Как мама включала компьютер

Обновлено: 04.07.2024

Сценка: Мама и компьютер
На сцене мама занимается домашними делами: протирает пыль, пылесосит или подметает и т.д.
Раздаётся звонок мобильного телефона. Мама берёт трубку. На том конце сын, который учится в другом городе.
Сын: Мамуль, привет, это я!
Мама: Сынок, привет-привет. Как ты? Как у тебя дела? Как учёба? Ты там хорошо кушаешь? А не мёрзнешь? Всё же уже конец ноября, зима близко. Может всё же надо было положить шерстяные носочки и подштанники, которые бабушка связала?
Сын: Нет-нет, мам! Всё хорошо. Я не мёрзну. А вот по поводу учёбы я как раз и звоню!
Мама (хватаясь за сердце): Тебя что, исключили?!
Сын: Да нет же! Не переживай! Я учусь нормально. Одна проблема, у меня на ноутеостался важный файл, который мне сейчас ну очеееень нужен!
Мама: Где?
Сын: На ноутбуке.
Мама (громче): ГДЕ.
Сын: На ноу… На компьютере, короче! Сможешь мне с него переслать этот файл по почте?
Мама (испуганно косясь на ноутбук): А может я тебе лучше этот ноутбук по почте пришлю, а?
Сын: Нет мама, так не получится. Не волнуйся, это всё очень легко.
Мама (задумчиво): Ага… Значит, мне нужна валерьянка.
Сын: Да нет, мам. Всё будет нормально, я тебе помогу.
Мама (медленно и опасливо садясь за стол с ноутбуком): Поможешь? Ну значит и корвалол пригодится.
Сын (возмущённо): Ну мама!
Мама: Не мамкай мне тут! Знаешь же, что не люблю я эти штуки!
Сын: Знаю-знаю, но мне ооочень нужен файл! Я бы и сам это сделал, но у меня не открыт удалённый доступ, а мой айпи не коннектит через прокси-сервер!
Мама: Сынок, а ты с кем сейчас разговаривал?
Сын: С тобой конечно! А что?
Мама: Ты там случайно ничем не балуешься? Не куришь ничего? Смотри у меня! Если яузнаю…!
Сын: Да блин, мама! Давай лучше займёмся моей проблемой!
Мама: Так я и занимаюсь!
Сын: Да не этой! А файлом! ФА-Й-ЛОМ!
Мама: Ладно, говори, что делать?
Сын: Открой ноут, и включи его.
Мама: А как он открывается?
Сын: Всё очень просто! Подними крышку вверх!
Мама оглядываясь по сторонам: Зачем?
Сын: Ну он так откроется.
Мама : пожимает плечами, встаёт из-за стола, достаёт крышку от кастрюли и поднимает вверх.
Мама: Не получилось.
Сын: Почему?!
Мама: Ну, может, я не ту крышку взяла? Может стеклянную надо? Или эмалированная подойдёт?
Сын: Какая ещё эмалированная крышка?!
Мама: От кастрюли, которая. А что, от сковородки надо было?
Сын: Да нет же! Мама! У ноутбука есть крышка, надо её потянуть вверх!
Мама: С какой стороны тянуть?
Сын: От себя.
Мама (двумя пальцами опасливо поднимает крышку вверх и облегчённо выдыхает): Всё, получилось.
Сын: Умница! Теперь давай включим его!
Мама: А может не надо?
Сын: Надо мама, мама. Там должно быть легче. Нужно просто нажать на кнопочку.
Мама: Сынок, не издевайся над матерью. Тут слишком много этих «кнопочек».
Сын: Тебе нужна так, что без надписей. Видишь?
Мама (внимательно разглядывая клавиатуру у ноутбука): Угу.
Сын: Вот её и жми.
Мама: Нажала. Ничего не получилось. Не включается!
Сын: Мама, это пробел! Тебе нужна кнопочка вверху слева.
Мама: Ага, вижу. (нажимает и звук включения виндовс) Получилось!
Сын: Да ты просто умничка!
Мама: Сынок, давай остальное завтра?
Сын: Не переживай, сейчас точно пойдёт быстрее! Смотри, на рабочем столе лежит папочка….
(Мама на ОБЫЧНОМ столе берёт папку)
Сын: В ней должен быть файл… (Мама достаёт пустой файл из папки и рассматривает его)
Мама: Сынок, он пустой.
Сын (в панике): КАК.
Мама: Ну вот так. Я взяла со стола папку, открыла её, а там только пустые файлы лежат.
Сын (с облегчением): Аааа, фухты на простом столе папку взяла… Нет мам, смотри в компьютер. Там на экране жёлтые папочки изображены, видишь?
Мама (присматриваясь): Ну да, вижу. На одной написано ХХХ, а на другой «надо».
Сын: Вот тебе эту «надо» и надо!
Мама: А ты уверен, что оно мне надо?
Сын: Оно мне надо! Ну мам, ну пожалуйста!
Мама: Ну ладно-ладно. Что дальше делать?
Сын: Ты видишь на столе мышь?
Мама: Нет, ты точно увлёкся чем-то запрещённым…
Сын: Мам! Мышь - это такая штучка с проводом, которая лежит рядом с компьютером. А на экране стрелочка. Возьми мышку и подёргай. Стрелочка на экране будет двигаться. Двигается?
Мама (берёт мышку за провод, поднимает на столом и дёргает (трясёт)): Нет, не двигается.
Сын: Блин! Наверное, ноут не видит её! Что же делать?
Мама (водит мышкой перед экраном ноутбука): Ты, железка неблагодарная, за десять тысяч, мышь не хочешь видеть!?
Сын: Так, мам! Давай попробуем по-другому. Видишь внизу под всеми кнопочками есть прямоугольничек?
Мама: Прямоугольничек… Да вижу.
Сын: Вот поводи по нему пальчиком.
Мама: О! Стрелочка появилась!
Сын: Браво! Молодец!
Мама: Надеюсь, это всё?
Сын: Не совсем. Видишь мой компьютер?
Мама: Ты совсем уж мать глупой считаешь?! Конечно я его вижу! Я же перед ним сижу!
Сын: Нет, в моём компьютере есть такой значок, он тоже называется мой компьютер. Его видишь? Вот к нему нужно довести стрелочку. Пальчиком доведи, чтоб стрелочка за пальчиком переместилась…
Мама: Нет, ты всё-таки балуешься чем-то…
Сын: ну мама! Просто наведи стрелочкой на значок и после дважды нажми на прямоугольник.
Мама: Как же всё сложно…. Ну. Сделала. Ничего не произошло.
Сын: Ну пробуй ещё несколько раз нажать! С первого раза не всегда получается.
Мама: О! Что-то открылось!
Сын: Замечательно!! Читай.
Мама (медленно): Фо-р-ма-тировать жёсткий диск….
Сын (панически): НЕЕЕЕЕТ. Ничего не трогай!
Мама (отпрянула от компьютера): ничего не трогаю!
Сын: Так, спокойно… выдыхаем… Тут раздаётся звонок в дверь.
Мама: Подожди сынок, там кажется бабушка приехала. Я кладу трубку, потом всё решим…
Сын: Нет-нет-нет, подожди! Дай, пожалуйста, трубку бабушке! Мама идёт открывать дверь с телефоном.
Мама: Привет, мамуль!
Бабушка: Привет, родная, давно не виделись! Скайп-то ты не освоила до сих пор.
Мама: Вот, как раз поговори об этом с внуком.
Бабушка: Да, внучек, бабуся на проводе.
Сын: Бабуль, привет! А ты уже доехала?
Бабушка: Конечно, доехала. А ты разве не подписан на мой профиль в инстаграмме? Я же ещё и геолокацию там включила…
Сын: Нет, бабуль, прости.
Бабушка: А что ты хотел-то?
Сын: А, да там мне один нужный файл скинуть надо!
Бабушка: А тебе как: по мылу или в скайпе лучше?
Сын: Как удобно!
Бабушка: Да лучше по мылу, конечно.
Сын: Отлично, тогда докинь там пару джепег файлов…
Бабушка: Да давай я тебе лучше удалённый доступ открою и ковыряйся сколько влезет!
Сын: О, это было бы круто.
Бабушка (что-то нажимая на компе): Открыыыыыто.
Сын: Спасибо бабуль большое!!
Бабушка: Спасибо не зарепостишь… Ну всё, давай, пока внучок. Учись там хорошо, чтоб только на лайки и без дизлайков.
Мама (обращается к бабушке): Мам! Во скажи мне, как ты во всём этом разбираешься, а?
Бабушка: Вот, поживёшь доченька, с моё, и не такому научишься….

Ноябрь 22nd, 2016 Автор: Эвелина Шестерненко

mama-i-kompyuter-dizel-studio

Причем, освоить не по собственному желанию, а вынужденно – чтобы по просьбе любимого сына, находящегося в другой стране на конференции, переслать ему файл с его домашнего ноутбука.

Все ухищрения мамы увильнуть не имеют успеха, сама по себе ситуация тоже никак не рассасывается… Так что, проверив наличие под рукой медицинских успокоительных препаратов, мама садится за стол и пытается ноутбук для начала открыть.

Ее ждет много интересных, но не слишком желанных открытий, и неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы не приехала бабушка))

Роль бабушки коротка по времени, но настолько значима по эффекту, что сценку вполне можно назвать «Мама, бабушка и компьютер».

И, должна сказать, не знаю, кому повезло больше – Вам, уважаемый читатель, или мне. Потому что сценка не просто написана, а уже поставлена и снята на видео. Так что Вы можете повторить не только текст, а полностью всё, вплоть до мимики актрисы. Если, конечно, найдете такую же талантливую))

Я видела их когда-то давно, а совсем недавно случайно увидела снова – оказалось, у них уже много интересных постановок, таких же ярких и разноплановых, как и сами актеры студии.

Когда я смотрела миниатюру «Мама за компьютером» в первый раз, я хохотала так, что меня бы, наверное, вывели из зала, если бы я была не дома, а на концерте.

Во второй раз я помнила сюжет, но все равно вытирала слезы смеха на словах «а, может, остальное завтра?» и «форматировать жесткий диск».

Я разбросала ссылки родным и друзьям, но это видео меня не отпускало. Пересмотрела еще пару раз.

Смешная сценка «Мама и компьютер».

Поскольку Вы всё увидите сами, комментировать мне особо нечего. Хочу добавить только несколько моих мыслей:

Смешная сценка «Мама и компьютер», "Дизель Шоу"

• Если дети будут ставить сценку в школе, колледже, вузе в День Матери, или 8 Марта, или в любой другой день, то обязательно надо, чтобы среди зрителей были мамы. Потому что если их нет – выглядеть будет, как будто за глаза посмеялись над родителями, что крайне неуважительно. И надо сделать смягчающее вступление, что сценка – шутка, своих мам и бабушек мы любим не за это… Но если они умеют пользоваться компьютером чуть лучше героини из сценки, за это им – дополнительный респект! А если не умеют – нам (детям) придется научить, мамы же нас учили.

• Также надо, чтобы зрители, включая самих мам, умели пользоваться компьютером и хотя бы в общих чертах понимали последствия форматирования жесткого диска и прочие прозвучавшие термины. Если не понимают – будет не смешно.

• Эта сценка – отличный вариант для выступления родителей выпускников. Если они хотят на Последнем звонке/Выпускном не просто спеть-станцевать, а показать что-то яркое, зажигательное, то вот, пожалуйста – готовый номер родителей на выпускной из серии «попробуй первый посмеяться над собой»!

• Еще интереснее будет, когда Вы добавите индивидуальных моментов – сделайте блиц-опрос, у кого какие были страхи, проблемы или казусы и обыграйте их. Я, например, взяв мышку впервые в руки, думала, что сдвинула ее всего на миллиметр, а стрелка уже улетела за край экрана. Тут же мелькнула жуткая мысль, что с мышкой я не справлюсь никогда))) А одна наша коллега, не умея тогда совсем ничего делать, всё же смогла за 5 секунд найти значок ножниц и вырезать кусок служебного документа на нашем рабочем компьютере. Потом спустя 2 дня спрашивала через людей – можно ей уже входить в наш кабинет или еще опасно)))

В общем, сценка «Мама и компьютер» должна получиться исключительно веселая и добрая, кто бы ее ни ставил. То есть, точно так же, как и у ее создателей. Видео – ниже.

С пожеланием пользы и удовольствия от просмотра,

Ваша Эвелина Шестерненко.

Мама пытается освоить компьютер. Дизель Шоу, Украина

====================================

Печальный постскриптум спустя почти 2 года

Марина Поплавская, актриса студии Дизель шоу, трагически погибшая 20 октября 2018 года

Люди живы, пока о них помнят (с)

====================================

Понравилась статья - нажмите, чтобы рассказать друзьям. Не понравилась - нажмите, чтобы обсудить. Спасибо, Вы - прелесть!

Мне 15 лет. Все началось очень давно, я играл в компьютер с 8 лет, и все это время родители пытались изо всех сил уменьшить количество времени, которое я проводу за играми. В итоге лет в 11 они пришли к тому, что я должен играть лишь по выходным. Я с этим согласился, хоть и не сразу. Но полтора года назад их и это перестало устраивать. Постепенно они стали пытался оторвать меня, запрещали, придумывали всякую ерунда. И вот, чуть больше года назад, они мне его навсегда запретили. Но через несколько недель я смог его выбросить, и мне вновь его разрешили. Ненадолго. Через день мама сказала, что из-за моих игр компьютер вдруг начал " глючить" и мне снова его запретили. Тогда, когда они ушли, я снова за него сел, но меня в этот же день накрыли, и запретили уж точно навсегда. Так прошло 9 месяцев за это время я подрабатывал, и заработал сам на планшет. Теперь они пытаются забрать и его. Но мне он не особо и нужен. Я хочу компьютер! Уже год без него. Что делать в такой ситуации? Учауь я на 4-5.
КАК ВЫПРОСИТЬ КОМПЬЮТЕР.

блииин мне аж жалко тебя ((а что просят в замен? пускай объяснять почему запретили. Вот у меня племяха такой как ты раньше запрещали бо всякую хрень качал и комп глючил. Договорись что например ты сидишь 2 часа сидишь а потом типа посуду помоешь или типа того. Распроси почему они запрещают. если типа из-за зрения то обьясни что из-за пару часов ничего не будет

Вот тема не поднималась давно. Незнаю я с чего начать мне

Ну так не подскажете что сказать? Как начать разговор?

Подходишь и говоришь мама папа я хочу с вами поговорить обьясните почему я не могу пару часов в день сидеть за компои и пусть объясняют а ты слушай и делай выводы. Договорись что только после всех сделанных уроков. Может ты распиздяй жесткий и лазишь по порно сайтам

Добавляю только друзей Мастер (1396) вот смотри у меня малой хоть ему и 4 года он тоже требует компаюно я не разрешаю по чему? 1)он со мною не проводит время 2)он становиться неуправляемым 3)он смотрит видео прохождение танчиком а там и маты и всё то хочь и повторяет у них полюбе есть свои причины. которые ты должен выяснить и обсудить и договориться что б вам всем было норм

1. Сын (Внук) – молодой человек, программист, уехавший в Европу на конференцию.

2. Мама – женщина в годах, говорящая с небольшим украинским акцентом.

3. Бабушка – пожилая активная бабуля, разбирающаяся в цифровых технологиях и активно живущая в социальных сетях.

Сын звонит маме. Мама берёт в руки трубку приговаривая при это слова«О, сыночек звонит!» и улыбается. Поднимает трубку и говорит:

Мама: (Протяжно, ласково) Аллё!

Сын: Мамочка привет!

Мама: Привет! Как ты поживаешь дорогой?

Сын: Хорошо! Мама мне нужна твоя помощь.

Мама: Конечно дорогой, сделаю всё-всё-всё!

Улыбка на лице мамы, резко сменяется гримасой безразличия и непричастия к происходящему.

Мама: Может, я тебе лучше компьютер по почте отправлю? (Протяжно, неуверенно)

Сын: Нет, мамочка, я в Европе на конференции, а нужный файл остался в домашнем компьютере.

Мама:(Визжит в трубку) Где?

Сын: В до… (Разговор прерывается, в трубке раздаются гудки)

Мама сбрасывает звонок и кладёт трубку на стол. Отходит от стола, запрокидывает голову назад, как бы спрашивая бога, говорит «Может само рассосётся?»

Сын ещё раз звонит маме. Мама, гладя на звонящий телефон, говорит «Що б ты мне был здоров!». Мама поднимает трубку.

Мама: (Протяжно, с осторожностью) Аллё!

Сын: (Указательным тоном) Мама, не бросай трубку. Я буду тебе помогать.

Мама: А, будешь помогать, да?

Мама садиться за стол, на котором лежит закрытый ноутбук.

Мама: Будешь помогать, значит валерьянка понадобиться.

Мама берёт с края стола коробочку с таблетками и кладёт возле себя.

Сын: Сначала нужно включить компьютер.

Мама: Ау, включить, да!? Ну и валидол тут на месте, слава богу.

Мама поднимает со стола блистер с таблетками и кладёт его рядом с валерьянкой.

Сын: Мам, не переживай так сильно, там ничего сложного. Я бы и сам это всё сделал, но у меня не открыт удалённый доступ и мой IP не коннектится через прокси сервер.

Мама: (С подозрением) Сыночка, а с кем ты щас разговаривал?

Сын: С тобой, а что?

Мама: (Укорительно) Ты опять начал курить эту дрянь?

Сын: Нет мам. Давай откроем компьютер.

Мама смотрит на компьютер с явно выраженным недоверием.

Мама: Господи, легко сказать, откроем. Как его открыть?

Сын: Там нужно крышечку потянуть.

Мама пытается открыть крышку ноутбука с другой стороны.

Мама: Крышечку потянуть (тянет крышку). Сына, когда ты тянешь крышечку она скрипит?

Сын: (Испуганно кричит) Нет, она не должна скрипеть, Мам. (Мама пугается громкого крика). С другой стороны потяни.

Мама: Ой, с другой … (Открывает ноутбук). Ой всё, всё открыла. (Довольно облокачивается на спинку стула)

Сын: Открыла, молодец. Теперь надо его включить, там специальная кнопочка такая.

Мама: Жень, тут кнопок дохрена.

Сын: Мама, твоя кнопочка без надписей.

Мама:А, без надписей, да?

Сын:Нажала?

Мама: Не включается, Жень!

Сын: Это пробел, Мама.

Мама: (Восклицательно) А!

Сын: Твоя кнопка справа вверху.

Мама: (Комментируя нажатие на кнопку) Справа вверху, включаю … (Радуясь) О! Жень, включился!

Сын: Умничка мамочка, смотри. На рабочем столе лежит папка. Видишь?

Мама: Подожи, лежит папка.

Сын: Так, открыла?

Мама: Открываю.

Сын: Хорошо. В ней файл.

Мама: Файл. Жень, тока он пустой.

Сын: (С ужасом) Как пустой?! Там же отчёт за декабрь, должен быть.

Мама: Женя он пустой. Я взяла папку на столе, а там файл пустой и всё.

Сын: (С облегчением) А, фух, на столе! Мамочка посмотри в компьютер, видишь такие жёлтые значки, они называются папки. Вот какие папки ты видишь?

Мама: Я вижу одну папку «три икса», а другую «Работа».

Сын: (Смущаясь) Тебе нужна работа!

Мама: Это мне нужна работа, Жень? Я на пенсии, дай мне пожить спокойно.

Сын: Мама, папка «Работа», открой её.

Мама: (Брезгливо, недоверчиво) Как её открыть?

Сын: Видишь на столе мышь?

Мама: (Утвердительно) Женя, ты всё-таки куришь!

Сын: Мама, такая штучка со шнурком таким (показывает рукой шнурок) – это называется мышка. А на экране стрелочка. Подёргай мышкой, и стрелочка дёргаться будет. Подёргай мышкой.

Мама: (Мама поднимает мышь со стола за провод и трясёт её.) Женя ничего не дёргается кроме меня.

Сын: (Озадачено) Наверное компьютер не видит мышь.

Мама: (Мама обращается к компьютеру и машет перед экраном мышкой, держа её за провод.) Ты скотина за десять тысяч ты эту мышь не видишь?

Сын: Хорошо мамочка, давай так. Бери мышку в правую руку и тяни её в правой верхний угол. Тяни её.

Мама встаёт из-за компьютера и начинает тянуть мышь в правый верхний угол, пока провод мыши не отсоединяется от компьютера.

Мама: (После того как провод мыши отсоединяется от компьютера) Женя я дотянула её.

Сын: Дотянула? Стрелочка двигалась?

Мама: Нет.

Сын: Мама, а хвостик мыши он включён в компьютер?

Мама: Нет, Женечка.

Сын: Его нужно включить в USB.

Мама: (Протяжно) Женя, я не знаю что такое USB, я кладу трубку.

Сын: Мама извини, не буду усложнять. Смотри, под кнопочками есть прямоугольничек.

Мама: Вижу прямоугольничек.

Сын:Вот, пальчиком по нему поводи.

Мама:(Водя пальцем. Радостно.) О, стрелочка, появилась стрелочка. Хорошо-то как.

Сын: Бинго мама, ты умничка.

Мама: (Обречённо.) Жень, давай всё остальное завтра? (Выдыхает)

Сын: Мама, дальше легче. Видишь мой компьютер?

Мама недоумевает от фразы.

Мама: Женя, ты меня наверное за дуру считаешь, я перед ним сижу!

Сын: Мамочка нет. В моём компьютере есть мой компьютер.

Мама: А ты парень куришь таки.

Сын: Мама, значок компьютера видишь? Мышкой на него наведи. Наведи на него мышкой и два раза клацни. (Ждёт пока мама наводит мышь и клацает по ноутбуку.) Клацнула?

Мама: Неполучается.

Сын: (Озадачено) Не получается. (Подбадривая) С первого раза не у кого не получается. Нажми много раз.

Мама:(Нажимает много раз на клавишу ноутбука) О! Жень, шото открылось.

Сын: (Восторженно.) Открылось, читай!

Мама: (Вдумчиво.) Форматировать жёсткий диск.

Сын: (В ужасе кричит в трубку.) Нет.

Сын: Ничего не нажимай.

Мама: (Ворча) Я ничего не нажимаю.

Сын: Ничего не трогай.

Мама: Я ничего не буду трогать.

Сын: Ничего, дышим, дышим, дышим, успокоилась, успокоилась, успокоились. Нажми на крестик.

Мама нажимает крестик на груди, перекрещивается и говорит «Господи прости меня за всё».

Сын: (Глубоко дыша.) Мама, ты нажала на крестик?

Мама: Женя, я уже и на крестик нажала, я уже и перекрестилась, может мне молитву какую прочитать?

В комнату входит бабушка.

Мама: (Обращаясь к сыну. Тараторя.) Всё-всё-всё-всё, тут мама-мама, мама приехала.

Сын: (Обрадовавшись.) Бабушка?

Мама: Бабушка твоя, да.

Сын:(Умоляя) Дай бабушке трубку.

Мама: Всё-всё-всё, я заканчиваю разговор.

Сын: (На одном дыхании.) Не-не-не-не-не-не, дай бабушке трубку.

Мама: (Обращается к бабушке и передаёт трубку.) Твой внук.

Бабушка: Аллё!

Внук: Алё Ба, привет!

Бабушка: Привет внучара!

Внук:(Радостно с надеждой.) Бабушка ты приехала?

Бабушка: Ну конечно приехала. А ты что, на мой инстаграм не подписан что ли? Я же это, геолакацию включила.

У мамы медленно округляются глаза.

Внук: (Улыбаясь.) Нет, бабушка, не видел.

Бабушка: Ага, кстати слушай, внучарка, ты это на одноклассники мне больше не пиши, удалилась я от тудава.

Внук: А почему?

Бабушка: Одноклассники закончились. (Небольшая пауза.) Что хотел, а?

Внук:Ба, мне нужно файл с компьютера передать.

Бабушка: А тебе как по мылу или в скайпе лучше?

Внук: Как удобно.

Бабушка: По мылу конечно.

Внук: Ба, тогда пару джипегов презентации заверни в архив.

Бабушка: Слуш, давай я тебе просто удалённый доступ открою, сам ковыряйся.

Внук:(Восторженно.) Супер, давай.

Бабушка: (Копошась в ноутбуке.) Щас, секундочку-секундочку. Открыто.

Внук: Спасибо!

Бабушка: Ага, давай внучёк, пока.

Мама: (Испуганно. Обращается к бабушке.) Мама?

Бабушка: А-а-а?

Мама:(Умоляюще.) Как ты совсем этим разобралась?

Бабушка: Доченька моя, я с субсидиями разобралась, а это вообще легкотня.

Что дают компьютерные игры? Удовольствие, самооценка, зависимость.

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

"У моего ребенка компьютерная зависимость", "У него просто истерики, как только мы просим закончить игру", "Его ничего не интересует, кроме игр, это нормально?" — все чаще приходится слышать психологам от родителей. Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует автор популярной книги.

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку. Первым делом книги, а потом уже компьютер. Компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.

В воспитании "компьютерных" детей можно отметить три основных "горячих точки".

  1. Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру. Покупка новой "машины" пока настолько значима для ребенка и обременительна для семьи, что это уже само по себе повышает ее вес. При том, что компьютер и все, что с ним связано, — это всего лишь созданный руками человека прибор.
  2. Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть. Я сторонник опосредования любой активности ребенка взрослым хотя бы на первом этапе. Это означает, что в любой новой ситуации родитель должен объяснить ребенку, как себя лучше вести (стать грамотным посредником). "Неужели мы должны не только зарабатывать и покупать эту дорогую игрушку, но еще и играть вместе с ребенком?" — спрашивают родители. Именно так.
  3. Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде "субботних порок". Компьютер выключается, а ребенку напоминают, кто в доме хозяин.

Ситуация 1. Компьютер и дисциплина

Шестилетняя Оля может "работать" на компьютере прямо как ее папа-программист. Она на нем пишет буквы, рисует, играет. Но родители Оли все-таки за разумное ограничение "компьютерного" времени. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит, не читает книжек. И у нее есть очевидные логопедические проблемы — Оля не выговаривает "Р" и "Ш".

Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. В конфликт вмешался папа: "Оля — современный ребенок, ей нужен компьютер!" И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли перед дисплеем получасом. Ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: "Я тебя накажу! И папу твоего накажу, чтобы не защищал!" Для психолога в детском саду такая ситуация уже давно стала типичной.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!" "Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!"
"Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!" "Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!"
"Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!" "Твоя работа на компьютере — это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь"

Комментарий психолога. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы можем думать. С точки зрения ребенка, родитель его не любит и не понимает, если не готов разделить с ним его радость. Мы, к сожалению, привыкли измерять глубину отношений с людьми по тому, насколько они чутки к нам в трудных обстоятельствах — готовы ли они разделить с нами беду? И мы, конечно, знаем про себя, что никогда не оставим в беде своего ребенка.

Но у детей другая логика. Они принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону жизни. Идеальный родитель для ребенка-дошкольника — очень веселый и добрый человек, Клоун или Волшебник. С таким можно обо всем поговорить и договориться. Он готов его слушать. Ему он верит.

Строгая бабушка Оли сразу показала себя "злым" персонажем. А кому нравится слушать злюку? Оля протестовала против несправедливости, в каком-то смысле боролась со злыми намерениями. Потому что "наказать ни за что" в представлении ребенка — это, конечно, злодеяние.

Дисциплина и игра вполне совместимы. Но агрессия взрослых только ожесточает ребенка и создает эффект "запретного плода". Поэтому, во-первых, нужно формировать правильные установки еще до начала игры: "Все дети твоего возраста играют по полчаса", "Маленькие играют только с родителями". Во-вторых, у игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: "Кроме компьютера, мы можем поиграть в Лего!", "А мне так нравится, как ты играешь на пианино. Так ни один компьютер не сможет!".

Ребенок и компьютер: как вернуть его в реальный мир? 6 советов

Ситуация 2. Компьютеры и потребность в любви

Когда родители развелись, Пете было 6 лет. Развод инициировала мама — сильная и не без амбиций женщина. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив про себя: "Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я — плохая мать!".

Петя принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать, чем пребывать в тревожном ожидании худших перемен. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя.

Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Но Петя уже и не ждал ничего хорошего. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.

Что мы говорим? Что они слышат?
"Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй" "Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!"
"Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!" "У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!"
"Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!" "Удовольствие надо получать любой ценой!"

Комментарий психолога. К кому больше привязан ребенок — к маме или компьютеру? Этот вопрос иногда мучит родителей. Мы ревнуем ребенка к бездушной машине, однако не готовы проводить время с ним. Раньше родитель был источником счастья на фоне довольно однообразной реальности. Теперь родители могут выступать фоном для яркой, бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Эмпирические наблюдения показывают, что если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви, нежности, ласки, риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, существенно возрастает. Удовольствие, которое можно получать легко и просто, — всего лишь суррогат человеческой любви, которую ребенок не знает, как добывать. Дети застревают на этапе более простых операций, если им неизвестны или не по силам более сложные. А компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, прост, поскольку им легко управлять. Чтобы конкурировать с ним, у родителя должен появиться "дружественный интерфейс".

Читайте также: