К какому виду общения относится общение компьютер человек

Обновлено: 07.07.2024

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает какой-либо вид активности.

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, позволяющая человеку познавать окружающий мир.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1994.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Вы, наверное, замечали, что некоторые люди коммуникабельны, общительны, умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать хорошее настроение.

Другие, наоборот, неразговорчивы, угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим.

Без общения человек не станет личностью. Уже с первых дней жизни младенец с помощью крика, мимики, жестикуляции выражает свои желание. Общение в таком возрасте сводится к удовлетворению самых простых потребностей ребёнка.

По мере взросления общение усложняется. В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. У людей должна сформироваться культура общения, развиться способность регуляции речевых оборотов в зависимости от ситуации общения. Ребёнку необходимо общаться с взрослыми и сверстниками. Если он растёт без общения с людьми до пяти-шести лет, то ему трудно уже развиваться как полноценному человеку.

Общение присутствует в любом виде деятельности. Ведь общаться можно не только с человеком, но и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками. Не бывает бесцельного общения. Иногда оно нужно для того, чтобы поддержать разговор или разрядить обстановку. И только на первый взгляд кажется будто подобное общение «ни о чём». Самая главная цель общения – это общение ради самого общения. Оно нужно каждому из нас, чтобы разделить душевное состояние, посоветоваться, поделиться своей радостью или огорчениями.

Помимо цели в структуре общения учёные выделяют и его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения. Она может быть самой разной. Мы рассказываем о том, как у нас дела, делимся впечатлениями от прочитанной книги, обсуждаем погоду, перенимаем опыт ухода за питомцем.

В ходе общения человек многое узнаёт о самом себе и оценивает себя глазами других людей. Поэтому в результате общение люди меняются, их личность развивается.

Есть и другие способы общения: от простых прикосновений до значков – символов общения в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.

Слова не нужны, чтобы выразить внутреннее душевное состояние, чувства и эмоции. Как такое возможно?

Особое значение в общении имеет взгляд. Неслучайно говорят, что «глаза – это зеркало души». Они выражают интерес и внимание, радость и тревогу. Чем чаще люди смотрят друг на друга, тем лучше они начинают друг друга понимать.

В общении важна и мимика, т.е. движение мышц лица. Любые эмоции могут отражаться на лице человека. Особенно ярко это проявляется в детстве. Если у вас есть младший брат или сестра, обратите внимание на их мимику. Вы обязательно увидите, например, радость или раздражение, удивление или страх.

А по походке можно угадать не только настроение, но и профессию человека. Например, моряка, военного, балерину.

Люди далеко не всегда говорят то, что думают. Скрытые чувства находят выход через жесты. Например, скрещённые на груди руки сообщают о стремлении человека сохранить автономию. Вскинутая голова и задранный подбородок – признак агрессивности и враждебности. Низкую самооценку выдаёт опущенная голова.

Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, обладают различным смыслом. Например, слово «молодец» может выражать и похвалу, и разочарование в поступке другого человека.

Выделяют несколько видов общения. Деловое общение – это процесс взаимодействия между людьми, при котором осуществляется обмен информацией, касающейся каких - либо деловых задач. При досуговом общении организуются культпоход в театр, кино, галерею или выставку для приобретения школьниками социальных знаний. Межкультурное общение это связь и общение между представителями разных культур народов мира. Изучая иностранный язык или страны и народы мира, вы получаете знания по межкультурному общению. В типичных жизненных ситуациях установить контакт помогает ритуальная форма общения, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Некоторые люди в силу профессии либо социального статуса не могут позволить себе общаться в другом стиле, к примеру, демократическом. Ритуальное общение – индивидуальный стиль общения, свойственный очень многим людям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Что относится к неречевому общению? Выберите несколько вариантов ответа.

Приглашение в гости.

Рукопожатие с приятелем.

Беседа с учителем.

Прощальный взмах рукой.

Рукопожатие с приятелем.

Прощальный взмах рукой.

Пояснение: Вспомним, что означает понятие «неречевое общение» (или «невербальное общение»). Это взаимодействие между людьми без использования слов. Из приведённого списка примерами такого общения являются рукопожатие с приятелем, скучающий вид и

прощальный взмах рукой. В остальных ситуациях речь присутствует в письменной или устной форме.

Задание 2. Установите соответствие.

Получение инструкций от начальника

Принятие военной присяги новобранцами

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане

Получение инструкций от начальника

Принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане.

Пояснение: Чтобы установить верное соответствие, необходимо обратиться к теории. Деловое общение представляет собой взаимодействие в профессиональной сфере. Ярким примером этого вида общения является получение инструкций от начальника.

Досуговое общение связано с приятным времяпрепровождением, отдыхом. К нему относится обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.

Ритуальное общение это общение людей, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Например, принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане. Данный пример иллюстрирует межкультурное общение, потому что европеец и японец – это представители различных культур народов мира.

13 апреля 2017 года ушёл из жизни Роберт Уильям Тейлор, один из пионеров Интернета, руководитель команд, которые внесли большой вклад в развитие персонального компьютера и другие связанные с ним технологии. В конце 1960-х годов Боб Тейлор убедил Министерство обороны США разработать сеть ARPAnet, ставшую предшественником Интернета. Совместно с Джозефом Ликлайдером Тейлор написал легендарное эссе «Компьютер как коммуникационное устройство» (The Computer as a Communication Device), опубликованное в апреле 1968 года. Сегодня, спустя 49 лет, мы хотели бы обсудить концептуальную часть этого эссе, в которой решается проблема эффективности общения. Давайте вспомним для каких именно целей выдающиеся IT-новаторы хотели создать то, что стало Интернетом.


Компьютер как коммуникационное устройство

Через несколько лет люди эффективнее будут общаться через машину, чем лицом к лицу. Это поразительно, но к такому выводу мы пришли. Как подтверждение этому, наше участие в проектном совещании, состоявшемся через компьютер несколько недель назад. В течение двух дней группа общалась с помощью компьютера, обычно на этот процесс ушла бы неделя.

Мы расскажем больше о механике встречи позже; стоит отметить, что все мы были в одной комнате. Но все наши взаимодействия в этой комнате мы могли бы повторить, находясь за тысячи миль друг от друга без потери эффективности.

Мы делаем акцент на людях преднамеренно. Инженер связи считает общением передачу информации из одной точки в другую в виде кода и сигналов.

Людям, которые звонят в информационную службу авиакомпаний с целью узнать о рейсах, запись автоответчика кажется не просто пассивным депозитарием. Это часто обновляемая модель, изменяющаяся в зависимости от ситуации, синтезирующая собранную, проанализированную, оцененную информацию для описания ситуации или процесса в организованном виде.

Тем не менее, непосредственного взаимодействия с информационной службой авиакомпании в этом случае нет. Запись на магнитную ленту не изменяется во время вызова клиента. Мы хотим подчеркнуть нечто, выходящее за рамки односторонней передачи данных, поговорить о возрастающем значении совместного, конструктивного, взаимоподкрепляющего аспекта коммуникации. Поговорить о части общения, выходящей за рамки парадигмы «теперь мы оба знаем факт, который только один из нас знал раньше». Взаимодействие умов рождает новые идеи. Мы хотим обсудить творческий аспект общения.

Для творческого интерактивного общения требуется пластичная среда, которая может быть смоделирована, требуется динамическая среда, в которой предпосылки будут вытекать в следствия. И, прежде всего, такая среда должна быть общей и использоваться всеми людьми.

Такая среда под рукой — запрограммированный цифровой компьютер. Его существование может изменить природу и ценность коммуникации глубже, чем печатный станок и кинескоп, поскольку, как мы видим, хорошо запрограммированный компьютер может обеспечить прямой доступ как к информационным ресурсам, так и к процессам использования ресурсов.

Общение: сравнение моделей

Чтобы понять, как и почему компьютер может оказывать такое влияние на коммуникацию, мы должны изучить идею моделирования на компьютере и с помощью компьютера. По нашему мнению, моделирование является основой и центром коммуникации. Любое общение между людьми о чем-то – откровения об информационной модели этой вещи. Каждая модель представляет собой концептуальную структуру абстракций, сформулированных первоначально умом одного из лиц, которые будут общаться. Если концепции в сознании одного потенциального коммуникатора сильно отличаются от понятий в сознании другого, то нет общего в моделях и нет общения.

Самыми многочисленными, наиболее сложными и важными моделями являются те, которые находятся в сознании людей. Ментальная модель не имеет равных в богатстве, пластичности, мощности и экономичности, но в других отношениях она имеет недостатки. Она не замирает для тщательного изучения. Невозможно повторить прогон. Никто не знает, как она работает. Она служит ожиданиям своих хозяев больше, чем истинным причинам. Она имеет доступ только к информации, хранящейся в голове одного человека, который может видеть её и манипулировать ею.

Общество справедливо не доверяет моделированию, выполненному одним умом. Общество требует консенсуса, согласия, по крайней мере, большинства. В сущности, это сводится к требованию, чтобы отдельные модели сравнивались и в некоторой степени согласовывались. Это требование, заключающееся в общении, которое мы теперь кратко определяем, как «совместное моделирование» — сотрудничество в построении, обслуживании и использовании ментальных моделей.

Как мы можем быть уверены, что мы моделируем, сотрудничая, что мы общаемся, если мы не можем сравнивать ментальные модели?

Когда люди общаются лицом к лицу, они придают материальную форму своим моделям, чтобы быть уверенными, что они говорят об одном и том же. Даже такая простая внешняя модель как блок-схема позволяет сфокусироваться на предмете дискуссии. Характер общения усложняется, когда у коммуникаторов нет таких рамок. Они просто произносят речи друг перед другом. Но когда есть манипулируемая модель перед ними, они пускают в общение лишь несколько слов, точек, эскизов, кивков или дополнений.

Динамика такого общения настолько ориентирована на модель, что позволяет сделать важный вывод: возможно, причина того, что современная телекоммуникационная двухсторонняя связь до сих пор столь сильно проигрывает очному общению, заключается в том, что она не предоставляет возможности для экстернализации моделей. Возможность смотреть в глаза собеседника делает общение лицом к лицу настолько продуктивнее телефонного звонка, или причина этого возможность создавать и изменять материализованные ментальные модели?

Проектное совещание как модель

На совещании по техническому проекту можно довольно четко наблюдать процесс моделирования, который, как мы утверждаем, представляет собой коммуникация. Почти каждый читатель может вспомнить собрание, проведенное во время формулировки нового этапа проекта. Каждый участник проекта привносит в такую встречу несколько иную ментальную модель общего дела — свои цели, планы и усовершенствования. Каждая из этих моделей взаимосвязана с прошлым, настоящим и будущим состояниями дел (1) его самого; (2) группы, которую он представляет; (3) его босса; (4) проекта.

Многие первичные данные, которые участники приносят на собрание, находятся в неусвоенной и некоррелированной форме. Каждому участнику его собственные наборы данных интересны и важны сами по себе. И это больше, чем файлы с фактами и повторяющиеся отчеты. Это сильно зависит от проницательности, субъективных чувств и возникших догадок. Таким образом, данные каждого человека отражаются в его ментальной модели. Суть задачи коммуникации заключается в том, чтобы его коллеги включили его данные в свои ментальные модели.

Предположим, вы могли бы увидеть модели в умах двух потенциальных коммуникаторов на этом совещании. Вы могли бы сказать, наблюдая их модели, состоялось общение или нет. Если бы вначале две их модели были схожи по структуре, но отличались просто по значениям определенных параметров, тогда общение могло бы привести к приближению к общей схеме. Это самый простой и самый частый вид общения.


Когда ментальные модели отличаются друг от друга, изменение в структуре одной из моделей или в обоих из них может свидетельствовать о достижении состояния общения.

Если две ментальные модели были структурно несходными, то достижение коммуникации будет обозначено структурными изменениями в одной из моделей или в обеих из них. Мы предполагаем, что к одной из взаимодействующих сторон пришло понимание или были проверены новые гипотезы, что привело к пониманию другой стороны, или что оба общающихся перестроили свои ментальные модели для достижения общности.

Встреча многих взаимодействующих умов более сложный процесс. Предложения и рекомендации могут быть получены со всех сторон. Взаимодействие может порождать не просто решение проблемы, но новый набор правил для решения проблемы. Это, конечно же, и есть суть творческого взаимодействия. Процесс использования такой модели включает в себя набор изменяющихся или изменяемых правил обработки и размещения информации.

Проектное совещание, которое мы только что описали, является примером широкого класса человеческой деятельности, которую можно охарактеризовать как творческую информационная активность. Продифференцируем это от другого класса, который мы будем называть информационной организацией работы. Последнее — это то, для чего сегодня в основном используются компьютеры: обработка чеков, отслеживание банковских остатков, вычисление орбиты космических аппаратов, контроль повторяющихся машинных процессов и расчёт дебета и кредита счетов. В основном компьютеры не используются для создания детального представления и прояснения не до конца понятных ситуаций.

Ранее мы говорили о встрече, на которой участники взаимодействовали друг с другом через компьютер. Эта встреча была организована Дугом Энгельбартом из Стэнфордского научно-исследовательского института и фактически была конференцией по обзору прогресса конкретного проекта. Обсуждаемая тема была богата деталями и достаточно велика по объему, чтобы никто из участников, даже принимающая сторона, не могли знать всю информацию, относящуюся к этому проекту.

Лицом к лицу с помощью компьютера

Столы были расположены так, чтобы образовывать квадратную рабочую зону с пятью участниками по каждой стороне. В центре рабочей зоны было шесть телевизионных мониторов, которые отображали буквенно-цифровой выходной сигнал компьютера, расположенного в другом помещении этого здания, но дистанционно управляемого с помощью клавиатуры и указателя электронного контролера, называемого «мышью». Любой участник собрания мог с помощью мыши контролировать перемещение указателя на экране телевизора для привлечения внимания других участников.

Каждый человек, работавший над проектом, подготовил тематический план его презентации. Эти планы появлялись на экранах во время докладов, позволяя шире взглянуть на модели докладчиков. Многие презентации содержали имена конкретных файлов. Спикер мог открыть их в компьютере для отображения на экранах, поскольку участники проекта предварительно поместили свои файлы в память компьютерной системы.

Таким образом, встреча началась так же, как и любая другая встреча в том смысле, что был общий список вопросов, и каждый докладчик привез с собой материал, о котором он будет говорить. Компьютерная система оказала существенную помощь в углубленном изучении материала. Более детальная информация отображалась, когда требовались подробности, более обобщенная информация появлялась на экранах, чтобы ответить на вопросы, касающиеся релевантности и взаимосвязей. Будущая версия этой системы позволит каждому участнику на его собственном экране телевизора листать файлы спикера во время доклада, и, таким образом, находить ответы на возникшие вопросы, не прерывая презентацию.


На собрании проекта, проведенном с помощью компьютера, вы можете изучить исходные данные спикера, не прерывая его для обоснований и объяснений.


Коммуникационная система должна вносить позитивный вклад в открытие и пробуждение интереса.

Очевидно, что набор первичных данных может быть слишком большим, чтобы его осознать. Наступает момент, когда сложность коммуникационного процесса превышает имеющиеся ресурсы и способности разума. В такие моменты приходится упрощать и делать выводы.

Пугает осознание того, как рано и кардинально мы упрощаем, как преждевременно делаем выводы, даже когда ставки высоки и имеются экстраординарные средства передачи информации и ресурсы обработки. Глубокое моделирование для общения и понимания требует огромных инвестиций. Возможно, даже правительственные бюджеты не смогут это покрыть.

Независимо от того, пытаемся ли мы общаться не разделяя интересы, или мы объединяем усилия, становится ясно, что нам нужно быть в состоянии моделировать быстрее и глубже. Не только в правительстве, но и во всех сферах бизнеса и профессиях, важность совершенствования процесса принятия решений настолько велика, что оправдывает все усилия.

Компьютер — коммутатор или интерактор?

Мы можем с искренним и твердым убеждением сказать, что определенная форма организации цифрового компьютера с программами и данными, представляющая собой динамичную, удобную среду, может быть причиной революционных изменений в искусстве моделирования и при этом сможет кардинально повысить эффективность общения между людьми.

Но мы должны немедленно уточнить, что компьютер сам по себе не может внести никакого вклада, и, что компьютер с программами и данными, которые мы сегодня имеем, может сделать ненамного больше, чем предложить направление развития и предоставить несколько базовых примеров. Мы точно не говорим: «Купите компьютер и ваши проблемы общения будут решены».

Наше утверждение, заключается в том, что мы вместе со многими коллегами, которые имели опыт работы в онлайн и интерактивном режиме с компьютерами, уже ощутили бОльшую отзывчивость, легкость и «силу», чем мы ожидали, учитывая слабую применимость современных машин и примитивность их программного обеспечения. Поэтому многие из нас уверены (некоторые из нас на грани религиозного рвения), что поистине значительные достижения, которые заметно улучшат нашу эффективность в общении, ещё впереди.

Многие инженеры связи тоже находятся в восторге от применения цифровых компьютеров в общении. Однако функция, которую они хотят реализовать, это функция коммутатора. Компьютеры будут либо переключать линии связи, соединяя их вместе в необходимых конфигурациях, либо хранить и пересылать данные. Функция хранения и пересылки важна, но это не то, что произведет революцию в общении. Мы делаем акцент на функции моделирования, а не на функции коммутатора. Передача информации и обработка информации всегда проводились раздельно и была отдельно организована. Существуют значительные интеллектуальные и социальные преимущества, которые могут быть достигнуты благодаря слиянию этих двух технологий. Тем не менее, существуют серьезные юридические и административные препятствия на пути такого объединения.

Распределенные интеллектуальные ресурсы

Мы видели зачатки общения посредством компьютера между людьми, расположенными в одном помещении или в одном университетском городке или даже в отдаленных лабораториях одной и той же научно-исследовательской организации. Такой вид связи через единый компьютер с многопользовательским доступом через телефонные линии начинает стимулировать сотрудничество и повышает согласованность ментальных моделей более эффективно, чем нынешние меры по совместному использованию компьютерных программ путем обмена магнитными лентами с помощью курьера или почты. Компьютерные программы очень важны, поскольку они превосходят просто «данные» — они включают процедуры и процессы для структурирования и манипулирования данными. Это основные ресурсы, на которых мы можем теперь сосредоточиться и совместно использовать с помощью компьютерных и коммуникационных технологий. Но они являются лишь частью целого. Целое включает в себя сырые данные, обработанные данные, данные о местоположении данных, документы и, конечно, модели.

Чтобы оценить, как может развиваться новый вид общения через компьютер, необходимо учитывать динамику «критической массы», поскольку она относится и к сотрудничеству в творческой деятельности. Возьмите любую проблему, достойную имени, и вы найдете только несколько человек, которые могут эффективно способствовать её решению. Эти люди должны быть вовлечены в тесное интеллектуальное партнерство, чтобы их идеи могли вступать в контакт друг с другом. Но объединив этих людей в одном месте физически, чтобы сформировать команду, вы получите проблемы. Самые креативные люди часто не лучшие командные игроки, а в одной организации недостаточно высших позиций, чтобы все были счастливы. Предположим, они идут разными путями, и каждый создает свою собственную империю, большую или маленькую, посвящая больше времени роли императора, чем роли решателя проблем. Руководители все еще собираются на собраниях. Они все еще посещают друг друга. Но время их общения растягивается, а корреляции между ментальными моделями падает между встречами. Так что, может потребоваться год, чтобы добиться результатов недельного общения. Должен быть какой-то способ облегчить общение между людьми, объединив их в одном месте.

Проблема еще более усложняется тем, что взаимодействие с компьютером посредством быстрого графического дисплея, который для большинства целей намного превосходит взаимодействие с помощью печатающей машинки с медленной печатью, требует значительно более высоких скоростей передачи информации. Не обязательно передавать больше информации, но обязательно с большей частотой.

Далее в эссе раскрываются детали и механика реализации такой сети для коммуникации. Почти все они легли в основу современного Интернета. Также авторы делают некоторые предположение об изменениях, которые произойдут в устройстве общества после создания единого пространства для общения. Эти прогнозы сбылись в меньшей мере по сравнению с технической составляющей.

В прогнозе об использовании личных устройств только для доступа к общим вычислительным ресурсам и хранилищам данных, мы видим аналогию использования облачной инфраструктуры. IaaS только в последнее десятилетие начал занимать значительную долю отрасли, но продолжает расти очень высокими темпами. Даже спустя много лет мысли, изложенные в эссе, не кажутся устаревшими.

Использование Интернета как средства для достижения общей ментальной модели, обогащенной всеми участниками общения, являлось целью людей, находившихся у его истоков. Сегодня мы хотели бы призвать IT-сообщество к дискуссии, к совместному моделированию, к обмену деталями своих ментальных моделей о будущем коммуникаций. Каким будет общение через следующие 49 лет?


Сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга – это:

  • деловое общение
  • коммуникация
  • общение
  • беседа
Вопрос 2

Что не относится к классификации общения?

  • межличностное-массовое
  • непосредственное-опосредованное
  • прямое-косвенное
  • вербальное-невербальное
Вопрос 3

Определите, какие типы общения относятся к межличностному общению:

  • императивное
  • интерактивное
  • манипулятивное;
  • перцептивное
  • диалогическое
Вопрос 4

К видам общения НЕ относится:

  • контакт масок
  • вербальное общение
  • ролевое общение
  • деловое общение
  • примитивное
  • светское общение
Вопрос 5

Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу со­ответствуют понятиям:

  • Общение, участники которого являются представителями неко­торой социальной категории. Люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.
  • Общение не предусматривает понимания личности собеседника. Достаточно знать способ поведения, предписанный обществом.
  • Общение, обеспечивающее успех общего дела и создающее ус­ловия для сотрудничества людей.
Вопрос 6

Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу со­ответствуют сторонам общения:

  • Общение, заключающееся в организации межличностного взаи­модействия
  • Общение, которое проявляется во взаимном обмене информаци­ей между партнерами, передаче и приеме знаний, мнений, чувств
  • Общение, проявляющееся через восприятие, понимание и оцен­ку людьми друг друга
Вопрос 7

Э. Берн выделил три способа поведения: 1) Родитель; 2) Ребенок; 3) Взрос­лый. Какие характеристики соответствуют этим способам поведения?

  • Трезво, реально анализирует ситуацию, логически мыслит, не под­дается эмоциям. В общении проявляет максимум внимания
  • Все знает, все понимает, никогда не сомневается, со всех требу­ет, за все отвечает. Интонации обвиняющие. Выражение лица на­хмуренное, обеспокоенное. Часто в разговоре использует «ука­зующий перст».
  • Эмоциональный, импульсивный, нелогичный, непредсказуемый, спонтанно подвижный.
Вопрос 8

Выберите позиции, от которых зависит понимание получаемой инфор­мации:

  • от личных особенностей говорящего
  • от отношения говорящего к слушающему;
  • от ситуации, в которой протекает общение;
  • от отношения слушающего к говорящему
  • от личных особенностей слушающего
  • все ответы верны
Вопрос 9

Малыш в ванне пускает кораблик. Мама его спрашивает: «Леша, поче­му твой кораблик плавает?»

И в ответ слышит: «Потому что он краси­вый!»

Какой коммуникативный барьер непонимания проявляется в этой ситуации?

  • семантический
  • стилистический
  • логический
Вопрос 10

Какие позиции соответствуют эффективному деловому общению?

  • в процессе делового общения собеседник занят своими мыслями, переживаниями
  • в ходе общения партнеру предоставляется возможность полнос­тью изложить свою точку зрения на решаемую проблему;
  • партнер слышит только то, что хочет услышать
  • в процессе общения лучшим собеседником является тот, кто умеет хорошо говорить
  • лучшим собеседником является тот, кто умеет слушать
Вопрос 11

Коллега по работе в ходе беседы по вопросу улучшения микроклимата в коллективе старается продемонстрировать свою эрудицию, судит обо всем только на основании личных позиций и своего жизненного опыта, дает оценку всему сказанному.

Такая позиция является признаком:

  • эффективного общения
  • неэффективного общения
  • делового общения
Вопрос 12

Какие понятия по смыслу соответствуют: а) рефлексивному слушанию; б) нерефлексивному слушанию?

Вопрос 13

В каком случае может быть НЕ эффективно нерефлексивное слушание?

  • у коллеги плохое настроение и нет желания разговаривать
  • другу (подруге) необходимо высказаться о наболевшем;
  • подчиненный стремится получить активную поддержку со сторо­ны руководителя, понять смысл задания;
  • коллега переполнен эмоциями по поводу предстоящей аттестации и стремится как можно скорее высказать свое отношение к этим событиям
Вопрос 14

Какие действия по смыслу соответствуют приемам рефлексив­ного слушания :

Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:

2) побудительная функция – стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функция – функция объединения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная функция – согласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция понимания – адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;

2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;

б) направление взгляда и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве ("нога на ногу", перекрест рук, перекрест ног и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

34. Уровни и формы общения

В зарубежной и отечественной психологии имеются различные взгляды на уровни общения.

Уровни общения по Б.Г. Ананьеву:

1) микроуровень – состоит из самых мелких элементов межличностного общения с ближайшим окружением, с которым человек живет и чаще всего вступает в контакт (семья, друзья);

2) мезоуровень – общение на уровне школы, производственной бригады и т. д.;

3) макроуровень включает такие крупные структуры, как управление и торговля.

Уровни общения по Э. Берну:

1) ритуалы – это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай;

2) времяпрепровождения (просмотр телевизора, чтение книг, танцы и т. д.);

3) игры – виды деятельности, результатом которых не становится производство какого-либо продукта;

4) близость – интимные отношения;

5) деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира.

Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:

1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;

2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;

3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;

4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;

5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;

6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;

7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.

Формы межличностного общения:

1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);

2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);

3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу.

35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения

Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию.

Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению.

Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр.

В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения.

Функции заражения:

1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть;

2) компенсация недостаточной сплоченности.

Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям.

Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные.

Читайте также: