Как изменить тембр синтезатора через компьютер

Обновлено: 05.07.2024

Вновь синтез и синтезаторы, друзья! Недавно, на одной из виртуальных встреч, мы говорили о том, как сделать звучание музыкальной композиции более персональным и эмоционально значимым для ее создателя. Для того чтобы звук был уникальным, его стоит попробовать создать с нуля. Сегодня мы поговорим не просто о создании звуков, а о том, как создавать собственные звуки при помощи виртуальных синтезаторов. Чуть ниже читайте несколько советов о том, как синтезировать собственные звуки с нуля.

1. Разберитесь, какой метод синтеза использует инструмент.

Предположим у вас есть интрумент, которым вы собираетесь пользоваться. Прежде всего выясните как этот инструмент генерирует звук. Какой тип синтеза используется? Частотная модуляция, аддитивный/субтрактивный синтез, волновой синтез, физическое моделирование и так далее. А, возможно, этих типов несколько, и они используются гибридно.

Знание того, как прибор генерирует звук, – фундаментально. Оно ведет к понимаю доступных параметров для настройки инструмента и тому, как эти параметры влияют на звук. Также, некоторые типы синтеза более подходят для получения конкретных моделей звука, чем другие, так что имеет смысл разобраться в том, какой тип синтеза наиболее близок к вашим задачам.

Если вы понятия не имеете, какой тип синтеза лежит в основе виртуального инструмента, попробуйте покопаться в его пресетах. Эти звуки помогут вам разобраться в том, каким образом генерируются звуки.

2. Разберитесь в возможностях модуляции инструмента.

Редко когда попадаются виртуальные инструменты, в которых нет возможностей модуляции, особенно если речь идёт о синтезаторах. Модуляция означает изменение параметров звука посредством различных методов. Например, с помощью LFO, огибающих, степового секвенсора. Очень важно знать, для чего предназначен каждый параметр в синтезаторе, какие из этих параметров воздействуют на модуляцию и каким образом.

Знание этой информации расширит вашу ментальную и звуковую палитру. Имея в воображении определённый звук, вы будете четко осознавать, какие параметры помогут вам его создать. Для гитариста не являются сюрпризом звуки, которые он извлекает из своей гитары. Он досконально изучил свой инструмент и заранее знает, как он будет звучать при игре. Достигается это практикой. Синтезатор – такой же инструмент и его стоит также изучить.

3. Разберитесь в фильтрах

Фильтрация – это не только базовый процесс в субтрактивном синтезе, это также вполне обычная модуль в большинстве виртуальных инструментов. Существуют мультирежимные фильтры, а также фильтры с гибкими настройками фильтрации и ее роутинга. Модуляция фильтра – одна из наиболее часто применяемых, что даёт бесконечно разнообразные возможности в создании и генерации звука.

4. Разберитесь, каким образом извлекается звук

Помимо того, что вы должны разобраться в вышеперечисленных параметрах и возможностях модуляции, естественно, необходимо понять, как инструмент генерирует звук. Как правило, любая DAW обладает необходимыми ресурсами для извлечения звука из виртуального инструмента. Иногда эти ресурсы не столь очевидны.

Синтезаторы, не имеющие встроенных арпеджиаторов или секвенсоров, могут управляться сторонними плагинами, которые в большинстве случаев, можно найти в стандартном наборе любой DAW. В наше время даже отдельные плагины и устройства модуляции стали входить в наборы современных DAW.

5. Разберитесь в возможностях обработки

Большинство виртуальных синтезаторов имеют набор встроенных эффектов. Создавая новые пресеты, делайте это таким образом, чтобы они были максимально независимы от внешних устройств обработки. Тогда у вас всегда будет возможность использовать эти пресеты как в разных проектах, так и в DAW и на различных системах. В некоторых случаях наборы эффектов у синтезатора настолько самодостаточны, что их вполне хватает для создания нужного звука, не изменяя при этом другие настройки.

6. Какогой тип звука вам нужен?

Создатели виртуальных инструментов часто довольно скрупулёзно категоризируют наборы пресетов, идущих в наборе к синтезаторам, учитывая их потенциальное использование: тембр, контекст, вербальное и эмоциональное описание, похожесть на уже известные и ставшие классическими звуки, их сходство с акустическими инструментами, их отношение к тому или иному жанру, использование звуков в арпеджиаторе или секвенциях и так далее.

Создавая собственные звуки, важно придумать им подходящие названия. Рекомендую, в первую очередь, подумать об эмоциональной нагрузке. Затем стоит понять, сфокусирован ли звук в каком-либо частотном диапазоне (басс, среднечастотный лид, выскочастотные струнные звуки…), монофонический он или полифонический, грязно перегруженный или чистый, короткий или длинный, предназначен ли он для секвенций, арпеджиатора или для живого исполнения, будет ли этот звук мелодическим, гармоническим или перкуссионным. Этот список можно продолжить. Попробуйте составить свой перед тем, как начнёте создавать новые звуки. Границ тут нет, используйте своё воображение на полную.

7. Начинайте создавать пользуясь настройками "по умолчанию"

Прежде чем вы начнёте программировать собственные звуки, рекомендую начать с наиболее простого звука. Некоторые синтезаторы при загрузке в них настроек "по умолчанию" дают вам именно такой звук. Но иногда эти настройки нужно немного подкорректировать. На что стоит обратить внимание:

  • Выключите модуляцию
  • Выключите фильтры
  • Выставите в основном источнике звука самую простую форму волны
  • Выключите дополнительные источники звука
  • Выключите эффекты
  • Выключите секвенсер и арпедиджиатор
  • Настройте форму амплитудной огибающей на форму по умолчанию.

В большинстве случаев мы начинаем с простой синусоиды с быстрой атакой и релизом. Это отправная точка, в которой мы включаем наше воображение и начинаем творить. На процесс создания определённо будут влиять наше настроение, музыка, которая нас вдохновляет, воспоминания и жизненный опыт. Непременно в этот процесс будет вовлечена некоторая доля погрешности. Это нестрашно. Создать звук идентичный тому, что звучит у вас в голове – задача более чем сложная. Позвольте себе свободу. Пусть эти погрешности присутствуют. Вполне вероятно, что в процессе программирования вы создадите нечто совсем непохожее на изначальную задачу. В таком случае, стоит сохранять и промежуточные результаты, а затем возвращаться к ним, если вы заблудитесь. Процесс создания звука, требует большой сосредоточенности и терпения. Пробуйте, экспериментируйте, исследуйте!

На курсе "Создание Современной Музыки", изучая синтез, мы предлагаем выполнить такое задание: за 7 дней изучить виртуальный синтезатор и с его помощью создать музыкальную композицию. Вы тоже можете попробовать сделать это! Неважно, сколь глубоко вы успеете изучить ваш прибор, композиция в любом случае должна быть готова. Это неплохая тренировка для саунд дизайнера и музыканта. Дерзайте!!

Наверное, каждый обладатель цифрового пианино или синтезатора хотя бы один раз задавал себе вопрос: «А можно ли улучшить звучание фортепианного тембра моего клавишного инструмента?». И сегодня мы поговорим о способах улучшения звука вашего музыкального инструмента.

Прежде всего, нам следует конкретизировать, что именно нас не устраивает. Рассмотрим три типичных варианта:

1. Нам не нравится звучание синтезатора (цифрового пианино) через его колонки, тогда как звук в наушниках нас вполне устраивает.

2. Нас не устраивает звучание клавишного инструмента в наушниках. Звук из колонок для нас не принципиален (так как чаще всего мы играем в наушниках).

3. Нас не устраивает звучание как в наушниках, так и из колонок синтезатора (цифрового пианино).

Начнем рассматривать варианты улучшения звучания тембра фортепиано в предложенном порядке:

1. Нам не нравится звучание синтезатора (цифрового пианино) через его колонки, тогда как звук в наушниках нас вполне устраивает

Звучание электронного инструмента можно значительно улучшить, подключив внешнюю акустическую систему. Если у вас нет системы Hi-Fi или хорошего музыкального центра, то вполне подойдут активные стереофонические мультимедиа-колонки (от 20 ватт на канал) уровня SVEN SPS-700 или Microlab SOLO-1 (приблизительно от 1500 рублей). Еще более лучшим вариантом будет использовать трехкомпонентную акустику, например Edifier HCS2330 (приблизительно от 3600 рулей). Для подключения внешней акустики используйте линейный выход музыкального инструмента, а при отсутствии оного - выход на наушники.

2. Нас не устраивает звучание клавишного инструмента в наушниках. Звук из колонок для нас не принципиален (так как чаще всего мы играем в наушниках)

Другими словами вас не устраивает звучание генератора звука и (или) предварительного усилителя вашего цифрового пианино (синтезатора). Именно такой звук подается на линейный выход аппарата, и именно его вы слышите в наушниках.

Улучшение звучания клавишного инструмента достигается за счет его подключения к компьютеру (ноутбуку) и использованию внешнего по отношению к инструменту генератора звука.

Прежде всего, необходимо убедиться в наличии MIDI-выхода (выход для подключения к компьютеру) у вашего клавишного инструмента (обратитесь к документации и ознакомьтесь с описанием всех имеющихся интерфейсов, нам нужен MIDI IN/OUT). В случае отсутствия у вашего инструмента миди-выхода улучшить звучание не получится.

Midi-разъемы бывают двух типов – традиционные круглые 5-контактные и обычные квадратные USB типа «B», как на периферийных устройствах (принтерах, сканерах и т.д.). Последние гораздо удобнее, поскольку не требуют специального входа на звуковой плате компьютера, а также соответствующего шнура (MIDI-кабеля). Если же у вас 5-контактный MIDI-разъем, то вам придется купить MIDI-кабель (их сейчас огромное множество, главное чтобы кабель позволял инструмент к порту USB, который присутствует в абсолютно любом компьютере или ноутбуке).

Далее подключаем наш музыкальный инструмент к компьютеру. Для уменьшения задержек при нажатии на клавиши инструмента лучше всего использовать протокол ASIO. Если в вашем компьютере установлена звуковая карта с поддержкой ASIO (как правило, если вы не приобретали звуковую карту отдельно, то ваша карта без поддержки ASIO). В таком случае можно задействовать встроенный звук с универсальным драйвером ASIO - asio4all (tippach.business.t-online.de/asio4all/, сейчас там есть даже русская локализация).

Скачайте и установите универсальный драйвер asio4all, а также программное фортепиано, все они имеют интерфейс в виде рояльной клавиатуры, на которой можно что-нибудь сыграть мышкой или клавиатурой компьютерной. Не очень удобно, конечно, но для определения задержки вполне достаточно. Послушайте, нет ли треска и проглатывания звуков, если есть - придется увеличить задержку в настройках asio4all; если нет - задержку можно уменьшить. Попробуйте поиграть другими параметрами asio4all - отключите вход аудио-карты, установите буфер ASIO в 1024, отключите аппаратный буфер карты и установите максимальное количество буферов ядра. Какие-то параметры чаще всего можно настроить и в программном рояле.

Все звучит чистенько и задержка устраивает? Замечательно, можно подключать наушники к компьютеру (ноутбуку) и наслаждаться звуком рояля. Если же все усилия напрасны и приемлемой задержки получить не удалось (очень давно с таким не встречался) - придется приобретать звуковую плату с аппаратной поддержкой ASIO (в этом случае asio4all нужно будет удалить).

3. Нас не устраивает звучание как в наушниках, так и из колонок синтезатора (цифрового пианино)

Самый сложный вариант. Для улучшение звучания придется проделать все операции, описанные в пункте 2. После этого линейный выход компьютера (ноутбука) можно попробовать подключить к линейному входу (при наличие) вашего цифрового пианино. Если качество звука вас устраивает, то можно играть и слушать звук через акустику инструмента. Если линейный вход в клавишном инструменте отсутствует или качество звука из его колонок вас не устраивает, то можно подключить внешнюю акустику (смотри пункт 1).

Внешний вид синтезатора


Несколько лет тому назад умер смертью храбрых мой старый синтезатор Yamaha PSR-GX76. Случилось это из-за того, что я по ошибке подключил к нему блок питания 24 В вместо положенных 12 В. В таком режиме синтезатор героически проработал несколько минут, после чего случился «пук», сопровождаемый аудиовизуальными спецэффектами и специфическим запахом и синтезатор больше не включался. С тех пор он пылился в коробке и ждал своего часа, который для него, наконец, настал. В нескольких статьях я расскажу как проходило движение от идеи вдохнуть в него новую жизнь до реализации и демонстрации полученных результатов.

Вскрытие

image


Типичный синтезатор состоит из нескольких основных частей: модуль звукогенератора (содержащий обычно микросхему самого звукогенератора и память с сэмплами инструментов), модуль аудио-усилителя и модуль, сканирующий клавиатурную матрицу синтезатора.

Модуль усилителя звуковой частоты (совмещен с блоком питания)


image

Модуль звукогенератора (видна память, сам звукогенератор на обратной стороне)

Вскрытие показало, что в моем синтезаторе разорвало на части стабилизатор напряжения питания, ответственный за подачу напряжения на микросхемы звукогенератора и сканера клавиатурной матрицы. Увы, замена стабилизатора на новый не принесла результатов. Дальнейший анализ показал, что обе микросхемы, по всей видимости, более не функционируют: присутствуют корректные сигналы сброса и тактового генератора, однако никаких признаков жизни со стороны самих микросхем не наблюдается. Поскольку данные микросхемы были произведены специально для синтезатора компанией Yamaha, то заменить их на новые не представлялось возможным, тем более, что модель уже старая. И тут мне пришла в голову идея вместо того, чтобы отремонтировать старый модуль звукогенератора, выкинуть его и сделать свой собственный, целиком и полностью настраиваемый, с Linux-ом и Wi-Fi'ем.

Выбор платформы — основы для нового синтезатора

Загоревшись этой идеей, я начал подбирать платформу, на базе которой будет создаваться новый «мозг» синтезатора. Начал поиски с относительно простых отладочных плат на STM32, так как изначальная идея была в реализации с нуля прошивки, реализующей синтез звуков. Критерием отбора являлось наличие как минимум нескольких десятков мегабайт памяти, слот для SD-карты, аудиовыход и возможность подключения LCD-дисплея. Затем возникла идея использовать что-то помощнее, и я вспомнил про валяющуюся без дела Raspberry Pi. Но она не подошла в итоге по нескольким причинам: отсутствие возможности без танцев с бубном «из коробки» подключить LCD-дисплей, отсутствие достаточного количества GPIO-пинов, сравнительно низкая частота процессора. Но к тому моменту я уже понял, что нужно двигаться в направлении Linux, потому что для него уже написано немало программных синтезаторов, и в частности, особо заинтересовавшие меня LinuxSampler и FluidSynth. Поэтому я продолжил поиски, уже отбросив «маломощные» платы на STM32, и спустя несколько часов непрерывных поисков я нашел ЕГО, и понял — это то, что нужно. Итак, в качестве платформы был выбран и приобретен в Китае мини-компьютер EmbedSky E8 miniPC, в комплекте с 4.3-дюймовым резистивным сенсорным LCD-дисплеем.

Надо сказать, я был приятно поражен тем объемом документации, который поставляется на двух DVD-дисках вместе с мини-компьютером: на дисках присутствует полная принципиальная схема, документация на каждую используемую микросхему, включая полную документацию на процессор, руководство пользователя (на китайском, но все и так понятно) различные инструкции (например, по установке Ubuntu и даже по разработке с Qt). Кроме того, имеются исходные коды ядра Linux 3.0.8, исходный код системы Android, некоторого ПО от EmbedSky, GCC 4.4.3, исходный код Qt и еще много интересного. На плате предустановлено сразу две ОС — Linux и Android 4.0.4, выбор какую загружать осуществляется через загрузчик U-Boot. Android был мною безжалостно снесен, и вся имеющаяся eMMC Flash-память использована под простой Linux.

Стоит отметить, что изначально плата настроена на работу с емкостным экраном. Для того, чтобы переключить ее на резистивный интерфейс, необходимо перепаять две перемычки на обратной стороне платы рядом с LCD-разъемом. Собственно, это было первое, что я и сделал с платой после проверки ее работоспособности. Далее выяснилось, что образ Linux, зашитый в eMMC тоже по-умолчанию настроен на использование емкостного датчика. Убил несколько часов, копаясь в конфигах Qt и Tslib, но в итоге тач все-таки заработал как положено.

С платой поставляется Qt версии 4.5 — довольно старая версия. Я люблю все новое, поэтому для работы над своим проектом, я решил скомпилировать для ARM Qt последней версии 5, а поскольку много времени тратить на разработку тоже не очень хотелось, то дополнительно я решил, что буду все писать на Python, так что мне понадобилась также библиотека PyQt5. Процессор Samsung S5PV210 имеет встроенный 3D-ускоритель с поддержкой OpenGL ES 2.0, но, к сожалению, Samsung предоставляет драйвера для OpenGL только для ОС Android, поэтому использовать Qt 5 с поддержкой OpenGL ES не получилось (попытался скопировать нужные DLL с образа Android, но одна из библиотек имела зависимость от libhardware.so и далее до бесконечности), так что я остановился на LinuxFB в качестве платформы для вывода графики. С компиляцией Qt 5 особых проблем не возникло, за основу я взял конфиг для Raspberry Pi и вырезал все, что связано с OpenGL ES. Затем я собрал Python 2.7.6, используя инструкцию отсюда.

image

При сборке для ARM библиотеки PyQt5 возникла проблема — оказалось, что библиотека имеет зависимость от заголовков OpenGL даже если Qt была собрана без поддержки OpenGL. Пришлось пропатчить библиотеку так, чтобы убрать зависимость. Соответствующий патч был опубликован в списке рассылки PyQt. Возможность сборки без OpenGL будет также добавлена в upstream в ближайшее время. После сборки PyQt5 я успешно протестировал на устройстве примеры из поставки Qt, портированные на Python и распространяющиеся в составе PyQt.

Мой графический интерфейс к LinuxSampler и FluidSynth, написанный на PyQt5

Далее последовала кросс-компиляция LinuxSampler и его зависимостей: libaudiofile , libfftw , libgig , libsndfile , libsamplerate . В libsndfile была обнаружена интересная фича, названная в коде библиотеки «Ultimate sanity check» — assert на то, что тип off_t имеет размер 8 байт. В моем случае это оказалось не так. К счастью, простое удаление этой “проверки на вменяемость” полностью решило проблему. Интересно, почему она делает эту проверку во время выполнения а, не прерывается на этапе configure — все равно ведь работать не будет, зачем тогда компилировать?

Дополнительно был скомпилирован JACK в качестве драйвера вывода звука для LinuxSampler. Для него потребовались патчи arm-timestamp.patch и atomic.patch отсюда. Также я компилировал с такими флагами для GCC, чтобы включить поддержку расширений NEON для ARM: -march=armv7-a -mtune=cortex-a8 -mfpu=neon -ffast-math -funsafe-math-optimizations -O3 .

На данной стадии у меня работал JACK и LinuxSampler, через который я мог проигрывать MIDI-файлы с помощью jack-smf-player. Вместе с графическим интерфейсом (см. выше) был написан питоновский модуль для работы с LinuxSampler по протоколу LSCP, а также с помощью SWIG сгенерирован биндинг для libgig , которая позволяет загружать GIG-файлы, и, в частности, выяснить какие внутри есть инструменты, чтобы их можно было выбрать из списка в интерфейсе на Qt. Ближе к завершению проекта эти наработки, а также весь связанный с проектом оригинальный исходный код будет выложен на GitHub для всех желающих.

  • Как устроена клавиатурная матрица синтезатора
  • Как я менял сгоревший МК сканера клавиатуры на ATmega, про прошивку прямо с платы, и как микроконтроллер общается с LinuxSampler
  • Как я делал ядро с поддержкой Realtime Preemption на основе стокового и как решались многочисленные возникшие проблемы
  • Как проходило общение с техподдержкой фирмы EmbedSky Tech
  • Как удалось снизить задержку (latency) звука при нажатии на клавиши синтезатора с нескольких десятков до нескольких миллисекунд

Все описанные в этой и следующей статье манипуляции с незначительными отличиями можно проделать также и с использованием других подходящих ARM-платформ включая Raspberry Pi, для изготовления своего собственного универсального синтезатора из старой MIDI-клавиатуры. Из преимуществ последней можно отметить наличие более мощного аппаратного FPU и возможность сборки Qt 5 с поддержкой OpenGL ES 2.0.

программирование синтезаторов

Новые звуки у всех нас могут вызывать шквал вдохновения. Однако немногие могут позволить себе новые навороченные синтезаторы и звуковые модули. Саймон Лаузер даёт несколько рекомендаций по тому, как можно получить новые вдохновляющие звуки без денежных затрат.

Когда вы применяете раз за разом одни и те же, уже заезженные звуки, вы можете прийти в тупик. И единственный выход здесь, по вашему мнению – обращение к своему кошельку. Но может оказаться так, что вы не задействовали весь потенциал своего музыкального агрегата. Программирование встроенных звуков может осуществляться от верчения ручек «наугад» или после тщательного и осторожного анализа и конструирования. Здесь каждый подход приведёт к определённым результатам, и оба такие подхода действенны.

Не все характеристики синтеза равноценно влияют на образ звука. Многие из них очень важны и просты в освоении. Вы можете сотворить множество звуков, экспериментируя со срезом фильтров, затуханием огибающей, атакой, а также степенью глубины и числом LFO. Обобщённая расстройка генераторов может стать эффективной в целях получения более тёплого и жирного звука.

Ряд простых, но очень полезных замыслов: благодаря настройке характеристик фильтров можно существенно расширить диапазон новых звуков. И начать следует с характеристик среза различных фильтров и источников модуляции, влияющих на них. Рекомендуется уделить внимание параметрам и форме огибающей, трекингу клавиатуры, динамике нажатия кнопок. Также, когда вы работаете с таблично-волновыми инструментами, сосредоточтесь на фактически обрабатываемых сэмплах. Вам когда-нибудь доводилось прослушивать весь допустимый спектр волновых форм в своём программируемом синтезаторе?

Когда вы охвачены вдохновением или же нужно достичь быстрых результатов, может помочь определённая предварительная работа. У некоторых инструментов есть образцы для редактирования звука. Так вы можете неплохо начать создание нового звука. Особенно полезны в этом деле мультитембральные установки. В них имеются предустановленные звуки, миди-каналы, значения громкости и уровни активных эффектов. В ходе аранжировки вы можете разнести такой шаблон в клочья и поместить туда свои данные, необходимые для этой композиции. Не забывайте сохранять новые звуки для каждого вашего проекта где-нибудь на диске или в отдельном файле. Иначе, в случае потери вы потратите много времени на поиски недостающего звука.

Делайте комбинации из уже имеющихся звуков. Можно перемещать звуковые слои из тембра в тембр. Если синтезатор может работать в мультитембральном режиме, можно сосредоточить на одном канале ряд различных тембров и добиться абсолютно нового звучания.

Часто аранжировка требует выделить определённую мелодию над всеми другими инструментами. И звуки являются элементами данного процесса. Разрабатывая тембр для конкретной мелодии, либо аранжировки, не останавливайтесь на статичных мелодических и басовых партиях. Подумайте о связи времени и тембра. Стоит помнить и о долгосрочных звуках. Так звуки, имеющие развёртку фильтра, и прочие подвижные подклады без проблем внесут в вашу аранжировку дополнительное пространство. Старайтесь развивать звуки. Это весьма благоприятно не только для композиций в направлении New Age.

Сегодня танцевальная музыка основывается на темпе. И часто возникают ситуации, когда нужно произвести синхронизацию LFO и остальных модуляционных источников, чтобы не осквернять звучание. Здесь важна модель синтезатора. И в зависимости от этого изменяется вид и название такой функции. Для инструментов, относящихся к серии Kurzweil K2000, может понадобиться выбор «MIDI Clock» в качестве модуляционного источника.

Интересно, что в оркестровой музыке зачастую вибрато взаимодействует с темпом, не смотря на то, что его динамика немного меняется для поднятия выразительности.

Если вы работаете над секвенцерной записью собственной игры и параллельно, в реальном времени, варьируете тембр звука, однако при проигрывании проявляются не все нюансы вашей деятельности, нужно обратиться к настройкам характеристик MIDI transmit/receive. Их обычное местонахождение – глобальное меню или же меню миди. Большинство инструментов обладают особыми настройками для экономии памяти или миди-интерфейса.

Верчение звуковых настроек в процессе игры инструмента может добавить динамики к исполнению и усилить его выразительность.

Можно играть со звуком используя колесо модуляции и высоты тона, кнопок, педалей, а также клавиатурной динамики. Таким контроллерам можно присвоить различные параметры, которые сочтёте нужными.

Можно начать эксперименты с громкости, затем менять высоту тону, инструментальную панораму, глубину LFO и характеристики среза фильтра.

Занимайтесь поиском новых и неординарных путей по программированию звука. Это позволит открыть новые горизонты для творчества и освежить вашу музыку, а также сделать её более привлекательной для публики. Если потенциал вашего синтезатора приличен, можно сделать модуляцию нестандартных назначений. Так можно, используя клавиатурную динамику, осуществить модуляцию резонанса в low-pass фильтре. Значение крутизны при этом будет 24dB/октава. Если немного изменить параметры velocity, можно смягчить атаку. В экстренных ситуациях и завышенных значениях динамики у фильтра может появиться свист. Здесь лучше применить генератор звуковой частоты. Так вы скорректируете и фильтр, и высоту, а звук станет более жёстким. Если обычно вы работаете с медленной развёрткой LFO, то примените стремительную, и наоборот.

Лаузер предпочитает следующие виды модуляции:

  • медленная LFO-модуляция, направленная на срез фильтра. Она плавно и циклически изменяет тембр. Идеально подходит для различных басов и слоев гармонических подкладок;
  • зависимость панорамы от местонахождения нот на клавиатуре. Если ваш звук обладает двумя слоями, то эти слои лучше панорамировать так, чтобы они шли навстречу друг другу;
  • изменение характеристик огибающей, используя колесо модуляции. Отлично срабатывает на струнных тембрах;
  • слайдер громкости, расположенный на двухслойном звуке. При этом у одного слоя идёт обычная реакция на сдвиг слайдера, а у второго – обратная. Так можно устроить кроссфейд между слоями, плавно высветляя или затемнеяя особые слои на необходимых участках (такой способ отлично действует с мощными оркестровыми слоями);
  • модуляция характеристик фильтров через уровень динамики. Это отражает то, что звуки реагируют на динамику нажатия громкостью и изменением тембра. Помните о послекасании. Оно является превосходным вариантом в создании развёрток и выпуклостей. В некоторых случаях можно добавить простое вибрато, и оно приятно подогреет неподвижный звук.

Также Лаузер рекомендует исследовать неизученные области и возможности вашего синтезатора. Скрупулёзно изучайте процессор эффектов, уделите много внимания настройкам отклика клавиатуры. Все эти вещи могут вызвать у вас массу удивлений. Вы анализировали все возможные режимы, в которых функционируют фильтры? Если у вашего синтезатора есть волновая таблица, нужно исследовать её полностью.

Хотите сделать бас разрушительным? Для этого используйте волну, имеющую форму треугольника или синусоиды. Обходите фильтр и смикшируйте все это дело с энергичным, ярким звучанием. Если ваш синтезатор не способен на такое в рамках одного патча, то примените два, три или более параллельных тембра.

Если вы стремитесь воссоздать на своём синтезаторе старинные звуки, то учитывайте специфику настоящего инструмента, который вы желаете скопировать. Определите, какие уникальные аспекты обеспечили его особенный звук. Так, многим известно, что Minimoog не отвечает на динамику, его две огибающие устроены нетрадиционно (время спада и затухания управляются одной ручкой, а выключатель может отключать затухание совсем). Также он имеет три генератора, один из которых недоступен.

Часто в других инструментах имитируется звук Roland TB303. У этого синта имеется один генератор пилоподобных или квадратных волн, незаурядный low-pass фильтр, имеющий крутизну 18 дб, и один простенький генератор огибающей. Небольшой набор изящных эффектов и специальная изюминка – портаменто.

Если ваша цель – получение действительно аутентичного, очень специфического звука, то вам нужно задействовать оригинальный инструмент или же его засэмплировать. Определённые специфические звуки можно добыть только из конкретных инструментов. И можно потрать очень много времени на поиски таких звуков на «неверном» оборудовании.

Вы желаете быстро достичь нового звучания? Тогда отключите встроенные эффекты и поработайте с внешними процессорами. Что до самих эффектов, то следует отметить, что небольшое тонкое искажение получило неплохую популярность. Таким способом получают более пробивные звуки.

Если вы утопаете в многослойном «болоте» и результат вызывает сомнения, пойдите по иному пути и специально упростите ваши звуки. Упрощённые звуки обеспечивают эффективный контраст.

Если вы считаете, что прекрасно знаете свой синтезатор, и вам становится скучно, то попытайтесь (при наличии нескольких аппаратов) изменить его назначение. Можно при работе с каким-нибудь инструментом для басов извлечь из него слои подкладок, либо пиано.

Очень важно работать с одним синтезатором на протяжении долгого времени. Так вы действительно досконально его познаете. И углублённое исследование зачастую приводит к более богатым личным достижениям. Покупка нового инструмента может повысить творческие возможности, но порой требуется много усилий и времени для достижения результата, который кажется оригинальным и незатасканным. В истории предостаточно неутешительных примеров заезженных звучаний, например электрические пианино Yamaha DX7, набор звуков «Fantasia» из Roland D50 и.т.д.

И Лаузер считает, что обработка звука с помощью развёртывающегося низкочастотного фильтра в последующее время будет казаться не менее унылой.

И последняя рекомендация – не игнорируйте фабричные патчи и звучки сторонних производителей, и даже комплект General MIDI. Многие авторитетные деятели работают с ними.

Прослушивайте профессиональные аранжировки, идущие от производителей продаваемых миди-файлов, чтобы найти то, чего можно добиться и при работе со стандартными звуковыми схемами и немного «нетрадиционным» подходом.

Читайте также: