Как подключить бортовой компьютер на ваз 2108 карбюратор

Обновлено: 02.07.2024

Каждый современный автомобиль оснащен электронным блоком управления и хотя бы элементарной контрольной панелью (исключая совсем винтажные машины и б/у «старичков»). Таким образом, в большинстве автомобильных систем на узлах установлены датчики, помогающие в нужный момент осуществлять впрыск, передавать крутящий момент и поджигать ТВС. Встает вопрос: что представляет собой бортовая система и нужна ли она? А также как осуществляется самостоятельная установка бортового компьютера? Давайте разбираться.

БК – что это и с чем едят

Для начала уточним, что разделяют два типа этих устройств:

Проще говоря, с их помощью водители могут в режиме реального времени мониторить работу всех систем: информация выводится на соответствующий экран. Словом, вы постоянно знаете, что происходит с транспортом и что идет не так. Учитывая, что, как упоминалось выше, сегодня даже на недорогие новые авто ставят неплохие штатные варианты устройства, рассмотрим отечественный автопром и наиболее злободневный по данной теме вопрос: как подсоединить компьютер к ВАЗ.

Польза подключения бортового компьютера (бк)

Мы определили, что суть системы – информация. В частности, вы будете понимать:

  • точный пробег;
  • среднюю скорость;
  • ошибки в работе (выводятся определенные коды);
  • напряжение АКБ;
  • температурные показатели;
  • положение заслонки дросселя;
  • обороты ДВС;
  • расход воздуха и многое другое.

Электронная система как маршрутный компьютер даже покажет, сколько километров вы сможете проехать на имеющемся топливе с учетом других показателей (от стиля вождения до износа комплектующих). Однако, разумеется, не имеет смысла ставить чересчур навороченный агрегат на не самую «продвинутую» модель авто. Чтобы найти подходящий, достаточно обратиться к интернет-форумам автолюбителей. Например, на модель ВАЗ-2114 подойдет прибор с поддержкой программы «ЭБУ ВАЗ2114», что логично. Теперь обратимся непосредственно к процессу установки.

Подключить бортовой компьютер на ВАЗ

Важно учесть особенности как машины, так и комплектующей, чтобы определить посадочное место. На ТС с высокой панелью и европанелью есть специальная ячейка, скрытая заглушкой (для простоты предположим, что это наш случай). Одна из важнейших деталей – так называемая «К-линия», соединяющая ЭБУ с диагностическим оборудованием. Порядок действий следующий:

  • Убираем заглушку.
  • Там «прячется» специальная колодка с контактами – находим ее.
  • Подключаем к ней БК.
  • Находим в упаковке купленного «бортовика» (при условии, что вы купили новый комплект) метровый провод и подсоединяем к контакту № 2, расположенному на «родной» колодке авто.
  • Опираясь на строение колодки настраиваемой электронной системы («евро-2» или «евро-3») подводим этот же провод другим концом к гнезду «М» или «3» соответственно.

В заключение

Как вы могли удостовериться, подключить бортовой компьютер ВАЗ довольно просто. Имея под рукой инструкцию, с задачей справится даже дилетант. Правда, слишком расслабляться тоже не стоит: никому не нужны неверные данные об отсутствующих в действительности ошибках. Поэтому, если не разобрались, как правильно подключать БК к ВАЗ, нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться в СТО к профессионалам, которые сделают это быстро и недорого.

Таких вы найдете на онлайн-платформе Uremont . С помощью интерактивной карты, чата с представителями партнерских техцентров, отзывов и рейтинга клиентов, а также удобной формы заявки вы решите любой автомобильный вопрос быстро и безболезненно.

Высокая панель

Евро-панель (новая)

Схема подключения бортового компьютера ВАЗ 2109

Сигнал с датчика уровня топлива берется с указателя уровня топлива комбинации приборов в соответствии со схемой проводки вашего автомобиля. В случае ВАЗ 2109 провод ДУТ бортового компьютера подключается к проводу розового цвета с красной полосой, подходящему 11 контакту белой 13-ти контактной колодки комбинации приборов.

Разъем диагностики

Если в комплекте с бортовым компьютером идет датчик внешней температуры на длинном проводе, надо сам датчик разместить в левом углу переднего бампера, там меньше всего влияние температуры двигателя на показания датчика. Из салона провод с датчиком можно вывести через отверстие в моторном щите под тросик спидометра, рядом с ним. Если в автомобиле уже есть датчик внешней температуры (Ваз 2115, 2114), датчик из комплекта БК можно использовать для измерения и отображения температуры в салоне, разместив его в кожухе рулевой колонки, или в тоннеле в районе ручника.

Дальнейшие действия по настройке БК смотрите в его руководстве по эксплуатации. Настраиваете и пользуетесь. В моем случае, после установки бортового компьютера я практически перестал пользоваться показаниями комбинации приборов, вся необходимая информация о работе систем автомобиля выведена на дисплей БК. Заметил, что скорость БК показывает точнее штатного спидометра, приводимого тросиком, так как БК считывает скорость с контроллера, который берет эту информацию с датчика скорости системы впрыска.

Экономия бензина - дело, которое сегодня заботит всех, кто связан с производством или эксплуатацией автомобилей. Конструкторы модернизируют их узлы и системы, шинники совершенствуют модели покрышек, химики создают новые сорта моторных топлив и масел. Но, пожалуй, решающим звеном в этой цепи являются водители. Их мастерство, владение приемами экономичной езды и бережное отношение к машине могут дать большой эффект. Имеющиеся данные говорят о том, что лучшие водители в автохозяйствах расходуют на 20- 30% меньше топлива по сравнению с теми, кто ездит неграмотно и нерационально.

Как же помочь водителям в выборе наиболее экономного режима движения? Конечно, важна в этом деле роль технического обучения. Однако, если в распоряжении водителя будет прибор, наглядно показывающий, оптимален ли режим движения в данный момент и что нужно предпринять, чтобы его таким сделать, дело значительно упростится.

Эти приборы - их назвали эконометра-ми - получают все большее распространение за рубежом, готовятся к производству и у нас в стране. Журнал уже писал о практическом опробовании простейшего вакуумного эконометра на автомобиле в условиях городского движения. Результаты теста показали, что езда "по советам" прибора ведет к существенному снижению расхода топлива. Не меньшую пользу он должен принести и при движении по загородным шоссе.

Работа эконометра сводится к измерению величины разрежения во впускном коллекторе двигателя. Оно может осуществляться либо механически, с помощью устройства типа вакуумметра, связанного трубкой с впускным трубопроводом (рис. 1), либо электрическим датчиком разрежения, подающим сигнал на стрелочный указатель.

Величина разрежения на впуске выбрана в качестве ориентирующего показателя потому, что она имеет непосредственную связь с расходом топлива. В качестве примера на графике (рис. 2) показано, как зависит расход топлива и разрежение во впускном коллекторе от скорости движения автомобиля "Моек- . вич-2140". Эти показатели определяли на горизонтальном отрезке автомагистрали при движении с постоянной скоростью на прямой передаче. Заезды проводились на скоростях 40, 50 км/ч и так далее через каждые 10 км/ч.

Из графика видно, что с увеличением скорости расход топлива также увеличивается, причем неравномерно: чем больше скорость, тем интенсивнее становится возрастание расхода топлива. Примерно такой же характер имеет изменение величины разрежения на впуске, с той лишь разницей, что при увеличении скорости (а также, соответственно, нажатия на педаль "газа") разрежение не повышается, а падает. Таким образом его величина может с успехом служить показателем, характеризующим расход топлива в данный момент движения на постоянной скорости. Можно даже так подобрать градуировку шкалы вакуумного измерителя, что он будет показывать непосредственно расход в литрах на 100 километров.

Промышленные модели таких приборов существуют. Однако здесь есть большое неудобство, поскольку на переменных режимах, то есть при разгоне или снижении скорости, показания прибора будут заметно искажаться. Кроме того, абсолютные цифры водителю по большей части просто не нужны: ему удобнее видеть оценочные показания типа "хорошо - плохо". Поэтому остановились на том, чтобы выполнять шкалу эконометра в виде цветных секторов, без цифровых обозначений. Такая шкала, "конечно, меньше отвлекает внимание и достаточно хорошо ориентирует водителя во время управления автомобилем. В самом деле, при помощи графика можно разделить показатели расхода, например, на три части: до 8 л/100 км (хорошо), от 8 до 9,5 л/100 км (допустимо) и свыше 9,5 л/100 км (плохо), а затем сделать на шкале эконометра соответствующие зоны.

Расположение стрелки указателя в одной из этих зон будет давать оценку экономичности режима движения по принятой нами системе - "хорошо", "допустимо", "плохо". По такому принципу и делают шкалы многих элементарных вакуумных эконометров, выпускаемых фирмами "Смите" (Англия), "Жежер" (Франция), ФДО и "Мотометер" (ФРГ), "Ядзаки" (Япония) и другими. Применяют и более простое решение - шкала без секторов, а лишь с обозначением, в какую сторону смещается стрелка при экономичном и неэкономичном режимах. В этом случае водитель начинает эффективно пользоваться прибором только после того, как несколько привыкнет к положению стрелки в разных условиях движения.

При езде на высшей передаче простой вакуумный эконометр достаточно хорошо помогает выбирать экономичный режим движения. Теперь представьте себе такую ситуацию: вы едете на прямой передаче, но дорога тяжелая и приходится двигаться медленно (скажем, 40 км/ч), при этом почти полностью нажимая педаль акселератора. Естественно, стрелка эконометра находится в "плохой" зоне. Стоит ли с точки зрения экономии топлива перейти на понижающую передачу, чтобы ехать с небольшим открытием дросселя? На этот вопрос эконометр ответа не даст - нужно полагаться на собственный опыт.

Такое положение означает, что решение задачи экономичного вождения и при наличии вакуумного прибора в известной мере зависит от мастерства и знаний водителя. Поэтому разрабатывают устройства, помогающие водителю выбирать также и оптимальный момент для переключения передач. Например, эконометр фирмы "Пирбург" (ФРГ), в котором применена дополнительная корректирующая система, связанная с рычагом переключения передач. Есть и другие решения. Но все они ведут к значительному усложнению и повышению стоимости прибора по сравнению с простым вакуумным эконометром. Надо думать, что совершенствование конструкции и технологии изготовления позволит удешевить эти приборы и тем самым содействовать более широкому применению их на автомобилях массового производства.

Рис. 1. Схема соединения вакуумметра с впускным коллектором:
1 — впускной коллектор;
2 — штуцер;
3 — соединительный шланг;
4 — упругая трубка в рабочем механизме вакуумметра;
5 — тяга;
6 — зубчатый сектор исполнительного механизма.

Рис. 2. График, показывающий зависимость между расходом топлива, разрежением во впускном трубопроводе и скоростью установившегося движения.

Бортовой компьютер на карбюраторный двигатель

Во многих случаях владельцы как инжекторных, так и карбюраторных машин по разным причинам стремятся доработать и усовершенствовать свой автомобиль. Если не затрагивать внешний стайлинг, доработки подвески и тюнинг ДВС, среди наиболее популярных решений стоит выделить установку отдельной кнопки запуска двигателя, цифрового датчика температуры, мощной аудиосистемы и современного ГУ, различных подогревов сидений и т.д.

Что касается простых машин с карбюратором, бортовой компьютер для карбюраторных двигателей также является одним из достаточно востребованных решений. В этой статье мы поговорим о том, что дает установка БК на карбюраторный мотор и какой функционал имеют подобные устройства.

Бортовой компьютер на карбюраторный двигатель: основные функции и возможности

Бортовой компьютер БК на карбюратор

Итак, стазу отметим, что бортовой компьютер для карбюратора по понятным причинам будет иметь достаточно скромную функциональность. Дело в том, что авто с карбюратором не имеет электронной системы управления двигателем (ЭСУД), которая фактически является электронным «мозгом» и лежит в основе моторов с инжектором.

Однако и на карбюраторе бортовой компьютер имеет такие функции, как тахометр, вольтметр, термометр, часы. Давайте рассмотрим эти функции более подробно.

  • Наличие БК позволяет просматривать частоту оборотов коленвала двигателя, а также фиксировать возможные сбои по оборотам. Если такие сбои были замечены, это может указывать на неполадки в системе питания, газораспределения или зажигания.
Также во многих устройствах данного типа реализована схема, которая позволяет БК подать звуковой сигнал в том случае, если заданный пользователем порог по оборотам будет превышен. Данная функция полезна как для защиты двигателя от случайного превышения оборотов, так и для того, чтобы ограничить водителя от превышения заданного параметра.
  • Еще одной функцией в арсенале бортовых компьютеров для карбюратора является возможность мониторинга напряжения в бортовой сети автомобиля. Это значит, что можно в любой момент узнать напряжение в сети, а также имеется возможность получить предупредительный звуковой сигнал в том случае, если показатель напряжения выйдет за рамки 10-15.5 В.

Данная функция позволит своевременно выявить различные сбои в ботовой сети, обнаружить падение напряжения, скачки, просадки и т.д.

  • В режиме часов можно просмотреть время, затраченное на поездку. Эта функция также может пригодиться в той или иной ситуации, особенно если по каким-либо причинам необходимо рассчитать средний показатель применительно к тому или иному маршруту.
  • Наличие датчиков температуры позволяет контролировать температуру в салоне и за бортом. Более того, многие устройства способны не только фиксировать и отображать текущие значения, но и проводить их анализ.

Например, если за бортом снижение температуры воздуха достигает показателя около 1 градуса тепла и ниже, тогда БК предупреждает водителя о возможном образовании льда на дороге. Для предупреждения может звучать звуковой сигнал, а также на дисплее загорается соответствующая надпись, отображается пиктограмма и т.д.

  • Также устройство позволяет видеть остаток горючего в бензобаке и способно просчитать средний пробег на таком остатке. К сожалению, возможность определения среднего и моментального расхода топлива отсутствует.
Если же говорить о подсчете количества бензина в баке, БК позволяет получить достаточно точное значение. На многих устройствах данного типа имеется возможность выполнить калибровку по стандартным таблицам. При этом даже в случае того, что базовые таблицы в памяти БК не подходят, водитель имеет возможность создать собственный вариант.

Для этого горючее нужно слить из бака, после чего производится долив по 3 литра. Устройство в это время определяет уровень топлива и вычисляет соответствие с учетом сигнала от датчика уровня топлива в баке.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как установить кнопку запуска двигателя своими руками. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, тонкостях и нюансах самостоятельной установки кнопки старт-стоп на автомобиль для бесключевого запуска ДВС.
  • Еще добавим, что многие БК для карбюраторных двигателей оснащены так называемым октан-корректором. Эта значит, что водитель получает возможность настроить и корректировать УОЗ. Более того, можно адаптировать настройки применительно к моменту запуска ДВС, а также к рабочим режимам.
Наличие такой функции позволяет облегчить запуск мотора благодаря подбору оптимального угла опережения зажигания, который может быть отличным от того, который выставлен для рабочих режимов. При этом угол зажигания в момент запуска подбирает сам водитель (как правило, реализуется смещение в сторону раннего угла).

При этом такой ранний угол будет использоваться только для старта мотора (обороты коленвала не выше средней отметки в 400 об/мин). Далее после успешного запуска начнет работать УОЗ, который был изначально выставлен для рабочих режимов.

Взаимодействие с устройством

Бортовик на карбюраторный мотор

Начнем с того, что в продаже представлены различные варианты. При этом многие из них имеют четырехразрядный цифровой дисплей (зачастую монохромный). Наличие такого дисплея несколько осложняет взаимодействие водителя с БК, так как нужно привыкать к разным сокращениям и пиктограммам.

Если просто, способ отображения информации на таких дисплеях сначала может вызывать некоторые затруднения. Например, «ПР.ОСТ» будет означать, какой пробег предполагается на имеющемся остатке топлива и т.д.

Что касается способов управления устройством, зачастую это происходит при помощи кнопок, которых может быть две или больше (в зависимости от типа, производителя, модели БК и других особенностей). Как правило, при помощи кнопок имеется возможность менять яркость подсветки дисплея, управлять режимами работы, вносить свои коррективы и т.д.

БК обычно реагирует на короткие и длительные нажатия кнопок, что позволяет осуществлять навигацию по условному меню, изменять параметры, заходить в подразделы.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как сделать впрыск воды в двигатель своими руками. Из этой статьи вы узнаете, для чего нужен впрыск воды в мотор, а также как реализовать данную инсталляцию самому.

Отметим, что такая особенность управления также может осложнить взаимодействие с ботовым компьютером, особенно на этапе ознакомления с устройством. По этой причине рекомендуем отдельно изучить инструкцию и всегда иметь мануал под рукой.

Что в итоге

Как видно, установка бортового компьютера на карбюратор позволяет получить несколько полезных функций, а также дает возможность отслеживать важные параметры во время работы ДВС. Также особо следует отметить возможность на многих устройствах данного типа менять УОЗ, чтобы облегчить запуск двигателя.

Не секрет, что для машин с карбюратором проблема затрудненного пуска весьма актуальна, по этой причине «многоискровый» режим во время запуска может быть полезен. При этом уже после старта мотора происходит его автоматическое отключение.

Напоследок добавим, что некоторые БК для карбюраторных авто имеют особые режимы, которые позволяют продолжить движение в случае выхода из строя датчика Холла. Если просто, бортовой компьютер подает на блок зажигания сигнал, который подменяет штатный от датчика. Еще этот режим полезен при необходимости «просушить» свечи и т.д.

Если учесть, что стоимость таких устройств даже с максимально расширенным функционалом находится на вполне приемлемом уровне, то для владельцев «классики» ВАЗ или других моделей поставить бортовой компьютер на карбюратор можно считать вполне оправданным и доступным решением.

Впрыск воды в двигатель своими руками

Что дает впрыск воды в двигатель, принцип работы, основные преимущества и недостатки. Как самостоятельно сделать впрыск воды в мотор, доступные способы.

Кнопка запуска двигателя

Как работает кнопка запуска мотора. Доступные варианты и решения для самостоятельной установки кнопки стартера. Как самому установить кнопку запуска ДВС.

Отключается магнитола при запуске двигателя причины

Почему в автомобиле отключается головное устройство (магнитола) при запуске двигателя. Основные причины отключения автомагнитолы, возможные неисправности.

Чип-бокс

Модуль увеличения мощности дизельного двигателя. Виды чип-боксов, особенности подключения и работы данных блоков. Преимущества и недостатки тюнинг-бокса.

Как снять блокировку запуска двигателя. Проверка случайной активации иммобилайзера и способы отключения. Диагностика возможных неисправностей сигнализации.

Тахометр дизельной Мазда CX-5

Прошивка дизельного ДВС, преимущества и недостатки чип-тюнинга. Негативные последствия чип-тюнинга турбодизельного мотора.

Читайте также: