наглядность представления файловой системы обеспечивается использованием mc. GUI не изучается вообще - такая система легко изучается самостоятельно в течении 24-х часов интуитивным путем.

Bash очень легко изучается. при условии что человек владеет клавиатурой - см. пункт 6.

Обучение "сначала CLI" способствует повышению общей компьютерной грамотности и интуиции. Человек, знающий CLI легко разберется в GUI. Человек, знающий CLI будет комфортно себя чувствовать на любой машине, в любой обстановке.

10. От изучения команд bash легко сделать переход к программированию на материале программирования скриптов оболочки - это будут все те же команды, просто объединенные в файлы.

11. Вместо всевозможных офисов изучаются TeX-системы (я специально не называю конкретной реализации, но скорее всего это будет TeX Live). Опять-таки. Они бесплатны, не стареют морально, работают на машинах любой мощности (мммм. с оговорками, разумеется), заставляют человека разбираться в том, что он делает. Человек владеющий TeX-системой завтра сможет интегрироваться в научный мир. Биологу-физику-химику-экономисту, не придется отрываться от изучения основного предмета, чтобы изобрести способ, которым ему можно будет написать статью с химическими, физическими, статистическими формулами. Такой человек уже умеет делать хорошую документацию. И самое главное - он приучен к тому, что сначала нужно писать текст, а потом уже заниматься его внешним видом.

12. Язык программирования. Раньше это был Бейсик, Паскаль, или Си. Мы предлагаем в качестве такового - Питон. С теми же аргументами, что и выше. Язык бесплатен, прост в изучении, заставляет человека писать красивый код (это просто-таки вбивается в него), работает на маломощных машинах.

Одно из явных преимуществ - наглядность - любую команду Питона можно набрать в комстроке и сразу посмотреть на ее результат.

13. Конечной целью такой программы было бы получение на выходе специалиста, для которого компьютер - это повседневный инструмент, причем компьютер любой мощности. У этого человека уже есть понимание того, как работает этот инструмент и что его можно заставить делать. Этот человек способен быстро и эффективно обрабатывать информацию. Причем обрабатывать информацию гибко - не завися от сторонних инструментов обработки. Такой человек не будет вести анализ сложных закономерностей в Excel - он напишет для этого маленький и быстрый скрипт. И конечно такой человек очень быстро самостоятельно освоит все остальное.

14. Реализация такой программы должна производиться постепенно и ступенчато, а не в стиле "завтра мы придем к вам проверять что у вас стоит". Нет. Первые несколько лет поставить linux и учить только слепой печати. Дети, вынужденные работать в столь суровой обстановке сами разберутся в том, в чем они работают. В этом плане детская любознательность и умение докопаться до деталей - это что-то. Через год можно подключать подробное изучение bash и mc. Дальше - программирование скриптов. Еще дальше - Питон. И наконец - TeX. Когда все это будет внедрено - добавить предмет "владение компьютером" во вступительные экзамены в вузы. Аналогично - постепенно и последовательно: слепой набор, bash, mc, bash-скриптинг, python, TeX. Результат - школьника пришедшего в вуз можно будет учить чему-то полезному, а не переучивать с бейсика и ворда на новую систему.

Освоение у них идет полным ходом, хотя и в основном на энтузиазме, и с привязкой к парадигме работы в windows - все тот же ворд, все тот же эксель (writer и calc, разумеется).

Читайте также: