Кабинет где занимались старшеклассники был оснащен компьютерами

Обновлено: 05.07.2024

Задание:прочитайте текст,
сделайте отметки
Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой
однородные члены предложения или части сложного предложения.
По значению и употреблению в речи союзы делятся на
сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы делятся на соединительные,
противительные и разделительные.
Простые союзы состоят из одного слова, составные из двух и более
слов.
Союз и, являясь одним из самых распространенных, вносит в язык
пунктуационные трудности.
В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего
части предложения, могут выполнять относительные
местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и
наречия (где, куда, откуда, когда, как, почему, зачем). Они
называются союзными словами.

Угадай-ка
С ней выступают, ею завладевают, её подавляют и
проявляют, берут и вырывают, перехватывают и
захватывают, она может кому-нибудь принадлежать,
но иногда она наказуема. Это…

Союзы и союзные слова
в сложноподчинённом предложении
Сравните грамматическую структуру предложений.
В чем разница?
Кажется, что ей не больше шестнадцати лет.
Кажется, ей не больше шестнадцати лет.

Установи соответствия
а) Скучен день до
а) надо прилежно
вечера,
б) У человека должны
быть любимые
произведения,
в) Чтобы получить
хорошую профессию,
г) Как птица создана
для полёта,
учиться.
б) коли делать нечего.
в) так человек для
работы.
г) к которым он
обращается
неоднократно.

Составьте 4 сложноподчиненных
предложений
1. вы хотите
понравиться
людям
2. дарите такие
подарки
как
1. вы их любите.
который
2. станешь
счастливее.
3. искренне
говорите родным о
том
4. сделаешь чудо
своими руками
если
3. почаще
улыбайтесь.
когда
4.
поднимают
настроение

Самопроверка по эталону
Если вы хотите понравиться людям, почаще
улыбайтесь.
Дарите такие подарки, которые поднимают
настроение.
Искренне говорите родным о том, как вы их
любите.
Когда
сделаешь чудо своими руками, станешь
счастливее.

Запомни
Союз- служебная часть речи, не являющаяся членом
предложения, на него не падает логическое ударение,
его можно заменить другим союзом или опустить.
Союзное слово- это синтаксическая роль местоимений
или местоимённых наречий, а не часть речи. Союзное
слово не только объединяет главную и придаточную
части, но и является членом придаточной части. Его
можно заменить другими подходящими по смыслу
словами знаменательных частей речи, на него может
падать логическое ударение

Разграничение союзов и союзных слов
Союзы
Не являются членами предложения
Часто (но не всегда)союз можно
изъять из придаточного
предложения
Союзные слова
Являются членами придаточного
предложения
Поскольку союзное слово-член
придаточного предложения его
нельзя изъять без изменения смысла
На союз не может падать логическое
ударение
После союза нельзя поставить
частицы же, именно
Союзы нельзя заменить
указательным местоимением или
местоимённым наречием.
На союзное слово может падать
логическое ударение
После союзного слова поставить
частицы же, именно можно
Можно заменить указательным
местоимением или местоимённым
наречием

Что, как, когда,
чем могут быть
как союзами, так и
союзными
словами. Поэтому
при разборе
сложноподчинённ
ых предложений с
этими словами
надо быть
особенно
внимательными.

Где, куда, откуда, кто, почему,
зачем, сколько, который, какой,
чей – союзные слова и не могут
быть союзами!
Я знаю, где он прячется;
Я знаю, куда он поедет;
Я знаю, кто это сделал;
Я знаю, почему он это сделал;
Я знаю, зачем он это сказал;
Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт
квартиры;
Я знаю, каким будет наш праздник;
Я знаю, чей это портфель.

Расскажи мне ту сказку, которую мама любила.
Он вернулся в город, где провёл юность.
Я тот, кого никто не любит (Лермонтов).
Тишина такая, какая бывает только перед
рассветом (Лавренев).
С тех
пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили (Панова
).

Пословицы
1. Языком мелет, что кружева плетёт.
2. Что в лицо сказано, со злом не связано.
3.Верхушки башен, если бы языком можно было бы
строить, касались бы неба.
4. Кто мало говорит, больше делает .

Алгоритм
Найти в предложении грамматические основы.
2. Найти средство связи, которое связывает
придаточное предложение с главным.
3. Определить, является ли средство связи членом
предложения.
4. Если средство связи- член предложения, то это
союзное слово.
1.

Верно ли что?
Союзы что, если, где – подчинительные?
Определение не отвечает на вопрос чей?
Предложение – это синтаксическая единица?
Местоимение себя не имеет именительного падежа?
Союз однако – подчинительный?
Двусоставное предложение может быть
неопределенно-личным?
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить
спокойно первая часть – придаточное предложение?
[ ], (который. ). – схема сложноподчиненного
предложения.

тест
1. Как связаны простые предложения в СПП?
А) интонацией;
Б) подчинительными союзами;
В) подчинительными союзами и союзными словами.
2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?
А) относительными прилагательными и местоимениями;
Б) относительными местоимениями и наречиями;
В) наречиями и существительными.
3. В каком предложении- главном или придаточном – находятся средства связи?
А) в главном;
Б) в придаточном;
В) ни к одному из предложений не относится.
4. Чем отличаются союзные слова от союзов?
А) ничем не отличаются;
Б) союзы отличаются к придаточному предложению, а союзные слова к
главному;
В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.
5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?
А) что, когда, как;
Б) кто, когда, где;
В) что, какой, чей.

Домашнее задание
Найти и определить средство связи в СПП
(указать, что перед нами: союз или союзное слово),
подчеркнуть грамматические основы. Расставить
знаки препинания.
Кабинет где занимались старшеклассники был
оснащен компьютерами.
Петров пришел пораньше чтобы помочь своему
другу.
Точно никто не мог сказать когда начнутся
занятия.
Учить теорию!

Тема урока: место придаточного предложения по отношению к главному.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения, осуществить контроль умений и навыков учащихся.

1). Закрепить полученные знания о ССП;

2). Систематизировать знания о СПП, определять место придаточных по отношению к главному и средства связи с главным, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы, выполнять синтаксический разбор.

1). Развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

2). Формирование коммуникативно-речевых действий; объяснение и представление информации по определенной теме и умение сотрудничать в процессе совместной деятельности.

3). Продолжить работу по развитию умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умения работать с учебником.

1). Расширение представлений о родном крае;

2). Воспитание стремления к речевому самосовершенствованию (использование СПП в речи);

3). Развитие готовности и способности учащихся к реализации творческого потенциала.

1.Орографическая разминка: запишите слова в 2 столбика: в 1 – с раздельным написанием НЕ, во 2 – с слитным.

1. Заносчивость вовсе (НЕ)ПРОЧНЫЙ материал: трещит при первом испытании.

2. (НЕ)ДАЛЕКО от речки расположились уютные и комфортабельные санатории и турбазы.

3. Старцеву на протяжении нескольких месяцев (НЕ)(С)КЕМ было поговорить об этом.

4. (Не)широкий, а узкий пруд сделали в саду.

5. Князя Андрея раздражал холодный, (не)пропускающий в душу взгляд Сперанского.

6. (Не)говоря ни слова, лесничий взвалил на себя тяжелую корзину.

7. И ведь (не)кому пожаловаться!

8. Речка была (не)широкой и мелкой.

9. Мы идем по (не)скошенной траве.

10. Вводное слово грамматически (не)связано с другими словами в предложении.

11. (Не)избалованная жизнью, крестьянка стойко перенесла и это горе.

12. (Не)дочитанная книга лежала на тумбочке.

13 . Лесник (не)доумевал по поводу внезапного исчезновения палаточного лагеря.

2. Распределите слова по частям речи. Сколько групп вы выделите?

Кто, что, когда, какой, который, чей, потому что, откуда, куда, где, как, если, пока.

. Какое отношение имеет этот материал к нашей прошлой теме?

3.Выпишите только те СПП, в которых есть союзные слова, расставляя знаки препинания. Подчеркните эти слова как члены предложения.

1. Мы свернули на дорогу которая вела нас к знаменитой крепости.

2. Он столько тренировался что победа его была закономерной.

3. Пустыня покоряется тем кто не боится ее суровых будней.

4. Юля видела как Роман готовится к экзаменам.

5. Кабинет где занимались старшеклассники был оснащен компьютерами.

6. Петров пришел пораньше, чтобы помочь своему другу.

7. Хотя ребята были готовы они так и не ответили на уроке.

8. Все что у меня не получается с первого раза получится со второго.

9. Можно сказать что я уверен в своих силах.

3.Запишите предложения ,представьте структуру предложений в виде схем; определите, чем прикрепляются придаточные предложения к главным .

1). Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.

2). Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.

3) Партия геологов уже подходила к реке, когда садилось солнце.

4.Конструирование предложений . Из данных предложений составить сложноподчиненные предложения. Придаточные можно ставить перед главным, после главного и внутри главного предложения.

1) В полях уже потемнело. Мы подошли к деревне.

2) Чистая вода была прозрачна. В лучах солнца блестели камешки на дне.

3) Люди слушали чудесную песню и думали. Лучше дружбы нет ничего на свете.

4) Дома оставались только бабушка и внучка. Все уходили на работу.

5) Зонтики пестрели над стадионом. Тысячи цветов расцвели на гигантском лугу.

5.Графический диктант: начертите схемы предложений.

1.Хозяин рад что пришли гости.

2.Даже мёд, если принимать его как лекарство горек.

3.Лишь то читается легко что написано с трудом.

4.Что написано с трудом то читается легко.

5.Когда в Москве ложатся спать на Камчатке встают.

6. Стихи которые Пушкин посвятил своей няне читаются с волнением, нежностью и теплотой.

7. Все кто прочтет стихи Пушкина полюбят его творчество на всю жизнь.

8. План только называет то о чём нужно сказать.

6.Задание на расстановку знаков препинания: спишите ,расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.

Дети которые живут на одном из маленьких островов Японии иногда ходят в школу на ходулях. Соседний остров где находится школа отделяется от их острова неглубоким проливом. Этот пролив когда долго не идут дожди сильно мелеет поэтому невозможно пользоваться лодками. И дети чтобы у них не пропадали занятия переправляются через пролив на ходулях. Ребята которые передвигаются таким способом очень ловко получают от этого занятия огромное удовольствие. (Из газет.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: «Русский язык» для 9 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, М.: Просвещение, 2014.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 4

Цель урока: создать условия для понимания различия союзов и союзных слов.

Задачи урока:

1.Углубить понятие о сложноподчиненном предложении; формировать умение отличать союзы от союзных слов; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

2.Развивать логическое мышление; совершенствовать умение делать выводы; совершенствовать приемы учебной деятельности.

3.Повышать мотивацию к изучению законов русского языка; формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самообразования, такие, как уверенность в своих силах.

Планируемые результаты: учащиеся научаться различать союзы и союзные слова

Техническое обеспечение урока: мультимедийный комплекс, презентация

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал,

Содержание урока

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи.

- Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные! – обратился к ним падишах. – У меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет ее решить». Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком. «Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем», — сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал ее и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы».

- Какова идея притчи? (Нужно верить в собственные силы.)

- С этим трудно не согласиться, как часто мы, даже не попробовав, говорим, что ничего у нас не получится. Итак, будем верить в собственные возможности и отправимся покорять новые вершины знаний.

- Но без чего нельзя познать новое? (Без повторения старого.)

2.Актуализация знаний. учащихся

- Составьте кластер на тему «Сложноподчинённое предложение». Обсудите с соседом по парте ваши кластеры, внесите по необходимости изменения.

- Представьте ваши работы. (Заслушиваю 1-2 учащихся.)

– Посмотрите на слайд. По какому принципу все представленные здесь слова можно разделить на 3 группы? (По принадлежности к определенной части речи.)

- Какие части речи здесь представлены? (Подчинительные союзы, относительные местоимения и наречия.)

- Поработайте в группах и распределите слова по частям речи.

Кто, что, когда, какой, который, чей, потому что, откуда, куда, где, как, если, пока.

(Союзы: что, когда, как, если, потому что, пока; местоимения: кто, что, какой, который, чей; наречия: когда, откуда, куда, где, как.)

- Как вы думаете, какое отношение имеет этот материал, изученный в 6-7 классах, к нашей теме? (Слова данных частей речи являются средствами связи СПП).

- Запишите предложения, определите в них средства связи.

1) Можно сказать, что я уверен в своих силах.

2) Все, что у меня не получается с первого раза, получится со второго.

- Кто справился с заданием?

3. Целеполагание

- Какое задание вы выполняли? (Определяли средство связи в СПП).

- - В чем вы испытали затруднение? (Не смогли различить, когда слово «что» является подчинительным союзом, а когда – союзным словом)

- Над чем нам необходимо поработать?

- Сформулируйте тему и задачи урока. (Цель: узнать, как отличить союз от союзного слова, и научиться их различать.)

- Я предлагаю вам 2 способа выхода из затруднения: прочитать материал в учебнике или исследовать языковой материал. Какой путь выберем, что, на ваш, взгляд, поможет лучше понять тему урока?

4.Формирование новых знаний

- Поработайте в малых группах, изучите предложенные вам ранее предложения, попробуйте провести эксперимент и сделайте вывод.

1. Разберите предложения по членам предложения, в каком слово что – является членом предложения, а в каком – нет?

2. Попробуйте опустить слово что. В каком предложении это получилось, в каком нет?

3. Прочитайте предложения, послушайте, в каком из них на слово что падает логическое ударение, в каком нет?

4. Попробуйте трансформировать придаточные предложения в вопрос. В каком СПП это удалась, в каком - нет?

5. Подумайте, в каком из этих предложений союзное слово, а в каком союз. Какими признаками они обладают. Свои выводы оформите в таблицу.

Самостоятельное формулирование приемов разграничения подчинительных союзов и союзных слов. Составление таблицы.

Афиширование работы групп

1.Являются словами служебной части речи.

1.Являются словами самостоятельных частей речи (относительными местоимениями и наречиями.

2.Могут быть заменены другими подчинительными союзами.

2. Могут быть заменены словами других самостоятельных частей речи.

3. Не являются членами предложения.

3.Являются членами предложения.

4.В некоторых случаях могут быть опущены.

4.Не могут быть опущены.

5. На них не может падать логическое ударение.

5.На них может падать логическое ударение.

6. Придаточное предложение можно трансформировать в вопрос.

6. Придаточное предложение нельзя трансформировать в вопрос.

- Где мы можем проверить ваши предположения?

- Какую новую для себя информацию вы выделили?

- Всегда ли, на ваш взгляд, представляет сложность разграничение союзов и союзных слов? (Сложность возникает только в случае омонимии служебных и самостоятельных частей речи – союз и относительное местоимение «что», союз и наречие «как» и «когда».)

- Что же нужно сейчас сделать, чтобы правильно определить средства связи в СПП? (Применить следующие приёмы: попробовать заменить другим союзом или словом другой самостоятельной части речи; опустить; проследить за логическим ударением; придаточное предложение трансформировать в вопрос).

- С теоретической задачей мы справились, приступим к реализации задачи практической.

5. Закрепление материала

Устный анализ СПП: найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей.

1) Многие задания, которые были сегодня предложены, оказались мне по силам.

2) Сегодня на уроке я понял, что лучше всего понимается материал, добытый самостоятельно.

3)Я хорошо работал на уроке, потому что чувствовал поддержку одноклассников.

4)Я получаю хорошие оценки, когда активно работаю на уроке.

Включение в систему знаний

- Как можно определить, насколько понятен вам материал? (Выполнить самостоятельную работу.)

Задание для самостоятельной дифференцированной работы

- Рассмотрите задания, они расположены по степени возрастания сложности, выберите то, с которым вы справитесь.

Найти и определить средство связи в СПП.

Юля видела, как Роман готовится к экзаменам.

Хотя ребята были готовы, они так и не ответили на уроке.

Оттуда, где стояла группа учащихся, раздавались громкие голоса.

Найти и определить средство связи в СПП, подчеркнуть грамматические основы. Расставить знаки препинания.

Кабинет где занимались старшеклассники был оснащен компьютерами.

Петров пришел пораньше чтобы помочь своему другу.

Точно никто не мог сказать когда начнутся занятия.

Эталон для проверки самостоятельной работы

1) Юля видела, как (союзное слово, нельзя опустить, падает логическое ударение) Роман готовится к экзаменам.

2) Хотя (союз, можно заменить другим союзом) ребята были готовы, они так и не ответили на уроке.

3) Оттуда, где (союзное слово, наречие) стояли березы, начиналась небольшая роща.

1)Комната, где (союзное слово, не имеет омонима, нельзя опустить, падает логическое ударение наречие) занимались старшеклассники был оснащен компьютерами.

2) Петров пришел пораньше, чтобы (союз, не имеет омонима) помочь своему другу.

3) Точно никто не мог сказать, когда (союзное слово, является членом предложения, имеет логическое ударение) начнутся занятия.

6. Итог. Рефлексия учебной деятельности

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

- Какие задачи ставили в своей деятельности?

- Что нового узнали?

- Была ли работа успешной? Достигли ли вы поставленных целей?

- Сможете определить средства связи в СПП и различить омонимичные части речи в роли средств связи?

- Оцените собственную деятельность на уроке по десятибалльной шкале.

7. Домашнее задание

- Какое задание необходимо выполнить? (Нужно выучить теоретический материал, выполнить практическое задание).

1) Выучить лингвистический текст 58, таблицу по тетради.

2) Задания на выбор: выписать из разных учебников 5 СПП с разными средствами связи, составить схемы/, упражнение 93/97.

2.Могут быть заменены другими подчинительными союзами. 2. Могут быть заменены словами других самост. частей речи.

3. Не являются членами предложения. 3.Являются членами предложения.

4.В некоторых случаях могут быть опущены. 4.Не могут быть опущены.

5. На них не может падать логическое ударение. 5.На них может падать логическое ударение.

6. Придаточное предложение можно трансформировать в вопрос. 6. Придаточное предложение нельзя трансформировать в вопрос.

- Всегда ли, на ваш взгляд, представляет сложность разграничение союзов и союзных слов? (Сложность возникает только в случае омонимии служебных и самостоятельных частей речи – союз и относительное местоимение «что», союз и наречие «как» и «когда».)

- Что же нужно сейчас сделать, чтобы правильно определить средства связи в СПП? (Применить следующие приёмы: попробовать заменить другим союзом или словом другой самостоятельной части речи; опустить; проследить за логическим ударением; придаточное предложение трансформировать в вопрос).

-ЗАД.1 найти главную и придаточную часть СПП, определить средство связи частей.

1) Многие задания, которые были сегодня предложены, оказались мне по силам.

2) Сегодня на уроке я понял, что лучше всего понимается материал, добытый самостоятельно.

3)Я хорошо работал на уроке, потому что чувствовал поддержку одноклассников.

4)Я получаю хорошие оценки, когда активно работаю на уроке.

-ЗАД.2 для самостоятельной дифференцированной работы

- Рассмотрите задания, они расположены по степени возрастания сложности, выберите то, с которым вы справитесь.

Найти и определить средство связи в СПП.

1. Юля видела, как Роман готовится к экзаменам.

2. Хотя ребята были готовы, они так и не ответили на уроке.

3. Оттуда, где стояла группа учащихся, раздавались громкие голоса.

Найти и определить средство связи в СПП, подчеркнуть грамматические основы. Расставить знаки препинания.

Читайте также: