Как называется интерфейс позволяющий осуществлять взаимодействие человека и компьютера совокупность

Обновлено: 07.07.2024

Пользовательский интерфейс ( user interface или сокращенно UI ) – это интерфейс, с помощью которого человек может управлять программным обеспечением или аппаратным оснащением. UI должны быть удобными в использовании, чтобы взаимодействие с ними происходило на максимально интуитивном уровне. Интерфейсы программного обеспечения также называют графическими пользовательскими интерфейсами ( graphical user interface или GUI ).

В отличие от современных реалий, первые компьютеры были слишком слабыми для графических пользовательских интерфейсов. Поэтому, в самом начале люди могли пользоваться только командной строкой ( CLI или command line interface ), в которой команды задавались с помощью запросов. Позже это переросло в TUI – интерфейсы, которые сегодня используются в процессе инсталляции операционных систем. Доступность компьютеров привела к необходимости разработки удобного пользовательского интерфейса.

Графический интерфейс пользователя – тип интерфейсов, который прочно закрепился наряду с постоянно увеличивающейся производительностью ПК. В ближайшем будущем могут появиться пользовательские аудио-интерфейсы ( VUI или voice user interface ), которые позволят людям взаимодействовать с компьютером с помощью речи.

В различных компьютерных играх применяется натуральный пользовательский интерфейс ( NUI или natural user interface ). Его система анализирует движения человека, и преобразует их в движения в игре. На данный момент в стадии разработки находится перцептивный пользовательский интерфейс ( PUI ), а также интерфейс мозг-компьютер ( BCI или brain-computer interface ). Последняя разработка направлена на то, чтобы обеспечить людям возможность управлять компьютерами силой мысли.

Интерфейс командной строки (Command Line Interface или CLI)

Среди областей применения интерфейса командной строки можно выделить DOS-компьютеры . Взаимодействие происходит с помощью ввода команд. Компьютер обрабатывает эти команды и выводит на экран очередную строку. Данный тип UI давно устарел. Большинство CLI заменены графическими интерфейсами.

Текстовый интерфейс пользователя (Text User Interface или TUI)

Этот тип интерфейса пользователя предназначен для работы с символами. Исполнение происходит в режиме аппаратного текста, однако часто используется и дисплей. В данном случае на каждый источник у программиста имеется 256 символов. Навигация производится клавиатурой, а не мышью. В качестве примера можно привести Norton Commander или Turbo Pascal . Этот интерфейс также используется в загрузчиках ОС и BIOS-программах . Данный тип интерфейса также используется для установки операционных систем.

Графический пользовательский интерфейс (Graphical User Interface или GUI)

Графический пользовательский интерфейс является наиболее популярным UI . Он представляет собой окно, в котором содержатся различные элементы управления. Взаимодействие пользователя с программой при помощи мыши и при помощи клавиатуры.

Также есть возможность использовать кнопки и разделы меню, расположенные внутри самого приложения. Это окно представляет собой нечто вроде шлюза между пользователем и программным обеспечением. В графическом интерфейсе пользователя распространены типичные элементы управления. Они позволяют стандартизировать процесс взаимодействия с различными программами в разных операционных системах.

Когда разрабатывался первый графический пользовательский интерфейс за основу были взяты элементы реального мира: мусорная корзина, папка, изображение дискеты в качестве кнопки сохранения. Сегодня многие иконки считаются устаревшими, но все равно используются.

Даже при использовании современных изображений и иконок дизайнеры стараются хотя бы минимально отразить их предназначение. Это позволяет облегчить интуитивное взаимодействие с интерфейсом. Цель GUI заключается в том, что люди могли легко определить предназначение каждой кнопки. Благодаря этому нам не приходится запоминать все команды, как это было в случае с командной строкой.

При разработке GUI применяются определенные своды правил, которые помогают сделать программы удобнее в использовании. В качестве примера можно привести 8 золотых правил от Бена Шнайдермана . Ниже приведем несколько сносок из этих правил:

  • Согласованность: взаимодействие должно происходить всегда похожим образом. То есть, следует избегать использования панелей управления с опциями типа “ скопировать выделенную область ”, “ удалить выделенную область ”, “ добавить выделенную область ”. Данный пример показывает отсутствие согласованности в GUI , чего следует избегать;
  • Информативная обратная связь: все действия, производимые пользователем, должны быть подкреплены обратной связью. Например, если двойной клик открывает программу, то человеку приходится подождать пару секунд, прежде чем он сможет пользоваться этой программой. Чтобы пользователь знал, что его действия принесли результат, нужно проинформировать его об этом. Это можно реализовать сменой курсора. Один из старейших и привычных примеров – это курсор с песочными часами в Windows ;
  • Не перегружайте память пользователей: пользователи не в силах запомнить все и сразу. В длинных сегментах взаимодействия, где пользователь вынужден переходить по нескольким окнам, информация всегда должна отображаться в одной и той же области. Менее востребованная информация, которая отображалась в самом начале, должна быть скрыта.

Пользовательский аудио-интерфейс (VUI или voice user interface)

В этом типе интерфейсов пользователя взаимодействие между пользователем и компьютером происходит с помощью голоса. Например, пользователь может вербально выбрать человека из ранее составленного списка контактов и совершить звонок. Программы для интерпретации речи в текст и для распознавания речи также используют аудио-интерфейсы.

Тактильные интерфейсы пользователя (TUI или tangible user interface)

В них взаимодействие происходит за счет применения мячей или других физических объектов. Сегодня данный тип интерфейсов редко используется в повседневной жизни. Если рабочий компьютер постоянно стоит на одном столе, применение тактильных интерфейсов приобретает новый смысл, однако чаще всего они просто неприменимы в повседневной жизни. Музеи и выставки – отличный пример сферы применения TUI .

Физическое взаимодействие запоминается лучше любого другого. Кроме этого тактильные интерфейсы дают простор реализации объектов: форма, фактура, цвет. От песочницы с деревянными кубиками до увеличительного стекла для изображений – возможно практически все.

Натуральный пользовательский интерфейс (NUI или natural user interface)

Натуральный пользовательский интерфейс призван предоставить пользователю естественный и интуитивный опыт взаимодействия с устройством или программным обеспечением. В то же время, сам интерфейс будет видимым, например, на сенсорном экране. При помощи NUI команды пользователя вносятся с помощью жестов и прикосновений.

Данный тип интерфейса пользователя также можно комбинировать с VUI . Благодаря прямому отклику устройства взаимодействие происходит естественней, нежели при вводе мышью или клавиатуры. Кроме сенсорных устройств NUI также можно использовать в игровых приставках.

К примеру, Nintendo Wii позволяет воспроизводить действия на экране за счет перемещения контроллера рукой. Среди других примеров – дополнение Kinect к Xbox , которое позволяет управлять игровым персонажем на экране движениями собственного тела. Что делает взаимодействие более натуральным.

Перцептивный пользовательский интерфейс (PUI или perceptual user interface)

Перцептивный пользовательский интерфейс – интерфейс, управление которым происходит за счет восприятия человека. На сегодняшний день он до сих пор находится на стадии разработки. PUI , в теории, должен совмещать в себе возможности GUI и VUI , а также уметь распознавать жесты для взаимодействия с компьютером. Интеграция визуального и слухового восприятия жестов и звуков должно позволить PUI предоставить пользователям максимальный уровень восприятия и естественности.

Интерфейс мозг-компьютер (BCI и brain-computer interface)

Этот интерфейс пользователя в качестве источника команды использует человеческий мозг. На сегодняшний день эта технология достигла высокого уровня развития. Для измерения мозговых волн используются электроды, после чего полученная информация расшифровывается различными алгоритмами. Это и позволяет управлять роботизированными конечностями. Такой тип взаимодействия – большое преимущество для людей с ограниченными физическими возможностями.

Ценность оптимизации под поисковые системы

В разработке графического интерфейса пользователя GUI и сайта есть как схожие моменты, так и различия. Например, посетитель пользуется навигацией по сайту. Он выбирает определенный путь сквозь структуру страниц. В графическом интерфейсе разработчик может контролировать, какие пункты будут доступны пользователю в тот или иной момент. Если функция недоступна, разработчик может скрыть эту опцию.

В случае с сайтом у пользователя всегда есть возможность вернуться назад на страницу. Следовательно, навигацию также необходимо учитывать при создании сайта. Иерархия страниц должна быть максимально прозрачной и продуманной. Если ваш сайт состоит из нескольких уровней, то логично использовать навигацию типа “ хлебные крошки ”.

Люди используют программы уже достаточно долгое время. Следовательно, мы уже привыкли к большинству стандартных элементов любого графического интерфейса. Сайты же появились относительно недавно.

Веб-дизайнеры должны стараться продумать опыт взаимодействия с пользователем на максимальном уровне, и руководствоваться при этом проверенными практиками. Например, меню навигации лучше всего располагать в левом верхнем углу. Как вебмастер вы должны убедиться, что все элементы легко доступны любому посетителю. Это сделает ваш сайт удобным для использования.

Пожалуйста, опубликуйте ваши мнения по текущей теме материала. Мы очень благодарим вас за ваши комментарии, дизлайки, подписки, лайки, отклики!

17. Информационные ресурсы, доступные пользователю при работе на компьютере:
а) Индивидуальное звуковое пространство
б) Индивидуальное визуальное пространство
в) Индивидуальное информационное пространство +

18. Для выбора одного из нескольких возможных вариантов служат:
а) флажки
б) переключатели +
в) списки

19. Командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций располагаются:
а) в адресной строке
б) в строке заголовка
в) на панели инструментов +

20. Часть интерфейса компьютера, ссылка на объект, который может быть расположен в любой папке:
а) папка
б) ярлык +
в) счетчик

21. Основное окно графического интерфейса операционной системы, занимающее все пространство экрана:
а) Рабочий стол +
б) Пака
в) Файл

22. Для выбора нескольких возможных вариантов служат:
а) списки
б) флажки +
в) переключатели

23. Полный перечень тематически структурированных команд, которые можно выполнять в окне, располагается в:
а) строке заголовка
б) адресной строке
в) строке меню +

24. Для получения доступа к ресурсам компьютера можно использовать:
а) редакторы
б) главное меню +
в) окна папок

25. Для двустороннего взаимодействия между компьютером и пользователем предназначен(ы):
а) окна приложений
б) рабочий стол
в) диалоговые окна +

26. Командный интерфейс не предоставляет возможность:
а) выполнять действия, соответствующие поступившей команде
б) выделять на экране имя файла или команду другим цветом +
в) запускать служебные программы

27. Командный интерфейс не предоставляет возможность:
а) оперировать объектами в окнах +
б) выполнять запуск программ
в) выполнять действие, соответствующее поступившей команде

28. Какие элементы используются в графическом интерфейсе:
а) только значки и текст
б) только значки и меню
в) значки, меню и текст +

29. Какой тип пользовательского интерфейса существует:
а) трёхмерный +
б) музыкальный
в) аппаратный

30. Как называются средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения компьютера:
а) пользовательский интерфейс
б) аппаратно-программный интерфейс +
в) программный интерфейс

Описание слайда:

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС
Компьютер
как универсальное устройство
для работы с информацией

Описание слайда:

Ключевые слова
пользовательский интерфейс
командный интерфейс
графический интерфейс
основные элементы графического интерфейса
индивидуальное информационное пространство

Описание слайда:

Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
На компьютерах, оперировавших только числами и символами, был реализован командный интерфейс:
команда подавалась с помощью последовательности символов (командной строки);
компьютер сопоставлял поступившую команду с имеющимся в его памяти набором команд;
выполнялось действие, соответствующее поступившей команде.

Описание слайда:

Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Пример командного интерфейса

Описание слайда:

Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Необходимость запоминать многочисленные команды отпала с появлением графических интерфейсов. Первые графические интерфейсы обеспечивали возможность с помощью клавиш или манипулятора «мышь»:
подводить курсор к той или иной части экрана;
выделять на экране имя файла или команду другим цветом;
оперировать выделенными данными независимо от других.

Описание слайда:

Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Объекты представлены в виде значков
Оперирование объектами в окнах
Основной элемент программного
управления – меню
Основной элемент аппаратного
управления – манипулятор
Объектно-ориентированный
интерфейс

Описание слайда:

Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Каждый компьютерный объект имеет своё имя
и графическое обозначение

Описание слайда:

Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Объекты обладают определёнными свойствами

Описание слайда:

Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
С объектами можно совершать разнообразные действия

Описание слайда:

Пользовательский интерфейс
Основным элементом аппаратного управления компьютером в пользовательском интерфейсе является мышь, отображаемая на экране в виде указателя мыши – небольшого графического объекта, который перемещается по экрану при движении мыши.

Описание слайда:

Пользовательский интерфейс
Щелчок
Двойной щелчок
Щелчок правой кнопкой
Перетаскивание
Основные приёмы управления
с помощью мыши
Наведение указателя мыши
Дружественный интерфейс – предоставление пользователям наиболее удобных способов взаимодействия с программным обеспечением за счет логичности и простоты в расположении элементов управления.

Описание слайда:

Окно
Меню
Основные элементы графического интерфейса
Рабочий стол
Окно папок
Диалоговое окно
Окно приложения
Окно документа
Главное меню
Контекстное меню
Основные элементы графического интерфейса

Описание слайда:

Организация индивидуального информационного пространства
Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами.
Информационные ресурсы, доступные пользователю при работе на компьютере, называются его индивидуальным информационным пространством.

Описание слайда:

Организация индивидуального информационного пространства
Установка программного обеспечения
на персональный компьютер
Формирование индивидуального
информационного пространства
Создание текстовых, графических и
других документов
Перенос (копирование) на свой компьютер
фотографий, фильмов, текстов, музыки
Сохранение на своём компьютере ссылок
на сетевые ресурсы

Описание слайда:

Самое главное
Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил взаимодействия человека и компьютера.
Взаимодействие человека и компьютера в наши дни строится на основе объектно-ориентированного графического интерфейса, в котором:
все объекты представляются в виде значков;
оперирование объектами осуществляется в окнах;
основным элементом программного управления является меню;
основным элементом аппаратного управления являются различные манипуляторы.
Информационное пространство пользователя - это информационные ресурсы (файлы с программами, документы, Web-сайты, фотографии, видеофрагменты и др.), доступные пользователю при работе на компьютере.

Описание слайда:

Вопросы и задания
1. Что такое пользовательский интерфейс?
2. Почему командный пользовательский интерфейс не способствовал широкому распространению компьютерной техники?
3. Почему специалисты до сих пор используют интерфейс командной строки?
4. Какие основные возможности реализованы в современных графических интерфейсах?
5. Почему современные пользовательские интерфейсы можно считать объектно-ориентированными?
6. Какой пользовательский интерфейс, по вашему мнению, является дружественным?

Описание слайда:

Вопросы и задания
7. Назовите основные элементы графического интерфейса.
8. Опишите основное окно операционной системы - Рабочий стол.
9. Какие управляющие элементы могут содержаться в диалоговых окнах?
12. Перечислите основные элементы окон папок. Какие из них присутствуют в окнах известных вам приложений?
10. Какие аналогии с повседневной жизнью реализованы в современном пользовательском интерфейсе?
11. Каких правил следует придерживаться при создании индивидуального информационного пространства?

Описание слайда:

Опорный конспект
Объекты представлены в виде значков
Пользовательский интерфейс - это совокупность средств и правил
взаимодействия человека и компьютера.
Оперирование объектами в окнах
Основной элемент программного
управления – меню
Основной элемент аппаратного
управления – манипулятор
Информационное пространство пользователя –
это информационные ресурсы, доступные пользователю при работе
на компьютере.
Объектно-ориентированный
интерфейс

Описание слайда:

Домашнее задание
§2.5
№ 125, 127

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Не забудьте зайти в раздел учебные материалы.

В 21 веке. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы.

Для упрощения своей работы, человек изобрел компьютер, и на протяжении многих десятилетий взаимодействует с ним в различных аспектах своей жизни. Человек продолжает стремиться к простоте и совершенству и если сравнивать первые ЭВМ, которые занимали несколько аудиторий, с нынешними, которые можно убрать в сумочку, или даже в карман, то можно заявить о больших успехах в эволюции компьютеров. Но модернизация касается не только габаритов и мощностей компьютеров, также она качается и простоты взаимодействия между человеком и компьютером.

Появляется научное направление Человеко-компьютерное взаимодействие (HCI, human-computer interaction ), которое существует и развивается для совершенствования методов разработки, оценки и внедрения интерактивных компьютерных систем, предназначенных для использования человеком.

Основной задачей человеко-компьютерного взаимодействия является улучшение взаимодействия между человеком и компьютером, делая компьютеры более удобными и восприимчивыми к потребностям пользователей. В частности, человеко-компьютерное взаимодействие занимается:

  • методологией и развитием проектирования интерфейсов (т. е., исходя из требований и класса пользователей, проектирование наилучшего интерфейса в заданных рамках, оптимизация под требуемые свойства, такие как обучаемость и эффективность использования);
  • методами реализации интерфейсов (например, программные инструментарии, библиотеки и рациональные алгоритмы);
  • методами для оценки и сравнения таких интерфейсов;
  • разработкой новых интерфейсов и методов взаимодействия;
  • развитием описательных и прогнозируемых моделей;
  • теорией взаимодействия.

Долгосрочной задачей человеко-компьютерного взаимодействия является разработка системы, которая снизит барьер между человеческой когнитивной моделью того, чего они хотят достичь и пониманием компьютера поставленных перед ним задач.

Специалисты человеко-компьютерного взаимодействия — это, как правило, разработчики, занимающиеся практическим применением методик разработки к реальным всемирным проблемам. Их работа, зачастую, вращается вокруг разработки графических- и веб- интерфейсов.

Человеко-компьютерный интерфейс

Создание качественного человеко-компьютерного интерфейса, который можно назвать точкой связи между человеком и компьютером, есть конечная цель изучения человеко-компьютерного взаимодействия.

Обмен информацией между человеком и компьютером можно определить как узел взаимодействия. Узел взаимодействия включает в себя несколько аспектов:

Человеко-компьютерный интерфейс

Создание качественного человеко-компьютерного интерфейса, который можно назвать точкой связи между человеком и компьютером, есть конечная цель изучения человеко-компьютерного взаимодействия.

Обмен информацией между человеком и компьютером можно определить как узел взаимодействия. Узел взаимодействия включает в себя несколько аспектов:

Читайте также: