Как называется наука о том как хранят обрабатывают и передают информацию с помощью компьютера

Обновлено: 07.07.2024

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах и состоянии, количественных и качественных проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работы.

Кодирование – процесс представления сведений в какой-либо материальной форме.

Дегустатор – (лат. degusto – чувствовать вкус) – специалист, изучающий продукты питания и напитки.

Сигнал – информация, представленная в форме, удобной для её передачи, обработки, хранения и использования.

Знак – материальное отображение сигнала.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Информация преобразуется органами чувств живых организмов или анализаторами технических устройств в электрические или химические отпечатки. Каждый такой отпечаток соответствует определённому объекту, явлению или каким – то их элементам. Отпечатки отправляются на хранение в запоминающие органы или устройства: в мозг или клетки живого организма, в электронную или магнитную память технического устройства. При повторном получении информации происходит её «узнавание». Это позволяет лучше и быстрее приспосабливаться к условиям окружающей среды.

В информационных технологиях важно не только получать и усваивать информацию, но и передавать её другим, отправитель информации должен представить её в какой – либо материальной форме, доступной для восприятия. Для живых организмов материальная форма информации должна соответствовать имеющимся у них каналам восприятия информации. Соответственно для людей и многих животных – это зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Информация должна быть представлена наглядно, с помощью звука, запаха, химических веществ для восприятия их на вкус, механическим воздействием, температурой.

Хорошо развитые чувства вкуса и обоняния могут понадобиться при выборе профессии. Одной из таких профессий является профессия дегустатора. Дегустатор должен от природы различать тончайшие нюансы вкуса и запаха. Но он должен ориентироваться также на зрение, слух, а иногда и на осязание. Например, оценивая чайные листья, он внюхивается в них, оценивает их на ощупь, прислушивается к шороху. Затем он присматривается к цвету настоя и лишь после этого пробует его на вкус. Одну и ту же информацию можно передать её получателю разными способами. Процесс представления сведений в какой-либо материальной форме называется кодированием.

Нужно учитывать, что закодированная информация всегда имеет определённую форму выражения или представления. Поэтому кодированием можно назвать переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для передачи, обработки и хранения. При кодировании информации она представляется в виде совокупности или последовательности сигналов.

Сигналом называют информацию, представленную в форме, удобной для её передачи, хранения и использования. По существу, сигнал – это несущий информацию условный знак, принятый для передачи или записи каких-либо сведений. Условным он называется потому, что отправитель и получатель информации договорились, что они будут понимать под тем или иным сигналом. Например, сигналами при общении людей являются сказанные или написанные с помощью букв слова, определённые позы тела и рук, мимика (выражение лица), тембр и громкость голоса, их сочетания. Сигналы отображаются соответствующими знаками. Так, в языках большинства народов – это слова, выраженные буквенными знаками. Буквы или их сочетания соответствуют звукам при произнесении слов. Однако есть языки, в которых одним знаком может обозначаться целое слово или даже несколько слов. Такие знаки называют иероглифами. Они используются для представления информации народами Китая, Японии и некоторых других стран. Слова можно выражать не только буквами в привычном начертании, но и буквами в виде точек и тире, в виде положения рук.

Для букв и слов можно придумать и другие знаки, которые будут понятны только очень узкому кругу людей. Такое кодирование информации называется шифрованием. Некоторые знаки используют для представления информации о количестве чего-либо. Такими знаками являются цифры. Привычные нам по начертанию цифры были заимствованы европейцами у арабов. Поэтому они до сих пор называются арабскими цифрами. Первоначально каждая арабская цифра при изображении состояла из такого количества углов, которое соответствовало её количественному значению. Привычные скруглённые формы цифр образовались позже для быстроты и удобства их написания. Однако и сейчас на конвертах пишут почтовые индексы цифрами с углами для считывания информации компьютерами. Римские цифры, появившиеся две с половиной тысячи лет назад имеют особое начертание. Обозначение некоторых чисел состоит из нескольких римских цифр. При этом если меньшая римская цифра стоит слева от большей, то она вычитается из большей, если же меньшая цифра стоит справа от большей, то она прибавляется к ней. Для обозначения арифметических и алгебраических действий с числами также придуманы условные знаки. Например, сложение обозначается знаком плюс, вычитание знаком минус.

Для общения с компьютерами нужна другая система кодирования информации. Для компьютера информацию надо составлять из последовательности отдельных сигналов и пропусков между ними. Подача сигнала в записи на бумаге обозначается единицей, отсутствие сигнала – нулём.

Среди знаков, представляющих информационные сигналы, выделяют специальные условные знаки, называемые символами. Символ – это условный знак, который не просто отображает фрагмент информации о чём-либо. Это целый информационный фрагмент, подобный картине художника. Он раскрывает смысл и главную идею какого-либо понятия, объекта, явления или события. В смысле как специальном знаке бывает изображён какой-либо предмет, человек либо животное или растение. Например, символом веры для православных христиан является крест, для мусульман – полумесяц, для иудеев – звезда Давида, для буддистов – дхармчакра, или «колесо закона».

Символы широко применяются в информационной практике современных людей. В любой стране символом власти и управления является понятие «государство». Каждая страна имеет свой государственный символ – герб. Символом правосудия является древнегреческая богиня Фемида с весами и мечом. Свои символы имеют различные фирмы. Например, символом Камского автомобильного завода стал степной аргамак – распространённая в степях Татарстана лошадь, символом компании Apple – надкусанное яблоко. Специальные символы используют и в повседневной жизни. Например, всем понятно, что символ «череп и кости» означает опасность для жизни, а символ «пламя» – опасность возгорания или пожара.

Символы могут играть важную моральную и даже политическую роль. Примером этому служат Вечный огонь у монументов погибшим героям как символ памяти об их подвиге, георгиевская лента как символ беззаветного героического служения Родине, пять олимпийских колец как символ мирных соревнований людей пяти континентов, а не войны между ними.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Найди лишнее.

Правильный ответ:

Пояснение: Элемент, относящийся к другому органу чувств.

Задание 2. Решите кроссворд.


3. Сведения об окружающем его мире. 6. Безошибочное отражение текущего положения дел. Со временем информация может утратить это свойство. 9. Соответствие нуждам человека в конкретный временной отрезок. 10. Запрет на несанкционированную работу с информацией.

По вертикали:

1. С помощью какого органа чувств здоровый человек получает больше всего информации? 2. Устройство, помогающее человеку хранить, передавать и обрабатывать информацию. 4. Независимость от чего-либо суждения, оценки. 5. Исчерпывающие характеристики предмета или явления. 7. Информация, которую человек получает с помощью языка. 8. Информация, воспринимаемая человеком с помощью кожи.

Наше время часто называют информационным веком. Однако информация была критически важна для рода человеческого на протяжении всего его существования. Человек никогда не был самым быстрым, самым сильным и выносливым животным. Своим положением в пищевой цепи мы обязаны двум вещам: социальности и способности передавать информацию более чем через одно поколение.



То, как информация хранилась и распространялась сквозь века, продолжает оставаться буквально вопросом жизни и смерти: от выживания племени и сохранения рецептов традиционной медицины до выживания вида и обработки сложных климатических моделей.

Посмотрите на инфографику (кликабельна для просмотра в полной версии). Она отображает эволюцию устройств хранения данных, и масштабы действительно впечатляют. Однако эта картинка далека от совершенства — она охватывает каких-то несколько десятилетий истории человечества, уже живущего в информационном обществе. А между тем данные накапливались, транслировались и хранились с того момента, откуда нам известна история человечества. Сперва это была обычная человеческая память, а в недалёком будущем мы уже ждём хранения данных в голографических слоях и квантовых системах. На Хабре уже неоднократно писали про историю магнитных накопителей, перфокарты и диски размером с дом. Но ещё ни разу не было проделано путешествие в самое начало, когда не было железных технологий и понятия данных, но были биологические и социальные системы, которые научились накапливать, сохранять, транслировать информацию. Попробуем сегодня прокрутить всю историю в рамках одного поста.



Источник изображения: Flickr

До изобретения письменности

До того, как появилось то, что можно без сомнения назвать письменностью, основным способом сохранить важные факты была устная традиция. В такой форме передавались социальные обычаи, важные исторические события, личный опыт или творчество рассказчика. Эту форму сложно переоценить, она продолжала процветать вплоть до средних веков, далеко после появления письменности. Несмотря на неоспоримую культурную ценность, устная форма — эталон неточности и искажений. Представьте себе игру в «испорченный телефон», в которую люди играют на протяжении нескольких столетий. Ящерицы превращаются в драконов, люди обретают песьи головы, а достоверную информацию о быте и нравах целых народностей невозможно отличить от мифов и легенд.



Боян

От клинописи до печатного станка

Для большинства историков рождении цивилизации с большой буквы неотрывно связано с появлением письменности. Согласно распространенным теориям, цивилизация в современном ее понимании появляется в результате создания излишков пищи, разделения труда и появления торговли. В долине Тигра и Евфрата произошло именно это: плодородные поля дали почву торговле, а коммерция, в отличии от эпоса, требует точности. Было это примерно в 2700 г. до нашей эры, то есть 4700 лет назад. Львиная доля шумерских табличек с клинописью заполнены бесконечным рядом торговых транзакций. Не все, конечно, так банально, например, расшифровка шумерской клинописи сохранила для нас старейшую на данный момент литературную работу — «Эпос о Гильгамеше».



Глиняная табличка с клинописью

Клинопись, определенно, была отличным изобретением. Глиняные таблички неплохо сохранились, что уж говорить о клинописи, выбитой на камне. Но у клинописи есть однозначный минус — скорость, и физический (не в мегабайтах) вес итоговых «документов». Представьте, что вам нужно срочно написать и доставить несколько счетов в соседний город. С глиняными табличками такая работа может стать в буквальном смысле неподъемной.

Во многих странах, от Египта до Греции, человечество искало способы быстро, удобно и надежно фиксировать информацию. Все больше люди приходили к той или иной вариации тонких листов органического происхождения и контрастных «чернил». Это решало проблему с со скоростью и, так сказать, «емкостью» на килограмм веса. Благодаря пергаменту, папирусу и, в конечном счете, бумаге человечество получило свою первую информационную сеть: почту.

Однако, с новыми преимуществами пришли новые проблемы: все, что написано на материалах органического происхождения имеет свойство разлагаться, выцветать, да и просто гореть. В эпоху от темных веков вплоть до изобретения печатного пресса большим и важным делом было копирование книг: буквальное переписывание набело, буква за буквой. Если представить сложность и трудоемкость этого процесса, легко понять, почему чтение и письмо оставались привилегией очень узкой прослойки монашества и знатных людей. Однако в середине пятнадцатого века произошло то, что можно назвать Первой Информационной Революцией.

От Гутенберга до лампы

Попытки упростить и ускорить набор текста с помощью комплектов заранее отлитых словоформ или букв и ручного пресса предпринимали еще в Китае в 11 веке. Почему же мы мало знаем об этом и привыкли считать родиной печати Европу? Распространению наборной печати в Китае помешала их собственная сложная письменность. Производство литер для полноценной печати на китайском было слишком трудоемким.

Благодаря Гутенбергу же, у книг появилось понятие экземпляра. Библия Гутенберга была отпечатана 180 раз. 180 копий текста, и каждая копия повышает вероятность, что пожары, наводнения, ленивые переписчики, голодные грызуны не будут помехой для будущих поколений читателей.



Печатный станок Гутенберга

Ручной пресс и ручной подбор литер, однако, не являются, конечно, оптимальным по скорости и трудозатратам процессом. С каждым столетием человеческое общество стремилось не только найти способ сохранить информацию, но и распространить ее как можно более широкому кругу лиц. С развитием технологий, эволюционировала как печать, так и производство копий.

Ротационная печатная машина была изобретена в конце девятнадцатого века, и ее вариации используются вплоть до сегодняшнего дня. Эти махины, с непрерывно вращающимися валами, на которых закреплены печатные формы, были квинтэссенцией индустриального подхода и символизировали очень важный этап в информационном развитии человечества: информация стала массовой, благодаря газетам, листовкам и подешевевшим книгам.

Массовость, однако, не всегда идет на пользу конкретному кусочку информации. Основной носитель, бумага и чернила, все так же подвержены износу, ветхости, утере. Библиотеки, полные книг по всем возможным областям человеческих знаний, становились все более объемны, занимая огромные пространства и требуя все больше ресурсов для своего обслуживания, каталогизации и поиска.

Очередной сдвиг парадигмы в сфере хранения информации произошел после изобретения фотопроцесса. Нескольким инженерам пришла в голову светлая мысль, что миниатюрные фотокопии технических документов, статей и даже книг могут продлить исходникам жизнь и сократить необходимое для их хранения место. Получившиеся в результате подобного мыслительного процесса микрофильмы (миниатюрные фотографии и оборудование для их просмотра) вошли в обиход в финансовых, технических и научных кругах в 20-х годах двадцатого века. У микрофильма много плюсов — этот процесс сочетает в себе легкость копирования и долговечность. Казалось, что развитие способов хранения информации достигло своего апогея.



Микроплёнка, используется до сих пор

От перфокарт и магнитных лент к современным ЦОДам

Инженерные умы пытались придумать универсальный метод обработки и хранения информации еще с 17-го века. Блез Паскаль, в частности, заметил, что если вести вычисления в двоичной системе счисления, то математические закономерности позволяют привести решения задач в такой вид, который делает возможным создание универсальной вычислительной машины. Его мечта о такой машине осталась лишь красивой теорией, однако, спустя века, в середине 20-го века, идеи Паскаля воплотились в железе и породили новую информационную революцию. Некоторые считают, что она все еще продолжается.

То, что сейчас принято называть «аналоговыми» методами хранения информации, подразумевает, что для звука, текста, изображений и видео использовались свои технологии фиксации и воспроизведения. Компьютерная память же универсальна — все, что может быть записано, выражается с помощью нулей и единиц и воспроизводится с помощью специализированных алгоритмов. Самый первый способ хранения цифровой информации не отличался ни удобством, ни компактностью, ни надежностью. Это были перфокарты, простые картонки с дырками в специально отведенных местах. Гигабайт такой «памяти» мог весить до 20 тонн. В такой ситуации сложно было говорить о грамотной систематизации или резервном копировании.


Перфокарта

Компьютерная индустрия развивалась стремительно и быстро проникала во все возможные области человеческой деятельности. В 50-х годах инженеры «позаимствовали» запись данных на магнитную ленту у аналоговой аудио и видеозаписи. Стримеры с кассетами объемом до 80 Мб использовались для хранения и резервного копирования данных вплоть до 90-х годов. Это был неплохой способ с относительно продолжительным сроком хранения (до 50 лет) и небольшим размером носителя? Кроме того, удобство их использования и стандартизация форматов хранения данных ввела понятие резервного копирования в бытовой обиход.



Один из первых жёстких дисков IBM, 5 МБ

У магнитных лент и систем, связанных с ними, есть один серьезный недостаток — это последовательный доступ к данным. То есть, чем дальше запись находится от начала ленты, тем больше времени потребуется для того, чтобы ее прочитать.

В 70-х годах 20-го века был произведен первый «жесткий диск» (HDD) в том формате, в котором он знаком нам сегодня — комплект из нескольких дисков с намагничивающимся материалом и головками для чтения/записи. Вариации этой технологии используются и сегодня, постепенно уступая в популярности твердотельным накопителям (SSD). Начиная с этого момента, в течении всего компьютерного бума 80-х формируются основные парадигмы хранения, защиты и резервного копирования информации. Благодаря массовому распространению бытовых и офисных компьютеров, не обладающих большим объемом памяти и вычислительной мощности, укрепилась модель «клиент-сервер». По началу «сервера» были по большей части локальными, своими для каждой организации, института или фирмы. Не было какой-то системы, правил, информация дублировалась в основном на дискеты или магнитные ленты.

Появление интернета, однако, подстегнуло развитие систем хранения и обработки данных. В 90-х годах, на заре «пузыря доткомов» начали появляться первые дата-центры, или ЦОД-ы (центры обработки данных). Требования к надежности и доступности цифровых ресурсов росли, вместе с ними росла сложность их обеспечения. Из специальных комнат в глубине предприятия или института дата-центры превратились в отдельные здания со своей хитрой инфраструктурой. В то же время, у ЦОД-ов кристаллизовалась своего рода анатомия: сами компьютеры (серверы), системы связи с интернет-провайдерами и все, что касается инженерных коммуникаций (охлаждение, системы пожаротушения и физического доступа в помещения).

Чем ближе к сегодняшнему дню, тем больше мы зависим от данных, хранящихся где-то в «облаках» ЦОД-ов. Банковские системы, электронная почта, онлайн-энциклопедии и поисковые движки — все это стало новым стандартом жизни, можно сказать, физическим продолжением нашей собственной памяти. То, как мы работаем, отдыхаем и даже лечимся, всему этому можно навредить простой утерей или даже временным отключением от сети. В двухтысячных годах были разработаны стандарты надежности дата центров, от 1-го до 4-го уровня.

Тогда же из космической и медицинской отраслей начали активно проникать технологии резервирования. Конечно, копировать и размножать информацию с тем, чтобы защитить ее в случае уничтожения оригинала люди умели давно, но именно дублирование не только носителей данных, но и различных инженерных систем, а также необходимость предусматривать точки отказала и возможных человеческих ошибок отличает серьезные ЦОДы. Например, ЦОД, принадлежащий к Tier I будет лишь ограниченную избыточность хранения данных. В требования к Tier II уже прописано резервирование источников питания и наличие защиты от элементарных человеческих ошибок, а Tier III предусматривает резервирование всех инженерных систем и защиту от несанкционированного проникновения. Наконец, высший уровень надежности ЦОДа, четвертый, требует дополнительное дублирование всех резервных систем и полное отсутствие точек отказа. Кратность резервирования (сколько именно резервных элементов приходится на каждый основной) обычно обозначается буквой M. Со временем требования к кратности резервирования только росли.

Построить ЦОД уровня надежности TIER-III, — это проект, с которым справится только исключительно квалифицированная компания. Такой уровень надежности и доступности означает, что, как инженерные коммуникации, так и системы связи дублированы, и дата-центр имеет право на простой только в количестве около 90 минут в год.

У нас в Safedata такой опыт есть: в январе 2014 года в рамках сотрудничества с Российским Научным Центром «Курчатовский Институт» нами был введен в эксплуатацию второй дата-центр SAFEDATA — Москва-II, который также отвечает требованиям уровня TIER 3 стандарта TIA-942, ранее же (2007-2010) мы построили дата-центр Москва-I, который отвечает требованиям уровня TIER 3 стандарта TIA-942 и относится к категории центров хранения и обработки данных с защищенной сетевой инфраструктурой.

Мы видим, что в IT происходит еще одна смена парадигмы, и связана она с data science. Обработка и хранение больших объемов данных становятся актуальны как никогда. В каком-то смысле, любой бизнес должен быть готов стать немного учеными: вы собираете огромное количество данных о ваших клиентах, обрабатываете их и получаете для себя новую перспективу. Для реализации таких проектов потребуется аренда большого количества мощных серверных машин и эксплуатация будет не самой дешевой. Либо, возможно, ваша внутренняя ИТ-система настолько сложна, что на поддержание ее уходит слишком много ресурсов компании.

В любом случае, для каких бы целей вам не понадобились значительные вычислительные мощности, у нас есть услуга «Виртуального ЦОДа». Инфраструктура как сервис — не новое направление, однако мы выгодно отличаемся целостным подходом, начиная от специфически ИТ-шных проблем, вроде переноса корпоративных ресурсов в «Виртуальный ЦОД», до юридических, таких как консультация по актуальному законодательству РФ в сфере защиты данных.

Развитие информационных технологий похоже на беспощадно несущийся вперед поезд, не все успевают запрыгнуть в вагон когда им предоставляется возможность. Где-то до сих пор используют бумажные документы, в старых архивах хранятся сотни не оцифрованных микрофильмов, государственные органы могут до сих пор использовать дискеты. Прогресс никогда не бывает линейно-равномерным. Никто не знает, сколько важных вещей мы в результате навсегда потеряли и какое количество часов было потрачено из-за до сих пор не вполне оптимальных процессов. Зато мы в Safedata знаем, как не допустить пустых трат и невосполнимых потерь конкретно в вашем случае.

Описание слайда:

Введение в информатику
§ 1. Компьютеры и программы
1

Описание слайда:

Что такое информатика?
2
Слово «информатика» образовалось в результате объединения слов «информация» и «автоматика». Таким образом, получается «автоматическая работа с информацией».
Информатика – это наука о том, как компьютеры хранят и обрабатывают информацию.
В английском языке информатика так и называется – computer science – «наука о компьютерах» (или «наука о вычислителях»).

Описание слайда:

Какие бывают компьютеры?
3
настольный компьютер
смартфон
ноутбук
планшетный компьютер

Описание слайда:

Какие бывают компьютеры?
4
Суперкомпьютер «Ломоносов»

Описание слайда:

Что такое информатика?
5
Английский язык:
computer science
компьютер + наука = наука о компьютерах
informatique = information + automatique
информатика информация автоматика
Две составляющих информационных технологий:
hadrware («жёсткое оборудование», «железо»)
software («мягкое оборудование») – программы для компьютеров

Описание слайда:

Какие бывают компьютеры?
6
Компьютер
hardware – аппаратная часть (или «железо»)
software – программы

Описание слайда:

Программы
7
Программа — это инструкция для компьютера. Программа состоит из отдельных команд и должна быть записана на языке, понятном компьютеру.
встроенный
компьютер
пульт управления
исполнитель
программа в памяти

Описание слайда:

Какие бывают программы?
8
Операционная система (ОС) — это набор системных программ.
При включении компьютера запускаются
системные программы!
!
Для настольных компьютеров и ноутбуков:
Windows, macOS, Linux
Для мобильных устройств:
iOS, Android
Прикладные программы (приложения) — служат для решения задач пользователей.

Описание слайда:

Кто работает с компьютерами?
9
Пользователи
используют компьютер для решения своих
задач
Программисты
пишут новые программы для компьютеров
Системные администраторы
настраивают компьютеры для работы
пользователей

Описание слайда:

Что такое информация?
10
Информация – это любые сведения, которые человек получает с помощью своих органов чувств:
зрительная
(визуальная, 80-90 % информации)
звуковая (аудиальная)
вкусовая

обонятельная (запахи)
тактильная (осязание)
«мышечное чувство»

Описание слайда:

Что можно делать с информацией?
11
получать
хранить
передавать
обрабатывать
Для этого информацию нужно
как-то записать!
!
Данные — это записанная (зафиксированная) информация. Компьютеры работают только с данными.
числовые данные
тексты
изображения
звуковые данные
мультимедийные данные (видеофильмы, игры, …)
содержат несколько видов данных

Описание слайда:

Компьютер и данные
12
Компьютер — это универсальное устройство для хранения, обработки и передачи данных.
«универсальное» = «пригодное для решения различных задач».
компьютер
входные (исходные) данные
выходные
данные

Описание слайда:
Описание слайда:

Как работает компьютер?
14
ввести исходные данные
запомнить данные
обработать данные
вывести результат

процессор
память
устройства
вывода
устройства
ввода


Основные части любого компьютера – это
процессор и память.
!

Описание слайда:

Как хранятся данные…
15
в долговременной памяти
Файл — это набор данных, имеющий имя.
текст
картинка
звук
видео

Описание слайда:

Решите кроссворд!
16
Часть компьютера, которая выполняет вычисления.
Мощный компьютер для решения задач особой сложности.
Человек, который использует компьютер.
Человек, который пишет программы для компьютеров.
Компьютер + сотовый телефон.
Наука об автоматической обработке информации.
Универсальное устройство для хранения, обработки и передачи данных.
Инструкция для компьютера.
Информация, «очищенная» от эмоций и чувств.

Описание слайда:
Описание слайда:

Выводы:
18
Наука информатика изучает хранение и обработку информации с помощью компьютеров.
В быту под информацией мы понимаем любые сведения об окружающем нас мире и часто связываем эти сведения с человеком, который их воспринимает.
Данные – это записанная (зафиксированная) информация.
В информатике под информацией мы понимаем данные, которые могут быть обработаны автоматически, без участия человека.
Компьютер – универсальное устройство, которое используется для обработки, хранения и передачи данных.
Программа – это инструкция («программа действий») для компьютера. Программа должна быть записана на языке, понятном компьютеру.
Компьютер обычно содержит процессор, память, устройства ввода и вывода.
Процессор и память – это центральные устройства, которые должны быть в любом компьютере.

Описание слайда:
Описание слайда:

Выбранный для просмотра документ Урок 2. Компьютеры и программы 7 кл..docx

Урок 2. Компьютеры и программы §1. (7 класс)

Цель урока — суммировать и структурировать общие пред­ставления о компьютерах, которые уже сформировались у по­давляющего большинства учащихся 7-го класса.

В первую очередь, нужно обратить внимание на то, что, не­смотря на разнообразие типов компьютеров, все они имеют об­щую природу и функциональные блоки. Главные из них — про­цессор и память, которые есть у любого компьютера.

Компьютеры управляются программой, загруженной в па­мять, и обрабатывают данные - информацию, зафиксирован­ную, некоторым образом. Важно разобраться, чем отличаются понятия «информация» и «данные», сравнить методы работы человека с информацией и методы работы компьютера с дан­ными.

В конце урока полезно совместно с учениками построить интеллект-карту, в которой связываются основные понятия это­го урока.

Задачи: систематизировать знания и умения учащихся

развивать коммуникативные навыки общения и умения говорить, слушать и слышать

воспитывать аккуратность, дисциплину, ответственное отношение к учёбе,
самостоятельность, бережное отношение к школьному имуществу.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, интерактивная панель.

Организационный момент

Домашнее задание.

Тест1. Техника безопасности в кабинете ИКТ

Устная работа

Объяснение нового материала.

Ключевые слова:

информатика

пользователи

программисты

устройства ввода

устройства вывода

ü Вы начинаете изучать новый предмет-информатику.
Слово «информатика» образовалось в результате объединения слов «информация» и «автоматика» .

ü Слово «автоматическая» означает «выполняющаяся без участия человека».
Именно так работают компьютеры, поэтому можно сказать, что информатика - это наука о том, как компьютеры хранят и обрабатывают информацию .

Какие бывают компьютеры?

Вы ежедневно видите вокруг множество компьютеров, самых разнообразных по назначению, конструкции и внешнему виду. Для многих слово «компьютер» означает, прежде всего, настольный персональный компьютер, который состоит из системного блока и подключённых к нему внешних устройств. (рис. 1.1, стр. 10)

Что такое программа?

Для того чтобы компьютер мог обрабатывать данные автоматически (без участия человека), ему нужно как-то сообщить, что он должен делать и в какой последовательности.

ü Программа — это инструкция для компьютера. Программа состоит из отдельных команд и должна быть записана на языке, понятном компьютеру.

ü Набор системных программ называется операционной системой . На настольных компьютерах и ноутбуках чаще всего работают операционные системы Windows, macOS и Linux ; а на мобильных устройствах (смартфонах, планшетах, электронных книгах) — iOS, Android и Windows Phone .

ü Людей, которые используют компьютеры, т. е. работают с прикладными программами, называют пользователями , а тех, кто занимается разработкой программ для компьютеров, — программистами .

Информация и данные

Вы уже знаете, что компьютеры хранят и обрабатывают информацию.

В жизни мы называем информацией любые сведения, которые человек получает из окружающего мира с помощью своих органов чувств: через глаза, уши, рот, нос и кожу.

Поэтому всю получаемую нами информацию можно разделить на следующие виды:
• зрительную информацию, которая поступает через глаза (по разным оценкам, 80-90% всей получаемой нами информации);
• звуковую информацию;
• вкусовую информацию;
• запахи (обонятельную информацию);
• тактильную информацию, которую мы получаем с помощью осязания, «на ощупь»;
• информацию, получаемую с помощью «мышечного чувства» (человеческий мозг получает импульсы от мышц и суставов при перемещении частей тела).

ü Информацию можно получать, хранить, передавать, обрабатывать . Действия с информацией называют информационными процессами.

ü Информатика занимается автоматической обработкой информации. Компьютеры могут обрабатывать только такую информацию, которая каким-то образом записана, — данные.

Данные — это записанная (зафиксированная) информация .

Вы, конечно, знаете, что компьютеры умеют работать с числами (выполнять вычисления) и с текстами. Числа и тексты - это примеры данных. Кроме того, компьютеры могут обрабатывать изображения (рисунки, картины, чертежи, карты, схемы, фотографии), звуковые данные (закодированный звук), мультимедийные данные (объединяющие несколько разных видов данных, например, видеофильмы).

Компьютер — это универсальное устройство для хранения, обработки и передачи данных.

Слово «универсальное» означает «пригодное для решения различных задач».

Данные , которые компьютер принимает для обработки, называются входными данными (или исходными данными).

Как устроены компьютеры?

Итак, данные бывают разнообразными и программы их обработки тоже очень разнообразны. Но можно выделить действия, которые выполняют все программы при обработке данных любых видов.

Всегда нужно:
• прочитать (ввести) входные данные в компьютер;
• запомнить эти данные;
• выполнять действия над данными (для чисел — это сложение, умножение и т. п.);
• хранить данные, полученные в ходе вычислений;
• выводить результаты работы для просмотра человеком.

Во всех современных компьютерах есть специальные устройства (элементы, узлы) для выполнения каждого из этих действий.

Компьютер обычно содержит:
устройства ввода, через которые человек управляет компьютером и вводит входные данные;
процессор, который выполняет вычисления и управляет согласованной работой всех устройств компьютера;
память — устройство для хранения программ и данных;
устройства вывода, которые преобразуют результаты работы компьютера в форму, понятную человеку.

Память обычно делится на оперативную, которая используется во время обработки данных, и долговременную, предназначенную для длительного хранения данных. Оперативная память работает значительно быстрее, чем долговременная, но её объём намного меньше. Кроме того, если данные из оперативной памяти не сохранить в долговременной, то при выключении компьютера они теряются.

ü Процессор и память — это центральные устройства, которые должны быть в любом компьютере.

Устройства ввода и вывода часто называют внешними (или периферийными) устройствами . Примеры таких устройств: клавиатура, мышь, монитор, принтер.


В статье представлен учебный материал по вопросу «Информатика - наука об информации». Статья актуальна для подготовки к ЕГЭ.

Информатика как наука

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, обработки, передачи и использования информации.

Понятие информации – одно из самых фундаментальных понятий в современной науке.

Что нам стоит дом построить?

А для того, чтобы построить дом:

  • Нам нужны различные строительные материалы – вещество;
  • Энергия машин и людей;
  • Чертежи, знания и опыт строителей – информация.

То есть вещество, энергия и информация – это фундаментальные сущности всех явлений нашего мира.

Сегодня мы поговорим об информации.

К слову «информация» люди привыкли очень давно.

Термин «информация» происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Информация – это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и житейских ситуациях.

Информация в неживой природе

В неживой природе информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос – порядок».

Рассмотрит замкнутый сосуд.

Поместим в одну половину сосуда газ. Что произойдет через некоторое время? В результате хаотического движения молекулы газа равномерно заполнят весь сосуд. Если, в начале все было упорядоченно, молекулы газа находились только в левой части сосуда, то через некоторое время молекулы газа перемешаются с молекулами воздуха и «порядка не будет». Информация при этом уменьшается. Значит, в замкнутой системе при переходе от порядка к хаосу информация уменьшается.

Но Вселенная является открытой динамически развивающейся системой, в которой происходят процессы усложнения структуры. Из Большого взрыва образовалась наша вселенная, т.е из хаоса гигантских облаков пыли и газа сформировались сложные структуры – галактики. Информация при этом увеличилась.

Итак, в неживой природе информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос – порядок».

Информация в живой природе – мера увеличения сложности живых организмов

С тех пор, как на Земле возникла жизнь, идет саморазвитие живой природы, т.е. повышение сложности и разнообразия живых организмов.

Животные поедают растения и используют растительные органические молекулы в качестве строительного материала при создании еще более сложных молекул.

Информация для человека

Человек существует в «море» информации. Что же такое информация для человека?

Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников и во многих формах.

Способы восприятия информации:

Поведение человека, так же как и животных, строится на основе анализа информационных сигналов из окружающего мира с помощью органов чувств.

Виды информации

Наибольшее количество информации обычный человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств.

Полученную информацию человек хранит в памяти, обрабатывает ее с помощью мышления и использует для управления своим поведением и достижения целей.

Например, при переходе дороги человек видит сигналы светофора и движущиеся автомобили, анализирует полученную информацию и выбирает безопасный вариант перехода.

Информационные процессы

Действия, выполняемые с информацией называются информационными процессами. Это: хранение, передача и обработка информации. Хранение информации имеет огромное значение для развития человечества, для сохранения знаний и передачи их поколениям.

Для хранения информации служат различные сооружения: библиотеки, архивы, музеи, храмы и т.д.

И различные носители: глиняные таблички, берестяные грамоты, книги, фильмы, пластинки, дискеты, диски и др.

Причем хранить информацию человек может и в собственной памяти, в уме. Это сведения, которые мы всегда помним, они всегда нам доступны. Например, таблица умножения, домашний адрес и т.д.

Память человека можно назвать оперативной памятью (быстрой). Заученные знания воспроизводятся человеком мгновенно. Её еще можно назвать внутренней памятью. Записные книжки, справочники, энциклопедии назовем внешними хранилищами информации. Книги, записи можно рассматривать как расширение памяти, как внешнюю память. Чтобы воспользоваться информацией из книги, надо найти книгу, нужную страницу, прочитать. Т.е. внешняя память медленная, но надежная, т.к. оперативную информацию человек может забыть.

Внутренняя (оперативная) память – маленькая по объему, быстрая.

Внешняя память – большая по объему, медленная.

Передача информации

Давайте рассмотрим пример. Вы получили телеграмму. В ней одно слово «Еду».

априорная информация - предварительная

Обработка информации

Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации.

Обработка информации – это процесс изменения информации, который осуществляется в живой или искусственной системе.

Здесь различают входную и выходную информацию.

Пример: решение математической задачи.

Обработка информации – решение задачи;

Выходная информация – ответ.

Компьютер – это универсальное средство для хранения, передачи и обработки информации.

Обработка информации

Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации.

Обработка информации – это процесс изменения информации, который осуществляется в живой или искусственной системе.

Здесь различают входную и выходную информацию.

Пример: решение математической задачи.

Обработка информации – решение задачи;

Выходная информация – ответ.

Компьютер – это универсальное средство для хранения, передачи и обработки информации.

Читайте также: