Как покупать игры для компьютерного клуба

Обновлено: 05.07.2024

Кирилл Савин — о том, как бизнес живёт в эпоху повсеместного доступа к сети.

У меня два высших образования. Первое — медицинское. Я выучился на хирурга, и незадолго до окончания вуза у меня появилась семья. Врачебной зарплаты не хватало, поэтому я стал искать альтернативные источники дохода.

Мне казалось, что я умею рисовать и разбираюсь в компьютерах, поэтому в 1998 году пошёл дизайнером в рекламное агентство. Проработать там долго не получилось — оно загнулось.

После запуска ещё какое-то время поработал там, а потом снова сменил несколько мест — все они так или иначе были связаны с техникой и ИТ. Например, ныне закрывшийся салон сотовой связи «Техмаркет».

После обучения понял, что не смогу больше работать по найму — стало слишком тесно. Так мы с бывшим коллегой из «Техмаркета» решили открыть свой бизнес. Это было в 2005 году.

Салон, в котором мы с ним работали раньше, находился в Домодедово. Когда он закрылся, администрация аэропорта захотела сделать на своей территории интернет-кафе.

У них оставались наши контакты. Администрация связалась с нами и сказала: «Ну что, ребята, надо делать». Мы взяли и сделали.

Тема оказалась бомбической: огромный поток людей, постоянный проходняк, кому в интернет выйти, кому что-то распечатать или сделать ксерокопию — дело требовало много времени и внимания, но шло хорошо.

В то время интернет-кафе по большей части находились в подвалах, где были низкие потолки и отвратительная циркуляция воздуха. Такие кафе посещали в основном маргиналы, а мы с коллегой хотели не этого.

Бизнес начинали с собственного капитала, не было никаких займов. Кроме того, у нас были партнёрские отношения с «Билайном» и «Мегафоном» — они брендировали наши точки, что давало больше возможностей для роста.

Компьютеры на первых точках стояли от IBM, оперативной памяти — 2 Гб, не больше. Для тех времён это было очень хорошо. Я подбирал их по так называемому принципу достаточности: я знал, что для первой Dota или для Counter Strike нужны определённые системные требования. Тогда я пошёл к поставщику, мы собрали подходящий компьютер, протестировали. Всё прекрасно работало, и я купил партию.

Мы никогда не модернизировали и не ставили Mac — они красивые, но неудобные. К тому же людям, которые в основном работают на Windows, будет сложно переключиться на что-то другое. Меня просто не поняли бы клиенты.

В 2006 году популярность «подвальных» клубов упала, но мы тем не менее жили, а не выживали. Были клиенты, были игроки, но в то же время было заметно, что интерес снижается. В то время проходимость составляла 100–150 человек в день.

С другой стороны, конкуренция поубавилась, многие клубы закрылись, и тогда мы начали планомерно окутывать город. Каждый год открывали по точке. Самая старая (не считая интернет-кафе в Домодедово) — это клуб в торговом центре у метро «Молодёжная».

Выручка клуба в то время составляла 300–350 тысяч рублей в месяц, час за компьютером стоил 100 рублей. Потом подняли цены за час до 120 рублей, но выручка одного клуба выросла ненамного. Сейчас она составляет 350–400 тысяч рублей в месяц.

Все точки находились в торговых центрах недалеко от метро «Молодёжная», «Планерная», «Водный стадион», «Свиблово». В 2011 открыли вторую в аэропорту — на этот раз в Шереметьево. На пике у нас было 15 клубов.

За электроэнергию мы платим мало — около 1500–2000 рублей в месяц. Куда больше стоит интернет, на него уходит около 15 тысяч рублей за 15 компьютеров. На точку мы ставим 15–20 штук — как показывает практика, этого хватает.

Всё шло нормально ровно до кризиса. В 2015 году закрыли точки в обоих аэропортах. Причина простая: аренда, которую мы платили в евро, поднялась ровно в два раза и оказалась неподъёмной, а каких-либо уступок от руководства аэропортов мы не получили. А вот кризис 2008 года нас никак не затронул.

Меня часто спрашивают, зачем нам этот бизнес: «Кто вообще к вам ходит?». Для меня ответ прост: люди дома тоже варят кофе, но количество кофеен от этого не уменьшается.

К нам приходят за антуражем, чтобы поиграть без лишних раздражителей. Что интересно, стабильной аудитории, за исключением постоянных посетителей, нет — она меняется от года к году.

В самом начале приходили в основном те, кому нужно было проверить почту. Потом стали появляться офисные клерки, которым на работе закрывали доступ в Facebook и в «Одноклассники» — в те времена не было широкодоступного мобильного интернета.

После пришли те, кому нужен был Skype, а после настало время игроков. Потом была эра мимимишных RPG вроде World of Warcraft, League of Legends.

Затем к нам стали приходить игроки World of Tanks. Было очень много солидных бородатых мужчин, которые брали пиво на соседнем с интернет-кафе фуд-корте и садились играть.

Однажды я подошёл к одному познакомиться, спрашиваю:

— А почему вы дома не играете?

— Да очень просто. Вот у вас есть дети?

— Да, есть.

— И у меня есть. А теперь представьте себе, я приду после работы, налью себе пива и сяду играть. Меня просто не поймут: надо же поиграть с детьми. А мне после работы хочется немного в тишине посидеть.

Этот мужчина, кстати, был продвинутым танкистом: замечательные танки, полно танкового золота. Сидел там, рубился.

Сейчас новая итерация: это и Counter Strike, и Dota, PUBG, Fortnite и так далее. Индустрия постоянно меняется.

Сам я тоже играл. Начинал, как и все айтишники, c Doom. Сейчас я знаю все тренды, но сам не игрок, последний раз играл в Mass Effect 3. У меня нет желания погружаться в виртуальный мир, чтобы попасть в другую реальность.

Но своим детям (у меня три сына) я обязательно ограничиваю игровое время. Максимум час или два в неделю — и то, если они достигнут успехов в учёбе.

Некоторое время назад средний сын играл в разы больше, его затягивал игровой процесс, но перестала «затягивать» жизнь. Сейчас я вижу, что ограничение даёт плоды: сын делает большие успехи в робототехнике и программировании.

Я хочу выйти из этого бизнеса. Одна из причин — это его деструктивное влияние на людей. Я знаю, видел игроманию и не хочу способствовать её развитию.

Как и у всех вещей или явлений, у киберспорта и игр есть две стороны. Первая помогает развивать реакцию, мышление, аналитический ум, в то время как вторая заставляет детей воровать деньги у старших, приходить в компьютерный клуб и подчистую их просаживать.

Иногда к нам приходят родители с просьбами вернуть их деньги. Пару месяцев назад, например, пришёл папа с ревущим сыном лет тринадцати, который просадил четыре с чем-то тысячи. Мы подняли логи, и это оказалось правдой. Деньги вернули — это всё-таки моральная ответственность.

Ещё была неприятная ситуация, когда пришла мама мальчика, что играл у нас, и начала на весь ТЦ кричать и угрожать подать на нас в суд. Меня тогда не было на месте, я приехал. Она стоит напротив меня и ругается: «Вы развращаете моего ребёнка!».

Я пытался ей объяснить, что ни о каком разврате речи быть не может — у нас стоит файрвол, который блокирует нежелательный контент. Помимо наших принципов, за соблюдением норм следит прокуратура, которая раз в год приходит и проверяет всё от и до. Переубедить её в итоге не получилось — даму увела полиция.

Была ещё история, как в одном из наших клубов ночью, когда торговый центр был закрыт, какие-то парни вырвали ломом болты, которыми компьютеры прикручены к столу — это обязательная мера защиты.

Причём они не украли компьютер, а просто вскрыли железо и утащили видеокарту. Краж у нас очень мало: охрана ТЦ не пропускает сомнительных личностей, а украсть что-то в компьютерном клубе в дневное время едва ли возможно.

Бывает, что приходят люди, которые разговаривают через компьютер с богом или пишут письма президенту, причём вслух. Особенно часто такое происходит весной и осенью, когда обостряются все психические заболевания. В таких случаях мы не просим гостя покинуть клуб — к нему подходит администратор и просит быть потише.

Если кто-то заливает клавиатуру, мы не штрафуем. Я не считаю залив чем-то ужасным. Когда такое случается, то гость сам начинает извиняться, переживать, предлагает какие-то деньги.

Нам важнее человеческие взаимоотношения. Мы понимаем, что клавиатура — мембранная, её нужно просушить, и всё — это очень просто. Лояльность путём штрафов не заработаешь.

Если что-то ломается, у нас есть поставщик, который с 2010 года поставляет комплектующие. Апгрейд компьютеров мы проводим не оптовый, а по необходимости. С играми то же самое: ежедневно в каждом клубе утро начинается с обновлений и переустановок.

За всё моё время в бизнесе технически на него оказали влияние две вещи: VR-технология и киберарены. Первые арены появились в районе 2017 года, и для меня эти заведения были удивительны — я не понимал, для чего они нужны.

Долгое время они стояли пустые, туда просто никто не ходил, а потом киберспорт в России внезапно стал популярен. Причём настолько, что даже Тимати, который, кажется, развивается во всех популярных направлениях сразу, открыл Black Star Gaming.

Чемпионат Москвы по Hearthstone от Black Star Gaming, 2017 год Black Star Gaming

Но появление арен на компьютерные клубы не повлияло. На аренах всегда нужно ставить очень дорогую и самую современную технику, которая будет гарантированно долго окупаться.

К тому же срок жизни компьютеров маленький, и то, что сегодня быстро, через год уже считается медленным. Если раньше на апгрейд оборудования мы тратили в районе 6000 рублей в месяц, то сейчас сумма достигает 400–500 тысяч рублей.

С VR другая история. Сама по себе это очень классная тема. Мы проводили эксперимент: поставили два шлема, но спроса на них не было.

Думаю, что, во-первых, причина провала VR в компьютерных клубах кроется в высокой стоимости, которую не все готовы заплатить. Во-вторых, геймерам попросту неудобно играть. Они привыкли использовать клавиатуру, а крутить головой в очках — это тяжело и непривычно.

Кроме того, у меня, например, есть проблемы с вестибулярным аппаратом: меня начинает подташнивать, когда я надеваю очки. Переход из одного мира в другой комфортен не для всех.

Сейчас появилось ещё одно новшество — Google Stadia. Это потоковая платформа — Netflix от игрового мира. Ничего не нужно устанавливать, все игры работают в облаке.

Нам предлагали протестировать платформу, но мы отказались. Люди хорошо идут на то, что им знакомо, и с опасением относятся ко всему новому, поэтому в этом случае риски себя не оправдывают.

Сейчас я постепенно ухожу из бизнеса — половину сети мы уже продали. Покупатели — молодые предприниматели до 30 лет. Они ищут дополнительный источник дохода, который не требует времени на раскрутку и покупают готовый бизнес.

Пятнадцать лет в сфере — это круто. Сейчас я развиваю школу робототехники, а интерес к старому делу стремительно угасает. Я люблю менять мир вокруг себя. Мне нравится создавать новое, вдыхать в него жизнь, но если запал исчез, то ничего хорошего уже не выйдет — надо прощаться.

лицензирование игр

Бурный рост VR индустрии за последние 16 месяцев, сопровождается не менее бурным ростом количества клубов и аттракционов виртуальной реальности. Их формат до боли напоминает компьютерные клубы популярные пару десятков лет назад. Если вы решили открыть клуб виртуальной реальности, эта статья для вас. Я расскажу о тонкостях бизнеса, связанных с лицензированием игр.

Разработчики игр! Это статья будет полезна и вам!

Как лучше всего управлять игровым контентом в клубе, а еще лучше, заставить кого-то делать это за вас?

Я рекомендую обратить внимание на операционные площадки SpringboardVR, Viveport и Steam.

В то время как Springboard нацелен исключительно на коммерческое использование в клубах виртуальной реальности, Steam и Viveport нацелены в основном на домашнее использование в личных целях!


В части тарификации их принципиальные отличия заключаются в подходе к оплате роялти разработчикам игр:

  • Steam продает ежемесячную лицензию
  • Viveport Arcade продает игровое время с почасовой оплатой
  • SpringboardVR осуществляет поминутную тарификацию игры

лицензирование игр

Покупка пользовательской версии игры не предполагает ее коммерческого использования. Для коммерческой лицензии вам понадобится разрешение разработчиков игры.

Остановимся подробнее на принципах лицензирования. Вам точно необходимо знать об том вопросе все, пока вы не окунулись в виртуальный мир.

Лицензирование

Если у вас на примете уже есть игра, которую вы бы хотели добавить в свою библиотеку Steam, не стоит сразу же покупать пользовательскую версию и предлагать ее гостям клуба. Это противоречит Пользовательскому Соглашению. Наказанием за нарушение может стать полная блокировка вашего аккаунта.

Получение разрешения

лицензирование игр

Если вы хотите использовать игру в коммерческих целях, необходимо связаться с разработчиком и уточнить правила лицензии или купить коммерческую лицензию на тех же SpringboardVR, Viveport Arcade и Steam (если таковая имеется).

Важным плюсом личного общения с разработчиками является возможность адаптировать игру для игрового клуба.

Такая версия будет более удобна гостям и будет учитывать особенности эксплуатации в коммерческих целях.

Разработчики игр! Убедитесь, что на вашей странице в Steam, в игре, в социальный сетях указаны ваши контакты, с вами захотят связаться! Кроме того, проверьте Steam, SpringboardVR или Viveport на предмет доступности вашей игры и наличия коммерческой лицензии.

Операционные площадки, такие как SpringboardVR, появившиеся за последние несколько месяцев, являются альтернативным решением.

Они сами связываются с разработчиками игр, устанавливая с ними лицензионные соглашения, а затем ретранслируют эти условия владельцам клубов виртуальной реальности, включая игры в специальную игротеку.

Кроме того, эти площадки позволяют осуществлять бронирование станций и игр, отслеживать игровое время, оповещать о том, сколько необходимо заплатить разработчику, управлять платежами!

Технически операционные площадки Steam и Viveport также предлагают варианты коммерческого лицензирования, но в отличие от других, эти площадки нацелены на домашнее использование.

Операционные площадки использует разные способы начисления лицензионных платежей


Лицензия на Steam

Оплачивается иначе. Игры, имеющие коммерческие лицензии, доступны через Steam Commercial Licensing. См. пример ниже.

лицензирование игр

Важно. Коммерческая лицензия рассчитана на 1 станцию, если в клубе виртуальной реальности 2 станции, то необходимо купить 2 лицензии.

В качестве совета, не просите разработчиков игр помочь отслеживать часы и минуты в игре с аккаунта Steam. В ответ вы не получите ничего, кроме раздражения. Разработчики игр считают, что их дело «пилить» игры, а не заниматься управлением клубами. Для таких задач существуют специализированные операционные площадки. Кроме того, многим разработчикам вообще не нравиться идея поминутной или почасовой тарификации, так как они считают ее менее коммерчески выгодной.

Несмотря на то, что использование лицензии через операционные системы или Steam не предполагает прямого общения с разработчиками игр, краткое письмо разработчику от владельца клуба виртуальной реальности о том, что он использует его лицензию, считается правилом хорошего тона.

Пожизненные лицензии.

Любой разработчик, который получает электронные письма с запросом на пожизненные лицензии, немедленно отправляет их в корзину без ответа.

Такие письма делают вас жадными и глупыми в глазах разработчиков.

Независимо от того, хотите вы, или нет, контакт с разработчиками игр не должен теряться. Это в ваших интересах. Сообщайте о любых отзывах клиентов или же о том, насколько хорошо работает игра.

Разработчики игр любят слышать подобные вещи. Если вы хотите устранить проблему, не молчите, и разработчики быстро все исправят.

Заключение

Если у вас есть вопросы вы можете написать их в блог или по электронной почте.

Клубы виртуальной реальности – это бизнес для развлечений и отдыха. Будьте в курсе событий, не создавайте себе проблем!

как открыть игровой компьютерный клуб

Игровой компьютерный клуб – одно из самых перспективных заведений, которое не теряет популярности уже несколько лет. Он дает возможность отдохнуть от ежедневной рутины, весело провести время с друзьями. В таких заведениях стоят мощные компьютеры, поэтому желающие могут играть даже в самые новые игры. Его открытие имеет некоторые особенности, о которых вы узнаете из этой статьи.

Актуальны ли компьютерные клубы в 2020 году?

Несмотря на наличие у большинства людей минимум одного компьютера, подобные заведения остаются актуальными по сей день. Любители компьютерных игр предпочитают собираться в одном месте, создавая особую атмосферу, отдыхая от рутины. К тому же, собственный ПК не всегда настолько мощный, чтобы можно было играть в современные игры.

Желающих открыть компьютерный клуб привлекает отсутствие сезонности: в летние месяцы наблюдается спад посещений, но он не существенный. В маленьких городах спрос на такие заведения небольшой. В городах с численностью от 500-800 тысяч человек они пользуются большим спросом, а набрать постоянных клиентов не составит труда.

Основная целевая аудитория – школьники/студенты и люди в возрасте 21-30 лет. Другие категории людей тоже будут посещать заведение, но при составлении бизнес-плана компьютерного клуба основной акцент следует делать именно на молодых людей.

Давайте детальнее разберем данную бизнес-идею, ответив на ключевые вопросы:

Как зарегистрировать игровой компьютерный клуб?

Такие заведения не требуют большого количества персонала и многомиллионных инвестиций, поэтому можно регистрировать ИП. Если же планируете привлекать инвесторов и развивать целую сеть, тогда целесообразно регистрироваться в качестве ООО (Общество с ограниченной ответственностью).

Если решили открыть компьютерный клуб с нуля, подготовьте пакет документов:

  • квитанция об оплате госпошлины;
  • учредительный договор;
  • разрешение от Министерства связи;
  • документ от местного отдела полиции (если заведение будет работать круглосуточно);
  • бумаги, подтверждающие соответствие нормам санэпидемстанции.

Желающим открыть игровой компьютерный клуб потребуется выбрать коды ОКВЭД 72.60, 74.84, 93.05. Для ведения бухгалтерского учета можно нанять бухгалтера или воспользоваться помощью сторонних специалистов.

Под вторым вариантом подразумеваются специальные компании, которые ведут бухгалтерию вашего бизнеса удаленно. Например, Мое дело предлагает автоматизированный сервис, персонального бухгалтера и бизнес-ассистента, полноценный бэк-офис с юридическим сопровождением.

Бухгалтеру в штате придется платить от 50 000 рублей в месяц. Компания Мое дело предлагает разнообразные продукты: от 833 руб. за сервис до 12 000 руб. за полноценный бэк-офис и сопровождение профессионального юриста.

Какой потребуется лицензионный софт?

Игровой компьютерный клуб должен содержать только лицензированное программное обеспечение. Оно позволит избежать применения штрафных санкций от соответствующих служб. Если же используется взломанное ПО, велика вероятность получения огромных штрафов и санкций, вплоть до закрытия заведения.

В 2020 году размер штрафа за использование нелицензионного ПО – до 500 000 рублей. Все незаконные программы в дальнейшем нельзя использовать, поэтому владелец игрового компьютерного клуба потеряет огромные денежные средства.

Для открытия игрового компьютерного клуба потребуется следующий лицензионный софт:

  • операционные системы, обеспечивающие работу программам локально и по сети;
  • популярные игры с заранее установленными клиентами;
  • программное обеспечение, контролирующее работу каждого клиента.

Большинство современных игр рассчитаны на операционную систему Windows. Многие до сих пор предпочитают использовать Windows 7, хотя Windows 10 намного удобнее и позволяет работать с рядом современных программ.

При покупке этой версии на 10-20 персональных компьютеров придется заплатить до 50 тысяч рублей. Цена зависит от наличия определенных программ и инструментов для бизнеса. На официальном сайте Microsoft можно воспользоваться специальной утилитой, которая рассчитает конечную стоимость.

Владелец и сотрудники игрового компьютерного клуба обязательно должны следить за популярными играми и программами. Если первыми устанавливать для клиентов новые игры, тогда получится обойти конкурентов.

Есть клиент Steam, который предлагает игры на платной и бесплатной основе. Ниже представлены самые популярные варианты:

После покупки придется скачивать и устанавливать игровой клиент для каждого компьютера. Он не занимает много места, но каждый игрок должен пройти аутентификацию.

Как выбрать место и помещение под игровой компьютерный клуб?

Если владелец компьютерного клуба хочет привлечь внимание игроков, он должен соответствовать определенным требованиям. Например, многие предпочитают играть поздно ночью или рано утром, поэтому нужно предоставить круглосуточный доступ.

Исходя из этого, арендовать помещение на окраине города лучше не стоит, при этом район не должен находиться в центре. Идеально сочетание на перекрестке нескольких районов.

Целевая аудитория – подростки и дети. Основной пик приходится на время от 15:00 до 22:00. Учитывая ЦА, следует особое внимание уделить помещению. Оно обязано соответствовать всем требованиям пожаробезопасности, ведь в таком месте находится много техники.

Насчет проводки все ещё сложнее. Наем специалиста для проверки обойдется в 30 тысяч. К этой сумме смело добавляйте оплату за ежеквартальную работу сотрудника или временного рабочего.

Аренда 50-70 квадратных метров обойдется в 35-40 тысяч рублей. Сумма зависит от города и его особенностей. Оплата за высокоскоростной интернет рассчитывается по выбранному тарифному плану. Провайдерам выгодно работать с такими заведениями, поэтому они часто предоставляют скидки.

Какое нужно купить оборудование?

За основу возьмем игровой компьютерный клуб на 20 мест. Компьютерное оборудование и все необходимое представлено в двух вариантах: единица и общая цена.

Покупка ПК на базе NVIDIA GeForce RTX 2070 с разрешением 2K QHD обойдется в 77 900 рублей, а на весь проект уйдет 1 558 000 рублей. Из мебели придется докупать стулья и столы – 210 000 (по 10 500 каждый).

По мелочи докупаются провода и роутер. Лучше прибегнуть к беспроводным технологиям. Они не требуют усилий и отлично справляются с поставленными задачами. Да и персоналу обслуживать несколько легче. Беспроводная точка доступа с серьезными параметрами стоит от 15 тысяч рублей.

Из второстепенного оборудования понадобится:

  • ксерокс, принтер, сканер (лучше сразу купить МФУ);
  • выносные кабели и хабы для USB носителей;
  • холодильники для продажи напитков или фастфуда;
  • дополнительные программные и аппаратные средства защиты.

Второстепенный список по своей стоимости серьезно разнится. На МФУ для не промышленных масштабов уйдет 2 000. Аксессуары находятся в диапазоне от 100 до 5 000 рублей. Лимонады и энергетики потребуют специальной холодильной установки – 26 000. Последний пункт – видеокамеры (3 500) и софт (500-800), обеспечивающий контроль над обстановкой.

От 5 до 7 миллионов рублей. Сколько стоит открыть собственный компьютерный клуб и прибыльно ли это

— Компьютерные клубы были популярны в нулевых, сейчас у них очередной рассвет. С чем это связано?

— Действительно, клубная индустрия киберспорта переживает настоящий ренессанс. Причин этому несколько.

Естественное желание молодежи к социализации в приемлемых современных условиях. Для ребят 14-25 лет индустрия развлечений не предлагает никаких интересных форматов, кроме, пожалуй, кино. Детские парки развлечений этим ребятам уже не интересны. Формат кальянных, ресторанов пока еще не очень комфортен, а также нужно признать, что для заведений общественного питания они далеко не самая перспективная целевая аудитория. Поэтому чаще всего молодежь собирается на фудкортах ТЦ. В такой ситуации компьютерные клубы стали беспроигрышной альтернативой. Современное пространство, доступ 24/7, единомышленники, мощное железо и новинки компьютерных игр — вот основные причины привлекательности клубов.

Индустрия киберспорта быстро развивается. По подсчетам разных аналитических контор, к концу 2019 года аудитория киберспорта составляла 200 миллионов человек, а к 2022 году показатели могут вырасти до 276 миллионов. Ежегодно прибавляется 10-17 процентов аудитории. Считаю, что в 2020 году аудитория будет районе 10-12 миллионов человек. На этой волне развивается и клубное направление во всем мире.

Системные требования игр постоянно меняются и диктуют высокие требования к железу. Не каждый может позволить себе покупку игрового компьютера домой и тем более его обновления. Минимальная стоимость компьютера составляет 60 000 рублей, а комплексного набора «железа» с периферией уверенно превысила отметку в 100 000 рублей. Клубы не экономят на железе, в обратном случае придется обновлять парк машин каждые 2-3 года. По сути, мы выступаем как еще один шеринг сервис, только наша услуга заключается в предоставлении в аренду игрового оборудования.


— Имеет ли профессиональный киберспорт и киберспортивные клубы связь? Можно ли сейчас стать профи, начиная играть в клубах?

— Киберспорт и киберспортивные клубы имеют самую прямую связь. Все профессиональные игроки в киберспорте вышли из клубов. Клубы — это ключевая точка в карьере любого игрока. Нельзя стать профессионалом, играя на домашнем компьютере. Именно в клубах игроки объединяются в команды, смотрят трансляции, происходит знакомство с культурой киберспорта. Сейчас площадки «упакованы» настолько профессионально, что запросто подойдут для тренировок киберспортивных команд и даже для проведения турниров. К нам в клубы приходили молодые люди, движимые любопытством, становились профессиональными игроками или тренерами, делали успешную карьеру в России и за рубежом. Таких историй очень много.

— Какая аудитория больше всего пользуется услугами клубов?

— В 2019 году мы заказывали исследование портрета целевой аудитории наших клубов, а это свыше 100 тысяч человек. Думаю, ситуация не сильно изменилась.

Так, по этим данным, каждый третий молодой человек до 25 лет вовлечен в индустрию киберспорта. 85% аудитории — это мужчины. Ядро нашей ЦА — люди от 12 до 30 лет, 60% которых являются постоянными посетителями клубов.


— А в какое время обычно люди посещают ваши клубы?

— Этот показатель напрямую связан с локацией конкретного клуба. В клубах, расположенных в ТЦ, традиционно высокая посещаемость наблюдается с обеденного времени до позднего вечера и в выходные. Точки, открытые на улице, обычно на первом этаже зданий и недалеко от образовательных учреждений, заполняются с самого утра.

В спальных районах нет пиковой нагрузки, посещаемость примерно одинаковая в течение дня.

— Что относительно игр? Какие популярнее всего у посетителей?

— Топ-10 игр сейчас такой: Dota 2, Counter-strike: Global Offensive, League of Legends, Overwatch, Starcraft II, PUBG, World of tanks, FIFA, Hearthstone, Call of duty

Новинка Valorant очень активно выходит в лидеры рынка.

— Прибыльно ли держать сеть клубов?

— Прибыльно, индустрия находится на подъеме. Рынок имеет огромный потенциал роста. По данным PwC, российский киберспорт занимает девятое место в мире по объему рынка, прогнозы говорят, что он может подняться в ближайшие годы на четвертое место. Лидерами в этом сегменте остаются Япония, Китай и Великобритания. Рынок киберклубов имеет потенциал развития на перспективу ближайших 10 лет. Для регионов этот показатель еще выше с учетом того, что экспансия крупных сетевых игроков только началась.

Клубы обеспечивают довольно быстрый возврат инвестиций, примерно от 10 до 15 месяцев. На такие показатели довольно сложно выйти с кинотеатром или точкой общепита. Доходность клуба нашего бренда составляет от 40-50% годовых. Открытие клуба не требует опыта в бизнесе, в том случае если, естественно, речь идет о франшизе. Нет рисков, присущих большинству бизнесов, связанных с человеческим фактором или изменением себестоимости продукции. В основе нашего бизнеса качественное железо.


— Сложно ли открыть киберспортивный клуб? Какая сумма денег на старте может потребоваться и какие проблемы могут ждать дальше?

— Рассчитывать надо на то, что оборудование одного игрового места в среднем вам обойдется от 120 000 до 150 000 рублей. Из них стоимость системного блока составит 100 000 рублей, игрового монитора — 25 000 рублей, периферии — 25 000 — 35 000 рублей. В общем, самостоятельное открытие клуба минимум на 40 компьютеров обойдется в 6 –7 миллионов рублей, ценник от 5 миллионов появится, если открывать клуб при поддержке франшиз.

Сложно начинать новый бизнес в одиночку. Тем более сейчас, когда самостоятельные клубы начинают испытывать давление сетевых игроков. В случае открытия клуба по франшизе вы сразу получаете все необходимое для ведения бизнеса. Перед открытием клуба мы даже выезжаем на место, чтобы провести аудит помещений на конкретной территории. Дальнейшее зависит от вас. Если вы хотите быть частью большой команды, прислушиваетесь к нашим рекомендациям, находитесь в диалоге с управляющей командой, то избежите ошибок, которые совершают новички в бизнесе.

Особенных сложностей с развитием бизнеса у наших франчайзи не возникает. Некоторые совмещают управление 1-3 клубами с основной работой или другим бизнесом. Здесь не нужно большого числа обслуживающего персонала, закупки продуктов, нет воровства и других проблем, которыми сопровождается ведение бизнеса во многих других сферах.

— Продолжит ли сеть расширяться дальше или придется уменьшить количество точек после самоизоляции?

— Однозначно мы будем наращивать число клубов, ни о каком закрытии речь не идет. На данный момент сеть COLIZEUM объединяет 71 точку, еще 60 находятся в процессе запуска. Из них сразу после снятия карантина будут готовы открыть свои двери для посетителей как минимум 10 новых клубов. До конца года мы должны преодолеть отметку в 100 открытых арен.

Моя цель — открыть клуб в каждом регионе РФ и выйти на международный рынок — в США, Казахстан, Украину, Литву.


— Как вообще жила сеть в этот непростой период, когда за помещения платить нужно, а дохода от основной деятельности не было?

— За время карантина никто из наших франчайзи не закрыл бизнес. Мы платим небольшую арендную плату, в этом специфика модели нашего развития. Франчайзи, которые не смогли договориться о замораживании арендной платы за время карантина, понесли убытки. Но это несущественные убытки. Поэтому закрываться никто не собирается, все настроены отбить недополученную прибыль.

— Что относительно прогнозов? Скоро ли ждать возвращения геймеров в клубы?

— Порядка 20 клубов за последние 2 недели возобновило свою работу по всей стране, открыто 2 новых клуба. У нас соцсети разрываются от вопросов, когда откроются клубы в том или ином городе. Геймеры готовы вернуться, теперь все зависит от того, как будут сниматься ограничения в разных городах присутствия сети.

Ситуация сейчас отличается от одного региона к другому. Например, в Тюмени, Владивостоке, Пятигорске клубы забиты битком. В Москве и Подмосковье точки только начинают открываться и поток посетителей не вернулся к привычным докарантинным значениям.

Читайте также: