Как пользоваться компьютером на скании

Обновлено: 07.07.2024

Scania – это одна из наиболее распространенных во всем мире марок грузовых авто, которые пользуются огромной популярностью благодаря высокой надежности, превосходным техническим и эксплуатационным характеристикам, должному уровню комфорта кабины, хорошей ремонтопригодности и прочим преимуществам.

Интересен тот факт, что на своих грузовиках известный шведский производитель никогда не использует двухдисковое сцепление – даже на тяжелых самосвалах устанавливают однодисковое.

  1. Отличие «Оптикруза» от классического «автомата»
  2. Преимущества системы управления Scania Opticruise
  3. Scania Opticruise с педалью сцепления
  4. Scania Opticruise без педали сцепления
  5. Дополнительные функции системы
  6. Видео "Коробка Opticruise на Скании. Управление"

Революционной разработкой компании в свое время стала автоматизированная трансмиссия Scania Opticruise. О том, что она собой представляет и чем отличается от других аналогичных решений, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале.

Отличие «Оптикруза» от классического «автомата»

Решение, ставшее ремой нашей беседы – это не автоматическая КП в привычном ее понимании, а усиленная «механика» с роботизированным блоком переключения передач, помимо всего прочего позволяющая менять скорость движения вручную, когда возникнет такая необходимость.

Система «Скания Оптикруз» переключает передачи автоматически, тщательно выбирая момент, согласовывая его с характеристиками мотора и трансмиссии. Это обеспечивает возможность экономии топлива, повышает комфорт езды, упрощает процесс управления транспортным средством и снижает усталость водителя.

Благодаря «Оптикруз» возможности силовой установки и коробки передач тягача используются по полной, ведь по своей сути система идеально согласуется с оборотами мотора, скорости переключаются плавно и гладко в любой ситуации.

Установка Opticruise является гарантией стабильной производительности и продолжительного срока эксплуатации трансмиссии.

Отличием коробки «Оптикруз Скания» от обычного «автомата», если говорить о внешних характеристиках, является более короткий рычаг переключения и наличие на нем всего четырех положений:

  • задний ход;
  • нейтральная передача;
  • автомат;
  • ручное управление.

Как пользоваться «Скания Оптикруз»? По заверениям водителей, имевших возможность ее «обкатать» - очень и очень просто! Опишем механизм действия на примере «Скания» КПП Оптикруз с педалью сцепления (забегая немного вперед, отметим, что существует две разновидности инновационной трансмиссии – со сцеплением и без оного).

 Scania Opticruise

Итак, необходимо выжать сцепление, затем переместить рычаг в положение «автомат», плавно отпустить педаль сцепления – машина медленно начинает движение, а на панели управления загорается цифра 1.

На этом задача водителя выполнена – дальнейшее переключение передач происходит автоматически при активном участии мотора. Если педаль акселератора нажата, двигатель, набрав 1,5 тыс. об. в минуту, снижает их, а на приборной панели загорается цифра 2.

Это значит, что система автоматически переключила скорость движения, а «умный» мотор вновь начал «раскручиваться» до следующего переключения. Создается впечатление, что присутствие оператора в кабине вовсе не обязательно…

Благодаря слаженной работе системы управления переключением передач и электроники, регулирующей работу силовой установки, отпала необходимость использования в трансмиссии синхронизаторов - скорости шестерен управляются мотором.

Но это означает, что синхронизаторов нет – внутри КП они присутствуют – на случай, если откажет электроника. Тогда передачи придется переключать водителю в ручном режиме, как он это привык делать в старой доброй МКП – каждый раз выжимая сцепление и двигая рычаг вправо/влево, вперед/назад.

 Scania Opticruise

Кроме рычага система снабжена тумблером, позволяющим менять характер переключения скоростей во время движения по холмистой местности, если угол подъема составляет больше 5 процентов. Если нажать на тумблер, идя на подъем, система будет переключать передачи, не снижая количество оборотов силового агрегата.

Фактически Opticruise представляет собой систему автоматического изменения передачи для МКП, при которой педаль сцепления привлекается только в момент старта (трогаясь с места), остановки и при маневрировании на предельно низкой скорости движения. В этом и кроется ее ключевое отличие от «автомата».

Преимущества системы управления Scania Opticruise

Говоря о плюсах «навороченной» системы и об оправданности ее установки, стоит привести в качестве примера практичных и расчетливых немцев. Статистика свидетельствует о том, что в автохозяйствах Германии «оптикруз» установлен на более чем 20 процентах всех работающих грузовиков 4 поколения машин отданного производителя.

В числе неоспоримых плюсов инновационной разработки шведских автопроизводителей необходимо отметить следующее:

  • Снижается утомляемость водителя.
  • Повышается уровень безопасности дорожного движения.
  • Заметно экономится топливо.
  • Продлевается срок службы тормозных колодок.

Scania Opticruise с педалью сцепления

Система разработана преимущественно для сложных условий эксплуатации, устанавливается обычно на лесовозы и прочую спецтехнику, призванную выдерживать высокие нагрузки. Она включает такие режимы:

  • Автоматический (А).
  • Ручной (М).
  • Повышенной мощности (AP/MP).
  • Работа в условиях бездорожья (автоматический и ручной) (AO/MO).
  • Нейтралка (N).
  • Движение задним ходом (R).

Scania Opticruise без педали сцепления

Scania Opticruise

«Оптикруз» могут оборудовать приводом сцепления на электрогидравлике, благодаря чему исключается необходимость использования педали сцепления.

Поставляется такая система в совокупности с дополнительной опцией Hill Holder – так называемый «держатель на подъеме». Он предотвращает риск движения машины вверх, если на подъеме водитель отпустил ручник и убрал ногу с педали тормоза.

Примечательно то, что опция способна держать авто не дольше 3 секунд, в это время активизируется звуковой сигнал, а на мониторе появляется соответствующая надпись. Система Opticruise без сцепления стоит дороже, чем ее аналог со сцеплением.

Дополнительные функции системы

Помимо описанных выше возможностей «Оптикруз» оснащается и другими, весьма полезными для водителя функциями. В частности, существует режим Power, обеспечивающий автомобилю более активный разгон – силовой агрегат при его активизации раскручивается до максимальных оборотов.

Заслуживает внимания и функция маневрирования. Включается она путем надавливания и удержания в течение секунды рычага «От себя». На дисплее после этого появится буква М, а коробка, работающая в автоматическом режиме, будет включать только половинки передач, если можно так выразиться.

Важно отметить, что когда авто достигнет седьмой скорости движения, система самостоятельно вернется в свой обычный режим работы, а литера М на дисплее исчезнет.

Scania Opticruise

На случай пробуксовки колес предусмотрен режим раскачки – он включается автоматически, с учетом дорожной ситуации.

Стоит затронуть и столь полезную функцию системы, как управление тормозами ТС. Она самостоятельно включает гидравлический тормоз, который встроен в трансмиссию, если воздействие на соответствующую педаль будет слишком настойчивым, и даже прибавит сюда действие моторного тормоза, только потом отправив команду о включении штатных тормозов.

Все эти меры в совокупности продлевают продолжительность использования тормозных колодок и уменьшают износ штатной тормозной системы.

Заключение

Scania Opticruise стала в свое время революционной разработкой, позволив в общем и целом повысить комфорт и безопасность езды для водителей большегрузов, упростить управление транспортным средством, а также увеличить ресурс многих систем и деталей грузового авто.

Автозапчасти и автоХитрости

Техническая информация относится к грузовым автомобилям серии 4.

Имели место случаи, когда бортовой компьютер во время вождения выдавал неправильные значения расхода топлива.

В режиме холостого хода в положении л/ч показывается правильная величина, однако при вождении в положении л/100 км или км/л показывается 0,0.

Имели место также случаи, когда счётчик расхода топлива показывал неправильные значения при движении на подъёме. Величина 150 л/100 км выводилась независимо от скорости автомобиля и частоты вращения коленвала. Это объясняется тем, что максимальное значение было ограничено величиной 150 л/100 км.

Некоторые бортовые компьютеры, имеющие счётчик поездка/сумма, показывают 65 536 км вместо

правильной величины. Это происхоит по причине ограниченной ёмкости запоминающего устройства.

Устранение неисправности в условиях эксплуатации

Для восстановления правильной работы бортового компьютера требуется сбрасывать его показание до нуля всякий раз до достижения им суммарной величины 65 536 км.

1. Выберите меню Накопленные, суммарные бортовые данные

2. Удерживайте кнопку RESET (сброс) в нажатом положении в течение двух секунд.

3. Первая цифра мигает. Сейчас надо ввести код PIN в следующем порядке:

Продолжайте таким же образом до задания полного кода PIN. После получения последней цифры

4. Бортовые данные будут сброшены до нуля, если задан правильный код PIN, и бортовой компьютер

автоматически перейдёт на окно Топливо в меню Мгновенные бортовые данные. Если будет задан

неправильный код PIN, бортовой компьютер автоматически возвратится на окно Расстояние в

меню Накопленные, суммарные бортовые данные, а информация будет по-прежнему оставаться в ЗУ.

Внимание! Для того чтобы было возможно стереть накопленные, суммарные бортовые данные требуется иметь доступ к коду PIN. Этот код состоит из четырёх цифр и при поставке представляет собой 0000. Если неправильный код PIN будет введён три раза подряд или если у Вас нет своего


Как работает система

Система Scania FMS

Информация об автомобиле, координаты GPS и данные с датчиков бортового компьютера регулярно пересылаются через GSM сети мобильной связи на серверы Scania. Scania использует одного глобального поставщика мобильной связи Telenor, который имеет роуминговые соглашения во всем мире. Клиент не платит за роуминг, где бы не находились его автомобили – цена за использование мобильной связи зафиксирована и входит в стоимость пакета доступа. Все данные попадают на сереверы Scania, где они хранятся, анализируются, а потом пересылаются на FMP (Fleet Management Portal). Через любой, подключенный к интернету компьютер, клиент получает доступ к FMP и известный только ему пароль.

С помощью индикаторных стрелочек зеленого и красного цвета, можно отслеживать тенденции в улучшении или ухудшении тех или иных показателей по каждому из автомобилей отдельно.

Пакет «Анализ» – предоставляет доступ к порталу FMP, то есть вся необходимая информация доступна всегда, независимо от места и времени при наличии интернет-связи. Кроме доступа к детальной информации об автопарке, можно сравнивать между собой показатели грузовиков и водителей, а также экспортировать любые данные в формат Excel.
• Включает в себя все функции пакета «Мониторинг».
• Целый ряд графиков, отчетов, таблиц и данных о параметрах автомобиля: расход топлива, расход топлива в каждом режиме работы двигателя (например, при включенной коробке отбора мощности), время работы двигателя на холостом ходу, в режиме движения, количество выбросов, стиль вождения (резкое торможение или ускорение), т.д. Эти данные могут быть очень полезными, когда возникает вопрос в оптимизации затрат на топливо или улучшении водительских навыков, что поможет оптимизировать сервисные затраты.
• Календарь планирования прохождения сервисного обслуживания. Клиент сам принимает решение, когда система должно оповестить его о необходимости прохождения автомобилем ТО.
• Отчет по отклонению от норм. Для любого показателя есть возможность задать желаемое значение и следить за тем кто, почему и насколько отклоняется от желаемых значений.
• Отчет о продуктивности вождения. Следите за тем, насколько эффективно эксплуатируется автопарк. Возможность просматривать все отчеты по водителю или грузовику за определенный, период времени.

Так выглядит один из отчетов системы Scania FMS на примере компании «Транс-Логистик»:

Какие приемы экономичного вождения наиболее эффективны? Сем Кизилкая (Cem Kizilkaya), один из самых опытных водителей-инструкторов Scania, предложил верный способ, позволяющий уменьшить расход топлива.


Сем Кизилкая за рулем всю сознательную жизнь. От таксиста и водителя автобуса Сем дорос до инструктора и водителя грузовика: он побывал за рулем всех видов коммерческих автомобилей, которые только можно придумать.

Благодаря огромному багажу знаний он получил должность начальника службы эксплуатации и водителя-инструктора во внутренней автотранспортной компании Scania — Scania Transport Laboratory.

Scania Transport Laboratory входит в структуру научно-исследовательского подразделения Scania. Компания служит в качестве испытательной базы, где происходит тестирование новых технологий и способов вождения, направленных на повышение эффективности перевозок.

Благодаря таким мастерам, как Кизилкая, за шесть лет работы специалисты лаборатории добились впечатляющих результатов: существенное снижение топливных затрат и сокращение собственных выбросов углекислого газа на 50 %.

В чем же состоит секрет экономичного вождения? Вот несколько отличных советов от Сема Кизилкая:

Проверьте развал и схождение колес

Многие люди не понимают, насколько важно проверять углы установки колес и положение осей на грузовике и прицепе. Плохая регулировка приводит к дополнительному расходу топлива и преждевременному износу шин. Также увеличивается нагрузка на ось, что приводит к износу шин.


Итак, мой первый совет: необходимо регулярно выполнять проверку углов установки колес на ваших грузовиках и прицепах. Это продлит срок службы деталей и поможет вам меньше расходовать топливо.

Не стоит «прокачивать» автомобиль

Существуют ситуации, когда дополнительные огни приходятся весьма кстати, но в большинстве случаев они становятся просто ненужным украшением.

Помните, что каждый дополнительный установленный на грузовик компонент — элементы освещения, проблесковые маячки, дополнительные бампера и т. п. — увеличивают аэродинамическое сопротивление. Например, дополнительные фонари повышают расход топлива на 2 %.

Все модели грузовой техники Scania рассчитаны на минимальное сопротивление. Поэтому я советую не устанавливать ненужные аксессуары. Откажитесь от наворотов и сэкономьте топливо!

Проверьте шины


Правильные ли шины установлены на вашем грузовике? Давление в шинах соответствует требованиям? Превосходно, эти две простые вещи обеспечат долговечную эксплуатацию шин.

Очень часто водители не следят за давлением в шинах: оно может быть не скорректировано или не подходить для выполнения определенной задачи.

Таким образом, необходимо проверять этот параметр минимум один раз в неделю. Регулярно отлеживайте показания электронной системы контроля давления в шинах (TPM), индикатор которой установлен в кабине. В итоге вы сбережете топливо и уменьшите износ шин, а ваш автомобиль еще долго будет служить вам верой и правдой.

Используйте движение накатом как можно чаще


Как может водитель максимально эффективно расходовать топливо в холмистой местности?

Достигнув вершины подъема, я отключаю круиз-контроль. Я также отпускаю педаль газа. После этого я с наслаждением свободно качусь вниз, не тратя ни капли топлива.

Хороший прием для дальнобойщиков — во время каждого рейса постараться двигаться по инерции как минимум 20 % пути. На самом деле именно к такому показателю стремимся мы в Scania в ежедневных грузоперевозках.

Поэтому принимай вызов и попытайся обойти нас!

Планируйте будущее

Прогнозирование дорожной обстановки — ключ к успешному экологичному вождению. Если вы будете просчитывать дорожную ситуацию, то сможете уменьшить расход топлива.

Когда я подъезжаю к перекрестку с круговым движением, то пытаюсь предугадать поведение автомобиля, который едет впереди меня. Я сбрасываю скорость, использую инерцию и проезжаю перекресток.

При приближении к светофору с красным сигналом я применяю ту же схему. Я двигаюсь по инерции с малой скоростью. Я стараюсь все просчитывать правильно и проезжаю, как раз когда загорается зеленый сигнал, не нажимая на тормоз или газ.

Проходите необходимое техническое обслуживание

Мечтаете, чтобы ваш автомобиль оставался на ходу? Вы хотите достичь 99,8 % коэффициента непрерывной эксплуатации, как это удалось Scania Transport Laboratory?

Тогда ваш путь лежит в мастерскую. Регулярное техническое обслуживание у механиков Scania сохранит автомобиль в идеальном состоянии. Вы будете уверены, что ваш грузовик работает исправно, и вам не придется платить за дополнительный ремонт.

Все это также позволяет экономить топливо, снижать количество выбросов и уменьшать износ запчастей.

Держитесь ближе к идущему впереди автомобилю для снижения сопротивления ветра


Грузовики, используемые компанией Scania в перевозках, зачастую перемещаются группами или колоннами. Дистанция между автопоездами составляет примерно 70 метров. Применение такой техники движения позволило нам снизить расход топлива как минимум на 5 %.

Если вы движетесь не в составе автоколонны, вы по-прежнему можете экономить топливо, держась ближе к грузовику впереди вас. Даже на расстоянии в 100 метров вы получите преимущество в результате меньшего сопротивления воздуха.

Просто не забывайте сохранять безопасную, установленную правилами дистанцию.

Используйте подогреватель двигателя

Ваш грузовик оснащен электрическим подогревателем двигателя, и когда на улице холодно, его применение наилучшим образом подготовит транспортное средство к поездке.

Если вы выезжаете с собственного заднего двора или со стоянки, оборудованной линией электропитания, просто воткните удлинитель в электрический разъем. Вы прогреете двигатель безопасным для природы способом.

Ваш грузовик тоже это оценит. Кроме того, прогретый двигатель позволяет уменьшать выбросы с самого начала любой работы.

Регулярно проверяйте тормоза

Если вы часто используете моторный тормоз-замедлитель, возможно, тормозная система прицепа используется недостаточно часто. Это может привести к запаздыванию или защемлению тормозов.

Запаздывание тормозов, разумеется, обусловит заметное увеличение расхода топлива. Поэтому вы должны регулярно проверять тормозную систему грузовика и прицепа. Мой совет — выполняйте такую проверку хотя бы раз в год во время планового технического обслуживания.

Избегайте движения на холостом ходу

Существует много мифов относительно движения на холостом ходу. Некоторые водители думают, что это лучший способ прогреть двигатель. Другие считают, что это положительно сказывается на работе турбокомпрессора.

Но в большинстве случаев движение на холостом ходу совершенно излишне. Единственное, что оно дает, это чрезмерная трата топлива и повышенное загрязнение окружающей среды.

Моя рекомендация состоит в том, чтобы выключать двигатель, когда предоставляется такая возможность. Если вы останавливаетесь дольше, чем на 20 секунд, вам нужно заглушить двигатель. Вы сэкономите не только топливо, но и деньги.

Сбрасывайте скорость с 90 до 80 км/ч

Прежде чем обгонять впереди идущий грузовик, подумайте дважды. Вместо того чтобы разгоняться до 90 км/ч, целесообразнее сохранить скорость на 80 км/ч.

Это осчастливит вашего босса. Так вы снизите расходы компании на топливо на 10 %, вы уменьшите риск аварий со смертельным исходом на 40 % и сохраните в целости запчасти вашего автомобиля.

Учтите: движение на скорости 80 км/ч вместо 90 км/ч увеличивает продолжительность поездки всего на 1 %. Без сомнения, выбор очевиден: снизьте скорость до 80 км/ч.

Выбирайте правильные аксессуары

Каждая мелочь важна, когда речь идет об экономичном вождении. Установка боковых юбок уменьшает сопротивление воздуха автомобиля — и потребление топлива.

А еще лучше, если вы установите воздушные дефлекторы по бокам кабины. Вы снизите расход топлива на дополнительные 5 %.

Вы также должны убедиться в том, что боковые шторки тентованного фургона натянуты должным образом. И не забудьте затянуть фиксирующие скобы и подвернуть свободные концы.

Соревнуйтесь с другими водителями

Scania Fuel Masters Europe — это интерактивное соревнование, участники которого сравнивают свои самые экономные поездки с результатами других водителей с помощью мобильного телефона.

Читайте также: