Как общается человек с компьютером

Обновлено: 06.07.2024

Для чего мы выходим в сеть? Интернет предоставляет нам уникальные возможности для познания, общения, саморазвития, профессионального роста. Каждый использует эти возможности по-своему. Такие особенности интернета, как оперативность, скорость, доступность связи на различных расстояниях позволяют использовать его как инструмент для различного рода коммуникаций.

Каждому человеку жизненно необходимо общение (в большей или меньшей степени), эмоциональное, бескорыстное, искреннее, поддерживающее. Но в современном реальном мире мы наблюдаем такое общение все реже и реже. Оно постепенно переходит в сеть. У многих подростков сегодня есть друзья, которых они никогда не видели вживую, зато с ними полное взаимопонимание. А сколько любовных историй и разбитых сердец в виртуальном мире я слышала от девочек-подростков! При этом они даже не всегда знают, как выглядит их партнер по общению.

Общение в сети меняет структуру выражения мыслей и взаимодействия людей. Все мы замечали, насколько проще общаться с собеседником в сети, нежели лично. Есть время, чтобы отфильтровать информацию, отделить мысли от эмоций. Часто собеседники намного более откровенны при опосредованной коммуникации, чем лицом к лицу. Хотя и здесь есть страх быть осмеянным или непринятым. И поэтому какие-то истинные реакции, особенности личности тщательно скрываются или умалчиваются (порой неосознанно).

Моя практика ведения подростковых групп общения показывает, что ребята, которые стесняются или боятся общаться в реале, склонны проводить больше времени в социальных сетях, чтобы занять себя и получить опыт коммуникации. Получается такая имитация общения и замкнутый круг. Чем меньше человек умеет общаться офлайн, тем больше он склонен искать общения в сети. Коммуникативные навыки такое общение почти не формирует, поэтому остается только виртуальная реальность для реализации потребности во взаимодействии. Здесь наиболее уязвимы именно подростки, поскольку в этот возрастной период общение выходит на первый план, а сеть спасает при отсутствии развитых коммуникативных навыков.

Можно выделить ряд особенностей виртуального общения:

- Полное или частичное отсутствие невербальных сигналов, в силу чего межличностное восприятие затруднено и искажено. При переписке в сети нам никогда не понять оттенков чувств и переживаний собеседника, его иронию, сарказм. Мы можем только догадываться, строить предположения, уточнять. Мы теряем способность вчитываться в переживания. Мимика, жесты, оттенки голоса, интонации, паузы. Всего этого не хватает в сетевом общении.

- Идеализация собеседника (или достраивание образа). В силу того, что ряд характеристик партнера по общению остается скрытым от нас, мы склонны приписывать ему желаемые черты, которые далеко не всегда есть в действительности.

- Трудности с выражением эмоциональных реакций и откликов. Эмоции заменяют смайлики и лайки, но далеко не весь спектр эмоциональных реакций отражен в них. К тому же, каждый трактует их по своему.

- Реализация различных личностных качеств, проигрывание ролей, которые не всегда возможны в реальности. Человек может придумать и воплотить любой образ, какой пожелает.

- Желание быть услышанными. Потребность в общении – одна из базовых, поскольку мы живем в социуме. И не так много в окружении каждого людей, которые нас искренне и заинтересованно слушают. А публичное пространство сети создает ощущение, что нас слышит большое количество человек (отчасти так и есть). Главное – не забывать о жизни за пределами экрана монитора.

Насколько возможны в сети личные, устойчивые взаимоотношения? Одно дело, когда собеседники лично знакомы, совсем другое – когда они познакомились в сети и продолжают общаться, при этом такие отношения не переходят в реальные… Насколько хорошо мы можем узнать человека в таких условиях личностно узнать? И что нам дает такое общение?

Злоупотребление виртуальным общением приводит к парадоксальным вещам. Так, например, муж и жена, сидя в разных комнатах, общаются между собой через мессенджер. Вряд ли такое общение способствует душевной близости. Виртуальная коммуникация позволяет вырабатывать навыки эффективного общения для установления отношений с применением минимума выразительных средств, однако это становится бесполезным при личном взаимодействии.

Получается, что имея в распоряжении замечательные инструменты для коммуникации, мы не вполне научились грамотно их использовать. И этому, на самом деле, нужно учиться как многим из нас, так и нашим ученикам. Возможно как решение данной проблемы создание и реализация социальных проектов, помогающих участникам выходить из сети в реальность и сочетать онлайн и офлайн активность.


К автору уже обратились 27 человек с сайта

Как я уже говорил, информацию, которую человек хочет сообщить компьютеру, он обычно вводит с клавиатуры, дискеты, компакт-диска или по линии связи. Есть и другие способы ввода информации, но о них позже.

Если же, наоборот, компьютер хочет сообщить человеку какую-то информацию, то он обычно показывает ее на экране монитора. Такой информацией могут быть числа, слова, тексты, картинки, мультипликация, видео. По желанию человека компьютер может печатать информацию на бумаге при помощи печатающего устройства, которое называетсяпринтером. Кроме этого компьютер может исполнять музыкальные мелодии и даже разговаривать, правда не все компьютеры разговаривают разборчиво. Все это он умеет делать, напоминаем, не сам по себе, от рождения, а только по написанным человеком программам.

Что же обычно делает человек, сидя за компьютером? Все зависит от того, что ему от компьютера нужно. А нужно ему в большинстве случаев вот что:

· Переписать программу с дискеты в компьютер или наоборот - с компьютера на дискету. В этом случае человек просто вставляет дискету в компьютер и нажимает на клавиатуре несколько определенных клавиш.

· Ввести придуманную программу в компьютер с клавиатуры. В этом случае человеку достаточно набрать весь текст программы на клавиатуре.

· Выполнить программу, уже имеющуюся внутри компьютера. Конечно, это нужно человеку чаще всего. Внутри компьютера (если только он не вчера куплен) обычно уже имеется очень много программ, поэтому человек сначала выбирает, какая программа ему нужна. Так, если ему нужна программа, показывающая мультфильмы, то он нажатием нескольких клавиш на клавиатуре выбирает именно ее и приказывает компьютеру ее выполнить (другими словами - запускает программуна выполнение). Компьютер выполняет программу, послушно делая все то, что в программе приказано, в результате чего на экране появляется мультик.

· Отвечать на вопросы компьютера. Это происходит только тогда, когда в программе содержится команда компьютеру задать человеку какой-нибудь вопрос. Как видите, без программы компьютер не только ничего не делает, но даже и вопросов не задает. Обычно программа приказывает задать такой вопрос, без ответа на который компьютер не может дальше выполнять задание, данное ему человеком. Например, если компьютер вычисляет траекторию полета к Марсу, то где-то в начале счета он может задать вам вопрос, который вы увидите на мониторе: "Каков стартовый вес ракеты в тоннах?" В ответ вам нужно набрать на клавиатуре правильное число, скажем 2500. Если же вы с компьютером играете, то вам часто приходится отвечать на вопросы типа "Будете ли вы продолжать игру?" и т.п.

· Очень часто в процессе работы с компьютером вам приходится отдавать ему приказы. Например, если вы играете с компьютером в воздушный бой, то нажатием на одну какую-то клавишу вы приказываете самолету выпустить ракету, нажатием на другую - совершить посадку и т.п.

Будем называть человека, профессия которого состоит главным образом в написании программ, программистом, а человека, который в основном сидит за компьютером и пользуется готовыми программами, - пользователем.

13 апреля 2017 года ушёл из жизни Роберт Уильям Тейлор, один из пионеров Интернета, руководитель команд, которые внесли большой вклад в развитие персонального компьютера и другие связанные с ним технологии. В конце 1960-х годов Боб Тейлор убедил Министерство обороны США разработать сеть ARPAnet, ставшую предшественником Интернета. Совместно с Джозефом Ликлайдером Тейлор написал легендарное эссе «Компьютер как коммуникационное устройство» (The Computer as a Communication Device), опубликованное в апреле 1968 года. Сегодня, спустя 49 лет, мы хотели бы обсудить концептуальную часть этого эссе, в которой решается проблема эффективности общения. Давайте вспомним для каких именно целей выдающиеся IT-новаторы хотели создать то, что стало Интернетом.


Компьютер как коммуникационное устройство

Через несколько лет люди эффективнее будут общаться через машину, чем лицом к лицу. Это поразительно, но к такому выводу мы пришли. Как подтверждение этому, наше участие в проектном совещании, состоявшемся через компьютер несколько недель назад. В течение двух дней группа общалась с помощью компьютера, обычно на этот процесс ушла бы неделя.

Мы расскажем больше о механике встречи позже; стоит отметить, что все мы были в одной комнате. Но все наши взаимодействия в этой комнате мы могли бы повторить, находясь за тысячи миль друг от друга без потери эффективности.

Мы делаем акцент на людях преднамеренно. Инженер связи считает общением передачу информации из одной точки в другую в виде кода и сигналов.

Людям, которые звонят в информационную службу авиакомпаний с целью узнать о рейсах, запись автоответчика кажется не просто пассивным депозитарием. Это часто обновляемая модель, изменяющаяся в зависимости от ситуации, синтезирующая собранную, проанализированную, оцененную информацию для описания ситуации или процесса в организованном виде.

Тем не менее, непосредственного взаимодействия с информационной службой авиакомпании в этом случае нет. Запись на магнитную ленту не изменяется во время вызова клиента. Мы хотим подчеркнуть нечто, выходящее за рамки односторонней передачи данных, поговорить о возрастающем значении совместного, конструктивного, взаимоподкрепляющего аспекта коммуникации. Поговорить о части общения, выходящей за рамки парадигмы «теперь мы оба знаем факт, который только один из нас знал раньше». Взаимодействие умов рождает новые идеи. Мы хотим обсудить творческий аспект общения.

Для творческого интерактивного общения требуется пластичная среда, которая может быть смоделирована, требуется динамическая среда, в которой предпосылки будут вытекать в следствия. И, прежде всего, такая среда должна быть общей и использоваться всеми людьми.

Такая среда под рукой — запрограммированный цифровой компьютер. Его существование может изменить природу и ценность коммуникации глубже, чем печатный станок и кинескоп, поскольку, как мы видим, хорошо запрограммированный компьютер может обеспечить прямой доступ как к информационным ресурсам, так и к процессам использования ресурсов.

Общение: сравнение моделей

Чтобы понять, как и почему компьютер может оказывать такое влияние на коммуникацию, мы должны изучить идею моделирования на компьютере и с помощью компьютера. По нашему мнению, моделирование является основой и центром коммуникации. Любое общение между людьми о чем-то – откровения об информационной модели этой вещи. Каждая модель представляет собой концептуальную структуру абстракций, сформулированных первоначально умом одного из лиц, которые будут общаться. Если концепции в сознании одного потенциального коммуникатора сильно отличаются от понятий в сознании другого, то нет общего в моделях и нет общения.

Самыми многочисленными, наиболее сложными и важными моделями являются те, которые находятся в сознании людей. Ментальная модель не имеет равных в богатстве, пластичности, мощности и экономичности, но в других отношениях она имеет недостатки. Она не замирает для тщательного изучения. Невозможно повторить прогон. Никто не знает, как она работает. Она служит ожиданиям своих хозяев больше, чем истинным причинам. Она имеет доступ только к информации, хранящейся в голове одного человека, который может видеть её и манипулировать ею.

Общество справедливо не доверяет моделированию, выполненному одним умом. Общество требует консенсуса, согласия, по крайней мере, большинства. В сущности, это сводится к требованию, чтобы отдельные модели сравнивались и в некоторой степени согласовывались. Это требование, заключающееся в общении, которое мы теперь кратко определяем, как «совместное моделирование» — сотрудничество в построении, обслуживании и использовании ментальных моделей.

Как мы можем быть уверены, что мы моделируем, сотрудничая, что мы общаемся, если мы не можем сравнивать ментальные модели?

Когда люди общаются лицом к лицу, они придают материальную форму своим моделям, чтобы быть уверенными, что они говорят об одном и том же. Даже такая простая внешняя модель как блок-схема позволяет сфокусироваться на предмете дискуссии. Характер общения усложняется, когда у коммуникаторов нет таких рамок. Они просто произносят речи друг перед другом. Но когда есть манипулируемая модель перед ними, они пускают в общение лишь несколько слов, точек, эскизов, кивков или дополнений.

Динамика такого общения настолько ориентирована на модель, что позволяет сделать важный вывод: возможно, причина того, что современная телекоммуникационная двухсторонняя связь до сих пор столь сильно проигрывает очному общению, заключается в том, что она не предоставляет возможности для экстернализации моделей. Возможность смотреть в глаза собеседника делает общение лицом к лицу настолько продуктивнее телефонного звонка, или причина этого возможность создавать и изменять материализованные ментальные модели?

Проектное совещание как модель

На совещании по техническому проекту можно довольно четко наблюдать процесс моделирования, который, как мы утверждаем, представляет собой коммуникация. Почти каждый читатель может вспомнить собрание, проведенное во время формулировки нового этапа проекта. Каждый участник проекта привносит в такую встречу несколько иную ментальную модель общего дела — свои цели, планы и усовершенствования. Каждая из этих моделей взаимосвязана с прошлым, настоящим и будущим состояниями дел (1) его самого; (2) группы, которую он представляет; (3) его босса; (4) проекта.

Многие первичные данные, которые участники приносят на собрание, находятся в неусвоенной и некоррелированной форме. Каждому участнику его собственные наборы данных интересны и важны сами по себе. И это больше, чем файлы с фактами и повторяющиеся отчеты. Это сильно зависит от проницательности, субъективных чувств и возникших догадок. Таким образом, данные каждого человека отражаются в его ментальной модели. Суть задачи коммуникации заключается в том, чтобы его коллеги включили его данные в свои ментальные модели.

Предположим, вы могли бы увидеть модели в умах двух потенциальных коммуникаторов на этом совещании. Вы могли бы сказать, наблюдая их модели, состоялось общение или нет. Если бы вначале две их модели были схожи по структуре, но отличались просто по значениям определенных параметров, тогда общение могло бы привести к приближению к общей схеме. Это самый простой и самый частый вид общения.


Когда ментальные модели отличаются друг от друга, изменение в структуре одной из моделей или в обоих из них может свидетельствовать о достижении состояния общения.

Если две ментальные модели были структурно несходными, то достижение коммуникации будет обозначено структурными изменениями в одной из моделей или в обеих из них. Мы предполагаем, что к одной из взаимодействующих сторон пришло понимание или были проверены новые гипотезы, что привело к пониманию другой стороны, или что оба общающихся перестроили свои ментальные модели для достижения общности.

Встреча многих взаимодействующих умов более сложный процесс. Предложения и рекомендации могут быть получены со всех сторон. Взаимодействие может порождать не просто решение проблемы, но новый набор правил для решения проблемы. Это, конечно же, и есть суть творческого взаимодействия. Процесс использования такой модели включает в себя набор изменяющихся или изменяемых правил обработки и размещения информации.

Проектное совещание, которое мы только что описали, является примером широкого класса человеческой деятельности, которую можно охарактеризовать как творческую информационная активность. Продифференцируем это от другого класса, который мы будем называть информационной организацией работы. Последнее — это то, для чего сегодня в основном используются компьютеры: обработка чеков, отслеживание банковских остатков, вычисление орбиты космических аппаратов, контроль повторяющихся машинных процессов и расчёт дебета и кредита счетов. В основном компьютеры не используются для создания детального представления и прояснения не до конца понятных ситуаций.

Ранее мы говорили о встрече, на которой участники взаимодействовали друг с другом через компьютер. Эта встреча была организована Дугом Энгельбартом из Стэнфордского научно-исследовательского института и фактически была конференцией по обзору прогресса конкретного проекта. Обсуждаемая тема была богата деталями и достаточно велика по объему, чтобы никто из участников, даже принимающая сторона, не могли знать всю информацию, относящуюся к этому проекту.

Лицом к лицу с помощью компьютера

Столы были расположены так, чтобы образовывать квадратную рабочую зону с пятью участниками по каждой стороне. В центре рабочей зоны было шесть телевизионных мониторов, которые отображали буквенно-цифровой выходной сигнал компьютера, расположенного в другом помещении этого здания, но дистанционно управляемого с помощью клавиатуры и указателя электронного контролера, называемого «мышью». Любой участник собрания мог с помощью мыши контролировать перемещение указателя на экране телевизора для привлечения внимания других участников.

Каждый человек, работавший над проектом, подготовил тематический план его презентации. Эти планы появлялись на экранах во время докладов, позволяя шире взглянуть на модели докладчиков. Многие презентации содержали имена конкретных файлов. Спикер мог открыть их в компьютере для отображения на экранах, поскольку участники проекта предварительно поместили свои файлы в память компьютерной системы.

Таким образом, встреча началась так же, как и любая другая встреча в том смысле, что был общий список вопросов, и каждый докладчик привез с собой материал, о котором он будет говорить. Компьютерная система оказала существенную помощь в углубленном изучении материала. Более детальная информация отображалась, когда требовались подробности, более обобщенная информация появлялась на экранах, чтобы ответить на вопросы, касающиеся релевантности и взаимосвязей. Будущая версия этой системы позволит каждому участнику на его собственном экране телевизора листать файлы спикера во время доклада, и, таким образом, находить ответы на возникшие вопросы, не прерывая презентацию.


На собрании проекта, проведенном с помощью компьютера, вы можете изучить исходные данные спикера, не прерывая его для обоснований и объяснений.


Коммуникационная система должна вносить позитивный вклад в открытие и пробуждение интереса.

Очевидно, что набор первичных данных может быть слишком большим, чтобы его осознать. Наступает момент, когда сложность коммуникационного процесса превышает имеющиеся ресурсы и способности разума. В такие моменты приходится упрощать и делать выводы.

Пугает осознание того, как рано и кардинально мы упрощаем, как преждевременно делаем выводы, даже когда ставки высоки и имеются экстраординарные средства передачи информации и ресурсы обработки. Глубокое моделирование для общения и понимания требует огромных инвестиций. Возможно, даже правительственные бюджеты не смогут это покрыть.

Независимо от того, пытаемся ли мы общаться не разделяя интересы, или мы объединяем усилия, становится ясно, что нам нужно быть в состоянии моделировать быстрее и глубже. Не только в правительстве, но и во всех сферах бизнеса и профессиях, важность совершенствования процесса принятия решений настолько велика, что оправдывает все усилия.

Компьютер — коммутатор или интерактор?

Мы можем с искренним и твердым убеждением сказать, что определенная форма организации цифрового компьютера с программами и данными, представляющая собой динамичную, удобную среду, может быть причиной революционных изменений в искусстве моделирования и при этом сможет кардинально повысить эффективность общения между людьми.

Но мы должны немедленно уточнить, что компьютер сам по себе не может внести никакого вклада, и, что компьютер с программами и данными, которые мы сегодня имеем, может сделать ненамного больше, чем предложить направление развития и предоставить несколько базовых примеров. Мы точно не говорим: «Купите компьютер и ваши проблемы общения будут решены».

Наше утверждение, заключается в том, что мы вместе со многими коллегами, которые имели опыт работы в онлайн и интерактивном режиме с компьютерами, уже ощутили бОльшую отзывчивость, легкость и «силу», чем мы ожидали, учитывая слабую применимость современных машин и примитивность их программного обеспечения. Поэтому многие из нас уверены (некоторые из нас на грани религиозного рвения), что поистине значительные достижения, которые заметно улучшат нашу эффективность в общении, ещё впереди.

Многие инженеры связи тоже находятся в восторге от применения цифровых компьютеров в общении. Однако функция, которую они хотят реализовать, это функция коммутатора. Компьютеры будут либо переключать линии связи, соединяя их вместе в необходимых конфигурациях, либо хранить и пересылать данные. Функция хранения и пересылки важна, но это не то, что произведет революцию в общении. Мы делаем акцент на функции моделирования, а не на функции коммутатора. Передача информации и обработка информации всегда проводились раздельно и была отдельно организована. Существуют значительные интеллектуальные и социальные преимущества, которые могут быть достигнуты благодаря слиянию этих двух технологий. Тем не менее, существуют серьезные юридические и административные препятствия на пути такого объединения.

Распределенные интеллектуальные ресурсы

Мы видели зачатки общения посредством компьютера между людьми, расположенными в одном помещении или в одном университетском городке или даже в отдаленных лабораториях одной и той же научно-исследовательской организации. Такой вид связи через единый компьютер с многопользовательским доступом через телефонные линии начинает стимулировать сотрудничество и повышает согласованность ментальных моделей более эффективно, чем нынешние меры по совместному использованию компьютерных программ путем обмена магнитными лентами с помощью курьера или почты. Компьютерные программы очень важны, поскольку они превосходят просто «данные» — они включают процедуры и процессы для структурирования и манипулирования данными. Это основные ресурсы, на которых мы можем теперь сосредоточиться и совместно использовать с помощью компьютерных и коммуникационных технологий. Но они являются лишь частью целого. Целое включает в себя сырые данные, обработанные данные, данные о местоположении данных, документы и, конечно, модели.

Чтобы оценить, как может развиваться новый вид общения через компьютер, необходимо учитывать динамику «критической массы», поскольку она относится и к сотрудничеству в творческой деятельности. Возьмите любую проблему, достойную имени, и вы найдете только несколько человек, которые могут эффективно способствовать её решению. Эти люди должны быть вовлечены в тесное интеллектуальное партнерство, чтобы их идеи могли вступать в контакт друг с другом. Но объединив этих людей в одном месте физически, чтобы сформировать команду, вы получите проблемы. Самые креативные люди часто не лучшие командные игроки, а в одной организации недостаточно высших позиций, чтобы все были счастливы. Предположим, они идут разными путями, и каждый создает свою собственную империю, большую или маленькую, посвящая больше времени роли императора, чем роли решателя проблем. Руководители все еще собираются на собраниях. Они все еще посещают друг друга. Но время их общения растягивается, а корреляции между ментальными моделями падает между встречами. Так что, может потребоваться год, чтобы добиться результатов недельного общения. Должен быть какой-то способ облегчить общение между людьми, объединив их в одном месте.

Проблема еще более усложняется тем, что взаимодействие с компьютером посредством быстрого графического дисплея, который для большинства целей намного превосходит взаимодействие с помощью печатающей машинки с медленной печатью, требует значительно более высоких скоростей передачи информации. Не обязательно передавать больше информации, но обязательно с большей частотой.

Далее в эссе раскрываются детали и механика реализации такой сети для коммуникации. Почти все они легли в основу современного Интернета. Также авторы делают некоторые предположение об изменениях, которые произойдут в устройстве общества после создания единого пространства для общения. Эти прогнозы сбылись в меньшей мере по сравнению с технической составляющей.

В прогнозе об использовании личных устройств только для доступа к общим вычислительным ресурсам и хранилищам данных, мы видим аналогию использования облачной инфраструктуры. IaaS только в последнее десятилетие начал занимать значительную долю отрасли, но продолжает расти очень высокими темпами. Даже спустя много лет мысли, изложенные в эссе, не кажутся устаревшими.

Использование Интернета как средства для достижения общей ментальной модели, обогащенной всеми участниками общения, являлось целью людей, находившихся у его истоков. Сегодня мы хотели бы призвать IT-сообщество к дискуссии, к совместному моделированию, к обмену деталями своих ментальных моделей о будущем коммуникаций. Каким будет общение через следующие 49 лет?

Искусственный интеллект. Общение с компьютером на естественном языке

Одна из важнейших задач, которая стоит перед разработчиками высокоинтеллектуальных устройств, связана с созданием технологий, позволяющих человеку вести диалог с компьютером на естественном языке. Возможность понимать и применять в общении естественный язык является фундаментальным аспектом человеческого интеллекта. Наличие такой способности у машин будет не только сигнализировать об их высоком уровне развития, но и выведет процесс взаимодействия с ними на качественно новый уровень.

Особенности обработки естественного языка

Современная автоматизированная система обработки естественного языка (Natural Language Processing – NLP), являющаяся основой «"диалогового" интерфейса» между человеком и компьютером, состоит из двух компонентов:

Модуль машинного понимания естественного языка (Natural Language Understanding – NLU)

Модуль генерирования информации на естественном языке (Natural Language Generation – NLG)

Задача машинного понимания естественного языка заключается в определении в анализируемой информации заложенной смысловой нагрузки. После того, как машине удалось «понять» смысл проанализированных данных, она запускает процесс генерирования во внешнюю среду соответствующей информации, представленной в текстовой или акустической форме.

Основной сложностью создания «диалогового интерфейса» является неоднозначная трактовка естественного языка. Здесь даже у людей иногда могут возникнуть определенные трудности. Представьте себе, например, какие сложности может вызвать у человека, ничего не знающего о футболе, понимание смысла такой фразы:

«В центре полузащитник перехватил передачу верхом – мяч отскочил в штрафную соперника, где за него «на втором этаже» поборолись защитник и нападающий. Далее последовала передача на левого вингера, который с подъема положил мяч точно в нижний угол.»

Несмотря на то, что смысл каждого отдельного слова может быть понятен, целая фраза прозвучит для человека, никогда не сталкивающимся с футболом, как полная тарабарщина.

Исходя из подобного рода сложностей, ученые постоянно разрабатывают множество различных методов и технологий, позволяющих машине «понять» смысл каждой фразы наиболее точно. В настоящий момент, при обработке информации, представленной на естественном языке, данные проходят через несколько стадий анализа.

1.jpg

Стадии автоматической обработки естественного языка

Первичная обработка. Представление входных данных в форме, пригодной для машинной обработки.

Морфологический анализ. Разделение анализируемого языка на абзацы, предложения и слова. Определение для каждого слова частей речи и различных морфологических характеристик (род, число, падеж и др.).

Синтаксический анализ. Выделение между словами грамматических связей. На данном уровне может иметься модуль предсемантической обработки, который фильтрует варианты, не представляющие смысловую нагрузку.

Семантический анализ. Определение нужного значения каждого слова. При этом в базе знаний каждое слово привязывается к его определенным значениям в зависимости от значений окружающих слов. Например, существительное «терминал» может означать устройство ввода вывода информации, быть частью аэропорта, морского порта или комплексом сооружений для накопления и сжижения газа.

Анализ дискурса. Определение семантических связей с учетом контекста. Понять смысл предложения иногда можно только в окружении других, как правило соседних предложений.

Прагматический анализ. На завершающей стадии анализируемая информация принимает то значение, которое в нее было изначально заложено. Конкретная мысль должна быть заключена в некую форму, которая будет понятна машине и пригодна для дальнейшей обработки: генерирования ответа или запуск необходимой процедуры.

Обзор рынка

По данным Global Industry Analytics глобальный рынок решений в области NLP к 2020 году достигнет отметки в $10 млрд. при ежегодном росте около 20%.

2.jpg

При этом качество обработки естественного языка с каждым годом улучшается, чему в частности способствуют последние достижения в области глубокого машинного обучения и когнитивных вычислений. Также этому способствуют большие инвестиции среди игроков рынка. Как отмечалось в наших предыдущих обзорах, мировые IT-гиганты, такие как — Apple, Google, Amazon, Microsoft, IBM вкладывают огромные средства в исследования в области искусственного интеллекта, позволяющие машине понимать естественный язык. А российская компания ABBYY специально для этих целей разработала систему Compreno, которая занимается анализом текстовой информации. Разработка данной системы велась в компании около 10 лет и стоила около $ 80 млн.

Разработкой диалогового интерфейса активно занимаются и стартапы, такие как X.ai, ViV, VocaIIQ (приобретённая Apple), Мивар и др. Российская компания Мивар в том году вывела на рынок свою собственную платформу Tel!Mi, которая дает возможность машине осмысленно освоить весь массив человеческих знаний, зафиксированных в виде текстовой информации. В качестве основы для системы были заложены миварные принципы, которые технологически отличаются от принципов, используемых конкурентами.

«Для нас технология смыслового анализа текста — это этап на пути к созданию искусственного интеллекта нового поколения, который будет способен логически рассуждать и общаться с человеком на равных. Сначала мы презентовали миварный движок Wi!Mi, основу для создания нового класса продуктов — логически рассуждающих систем. Потом научили компьютер осмысленно читать и анализировать тексты», — рассказал в интервью CNews Олег Варламов, д.т.н., председатель научно-технического совета компании «Мивар».

По словам представителей компании, платформа Tel!Mi может быть использована для создания виртуальных помощников, секретарей и операторов контактных центров, которые будут способны дать содержательный ответ по любому вопросу и вести осмысленную беседу. Также платформа может применяться для анализа законодательных актов на непротиворечивость и обнаружения плагиата в научных работах.

Области применения

Программы, способные общаться с человеком на естественном языке уже активно используются в медицинской отрасли, беспилотных автомобилях, в виртуальных цифровых помощниках, и других областях. Мы становимся свидетелями того, как компьютеры постепенно начинают общаться с нами на естественном языке в различных сферах общественной жизни.

«На наших глазах происходит революция – мы начинаем общаться с компьютером на естественном языке и получать осознанные ответы» - говорит Давид Ян, основатель компании ABBYY.

Одним из наиболее успешных коммерческих проектов в этом направлении является суперкомпьютер Watson, который, используя программу DeepQA, способен с высокой четкостью обрабатывать вопросы на естественном языке. Так, в 2011 году Watson победил в передаче Jeopardy (российский аналог «Своя игра»), где ему необходимо было не только находить ответы на поставленный вопросы, но и понимать их смысл.

В настоящий момент Watson успешно применяется в различных областях, в том числе, и в коммерции. Так, в банковской сфере суперкомпьютер может детально объяснить клиентам все тонкости кредитной политики банка, а абонентам сотовых операторов – рассказать о способах подключения услуги или оплаты счета. Распознавать речь и обрабатывать голос суперкомпьютеру позволяет технология компании Nuance Communications.

По мнению многих экспертов, большими перспективами на рынке обладают боты-ассистенты, применяющиеся в мессенджерах. Компания Activate недавно провела исследование и выяснила, что в настоящий момент как минимум 2,5 миллиарда людей пользуются хотя бы одним мессенджером на своем смартфоне. Текстовые чат-интерфейсы мессенджеров, изначально предназначенные для общения людей друг с другом, могут использоваться как способ взаимодействия человека с различными сервисами и компаниями, если встроить в эти интерфейсы ботов с технологией понимания и анализа текстов. При этом пользователь может даже не догадаться о том, что общается не с человеком. В современных устройствах задействованы настолько продвинутые алгоритмы, что зачастую их очень сложно отличить от реальных собеседников. Так, два года назад программа «Евгений Густман», разработанная отечественными специалистами, впервые сумела пройти тест Тьюринга, убедив больше 30 % жюри, что они общаются с 13-летним мальчиком из Украины.


Чат-боты со встроенным искусственным интеллектом способны принести компаниям много пользы. Например, они могут использоваться в отделе техподдержки, круглосуточно общаясь с клиентами и тем самым оптимизируя время сотрудников. Однако в настоящий момент боты еще не могут самостоятельно решать на постоянной основе все проблемы пользователей. Поэтому эксперты рекомендуют использовать следующую модель использования бота. Клиент пишет запрос, машина его анализирует и выдает соответствующий ответ. Если запрос является нестандартным, то бот отправляет его специалисту. Подобную модель сейчас активно использует компания Facebook в проекте Facebook Messenger.

В настоящий момент количество чат-ботов на рынке стремительно растет. Например, в китайском мессенджере WeChat среди официальных аккаунтов доля ботов постоянно увеличивается. В аналогичном направлении развивается и Facebook Messenger, в партнерской программе которого находится уже несколько десятков компаний, интересы которых представляются искусственным интеллектом. И если взять во внимание прогноз аналитического агентства Gartner, которое предсказывает, что уже совсем скоро более 47% устройств смогут общаться с человеком на естественном языке, то в ближайшее время подобных примеров будет все больше и больше.

компьютер

Первую ЭВМ создали почти 80 лет назад. Она была огромных размеров, да и «вычисляла» не очень-то быстро. Но это был прорыв. Благодаря ему в каждом доме сегодня есть компактный, но мощный компьютер, и человек активно пользуется этим благом. Однако возможности современных ПК и их влияние на человека гораздо шире, чем может показаться. Разберемся, какую роль играет компьютер в нашей жизни и какой таит потенциал.

Человек и компьютер: кто умнее?

Интеллектуальный потенциал современного компьютера поражает. Его можно описать двумя главными критериями:

  1. Компьютер способен вместить огромное количество информации и использовать ее для анализа.
  2. Искусственный интеллект (ИИ) за секунды анализирует миллионы вариантов развития событий и принимает наилучшее решение.

Эти способности доказывают регулярные матчи по шахматам и другим играм, в которых сталкиваются человек с компьютером. Так, еще в 1997 году состоялось легендарное противостояние чемпиона мира по шахматам россиянина Гарри Каспарова и программы от IBM Deep Blue. В матче победа впервые досталась ИИ. С тех пор прогресс не стоял на месте, и сегодня обыграть опытных гроссмейстеров может даже мобильное приложение.

Следует понимать, что игровая стратегия ИИ заключается лишь в перебирании доступных комбинаций. Многие эксперты, Каспаров в том числе, уверены: машине далеко до гибкого человеческого разума.

Но ИИ пошел дальше и вступил в схватку с чемпионами по го — логической настольной игре родом из Древнего Китая. Вот в чем ее суть: игроки по очереди ставят на поле черные и белые камни, стараясь занять территорию большую, чем противник.

Количество возможных комбинаций в го не сравнится с шахматами: здесь их больше, чем атомов во Вселенной. Грубое перебирание ходов в го попросту не сработает: нужно обладать мощной интуицией и абстрактным мышлением.

Однако продукту компании Google AlphaGo удалось произвести фурор в мире го:

  • в 2015 году программа обыграла чемпиона Европы Фань Хуэя со счетом 5:0;
  • в 2016-м состоялся легендарный матч с корейцем Ли Седолем, заставляющий иначе взглянуть на возможности ИИ.

Обычно машина просчитывает, какой ход обеспечит ей большую вероятность победы. Но в поединке с Седолем ИИ проявил креативность. Его 37-й ход поначалу казался нелогичным. Но позже выяснилось: программа поняла низкую вероятность такого хода у соперника и решила поставить его в тупик — и это, кстати, удалось. Эксперты высоко оценили такое решение, назвав ход красивым и творческим.

И все-таки машинному креативу далеко до человеческого. Да, нейросеть уже умеет писать картины, музыку и стихи. Однако ее творчество ограничено тем, что уже создал человек.

Выходит, компьютеры действительно обладают поразительными возможностями и способны значительно облегчить нам жизнь. Но, в отличие от человека, машина умеет анализировать только то, что уже существует, абстрактное мышление для нее непостижимо. И возможно, что так будет всегда.

Компьютер и человек

Компьютер и человек: Pexels

Роль компьютера в жизни человека

Для чего нужен компьютер современному человеку? Благодаря интернету ЭВМ глубоко вошли в нашу повседневную жизнь:

  1. Компьютер — это практически универсальное средство связи. Общение больше не ограничено расстоянием.
  2. Работа многих людей заключена в компьютере.
  3. Невероятно упростился поиск информации: ответ практически на любой вопрос можно найти в несколько кликов.
  4. Компьютер предлагает развлечения даже в пределах дома.
  5. Многие покупки совершаются в онлайн-режиме.
  6. Компьютеры стали универсальными помощниками в быту, в передвижении и в обучении.

Компьютер в жизни человека играет более глобальную роль, чем кажется. ЭВМ влияют на все сферы развития общества — от производства до медицины:

  • От компьютеров напрямую зависит развитие науки. Все виды исследований — от биологических до социальных — проводятся с использованием компьютерных технологий, обеспечивающих более точные и быстрые результаты.
  • Компьютеры широко используют в медицине. Они способны поддерживать здоровье и жизнедеятельность человека.
  • Развитие любых сфер производства напрямую зависит от технологического прогресса.
  • Компьютеры — распространенный носитель информации. Благодаря этому человеку проще реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Меняется структура профессий и интеллектуальной собственности.

В 2020 году пошли разговоры о чипизации людей. В мае изобретатель и бизнесмен Илон Маск заявил о разработке нового устройства, которое будут имплантировать в человеческий мозг. По его словам, такое решение сможет не только обеспечить прямой контакт с компьютером и улучшить память, но и решит многие проблемы:

  • заболевания, поражающие мозг, например болезнь Паркинсона и Альцгеймера;
  • восстановление зрения, слуха, подвижности конечностей;
  • контроля за состоянием здоровья, в частности за уровнем гормонов.

Кроме того, имплант позволит слушать музыку без наушников и скачивать на носитель собственные мысли. Так что сюжеты «Черного зеркала» не так уж далеки от реальности: возможно, уже в ближайшем будущем компьютер станет частью человеческого организма.

ноутбук

Компьютеры в повседневной жизни: Unsplash

Вред компьютера для здоровья человека

Чем больше технологии внедряются в нашу жизнь, тем острее вопрос: как компьютер влияет на человека? Может ли он негативно сказаться на нашем здоровье и продолжительности жизни?

Наибольшие споры вызывает электромагнитное излучение, создаваемое этими электроприборами. У компьютеров оно особенно интенсивное, однако его вред не подтвержден исследованиями. К тому же современные компьютеры обладают достаточной защитой, чтобы оградить человека от негативного эффекта.

Главные угрозы, от которых может пострадать человек за компьютером, намного банальнее. Зная их, можно минимизировать негативное влияние на организм:

  • Динамичная картинка и специфичные мерцания экрана провоцируют усталость глаз, ухудшение зрение и раздражительность. Негативно на восприятии сказываются неудачно подобранные шрифты, цвета и пр.
  • Привычка подолгу сидеть за компьютером способствует варикозному расширению вен и развитию заболеваний позвоночника. А неправильная осанка не только некрасиво выглядит, но и способна нарушить работу внутренних органов.
  • Во время работы компьютер деионизирует воздух, пересушивая его, а также выделяет вредные вещества и притягивает пыль. Это негативно влияет на состояние кожи и дыхательных органов, также возможно развитие аллергии.
  • Регулярное использование компьютера влияет на психику человека.

И речь даже не о зависимости. Упрощенный доступ к информации, бесконечная новостная лента и социальные сети создали для человечества новую угрозу — синдром упущенной выгоды. Это значит, что человек боится пропустить важную новость или возможность, выпасть из информационного поля, жертвуя отдыхом и качественным сном. Также чрезмерное использование компьютера становится причиной стрессов, упадка сил или депрессии.

Конечно, все вышеперечисленные проблемы могут возникнуть и без влияния компьютеров, да и его наличие еще не гарантирует негативных последствий. Все просто: чем больше времени проводит человек у компьютера, тем выше риски. Поэтому важно придерживаться здорового образа жизни и знать меру во всем — даже в полезном использовании технологий.

Читайте также: