Как называется обучение на расстоянии с использованием компьютерных сетей

Обновлено: 06.07.2024

Средства доставки курсов

Средства интерактивного взаимодействия

Средства для самостоятельной работы

Оценка знаний

Печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы

E-mail, телеконференции через E-mail

Печатные материалы, почтовые серверы

Таблица 3

Набор технологий для ДО-2. On-line доступ, компьютерные учебники и печатные материалы (больше возможностей: становится массоводоступным сейчас и в ближайшей перспективе)

Средства доставки курсов

Средства интерактивного взаимодействия

Средства для самостоятельной работы

Оценка знаний

Печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы, электронные библиотеки

E-mail, телеконференции через E-mail и On-line

Печатные материалы, компьютерные учебники, CD-ROM, электронные библиотеки, базы данных с on-line доступом, почтовые серверы

При этом необходимо отметить, что наиболее качественное обучение обеспечивается при наличии достаточно оперативной обратной связи "студент-преподаватель". Это позволяет использовать высокоэффективные методы интерактивного обучения. Наиболее доступными технологиями для обеспечения контакта студента и преподавателя являются разнообразные способы использования компьютерных сетей, так как они:

· относительно дешевы в эксплуатации (особенно с учетом скидок для образовательных учреждений);

· уже достаточно широко распространены в России.

Таблица 4

Набор технологий для ДО-3. Видеоконференции с обратной связью, on-line доступ, компьютерные учебники(лучший вариант, но требует капитальных вложений - спутники, линии связи и пр.)

Средства доставки курсов

Средства интерактивного взаимодействия

Средства для самостоятельной работы

Оценка знаний

Одно- и двунаправленные ТВ-передачи, печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы, электронные библиотеки

Видео и голосовая обратная связь при ТВ-передаче лекций, видеоконференции через спутниковое ТВ или Internet, телеконференции через E-mail и on-line

Печатные материалы, компьютерные учебники, CD-ROM, электронные библиотеки, базы данных с on-line доступом, почтовые серверы

Наиболее распространенной в мире является глобальная сеть компьютерных сетей Internet, которая включает сотни тысяч компьютеров и обеспечивает миллионы пользователей более, чем из 100 стран мира информационным сервисом. Internet включает компьютерные сети, взаимно увязанные протоколами связи TCP/IP и группой стандартов взаимосвязи открытых систем (OSI). Физической базой системы являются мультипротокольные технологии на магистральных каналах, связывающих опорные сегменты. Internet активно используется зарубежными университетами и высшими учебными заведениями в образовательных целях. Система создана и функционирует в результате полномасштабного сотрудничества многих частных, общественных, правительственных и промышленных (отраслевых и фирменных) компьютерных сетей, взаимодействующих таким образом, что постоянно поддерживается целостная коммуникационная инфраструктура.

В Российской Федерации действуют несколько общедоступных компьютерных сетей, предоставляющих возможность IP соединения с Internet, в том числе EUnet/Relcom, Glasnet, FREEnet, Runnet и др.

Основные информационные услуги, доступные конечным пользователям в метасети Internet, следующие:

· служба обьявлений и предложений;

· служба извещений и академических новостей;

· дистанционный доступ к библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек;

· дистанционный доступ к файлам, в том числе открытый (анонимный) доступ;

· удаленный доступ к базам данных;

· доступ к распределенным базам знаний, экспертным системам;

· удаленный ввод заданий на компьютерную обработку;

· дистанционное использование вычислительных ресурсов;

· кооперирование работ по научной тематике, координация работ коллегиальных рабочих групп;

· совместные публикации соавторов из различных стран, электронные издания, электронный перевод;

· дистанционная регистрация участников и обслуживание международных конференций;

· совещания и телеконференции в диалоге, периодические электронные семинары, обмен мультимедиа информацией;

· обмен компьютеризированными университетскими программами, курсами лекций и обучающими системами по избранным направлениям.

Internet является эффективной, доступной и недорогой базой для развертывания системы ДО. При ее использовании открываются следующие основные возможности в области ДО.

1. Рассылка материалов для обучаемых по технологии ДО с использованием электронной почты, передача им компьютерных обучающих курсов.

2. Обратная связь обучаемых с преподавателем по электронной почте: передача вопросов, результатов тестирования, контрольных, курсовых и дипломных работ.

3. Проведение в диалоге обсуждения учебного материала, опроса обучаемых, экзаменов.

4. Доступ к информационным архивам и библиотечным системам учебных заведений мировой системы образования с возможностями получать практически неограниченную информацию по учебному и научному направлению.

5. Использование гипертекстовых обучающих курсов, доступных по сети.

ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного образования, позволят:

· Сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания.

Дистанционные технологии позволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие в отдаленных районах, а также иностранные граждане смогут получать образование в ведущих учебных центрах России, не покидая при этом место жительства, что исключает дополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.

· Получать образование представителям различных слоев и групп населения, независимо от их социального положения и состояния здоровья.

Говоря об актуальности открытого образования с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реализовать свои способности. Специализированные образовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднее профессиональное образование, высшее же образование в классической форме для многих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами, людьми с ограниченной подвижностью и проблемным здоровьем. Эту проблему призвано решить дистанционное образование, получение которого может производиться как в вышеупомянутых центрах, создающихся на базе специализированных учебных заведений, так и в домашних условиях с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Здесь система дистанционного образования будет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, для чего необходимо обратиться к западной практике, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.

· Комбинировать различные специальности
Существенным недостатком действующей модели образования является излишняя дифференциация изучаемых предметов. Одной из задач открытого образования является комбинирование различных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картину мира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придает процессу обучения целостность и личностную направленность.

· Комбинировать различные формы образования
Согласно пункту 1 статьи 10 закона РФ «Об образовании» «с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:
- в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
- в форме семейного образования, самообразования, экстерната».
Законом РФ «Об образовании» допускается совмещение различных форм получения образования, что в сочетании с использованием дистанционных технологий позволяет
- сделать процесс получения образования максимально гибким и ориентированным на личностные факторы
- разработать индивидуальный план занятий, сроки обучения и т.д.

· Придать учебным курсам и программам гибкость
Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда.

· Улучшить восприятие учебного материала
Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использования:
- наглядных материалов, таких как цветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, аудио- и видео-фрагменты;
- ссылок на электронные источники с дополнительной информацией по данной тематике;
- программных средств, позволяющих моделировать различные схемы, механизмы и процессы;
- модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся

· Повысить качество образования
Повышение качества процесса обучения происходит за счет использования передовых технологий в образовательном процессе. Процесс создания электронных и TV курсов предполагает участие экспертов в заданной области, опытных педагогов, технических консультантов, программистов, художников и т.д. Такой подход позволяет отобрать наиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изучения форме, снабдить различными схемами, иллюстрациями, связать гиперссылками с внешними Интернет-ресурсами и поисковыми системами.

· Совмещать работу и обучение

Многие потенциальные потребители образовательных услуг вынуждены работать, что зачастую лишает их возможности продолжать обучение в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий существенно экономит время, затрачиваемое на получение образования, и дает возможность обучения, переобучения или повышения квалификации без отрыва от основного вида деятельности, что особенно ценно в современном стремительно развивающемся обществе. Современный работник в среднем вынужден 4-6 раз в течение своей карьеры проходить переквалификацию. Дистанционные технологии получения образования оптимально подходят для решения этой проблемы.

· Сделать образование непрерывным
Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя таким образом круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

При организации дистанционного обучения возможны разные методы работы учебных заведений.

Методы работы учебных заведений:

  • однометодная работа (учебное заведение реализует только дистанционное обучение);
  • двухметодная работа (учебное заведение реализует обычное (традиционное) + дистанционное обучение, данные формы обучения являются относительно независимыми и не смешиваются при подготовке обучающихся);
  • смешанная работа (главным образом учебное заведение использует метод дистанционного обучения, в то время как обычное аудиторное преподавание будет вестись по дисциплинам, включающим компоненты экспериментальной и лабораторной работы)

В настоящее время рассматривают четыре основные модели дистанционного обучения.

Модель 1. Обучение по типу экстерната

Система обучения предназначена для тех, кто не может учиться очно. Обучаемые получают задания, учебные материалы. Они работают с ними самостоятельно, а затем сдают экзамены и зачеты по основным дисциплинам.





Модель 2. Дистанционное обучение на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования

Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Обладая очень сильным профессорско-преподавательским составом, традиционные университета обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов ДО.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии. Обучающиеся получают:

· печатные программы учебные и методические пособия;

· аудио и видеокассеты;

· CD -диски с электронными учебниками.

Следует отметить, что иногда внедрение новых технологий дистанционного обучения сопровождается сильным сопротивлением профессорско-преподавательского состава традиционных университетов, поскольку требуется радикальное изменение места преподавателя в учебном процессе, его функций и стиля работы, а следовательно необходима существенная переподготовка преподавателей.

Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений

Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным.

Основу дистанционного обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

Модель 4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности.

В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения. За проведение телеконференций, в которых одновременно могут принимать участие сотни студентов, преподаватель-тьютор получает сумму во много раз большую, чем за проведение занятий «лицом к лицу».

Сейчас педагоги, родители и ученики горячо обсуждают вопрос дистанционного обучения. При этом кто-то называет это онлайн-обучением, кто-то дистанционным. Довольно часто эти понятия используют как синонимы.

Давайте разберемся, обучение онлайн и дистанционно — это одно и то же, или есть отличия? А если есть разница, то в чем она заключается?

В Академии репетиторов мы даже проводили коллоквиум на эту тему.

Дистанционное обучение

Это словосочетание чаще всего ассоциируют с заочной формой обучения, но оно подразумевает совершенно другое понятие.

Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Дистанционно - все виды обучения на РАССТОЯНИИ.
Здесь и старые добрые заочники, и видеокурсы, и электронные учебники, в том числе, интерактивные, и общение через социальные сети (как сейчас), и онлайн-занятия тоже.

В основе дистанционного обучения лежат самостоятельные занятия ученика по разработанной программе. Отчеты о проделанной работе он периодически отдает на проверку преподавателю.

До появления интернета связь “учитель-ученик” устанавливалась, например, при помощи обычной почты. Это было обучение по переписке. Немного позже стали использовать радио, телевидение и спутниковую связь.

Эти форматы обрели популярность из-за отсутствия привязки к месту и расписанию, что было и остается особенно ценным для жителей удаленных населенных пунктов. Сегодня многие репетиторы разрабатывают целые дистанционные курсы для учеников от 1 до 11 класса.

Онлайн-обучение

Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение в режиме “здесь и сейчас”, опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного обучения и стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых технологий.

Видеозаписи лекций появлялись в сети еще в конце 1990-х, но, по-настоящему популярными они стали после 2010 года.

С тех пор онлайн-курсы стали не просто средством получения знаний и сдачи экзаменов онлайн, но и своеобразным каналом для прямой связи учителя и ученика. Онлайн-обучение позволяет учащимся полностью погрузиться в образовательную среду — смотреть/слушать занятия, выполнять задания, консультироваться с учителями и общаться с такими же учениками, благодаря подключению к сети.

В одной смысловой связке с онлайн-обучением употребляют слова и словосочетания “e-learning” и “электронное обучение”. Они указывают на возможность учащегося получать знания в разных форматах: аудио, видео, текст с гиперссылками, инфографики, программы, игры, инструменты и материалы для получения знаний через дополненную реальность и прочее.

Сходства и различия онлайн-обучения и дистанционного обучения

Главное сходство — само обучение, то есть процесс получения новых знаний и навыков.
Причем ВНЕ учебных заведений и БЕЗ непосредственного контакта с учителем. Этот процесс требует гораздо большей самодисциплины и сознательности от учащихся.

Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между учеником и учителем существует расстояние.
“Онлайн-обучение” означает, что изучение той или иной темы происходит при помощи интернет-соединения. То есть, ученик и учитель также удалены друг от друга.

Понятие дистанционное обучение шире, чем онлайн-обучение, и вбирает "онлайн" в себя.
Дистанционное обучение есть процесс, а онлайн есть маленький кирпичик процесса.

Онлайн - это занятие здесь и сейчас. Дистанционно, это может быть не сейчас, а когда удобно (прослушать, например, записи уроков).

Обучаться дистанционно удобно:

— индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно в собственном темпе, независимо от групп и программ.

— гибкий график — материалы доступны в любое время дня и ночи, что решает вопросы высокой занятости и разницы во времени.

— мобильность — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения.

Но именно онлайн-обучение позволяет выяснить непонятные вопросы сразу.
Это живое общение.

Дистанционное образование:
где его получить и что это даёт

Дистанционное образование — это обучение, реализуемое с помощью информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии учеников и педагогов. Проще говоря — обучение на расстоянии. Не выходя из дома сегодня можно не только научиться вышивать крестиком или овладеть иностранным языком, но и освоить школьную программу и даже получить высшее образование.
«Век живи — век учись». В XXI веке старая пословица актуальна как никогда. По сути, это тот самый lifelong learning — обучение длиною в жизнь, о котором говорят все эксперты и бизнесмены от образования. Вот уж где спрос встретился с предложением. Люди хотят учиться, бизнес готов дать им эту возможность. Почти любой запрос на обучение встретит в поисковике десятки релевантных предложений. И все чаще — дистанционных.
«У дистанционного образования есть очевидные преимущества. Оно более доступно в финансовом плане, стирает географические границы, дает возможность освоить новые профессии людям, которые по тем или иным причинам не обладают большой свободой передвижения — например, матерям в декрете, людям с ограниченными возможностями здоровья и всем, кто совмещает учебу с работой»



основатель и генеральный директор онлайн-университета Skillbox «Обращение к цифровым технологиям в организации обучения и самообучения — это тренд. Он укладывается в общий вектор развития системы образования. Сегодня на всех ее уровнях идут эксперименты по индивидуализации обучения. Школы начинают внедрять раннее профилирование учеников, а получение специальности выходит за границы вуза. Согласно нашему исследованию, будущим студентам действительно важно понимать практическую пользу от предметных знаний, им бывает нужна помощь в выборе будущей профессии. Они предпочитают индивидуальный подход в обучении. Онлайн-технологии предоставляют такие возможности»



руководитель направления «Учитель» образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Неужели скоро мы все будем учится удаленно? Или ради чего-то все же придется ездить «в универ»?

По данным исследовательской компании NeoAnalytics, в 2018 году объем российского рынка дистанционного образования составлял 28,9 млрд рублей. «Сейчас темпы его роста — около 17-20% в год. Ожидается, что к 2021 году объем рынка достигнет 53,5 млрд рублей, — говорит Ольга Луцева-Эр, генеральный директор NeoAnalytics. — И если сегодня доля дистанционного обучения в России составляет 1,1%, то к 2021 году она вырастет до 2,6%. Отмечается высокая конкуренция. Около 60% обучающихся дистанционно представляет регионы и около 40% проживают в Московском регионе и Санкт-Петербурге».

По словам Ольги Луцевой-Эр, одной из основных тенденций развития рынка технологий дистанционного обучения является появление SaaS-решений. «При данной модели поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику онлайн-доступ к программному обеспечению».

Что касается стоимости, то, согласно NeoAnalytics, в 2018 году средняя цена одного курса в сфере профессионального обучения составила 5850 рублей, в сфере любительского обучения — 1360 рублей. Наиболее дорогими были курсы маркетинга — около 32 тысяч рублей. Курсы по программированию стоили 9000 рублей.

«Стоимость дополнительного образования сегодня сильно различается в зависимости от платформы, которая проводит обучение, длительности программы, формата подачи видео (вебинары или предзаписанные видео) и уровня материалов. Например, в "Нетологии" по направлению "интернет-маркетинг" средний чек составляет 40 тысяч рублей, при этом в линейке представлены как программы за 15 тысяч рублей, так и курсы для более продвинутого изучения профессии стоимостью около 60 тысяч».



исполнительный директор онлайн-университета «Нетология» Как получить дистанционное образование: формы и возможности Есть три основных формы дистанционного обучения: высшее и корпоративное образование и отдельные профильные курсы.

Десятки российских вузов сегодня дают возможность получить диплом о высшем образовании на удаленке. Как говорит Денис Максименко, руководитель проектного офиса учебного центра Softline, для высшего, среднего профессионального и общего образования формирование и функционирование электронной информационной образовательной среды является обязательным требованием ФГОС. «Применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения входит в показатели аккредитации и эффективности для вузов. Они используются для поддержки традиционного учебного процесса, а также в заочном и надомном обучении. В регионах созданы и успешно работают региональные центры дистанционного обучения для общего образования, которые занимаются в частности разработкой курсов для детей с проблемами со здоровьем».

Существует много платформ для организации электронного и дистанционного обучения, в том числе свободно распространяемых, продолжает Максименко. Эксперт говорит, что современные платформы электронного и дистанционного обучения могут быть локальными (устанавливаются на сервер организации) и облачными (информация хранится на сервере провайдера). Все они позволяют назначить обучающимся учебные курсы или тестовые задания, проконтролировать процесс обучения (сколько времени обучающийся осваивал теорию содержание и выполнял практические задания, с каким результатом он выполнил тестовые задания), выкладывать или обмениваться учебными материалами.

«Своим заказчикам мы советуем дополнять e-learning-технологии системами прокторинга, которые позволяют анализировать вовлеченность обучающихся и контролировать соблюдение правил во время заочных тестирований, — говорит Денис Максименко. — Пока такие системы наиболее востребованы в организациях, развивающих электронное образование на федеральном уровне (например, «Национальная платформа открытого образования»)».

Что происходит с дистанционным образованием в университетах «первого эшелона»? Мы взяли топ-25 вузов из топ-100 лучших учебных заведений России по мнению Forbes и посмотрели, как обстоят дела с дистанционным образованием у лидеров.

*в подборку включены только те вузы, которые в каком-либо виде предлагают возможность дистанционного обучения.

;Название вуза;Возможности для дистанционного обучения; «Все попытки университетов перейти на дистанционное обучение, как правило, ограничиваются выпуском онлайн-учебников — при этом часто настоящие задачи вузов остаются в стороне. Важно помнить, что вуз не дает профессию — он дает академическое образование. А опыт человек получает за его пределами: на специальных курсах или во время стажировки. Так что естественно, что драйвером цифровизации в первую очередь является бизнес, у которого есть оперативная обратная связь от потребителя».



основатель и генеральный директор онлайн-университета Skillbox Как кадровики реагируют на дипломы о высшем онлайн-образовании?


«В век онлайн-обучения все чаще возникают споры о том, так ли необходим диплом из вуза, полученный "традиционным" способом, очно или заочно. Наверняка вам с детства говорили о важности заветных "корочек", однако сейчас их наличие далеко не всегда показатель профессионализма. У большинства разработчиков, с которыми наша компания взаимодействовала в 2019 году, все же есть "традиционные" дипломы о высшем образовании, но встречаются и исключения. В последнее время кандидаты предоставляют и дипломы онлайн-платформ, что является плюсом, ведь это говорит о том, что человек готов развиваться осознанно. Вообще в ИТ-сфере отсутствие диплома о высшем образовании — не повод для отказа, особенно при наличии острого ума, релевантного опыта, развитых soft skills и соответствии ценностям компании. Истории, как школьники спроектировали роботизированный протез, модель 3D-принтера, изобрели, например, костные импланты или выиграли международную олимпиаду по программированию, встречаются все чаще — то есть даже среди людей без высшего образования можно найти настоящие самородки.

Что касается представителей других специальностей, требования к ним выше, и наличие диплома, полученного при онлайн- или очном обучении, играет роль, особенно на моменте отбора кандидатов. Сталкиваются ли хорошие специалисты с дипломом онлайн-образования со сложностями в поисках работы? Да, если работодатель опирается только на факт наличия "стандартного" диплома. Сейчас с онлайн-платформами сотрудничают многие продвинутые вузы — как российские, так и международные — и я рада, что даже у людей из "глубинки" есть возможность получить образование МФТИ, МГТУ им. Баумана или, скажем, Йельского университета США. В любом случае решение о трудоустройстве каждого кандидата принимается индивидуально».


«Любой диплом или сертификат — неважно, полученный в классическом вузе или в онлайн-университете — всегда плюс. Это говорит о том, что человек находит возможности для личностного развития. На Западе работодатели давно рассматривают образование, полученное в онлайне, наравне с традиционным. В России большинство работодателей отличаются консервативной политикой: для них определяющим фактором является наличие классических дипломов о высшем образовании. Граждане в основном тоже пока рассматривают обучение в вузах в качестве гарантии последующего трудоустройства. Но это пережиток советского прошлого. Уже сегодня во многих компаниях на руководящие позиции приходят представители нового поколения, которые мыслят совершенно другими категориями. Для них определяющим фактором является наличие знаний и опыта, который определяет их профессиональную квалификацию. В конце концов, сомнения быстро снимаются в беседе с кандидатом.

Наличие формальных корочек об образовании должно всегда подкрепляться знаниями. Но многое зависит и от профессии кандидата. Если у него опыт в сфере IT, то мы в первую очередь обращаем внимание на его опыт. Крупнейшие компании, такие как Google, "Яндекс" или Сбербанк, принимают на работу программистов, не обращая внимание на наличие дипломов.

Чтобы стать отличным программистом, сегодня необходимо получить базовые знания и навыки еще во время учебы в школе. Сфера очень сложная и конкурентная. Если человек впервые начал осваивать программирование в университете, он неизбежно столкнется в работе с более молодыми и опытными коллегами, поэтому скорее всего будет находиться в позиции догоняющего.

Что касается, например, юристов, то в этой сфере многие компании пока предпочитают обращать внимание на наличие профильного образования. Профессия подразумевает длительное обучение, которое должно подкрепляться необходимой практикой. Онлайн-обучение здесь применимо для повышения квалификации и получения дополнительных узконаправленных компетенций».


«Сегодня дневное обучение в высших учебных заведениях — это не только возможность получить фундаментальные знания, но и своеобразная школа жизни. Студенты учатся критически воспринимать информацию, пробуют создавать команды для решения конкретных задач, мобилизуются в стрессовые моменты, например, на экзаменах. В alma mater молодые люди совершенствуют навыки коммуникации, которые важны при построении карьеры в любой сфере. Не стоит забывать об активностях, которые не относятся напрямую к образовательному процессу, но играют огромную роль в формировании личностных качеств начинающих специалистов. Я имею в виду клубы по интересам: КВН, интеллектуальные игры, выпуск газет, спортивные секции, сообщества и другое.

В онлайн-образовании нет всего перечисленного, поэтому выпускники, обучавшиеся дистанционно, часто менее подготовлены к работе, чем их коллеги, окончившие дневные отделения вузов.

Я с большой осторожностью отношусь к кандидатам с единственным высшим образованием, полученном в удалённом режиме. Я не отказываю таким новичкам в тестировании, но в большинстве случаев выясняется, что у них недостаточно развиты профессиональные и личностные компетенции. Часто они не проходили никакой практики и вообще не привыкли к жёсткому рабочему ритму в режиме пятидневки. Исключение составляют люди с ограниченными возможностями. Дистанционное образование открывает перед ними путь в карьеру, и, если они воспользовались шансом получить знания, скорее всего, это мотивированные личности, которые смогут активно развиваться.

Иначе я рассматриваю ситуацию, когда человек получает в онлайн-режиме второе высшее образование. Специалисты, которые получили удалённо дополнительное, необходимое для конкретной позиции образование, вполне могут рассчитывать на вакансии у требовательных к кандидатам работодателей».

«Эксперты рынка прогнозируют, что в перспективе исчезнут дипломы в привычном для нас понимании. Не будет резюме, к которым все привыкли. У каждого из нас будет цифровой набор навыков и портфолио, которое покажет, какие конкретно у человека есть подтвержденные компетенции.

Первыми свой след оставят именно цифровые навыки. HR-специалист, оценивая соискателя, сможет понять, закрывают ли навыки кандидата конкретные задачи компании.

Сейчас есть примерно 10 ведущих университетов в России, дипломы которых действительно имеют вес, вне зависимости от специализации человека — финансы, маркетинг, программирование или что-то другое, — потому что в этих вузах очень высокий проходной балл, а значит, их студенты точно умеют оперативно мыслить. Но многие работодатели уже больше обращают внимание именно на портфолио и определенные навыки.

Выигрывает сейчас смешанное обучение — базовые компетенции человек приобретает в офлайне, взаимодействуя с другими профессионалами в области. А некоторые знания можно получить в онлайне в удобное время короткими курсами».


Ольга
Лысенко

В школах дистанционное обучение — не такая уж и новинка. Еще до карантина приблизительно 600 000 российских школьников учились из дома. Причины у всех были свои: кто-то жил за границей, кому-то здоровье не позволяло ходить в школу. А многие родители просто решили, что такая система подходит им гораздо больше, чем традиционная школа. Так что в обучении онлайн нет ничего принципиально нового и необычного.

Но для учителей необходимость переходить в удаленный режим работы — настоящая головная боль. Ведь никто не дал им четких инструкций: при помощи каких инструментов проводить домашний урок и как организовать работу с классом. Рассказываем, где можно найти курсы по дистанционному обучению школьников, где брать учебный материал для проведения занятий и почему дистанционное обучение открывает огромные возможности как для преподавателей, так и для детей.


Как перейти на дистанционное обучение

Преподаватели онлайн-школы Skysmart успешно работают онлайн и добиваются поразительных успехов со своими учениками. В дистанционном обучении нет ничего сверхсложного и тем более невозможного. Главное — хорошо подготовиться. Вот несколько организационных советов для школьных учителей от тех, кто может считаться экспертом в организации удаленных уроков.

  1. Проверьте все доступы. Убедитесь, что ваше интернет-соединение достаточно устойчиво, компьютер соответствует требованиям приложений, что на него установлены все нужные программы.
  2. Продумайте альтернативы. В классе может оказаться ребенок, который по каким-то причинам не может учиться вместе со всеми онлайн. Заранее разработайте несколько вариантов для самостоятельной работы.
  3. Выделите время на организацию. Поначалу вам потребуется время на решение технических проблем, общение с учениками и их родителями, освоение новых сервисов и платформ, переформатирование обычных уроков в онлайн-уроки. Это требует времени, поэтому заложит в своем расписании часы на подобные дела. Не волнуйтесь о том, что нагрузка возрастет: на самом деле многие сервисы разгружают преподавателей. Например, некоторые платформы автоматически проверяют домашние задания и формируют статистику по классу.
  4. Продумайте взаимодействие с учениками. Сегодня нам доступны десятки инструментов для организации видеосвязи: групповые скайп-уроки, стримы в соцсетях, Zoom, функция связи на некоторых образовательных платформах, о которых мы расскажем ниже. Обратная связь очень важна: учитель не чувствует, что говорит в пустоту, а ученикам не кажется, что их никто не контролирует.
  5. Организуйте групповую работу. Онлайн это совсем несложно: дети могут работать над совместными проектами в Google Docs и обсуждать их в чате в WhatsApp. Помимо всего прочего, это поможет ребятам преодолеть последствия изоляции и не утратить контакт с классом. Не забывайте и про родителей — создайте чат для мам и пап учеников, если у вас такого еще нет (хотя кого мы обманываем, они есть почти везде). Родители помогут вам с техническими сложностями, проконтролируют подключение школьников к образовательным ресурсам, а вы, в свою очередь, сможете ответить на все вопросы про домашнюю работу, программу и подготовку к экзаменам.
  6. Не беспокойтесь. Сейчас всем приходится срочно обучаться новому. Но программа на самом деле меняется очень мало, а онлайн-инструменты для удаленной работы с учениками проще, чем многим кажется. Совсем скоро все стороны процесса увидят, что обучаться дома можно не менее эффективно, чем в стенах школы.

И, хоть учителям никто и не предоставил универсальных и идеально комфортных решений, они всегда могут воспользоваться современными сервисами по своему выбору и оценить их удобство.


Какой закон регламентирует дистанционное обучение в школах

Сегодня дистанционное обучение школьников в России регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Он предусматривает две формы организации процесса — электронное обучение и дистанционное обучение. Электронное обучение предполагает использование информационных технологий и баз данных, а дистанционное — прямое взаимодействие ученика и учителя посредством телекоммуникационных сетей.

По этому закону школа составляет расписание и учебный план, регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи и проведения тестирований по всем учебным дисциплинам, обеспечивает учет результатов учебного процесса в электронной форме.

Делимся опытом дистанционного обучения на вебинарах


Ресурсы и инструменты для дистанционного обучения

Несмотря на то, что количество школьников, обучающихся дистанционно, и так росло с каждым годом, а во время карантина приблизилось к 100%, министерство просвещения так и не разработало единого портала для дистанционного образования, где обучающийся и учитель могли бы найти все, что нужно для учебы.

Но существуют интернет-платформы, организующие удаленное обучение для школьников и рекомендованные министерством. Каждый такой сайт позволяет более или менее удобно осуществить переход с обычного обучения на удаленное. В их число входят две государственных платформы:

Российская электронная школа — интерактивные уроки по большинству предметов школьной программы, а также задания, видеолекции, концерты и многое другое.

Московская электронная школа — библиотека электронных учебников и пособий. Здесь также можно найти сценарии уроков.

Но для организации классной работы на расстоянии имеются и частные платформы:

МосОбр ТВ — образовательный ресурс, где проводят уроки в прямом эфире.

Яндекс.Учебник — задания по русскому, математике и окружающему миру для учеников 1-5 классов.

Учи.ру — по сути, интерактивный онлайн класс с уроками и заданиями по основным школьным дисциплинам. С его помощью можно организовывать образование на дому, следить за прогрессом в личном кабинете и выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

Организация учебы на дому не ограничивается просмотром уроков. Учителю могут помочь и другие ресурсы — для проведения олимпиад в режиме онлайн, для контроля и самопроверки, профориентации и поддержки мотивации. Министерство просвещения рекомендует:

Мои достижения — известный российский онлайн-сервис для самопроверки, где можно протестировать знания по школьным предметам.

Билет в будущее — видеокурсы для развития полезных soft-skills — личных качеств, которые пригодятся во взрослой жизни. Тут можно найти лекции о развитии креативности, основах командной работы, принятии решения. А также профориентационные тесты для учеников средней и старшей школы.

Платформу новой школы — многофункциональный инструмент для формирования индивидуальной траектории обучения.

Платформу для проведения олимпиад Олимпиум.

Кроме того, новая система «Маркетплейс образовательных услуг» позволяет найти практически любые обучающие ресурсы. Это каталог электронных книг, курсов, интерактивных и видеоматериалов, где любой ученик, родитель или преподаватель найдет качественный учебный контент.


А онлайн-школа Skysmart вместе с АО «Издательство „Просвещение“» разработали Skysmart Класс с заданиями по школьной программе для 5–11 классов. Они позволят не менять учебный план и заниматься по привычной школьной программе — только онлайн. Skysmart Класс доступен ученику с компьютера, планшета и даже со смартфона. Она содержит задания по математике (с 7 класса — по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку.

Пользоваться Skysmart Класс очень просто — учитель выбирает задание по теме и отправляет ученикам ссылку на него любым удобным способом — через чат или по e-mail. Учащийся переходит по ссылке и выполняет задание, а учитель видит результаты на той же странице в реальном времени. Ничего проверять не нужно: система сама автоматически все проверяет и анализирует ошибки. Все предельно просто и, главное, в свободном доступе на время карантина.

Трудности дистанционного обучения

В РФ дистанционное преподавание пока не развито, и потому некоторые трудности неизбежны.

И главное — даже не техническая сторона процесса, а сама организация занятий. Учителя уже сейчас предвидят, что им предстоит столкнуться с целым рядом проблем.

  1. Мотивация учеников. При обучении на дому у многих детей может возникнуть иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока.
  2. Контроль. Учитель, который привык ходить между партами и смотреть, все ли ученики работают, не всегда понимает, как организовать контроль за классом при дистанционной работе.
  3. Проблемы с технологическими решениями. Преподавателям приходится в сжатые сроки осваивать онлайн-платформы и интерактивные инструменты — да еще и объяснять принципы их работы ученикам и их родителям. К тому же, не все сайты работают стабильно и надежно, и это лишь добавляет стресса.
  4. Управление временем. Преподавателям приходится заново переизобретать расписание и осваивать тайм-менеджмент, чтобы поддерживать строгий школьный распорядок даже при дистанционном обучении.

Существуют полезные курсы для учителей, вынужденных быстро перестраиваться на удаленное преподавание. Эксперты онлайн-школы Skysmart и АО «Издательство „Просвещение“» проводят вебинары по темам, которые сегодня волнуют учителей сильнее всего: с чего начать организацию дистанционного обучения, как провести видеоурок, каким популярным платформам для дистанционного обучения можно доверять, как использовать социальные сети и мессенджеры в дистанционном обучении, как повышать уровень компьютерной грамотности среди педагогов. За несколько вебинаров любой учитель сможет сориентироваться в новой реальности — еще и получить сертификат за прохождение цикла экспертных мастер-классов Skysmart.


Заменит ли дистанционное обучение учителя

Карантин показал, что российская школа пока не готова к полному переходу в цифровой формат. Многие учителя (да и родители тоже) относятся к идее перехода на «цифру» скептически. Главный аргумент — «система никогда не заменит живого учителя».

Но этот аргумент не принимает во внимание один важный момент: система и не должна заменять учителя. Она разработана для того, чтобы облегчить его работу и снять с него часть рутинной нагрузки — работы, которая не требует ни творческого подхода, ни умения находить общий язык с детьми. Например, проверка домашних заданий и формирование статистики класса — все это система может сделать за секунды, освободив учителю время на решение по-настоящему интересных задач.

Работа учителя — не сидеть вечерами над горой домашек. Его миссия — вдохновлять учеников, мотивировать их, находить индивидуальный подход к каждому в классе. Ни одна система пока на это не способна. Но она может облегчить работу преподавателя и помочь ему сделать уроки интереснее, увлекательнее и современнее. Дистанционное обучение — это форма, которую каждый преподаватель может наполнить содержанием.

Читайте также: