Как открыть cmyk в illustrator

Обновлено: 06.07.2024

Цвет является самой сложной категорией в полиграфическом процессе. Цветное изображение (например, с цветной фотографии или акварели), проходя по всем этапам обработки, начиная со ввода с помощью сканера или цифровой камеры, обработки и отображения на экране монитора и заканчивая выводом на печатных устройствах, претерпевает разнообразные изменения в связи с неизбежным конвертированием цветовых систем. И что самое печальное, эти изменения могут носить непредсказуемый характер.

Такая ситуация порождает весьма конфликтные отношения всех участников процесса: заказчика, который не желает видеть на полиграфическом оттиске свой портрет ("краше в фоб кладут"), дизайнера, который строит композицию на тонких нюансах, и печатника, который оказывается "стрелочником".

Основных причин этой ситуации можно выделить три.

Восприятие цвета — сложный психофизиологический процесс, который, видимо, никогда не удастся моделировать техническими средствами, поскольку на восприятие оказывают влияние тысячи трудно учитываемых условий (возраст, цветовосприимчивость, настроение, здоровье, освещение и пр. и пр.).

Цвет нельзя измерить непосредственно, как, например, длину. Цвет измеряется как спектральная композиция из световых волн различной интенсивности и различной длины. Это создает значительные трудности в создании технического устройства для надежного измерения.

Требование полной цветовой идентичности оригинала и печатного оттиска находится в области практически невозможного. Дело в том, что необходимость передачи цветовой информации вынуждает пользоваться неким "языком", а точнее сказать, несколькими языками, поскольку у различных устройств они разные, например, устройства ввода и мониторы используют цветовую модель RGB, а устройства вывода — цветовую модель CMYK. Следовательно, требуется "перевод" (конвертирование) с одного языка на другой, что никогда не обходится без потерь. Кроме того, информация, записанная в каком-либо виде, поступает на реальное устройство, которое преобразует ее в изображение. И само собой разумеется, что одна и та же информация будет по-разному интерпретирована даже устройствами одного класса. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в магазин электроники и взглянуть на ряды телеприемников, у которых идентичный входной сигнал и достаточно заметное различие в "картинках".

Таким образом, каждый этап работы с изображением характеризуется погрешностями устройства и погрешностями конвертирования ("перевода") информации из одного вида в другой.

И задача состоит в том, чтобы путем каких-то компенсаций сколь угодно близко приблизиться к впечатлению идентичности (аналогия с бутафорией в театре: фанерная конструкция может создавать полную иллюзию реального объекта).

Программа Adobe Illustrator включает систему управления цветом (СMS - Color Management System), которая позволяет контролировать работу с цветом на экране монитора и при выводе на внешние печатные устройства.

Система управления цветом использует стандарты, разработанные Международным консорциумом по цвету (International Color Consortium — ICC), что обеспечивает должное отображение цвета на экране монитора и должное репродуцирование полиграфическим способом, а кроме того, — полное цветовое единство с программами Adobe Photoshop, Adobe PageMaker и Adobe InDesign.

Система управления цветом основана на едином цветовом пространстве, которое обеспечивается использованием цветовой модели CIE L*a*b.

Вторым важным компонентом системы управления цветом являются цветовые профили (в другой транскрипции — "профайлы") используемых устройств — файл, описывающий соответствие цветов устройств ввода или вывода в терминах цветовой модели CIE L*a*b.

И, наконец, компонентом, обеспечивающим непосредственно управления, служит так называемая "машина цветового соответствия" (color-matching engine). Она должна получить цветовой профиль устройства ввода, например сканера, цветовой профиль промежуточного устройства (монитора), если требуется редактирование изображения, и цветовой профиль устройства вывода, например струйного принтера, и очень редко параметры "печатного станка", и обеспечить сканирование и отображение на экране монитора таким образом, чтобы пользователь редактировал как бы "конечное" изображение, т. е. печатный оттиск. Кроме того, это позволяет хотя бы частично имитировать на экране или с помощью цветных принтеров пробную печать, обеспечивая существенную экономию при подготовке к печати изданий среднего качества.

Существующие системы управления цветом снабжаются довольно обширной базой цветовых профилей для различных типов устройств (принтеров) и почти никогда профилями для стандартных печатных машин, а для настольных систем не существует возможности создавать такие профили применительно к конкретным устройствам. И если система управления цветом не поддерживает какое-либо устройство, то пользователь лишен возможности встроить его в технологическую цепочку.

Перед тем как начинать работу над каким-либо проектом, необходимо установить соответствующие профили для тех устройств, которые входят в цепочку обработки цвета (для программы Adobe Illustrator — это монитор и выводное устройство).

Для этого необходимо убедиться в наличии указанного файла и выполнить команду Color Settings (Параметры цветов) меню Edit (Правка), которая выводит на экран одноименное диалоговое окно (рис. 4.9).

Рис 4.9. Диалоговое окно Color Settings в расширенном режиме

В раскрывающемся списке Settings (Установки) представлены варианты настроек под различные задачи, например, Emulate Photoshop 4 (Эмулировать Photoshop 4), Europe Prepress Defaults (Установки по умолчанию евростандартов допечатной подготовки) и т. д.

При выборе варианта Emulate Adobe® Illustrator® 6.0 (Эмулировать Adobe® Illustrator® 6.0) становятся недоступными команда Assign Profile (Присвоить профиль) меню Edit (Правка) и кнопка Color Management (Управление цветом) в диалоговом окне Print (Печатать).

Вариант Color Management Off (Отключить управление цветом) можно выбрать для работы с устройством, не поддерживающим систему управления цветом.

Выбор варианта Custom (Пользовательский) позволяет установить собственные настройки и сохранить их под произвольным именем в файле с расширением csf. После этого имя файла отображается в списке Settings (Установки).

Флажок Advanced Mode (Расширенные установки) обеспечивает вывод всех установок диалогового окна.

В группе Working Spaces (Рабочие цветовые пространства) представлены два раскрывающихся списка RGB и CMYK, в которых можно выбрать соответствуюшие цветовые профили для монитора и внешнего выводного устройства, которое призвано обеспечивать цветоделение документа. Выбор того или иного варианта определяет цветовой охват и конвертирование одного цветового пространства в другое. Программа Adobe Illustrator 9.0 поставляется со стандартными наборами цветовых профилей.

В группе Color Mangement Policies (Разрешение конфликтов системы управления цвета) также представлены два раскрывающихся списка RGB и CMYK, в которых можно выбрать следующие варианты:

Off (Отключить) выбирается, если не требуется использование данных системы управления цветом, импортированных вместе с документом. В новом документе данные цветового профиля также не сохраняются. Если профиль открываемого документа не соответствует текущему цветовому профилю, его данные удаляются и не сохраняются в документе. Если профиль открываемого документа соответствует текущему цветовому профилю, то в этом случае его данные сохраняются в документе.

Preserve Embedded Profiles (Сохранить размещенные профили) выбирается, если не требуется совмещения данных документа с системой управления цветом с документом без системы управления данных, или данных других цветовых профилей системы управления цветом в той же самой цветовой модели. Данные текущего цветового профиля сохраняются в новом документе. Если импортируемые цветовые данные не соответствуют текущему цветовому пространству, то данные профиля сохраняются неизменными. Если импортируемый документ не содержит данных цветового профиля, для редактирования документа используется текущее цветовое пространство, данные которого, тем не менее, не сохраняются в документе. Если импортируемые цветовые данные представляют одинаковое цветовое пространство, то числовые данные сохраняются.

Convert to Working Space (Преобразовать в рабочее цветовое пространство) выбирается, если требуется документ с данными системы управления цветом текущего цветового пространства. При этом данные цветового профиля сохраняются в новом документе. Если импортируемые цветовые данные не соответствуют текущему цветовому пространству, то документ для редактирования конвертируется в текущее цветовое пространство, и данные текущего цветового пространства сохраняются в документе. Если открываемый документ не содержит цветового профиля, то используется текущее цветовое пространство для редактирования, но с документом эти данные не сохраняются. Если импортируемые данные цветового профиля располагаются в пределах одного цветового пространства, числовые данные также сохраняются.

Используя эти три варианта можно разрешить все ситуации, возникающие при открытии документа с цветовыми параметрами или без цветовых параметров.

  • Использовать рабочее цветовое пространство для редактирования, документ не сохранять, систему управления цветом отключить
  • Использовать рабочее цветовое пространство для редактирования, сохранить документ с параметрами рабочего цветового пространства
  • Использовать другой цветовой профиль, сохранить документ с параметрами другого цветового профиля
  • Использовать необходимый профиль вместо текущего рабочего пространства для редактирования, сохранить документ с параметрами этого цветового профиля
  • Преобразовать цветовое пространство в текущее рабочее пространство, сохранить документ с параметрами рабочего пространства
  • Исключить данные цветового профиля, сохранить документ без данных системы управления цветом
  • Импортировать и преобразовать числовые данные исходных цветов в цветовое пространство текущего документа
  • Импортировать и сохранить числовые значения цветов исходного документа

Флажки Ask When Opening (Запросить при открытии) и Ask When Pasting (Запросить при вклеивании) обеспечивают вывод на экран диалоговых оконзапросов о необходимости размещения данных цветового профиля, если профили текущего и импортируемого документов не соответствуют друг другу. Разработчики программы рекомендуют устанавливать эти флажки, чтобы иметь возможность вовремя принять решение относительно требуемого цветового профиля.

В группе Conversion Options (Параметры конвертирования) представлены списки Engine (Модуль машины цветового соответствия) и Intent (Метод). В первом списке можно выбрать один из двух вариантов:

Adobe (АСЕ) — принимается по умолчанию, фирменная машина цветового соответствия системы управления цветом;

Microsoft ICM — система управления цветом, поставляемая фирмой Microsoft с операционными системами Windows 98 или Windows 2000.

Во втором списке предлагается несколько вариантов:

Вариант Saturation (Graphics) (С сохранением насыщенности (Графика)) обеспечивает сочность и насыщенность цветов частично в ущерб точности передачи (вариант пригоден для диаграмм, схем, условных изображений — т. е. деловой графики) и предназначен для сохранения относительных значений насыщенности: цвета, выпадающие из цветового охвата, заменяются на другие, входящие в цветовой охват и имеющие идентичные значения насыщенности.

Вариант Perceptual (Images) (Перцепционный (Изображения)) обеспечивает воспроизведение фотографических изображений (вариант пригоден для работы со сканированными фотореалистическими изображениями) и предназначен для сохранения относительных цветовых значений: сохраняются отношения между цветами, хотя фактически цвета могут быть другими.

Вариант Relative Colorimetric (Относительный колориметрический) обеспечивает воспроизведение неизменными тех цветов, которые попадают в цветовой охват, и замену цветов, выпадающих из цветового охвата, на другие, имеющие идентичные значения яркости (вариант пригоден для работы с нефотографическими изображениями).

Вариант Absolute Colorimetric (Абсолютный колориметрический) обеспечивает исключение параметра белой точки при конвертировании цветов. Разработчики рекомендуют избегать данного варианта.

Флажок Use Black Point Compensation (Использовать компенсацию черной точки) обеспечивает преобразование динамического диапазона цветового пространства открываемого файла в динамический диапазон текущего документа. Когда флажок снят, то динамический диапазон исходного цветового пространства преобразуется в диапазон текущего цветового пространства, хотя это чревато сужением тоновых диапазонов. Этот флажок наиболее полезен, когда первый диапазон меньше второго.

Изменение цветового профиля документа

При необходимости изменить цветовой профиль следует использовать команду Assign Profile (Присвоить профиль) меню Edit (Правка). Данная команда недоступна для варианта Emulate Adobe Illustrator 6.0 (Эмулировать Adobe Illustrator 6.0) в диалоговом окне Color Settings (Установки цвета).

Nota Bene. Следует иметь в виду, что выполнять такие процедуры можно только при согласовании со специалистами сервис-бюро.

В результате открывается диалоговое окно Assign Profile (Присвоить профиль) (рис. 4.10), переключатель которого Profile (Профиль) имеет следующие положения.

Рис 4.10. Диалоговое окно Assign Profile

Don't Color Manage This Document (В этом документе не управлять цветом) обеспечивает удаление текущего профиля из данного документа. Это положение следует выбирать, если пользователь точно уверен в том, что следует полностью исключить систему управления цветами.

(Рабочее пространство) обеспечивает присвоение текущего цветового пространства документу без цветового профиля или имеющего другое цветовое пространство.

Profile (Профиль) обеспечивает возможность присвоить другой цветовой профиль, который выбирается из списка, документу, содержащему данные другой системы управления цветом.

Рис 4.11. Пример флажка Embed IIC Profile при сохранении в формате PDF

По умолчанию любой документ с системой управления цветом сохраняется с размещением данных цветового профиля в формате, который поддерживает профили ICC. К таким форматам относятся: AI, PDF, JPEG, TIFF и PSD. При сохранении документа в каждом из этих форматов в соответствующем диалоговом окне следует установить флажок Embed IIC Profile (Разместить цветовой профиль) (рис. 4.11).

Добавление цветового профиля в систему управления цветом

Программа Adobe Illustrator 9.0 позволяет добавлять в систему управления цветом дополнительные цветовые профили.

Для этого необходимо скопировать соответствующие файлы в следующие папки:

в операционных системах Windows NT/2000 — WinNT\System32\Color;

в операционной системе Windows 98 — Windows\System\Color.

Цветовые характеристики устройств ввода и вывода с течением времени изменяются, в связи с этим требуется периодическое обновление профилей.

Применение цветов к иллюстрации — обычная задача Adobe Illustrator, которая требует определенных знаний в области цветовых моделей и цветовых режимов. Применяя цвет к иллюстрации, необходимо учитывать конечный носитель для публикации иллюстрации, чтобы правильно применить цветовую модель и определение цветов. Выбор и применение цветов упрощаются благодаря использованию палитры «Образцы», «Каталог цветов» и диалогового окна «Редактировать цвета/Перекрасить графический объект» программы Illustrator, характеризующихся наличием богатого набора функций.

Цветовые модели используются для описания отображаемых в цифровой графике цветов, с которыми можно работать. Каждая цветовая модель, такая как RGB, CMYK или HSB, представляет отдельный метод описания и классификации цвета. В цветовых моделях используются числовые значения для представления видимых цветов спектра. Цветовое пространство является вариантом цветовой модели и характеризуется определенным охватом (диапазоном) цветов. Например, в цветовой модели RGB есть ряд цветовых пространств: Adobe® RGB, sRGB и Apple® RGB. В каждом из этих цветовых пространств цвет определяется с использованием одних и тех же трех осей (R, G и B), но предусмотренные в них цветовые охваты разные.

Цветовые модели используются для описания цветов, которые мы видим и с которыми работаем в цифровой графике. Каждая цветовая модель, такая как RGB, CMYK или HSB, представляет отдельный метод описания и классификации цвета. В цветовых моделях используются числовые значения для представления видимых цветов спектра. Цветовое пространство является вариантом цветовой модели и характеризуется определенным охватом (диапазоном) цветов. Например, в цветовой модели RGB есть ряд цветовых пространств: Adobe® RGB, sRGB и Apple® RGB. В каждом из этих цветовых пространств цвет определяется с использованием одних и тех же трех осей (R, G и B), но предусмотренные в них цветовые охваты разные.

При работе с цветами изображения изменяются числовые значения, содержащиеся в файле. Однако слишком просто было бы представить цвета в виде чисел. Числовые значения сами по себе не являются абсолютными цветами — они всего лишь представляют цвета в цветовом пространстве устройства вывода.

Поскольку каждое устройство имеет собственное цветовое пространство, оно способно воспроизводить цвета только в своем цветовом охвате. При перемещении изображения с одного устройства на другое цвета изображения могут измениться, поскольку каждое устройство интерпретирует значения RGB или CMYK в соответствии с собственным цветовым пространством. Например, невозможно, чтобы все цвета, отображаемые на мониторе, полностью соответствовали бы цветам, напечатанным с помощью настольного принтера. Принтер работает в цветовом пространстве CMYK, а монитор в цветовом пространстве RGB. Их цветовые охваты разные. Некоторые цвета, воспроизводимые с помощью красок, не могут быть отображены на мониторе, а некоторые цвета, отображаемые на мониторе, не могут быть воспроизведены с помощью красок на бумаге.

Но, несмотря на то что невозможно идеально согласовать все цвета на разных устройствах, можно управлять цветами для обеспечения того, чтобы большинство цветов были одинаковыми или аналогичными до такой степени, что они будут казаться единообразными.

Значительная часть видимого спектра может быть представлена путем смешения красного, зеленого и синего (RGB) цветов в разных пропорциях и интенсивностях. Там, где эти цвета перекрываются, создаются голубой, пурпурный и желтый.

Цвета RGB называют аддитивными цветами, поскольку, добавляя друг к другу цвета R (красный), G (зеленый) и B (синий), можно создать белый цвет, то есть цвет, отражающий весь свет. Аддитивные цвета используются в осветительной аппаратуре, телевизорах и компьютерных мониторах. Например, в мониторе цвет создается излучением красного, зеленого и синего люминофорного элемента.

Аддитивные цвета (RGB)

Аддитивные цвета (RGB)

A. Красный B. Зеленый C. Синий

Можно работать с цветовыми значениями, используя цветовой режим RGB, который основан на цветовой модели RGB. В этом режиме для каждого компонента RGB может использоваться значение от 0 (черный) до 255 (белый). Например, ярко-красный цвет может иметь значение R=246, G=20 и B=50. Если значения всех трех компонентов одинаковы, получается затемнение серого цвета. Если значения всех компонентов равны 255, создается чистый белый цвет, а если все компоненты имеют значения 0, то результатом становится чистый черный цвет.

В программе Illustrator предусмотрен также модифицированный цветовой режим RGB, называемый Цвета Web RGB, включающий только те цвета RGB, которые применимы для использования в сети Интернет.

Модель RGB зависит от источника освещения, применяемого для создания цвета, а модель CMYK основана на светопоглощающих свойствах краски, напечатанной на бумаге. После прохождения белого света через прозрачные краски часть его спектра поглощается. Цвет, который не был поглощен, отражается обратно в направлении к глазу.

Комбинация из чисто-голубого (C), пурпурного (M) и желтого (Y) пигментов дает черный цвет в результате поглощения или вычитания всех цветов. Такие цвета называют субтрактивными цветами от английского subtracting, вычитание. Черную (K) краску добавляют для повышения плотности затененных участков. Буква K применяется для обозначения черного (black) цвета, потому что этот цвет является «ключевым» (key) с точки зрения приводки других цветов и потому что буквой B обозначается голубой (blue). Комбинирование этих красок для воспроизведения цветов называют четырехцветной печатью.

Субтрактивные цвета (CMYK)

Субтрактивные цвета (CMYK)

A. Голубой B. Пурпурный C. Желтый D. Черный

Можно работать с цветовыми значениями, используя цветовой режим CMYK, который основан на цветовой модели CMYK. В этом режиме для каждой триадной краски CMYK может использоваться значение в пределах от 0 до 100%. Более светлым цветам назначаются меньшие процентные доли цветов триадной краски, а более темным цветам — более высокие значения в процентах. Например, ярко-красный цвет может состоять из 2% голубого, 93% пурпурного, 90% желтого и 0% черного. В объектах CMYK низкие процентные доли краски соответствуют цветам, более близким к белому, а высокие процентные доли — цветам, более близким к черному.

Режим CMYK используется при подготовке документа к печати с помощью триадных красок.

Основываясь на восприятии цвета человеческим глазом, модель HSB описывает три основополагающие характеристики цвета.

Цвет, отраженный от объекта или прошедший сквозь объект. Он определяется как точка на стандартном цветовом круге и выражается в градусах, от 0° до 360°. Обычно цветовой тон определяют по названию цвета: красный, оранжевый, зеленый и т. д.

Интенсивность или чистота цвета (иногда называется цветностью). Насыщенность представляет степень содержания серого пропорционально цветовому тону и измеряется от 0% (серый) до 100% (полная насыщенность). На стандартном цветовом круге насыщенность возрастает от центра к краю.

Относительная величина светлого и темного, обычно выражается в процентах от 0 (черный) до 100 (белый).

Цветовая модель HSB

Цветовая модель HSB

A. Цветовой тон B. Насыщенность C. Яркость

Цветовая модель CIE Lab основана на восприятии цвета человеком. Она представляет собой одну из нескольких цветовых моделей, подготовленных Международной комиссией по освещению (Commission Internationale d'Eclairage, CIE) — организацией, деятельность которой посвящена созданию стандартов, касающихся всех аспектов применения света.

В режиме Lab числовые значения описывают все цвета, которые видит человек с нормальным зрением. Поскольку значения Lab описывают, как выглядит цвет, а не сколько конкретной краски требуется устройству (например, монитору, настольному принтеру или цифровой камере) для воспроизведения цветов, Lab считается аппаратно-независимой цветовой моделью. Системы управления цветом используют Lab в качестве справочника цветов, чтобы получать предсказуемые результаты при преобразовании цвета из одного цветового пространства в другое.

В программе Illustrator можно использовать модель Lab для создания, отображения и вывода образцов плашечного цвета. Однако возможность создавать документы в режиме Lab не предусмотрена.

В изображении с градациями серого для представления объекта используются оттенки черного. Каждый объект с градациями серого имеет значение яркости в пределах от 0 (белый) до 100 (черный). Изображения, полученные с использованием черно-белых или монохромных сканеров, обычно отображаются в градациях серого.

Градации серого позволяют также преобразовать цветную иллюстрацию в высококачественную черно-белую иллюстрацию. В таком случае программа Adobe Illustrator исключает всю информацию о цвете из исходной иллюстрации, уровни серого (полутона) преобразованных объектов представляют яркость исходных объектов.

При преобразовании объектов в градациях серого в режим RGB цветовым значениям для каждого объекта присваиваются ранее полученные значения серого цвета этого объекта. Можно также преобразовать объект в градациях серого в объект CMYK.


Градации серого


Итак, перед Вами стоит задача, перекрасить что-то по пантону (Pantone) в Иллюстраторе (Adobe Illustrator). Есть, наверное, больше способов, но я расскажу два. И потом расскажу немного теории, потому что сама не люблю долгие вступления… погнали =)

Быстрый способ:

Открыть панельку Swatches (если ее не оказалось в ваших инструментах или вы никак не можете ее найти зайдите в меню Window — Swatches. И она откроется во всем своем великолепии).


Заодно и посмотрели, что я не на Маке)))

Следующее — открыть пантоны.


Как выбрать правильную группу Pantone в Illustrator написано ниже. информация только для пытливых умов )))

Выбираете нужный набор Pantone. (Я знаю, не все дойдут до конца, поэтому откройте Pantone Solid Coated, не найдете там — Pantone Solid Uncoated — чаще всего нужный Вам пантон лежит там). И выплывет окно с пантонами, где мы по номеру можем найти тот, который нужно.


При наведении мышки название высветится.

Длинный способ.

Выделите предмет, который необходимо покрасить и идите по списку…


Поиск Pantone в Illustrator

Потом вот это окошечко.


Потом вот это окошечко.


Как выбрать нужный набор Pantone написано чуть ниже.

А дальше, как в первом примере.



Мне кажется, первый способ более быстрый, а второй наглядный. Каким пользоваться, решать Вам.

А сейчас небольшой экскурс в теорию. Потому что, кто спешил и кому было важно прямо сейчас выполнить действие, уже давно ушел с чувством выполненного долга, а тому, кому важно покапаться, тот остался.

Что такое Pantone и зачем он, если есть CMYK.

В типографии для получения всех цветов, которые вы видите на бумаге при цифровой печати используют CMYK систему. То есть краски физически смешивают между собой, например, чтобы сделать зеленый, смешивают желтый и синий.


Что такое CMYK — это аббревиатура из первых букв английского названия цветов, которые смешивают между собой. CMYK — cyan (ярко-голубой), magenta (розово-малиновый какой-то), yellow (желтый) и K… то есть любой базовый цвет — обычно делают черным. При этом порошок каждого цвета отдельным картриджем стоит в печатной машине, и они смешиваются в процентном соотношении между собой при печати. Так, например, CMYK 5,50,21,5 означает, что для получения этой краски необходимо 5% из 100% голубого, 50% из 100% мадженты (то есть малинового), 21% из 100% желтого и 5% черного. при этом не имеется в виду, что общий цвет в сумме должен получиться 100%. так CMYK 100,100,100,100 будет как раз черным, а 0,0,0,0 будет белым…То есть цветом бумаги, потому что краски там не будет никакой.

Отдельно скажу, что 100,100,100,100 делать не надо, достаточно 0,0,0,100. именно для того, чтобы не тратить драгоценную краску, черный и засыпают дополнительным цветом. Поэтому черный можно и нужно делать как 0,0,0,100.

Итак, например, вам надо напечатать какой-то цвет в CMYK… синюю листовку, например… Для печати в Идеальной Вселенной должны быть соблюдены температурные режимы комнаты, где стоят печатные машины, все должно быть откалибровано, красок должно хватить и так далее, состояние печатной машины должно быть удовлетворительным, качество бумаги, влажность в цеху — по норме и так далее… Но мы живем не в Идеальной Вселенной и поэтому, цвета могут сталь светлее или темнее, скатится в красный или синий. В общем CMYK не самая надежная система. Pantone надежнее, но дороже.

Увлеклась… зато теперь будет ясно, что такое пантон.

Pantone — это стандартизированный набор цветов. Который четко прописан в пантонном веере. Цвет создается с помощью смеси нескольких цветов и имеет свой собственный номер по классификации Pantone Matching System. Пантоны смешиваются ещё до их попадания в печатную машину. Цвета пантонных красок получают не в процессе их наложения друг на друга, как в модели CMYK, а в специальном смесителе.

Таким образом, в секцию печатной машины попадает уже краска нужного цвета. Поэтому назвав номер пантона, вы можете быть уверены на 100%, что получите именно то, что заказали, потому что во всем мире признана классификация цветов Pantone. И неважно, где вы находитесь — в Москве или в Нью-Йорке — номер цвета и его полиграфическое воспроизведение будет везде одинаковым.

Цвет является самой сложной категорией в полиграфическом процессе. Цветное изображение (например, с цветной фотографии или акварели), проходя по всем этапам обработки, начиная с ввода с помощью сканера или цифровой камеры, обработки и отображения на экране монитора и заканчивая выводом на печатных устройствах, претерпевает разнообразные изменения в связи с неизбежным конвертированием цветовых систем. И что самое печальное, эти изменения могут носить непредсказуемый характер. Такая ситуация порождает весьма конфликтные отношения всех участников процесса: заказчика, который не желает видеть на полиграфическом оттиске свой портрет ("краше в фоб кладут"), дизайнера, который строит композицию на тонких нюансах, и печатника, который оказывается "стрелочником".

Можно выделить три основных причины этой ситуации.

  • Восприятие цвета — сложный психофизиологический процесс, который, видимо, никогда не удастся смоделировать техническими средствами, поскольку на восприятие оказывают влияние тысячи трудноучитываемых условий (возраст, цветовосприимчивость, настроение, здоровье, освещение и т. д.).
  • Цвет нельзя измерить непосредственно, как, например, длину. Цвет измеряется как спектральная композиция из световых волн разной интенсивности и различной длины. Это создает значительные трудности в создании технического устройства для надежного измерения.
  • Требование полной цветовой идентичности оригинала л печатного оттиска находится в области практически невозможного. Дело в том, что необходимость передачи цветовой информации вынуждает пользоваться неким "языком", а точнее сказать, несколькими языками, поскольку у различных устройств они разные, например устройства ввода и мониторы используют цветовую модель RGB, а устройства вывода — цветовую модель CMYK. Следовательно, требуется "перевод" (конвертирование) с одного языка на другой, что никогда не обходится без потерь. Кроме того, информация, записанная в каком-либо виде, поступает на реальное устройство, которое преобразует ее в изображение. И само собой разумеется, что одна и та же информация будет по-разному интерпретирована даже устройствами одного класса. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в магазин электроники и взглянуть на ряды телеприемников, у которых идентичный входной сигнал и достаточно заметное различие в "картинках".

Таким, образом, каждый этап работы с изображением характеризуется погрешностями устройства и погрешностями конвертирования ("перевода") информации из одного вида в другой.

И задача заключается в том, чтобы путем каких-нибудь компенсаций приблизиться к впечатлению идентичности (аналогия с бутафорией в театре: фанерная конструкция может создавать полную иллюзию реального объекта).

Программа Аdоbе Illustrator включает систему управления цветом (CMS — СоШ Management System), которая позволяет контролировать работу с цветом на экран монитора и при выводе на внешние печатные устройства.'

Система управления цветом использует стандарты, разработанные Международным консорциумом по цвету (International Color Consortium — ICC), что обеспечивает Должное отображение цвета на экране монитора и должное репродуцирование полиграфическим способом, а кроме того — полное цветовое единство с программами Adobe Photoshop, Adobe PageMaker и Adobe InDesign.

Система управления цветом основана на едином цветовом пространстве, которое обеспечивается использованием цветовой модели Lab.

Вторым важным компонентом системы управления цветом являются цветовые профили (в другой транскрипции — "профайлы") используемых устройств — файлы, описывающие соответствие цветов устройств ввода или вывода в терминах цветовой модели Lab.

И наконец, компонентом, обеспечивающим непосредственно управление, служит так называемая "машина цветового соответствия" (color-matching engine). Ой||^шна получить цветовой профиль устройства ввода, например сканера, цветовой профиль промежуточного устройства (монитора), если Требуется редактирование изображения, и цветовой профиль устройства вывода, например струйного принтера, и очень редко параметры "печатного станка", и обеспечить сканирование и отображение на экране монитора таким образом, что пользователь редактировал как бы "конечное" изображение, т. е. печатный оттиск. Кроме того, это позволяет хотя бы частично имитировать на экране дли ч помощью цветных принтеров пробную печать, обеспечивая существенную экономию при подготовке к печати изданий среднего качества.

Существующие системы управления цветом снабжаются довольно обширной базой цветовых профилей для различных типов устройств (принтеров) и почти никогда профилями для стандартных печатных машин, а для настольных систем не «существует возможности создавать такие профили применительно к конкретным устройствам. И если система управления цветом не поддерживает какое-либо устройство, пользователь лишен возможности встроить его в технологическую цепочку.

Параметры системы управления цветом программой Adobe Illustrator 10 сохраняются в файле AI Color Settings, который размещается в папке C:\Windows \Apptication Data\Adobe\Adobe Illustrator.

Перед тем как начинать работу над каким-либо проектом необходимо установить соответствующие профили для тех устройств, которые входят в цепочку обработки цвета (для программы Adobe Illustrator — монитор и выводное устройство).

Для этого необходимо убедиться в наличии указанного файла и выполнить команду Color Settings (Параметры цветов) меню Edit (Правка), которая выводит на экран одноименное диалоговое окно (рис. П2.9).

Рис. П2.9 . Диалоговое окно Color Settings в расширенном режиме

В раскрывающемся списке Settings (Установки) представлены варианты настроек под различные задачи, например Emulate Photoshop 5 (Эмулировать Photoshop 5), Europe Prepress Defaults (Установки по умолчанию евростандартов допечаткой подготовки) и т. д.

  • При выборе варианта Emulate Adobe® Illustrator® 6.0 (Эмулировать Adobe** Illustrator® 6.0) становятся недоступными команда Assign Profile (Присвоить профиль) меню Edit (Правка) и кнопка Color Management (Управление цветом) в диалоговом окне Print (Печатать).
  • Вариант Color Management Off (Отключить управление цветом) можно выбрать для работы с устройством, не поддерживающим систему управления цветом.
  • Выбор варианта Custom (Пользовательский) позволяет установить собственные настройки и сохранить их под произвольным именем в файле с расширением csf. После этого имя файла будет отображено в списке Settings (Установки).

Флажок Advanced (Расширенные установки) обеспечивает вывод всех установок диалогового окна.

В группе Working Spaces (Рабочие цветовые пространства) представлены два раскрывающихся списка RGB и CMYK, в которых можно выбрать соответствующие цветовые профили для монитора и внешнего выводного устройства, которое призвано обеспечить цветоделение документа. Выбор того или иного варианта определяет цветовой охват и конвертирование одного цветового пространства в другое. Программа Adobe Illustrator 10 поставляется со стандартными наборами цветовых профилей.

В группе Color Management Policies (Разрешение конфликтов системы управления цвета) также представлены два раскрывающихся списка RGB и CMYK, в которых можно выбрать следующие варианты:

  • Off (Отключить) — выбирается, если не требуется использование данных системы управления цветом, импортированных вместе с документом. В новом документе данные цветового профиля также не сохраняются. Если профиль открываемого документа не соответствует текущему цветовому профилю, его данные удаляются и не сохраняются в документе. Если профиль открываемого документа соответствует текущему цветовому профилю, в этом случае его данные сохраняются в документе.
  • Preserve Embedded Profiles (Сохранить размещенные профили) — выбирается, если не требуется совмещение данных документа с системой управления цветом с документом без системы управления данных или данных других цветовых профилей системы управления цветом в той же самой цветовой модели. Данные текущего цветового профиля сохраняются в новом документе. Если импортируемые цветовые данные не соответствуют текущему цветовому пространству, данные профиля сохраняются неизменными. Если импортируемый документ не содержит данных цветового профиля, для редактирования документа используется текущее цветовое пространство, данные которого тем не менее не сохраняются в документе. Если импортируемые цветовые данные представляют одинаковое цветовое пространство, то числовые данные сохраняются.
  • Convert to Working Space (Преобразовать в рабочее цветовое пространство) — выбирается, если требуется документ с данными системы управления цветом текущего цветового пространства. При этом данные цветового профиля сохраняются в новом документе. Если импортируемые цветовые данные не соответствуют текущему цветовому 'пространству, то документ для редактирования конвертируется 6 текущее цветовое пространство, и данные текущего цветового пространства сохраняются в документе. Если открываемый документ не содержит цветового профиля, используется текущее цветовое пространство для редактирования, но с документом эти данные не сохраняются. Если импортируемые, данные цветового профиля располагаются в пределах одного цветового пространства, числовые данные также сохраняются.

Используя эти три варианта, можно разрешить все ситуации, возникающие при открытии документа с цветовыми параметрами или без! цветовых параметров (табл. П2.1).

Таблица П2.1. Ситуации, возникающие при открытии документа с цветовыми параметрам» или без них

Исходная ситуация

Возможные действия

Открыт документ без цветового профиля

Использовать рабочее цветовое пространство для редактирования, документ не сохранять, систему управления цветом отключить

Использовать рабочее цветовое пространство для редактирования, сохранить документ с параметрами рабочего цветового пространства

Использовать другой цветовой профиль, сохранить документ с параметрами другого цветового профиля

Открыт документ с цветовым профилем, отличным от рабочего пространства

Использовать необходимый профиль вместо текущего рабочего пространства для редактирования, сохранить документ с параметрами этого цветового профиля

Преобразовать цветовое пространство а текущее рабочее пространство, сохранить документ с параметрами рабочего пространства

Исключить данные цветового профиля, сохранить документ без данных системы управления цветом

Импортированы данные цветового пространства

Импортировать и преобразовать числовые данные исходных цветов в цветовое пространство текущего Документа

Импортировать и сохранить числовые значения цветов исходного документа

Флажки Ask When Opening (Запросить при открытии) и Ask When Pasting

(Запросить при вклеивании) обеспечивают вывод на экран диалоговых окон — запросов о необходимости размещения данных цветового профиля, если профили текущего и импортируемого документов не соответствуют друг другу. Разработчики программы рекомендуют устанавливать эти флажки, чтобы иметь возможность вовремя принять решение относительно требуемого цветового профиля.

В группе Conversion Options (Параметры конвертирования) представлены списки Engine (Модуль машины цветового соответствия) и Intent (Метод). В первом списке можно выбрать один из двух вариантов:

  • Adobe (АСЕ) — принимается по умолчанию, фирменная машина цветового соответствия системы управления цветом;
  • Microsoft ICM — система управления цветом, поставляемая фирмой Microsoft с операционными системами Windows 98 или Windows 2000.

Во втором списке предлагаются следующие варианты:

  • Saturation (Graphics) (С сохранением насыщенности для графики) — обеспечивает сочность и насыщенность цветов, частично в ущерб точности передачи (вариант пригоден для диаграмм, схем, условных изображений — т. е. деловой графики), и предназначен для сохранения относительных значений насыщенности: цвета, выпадающие из цветового охвата, заменяются на другие, входящие в цветовой охват и имеющие идентичные значения насыщенности;
  • Perceptual (Images) (Перцепционный для изображений) — обеспечивает воспроизведение фотографических изображений (вариант пригоден для работы со сканированными фотореалистическими изображениями) и предназначен для сохранения относительных цветовых значений: сохраняются отношения между цветами, хотя фактически цвета могут быть другими;
  • Relative Colormetric (Относительный колориметрический) — обеспечивает воспроизведение неизменными тех цветов, которые попадают в цветовой охват, и замену цветов, выпадающих из цветового охвата, на другие, имеющие идентичные значения яркости (вариант пригоден для работы с нефотографическими изображениями);
  • Absolute Colormetric (Абсолютный колориметрический) — обеспечивает исключение параметра белой точки при конвертировании цветов. Разработчики рекомендуют избегать данного варианта.

Флажок Use Black Point Compensation (Использовать компенсацию черной точки) обеспечивает преобразование динамического диапазона цветового пространства открываемого файла в динамический диапазон текущего документа. Когда флажок снят, динамический диапазон исходного цветового пространства преобразуется в диапазон текущего цветового пространства, хотя это чревато сужением тоновых диапазонов. Данный флажок наиболее полезен в том случае, когда первый диапазон меньше второго.

Читайте также: