Как была увековечена память александра ii в самарском крае

Обновлено: 08.07.2024

В Самаре есть памятник, который хорошо известен по открыткам и фото. Но, не всем известна его история. А она весьма поучительная.

Памятник Александру II

8 июля 1888 г. заложили и освятили памятник императору Александру II скульптора академика В.О. Шервуда.

Проект памятника несколько отличался от итога - фонтан проработал небольшое количество времени. Фонтан был нужен городу - показать, что в Самаре только что появился противопожарный водопровод.

Открыли его 30 августа 1889 г.

На 4-х углах постамента сидели фигуры, олицетворявшие крупных события его царствования: освобождение крестьян от крепостной зависимости (фигура крестьянина, возлагавшего на себя знамение креста, в руке – хартия, на которой золотыми буквами изображено: «19 февраля 1861 года»); покорение Кавказа (фигура черкеса, ломающего о колено свою шашку, под фигурой золотыми буквами надпись – «1859-1864»); освобождение славянских народов (фигура болгарской женщины, обратившей благодарный взор к небесам и расторгающей сковавшие её цепи, надпись «1877-1878»); присоединение Средней Азии (фигура сартянки, одной рукой отбрасывающей от лица чадру, а другой – возлагающую корону средне-азиатских властителей к стопам Белого Царя).

Почему именно здесь поставили императора? Так, всё ж понятно - прямо возле памятника располагается здание самарского окружного суда, созданного в ходе реформ Александра II.

Революционеры

С развитием революционных событий, в конце 1917 г. статую заколотили досками, и так она простояла до июня 1918 г.

Потом в июне 1918 г. пришли чехо-словаки, и сняли доски. ОДнако, поддержанный ими КомУч продержался недолго, и в октябре 1918 г. они покинули Самару. Вернувшиеся в город большевики решили с императором более не церемониться - фигура была демонтирована, и разбита.

В 1918 г. на постаменте бывшего памятника императору Александру II были закреплены со всех 4-х сторон. Удалённые в 1919 г., они изображали Карла Маркса, Владимира Ленина, Карла Либкнехта и Льва Троцкого.

Памятник развёрнут к зрителям барельефом В.И. Ульянова (Ленина)

Памятник освобождённому труду

В октябре 1918 г. было решено на постаменте от императора соорудить памятник скульптора Н.С. Копылова в честь «освобождённого труда» – фигуру рабочего с факелом в одной руке и с винтовкой – в другой. У подножия скульптуры были изображения серпа, молота и наковальни. 7 ноября 1919 г. памятник открыли.

К сожалению, до сих пор никто не может найти его фото, потому предложу аналогичное фото - памятник освобождённому труду в Екатеринбурге, немного другой, но в стиле эпохи.

Памятник освобождённому труду в Екатеринбурге

Что, голый? Простите, но так и есть - труд-то освобождён - от всего, и от одежды тоже. Впрочем, говорят, самарский труд был прикрыт фартуком. Спереди.

Памятник Ленину

7 ноября 1927 г. постамент императора занял В.И. Ленин скульптора М.Г. Манизера.

Почему возникла тема Ленина? Так, всё ж понятно - прямо возле памятника располагается здание самарского окружного суда, в котором работал В.И. Ульянов (Ленин) .

Впрочем, та ещё была история. Как всегда, спохватились об установке памятника очень поздно, еле нашли в Ленинграде скульптора, у кого были Ленины. Правда, их рост был маловат. Но, зато Ленинградская академия художеств взяла с Самары только за сам памятник, а доставку и установку обеспечила сама.

Нынешний обладатель монумента.

Ну, и напоследок - бонус - для дочитавших до конца - о сравнении разных государей наших :


Самарцы бросали одежду под ноги царю-освободителю

О том, как наши земляки XIX века относились к данному монарху, красноречиво говорит маленький исторический факт. После того как император Александр II вместе со своими сыновьями по просьбе самарцев заложил камни в стены строящегося Кафедрального собора и стал возвращаться с площади, толпа, окружавшая государя, была в таком умилении, что мужчины снимали с себя верхнюю одежду, а женщины -

платки. Они бросали вещи под ноги государю в надежде, что их коснется стопа обожаемого монарха. Эта одежда потом хранилась в домах как семейная реликвия. С этим царем люди справедливо связывали и освобождение от крепостного права, и те реформы, которые вдохнули новую жизнь в российское и самарское общество. Собственно говоря, и самый знаменитый самарский губернатор Константин Карлович Грот активно участвовал во многих преобразованиях Александра II и во многом готовил их. В финансировании строительства памятника участвовали и крупные благотворители, и обычные люди. Работу заказали одному из лучших российских скульпторов Владимиру Шервуду. Кстати, по происхождению он был англичанином и дружил с великим писателем Чарльзом Диккенсом. Церемония открытия памятника в 1889 году стала всенародным праздником и одним самых ярких событий в истории города. Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах. По сути, до революции это был единственный памятник в Самаре. Кроме него в городе имелись лишь бюсты отдельным купцам, отличившимся своей благотворительностью и общественной деятель-ностью. Памятник получился очень красивым. Весь облик императора выражал спокойствие человека, уверенного в себе и чувствующего ответственность за судьбу государства. Император был изображен в генеральском сюртуке, в военной фуражке, опирающимся на саблю. Монумент играл огромную роль в жизни города. У его подножия проходили народные торжества, раздача подарков во время коронации, чествования воинских частей. По углам постамента располагались четыре символические фигуры. Это черкес, ломающий шашку (символ покорения Кавказа); болгарка, благодарившая царя за освобождение своей страны; среднеазиатская женщина, сбрасывающая чадру, и русский крестьянин, осеняющий себя крестным знамением. Кстати, окрестные крестьяне, приезжая в Самару и осматривая скульптурную композицию, первым делом обращали внимание на то, какими достоверными, «настоящими» были лапти на ногах скульптурного крестьянина.

Ворованный постамент вождю великоват

Памятник был так красив и так много значил для города, что даже большевики, когда пришли к власти в семнадцатом году, не посмели сразу уничтожить его. Хотя в других городах они довольно быстро расправлялись с монументами, напоминающими о «проклятом царском прошлом». В Самаре памятник просто забили досками. И когда чехословацкие легионеры в июне 1918 года вошли в город, самарцы первым делом ринулись «освобождать царя». Для них он был символом всего, на чем держалось российское государство. И только после ухода Народной армии и чехословацких легионеров большевики устроили расправу над скульптурой. Она довольно быстро исчезла с пьедестала, и на ее место стали водружать маленькие композиции, изображающие революционных вождей, пропагандирующие борьбу труда с капиталом, государственные праздники. Так было до 1927 года, когда место императора занял вождь мирового пролетариата. Это был типовой памятник скульптора Манизера. Такие ставились и в других городах. И главное - фигуру поставили на постамент, который был слишком велик для нее. Памятник Александру II был, наверное, на треть выше. Поэтому Ленин выглядит мелковатым и сразу заметно, что постамент - ворованный.

Возрастная категория сайта 18 +

1868 — 20 (по старому стилю 7) ноября родился Андрей Афана.

1934 — 20 ноября родился Лев Абрамович Полугаевский (1934 г.

1936 — 19-21 ноября проходил IV чрезвычайный краевой съезд .

1981 — На совместном совещании шести союзных министров .

Ещё события 20 Ноября


Летом 1871 года в Самаре с восторгом встречали императора Александра II и наследника – цесаревича.

Автор: Андрей Борсуков, Вадим Карасев Фото: ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Отметив в городе отличный порядок, чистоту и благоустройство, Александр II объявил за то свое «монаршее благоволение» губернатору Григорию Аксакову.


Визит в губернию Александра II вместе с наследником престола, будущим Александром III, запомнился надолго. Вплоть до Октябрьской революции самарцы рассказывали о нем детям и внукам. А после трагической гибели государя Александра II в Самаре появился лучший памятник царю из тех, что стояли в волжских городах.

Лучший памятник императору

Летом 1871 года император Александр II, сопровождаемый своими сыновьями, наследником цесаревичем Александром Александровичем и великим князем Владимиром Александровичем, совершил большое путешествие по Волге на пароходах общества «Кавказ и Меркурий». Он посетил многие губернские города, расположенные на великой русской реке. В конце августа-начале сентября он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Самаре, Саратове.

Особо императора ждали в Самаре. Городу было чем гордится. Как отмечали современники, Самара бурно развивалась и уже не умещалась в своих старых границах. Как пишет доктор исторических наук Петр Кабытов: «Огромные обозы с хлебом, караваны судов и суденышек, древние почтовые тракты и новейший стальной путь ежедневно наполняли его пестрой шумной толпой людей, многие из которых не прочь были обосноваться на жительство в столь бойком торговом центре». Утром 29 августа в городе все было готово к приему императора. Пароходов, на которых шли император и свита, дожидалась лодка с тремя рыбаками. Она остановилась прямо по курсу каравана. После повторного свистка царского парохода лодка направилась ко второму судну. Поравнявшись с ней, пароход остановился. Рыбаки, стоя в суденышке без шапок, кланялись пассажирам. Старик-рыбак со слезами умолял принять и доставить батюшке-царю двух больших живых стерлядей. Когда старику предложили деньги, он ответил: «Нет! Продавать нельзя того, что готовится для царя». Около двенадцати часов дня пароходы под торжественный колокольный звон причалили к самарской пристани. У сооруженных к приезду триумфальных ворот, украшенных гербами Самары и уездов, цветами, снопами пшеницы и и надписью из дубовых веток: «Здравствуй, царь-освободитель!», его встречали руководители губернии и города, духовенство, именитые граждане. Противоположную сторону ворот украшали государственный герб и слова из гимна «Боже, царя храни!». Императору преподнесли хлеб-соль. Люди, которые хотели увидеть императора, теснились на крышах домов, на заборах, судах и лодках. По обеим сторонам дороги, идущей от триумфальной арки к мосткам пароходной пристани, были устроены ряды лож. В них разместились дамы, дети и воспитанники учебных заведений. После торжественного приветствия император, цесаревич, великий князь и свита сели в экипажи. А самарцы с радостными криками хлынули к коляске и побежали следом, создавая суматоху.

Царя повезли показывать сооружаемый кафедральный собор. Ведь этот собор самарцы тесно связавали с именем Александра II.

4 апреля 1866 года когда преосвященный Герасим обратился к самарскому губернатору с обращением о строительстве храма, в Санкт-Петербурге у решетки Летнего сада революционер Дмитрий Каракозов стрелял в императора, но промахнулся. Поэтому и стройку посвящали чудодейственному спасанию венценосца.

Самарские купцы попросили царя положить камень в строящийся храм. Приготовили белый прочный камень, вытесанный в форме кирпича, серебряный молоток, лопатку. Александр II аккуратно положил камень в стену. И сыновьям, Александру и Владимиру, тоже повелел положить по камню, что они и сделали.

Заложив камень в стену собора, император подробно расспрашивал купцов о размерах храма, качестве строительного материала, сроках выполнения подрядов. Об этом газеты того времени писали так: «. вывели часть стены собора для положения камня на высоте человеческого роста с таким расчетом, чтобы камень находился внутри храма, на самом видном месте. Камень, предложенный к поднесению Государю, обтесали в виде большого кирпича, приготовили серебряный молоток, лопатку и другие принадлежности, употребляемые при каменной кладке».

Как рассказывает краевед Александр Завальный: «Когда венценосный гость Самары стал возвращаться с площади, толпа, окружавшая государя, была в таком умилении, что мужчины снимали с себя верхнюю одежду, а женщины — платки, и они бросали это под ноги государю в надежде, что одежды коснется стопа обожаемого монарха, и одежда хранилась в их домах как семейная реликвия. Восторг самарцев, встречавших Александра II, был исключительный. И, я думаю, неподдельный. С этим царем люди справедливо связывали и освобождение от крепостного права, и те реформы, которые вдохнули новую жизнь в российское и самарское общество».

Гости императорского дома посетили дворянское собрание, где был устроен большой прием, затем были осмотрены Алексеевский детский приют, епархиальное женское училище, Николаевский сиротский дом. В тот же день Александр II провел смотр войск, которыми остался очень доволен.

По окончании обеда в доме дворянского собрания, во время которого пел хор полковой музыки, император вышел на балкон, где его приветствовал народ. Напротив балкона в огороженном пространстве находились депутаты от киргизов, подарившие русскому царю лошадь киргизской породы с седельным прибором.

Отметив в городе отличный порядок, чистоту и благоустройство, объявил за то свое «монаршее благоволение» губернатору Григорию Аксакову.

В скоре Александр II отбыл в Саратов. Больше в Самаре он не бывал. Но оставил о себе светлую память.

Закладку памятника императору Александру II по проекту академика В.О.Шервуда совершили 8 июля 1888 года на Алексеевской площади. По словам Завального, приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах.


В честь императора Александра II было названо открытое в Самаре в 1873 году реальное училище. В 1880 году с именем императора связали публичную библиотеку, организовав зал Александра II, куда собирались вещи его эпохи. Именем царя назвали также железнодорожный мост с пешеходным тротуаром через Волгу близ Сызрани. Александровской была названа и общественная богадельня. 1 марта 1881 года император Александр II погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля». Получив известие об убийстве императора, Самарская городская дума на заседании 26 марта постановила воздвигнуть памятник императору на лучшей площади города, а в зале заседаний думы поставить его мраморный бюст и ежегодно совершать в этом зале вселенскую панихиду перед иконой святого князя Александра Невского.

Закладку памятника императору Александру II по проекту академика В.О.Шервуда совершили 8 июля 1888 года на Алексеевской площади в присутствии губернатора Александра Свербеева, городского головы, членов управы и гласных думы. Памятник открылся в 1889 году. По словам Завального, приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах.

Два визита цесаревича

Во время визита в Самару императора Александра II, многие самарцы хотели близко увидеть не только царя, но наследника-цесаревича Александра. Как предполагают краеведы, самарцам было просто интересно, как изменился наследник престола за два года, что они его не видели.

Ведь впервые будущий Александр III побывал в Самаре 22 июня 1869 года, во время своего волжского путешествия.

В тот день прошли официальные встречи, и наследнику от имени самарского дворянства преподнесли фотоальбом с видами городов и замечательных мест Самарского края.

Губернатор Григорий Аксаков подарил цесаревичу труды Самарского статистического комитета, а колонисты Николаевского уезда пожертвовали три тысячи рублей на благотворительные цели. Эти деньги царской семьей были переданы Алексеевскому детскому приюту.

В тот же день наследник вместе с сопровождавшими его цесаревной Марией и великим князем Алексеем Александровичем посетил лагерь Абхазского пехотного полка под Самарой и ставку бывшего правителя внутренней киргизской орды Букеева. Вечером путешественники побывали на народном гулянье в Струковском саду. Гости слушали украинские, чувашские и мордовские песни в исполнении певцов, одетых в национальные костюмы. После гулянья члены царской фамилии, провожаемые верноподданными самарцами, вернулись на корабль и продолжили путешествие. В эту поездку цесаревич побывал и в Сызрани, где великий князь пообщался с городским купечеством в специально построенной беседке.

Император Александр III, прочитав отчет, потребовал построить в Самаре современную тюрьму, которая бы обеспечивала «посадочными местами» и близлежащие регионы.

А как вы считаете, нужно заменить бронзового Ленина на фигуру царя?

Сейчас на постаменте памятника <nobr II</nobr> размещена фигура Владимира Ленина

Сейчас на постаменте памятника размещена фигура Владимира Ленина

Фото: Роман Данилкин

Активист высказался о демонтаже памятника Ленину в Самаре

В Самаре все-таки нужно увековечить память императора С таким предложением в губдуму вышла инициативная группа горожан. Загвоздка в том, что постамент на площади Революции, где раньше стоял памятник царю, теперь занимает бронзовая фигура Владимира Ленина. На тему возможного демонтажа памятника вождю революции хлестко высказался активист и известный общественный деятель из Самары Андрей Кочетков. Публикуем его мнение в нашей традиционной рубрике «Авторская колонка».

Андрей Кочетков — идеолог «Том Сойер Феста», заместитель председателя Самарского реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Ведет свой блог на фейсбуке

— В Самаре начался очередной круг воспаления масс вокруг возвращения памятника на родной постамент из финского гранита, занятый ныне памятником Ленину на площади Революции.

Что я хочу сказать об эстетической стороне вопроса, про которую мало кто говорит, утопая в идеологических баталиях.

Минусы нынешнего состояния:

  • памятник Ленину хоть и сделан далеко не последним скульптором Матвеем Манизером (автором, например, самарских памятников Чапаеву и Куйбышеву, а также фигур на московской станции метро «Площадь Революции»), не сказать, что представляет из себя что-то особо выдающееся. Это далеко не лучшая работа Манизера;
  • аналогичных памятников было несколько. Сейчас такой же стоит в Хабаровске и во дворе Немецкого исторического музея в Берлине. А площадь Революции при этом занимает очень важное место в городском пространстве;
  • типовой памятник не делался специально для постамента и места. Поэтому фигура Ленина не выглядит гармонично на пьедестале, где стоял Александр. До совсем странного эффекта костромского массивного Ленина, взгромоздившегося на высокий изящный постамент памятника дома Романовых не доходит. Но тоже ничего хорошего;
  • в перспективе одного из лучших исторических ансамблей города — улицы Куйбышева — памятник, бывший до революции доминантой, теряется (хотя и, к счастью, не давит его массивными размерами).
  • оригинальный памятник восстановить невозможно, поскольку он утрачен (по легенде, утоплен в Волге, но скорее всего просто переплавлен);
  • сделать копию оригинального памятника со всеми его фигурами на постаменте практически невозможно, а точнее — запредельно дорого. Очень-очень. Нужно много очень квалифицированных специалистов мирового уровня и много времени;
  • если это будет новое или фантазия на тему старого, то не надо забывать, что из всей бронзы, установленной в Самаре в последние десятилетия, с художественной точки зрения если что-то не вызывает печали и отторжения, то это уже большая победа. Вряд ли у новых авторов получится нововоронежская Алёнка (хотя если вспомнить фигуры солдат, расставленных по городу к Дню Победы, потенциал к тому и у нас немалый). Скорее выйдет очередной сиротливый кусок никому не нужной бронзы, вроде памятника Алабину. Об адекватности таких художественных подходов в вообще не буду;
  • памятник Ленину уже почти сто лет стоит на своем месте (Александр простоял около тридцати лет), став полноценной частью городского пейзажа, а установка нового изваяния — вмешательство в него новоделом без гарантии качества.

Я не против увековечивания памяти об Александре II в Самаре за частные средства (всплывает сумма в рублей). Как говорится, хозяин — барин. Но формат задуманного мне совершенно не импонирует. Более того, есть высокие риски того, что в художественном смысле в результате задуманного Самара покажет себя как провинция в худшем смысле этого слова. Будет до зевоты скучно и беспомощно, а единственную художественную ценность в результате заимеют лишь перформансы коммунистов, приуроченные к демонтажу Ильича.

Читайте также: