Как компьютер хранит информацию 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Информатика. 5 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова:

  • память человека
  • память человечества
  • носитель информации
  • файл
  • папка

Память человека и память человечества

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память — самый первый инструмент хранения информации.

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее — с помощью записи нот. В 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука — фонограф.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и пр.).

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Дополнительные сведения о том, как хранили информацию раньше, можно найти в электронном приложении к учебнику.

Оперативная и долговременная память

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информации — внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.

Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

С давних времён до настоящего времени одним из основных носителей информации остаётся бумага.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

  • технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;
  • даже тонкая бумага прочна и долговечна;
  • бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.

Файлы и папки

Программы и данные хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок, ведомость и т. д.

Файл — это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера и обозначенная именем.

Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Собственно имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Делать это рекомендуется осмысленно, отражая в имени содержание файла. Имя файла может содержать до 255 символов; в нём можно использовать буквы латинского и русского алфавитов, пробелы и практически все другие символы, имеющиеся на клавиатуре.

Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Оно сообщает пользователю и компьютеру о том, какого типа информация хранится в файле и какой программой был создан этот файл. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. От имени расширение отделяется точкой.

Например, имя файла расписание.txt говорит о том, что в файле может содержаться текстовая информация о расписании.

Уточните, каких правил при именовании файлов необходимо придерживаться в ОС, установленной на вашем компьютере.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов — десятки и даже сотни тысяч. Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки.

Папка — это контейнер для файлов.

Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки). Пусть, например, на жёстком диске компьютера записано несколько игр. Игра представляет собой набор файлов. Каждая игра хранится в отдельной папке, при этом все папки с играми для удобства могут быть вложены в одну общую папку с именем «Игры».

Система хранения файлов напоминает хранение большого количества книг в библиотеке (рис. 13).


Рис. 13

Для каждого из вас на жёстком диске создана папка, где будут храниться файлы с вашими текстами и рисунками.

Самое главное

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

Файл — это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт.

Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируются в папки.

Человек может хранить в уме информацию, которая требуется ему постоянно. Ты помнишь свой адрес, номер телефона, как зовут твоих родных и близких, друзей. Такую память можно назвать оперативной .

Но есть информация, которую трудно запомнить. Её человек записывает в записную книжку, ищет в справочнике, словаре, энциклопедии. Это внешняя память. Её можно назвать долговременной.

Оперативная память — предназначена для временного хранения информации, т. е. на момент, когда компьютер работает (после выключения компьютера информация удаляется из оперативной памяти).

Долговременная память (внешняя) — для долгого хранения информации (при выключении компьютера информация не удаляется).

В \(1826\) году Жозеф Нисефор Ньепс сделал первую в мире фотографию и называлась она «Вид из окна». Позже в \(1838\) году была сделана фотография, на которой были запечатлены люди.

В \(1888\) году в Париже был продемонстрирован первый в мире фильм — «Сцены в саду Раундхэй», длительность которого составила \(1,66\) секунды. Позже в \(1895\) году братьями Люмьер был снят первый фильм, показанный зрителям на большом экране. Назывался этот фильм «Выход рабочих с фабрики» и его длительность была \(42\) секунды.

Благодаря этим изобретениям у человечества появилась возможность сохранять для будущих поколений лица людей, явления природы, значимые исторические события и т.д.

Звуковую информацию люди научились сохранять намного раньше, чем фото и видео информацию, используя для этого ноты. С помощью нот из поколения в поколение передаются музыкальные произведения великих композиторов.

В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны применяются для записи и воспроизведения звуковой информации.

Информация на компьютере может быть разной: текст, изображения, звук, видео и т.п. Для хранения этой информации используются специальные носители.

Носитель информации — это объект, предназначенный для хранения информации.

На первых компьютерах использовали бумажные носители — перфоленту и перфокарту.

Объём перфокарты составлял \(80\) байт. Для сравнения, одна книга в \(300\) страниц и \(2000\) символов на каждой странице имеет информационный объём (600\) \(000\) байтов, или \(586\) Кб. Сейчас перфокарты практически не используются.

В \(XIX\) веке была изобретена магнитная запись (на стальной проволоке диаметром \(1\) мм).

Ферромагнитная лента использовалась как носитель для ЭВМ первого и второго поколения. Её объём был \(500\) Кб. Появилась возможность записи звуковой и видеоинформации.

В начале \(1960\)-х годов в употребление входят магнитные диски.

Жёсткий диск состоит из нескольких пластин надетых на одну ось.

Информационная ёмкость современных жёстких дисков измеряется в Гигабайтах и Терабайтах.

Компакт-диск (англ. Compact Disc) — оптический носитель информации в виде пластикового диска с отверстием в центре, процесс записи и считывания информации с которого осуществляется при помощи лазера.

Урок 5. Хранение информации. Практическая работа № 2. Создаём и сохраняем файлы

Ключевые слова:

• память человека
• память человечества
• носитель информации
• файл
• папка

Память человека и память человечества

Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Память — самый первый инструмент хранения информации.


Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.


Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее — с помощью записи нот. В 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука — фонограф.

В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и пр.).

Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Дополнительные сведения о том, как хранили информацию раньше, можно найти в электронном приложении к учебнику.

Оперативная и долговременная память

Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие носители информации — внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.


Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

В разное время носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них.

С давних времён до настоящего времени одним из основных носителей информации остаётся бумага.

Свойства бумаги как носителя информации поистине уникальны:

• технология изготовления бумаги достаточно проста и недорога;
• даже тонкая бумага достаточно прочна и долговечна;
• бумага очень удобна для нанесения на неё знаков и рисунков с помощью разноцветных красок.

Много интересной информации о носителях информации вы сможете узнать, познакомившись с материалами электронного приложения к учебнику.

Файлы и папки

Программы и данные хранятся на устройствах долговременной памяти в виде файлов. Содержимым файла может быть текст, программа, таблица, рисунок, ведомость и т. д.


Файл — это информация, хранящаяся во внешней памяти и обозначенная именем.

Имя файла, как правило, состоит из двух частей: собственно имени и расширения. Собственно имя файлу придумывает тот, кто его создаёт. Делать это рекомендуется осмысленно, отражая в имени содержание файла. Имя файла может содержать до 255 символов; в нём можно использовать буквы латинского и русского алфавитов, пробелы и практически все символы, имеющиеся на клавиатуре.

Расширение обычно автоматически задаётся программой, в которой вы работаете. Оно сообщает пользователю и компьютеру о том, какого типа информация хранится в файле и какой программой был создан этот файл. Почти всегда расширение состоит из трёх букв латинского алфавита. От имени расширение отделяется точкой.

Например, имя файла расписание.txt говорит о том, что в файле содержится текстовая информация о расписании.

Уточните, каких правил при именовании файлов необходимо придерживаться в ОС, установленной на вашем компьютере.

На каждом компьютерном носителе информации может храниться огромное количество файлов — десятки и даже сотни тысяч. Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируют в папки.


Папка — это контейнер для файлов.

Каждый файл хранится в папке или во вложенной папке (папка, расположенная внутри папки). Пусть, например, на жёстком диске компьютера записано несколько игр. Игра представляет собой набор файлов. Каждая игра хранится в отдельной папке, при этом все папки с играми для удобства могут быть вложены в одну общую папку с именем «Игры».

Система хранения файлов напоминает хранение большого количества книг в библиотеке (рис. 13).


Для каждого из вас на жёстком диске создана папка, где будут храниться файлы с вашими текстами и рисунками.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Существует память отдельного человека и память человечества. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации можно назвать долговременной памятью.

Носитель информации — это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.

Файл — это информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем. Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт.

Чтобы не возникло путаницы, файлы по определённым признакам группируются в папки.

Вопросы и задания

1. Какими свойствами обладает память человека?

2. Чем отличается память человека от памяти человечества?

3. Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.

4. Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?

5. Перечислите достоинства и недостатки хранения информации в оперативной и долговременной памяти.

6. Объясните своими словами, что такое носитель информации. Какие носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего?

8. В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:

а) табличка с номером дома;
б) почтовая открытка;
в) билет на поезд;
г) газета;
д) диск со сборником мультфильмов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности



2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.


3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.

Конспект урока "Хранение информации"


Сегодня на уроке мы узнаем, каким образом информация сохраняется в памяти компьютера.

Для того чтобы передать информацию от одного человека к другому или даже через время, от поколения к поколению, информацию нужно сохранить. Главным инструментом для хранения информации является человеческая память. Существует память одного человека, и существует память целого человечества.


Память человечества включает в себя знания, которые люди копили с начала своего появления на Земле, и которыми мы можем сейчас воспользоваться. Знания эти хранятся в рукописях, книгах, запечатлены в картинах великих художников, памятниках архитектуры, скульптурах.



Изобретение в 1839 году фотографии позволило задокументировать множество исторических моментов, и передать потомкам лица, пейзажи и события прошлых лет. Человек стремился запечатлеть звуки музыки. Например, до изобретения нот, любимые мелодии предавались напевами из уст в уста. Позже, с помощью нотной грамоты музыкальные произведения стало возможным записывать на бумаге. В 1877 году известным американским изобретателем Томасом Эдисоном был представлен первый прибор для воспроизведения и записи звука. Он назывался фонограф. А настоящим прорывом стало создание кинематографа. Первым фильмом, показанным широкому зрителю, была французская кинолента «Прибытие почтового поезда» созданная братьями Люмьер. Произошло это в 1895 году, и с тех пор человечество получило возможность сохранять движущиеся образы.

Время не стоит на месте. И несколько десятилетий назад была изобретён компьютер. Он способен хранить в своей памяти текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

В памяти человека тоже хранится много информации. В уме вы можете хранить домашний адрес, стихотворения, таблицу умножения и формулы. Такая память называется оперативная (внутренняя) память человека, потому что информация, которая в ней содержится может быть воспроизведена достаточно быстро. Но без постоянной тренировки памяти, информация со временем забывается. Чтобы этого избежать, люди заносят информацию в записные книжки, справочники, книги и на другие носители информации. Это хранение называется долговременной или внешней памятью человека.

С появлением письменности все цивилизации решали один и тот же вопрос – на чём записать информацию?

Носителем информации может быть любой материальный объект способный хранить информацию. В Древнем Египте носителем информации был папирус, изготовленный из тростника, в изобилии росшего по берегам Нила. В жаркой Ассирии использовалась глина, из которой лепили таблички. Славяне, богатые лесом, использовали кору деревьев. В Индокитае, как носитель информации применяли пальмовые листья. В Индии особо важные тексты высекали на медных пластинках. Китайцы необходимую информацию записывали кисточкой на шелке.







Но основным носителем информации длительное время остаётся бумага. Преимуществ у этого способа хранения довольно много. Во-первых, производство бумаги не является дорогим. Во-вторых, бумага может храниться довольно длительный период времени. Примером тому может служить такой факт: в 1957 году в Китае обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Исследователи и установили, что эта бумага была изготовлена во II веке до нашей эры. В-третьих, бумага удобна в использовании, так как её поверхность идеальна для нанесения текста и рисунков.

В компьютере все данные хранятся в виде файлов. Файл – это область данных, имеющая своё имя и хранящаяся на носителе информации. Имя файла может состоять из букв национальных алфавитов, знаков и цифр. Но в имени файла нельзя использовать некоторые символы. Например, в операционной системе Windows в имени файла нельзя использовать символы: слеш, обратный слеш, двоеточие, звёздочка, вопросительный знак, больше, меньше и вертикальная черта. Максимальная длина имени файла может достигать 255 символов. Имя файла следует задавать осмысленно и отражать в нем содержание файла. Тогда нужный файл будет легче найти среди остальных. В конце имени файла, после точки, может стоять его расширение. Чаще всего расширение состоит из трёх – четырёх символов и указывает, к какому типу относится тот или иной файл. Расширение файла создаётся автоматически той программой, в которой вы работаете. Например, имя файла «Изложение.txt», означает, что это текстовый файл, и он содержит материалы для изложения, а имя файла «Мой кот.jpg» означает, что это графический файл с изображением кота.

А если на компьютерном носителе хранится огромное количество файлов, как же отыскать нужный? Для этого файлы нужно сгруппировать по какому-либо признаку и разместить по папкам. Каждый файл хранится в папке или вложенной папке. Папка называется вложенной, если она находится внутри ещё одной папки. Например, папка рисунки включает в себя две вложенные папки: пейзажи и портреты, в каждой из которых хранятся графические изображения.


Систему хранения файлов в компьютере можно сравнить с системой хранения книжек в библиотеке. Само здание библиотеки можно сравнить с диском компьютера, книжный шкаф – с папкой, полку в шкафу – с вложенной папкой, книжку – с файлом, её название – с именем файла. На каждом компьютере, учителем также создана папка для каждого из вас. Именно в это папку вы должны сохранять свои тексты и рисунки.


Давайте рассмотрим на примере как это можно сделать. Создадим и сохраним в нужной папке тестовый файл. Для этого откроем текстовый редактор блокнот. Наберём текст: «Я ученик пятого класса. Это мой текстовый документ». В меню нажимаем «Файл», выбираем «Сохранить как…». Находим папку «5 класс», она находится в указанном учителем месте. Двойным щелчком открываем её. В ней выбираем и открываем свою личную папку. Введём имя документа «Вариант 1» и нажмём кнопку «Сохранить». В этом же документе продолжаем вводить текст: «я сохраняю его в своей папке». И опять выполним действие: «Файл», «Сохранить как…», и сохраним новый документ в своей папке под именем «Вариант 2». Выполним действие «Файл», «Открыть» и убедимся, что в личной папке сохранены два документа.

Сегодня на уроке мы узнали, что:

· Существует память одного человека, и существует память целого человечества.

· Память человека делится на оперативную (внутреннюю) и долговременную (внешнюю).

· Компьютер способен хранить в своей памяти текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

· Носителем информации может быть любой материальный объект способный хранить информацию. Но основным носителем информации является бумага.

· Файл – это область данных, имеющая своё имя и хранящаяся на носителе информации.

· Имя файла может состоять из букв национальных алфавитов, знаков и цифр.

· Имя файла следует задавать осмысленно и отражать в нем содержание файла.

· В конце имени файла, после точки, может стоять его расширение. Оно указывает, к какому типу относится файл.

· Для удобного хранения файлы сгруппируются по какому-либо признаку и размещаются по папкам.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку.

  1. информация;
  2. действия с информацией;
  3. оперативная (внутренняя память);
  4. внешняя память;
  5. память отдельного человека;
  6. память человечества.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний: разгадать анаграммы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного. Практическая работа.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

  1. Актуализация знаний: На прошлых уроках мы с вами познакомились с компьютером. Я предлагаю вам разгадать анаграммы (слайд № 1). К какому виду устройств относятся перечисленные устройства.(устройства ввода информации). А какие еще группы устройств вы знаете? А давайте вспомним что такое информация?
  2. Изучение нового материала. (слайд № 3 – 4)

Окружающий нас мир – мир информации. (Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Когда вы слушаете объяснения учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию.)А какие действия мы можем осуществлять с информацией.

Действия с информацией – это такие операции с ней, как поиск, представление, кодирование, хранение, обработка, передача и др. (Например, чтение газеты, заучивание правила, решение задачи, фотографирование и др.)

Чтение газеты, заучивание правила, решение задач, фотографирование – это действия с информацией.
Приготовление обеда, уборка квартиры – это действие с продуктами, с вещами.
Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.

Далее более детально рассматривается хранение информации. При рассказе о памяти человека используются понятия внутренней (оперативной) и внешней памяти. Здесь уместно провести аналогию с компьютером, вспомнив его виды памяти.

  1. Человек хранит определённую информацию в собственной памяти - "в уме" (имена, телефоны, правила и пр.)
  2. Память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.
  3. В отличие от памяти человека, которую можно назвать внутренней памятью, записные книжки и справочники можно назвать внешней памятью.
  4. Память человечества содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди (знания в книгах, живописных полотнах, скульптурах и пр.
  5. Хранение различных видов информации: фотография (лица людей, пейзажи, явления природы); кинофильмы (движущиеся предметы – танцы, жесты, пантомима); ноты, фонограф, пластинки и пр.
  6. Память компьютера – это устройства, в которых хранятся данные.
  7. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.

Совершим путешествие во времени и узнаем о том, как хранили информацию раньше. (слайд – 7-10.)

Читайте также: