Как организовать рабочее место школьника с компьютером

Обновлено: 04.07.2024

Учителя начальных классов, выпустившие четвероклассников в большое плавание, ожидают новичков – первоклассников. А у родителей будущих школьников начинается головная боль: что купить к школе, как выбрать письменный стол, какие пособия приобрести? Опыт учителей подсказывает – чтобы сохранить ребенку здоровье на одиннадцать лет школьной жизни, нужно заранее правильно организовать рабочее место ученика. Иначе сутулые плечи, сколиоз и испорченное зрение не заставят себя ждать. Предлагаем рассказать мамам, папам, бабушкам и дедушкам первоклассников на самых первых родительских собраниях о грамотном расположении рабочей зоны школьника дома.

Организовать рабочее место — это не передвинуть кухонный стол к окну и поставить новый стул, а если высоты стула не хватает, положить под попу энциклопедию потолще. Для успешной учебы и сохранения здоровья рабочее место школьника дома должно быть не только удобным и функциональным, с правильно подобранной мебелью и продуманной системой хранения, но и эстетически привлекательным.

Игровая и рабочие зоны в рабочем месте школьника

Психологи рекомендуют разделять учебную и игровую зоны. И хотя для первоклассника игра — ведущий вид деятельности, договаривайтесь с ребенком, что в учебной зоне игрушкам не место. Любимые машинки, куклы и конструктор переедут в игровую зону, чтобы не отвлекать ребенка.

Игровая зона в детской

Рабочая зона в детской

Если ребенку сложно пережить разделение рабочей и игровой зон, можно договориться, что один любимый медведь будет помогать ему делать уроки, сидя рядом с лампой или на полочке.

А интеллектуальным настольным играм самое место в учебной зоне. И это не только шашки или шахматы. Сейчас существует множество настольных игр: от стратегий вроде «Каркассона» до математических и игр на расширение словарного запаса. Конечно, во все эти интеллектуальные развлечения придется активно включаться родителю. В планшете ребенок «мочит» монстров в одиночку, а для настольных игр нужна компания.

Настольная игра «Каркассон. Королевский подарок»

Каркассон – это название старинной французской крепости, а также замечательная настольная игра для 2-5 человек, известная во всём мире, обладающая множеством наград, высокими оценками и большим разнообразием дополнений. В чём секрет успеха? В простых правилах, но в то же время глубоком игровом процессе.

Выбор и расположение мебели при организации рабочего места ученика

В первую очередь, при организации рабочего места следует продумать правильное расположение мебели. Чаще всего родители стараются расположить мебель так, чтобы стол стоял у окна.

В этом есть свои плюсы:

  • максимально используется дневной свет;
  • ребенок может отвлечься на происходящее за окном и перевести дух между написанием крючков и палочек.

При расстановке мебели у окна стоит учитывать рабочую руку. К возрасту похода в школу родители уже знают, какая рука у ребенка ведущая. Если ребенок пишет левой рукой, стол ставим так, чтобы дневной свет падал справа, т.е. стол располагаем по левой стене комнаты. Для правшей — наоборот, по правой стороне.

Сидя за рабочим столом, ребенку следует соблюдать эргономичное положение тела. При длительном сидении ссутулившись, быстро устанут мышцы спины и шеи, начнутся головные боли. Стоит рассмотреть вариант стола-трансформера, т.е. мебели, которая растет вместе с ребенком, т.к. ее высота регулируется по росту ребенка. Материал — дерево либо качественный пластик. Обратите внимание: остатки клея, сколы, деревянные заусенцы — признак некачественного продукта.

К столу нужно выбрать правильный стул. Подготовка уроков — дело не трех минут. Бывает, ребята проводят за уроками и несколько часов. Комфортное сиденье и спинка с изгибом для поясницы, к которой плотно прилегает спина ученика — прекрасный выбор. Наличие подлокотников — не обязательно: при правильном положении ребенка за столом его локти расположены на столе.

Офисное кресло — неплохой выбор. Единственный недостаток — оно вращается, и непоседам сложно контролировать положение тела. Но в некоторых моделях эта функция блокируется. Стул не должен быть слишком глубоким. Идеальная ширина сиденья от копчика и чуть не доходя до коленок ребенка.

Высоту мебели нужно отрегулировать таким образом, чтобы стол находился на уровне солнечного сплетения, колени были согнуты под прямым углом и стопы стояли на полу. Если высоту стола невозможно отрегулировать, правильное положение ребенка за столом корректируем с помощью высоты стула. Не пугайтесь, если ребенок не достает ногами до пола, на помощь придет подставка для ног.

Рабочие тетради «Шахматы с енотом» познакомят юных игроков с миром шахмат и объяснят принцип игры через практику, легко и увлекательно. Здесь минимум теории и много игровых заданий, выполнив которые, ребенок освоит основы шахматной стратегии и сможет сыграть свои первые партии!

Правильное освещение — залог здорового зрения

Начальные классы — время интенсивного роста ребенка. С помощью рационально подобранной мебели родители могут позаботиться о его скелете, а сберечь зрение поможет правильный выбор освещения.

Если площадь комнаты позволяет и удалось расположить рабочий стол у окна — прекрасно, это позволит ребенку максимально использовать естественное освещение, а также сделать некоторые упражнения для глаз.

Однако, учитывая что в России во время учебного года световой день, достаточный для подготовки уроков при естественном освещении, длится два месяца — сентябрь и май, стоит подумать о дополнительных источниках света.

При выборе настольной лампы следует учитывать следующие нюансы:

  • площадь стола, освещаемая лампой, должна соответствовать рабочей поверхности;
  • свет должен быть умеренно ярким, т.к. и тусклый и излишне яркий свет дают дополнительную нагрузку на глаза ребенка;
  • устойчивая конструкция.

Устойчивость лампы необходима для предупреждения травм. Вы же не хотите, чтобы после каждого неаккуратного движения лампа летела на пол? Даже учитывая, что в современных светильниках используются прочные энергосберегающие лампы или светодиоды — это все равно опасно. Если на столе недостаточно места для лампы на прочном, устойчивым основании, можно рассмотреть варианты размещения на стене. Но также стоит проконтролировать надежность крепления.

Иногда родители не сразу замечают, что их уже почти взрослый ученик стал хуже видеть, и теряют драгоценное время. Рекомендуем обратить внимание на статью «Первые признаки снижения зрения у детей».

Агрессивные и застенчивые дети: как с ними общаться? Как определять результаты дошкольного образования? Разработка национальной системы оценки качества НИКО Учим дошкольников ориентироваться в пространстве: игры и упражнения

Организация рабочего места школьника дома

У ребенка с началом школьной жизни добавляется большое количество вещей: форма, новые учебники по разным предметам, дополнительные материалы для развития: например, пособия «Ступеньки к школе» или «Школа Эрудита XXI века».

Обилие новых нужных предметов усложняет ребенку поддержание порядка в рабочей зоне. Чтобы не ругать начинающего ученика за беспорядок в комнате, до начала занятий стоит тщательно продумать системы хранения. Это особенно важно, если ребенок собирается в школу без помощи взрослого.

Подумайте, что из школьных принадлежностей нужно организовать:

  • школьную и спортивную форму;
  • школьные учебники;
  • тетради и прописи;
  • письменные принадлежности: ручки, карандаши;
  • канцелярия: скрепки, степлер и т.д.;
  • материалы для творчества — цветные карандаши, пластилин, краски и альбомы.

Для организации хранения учебников хорошо подходят навесные полки, где каждый учебник на виду и ребенку не приходится его долго искать. Чтобы ребенку было легко ориентироваться в учебниках, лучше использовать прозрачные обложки, или подбирать для каждого учебника свою цветную. Хранить тетради и канцелярию удобно в выдвижных ящиках.

Рациональным приспособлением при создании рабочего места и формировании режима дня ребенка является магнитная или пробковая доска. На нее удобно прикрепить расписание занятий, сделать нужные записи или оставить яркую напоминалку. В обилии новой непривычной информации школьнику легко растеряться и забыть важное, а записка с веселой рожицей и напоминанием от мамы поможет быть более организованным и уверенным.

Несмотря на то, что малыш подрос и уже стал учеником, он все-таки остается ребенком. Яркие пятна забавных аксессуаров украсят его школьную жизнь и сделают приготовление уроков увлекательным занятием.

Пенал с забавными пони или мужественным человеком-пауком, цветные скрепки, забавная подставка для карандашей или книг, сделанная своими руками, — приятные, уютные мелочи, разбавляющие школьную рутину.

Русский язык. Познавательные истории с заданиями. 2 класс. Рабочая тетрадь № 1 Тетрадь предназначена для организации внеурочных занятий по русскому языку, подготовки и проведения различных лингвистических конкурсов и олимпиад, организации индивидуальной работы с одарёнными детьми.

Тренажер для глаз

Первый класс — серьезное испытание для зрения. Нагрузка возрастает в несколько раз. При использовании в учебном процессе электронных учебников не стоит дома перегружать ребенка просмотром телевизора и гаджетами. Для профилактики проблем со зрением можно использовать специальный тренажер для глаз и делать упражнения после каждого подготовленного урока, или каждые 30 минут, если подготовка затянулась.

Тренажер для глаз можно сделать и самому, нарисовав на листе А3 цветные круги, стрелки и спирали.

Гимнастика для глаз. Источник: https://free4print.ru/dlya-shkoly/trenazher-gimnastika-dlya-glaz/

Помните, что рационально подойдя к организации рабочего места, вы сохраните ребенку здоровье, а методическая литература на портале LECTA поможет развить его интеллект.

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

  • Рабочее место школьника рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для ребенка правши стол необходимо расположить слева от окна, для ребенка левши - справа. Даже при наличии хорошего верхнего освещения и естественного источника света (окна), на столе необходима настольная лампа. Чтобы тени не мешали, лампу для ребенка-правши нужно поставить на столе слева, для ребенка – левши - справа.
  • Если на рабочем столе школьника установлен компьютер, то монитор должен находиться прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм.
  • Книги желательно ставить на подставку на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребёнку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.
  • Необходимо сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
  • Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столом было расстояние равное ширине его ладони.
  • Нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
  • Если ребенок пишет, то опирается о спинку стула поясницей, при чтении материала сидит более свободно, опирается о спинку стула не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.

Для профилактики переутомления через каждые 30-45 минут занятий необходимо проводить физкультминутку и гимнастику для глаз.

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения физкультурных минуток для снятия локального утомления и общего воздействия.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток

· Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - Исходное положение, 3 - поворот головы налево, 4 - Исходное положение Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - Исходное положение, 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

· Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

1. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

· Физкультминутка для снятия утомления корпуса тела:

1. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - Исходное положение, 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Физкультминутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений физкультурных минуток для обучающихся начального общего образования на уроках с элементами письма:

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - Исходное положение, 3 - поворот головы налево, 4 - Исходное положение, 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - Исходное положение, 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления мышц корпуса тела. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 - медленный.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.

Фото: Element5 Digital/Unsplash

Перед началом учебного года родителям нужно позаботиться о первом рабочем столе для первоклашки и посмотреть, чего не хватает повзрослевшему за лето школьнику.

С чего начать

Важно подобрать место для занятий, где ребенка не будут отвлекать посторонние звуки и он сможет сосредоточиться на уроках. В детской потребуется поставить письменный стол и организовать систему хранения книг и школьных принадлежностей. Если у ребенка нет своей комнаты, стоит выбрать постоянное место в квартире для мини-офиса. Это может быть часть гостиной, кухни или кладовая, которую можно оформить как кабинет Гарри Поттера. Но в этом случае нужно тщательно продумать вентиляцию и освещение.

Фото:pinterest.com

Выбираем стол и стул

Высота мебели должна быть такой, чтобы, сидя на стуле, ребенок мог удобно положить локти на стол, не поднимая плечей, и поставить ногу на пол или подставку на полную стопу. Такая посадка бережет осанку и влияет на почерк — мышцы спины помогают держать руку, и ребенку легче аккуратно писать. Врачи не рекомендуют покупать для младших школьников вращающиеся стулья, поскольку это может привести к сколиозу. Лучше подобрать обычный жесткий стул со спинкой или ортопедическое кресло. Идеальный вариант на несколько лет — стол и стул, где можно регулировать высоту ножек и наклон столешницы. Но если мебель куплена «на вырост», а ребенок не достает ногами до пола — потребуется дополнительная подставка под стопы.

Для маленькой комнаты можно купить, заказать или самостоятельно сделать стол, который станет продолжением подоконника. Другой вариант — мебель-трасформер или откидной стол, который крепится к стене.

Фото:pinterest.com

Если ребенок пользуется компьютером, то монитор нужно поставить на расстоянии 18–30 см от глаз.

Организуем хранение

Основное правило рабочего места школьника — все нужные вещи должны быть под рукой. Поэтому хорошо, если в столе будут встроенные ящики или тумбы для тетрадей и канцелярских принадлежностей.

Фото:pinterest.com

Полки для книг удобнее всего разместить над столом, чтобы до них проще было дотянуться.

Фото:pinterest.com

Из полок можно составить необычные композиции — например, разместить в шахматном порядке или в форме ветвей дерева.

Фото:pinterest.com

Также рядом со столом можно поставить открытые стеллажи и положить все необходимое в красивые коробки.

Если для полок и стеллажей не хватает места — используйте мобильные системы хранения. Альбомы, тетради, коробки с красками и пластилином можно убрать в подвесные карманы, а под столом сделать крючок для школьного рюкзака.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно поддерживать на столе порядок — заведите специальные держатели для канцелярских принадлежностей.

Фото:pinterest.com

Планируем освещение

Самый удобный и полезный для зрения вариант — расположить стол у окна, чтобы ребенок как можно больше времени проводил при естественном освещении. Важно укрыть рабочее место от прямых солнечных лучей, иначе свет будет слишком ярким.

Для искусственного освещения лучше всего подойдет сочетание подвесных светильников и настольной лампы, которую можно по желанию направлять на страницу тетради и учебника или монитор компьютера.

Фото:pinterest.com

Удобный вариант — лампы, которые крепятся с двух сторон от стола и позволяют регулировать их высоту и направление света. Не стоит использовать в светильниках люминесцентные лампы, поскольку они могут испортить зрение.

Добавляем детали

Стены в детской или комнате подростка лучше покрасить в спокойные тона — голубой, белый, серый, бежевый, чтобы давать отдых глазам и нервной системе ребенка.

Фото:pinterest.com

На таком нейтральном фоне можно вместе с детьми нарисовать героев любимых фильмов, комиксов, книг или повесить красочные постеры.

Фото:pinterest.com

Можно использовать часть стены под доску для заметок — пробковую, магнитную или грифельную, где ребенок будет записывать домашние задания и важные дела. Или разместить такую доску над письменным столом. Полезное дополнение для комнаты младшего школьника — большие настенные часы. Так ребенок научится следить за временем и самостоятельно следовать ежедневному расписанию.

Фото:pinterest.com

Маленьким детям нужно оставить пространство для игр, а подросткам не помешают дополнительные места для гостей — бинбэги и подушки. Если место позволяет, в комнате можно устроить спортивный уголок. Например, повесить доску для дартс, маленькое кольцо для баскетбола, шведскую стенку, турник или канат.


С этими идеями вашему школьнику не придется искать тетради и ручки, он сможет пользоваться всеми необходимыми дидактическими материалами и самостоятельно выстраивать учебный процесс дома. Особенно, если дистанционное обучение продолжится. И как бонус: сборы «в школу» станут быстрыми и простыми!

Удобство доски, на которую можно крепить все и вся, уже оценили все, у кого она есть. А мы советуем сделать такую каждому ребенку. К тому же ее легко превратить в мотивационную.


© Instagram @my_graceful_mess

Важные мысли проще всего записывать на доске «пиши-стирай». Также на ней можно решать примеры, с которыми возникли сложности, чтобы не тратить множество черновиков. А еще на такой доске можно оставить послание ребенку (или он может оставить его сам себе): «Я тебя люблю», «Возьми в школу ланчбокс».


© Instagram @coffeeandhomeschool, @shaynamabee

На доске-решетке также можно расположить много всего важного — от записок до дидактических материалов. А еще к такой доске можно подвесить кармашки с карандашами или даже мини-горшочек с цветком (конечно, если доска надежно закреплена на стене).


© Instagram @rainbowsandfireflies, @chelwaldroup

Если не хочется утяжелять пространство, достаточно джутового шнура/бечевки и прищепок.


© Instagram @whiskingapples

Закрытые шкафы — иногда провальное решение. Если ребенок не будет следить за порядком, за их дверцами быстро поселится бардак. А вот открытые полки — вроде сетчатых или пластиковых — будут всегда на виду. «Потерять» там тетрадку по математике или дневник довольно сложно.


© Instagram @projectwhim

Те учебные пособия, которыми ребенок пользуется прямо сейчас, непременно повесьте на стену. Так они будут всегда перед глазами и делать уроки станет в разы проще.


© Instagram @raisingwildlittles, @kelseydianeblog

Если школьнику удобнее зарисовывать свои идеи или он просто любит писать на бумаге, подходящим черновиком станет бумага для выпечки. Просто повесьте ее в удобном месте.


© Instagram @nextlevel_organizing, @thewoodsysort

Стать более организованным школьнику поможет план на день (особенно если его ждет дистанционное обучение). Можно сделать его из бумаги и переклеивать по мере решения задач стикеры. Или подойти к вопросу более основательно и сделать такой мотивационный план на магнитной доске.


© Instagram @little.sunshine.mom

Тетрадки и учебники, расставленные вертикально, гораздо легче упорядочить, нежели лежащие друг на друге. И находить нужную не составит труда, и на полках станет аккуратнее. Рекомендуем использовать для этой цели подставки для папок. Сравните сами до и после:


© Instagram @thisorganizedspace

А на открытых пространствах прелесть такой сортировки еще очевиднее.


© Instagram @thego2girlsla

Некоторым удобны и вот такие папки-кармашки. Внутрь можно класть как тетрадки, так и канцелярские принадлежности.


© Instagram @patriceempowers

Кстати, карандаши, ручки, фломастеры, клей, ножницы и другую мелочевку необязательно убирать в выдвижной ящик. Можно повесить на стену какие-нибудь контейнеры, стаканчики или декоративные ведерки.


© Instagram @kate_decorates, @valecantoral

Вообще, все необходимое для творческих занятий лучше сконцентрировать в одном месте. Рекомендуем обратить внимание на этажерки, которые обычно приобретают для ванных комнат.


© Instagram @organized_simplicity

Чтобы в канцелярии поддерживался порядок, под каждую группу предметов лучше взять отдельную емкость и подписать. Так у ребенка появится дополнительный стимул вернуть взятое на место. Можно использовать меловые стикеры/наклейки для банок со специями и крупами.


© Instagram @eg_organizing

А если канцелярия все-таки «поселится» в выдвижном ящике, не забудьте про разделители!

Читайте также: