Как играть в компьютерном клубе

Обновлено: 06.07.2024

В конце 2019 года в городах-миллионниках было больше 400 компьютерных клубов. Всего за год это число выросло на 80%. Санкт-Петербург, Челябинск, Волгоград, Самара и Нижний Новгород показали двукратный рост, а в Воронеже количество таких заведений почти утроилось, подсчитал «Коммерсантъ» на основе данных сервиса «2ГИС».

В Москве за то же время компьютерных клубов стало в два с половиной раза больше. В ноябре 2019 года в столице работало 147 заведений. Ажиотаж продолжился и в 2020 году: в начале марта «2ГИС» по запросу «компьютерный клуб» показывал уже 238 адресов, убедился «Секрет».

«Это похоже на истерию», — говорит владелец новосибирского клуба Windeta Сергей Закревский. Он открыл этот бизнес в мае 2019 года. По словам Закревского, после этого в городе стали появляться по два клуба в месяц. «К концу года их стало 20 штук. Даже для такого большого города, как Новосибирск, это много», — считает предприниматель.

К взрывному развитию рынка, по мнению экспертов, привели как минимум два фактора. Первый — увеличение стоимости комплектующих для домашних игровых компьютеров. Популярность майнинга криптовалют привела к дефициту видеокарт и росту цен на них. По словам геймеров, минимальная стоимость игрового компьютера составляет 35 000 рублей, а оптимальный набор «железа» приближается к отметке в 100 000 рублей.

Кроме того, на рынок сильно повлияло развитие в России киберспорта. В 2019 году международная аналитическая компания PwC оценивала стоимость этого рынка в $12,7 млн. К 2023 году он может вырасти до $31,2 млн, считают эксперты.

«При таких высоких темпах роста киберспортивной отрасли не хватает мест, где люди могут заниматься киберспортом, — рассказал "Секрету" представитель франшизы компьютерных клубов Colizeum Ринат Магдеев. — Во-первых, далеко не у каждого есть дома хороший игровой компьютер. Во-вторых, в клубы люди ходят не просто поиграть, а пообщаться и отдохнуть с друзьями, окунуться в атмосферу. В-третьих, клубы сегодня реально стали площадками для тренировок команд, для участия в турнирах. Теперь это полноценные спортзалы».

Компьютерные клубы — самое популярное направление для инвестиций на российском киберспортивном рынке. «90% тех, кто говорит, что вложился в России в киберспорт, вложились именно в такие клубы», — утверждает венчурный инвестор и основатель инвестиционной компании А.Partners Алексей Соловьёв.


Геймерские клубы оказались на новой волне популярности. Они стали не просто развлечением, а серьезным спортом, источником заработка. Как пример недавняя победа российских компьютерных игроков из команды «Team Spirit» на мировых соревнованиях по Dota 2, где молодые участники выиграли более 18 млн долларов.

Редакция ЕАН побывала в компьютерных клубах Челябинска и пообщалась с их сотрудниками и клиентами, чтобы узнать, как изменилась игровая индустрия спустя два десятилетия после ее первого взлета в России и почему люди предпочитают играть в специальных заведениях, а не дома.

Последствия модернизации. Или как изменились клубы

Первый пик популярности игровых заведений случился еще в 2000-х. Тогда народ собирался в маленьких подвальчиках и играл на компьютерах с пузатыми мониторами. Все же людям нравилось, потому что ПК дома в то время был редкостью и это уже было шикарными условиями. Сегодня такую картину можно встретить разве что в компьютерном классе какой-нибудь сельской школы, потому что игровые клубы сильно изменились.

Внешне современные клубы в Челябинске, как и 20 лет назад, представляют собой стандартные заведения: столы, компьютеры, игроки и администратор. Однако теперь их владельцы привлекают клиентов не наличием, а качеством услуг, так как техника, интернет и игры стали доступны почти каждому и в домашних условиях. Конкуренция выросла.

Кардинально изменилась техническая составляющая. Сейчас собрать свой средненький игровой ПК будет стоить минимум 90 тыс. рублей. Не каждый готов на такие траты. Зато найти сотню рублей, чтобы пару часов поиграть на качественном железе, могут многие.

Зачастую в киберспортивных клубах можно встретить технику фирм MSI, Gigabyte или XyperX. Некоторые раскрученные франшизы могут позволить себе закупить что-то эксклюзивное.

Игры в клубах тоже на любой вкус: «Dota», «CS:GO», «Fornite», «Apex», «Warface», «PUBG», «WOT», «Sims». Также о своих пожеланиях можно заранее сказать администратору.

«У нас есть определенный список наиболее популярных игр, которые должны быть установлены и ежедневно проверяются на наличие новых обновлений. А если выходит какая-то игра на большом хайпе, то мы скачиваем ее на несколько компьютеров, как например было сСyberpunk»,говорит Данил.

В геймерской среде распространены турниры на деньги. По сути это такая же игра, но победители получают не только моральное удовольствие, но и денежный призовой фонд.

Раньше такие соревнования редко проводились в игровых клубах, только если в очень крупных. Но сейчас эту тенденцию подхватили почти все организации.

«В каждом клубе Colizeum по всей России проходят турниры с неплохими призами. Причем не в LAN-формате, и игроку может попасться соперник с другого конца страны. Однажды у нас в клубе решили провести два турнира поДотеиCS:GO МИДиС. Ребята заняли аж 45 мест из 55»,рассказывает администратор игрового клуба.

Приятным бонусом в любом геймклубе являются эффектные декорации, подсветка, игровые кресла, вип-зоны, еда и напитки.

Портрет геймера

Нередко в компьютерных клубах можно встретить подростков и даже совсем еще маленьких детей. Однако такие посетители могут приносить больше неудобств, чем прибыли, потому что они часто несдержаны, кричат, смеются или неаккуратно обращаются с техникой и ломают ее. Также администраторам сложно следить, подходит ли определенная игра возрасту ребенка, а это важно делать, потому что в некоторых проектах встречаются излишняя жестокость или откровенные картины. Кроме работников неудобства испытывают и другие игроки в зале.

«Огромный минус, что во многих заведениях нет ограничений по возрасту и там бывает большое количество школьников. Они плохо себя контролируют, могут орать, материться и всячески мешать окружающим из-за того, что у них что-то не получается. Конечно, бывают и взрослые мужчины, кто может эмоционально среагировать, но это вообще редкость», — делится впечатлениями геймер Дмитрий Колесников.

«Эти стрелялки-убивалки только детей портят!»

К слову о возрастных ограничениях — вспомним распространенное мнение, что компьютерные игры плохо влияют на людей, особенно если это дети. И отчасти это правда.

«Отрицательное влияние в том, что чрезмерное погружение обрывает контакт с реальным миром, а для того, чтобы удовлетворять свои потребности, важно быть периодически здесь и сейчас. Получается замкнутый круг: человек из-за неудовлетворенности тем, что происходит, уходит от реального мира в игры, но при этом потребность так и остается, ничего не меняется, качество жизни не улучшается», — комментирует психолог Марина Горбачева.

   «Помимо ухудшения зрения, осанки, как и в любых масс-медиа, в играх присутствуют навязанные модели поведения. Они тем более пагубны для детей ввиду отсутствия у них сформированного мировоззрения и опыта. А также достигнутые цели в игре никогда не станут реальными, хотя время жизни на них тратится. Есть люди, склонные к зависимости от компьютерных игр. С течением времени они могут заплатить дорогую цену: утрата некоторых социальных связей, упущенные выгоды, недостижение целей реальной жизни и так далее», — дополняет психолог Екатерина Цаюкова.    Кроме того, во многих проектах сейчас требуется донат — денежное пожертвование. В некоторых играх это просто поддержка для разработчиков. При желании можно купить, например, скины, но они никаких привилегий, кроме визуальной красоты, не дают. А в других играх донат сильно влияет на качество. Тебя вынуждают приобретать, допустим, оружие или броню, чтобы увеличить скорость, дальность, силу урона и так далее — иначе не выиграть.

Однако кроме минусов можно выделить и немало положительных сторон.

«Дети в играх изучают ролевые модели, себя, получают новые навыки и развиваются. Взрослые тоже в этом нуждаются, но часто не могут себе это организовать в реальности в силу разных причин. Тогда на помощь приходит онлайн версия жизни и виртуальные миры. Игры — способ развлечься, получить удовольствие. В безопасности можно стать тем, кем в реальности страшно или невозможно», — делится Екатерина Цаюкова.

  «В играх раскрывается творческий потенциал, в этом можно найти вдохновение, люди социализируются, сбрасывают напряжение — мы своеобразно справляемся с некоторыми неврозами», — пояснила Марина Горбачева.  

Когда человек играет, у него повышается мозговая активность. А насколько сильно, уже зависит от самой игры.

«Если это какой-нибудь экшн, стрелялка в простонародье, то у игрока сразу прокачивается его реакция, внимательность, работа в команде, возможно, коммуникативные способности, потому что нужно общаться со своими союзниками, чтобы победить. Если это игра-стратегия, то нужно умение продумывать план, просчитывать действия на много шагов вперед, а также быстро менять путь, по которому вы собирались идти, если вдруг видите, что что-то пошло не так. В общем, везде по-разному, где-то реакция, где-то логика», — рассказывает о собственном опыте геймер Дмитрий Колесников.

Напомним, ранее ЕАН рассказывал о самых богатых киберспортсменах, которые заработали солидные суммы в игре „Counter-Strike: Global Offensive“. Их призовые фонды оцениваются в сотни тыс. долларов.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

Современные заведения при открытии отталкиваются именно от этой цели: сразу установить такое сетевое оборудование и игровые системы, чтобы они не только полностью удовлетворяли потребности популярных проектов, но и имели запас мощности ещё на несколько лет вперёд. Такой подход позволяет сконцентрироваться на улучшении других направлений, не заботясь в ближайшее время о главной задаче: замене железа ради комфорта клиента.

Пополняется список актуальных игр

Поэтому современные клубы всегда в курсе новостей индустрии: какой проект когда выходит, насколько сильно он зацепит пользователей, приживётся ли среди геймеров, интересно ли в него играть компанией в подобных заведениях. Публика может быть довольно требовательной, и ей всегда нужно разнообразие как самих игр, так и жанров.

Они заботятся об удобстве клиентов

Многие профессиональные геймеры используют исключительно свои девайсы для управления. Это связано со спонсорством, суеверием или им просто так удобно. Подобный пример с них берут и обычные игроки: они часто берут с собой любимую и удобную технику.

Современные клубы заботятся о комфорте клиента и предоставляют эргономичные девайсы для игровой зоны, а также разрешают приходить со своими. Речь, конечно, о мышках, клавиатурах и гарнитурах: в хорошей организации всегда будут не против подобного ритуала и даже помогут с установкой.

Персонал стремится к безупречному сервису

Сейчас всё больше внимания уделяется качеству обслуживания, постоянному повышению его уровня. Современные компьютерные клубы не исключение, и они также стараются предложить то, что поможет выделиться среди конкурентов.

Хороший сервис может начаться ещё до входа в здание: наличие удобных парковочных мест будет несомненным плюсом для многих. Внутри клиентов обычно ожидает администратор, который всё покажет, расскажет и станет верным помощником на протяжении всего вашего отдыха. Развлечения могут затянуться вплоть до ночного марафона, и для таких мероприятий всегда имеются комнаты, где можно подкрепиться. Нередко бывают и отдельные lounge-зоны, где можно просто отдохнуть от всего или обсудить стратегию с друзьями перед очередным раундом.

У клубов есть собственное мобильное приложение

Далеко не каждая игровая может похвастаться собственным приложением для смартфонов. Данный момент может косвенно указывать на то, что со всем остальным в клубе также полный порядок. Собственно, с помощью приложения ты можешь убедиться в этом сам, не выходя из дома.

Помимо контактов, адресов, библиотеки игр, конфигураций систем и их количества, сервис обладает рядом дополнительных интересных возможностей. Например, ты можешь увидеть в режиме реального времени количество свободных мест, узнать, как долго ты играешь и продлить время сессии. Некоторые клубы заводят даже свой QR-код для удобного входа в здание.

Помимо работы над развитием приложения, совсем скоро там обещают ещё несколько интересных возможностей, компания уделяет особое внимание и другим IT-решениям: у неё есть собственная CRM и мощный сервер. Всё это позволяет автоматизировать процессы и облегчить управление бизнесом, и, как следствие, уделить больше внимания клиентам.


14 окт. 2018 в 7:23

Правила компьютерного клуба
"Центр Киберспорта”

1. Компьютерный клуб “Центр Киберспорта” является частным заведением, поэтому администрация вправе отказать в посещении клуба любому клиенту без объяснения причин отказа.

2. Администрация клуба имеет право удалить клиента из клуба без возврата денег, при нарушении правил клуба.

3. Клиент обязан оплатить услуги клуба авансом, согласно установленным расценок.

4. Посетители в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического опьянения, а также в грязной одежде, либо распространяющие резкий запах не обслуживаются и удаляются из клуба.

5. Детям до 18 лет разрешается посещать клуб с 9-00 до 22-00. При непредставлении документов (любой документ с фотокарточкой) о наличии 18 лет – клиент на ночь не допускается, а предоплата не возвращается.

6. Запрещается класть на столы личные вещи (куртки, сумки, головные уборы и т.д.).

7. Клуб не несет ответственности за пропажу вещей на территории клуба

8. В Клубе не производится возврат денег за оплаченную услугу по требованию посетителя, однако, в случае наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы, в том числе временного отключения электричества и т.д.), приведших к её неоказанию, возможна компенсация в эквивалентном размере.

9. Запрещается Находиться в компьютерном зале Клуба, не оплатив рабочее время за компьютером или не забронировав его на ближайший час.

10. В дневное время запрещается спать за компьютером.

11. В ночное время разрешается находиться только за своим рабочим местом, запрещается сдвигать стулья и спать на них,а также на любых других местах.

12. Доступ к сайтам, содержимое которых противоречит законодательству РФ, запрещается и может быть заблокирован. В спорных случаях окончательное решение о блокировании доступа к тому или иному ресурсу принимается администрацией клуба.

13. Запрещается нецензурно выражаться, оскорблять других посетителей в устной и письменной форме – нарушители будут оштрафованы удалением купленного времени.

14. Запрещается курить(парить и прочее) и распивать алкогольные напитки на территории клуба.

15. Туалет находится внутри помещения, справляющие нужду на улице лишаются оплаченного времени.

16. Клуб работает круглосуточно.

19. Запрещается мусорить в клубе и на прилегающей территории.

20. В ночное время запрещается работа двух людей за одним компьютером. При скоплении большого количества людей администратор вправе удалить всех, кроме тех, кто непосредственно находится за компьютером.

21. Если в результате действий клиента клуб понес материальный ущерб, то клиент обязан полностью компенсировать этот ущерб.

22. Файлы клиентов на компьютерах клуба сохраняются до окончания арендованного времени. Дальнейшая их сохранность не гарантируется.

23. Клуб не несет ответственности за функционирование серверов в интернете и ошибки в используемом программном обеспечении.

24. Клиент обязан выполнять указания администратора, касающиеся соблюдения настоящих правил, правил безопасности и технических условий эксплуатации компьютера.

25. Администратор обязан оказывать помощь клиенту в случае возникновения технических проблем. Администратор не обязан обучать клиента работе с компьютером, а также работе с конкретными программами и играми.

26. Клиент не имеет право: самостоятельно передвигать мониторы, системные блоки, разъединять составные части компьютера и сети, прикасаться к элементам электросети, питающей компьютеры и сетевые устройства.

27. Клиент не имеет права изменять настройки операционной системы, устанавливать и удалять программы, осуществлять иное несанкционированное вмешательство в работу компьютера и сети.

Читайте также: