Как компьютерные игры влияют на мозг

Обновлено: 07.07.2024

Бытует мнение, что компьютерные игры — вселенское зло. Однако, некоторые ученые убеждены, что это не так. Многие люди не разделяют понятия компьютерной зависимости и просто любви к играм. В последнем случае человек контролирует время, проведенное за компьютером или приставкой и это не оказывает негативное влияние на качество его жизни.

Нам никуда не деться от современных технологий. Только вдумайтесь, сколько всего появилось за последние 50 лет! Конечно, это так или иначе, повлияло на нас. Причем, речь не только об образе жизни: меняется наше мышление и наш мозг.

Современные технологии влияют на пластичность мозга. Зачастую влияние оказывается положительным. С 80-х годов прошлого века ученые регулярно проводят исследования о влиянии компьютерных игр на мозг. И за это время успели сделать несколько, весьма интересных, открытий.

Например, в ходе тестов было установлено, что люди, которые увлекаются компьютерными играми, лучше справляются с задачами на скорость реакции, поиск информации и переключение внимания.

Большинство видеоигр заставляют держать в голове массу разнообразной информации, а также постоянно переключаться между задачами. Это тренирует способность и в реальной жизни лучше справляться с многозадачностью. Да, о том, что такой режим не является естественным для среднестатистического человека, написало немало статей, но, к сожалению, наши реалии таковы, что без него, порой, невозможно обойтись.

Конечно же, немаловажную роль играет и умеренность. Если человек часы просиживает в онлайне, играя в шутеры и стратегии, вряд ли это принесет ему пользу в реальной жизни. Человек, который может закрыть игру, не обращая внимания на непройденную локацию или миссию, не может считаться зависимым.

Некоторые компьютерные игры развивают полезные навыки. Это происходит потому, что наш мозг в это время тренируется и запоминает новые навыки. В зависимости от жанра, тренируется скорость реакции, режим многозадачности и некоторые другие полезные навыки, которые могут принести пользу и в реальной жизни.

На нейропластичности основана и идея тренажеров Викиум. Различия между ними и развлекательными играми состоят в том, какую задачу они преследуют. Тренажеры Викиум основаны на научных методиках и помогают развивать основные когнитивные функции: память, внимание и мышление.

Тренировка на Викиум занимает всего 15 минут в день, а положительный эффект не заставит себя ждать!

Только подписчикам нашего дзен-канала мы дарим 500 рублей на покупки на Викиум! Просто введите промокод DZEN_500 при оплате и получите скидку!

Влияние компьютерных игр на мозг человека все чаще подвергается исследованиям. Как работает мозг игромана? Наблюдаются ли какие-то нарушения в отношении памяти, внимания, мышления у таких людей? Исследований много, но некоторые из них — противоречивые.

Всегда держать мозг в тонусе помогут тренажеры Викиум.

У многих людей есть представление о том, что от компьютерных игр мозг только портится. Но на деле это не совсем так. Первые эксперименты ученые поставили в 80-90х годах прошлого века. Были проведены исследования, в ходе которых было выявлено, как компьютерные игры влияют на пространственное мышление. Результаты были удивительны: способность к пространственному мышлению у игроманов развивалась. Впрочем, эксперимент был подвергнут критике. Это было связано с тем, что ученые исследовали заядлых любителей поиграть в приставки, и сравнивали их людьми, которые не играют в принципе.


В рамках других исследований в качестве группы для исследований были взяты люди, умение которых играть находилось примерно на одном уровне, либо они не умели играть совсем. Однако и в этом случае полученные данные оказались весьма противоречивыми. Последние исследования ученых — специалистов в области нейропсихологии, показали, что во время организованной игровой сессии и испытуемых наблюдались некоторые изменения в области гиппокампа. Сканы МРТ, проведенные после эксперимента, показали, что у игроков наблюдались изменения в сером веществе, в зонах мозга, которые связаны с ориентацией в пространстве.

Стоит отметить, что подобные исследования также нельзя считать однозначными. Все дело в том, что изменения наблюдались только у игроков, которые применяли ту или иную стратегию. Вероятно, можно сделать вывод, что компьютерные игры способны улучшить уже существующие когнитивные функции. Однако, некоторые ученые считают, что полученные навыки не обязательно отразятся в обычной жизни.

Другое исследование нейропсихологов относительно влияния компьютерных игр на мозг показало, что ученые так и не смогли найти ни одного различия в мозговой активности обычных людей и тех, которые уделяют играм достаточное количество времени. Однако различия показали результаты тестирования. Так любители поиграть в онлайне, показывали лучшие результаты относительно качества и скорости выполнения задач, направленных на распознавание и нахождение букв или чисел. Но нет ни одного доказательства, что эта способность у них развилась на уровне нейронного реагирования. Опять же, тесты были проведены только в отношении игр жанра экшен, что не может дать полной картины.

Что касается наиболее объективного вывода, который можно сделать, исходя из всех этих исследований, то он следующий “Компьютерные игры оказывают слабое влияние на процессы, которые происходят в мозге”. Определенный эффект есть, но он не настолько ярко выражен, что можно открыто говорить о том, что игры полезны, либо, напротив, вредны для мозга.

Так почему же в тестах на скорость игроманы выигрывают?

Некоторые исследователи считают, что дело, возможно, в большей мотивации. Задачи, которые ученые предлагали испытуемым геймерам на пространственное мышление и скорость реакции, возможно, казались им похожими на компьютерную игру. Из-за этого они казались более интересными и привычными, чем другим людям.

Что касается памяти, то существуют эксперименты, которые показали, что объем рабочей памяти у игроков остановился больше. Возможно, это связано с тем, что игра представляет собой достаточно динамичную и сложную деятельность, в процессе которой не только требуется высокая концентрация, но и способность удерживать в голове целый ряд различных показателей и много информации.

Большинство компьютерных игр заставляют мозг работать в режиме многозадачности. Игроку необходимо постоянно переключаться между задачами, а это требует от неподготовленного человека множество усилий. Несмотря на то, что про вред многозадачности была написана не одна статья, так или иначе, это является одной из сторон нашей жизни. Любители поиграть в компьютерные игры справляются с таким режимом лучше.

С развитием когнитивных навыков тесно связана идея нейропластичности. Она заключается в том, что, получая новые знания и навыки, в мозге появляются новые синаптические связи. И именно их количество и качество является определяющим фактором для ряда когнитивных способностей. Возможность быстро запоминать и находить информацию, способность концентрироваться и не отвлекаться, уметь посмотреть на проблему под другим углом: все это зависит от количества синапсов.

На идее нейропластичности основана и идея тренажеров Викиум. Различия между ними и развлекательными играми состоят в том, какую задачу они преследуют. Тренажеры Викиум основаны на научных методиках и помогают развивать основные когнитивные функции: память, внимание и мышление.

Видео игры могут привести к улучшениям в областях, ответственных за внимание, познавательный контроль и нагрузку, навыки зрительно-пространственной ориентации и многих других. Видео игры могут изменить участки мозга, ответственные за обработку вознаграждения, что может привести к привыканию, и снизить чувствительность игроков к насилию.

КАК видеоигры влияют на МОЗГ

Видео игры это невероятно популярное времяпрепровождение, с более чем 150 миллионов постоянных пользователей, которые играют по крайней мере три часа в неделю. На самом деле, в большинстве семей (65 процентов) есть по крайней мере один человек, который играет регулярно.

Видеоигры: влияние на мозг

  • Видеоигры воздействуют на здоровье мозга сложными способами
  • Оборотная сторона влияния видеоигр на ваш мозг
  • Поощряют ли видеоигры переход в состояние потока?
  • Полезны ли видеоигры, тренирующие мозг?
  • Видеоигры подвергают вас влиянию голубого света от экрана
  • Видеоигры могут увеличить время сидения

Среди детей видеоигры имеют плохую репутацию, в частности, из-за потенциальных негативных последствий, вызванных воздействием агрессивного поведения.

Кроме того, 71 процент родителей сказали ESA, что видеоигры положительно сказались на жизни их ребенка, и 67 процентов играют вместе с ребенком как минимум раз в неделю.

Если вы или ваши дети играете регулярно, есть некоторые факторы, которые необходимо учитывать - от того, как это влияет на время, проведенное сидя, до воздействия синего света от экрана. Недавние исследования также подчеркивают очень реальные изменения, которые видеоигры могут произвести в вашем мозге в лучшую или худшую сторону.

КАК видеоигры влияют на МОЗГ

Видеоигры воздействуют на здоровье мозга сложными способами

Мета-анализ 116 исследований, опубликованный недавно в Frontiers in Human Neuroscience задался целью определить «нейронную основу видео игр», или то, как они влияют на ваш мозг. Авторы отмечают:

«Не редкость услышать как о положительных, так и об отрицательных последствиях для здоровья, связанных с видео играми, в средствах массовой информации. Большую часть времени это непроверенные и сенсационные заявления на основе „экспертных“ мнений, но за ними не стоит никаких доказательств.

Интересно было бы узнать о возможных последствиях длительного воздействия видеоигр, и являются ли эти эффекты в основном положительными (в познавательном, эмоциональном плане, относительно мотивации и социальной пользы) . или отрицательными (воздействие насилия, ожирение, зависимость, проблемы с сердцем и метаболизмом и т.д.)».

Из-за большого объема исследований, их сгруппировали в шесть основных разделов, основанных на различных когнитивных функциях, и выявили как положительные, так и отрицательные эффекты на мозг, связанные с видеоиграми. В частности:

Данные свидетельствуют о том, что видеоигры могут быть полезны для внимания. У игроков улучшается избирательное, разделенное и постоянное внимание.

«Улучшение восходящего и нисходящего внимания, оптимизация его ресурсов, интеграция областей, ответственных за внимание и сенсомоторных областей, а также улучшения в селективном и периферическом зрительном внимании были представлены в большом количестве исследований», отметили исследователи.

  • Навыки зрительно-пространственной ориентации

Навыки зрительно-пространственной ориентации относятся к вашей способности визуально воспринимать пространственные отношения между объектами. У геймеров улучшаются некоторые участки мозга, непосредственно связанные с навыками навигации и зрительно-пространственной ориентации, а исследования показывают, что такие навыки могут быть отточены и у обычных игроков.

Это описывает умственные ресурсы, необходимые человеку, занимающемуся конкретной задачей или в определенный момент времени. Видеоигры влияют на когнитивную нагрузку, говорят исследователи, «а именно, количество стимулов, появляющихся на экране одновременно и сложность каждого стимула, кажется, вызывают различные реакции в мозге».

Когнитивный контроль включает в себя такие способности, как реактивное и превентивное торможение, переключение задач и рабочую память, все из которых могут потребоваться в течение игровой сессии и являются еще одной областью, в которой видеоигры полезны.

Это еще одна область пользы видеоигр, так как общее приобретение навыков улучшается после регулярных игр. По данным исследователей, «вполне вероятно, что новая задача приводит сначала к увеличению активности в соответствующих регионах, но в конечном счете, в то время как производительность улучшается после многократного столкновения с задачей, для ее выполнения требуется меньше кортикальных ресурсов».

Одно из исследований, включенных в мета-анализ, особенно выделило тот факт, что навыки, полученные с помощью видеоигр, могут передаваться в реальную жизнь:

«Видео игры всего за 10-20 ч [sic] улучшают производительность в ряде задач на сосредоточение внимания и восприятие. и задач, требующих полный контроль. Такие данные привели к разработке видеоигр, которые якобы улучшают память, внимание, скорость обработки и производительность в повседневной жизни . »

КАК видеоигры влияют на МОЗГ

Оборотная сторона влияния видеоигр на ваш мозг

Несмотря на то, что они потенциально улучшают области, ответственные за внимание, когнитивный контроль, навыки зрительно-пространственной ориентации и т.д., оборотной стороной может быть их влияние на области мозга, ответственные за обработку вознаграждения.

Многие из таких областей затрагиваются у людей с игроманией, «расстройство контроля импульсов с психологическими последствиями, похожими на другие аддиктивные расстройства, особенно пристрастия, не относящиеся к наркотическим веществам, такие как игромания», отмечает исследование.

«Расстройство онлайн-геймеров» было предложено в качестве нового психиатрического диагноза для включения в новейшее издание «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» Американской психиатрической ассоциации, хотя были и предложения включить его в более широкую категорию «зависимости от интернета».

Что интересно, исследователи отметили существенные различия в мозге тех, кто зависим от видеоигр, по сравнению с профессиональными и экспертными игроками, которые сохранялись даже после контроля времени, потраченного на видеоигры. Нервные паттерны зависимых от видеоигр игроков были признаком неуравновешенной системы вознаграждения в головном мозге.

Другим потенциальным недостатком является воздействие изображений насилия, которое является распространенной темой во многих взрослых видеоиграх. «Вполне вероятно, что постоянное воздействие насильственного содержания вызовет процесс снижения чувствительности, который влияет на регионы, связанные с обработкой эмоций и внимания», пишут исследователи.

Отдельные исследования пытались обозначить некоторые из переменных, которые могут повлиять на проблематичность или ее отсутствие в видеоиграх для школьников средних классов и они показали, что ролевые игры и шутеры от первого лица чаще ответственны за проблемное поведение.

В этом исследовании негативные последствия видеоигр чаще проявлялись у девочек, чем у мальчиков и включали:

  • Проблемы с питанием
  • Проблемы со сном и зрением
  • Конфликты с родителями
  • Потеря времени
  • Отсутствие заинтересованности в обучении в школе

Поощряют ли видеоигры переход в состояние потока?

Поток, по мнению психолога Михая, это секрет счастья, который происходит, когда вы полностью поглощены активностью (часто включающей творчество).

Когда вы погружены в поток, ваше чувство времени искажается, потому что почти все из доступных входов вашего мозга посвящены деятельности, утверждает Чиксентмихайи. В то время как осознанность и медитация могут ввести вас в психическое состояние потока, то же могут сделать ваши любимые хобби, такие как вязание и, возможно, видеоигры.

По информации из приведенного анализа:

«Видеоигры обеспечивают соответствующий контекст, в котором легче проявиться потоку, так как обратная связь появляется постоянно и уровень сложности запрограммирован на постепенное повышение, чтобы соответствовать улучшающимся навыкам игрока. Таким образом, видеоигры идеально подходят для задействования компонентов, участвующих в теории потока».

Одним из недостатков этого может быть то, что исследование показывает связь между большим количеством перехода в состояние потока и увеличением продолжительности игр, что, в свою очередь, заставило подростков ложиться спать позже и потенциально не высыпаться.

Кроме того, еще одно исследование показало, что ощущение похожего на поток состояния во время видеоигры может указывать на повышенный риск зависимости. Исследование выделило один фактор потока - если во время игры изменяется восприятие связей, это важный предиктор игромании.

Полезны ли видеоигры, тренирующие мозг?

Специализированные «тренирующие мозг» видеоигры это быстрорастущая ниша на рынке, ориентированная на стареющих американцев, желающих улучшить свою память, внимание и навыки решения проблем с помощью умственной «тренировки» для мозга. Lumosity это одна из компаний, которая предлагает тренирующие мозг игры, которые, предположительно, улучшают когнитивные способности с научной точки зрения.

Тем не менее, когда исследователи протестировали программу, предлагая 10 недель обучения с Lumosity или онлайн-видеоиграми, которые не претендуют на пользу для тренировки мозга, группе молодых людей, результаты были неутешительными.

В группе Lumosity по сравнению с контрольной группой не было выявлено преимуществ. Не было заметных улучшений памяти, мышления и других когнитивных способностей, при этом не проявилось и снижение принятия рискованных решений.

Lumos Labs, компания, которая стоит за Lumosity, также была оштрафована на 2 миллиона долларов в 2016 году Федеральной торговой комиссии США (FTC) за вводящие в заблуждение утверждения о том, что продукт может помочь при связанных с возрастом ухудшениях памяти или может привести к улучшению когнитивных функций.

КАК видеоигры влияют на МОЗГ

Видеоигры подвергают вас влиянию голубого света от экрана

Воздействие компьютерных экранов со светодиодной подсветкой или телевизоров в ночное время значительно подавляет выработку мелатонина и чувство сонливости. Когда ваш мозг «видит» синий свет в ночное время, эти смешанные сигналы могут посодействовать серьезным проблемам со здоровьем.

В 2011 году, например, исследователи обнаружили, что воздействие LED-подсветки компьютерных экранов по вечерам влияет на циркадную физиологию. Воздействие пяти часов освещенного LED-экрана ночью значительно подавляло производство мелатонина наряду с сонливостью у 13 молодых мужчин.

Однако, проблема выходит далеко за пределы сна. Светодиоды практически не имеют полезного инфракрасного света и содержат избыток синего, который генерирует активные формы кислорода (АФК), которые вредят зрению и, возможно, приводят к возрастной макулярной дегенерации (ВМД), которая является ведущей причиной слепоты среди пожилых людей в США. Светодиоды могут также усугубить митохондриальную дисфункцию, что приводит к хроническим заболеваниям от метаболических расстройств до рака.

Если вы играете в видеоигры в ночное время, важно блокировать воздействие синего света. Если вы играете на компьютере, вы можете установить программу для автоматического снижения цветовой температуры экрана. Я предпочитаю программное обеспечение Iris для этой цели. Если вы играете на телевизоре, убедитесь, что надеваете блокирующие синий свет очки после захода солнца.

Видеоигры могут увеличить время сидения

Другая проблема видеоигр в том, что это, как правило, малоподвижное времяпрепровождение (исключение составляют более новые игры, которые поощряют физическую активность). Слишком много сидения представляет риски, распространяющиеся на все тело, которые могут способствовать ожирению и растущим темпам хронических заболеваний как в детском, так и во взрослом возрасте.

Например, чрезмерное сидение значительно влияет на сердечно-сосудистые и метаболические функции. Оно повышает риск сердечного приступа, сахарного диабета 2 типа, бессонницы, артрита и некоторых видов рака - и это только верхушка айсберга.

Сидение в течение длительных периодов времени повышает риск преждевременной смерти. Это вызывает особенное беспокойство, учитывая тот факт, что вы можете быть уязвимы для этих рисков, даже если регулярно делаете физические упражнения.

Исследование показало, что даже среди мальчиков от 15 до 19 лет, чем больше времени они проводят перед экранами, в том числе за видеоиграми, тем ниже минеральная плотность их костей. Чрезмерное использование электроники отнимает много возможностей активности, включающей перенос веса, что является ключом для крепких костей.

Поэтому важно не забывать о времени за видеоиграми и менять свое положение – из сидячей позиции в стоячую или даже в движение.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Что происходит с мозгом, когда мы играем в компьютерные игры

- Здравствуйте. Напротив меня в студии – кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Сеченовского университета, психолог Наталья Богачева. Хочу поговорить сегодня с вами о том, как компьютерные игры влияют на мозг человеческий и что они с ним делают? Давайте поговорим о когнитивной функции – я даже определение для слушателей выписала, что когнитивное развитие – это развитие всех видов мыслительных процессов. Восприятие, память, формирование понятий, что такое хорошо, что такое плохо… Так вот, мне интересно знать, когда начались исследования и зачем, того, что компьютерные игры влияют на мозг? Зачем это нужно было ученым?

- Исследования начались, наверное, с того самого момента, как компьютерные игры стали более-менее популярные и первое исследование влияния компьютерных игр на когнитивные функции, еще не на мозг, потому что не было такого уровня развития нейроисследований, но уже на определенные способности, на определенные аспекты – внимание, память и мышление – появились уже в середине 80-х годов. То есть, когда еще как таковых компьютеров в каждом доме не было… Но, поскольку компьютерные игры появились буквально вместе с компьютерами, первая компьютерная игра появилась, по-моему, еще в 1954 году на вот такой гигантской машине, у которой еще не было толком дисплее… в крестики-нолики играли, по-моему, на перфокартах… То, естественно, когда игры и всякие игровые автоматы стали популярны, в том числе, среди детей, появились какие-то исследования, которые пытались их увязать. То есть, первое исследование влияния игр на пространственные способности, сделано на Тетрисе. Есть исследование 1991 года, которое показывает, что у детей 10-11 лет игра в тетрис может развивать навыки пространственного мышления. То есть, это то, как мы себе представляем работу с трехмерными объектами, это мысленное вращение…

М. Баченина:

- В тетрис? Как может это пространственное мышление развивать?

Н. Богачева:

- Это все ускоряющиеся падающие объекты, которых нужно пространственно ориентировать и для того, чтобы эффективно играть в тетрис, нужно очень хорошо представлять, куда подойдет та или иная фигурка.

М. Баченина:

- Хорошо. Тогда давайте поговорим, что такое ориентация в пространстве, которая якобы улучшается благодаря тетрису… Ведь мы с вами перемещаемся, ориентируемся в метро, находим дорогу домой… Или здесь речь о чем-то особенном?

Н. Богачева:

- Здесь, естественно, речь не обо всех навыках пространственного мышления, а о довольно специфической группе – это, во-первых, мысленное вращение. Тут вспоминается классическая история про то, что вот как обычно критикуют женщин-водителей. Что женщина начинает вращать карту, вместо того, чтобы представить себя в ее точке. То есть, вот это как раз таки показатель низких навыков пространственного мышления. То есть, вот стереотипная женщина из анекдота не может представить себя в пространстве, ей нужно развернуть пространство так, чтобы понять, где она находится. От этих вещей, в том числе, по идее, нас спасают компьютерные игры.

М. Баченина:

- Хорошо. Если про женщин заговорили… Давно известно, что женский мозг отличается от мужского. Тогда, получается, и разные вещи творятся с женским и с мужским мозгом под воздействием компьютерных игр?

Н. Богачева:

- Опять-таки, смотря про какую специфику мы говорим. Если мы вернемся к пространственным способностям, это одни из самых таких классических исследований, увязанных с играми, то для женщин игра вот в эти компьютерные игры дает больший прирост к пространственным способностям, чем для мужчин. То есть, это их подравниваем с мужчинами по этой характеристике и считается, что сейчас уже нет того разрыва в пространственных способностях вот в этих конкретных задачах, конкретных навыках, связанных с представлением разных проекций трехмерных объектов на плоскости между мужчинами и женщинами. Именно из-за компьютеров.

М. Баченина:

- Какие способности развиваются? Вы сказали только что о пространственном мышлении и чтобы конкретике придать, расскажите, какие еще развиваются? А какие угнетаются?

Н. Богачева:

- Дальше все запутано. То есть, если с пространственными способностями все более-менее определено, дальше все запутано. Есть исследования, которые говорят о том, что игра в компьютерные игры может развивать некоторые параметры зрительного внимания. То есть, способность отслеживать несколько движущихся объектов, способность распределять внимание на большую площадь, то есть, опять-таки, видеть не только то, что прямо перед глазами, но и где-то на периферии поля внимания, по идее, развивается. Это показано в целом ряде работ группы ученых под руководством Дафны Бавельер, причем, как раз таки на агрессивных компьютерных играх жанра экшн, то есть, на стрелялках и всяких бегалках-убивалках, которые вызывают столько опасений у других ученых. Даже там были показаны уменьшения, например, длительности того, что называется мигания внимания. Дело в том, что после срабатывания, так скажем, внимания на что-то, человек несколько десятых долей секунды не способен концентрироваться. И это, в частности, является проблемой, которая может привести, например, к дорожным происшествиям. Если человек на что-то отреагировал, несколько следующие десятков секунд он не контролирует процесс. И вот у игроков в компьютерные игры эта как бы слепая зона вроде как снижается.

Но, во-первых, некоторые исследования группы Дафны Бавельер не были воспроизведены другими учеными, что ставит вопрос о том, насколько это…

М. Баченина:

- Они пытались и не смогли или они не пытались?

Н. Богачева:

- Они пытались. Они также указали на то, что, в частности, не очень был, вероятно, проконтролирован фактор мотивации. То есть, когда мы ставим эксперимент, мы начинаем учитывать массу разных деталей…

М. Баченина:

- Кого правильно сравнивать?

Н. Богачева:

- Да, кого правильно сравнивать. И вот в исследовании, которое пытались провести, они не увидели специфики по итогам собственно игровых сессий. То есть, посадили людей, которые не играли, дали им поиграть в течение 10 дней по одному часу, и вот у Бавельер получились различия, у других ученых не получились. Но при этом, если взять людей, которые заядлые игроки, и сравнить их с не заядлыми игроками или с неиграющими людьми, то, оказывается, что действительно есть определенная специфика, но тут уже вопрос. То ли нужно иметь много часов игры, чтобы получить какой-то эффект когнитивный, то ли люди, которые становятся фанатами игр, просто изначально отличались по этим параметрам.

М. Баченина:

- Они такими уродились, вы хотите сказать?

Н. Богачева:

- Все мы немножко разные. И параметры внимания… то есть, люди изначально есть с большим контролем, с меньшим контролем… и есть вероятность, что люди с большим объемом зрительного внимания, допустим, им лучше удается играть в компьютерные игры, поэтому им больше нравится это делать. Потому что, если у человека плохо получается что-то делать, он устает от игры в компьютерные игры, он не будет в них играть.

М. Баченина:

- Значит, ориентирование в пространстве, подмечание зомби за углом – это, значит, понятно, что мы увидим, что из-за поворота несется, нарушая ПДД, кто-то… Это я пример жизненный привожу. Еще какие эффекты?

Н. Богачева:

- Есть разные несколько противоречивые исследования в области опять-таки объема рабочей памяти, но это тоже, скорее, можно говорить о том, что вот увеличение…

М. Баченина:

- Рабочее – это кратковременно?

Н. Богачева:

- Кратковременная память. Это тот материал, в котором мы одновременно можем сейчас работать. То есть, вроде как опять-таки у геймеров он выше, но не все так очевидно. Есть исследования, которые увязывают когнитивный контроль…

М. Баченина:

Н. Богачева:

- Когнитивный контроль – это все те же функции лобных долей мозга, которые отвечают за поддержание нашей деятельности, за прерывание нашей деятельности, за то, чтобы мы не отвлекались над другие вещи.

М. Баченина:

- То есть, вот я с вами сижу и, если бы у меня не было этого контроля, я бы постоянно хотела там заглянуть в мессенджер, ручкой порисовать на листке… правильно?

Н. Богачева:

- Что-то в этом роде, да. Либо вам просто интересно. Но вот игры сейчас стали достаточно активно использовать для тренировки различных функций, в том числе, когнитивного контроля. Это всякие в основном игры для мозга, серьезные игры… Но с ними тоже есть проблемы. Потому что есть ряд исследований, который говорят о том, что игры, которые заявляют, что они тренируют ваш мозг, на самом деле ничего не тренируют и в этом плане игра про зомбарей может быть даже более эффективной.

М. Баченина:

- Вы перечислили достаточно много уже того, что развивается, благодаря играм. А что в плане плохого? На что влияют компьютерные игры в головном мозге нашем, что угнетается, или портится, или ломается?

Н. Богачева:

- На самом деле проблема исследования компьютерных игр в том, что нет компьютерных игр вообще. Компьютерные игры делятся на разные жанры. При упоминании компьютерных игр все вспоминают либо про стрелялки, либо про стратегии, либо про многопользовательские массивные онлайн-игры. То есть, есть много жанров. И жанры обладают определенной спецификой и в связи с этим связаны с разными функциями. Зачастую исследования строятся по принципу сравнения разных игр. Например, стратегии вызывают довольно мало возражений со стороны психологов, они вроде как способствуют развитию когнитивной гибкости, стратегического мышления и как-то не вызывают такого раздражения, как, например, игры жанра экшн и шутер. Что касается исследований именно на мозге, то есть, когда человека засовывают в тамограф и смотрят активность тех или иных зон при выполнении той или иной задачи, то их пока не так много, они достаточно трудоемки и, собственно, они еще будут появляться, наверное… Есть исследование, в котором было показано изменение в объеме серого вещества гиппокампа у людей, которых в течение какого-то времени завербовали для того, чтобы они играли…

М. Баченина:

- А гиппокамп нам зачем?

Н. Богачева:

- Гиппокамп у нас отвечает… в данном случае, они его увязывают с пространственными опять-таки способностями, с ориентацией на местности, скажем так, более-менее осознанной. То есть, у нас есть поведение по привычке и гиппокамп – как система, которая отвечала бы за такой более осмысленный подход.

М. Баченина:

- Это снова плюс. А минусов нет.

Н. Богачева:

- Там у них уменьшалось серое вещество и как бы нагрузка на мозг перераспределялась в сторону привычных действий. Что на самом деле может быть не очень хорошо, потому что опять-таки привычки они эффективны в типичной ситуации и могут быть неэффективны, если мы попадаем в новую ситуацию. Но это опять-таки было связано с изначальной стратегией, которую демонстрировали их участники в этой игре. То есть, они взяли людей, которые в игры не играли и обнаружили, что некоторые действуют одним образом, с привлечением одних структур мозга, другие с привлечением других структур мозга.

М. Баченина:

- Получается, мозг и физически меняется, если на него посмотреть? Он становится больше или наоборот?

Н. Богачева:

- В некоторых местах больше, в некоторых меньше.

М. Баченина:

- Хорошо. Почему принято так считать в обществе, что люди тупеют? Они правда тупеют больше, чем умнеют и навыки приобретают? Как вам это видится?

Н. Богачева:

- Я бы сказала, что главная, наверное, проблема, которая может быть связана с компьютерными играми, она, во-первых, связана с зависимостью, о которой мы с вами говорили в прошлый раз, и с тем, что чрезмерное увлечение компьютерными играми банально отбирает у человека время, которое бы он мог потратить на другие вещи.

М. Баченина:

- Социально осуждаемое, поэтому, да?

Н. Богачева:

М. Баченина:

- Кстати, про чаты. Вы не изучаете такую штуку, что все наше общество придет к тому, что мы перестанем очно общаться? Ведь к этому все и идет?

Н. Богачева:

- Я бы так не сказала. Чисто вот по опыту моему, как человека, не столько меня, как психолога, сколько меня, как человека, мне кажется, что, наоборот, сейчас люди стали немножко сопротивляться, что ли, повальной увлеченности чатами. Я знаю, например, людей, которые стали чаще инициировать какие-то реальные встречи именно потому, что общаться в интернете уже надоело. Например, стали играть в настольные игры достаточно взрослые люди… то есть, собираться… казалось бы, зачем это сейчас?

М. Баченина:

- В чем в реальной жизни меня обставит компьютерный игрок?

Н. Богачева:

- В скорости реакции.

М. Баченина:

- То есть, в пинг-понг он меня обыграет, получается?

Н. Богачева:

- Это зависит от его и ваших навыков игры в пинг-понг, но для некоторых даже моторных навыков компьютерные игры могут простраивать некоторые связи в мозге, которые облегчают некоторые моторные навыки…

М. Баченина:

- Поняла. То есть, скорость реакции. А если мы развернем эту тему чуть дальше. Чем мой семилетний сын будет в 40 лет отличаться от меня сегодняшней в том же возрасте? Он играет. И будет, я полагаю, играть.

Н. Богачева:

- Возможно, будет определенная специфика, связанная все с тем же зрительным вниманием. То есть, с одной стороны, это способность отслеживать, так скажем, большее поле вокруг себя, с другой стороны, это всеобщая привычка к мультитаскингу, которая…

М. Баченина:

- Слушайте, но его ж не существует… мы же не способны на мультитаскинг… вы считаете, что вот он в 40 лет будет способен, он уже мутирует так?

Н. Богачева:

- Понимаете, здесь есть проблема. Будет ли он способен или нет на мультитаскинг, он к нему точно будет более привыкший…

М. Баченина:

- Переведем. Это многозадачность, которая так нам сегодня навязана современной жизнью. Но мы с вами сегодня, люди среднего и старшего возраста, - это нам только так кажется, а на самом деле мы делаем одно за другим и дико устаем от этого… Я права?

Н. Богачева:

- Да. На эту тему у американской психологической ассоциации тоже есть своя резолюция, которая говорит о том, что попытки заниматься многозадачностью в действительности приводят к дополнительным потерям времени и ресурсов, вплоть до 40%. Генри Смол говорит о том, что, к тому же, очень сильно перегружает нервную систему…

М. Баченина:

- Он прав, я это по себе знаю. Так, и все-таки, возвращаемся к выросшему ребенку…

Н. Богачева:

- Есть представление о том, что вот это молодое поколение, которое привыкло жить в условиях мультитаскинга, оно будет пытаться и в дальнейшем свои проблемы решать с помощью многозадачности. Понятно, что это как бы редкая ситуация, обычно речь идет об очень сильном переключении между двумя задачами и, соответственно, вот здесь нужны функции когнитивного контроля, которые ускоряют врабатывание в одну задачу, потом дают ее прервать, переключиться на другую. То есть, это в принципе определенный контроль мозга за тем, что они делают. Но опять-таки даже по своим студентам я вижу, что зачастую они уже не могут по-другому.

М. Баченина:

- И они не истощаются…

Н. Богачева:

- Скорее, проблема не в истощении. Проблема в том, что мультитаскинг приводит к снижению глубины переработки информации.

М. Баченина:

- А зачем нам? Нам же сейчас не нужно запоминать столько…

Н. Богачева:

- В том числе. Вот опять-таки у ряда психологов очень большие беспокойства из-за этого, что люди перестали запоминать информацию, так называемый эффект Гугл…

М. Баченина:

- А что вы обо мне волнуетесь? Ну, заглянула я в Гугл – что, мне от этого стало плохо?

Н. Богачева:

- Ну, вот я тоже иногда так говорю, когда на конференциях возникают такие обсуждения…

М. Баченина:

- Хорошо. Какой вывод? Получается, что есть влияние компьютерных игр на мозг, но сейчас после нашей с вами беседы плюсы у меня перевешивают минусы. Хотя истощение молодого поколения, подростков и детей никто не отменял.

Н. Богачева:

- Главная проблема, связанная с компьютерными играми, наверное, заключается в том, что их плюсы и их минусы окончательно не доказаны. То есть, вполне может оказаться через десять лет, что влияние компьютерных игр на что бы то ни было в целом очень сильно преувеличено и играет целый ряд других факторов, а компьютерные игры – это просто некая форма времяпрепровождения, некоторое увлечение. То есть, все исследования, которые есть, они открыты для критики, для разных точек зрения. Кроме того, компьютерные игры очень разные и в целом вот мой основной вывод сейчас – это то, что не надо с ними очень активно воевать, но и не нужно их превозносить…

М. Баченина:

- Я поняла. Выражаясь современным языком, относитесь лайтовее. Или – не напрягайтесь! Давайте поставим многоточие… Спасибо.

Аудио: Что происходит с мозгом, когда мы играем в компьютерные игры

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: