Как открыть закрытый файл в мудл

Обновлено: 04.07.2024

Если у вас есть вопросы теста в текстовом редакторе (Microsoft Word или Notepad), и вы хотите загрузить их в Moodle, сначала нужно добавить некоторые символы.
В одном файле могут содержаться любые типы вопросов (множественный выбор, сопоставление и т.д).
Пустая строка определяет, что начался новый вопрос. (нажал два раза Enter и начинаем новый вопрос).

Примеры составления вопросов

Вопрос «Верно/Неверно». В типе вопроса верно/неверно используется ответ true или false.

::Выберите верно/неверно::
В траве сидел кузнечик
<
TRUE
>

Вопрос «Множественный выбор». 1 Верный ответ. Тильду (

) ставим перед неправильным вариантом, а знак равенства (=) перед правильным вариантом

::Выберите верный ответ::
Закончите название популярной в прошлом веке телепередачи «Очевидное — . ».
<
=невероятное

Вопрос «Множественный выбор». Т ильду (

Вопрос «Короткий ответ». Вариант в фигурных скобках верный, другие варианты будут неверными.

::Впишите слово::
Кто ясно — ясно излагает.

Вопрос «На соответствие». Ставим знак равенства (=) перед вариантом ответа, и знак ( ->) перед соответствием.

::Расставьте соответствие::
Подберите каждому сказочному герою соответствующее средство передвижения:
<
=почтальон Печкин -> велосипед
=Иван Царевич -> Серый Волк
=Емеля -> печка
=Баба Яга -> ступа
>

Вопрос «На соответствие» (упорядочение списка). Ставим знак равенства (=) перед вариантом ответа, и знак ( ->) перед соответствующем порядковым номером.

::Упорядочьте от 1 до 7::
Последовательность цветов радуги, начиная с красного:
<
=красный -> 1
=оранжевый -> 2
=желтый -> 3
=зеленый -> 4
=голубой -> 5
=синий -> 6
=фиолетовый -> 7
>

Весь текст в файле будет выглядеть так:

::Выберите верно/неверно::
В траве сидел кузнечик
<
TRUE
>

::Выберите верный ответ::
Закончите название популярной в прошлом веке телепередачи «Очевидное — . ».
<
=невероятное

::Впишите слово::
Кто ясно — ясно излагает.

::Расставьте соответствие::
Подберите каждому сказочному герою соответствующее средство передвижения:
<
=почтальон Печкин -> велосипед
=Иван Царевич -> Серый Волк
=Емеля -> печка
=Баба Яга -> ступа
>

::Упорядочьте от 1 до 7::
Последовательность цветов радуги, начиная с красного:
<
=красный -> 1
=оранжевый -> 2
=желтый -> 3
=зеленый -> 4
=голубой -> 5
=синий -> 6
=фиолетовый -> 7
>

Готовый файл с вопросами Варианты вопросов.txt

Шаг 2. Сохраняем файл в нужном формате

Дальше нужно сохранить файл в нужном формате:

1. Если вопросы составлялись в Microsoft Word, то: Файл — Сохранить как — Т ип файла выбираем Обычный текст



Далее — Сохранить — К одировку текста выбираем «Другая» и в окошке почти в самом низу находим «Юникод (UTF-8)» — ОК.

2. Если вы составляли свои вопросы в Блокноте (Notepad), то сохраняем документ так: Файл — Сохранить как — внизу в выпадающем меню «Кодировка» (где скорей всего будет написано ANSI), выбрать UTF-8 — Сохранить


Шаг 3. Загружаем вопросы в Moodle

  1. Зайдите на страницу нужного вам курса.
  2. Заходим в тест, в который нужно загрузить вопросы (Как создать тест вы можете прочитать здесь Шаг 2)
  3. На станице курса в меню «Настройки» выбираем пункт «Банк вопросов» - «Импорт».


4. Формат файла. Выберите Формат GIFT.


5. Общее.

6. Импорт вопросов из файла. Импортировать вопросы можно двумя способами:

  1. Через кнопку «Выберите файл» с последующим выбором файла в компьютере.
  2. Либо прямым перетаскиванием файла или папки (удерживая левую кнопку мыши) в поле для загрузки.

7. Нажать кнопку «Импорт»


8. На следующем этапе вы видите сколько вопросов было импортировано и какие вопросы:

9. Нажать кнопку «Продолжить»

10. Переходим на страницу Банк вопросов. Все импортированные вопросы в банке вопросов отображаются по названию вопроса. Также вы можете видеть к какому типу вопроса относиться ваш (множественный выбор, короткий ответ, верно/неверно). Здесь же вы можете редактировать и удалять вопросы.


Moodle (расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — бесплатная система электронного обучения. Это открытое веб-приложение, на базе которого можно создать специализированную платформу для развития студентов или сотрудников.

Через систему электронного обучения Moodle вы можете обучать и тестировать учеников со всего мира на расстоянии. Важную роль в платформе играют плагины — модули, которые помогают изменить дизайн и расширить функциональные возможности системы.

Плагины разрабытвают участники сообщества Moodle, и по большей части они в бесплатном доступе. Сейчас насчитывается более 1500 плагинов.

На сегодня Moodle — одна из самых популярных платформ электронного обучения. Она переведена более чем на 100 языков, и ею пользуются крупные университеты во всем мире.

Платформа iSpring Learn закрывает все задачи Moodle и при этом проще в администрировании. Узнайте, в чем iSpring Learn превосходит Moodle→

Больше полезных материалов для администраторов Moodle:

Как попробовать Moodle

Moodle можно установить на сервер или развернуть и в облаке. Если вы хоитет быстрее протестировать возможности учебной платформы, используйте облачную версию Moodle Cloud. У нее есть как платные тарифы, так и бесплатная версия с рядом ограничений:

  • Нельзя выдавать сертификаты;
  • Нельзя менять дизайн;
  • Поддерживаются плагины только с сайта Moodle;
  • Если системой не пользоваться в течение 60 дней — ее автоматически удалят.

Некоторые ограничения есть и в платных тарифах, поэтому Moodle Cloud не подходит для долгой, стабильной работы. Сервис стоит использовать лишь для тестирования возможностей или пробного запуска.

Система Moodle — прежде всего серверное решение. Чтобы установить Moodle, нужно:

Можно приступать к настройке системы. Ниже расскажем, как это сделать.

Организация электронного обучения

У Moodle непростая организация обучения. Для вашего удобства мы поделили этот раздел на три части: создание, поддержка и организация курсов.

Создание контента

У Moodle есть встроенный редактор, позволяющий создавать лекции, опросы, задания и тесты. Эти виды контента формируются из текстов, изображений, видео и аудиофайлов, которые администратор загружает на платформу.

Вот так выглядит вопрос теста, созданного в редакторе Moodle:

Внутренний редактор курсов Moodle

Главное в Moodle — это лекция. В лекции вы рассказываете ученику теорию по нужному предмету. Например, объясняете, как продать клиенту новый продукт вашей компании. В конце лекции можно разметить тест, чтобы ученик закрепил изученный материал. В Moodle лекция считается полноценным учебным курсом.

Лекцию вы создаете во вкладке Администрирование. Затем надо перейти к курсу, включить режим редактирования и начать настраивать темы. В темы нужно добавить элементы — формы контента для курса, и каждый элемент настраивается отдельно. Элементов много, и если у вас нет опыта работы с Moodle, не всегда понятно, какой элемент лучше использовать.

Неопытный пользователь может потратить на создание одной лекции день. Сократить время работы и упрастить задачу можно при помощи конструктора электронных курсов (Authoring Tool). С его помощью вы за час упакуете текст, видео, картинки и музыку в электронный курс. Например, iSpring Suite — комплексный набор, позволяющий создавать полноценные уроки: презентации, тесты, диалоговые тренажеры и скринкасты. Это может быть урок по пожарной безопасности или тренажер по продажам в салоне. Так выглядит тренажер, созданный в iSpring Suite:

Диалоговый тренажер, созданный в iSpring Suite

Поддержка контента

В хранилище Moodle можно загрузить файлы в следующих форматах:

  • Текст — doc, pdf, xls, csv
  • Изображения — jpeg, png, gif
  • Видео — flv, f4v, f4p, mp4, m4v, m4a, 3gp, mov
  • Аудио — mp3, aac, flac, m4a, oga, ogg, wav

Из этих файлов и будут формироваться задания, созданные во встроенном редакторе.

Созданный же в стороннем конструкторе курс обычно выгружают как SCORM-архив. Это стандарт упаковки файлов, позволяющий опубликовать урок в системе обучения или на сайте в готовом для прохождения виде.

SCORM 1.2 — самый новый из таких стандартов, но Moodle поддерживает и более старые. Полный список:

  • SCORM 2004, 1.2
  • IMS
  • LTI 1.1, 1.3, 2.0
  • AICC
  • xAPI и cmi5. Поддерживаются через плагин Logstore API

Организация курсов

Контент в Moodle собирается в курсы, которые могут включать в себя любую последовательность единиц контента, доступных на платформе. Это может быть курс по продажам, онбордингу или даже полноценная программа обучения.

Учебный курс в Moodle

Курс в Moodle состоит из отдельных единиц учебного контента — лекция, тест или SCORM-пакет

Любой курс состоит из тем, которые наполняются готовым контентом: лекциями, тестами, SCORM-курсами и т.д. Темы выполняют роль разграничительных этапов, и с их помощью можно создать гибкую траекторию обучения. Например, такой курс, где последняя тема не покажется, если студент не наберет нужное количество баллов.

Организация учебного курса в Moodle

Организация учебного курса в Moodle

  • Курсы состоят из тем
  • Темы состоят из готовых единиц контента: лекция, тест, SCORM-пакет
  • Контент создается во внутреннем редакторе или загружается на платформу

Организация тестирования в Moodle

Цель тестирования — проверка знаний сотрудника в той или иной области. Например, это может быть тест по пожарной безопасности или по работе с оборудованием. Тестирование в Moodle можно организовать двумя способами.

  1. Встроенный редактор. Элемент «Тест» позволяет создавать простые тестирования с 15 видами вопросов. Например, множественный выбор, короткий ответ, эссе, соответствие, перетаскивание. Так выглядит тест, сделанный в Moodle:


  1. Сторонний конструктор тестов. Тесты можно создать и с помощью сторонних редакторов и платформ. Как правило, у них больше возможностей и более яркий дизайн. Например, так выглядит тест, сделанный в iSpring Suite:

14 типов тестов, созданных в iSpring Suite

Аттестация сотрудников

Цель аттестации — выявить потенциальные возможности сотрудника и оценить, насколько он готов выполнять свою работу. В Moodle есть два инструмента оценки персонала.

  1. Опросы в редакторе. Встроенные элементы Анкеты и Опрос позволяют проводить простое анкетирование.
  • Анкеты — уже готовые формы оценки с вопросами
  • Опрос — вы сами создаете вопросы

Вот так выглядит анкета:


  1. Метод 360 градусов. В данном методе сотрудника оценивают со всех сторон: его руководители, коллеги и он сам. В Moodle он реализован как плагин 360 Feedback. Вы создаете форму с опросом и оценкой конкретного сотрудника, записываете на нее рецензентов, они заполняют форму, и вы получаете отчет с обратной связью. Вот так он выглядит:


Система отчетности и аналитики

В Moodle есть встроенная система аналитики, позволяющая формировать отчеты по активности на платформе. Например, просмотры курсов, комментарии, входы и выходы. Выгружать отчеты нельзя: статистика просматривается только в Moodle.

Стандартная система аналитики в Moodle

Стандартные отчеты в Moodle

Базовые возможности расширяются за счет 38 плагинов по формированию статистики. Вот некоторые из них:

  • My Feedback формирует подробные отчеты по успеваемости в табличной форме

Отчет по успеваемости в Moodle

  • Overview Statistics выгружает разные виды отчетов в виде графиков

Отчеты в Moodle через Overview Statistics

  • Device Analytics предоставляет информацию по устройствам, с которых пользователи заходят в Moodle

Отчеты в Moodle через плагин Device Analytics

  • Monitoring Learning Plans предоставляет шаблоны учебных планов и позволяет выгружать по ним статистику

учебный план в Moodle созданный через плагин Monitoring Learning Plans

  • Events Graphic Reports создает отчеты в виде графиков по событиям в Moodle

Отчеты по событиям в Moodle

Таким образом с помощью плагинов можно настроить специализированную систему аналитики.

Мобильное обучение

Moodle поддерживает мобильные браузеры Chrome и Safari. В них можно как проходить курсы, так и администрировать платформу.

Моблильное приложение Moodle

У Moodle есть мобильное приложение Moodle Mobile. В нем можно выполнять задания, общаться с другими пользователями и создавать Wiki-статьи. Мобильная версия также позволяет скачивать задания для прохождения в офлайн-режиме.

Организация продажи курсов

С помощью Moodle можно создать платформу для продажи электронного контента обучения. Это достигается за счет интеграции с другими платформами.

Самый простой способ — установка плагина PayPal. Он позволит запрашивать плату через PayPal за доступ к контенту на платформе.

Второй способ — продавать курсы через WordPress. Сервис интегрируется через плагин Edwiser Bridge. Вы переносите курсы на сайт с WordPress и с помощью надстройки WooCommerce продаете их.

Интеграция Moodle с другими сервисами

Так как Moodle является открытой веб-платформой, каждый может разработать интеграцию с любимым сервисом. На данный момент доступно свыше 30 интеграций. Вот наиболее популярные из них:

Moodle — аббревиатура от Modular Object - Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда).

Moodle — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного и заочного обучения. Используя Moodle преподаватель создает курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п.

Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения обучающимися заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах и колледжах организовано дистанционное обучение.

Moodle имеет многофункциональный тестовый модуль. Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов.

В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

Раздел 1. Общие принципы работы в Moodle

Единственным условием для пользователя является наличие доступа в сеть Интернет, браузера Internet Explorer 8.0 и выше или браузера семейства Mozilla, Chrome . Не рекомендуется использовать Internet Explorer 6.0 и ниже, а также Opera любой версии, т.к. тогда будет ограничен ряд возможностей работы с Moodle.

Наберите в браузере адрес сайта https://eos.hmtpk.ru, далее в появившемся окне нажмите "вход", далее введите имя пользователя (логин) и пароль.


Имя пользователя (логин) и пароль можно получить у организатора дистанционного обучения или администратора портала.

Вы вводите свой логин и пароль и входите в систему.

При входе в систему, вы попадаете в личный кабинет. В центре страницы содержится информация пользователя, последние объявления, в графе "История обучения" - список доступных электронных курсов.



По краям расположены функциональные блоки, позволяющие настраивать работу системы и производить определенные действия, и информационные блоки. При необходимости можно свернуть блок, нажав на кнопку «-» в верхнем правом углу блока (по умолчанию при входе в систему данные блоки свернуты).

Каждая страница Moodle оснащена горизонтальной панелью управления, расположенной наверху. Панель управления указывает Ваше местонахождение на курсе и дает возможность вернуться с любой страницы курса на домашнюю страницу курса, щелкнув по краткому названию курса.


Раздел 2. Редактирование личной информации

Как только вы вошли в систему (авторизовались), вы окажетесь в личном кабинете, теперь ваше ИМЯ, ОТЧЕСТВО и ФАМИЛИЯ будет отображено в центральной части страницы.

Вы можете редактировать ваш профиль, для этого нажмите «Редактировать профиль». Откроется одноименная форма, далее «Редактировать информацию».



В разделе "Редактировать профиль", вы можете редактировать следующие вкладки:



Описание некоторых полей:

Основное: вы можете редактировать свой пароль, адрес электронной почты.

Показывать e-mail: данный параметр определяет, могут ли другие пользователи видеть адрес вашей электронной почты. Вы можете установить так, чтобы все пользователи (включая гостей) могли видеть ваш адрес, или так, чтобы его видели только однокурсники. Можно полностью отключить отображение вашего электронного адреса.

ВАЖНО. При регистрации Вам был создан адрес электронной почты автоматическим способом, Вам необходимо его сменить на свой адрес электронной почты.

В этой же вкладке вы можете кратко рассказать о себе в графе "Описание".

Изображение: если вы хотите, чтобы ваша фотография отображалась в профиле, а также в некоторых разделах (форуме), здесь вы можете загрузить изображение с вашим фото. Чтобы сделать это, нажмите на поле для загрузки файлов, выберете файл с фотографией в формате JPEG и щелкните по кнопке «Загрузить этот файл». После этого система внесет изменения в ваш профиль. Также можно просто перенести фото в указанную область. Желательно, чтобы фотография была размером 100x100 пикселей, иначе система сама выполнить обрезку изображения до нужных размеров.

Остальные параметры профиля не обязательны к заполнению.

Раздел 3. Краткий обзор блоков электронного курса

В правой части страницы расположены основные блоки электронного курса.



Блок "Календарь"

Календарь наступающих и наступивших событий курса. В календаре отображаются не только события курса (сроки выполнения заданий, тестов, проведения чатов и т.д.), но и события, которые участники курса добавляют вручную. Календарь позволяет вести свое собственное расписание работы и гибко планировать график работы.

Блок "Личные файлы"

Сюда вы можете поместить необходимые для вас файлы, которые помогут вам в процессе учебы.

Блок "Предстоящие события"

Чтобы вы не пропустили важное событие на курсе (проведение семинара, сдача контрольных работ и т.д.) вы будете видеть какие события запланированы, а также самостоятельно планировать собственную учебную деятельность.

Блок «Пользователи на сайте»

Вы видите список участников курса, которые сейчас работают на сайте.

Также в курсе могут отображаться и иные блоки.



Раздел 4. Работа с курсом в Moodle



Также их список дисциплин, на которые вы подписаны, можно увидеть, кликнув на кнопку "Навигация" → "Мои курсы".



Кликнув на название курса, вы автоматически попадаете в конкретную дисциплину. Материалы курса (ресурсы и интерактивные виды деятельности) на странице курса поделены на несколько разделов, которые расположены в центральной колонке.



В разделах содержится лекционный материал по темам, представлены практические задания, контрольные работы, тесты и др. В течение курса преподаватель может скрывать или выделять темы в соответствии с расписанием.

Раздел 5. Работа с учебными материалами в Moodle

В верхней части курса располагается блок с обращением преподавателя, в нем может содержаться информация по работе с курсом, в какой форме будет проходить итоговая аттестация по дисциплине и др. Внимательно ознакомившись с данной информацией, у вас будет возникать меньше вопросов в процессе обучения.





Раздел 6. Контрольные задания в Moodle

В курсе представлены в основном два типа задания, а именно: «Выполнить задание» и «ТЕСТ».

Элемент «Выполнить задание»

Задание предполагает творческий ответ от студента. Студент может опубликовать ответ сразу же на сайте, или загрузить как файл, или несколько файлов.



Нажав на документ, вы автоматически скачиваете его, после этого вы можете приступать к выполнению задания. Выполненную работу вам необходимо прикрепить работу на этой же странице, кликнув "Добавить ответ на задание".



При просмотре задания с типом ответа в виде текста, нажав кнопку «Редактировать мой ответ», вы переходите в режим редактирования ответа. Чтобы сохранить ответ после ввода, нажмите кнопку «Сохранить изменения».

Задание типа «Ответ в виде файла» или «Ответ в виде нескольких файлов» предполагает загрузку файла/файлов. Задание типа «Ответ вне сайта» не требует ответа со стороны студента в самом задании. Такой тип задания преподаватель может использовать для оценки ответа, к примеру, в аудитории.

Элемент «Тест»

В Moodle используется несколько типов вопросов в тестовых заданиях:

Важно. Прежде чем приступить к прохождению теста, внимательно ознакомьтесь с условиями прохождения: ограничение по времени, количество попыток, которое дается на прохождение теста, метод оценивания.



Тестовые задания проверяются автоматически, поэтому сразу после прохождения теста вы можете увидеть результат каждой попытки. Обратите внимание, что преподаватель может выставить ограниченное число попыток на прохождение теста. Также в каждом курсе может отличаться метод оценивания:

  • Высшая оценка - итоговой оценкой за тест считается наилучший результат прохождения из всех предложенных попыток
  • Средняя оценка - итоговой оценкой те тест считается средний результат прохождения всех предложенных попыток
  • Первая попытка - итоговая оценка за тест выставляется с первой попытки прохождения
  • Последняя попытка - когда для выставления итоговой оценки за тест засчитывается только последняя попытка прохождения теста

Раздел 7. Коммуникация (взаимодействие) в системе Moodle

Основными средствами, позволяющими студентам общаться со своими преподавателями (тьюторами), а также между собой, являются следующие:

В конце марта 2020 маленькая камчатская школа столкнулась с той же проблемой, что и все школы нашей страны: как учить детей если они не могут ходить в школу?

Просто скидывать материал для самостоятельного изучения нельзя, должна быть обратная связь, надо убедиться, что ученик правильно понял материал.

  1. Решение на своих серверах (self-hosted). Отказ от публичных сервисов, которые скорее всего не справятся с нагрузкой (что позже и подтвердилось).
  2. Ручная регистрация. Ученик должен получить логин/пароль от классного руководителя, а не ходить по ресурсам и самостоятельно регистрироваться.
  3. Работа в браузере на всех устройствах без необходимости установки стороннего ПО. Так как и родители и дети сидят дома, а компьютеров на всех не хватит, то учебный портал должен запускаться на любых устройствах (компьютеры, планшеты, смартфоны), которые в данный момент доступны ученику. Установка дополнительного ПО может стать проблемой, поэтому работать все должно в браузере без дополнительных плагинов (Flash и т.д.).
  4. Структурирование материалов урока, наличие обратной связи по каждому выполненному заданию. Выполненная учеником работа должна лежать там же, где и задание. Учитель не должен заниматься сортировкой домашних работ. У учителя должна быть возможность отмечать ошибки ученика прямо на его работе и там же оставлять комментарии.
  5. Контроль активности учащихся. Учителю надо знать, когда конкретный ученик заходил и что делал.
  6. Сквозная авторизация в видеоуроках. Ученикам нельзя давать возможность самостоятельно представляться в видеоуроках, а у учителя должны быть все инструменты модерации видеоурока (включение/выключение микрофонов и камеры каждого участника, запрет личных чатов, включение/выключение общего чата).

Установка и настройка заняла 1 выходной день, обучение учителей и решение организационных вопросов — неделю каникул.

Для установки Moodle взята «голая» виртуальная машина Ubuntu 18.04 с 8 vCPU, 24 ГБ ОЗУ и 2 ТБ места. Изначально установлен только SSH-сервер.

Подробно установка описана тут.
Чтобы не писать sudo перед каждой командой логинимся под root:


Удаляем лишние компоненты:


Ставим apache, mysql и php:


Проходим мастер для защиты mysql:


Ставим остальные пакеты, которые нужны Moodle:


Редактируем часовой пояс в /etc/php/7.2/cli/php.ini и /etc/php/7.2/apache/php.ini (естественно, указываем свой):


Качаем Moodle и распаковываем его в каталог /var/www/html/moodle:


Изначально права на каталог /var/www/html/moodle 0777, но после установки плагинов обязательно поменяем их на 0755:


Создаем каталог /var/www/moodledata, в нем наш Moodle будет хранить все файлы. На каталог /var/www/moodledata выставляем права 0777:


Делаем рестарт apache2 и получаем бесплатный сертификат:


Создаем базу данных, 'pass' меняем на свой сложный пароль:


Теперь можно открыть наш сайт в браузере и пройти мастер установки Moodle. Потребуется указать имя базы данных (moodle), логин (moodleuser) и пароль, который мы придумали на предыдущем шаге.

После установки прописываем запуск cron.php по расписанию:


Тут замечена некоторая неторопливость Moodle, поэтому сразу был установлен Memcached:


Это требуется для безопасности: веб-сервер выполняется от имени www-data, поэтому он не сможет писать в каталог /var/www/html/moodle. Как я уже писал, хранит свои файлы Moodle в отдельном каталоге /var/www/moodledata.

В дальнейшем на время обновления плагинов и тем можно временно менять права на каталог:


Выполнять обновление плагинов и тем через админку moodle и возвращать права:


На этом установка Moodle завершена, приступаем к установке BigBlueButton.

Тема Moove выбрана как самая простая с точки зрения пользователя. На главной странице пользователя встречает большое окно с просьбой ввести логин и пароль, а после логина — список уроков. Заблудиться невозможно.




Конечно, хотелось бы вместо предметов иметь список уроков на сегодня (более привычный формат для школы), но так как на второй день после установки с порталом начали работать учителя, то решили больше ничего не трогать и не менять в навигации.

ОС по рекомендациям разработчика была выбрана Ubuntu 16.04.
Обновляем систему и выставляем часовой пояс:


Включаем ufw и открываем порты, которые будет использовать BBB:


Создаем каталог /var/bigbluebutton/, в нем будут храниться записи вебинаров.
Я для этого каталога использовал отдельный LUN объемом 4 ТБ.


Если она отличается от en_US.UTF-8, то делаем следующее:


Логинимся заново и убеждаемся, что локаль en_US.UTF-8:


Теперь проверяем язык в show-environment. Если он отличается от en_US.UTF-8, то исправляем:

После установки удаляем лишнее:


Moodle будет создавать комнаты BigBlueButton используя API. Получаем ключ API:


Этот URL и ключ мы укажем в настройка модуля Moodle BigBlueButtonBN.

Moodle отправляет очень много уведомлений. Даже если в настройках все выключить, пользователь может для конкретного предмета или урока включить отправку уведомлений на почту и ему будет отправляться письмо по каждому событию.


Первым делом надо прописать в hosts реальный ip и имя сервера:


Удаляем лишние компоненты:


Распаковываем дистрибутив Zimbra и запускаем инсталлятор


Cоглашаемся с лицензионным соглашением и выбираем компоненты для установки.


В конце указываем пароль администратора через оции 7 — 4 — ввод пароля — r — a.
Включаем ufw и открываем порты, которые будет использовать Zimbra:


В конфиге необходимо указать свою почту и имя сервера:


Разрешаем пользователю zimbra запускать certbot:


Добавляем в планировщик автоматическое обновление сертификата:

Так как учеников много, то ящики мы создаем с помощью скрипта. Из таблицы Excel с помощью склеивания значений столбцов выгружается строки создания пользователей и копируются в скрипт.


Скрипт имеет вид:


Скрипт запускается от имени пользователя zimbra.

Для того, чтобы BBB говорил по-русски установим русскую озвучку:


И распаковываем все в /opt/freeswitch/share/freeswitch/sounds.


<X-PRE-PROCESS cmd="set" data="sound_prefix=$$/ru/RU/elena"/>
Презентация, которая по-умолчнию отображается в комнатах лежит по адресу: /var/www/bigbluebutton-default/default.pdf


Некоторые параметры с объяснениями:

Следующие настройки влияют на пользователей со статусом «заблокировано» в конференции



Здесь я сменил качество по-умолчанию на hd и добавил значение скорости, которое будет отображаться пользователю при попытке включить камеру:


Добавил поддержку Яндекс.Браузера, иначе пользователей с таким браузером не пустит в конференцию с ошибкой «Неподдерживаемый браузер»:


После изменения настроек необходимо перезапустить сервер:

Первым делом настраиваем главную страницу: Администрирование — Главная страница — настройки главной страницы. На главной мы отсавили только Объявления, а после входа отображаются Курсы, на которые пользователь записан и Объявления.

Дальше идем в Администрирование — Сервер. Настраиваем Имя техподдержки, Электронная почта техподдержки.

В Opcache management убеждаемся, что кеширование работает.

В Сервер / Электронная почта указываем настройки отправки писем.

В Оценки — Общие настройки «Оценка в баллах по умолчанию» указываем привычные школе «5».
В настройке темы Moove (Внешний вид — Moove) я добавил завершающий код SCSS чтобы работал плагин ATTO:

В настройках главной страницы можно выключить все лишние блоки и рекламу спонсоров, а в настройках нижнего колонтитула указать контакты техподдержки.

В настройках плагинов (Администрирование — Плагины — Обзор плагинов) выбираем Видеоконференция BigBlueButton и указываем URL сервера BigBlueButton и секретный ключ, который мы получали командой bbb-conf --secret.

В настройках аутентификации (Администрирование — Плагины — Аутентификация — Ручная регистрация) запрещаем пользователям менять имя, фамилию, адрес электронной почты и отключаем самостоятельную регистрацию ( в разделе Аутентификация).

Создание пользователей Moodle.

Снова берем табличку с фамилией, именем, классом, генерируем всем пароли (например, с помощью ViPNet Password Generator) и формируем логины и адреса электронной почты. Чтобы не было мучительно больно при использовании паролей в csv и скриптах, удаляем из паролей те, что содержат ' и;


Сохраняем в csv в таком формате:


Кодировка файла должна быть UTF-8, преобразовывать удобно в notepad++.

Открываем Администрирование — Пользователи — Загрузить пользователей. Разделитель ":" Строк предпросмотра «1000». Смотрим на наличие ошибок и если все хорошо — загружаем.

Теперь у нас есть все ученики. Осталось создать учителей и можно создавать уроки.

Открываем Администрирование — Курсы — Управление курсами и категориями. Создаем категорию. Например, «Школа №1».

Назначаем роли категории:


В Управляющих добавляем завучей и директора, в создателей курса всех учителей.
Создаем курс (например, 11 А Информатика ). Находясь в курсе учитель или завуч нажимают «Участники» — «Записать пользователей на курс».


Можно выбрать группу (например, «11 А (2020)»), чтобы записать всех пользователей из класса.
Чтобы добавить элементы в урок включаем режим редактирования и добавляем элемент.


Например, конференцию BigBlueButton. Для запуска конференции нажимаем «Подключиться к сеансу». Видеоурок начался.


За месяц накопился опыт работы в режиме видеоуроков.

  1. Лучше всего для онлайн-обучения использовать недорогие настольные USB-микрофоны типа Fifine K669 или DEXP U700. Чем меньше кнопок на микрофоне, тем лучше.
  2. Учителя старших классов к середине месяца практически перестали пользоваться веб-камерами, так как главное — презентация и голос. Видео отвлекает учеников и не позволяет учителю просыпаться в 8:10 и сразу начинать урок.
  3. За 30 минут онлайн-урока учителя рассказывают намного больше, чем большинство учеников успевают выучить самостоятельно за то же время.

Ставится он так же, как и BBB, только с ключом -g в конце:


Есть защита от срыва уроков (явление, названное zoom bombing): при создании конференции можно включить режим «Требуется одобрение модератора перед подключением». При каждом входе ученика потребуется подтверждение учителя, учитель будет пускать только своих учеников по знакомой фамилии.


Для индивидуальных консультаций был развернут сервер Jitsi, который позволяет быстро создать комнату и поделиться ссылкой, но им так активно не пользуются предпочитая создавать конференции BigBlueButton для каждого ученика на основном портале.

Читайте также: