Как научить маму компьютеру

Обновлено: 04.07.2024

Дело было много лет назад. Уехала я с малой родины учиться в Сибирские Афины. А маму люблю и поэтому созваниваемся мы часто и надолго. И вот очередной звонок: "Доча, вертела я тебе так дорого звонить, и даже любимые номера не спасают. Я купила комп давай учи меня всему". Я живу в Томске, она в Нижневартовске на нашей малой родине.

Тут надо сделать отступление. При маме я не матерюсь, хотя она прекрасно понимает что мы взрослые люди и можем загнуть дай боже. Так же у нас с ней отношения как у подруг, поэтому я имею полное право ее стебать. Воспринимается это с юмором и без обид. Это отступление для особо чувствительных, а то мало ли.

Ну так вот. На компе стояло как оказалось все, кроме нужного мне Скайпа и мало мальски адекватного браузера. Услышав все требования мамы, я сказала "Уно моменто" и пошла перекурить пока в голове запустился оптимизатор. Единственным выходом я нашла сбор всех нужных программ в архив, архив на хдд, ссылку на почту (иголка в яйце, яйцо в Кощее или как там). И понеслась. Сложностей было много, настолько что я поседела в 22 года (шута, но почти правда).

Далее все диалоги Я-я, М-мама.

Я: Мам, запускай летучую мышь, там ссыль. Нажимаешь, качаешь, потом звонишь мне.
М: ок доня.

Час спустя.
М: готово, что дальше.

На этом моменте начался холивар который слишком долго описывать. Еще час спустя я сказала что нужен перерыв, а то мы поубиваем друг друга. На том и разошлись. Пошла курить снова. И тут я должна сказать огромное спасибо неизвестному парню с РФФ, который рассказал мне о волшебной программе Teamviewer. Где бы ты ни был, дай тебе бог здоровья!

Поскольку мам уже знала как что то скачать с почты, я кинула ей эту волшебную программу. Это чудесное создание человеческой мысли. Этот шедевр.

Дальше все пошло как по маслу, и первое что я увидела при первом созвоне в Скайпе, это огромные мамины глаза, которая сидела и наблюдала как всё движется и меняется без ее участия.

Я: все, ты рада?)
М: да, очень! Только я теперь боюсь смотреть что-то в интернете, а то вдруг ты все это тоже увидишь.
Я: чё ты там глядеть то хочешь?
М: А вот все тебе расскажи. Я дама свободная, всяко бывает )))
Я: ок (прогоняю от себя самые стремненькие мысли)

Прошло уже много лет, маман с успехом освоила комп, и даже уже знает как что и где скачать/посмотреть, знает "подозрительные кнопки" (рекламные баннеры замаскированные под ссылки для скачивания).

Так мы и прожили счастливо треща в Скайпе. Но вчера мама купила себе Самсунг А5 и узнала про ватсап и Инстаграм.

Морали нет. Любите мам.


Истории из жизни

23.7K пост 58.4K подписчиков

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.

Учить маму компьютеру - это просто п*здец. По себе знаю.

Я тут деду ноутбук подарил,правда старенький но тем не менее..деду 70,научился махом)спустя некоторое время дед попросил показать ему(точно уже не помню что)я пришел,для этого мне потребовался интернет,открываю а там,кхм. ну думаю всем понятно что..)дед покраснел,но не расстерялся,сказал на вирус попал)после того случая я научил деда стирать журнал)и журнал теперь всегда пуст))))

Как только я прочитал первые строки, сразу же подумал - вот бы им Team Viewer, это бы решило все их проблемы!

И небо услышало мои молитвы! =)) Отличная идея )

Я сам таким образом и родителям помогаю, и жене. Часто с телефона подключаюсь - там, конечно, не всё так удобно, но на крайний случай сгодится.

Уехала жить заграницу, очень далекую (Латинская Америка). Нужно ведь обучить теперь своих родственников. А беда в том, что мои мама и папа живут в селе. где интернет до сих пор не провели толком. Сейчас что-то появляется за просто огромнейшие деньги, но не суть. Оставила свой комп бабушке и дедушке, которые живут в городе.
Так вот бабушку и пришлось обучать всем примудростям. Я записывала каждый шаг в тетради (как включать компьютер, выключать, открывать браузер и прочее), рисовала даже иконки разные ("пуска" и прочего). Теперь бабушка очень неплохо сама разбирается в компьютере, а когда мама приезжает, бабушка с неё стебется, что она такая молодая и не знает как пользоваться)
Смешно получается. Но да, Тимвьюер спасал много раз.

А моя мама еще хлеще отмочила.Понадобился ей зачем то WORD Eхcel я скачал, установил, начал объяснять как пользоваться.Она простым пользоваться умеет. А этим нет.Таблицы (как создавать)объяснил- быстро поняла. Дошли до формул - не может понять и все.Раз объяснил.два,три,четыре.Чувствую нервы сдают.Ругаться нельзя -обидится. Она тоже нервничает.И тут мама выдает : ты такой умный стал. А когда то я тебя тоже читать учила . И не нервничала. Занавес.

М: да, очень! Только я теперь боюсь смотреть что-то в интернете, а то вдруг ты все это тоже увидишь.

Я: чё ты там глядеть то хочешь?

М: А вот все тебе расскажи. Я дама свободная, всяко бывает )))

Я: ок (прогоняю от себя самые стремненькие мысли)

поделилась бы ссылками с мамой

Во, вот и я точно такой же путь прошёл) правда, андроид ей весь непонятный был и я отдал ей яблоко 4 с которым ходил. Сейчас с 5s гоняет, модница, скайпы, вотсаппы, везде разбирается и все умеет. Но процесс обучения вспоминаю с ужасом) и да, тим вивер - мегаполезня вещь в этих вопросах)

Когда то. в лохматые 90-е в Вартовск на оптовый катали и на казачий. эххх..мы рядышком,в Лангепасе жили.Пирамиду так и не удалось посетить(((..А ваши к нам,в Кубик прикатывали оттянуться.

В такие моменты начинаешь ценить старшего брата еще больше

В такие моменты понимаю, как же охренительно, что моя бабушка работала программистом. Пусть ЭВМ и отличается от компа, но мне её вообще ничему учить не понадобилось. Во всем сама разобралась.))

липучки заменили шнурки, но раньше, чтобы научить ребенка завязывать шнурки самостоятельно, терпения требовалось ой-сколько)

если с мамой было как-то легко в обучении, то с бабушкой совсем не так, потребовалось много времени, чтобы объяснить ей как сделать браузер не в окошке :D

У меня все координально наоборот, мама знает ВОРД лучше чем я. А вот папа вообще в ПК не разбирается. Сижу прямо сейчас делаю проект, и тут папа: - "Научи меня компьютеру". Я, прогоняя все мысли в голове, крещусь и подхожу к нему и ПК. Научил его создавать файл в Ворде, создал, перепечатал аналитический отчет мамы, потерял документ на рабочем столе;)

В процессе чуть десять раз не поссорились, потому что ну ОЧЕНЬ жестко он тупил, прям ну очень:) Я конечно понимаю, человек советской закалки, последний раз пользовался ПК только на уроке информатики. Но блин, мама почему-то, без чужой помощи разобралась во всем сама. Думаю, человека нужно просто посадить перед компьютером и все, пусть сидит и экспериментирует! На данный момент мой папа научился САМ, пользоваться интернетом!:)

Надеюсь он все таки научится пользоваться ПК, потому что когда он учился в техникуме, мы всей семьёй делали рефераты, и документы) Постом ответить не могу, нет рейтинга в 250 баллов(

Самое большее разочарование или не врите своим детям

Конец лета 2006 года, мне 15, все лето отпахал на озеленении, вот прям с 1 июня по 31 августа, заработал денег, оделся, обулся, купил тетрадки учебники и пр к школе на свои деньги, у родителей на копейки не просил
и осталась у меня от всего этого лета 2 т.р.
которых как раз должно было хватить, в нашем захолустье, на новый жёсткий диск, т.к. предыдущий, благополучно умер ещё в конце весны.
в это же время моего старшего брата собирают в областной центр на учебу и майн маман просит у меня взаймы на месяц, тысячу.
к слову о маман: домашний тиран без вредных привычек (не пьет не курит), на вопрос которой "как у тебя дела?", лучше не говорить ничего, ведь все сказанное будет использовано в последствии против тебя.
через месяц я вспомнил о данном мне обещании вернуть деньги. И лучше бы не вспоминал.
таких ушат говна я вообще не ожидал, это был скандал мирового масштаба, маман обвинила меня во всех смертных грехах, и в том что я, дословно, "свинья не благодарная, как ты вообще себе позволяешь задавать мне такой вопрос".
Данный эпизод окончательно утвердил в моем пубертатном уме, что доверять нельзя даже самым близким, к сожалению

P.s. родители читающие этот пост, пожалуйста, не обманывайте своих детей, если вы дали обещание но не можете его выполнить, объясните ребенку почему, разные ситуации бывают в жизни, но рушить доверие своего ребенку из-за такой мелочи самое плохое что вы сможете из этого вынести
P.p.s. Ещё через пару лет я уехал на учебу в Питер и маман в разговорах со мной устраивала мне скандалы из-за того что я ей ничего не рассказывал. И вот с тех пор прошло уже много времени, а я до сих пор не могу с ней нормально общаться и оставаться один на один

P.p.p.s. естественно к порче отношений с маман послужил не только этот случай, так что если кому-нибудь будет интересно, могу целую серию постов на эту тему написать


В Приангарье задержали женщину, которая закрыла детей на несколько дней одних в квартире

Правоохранительные органы в Иркутской области задержали женщину, которая на несколько дней оставила своих четверых детей запертыми в квартире. Об этом во вторник сообщила пресс-служба следственного управления СК России по Иркутской области.

В отношении 31-летней женщины возбудили уголовное дело по ст. 125 УК РФ ("Оставление в опасности"), ст. 156 УК РФ ("Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних"). По версии следствия, 21 октября в городе Братске она оставила четверых детей в возрасте от года до десяти лет одних в квартире, а сама ушла к друзьям распивать алкогольные напитки. Полицейские 24 октября при помощи пожарной лестницы вызволили детей из дома. Они помещены в центр помощи семьям и детям.

Женщина, которая обратилась в полицию, рассказала, что видела, как дети спускали из окна веревку, а одна из местных жительниц таким образом передавала им продукты.

Как сообщала ТАСС уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Татьяна Афанасьева, семья состоит на учете, так как неоднократно попадала в поле зрения инспекторов по делам несовершеннолетних за ненадлежащее поведение матери.

Время скоротечно

Время скоротечно

Ответ на пост «Семейные истории»

Моя мама, особенно в начале нашей жизни пыталась лезть и высказывать мне всякое, что ей не нравится во мне, в жене. Особенно когда мы жили вместе. Чаще всего она это делала по телефону, когда я был на работе. Звонок с как дела перерастал в какую-то фигню и упреки. При чем разговор такой мог растянуться на целый час, пока я пытался доказать, что я не такое говно и жена тоже. В какой-то момент мне надоело и я сказал, что мне ее мнение абсолютно не интересно и слушать я его больше не буду. Хотя ее это не остановило сразу. Готовит жена не так как она привыкла. Уборку мы не делаем каждый час и просто чушь выдуманную ей лично. Припоминание обид столетней давности и почее, сейчас уже не вспомнить всего. При том верила так в это будто это была истина , а нее ее фантазии. Не такую принцессу она своему сыночке хотела или хз, что атм было у нее в голове. Ну и я тварь неблагодарная и предатель тоже. Она меня растила, а теперь бац и женился я. Рассказывала мне о том, что я думаю (ну она так считает), при этом пытаясь меня убедить, что я действительно так думаю (на самом деле нет, но ей же виднее, она лучше знает, что я думаю).

Когда мы стали жить отдельно и общаться вроде как нормально снова мама обижалась на меня почему я ей не звоню, не спрашиваю как дела. А я не хочу. Потому что знаю во что может перерасти этот звонок. Но она мне кажется до сих пор этого не поняла. Она же прав, все лучше знает.

НО Я ВСЕГДА был на стороне жены, защищал от любых ее упреков. Не важно насколько они были надуманными или существенными. Это наше дело, а не ее. Я большой мальчик, как-то разберусь сам если будут претензии у меня.. Доходило чуть не до драки, когда моя мама распалялась. И в итоге может с год после всего с ней почти не общались. Я стал предателем, но честно говоря мне было уже пофиг. Я перестал доказывать обратное.

Если б я пошел на поводу то действительно хоть разводись было.

При том что жена у меня хорошая! Но видимо мне надо было маму просить, чтоб она лично мне жену нашла, а не самовольничать. Может тогда бы она не придиралась.

25 вам лет, 30 или 40.. почему-то я должен все еще слушаться маму по ее мнению и свое мнение иметь в запасе, если оно не совпадает.

Но я ей много раз повторял, пытался донести мысль и не один год на это ушло, что у нее есть свое мнение и даже если она мне его высказала, а я его внимательно выслушал, это не значит что я поступлю как она хочет. Я приму свое решение, а к ее мнению я могу прислушаться, могу частично учесть или вообще проигнорировать. И это не значит что я плохой или еще что-то. Просто это ее мнение, и даже если она считает, что права на 1000%, я могу так не считать. И даже если я ошибусь - ну на ошибках учатся.

Персональный компьютер (ПК) – неизменный атрибут современной жизни. Он же – незаменимый инструмент практически в любом деле. Среднестатистическому человеку сложно представить себе учёбу, работу, а нередко и развлечения без компьютера. Поэтому важно помочь своей маме стать уверенным пользователем ПК (не путать с пулемётом Калашникова).

В первую очередь следует объяснить маме, что без компьютерных знаний в современном мире невозможно найти нормальную работу и получить нормальное образование. К тому же уверенное владение компьютером поможет ей приобрести уверенность в себе, наладить общение с подругами и родственниками в режиме онлайн, открыть для себя целую вселенную знаний и ключи к решению многих житейских проблем.

Всё как в армии – начинайте с ТТХ (тактико-технических характеристик). Расскажите маме, из каких основных частей состоит практических любой ПК: системный блок (многие почему-то по-прежнему называют его «процессором»), монитор, компьютерная мышь и клавиатура.

Объясните, что системный блок – это «головной мозг» компьютера, и именно к нему необходимо самое бережное и трепетное отношение (пригодится привычка мамы вытирать пыль). Умрёт «мозг», умрёт и весь компьютер. Монитор в представлении не нуждается (если только он не сенсорный) – здесь всё понятно: он отображает всю необходимую информацию. Клавиатуру мама, скорее всего, освоит быстро – пригодятся уроки машинописи в школе. Только предупредите, что в отличие от печатной машинки для ввода текста достаточно совсем лёгкого прикосновения к нужной клавише. А вот с мышью могут возникнуть проблемы.

Однажды мама попросила объяснить ей, как просматривать видео и другие файлы на компьютере. Мы ответили (ведь для нас это было очевидно): «Наведи мышку на файл и дважды нажми левую кнопку». Мама, не раздумывая, прислонила мышь к экрану, навела её на нужный файл и дважды нажала на кнопку, отчего по поверхности жидкокристаллического дисплея побежали разноцветные волны и круги. Не повторяйте наших ошибок!

Как показывает практика, помочь маме разобраться в работе компьютерной мыши помогает именно эта самая практика. Потратьте своё драгоценное время на помощь маме в выполнении базовых действий, ведь мама потратила 9 месяцев своей жизни на то чтобы выносить вас! Для начала научите её водить курсором по экрану – вам будет весело. Затем обучите пользоваться левой кнопкой мыши – выделять файл или паку (каталог) одиночным нажатием, открывать двойным и выделять несколько файлов или область экрана, удерживая зажатую кнопку.

У вас получилось? Можете приступать к следующему этапу – изучению правой кнопки мыши. Научите (на примере ненужного файла или папки) маму вырезать и вставлять, копировать и вставлять, создавать новый файл или папку (каталог). Теперь можно учить её взаимодействию мышки и клавиатуре на примере переименования файла или папки – выделить объект нажатием левой кнопки мыши → навести курсор на его название → ещё раз щёлкнуть левой кнопкой → переименовать объект при помощи клавиатуры.

Вы справились? Отлично! Отныне можете считать себя компьютерным сенсеем. Но не зазнавайтесь – впереди ещё много работы. Помните, что мы в ответе за тех, кого обучили. Любите своих мам и будьте терпеливы, ведь что это по сравнению с терпением во время родов и ваших выходок. Продолжение следует…

Будете знать ответы, значит, сформируете у ребенка культуру обращения с компьютером.

Вопрос первый: «ЧТО»

Решите для себя: ЧТО должен ваш ребенок делать с помощью компьютера?

Вы же думаете, ЧТО должен кушать ребенок, не разрешаете ему тянуть в рот всякую гадость. Так почему вы не должны продумать, ЧТО у вашего ребенка в компьютере? Продумайте и его компьютерное «меню». Какие «компьютерные продукты» можно «употреблять» чаще, какие реже, а какие должны быть под запретом.

Полезное

  • Познавательные и добрые мультфильмы
  • Логические игры («Собери сокровища», «Тэтрис» и др.)
  • Учебные программы («Баба яга учится считать», «Уроки мудрой совы», «Учимся читать с Незнайкой»)
  • Раскраски, игры для моделирования («Собери и раскрась замок», «Наряди новогоднюю ёлку»)
  • Игры-путешествия для расширения кругозора («Открываем страны», «Занимательная география для детей», «Космос», «Океан» и др.)
  • Полезные материалы («Как сделать открытку своими руками», «Как собрать кораблик», «Как слепить пуделя» и т.п.)

Пусть компьютер больше знакомит детей с реальным миром, чем с вымышленными мирами!

Сомнительное

Игры-бродилки, сказочные стратегии – интересно, но затягивает.

Игры-стрелялки с монстрами («Зомби») – детей притягивает не познавательный интерес, а страх. Он будоражит, но не развивает.

Вопрос второй: «ГДЕ»

Этот вопрос нужно задать и по поводу организации пространства и по поводу гаджетов: «ГДЕ заниматься ребенку компьютерными играми и программами»?

ГДЕ должны быть закачаны все детские мультики и программы?

Допустимо ли играть с маминого телефона? С папиного компьютера? Или у ребенка должен быть свой гаджет для этого? Компьютер вещь ПЕРСОНАЛЬНАЯ. И лучше, чтобы все детские игры и мультики были закачаны только в один гаджет, к примеру в планшет, которым и будет пользовать дошкольник. Это формирует чувство порядка и ответственности.

ГДЕ можно проводить время со своим компьютером, планшетом или телефоном?

Спросите у себя, допустимо ли играть:

  • в туалете,
  • в машине по дороге в детский садик и обратно,
  • в кровати перед сном, или когда только проснулся,
  • за обеденным столом,
  • на диване перед телевизором?

Лучше всего, чтобы гаджет не переносился постоянно по дому, а было выделено одно, хорошо освещенное место в детской комнате, например.

Плюс допустимо брать его с собой только в дальние поездки, чтобы было чем заняться в долгой дороге.

Вопрос третий: «КОГДА»

Ребенок в процессе своего небольшого опыта, уже знает, что есть время для приёма пищи, сна, игр, прогулок. Пусть он усвоит, что для занятий и игр с компьютером тоже должно быть только определенное время.

Задайте себе вопрос «КОГДА» ребенку лучше посвящать свое время гаджету:

  • Каждый вечер, после ужина до самого сна (не слишком ли много?)
  • Только по субботам и воскресениям (Не однообразно ли будут проходить выходные? Ведь порой, приходя в понедельник в детский сад, дети сообщают, что вчера целый день играли в компьютер).
  • За час до ужина, пока маме нужно приготовить еду и накрыть на стол
  • Через день или через два дня.

Здесь нет однозначно верного ответа. Главное, чтобы ребенку был понятен этот четкий график.

Если решите в компьютерных играх для детей практиковать режим «через день», или «по выходным», можно даже отметить такие дни в настенном календаре и показывать ребенку, когда он наступит.

Вопрос четвертый: «СКОЛЬКО»

Педиатры рекомендуют:

Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать
10 минут для детей 5 лет,

Однако большинство игр рассчитаны на больший период времени: 20-30 минут, а то и больше.

Перерывы для соблюдения норм часто неэффективны. Ребенок не хочет отвлекаться на перерыв от начатой игры. Со стороны родителей начинаются уговоры, угрозы выключить компьютер, со стороны ребенка – упрямство, капризы, а то и истерики.

Как показывает наблюдения, лучше «достаточно, но редко», т.е. позволить ребенку посидеть 20-30 минут, но при этом заниматься не каждый день.

Как вытянуть ребенка из-за компьютера, когда время закончилось.

Возьмите за правило ставить таймер. Ребенок, слыша сигнал, – поймет, что время закончилось. Дайте ему возможность завершить начатое действие (сохранить игру, к примеру), но все это время не выключайте таймер. Когда выключится игра, тогда выключится и таймер. Не поддавайтесь на уговоры «Поставь еще время», лучше пообещайте, что в праздничный день, на таймере будет выставлено не 20, а 30 минут к примеру.

Мальчик справа держит в руках песочные часы. Так он САМ решил регламентировать время компьютерных занятий Мальчик справа держит в руках песочные часы. Так он САМ решил регламентировать время компьютерных занятий

Вам самим бывает сложно оторваться от компьютера? Ставьте таймер и для себя, чтобы ребенок видел – правила для всех едины, привилегий ни у кого нет!

Таймер позволяет мне решать еще одну важную проблему. Читайте здесь:

Если полезна консультация, поставьте лайк. Делюсь практическими советами, в результате длительной работы с детьми. Ваш Психолог из детсада.

Технический директор « Лайв Тайпинга » Денис Визигин научил свою 79-летнюю бабушку пользоваться смартфоном. Теперь она может общаться с родственниками и друзьями из разных городов и не чувствовать себя одинокой во время самоизоляции. Денис рассказал, как освоить смартфон пенсионеру и помочь ему разобраться в современных технологиях.

Как научить пожилого человека пользоваться смартфоном? Как научить пожилого человека пользоваться смартфоном?

Как все началось

Моя бабушка 30 лет работала на радиозаводе, а после выхода на пенсию ездила на дачу. Потом её здоровье ухудшилось, поэтому участок пришлось продать. С тех пор она много сидит дома и ходит только в магазин или к врачу.

Новый образ жизни дался ей тяжело, бабушке было скучно, она говорила, что хочет пробовать что-то новое, но инструментов, чтобы развлечь себя, у неё не было.

Однажды мы подумали, что было бы здорово поддерживать связь c бабушкой, когда мы путешествуем, показывать фотографии, чтобы она смогла смотреть на мир хотя бы нашими глазами.

Тогда мы решили купить смартфон для бабушки. Она пользуется им около пяти месяцев и говорит, что даже не думала, что с помощью одного маленького устройства можно делать столько интересного: найти старых друзей, общаться с близкими, смотреть полезные видео.

Пока что бабушка не понимает многих вещей, поэтому раз в неделю я приезжаю к ней, чтобы ответить на вопросы и научить еёчему-нибудь новому.

Вот как выглядел процесс обучения.

Ставим цель

Обучение пожилых людей пользоваться смартфоном — сложная задача, вы будете раздражаться и натыкаться на возражения. Чтобы не сдаться, нужно четко понимать, для чего вам это.

Бабушка видела, как с помощью интернета окружающие быстро получают информацию, общаются и пользуются услугами. Ей было одиноко из-за того, что технологии проходят мимо неё, и хотелось пользоваться ими наравне со всеми.

Я замечал, что все новое вызывает у неё эмоции. Например, однажды мы вместе заехали в KFC, и бабушку впечатлила курица, которая была приготовлена абсолютно не так, как она привыкла. За всю жизнь она мало где была, сейчас ей было бы интересно поехать в настоящее путешествие, но не позволяет здоровье. Мне хотелось дать ей инструмент, который поможет смотреть на мир новыми способами.

Теперь я благодарен прошлому себе: мы можем общаться даже в самоизоляции и не подвергать бабушку опасности.

Определяем интересы

Из разговоров с бабушкой я определил, чего ей хочется, и составил карту интересов.

Первый интерес — общение. Бабушке было грустно, что друзей и знакомых становится все меньше, люди уходят, круг общения сужается. Нужно было помочь ей восстановить старые связи.

Второй момент — советы для здоровья, которые помогают искать новые способы облегчить боль.

Еще один интерес — развлечения. Бабушка слушает музыку, смотрит видео рецепты.

Какой смартфон подойдет для пожилого человека

Старикам важен тактильный контакт. Они привыкли использовать механические кнопки, поэтому полностью сенсорный телефон для пенсионеров будет неудобным и странным. Моя бабушка пользуется iPhone 6S, у которого есть одна большая «физическая» кнопка Home.

Как настроить телефон для пожилых людей

Перед тем, как подарить мобильный телефон пожилому человеку, сделайте все возможное, чтобы он не чувствовал себя глупым. Большая часть гаджетов и приложений плохо адаптируются под такую аудиторию, поэтому все, что можно сделать, — постараться снизить риск ошибок.

Старикам сложно делать свайпы, их пальцы не привыкли к клавиатуре, они медленно печатают, плохо попадают по мелким кнопкам и пугаются неожиданных пуш-уведомлений. Важно всё это учесть и настроить смартфон так, чтобы человек мог легко найти нужные приложения и меньше перемещался между экранами.

Вот что нужно сделать:

  • Убрать все экраны, кроме основного.
  • Избавиться от приложений, которыми человек не будет пользоваться.
  • Максимально увеличить шрифты.
  • Удалить все клавиатуры, кроме русской.
  • Убрать эмодзи.
  • Отключить уведомления на телефоне.
  • Убрать экран ввода пин-кода.

Выбираем приложения

Дальше я подобрал приложения, которые будут отвечать бабушкиным интересам и потребностям.

Мессенджеры

Сначала я надеялся, что бабушка будет переписываться в Telegram со мной, с моим отцом и с одной из своих подруг. Еще я думал, что в чатах мы сможем объяснять ей, как пользоваться телефоном и приложениями.

Зато бабушка полюбила видеозвонки WhatsApp: ей нравится видеть собеседника.

Одно время я пытался использовать стикеры, но бабушка не понимает, зачем они нужны и не может считывать их значение.

Сейчас я использую Telegram, чтобы отправлять фотографии из поездок, а еще пишу в нем инструкции. Когда мы купили бабушке её первый кнопочный телефон, я написал, как им пользоваться, в тетрадке. С iPhone я решил так не делать, поэтому все подсказки хранятся в чате.

«Одноклассники»

Потом я зарегистрировал бабушку в «Одноклассниках» и помог ей найти первые контакты. Это были родственники и друзья, которые разъехались по другим городам и с которыми она давно не общалась. Оказалось, что у неё много социальных связей, с помощью интернета она смогла их восстановить и получила новые возможности для общения.

В «Одноклассниках» пенсионеру намного веселее, чем в мессенджерах. Судя по моим наблюдениям, пожилые люди используют социальные сети иначе, чем мы. Им неинтересно много переписываться, но при этом они любят «социальные поглаживания». В «Одноклассниках» есть механики, которые отвечают этому требованию.

Подарки

Пожилые люди любят поздравлять с праздниками всех друзей, родственников и знакомых. В «Одноклассниках» это учли, там есть подарки — красивые картинки, к которым можно добавлять текст и музыку.

Бабушку это покорило, она начала дарить подарки всем подряд, сначала ограничивалась бесплатными, а потом начала использовать платные.

Сейчас я трачу 200–300 рублей в месяц, чтобы бабушка могла покупать подарки в «Одноклассниках». К сожалению, иногда в соцсети можно наткнуться на неочевидную функциональность. На 8 Марта она случайно потратила большую сумму, потому что на общей странице с подарками не было цены, чтобы увидеть её, нужно было нажать на саму картинку.

Чтобы такое не повторялось и бабушка тратила деньги осознанно, я рассказываю, как устроены социальные сети — хочу, чтобы она понимала, за что и почему платит. Я объясняю, что ей специально показывают самую красивую и дорогую картинку, чтобы спровоцировать покупку. Когда я рассказываю что-то о поведении в соцсетях, она слушает с любопытством и удивляется, узнавая в этом себя.

Лента

С появлением друзей сформировалась новостная лента. Со временем бабушка сама научилась просматривать её и ставить классы постам, которые ей близки.

Еще в ленте стали появляться рекомендации со списком возможных друзей. Теперь ей не нужен поиск, чтобы самостоятельно добавлять новые контакты.

Этот сервис хорошо подходит для развлечений. Бабушка слушает музыку, ищет домашние рецепты и смотрит каналы с лайфхаками про здоровье.

Сначала я хотел заинтересовать её либеральными СМИ и посоветовал посмотреть «Намедни». Получилось не очень. Старикам сложно передвигать ползунки, поэтому перемотать видео — непростая задача.

Первый раз бабушка посмотрела половину 40-минутной серии и устала, потом она включила программу сначала и посмотрела минут 30. Так происходило несколько раз, потому что бабушка не знала, как работает ползунок воспроизведения. К тому же она привыкла к формату телевидения, поэтому смотреть видео без перемотки было для неё нормально.

Тогда мы поступили по-другому. Бабушка сказала, что ей интересно, а я показал, как вбивать в поиск самые простые запросы. Мы сделали несколько запросов, и теперь для её аккаунта работают рекомендации, которыми она пользуется чаще поиска.

Как убрать рекламу

У бабушки есть собственный аккаунт, в котором указан возраст. На основе этого алгоритмы фильтруют контент. А чтобы избавиться от рекламы, я купил семейную подписку.

До появления подписки я учил бабушку избегать рекламы — просто посоветовал нажимать на большую кнопку iPhone и закрывать приложение, если на экране появилась реклама.

Онлайн-банк

Деньги от продажи дачи мы разместили на депозите. Я установил на смартфон онлайн-банк и бабушка может наблюдать, как на счет капают проценты.

Еще ей удобно следить за тем, как начисляется пенсия, теперь она сразу знает, что деньги пришли.

Теперь хочу научить её оплачивать квитанции. Недавно мы вместе заплатили за квартиру, она сказала, что поняла, как это делается, но первое время ей нужна будет помощь.

MiFit и MiBand

Пожилые люди, как дети, — их легко заинтересовать разными игровыми механиками. Мне хотелось уделить внимание бабушкиному здоровью, и в этом помог MiBand. Я купил фитнес-браслет, чтобы отслеживать её активность и установил там дневную норму в 3000 шагов.

Когда бабушка проходит нужное количество — браслет вибрирует. Её это очень радует. Когда я прихожу в гости, она рассказывает, сколько раз за неделю получала этот сигнал.

Формируем привычку

Просто установить приложения недостаточно, нужно сформировать привычку. Первое время я звонил бабушке и давал небольшие задания, например «Возьми телефон, открой «Одноклассники» и отправь мне подарок».

Измеряем и контролируем

Мне важно следить за тем, как бабушка взаимодействует со смартфоном, сколько времени проводит с ним, какое видео смотрит, какие посты лайкает. Я смотрю статистику в Screen Time. Если какие-то показатели падают или меняются, узнаю, почему так происходит и думаю, что делать.

Сначала у меня была цель, чтобы бабушка использовала смартфон так же часто, как мама, — это примерно половина от того времени, которое трачу я сам. Пока что достичь таких показателей не получается: из-за маленького экрана у бабушки устают глаза и начинает болеть голова. Чтобы снять это ограничение, я собираюсь перевести её на iPad.

Работаем с возражениями

Старикам сложно учиться новому, они могут упираться, говорить что-то в духе «мне это не нужно» или «у меня не получается». На самом деле за каждым возражением стоит страх. Нужно его найти и устранить.

Когда бабушка называет себя глупой, это может означать, что она испытывает чувство вины: внук, у которого и так много дел, тратит кучу времени, а у неё не получается разобраться.

Очень часто сложности пожилого человека вообще не связаны с его способностями. Все дело в самих продуктах. К сожалению, разработчики редко думают про стариков и не адаптируют приложения под их потребности. Пожилая аудитория многих приложений и сервисов не очень большая, поэтому создавать для неё отдельные решения дорого и невыгодно.

Каждую неделю я общаюсь с бабушкой, узнаю, что не так, записываю её возражения, а потом еду домой и думаю, как решить проблему.

Иногда проблема не решается и приходится отступить. Так вышло с аудиокнигами. Бабушка ассоциирует наушники со слуховым аппаратом, стесняется и не хочет ими пользоваться.

Относимся как к равному

Мы привыкли к компьютерам с детства, а для стариков это нечто непонятное. Когда мы учим их пользоваться техникой, они не успевают за нами, а мы раздражаемся. Нужно принять это раздражение и понять, что делать, чтобы не испытывать этого чувства.

Читайте также: