Как посмотреть файлы ветки git

Обновлено: 01.07.2024

Теперь, когда вы уже попробовали создавать, объединять и удалять ветки, пора познакомиться с некоторыми инструментами для управления ветками, которые вам пригодятся, когда вы начнёте использовать ветки постоянно.

Команда git branch делает несколько больше, чем просто создаёт и удаляет ветки. При запуске без параметров, вы получите простой список имеющихся у вас веток:

Обратите внимание на символ * , стоящий перед веткой master : он указывает на ветку, на которой вы находитесь в настоящий момент (т. е. ветку, на которую указывает HEAD ). Это означает, что если вы сейчас сделаете коммит, ветка master переместится вперёд в соответствии с вашими последними изменениями. Чтобы посмотреть последний коммит на каждой из веток, выполните команду git branch -v :

Опции --merged и --no-merged могут отфильтровать этот список для вывода только тех веток, которые слиты или ещё не слиты в текущую ветку. Чтобы посмотреть те ветки, которые вы уже слили с текущей, можете выполнить команду git branch --merged :

Ветка iss53 присутствует в этом списке потому что вы ранее слили её в master . Те ветки из этого списка, перед которыми нет символа * , можно смело удалять командой git branch -d ; наработки из этих веток уже включены в другую ветку, так что ничего не потеряется.

Чтобы увидеть все ветки, содержащие наработки, которые вы пока ещё не слили в текущую ветку, выполните команду git branch --no-merged :

Вы увидите оставшуюся ветку. Так как она содержит ещё не слитые наработки, попытка удалить её командой git branch -d приведёт к ошибке:

Если вы действительно хотите удалить ветку вместе со всеми наработками, используйте опцию -D , как указано в подсказке.

Если в качестве аргумента не указан коммит или ветка, то опции --merged и --no-merged покажут что уже слито или не слито с вашей текущей веткой соответственно.

Вы всегда можете указать дополнительный аргумент для вывода той же информации, но относительно указанной ветки предварительно не извлекая и не переходя на неё.

Переименование ветки

Не переименовывайте ветки, которые всё ещё используются другими участниками. Не переименовывайте ветку в master/main/mainline, не прочитав раздел «Изменение имени главной ветки».

Предположим, у вас есть ветка с именем bad-branch-name , и вы хотите изменить её на corrected-branch-name , сохранив при этом всю историю. Вместе с этим, вы также хотите изменить имя ветки на удалённом сервере (GitHub, GitLab или другой сервер). Как это сделать?

Переименуйте ветку локально с помощью команды git branch --move :

Ветка bad-branch-name будет переименована в corrected-branch-name , но это изменение пока только локальное. Чтобы все остальные увидели исправленную ветку в удалённом репозитории, отправьте её туда:

Теперь проверим, где мы сейчас находимся:

Обратите внимание, что текущая ветка corrected-branch-name , которая также присутствует и на удалённом сервере. Однако, старая ветка всё ещё по-прежнему там, но её можно удалить с помощью команды:

Теперь старое имя ветки полностью заменено исправленным.

Изменение имени главной ветки

Изменение имени ветки, например master/main/mainline/default, сломает интеграции, службы, вспомогательные утилиты и скрипты сборки, которые использует ваш репозиторий. Прежде чем сделать это, обязательно проконсультируйтесь с коллегами. Также убедитесь, что вы выполнили тщательный поиск в своём репозитории и обновили все ссылки на старое имя ветки в вашем коде или скриптах.

Переименуйте локальную ветку master в main с помощью следующей команды:

После этого, локальной ветки master больше не существует, потому что она была переименована в ветку main .

В итоге, состояние репозитория становится следующим:

Ваша локальная ветка master исчезла, так как она заменена веткой main . Ветка main доступна в удалённом репозитории. Старая ветка master всё ещё присутствует в удалённом репозитории. Остальные участники будут продолжать использовать ветку master в качестве основы для своей работы, пока вы не совершите ряд дополнительных действий.

Теперь, для завершения перехода на новую ветку перед вами стоят следующие задачи:

Все проекты, которые зависят от текущего, должны будут обновить свой код и/или конфигурацию.

Обновите конфигурацию всех запускаемых тестов.

Исправьте скрипты сборки и публикации артефактов.

Поправьте настройки репозитория на сервере: задайте новую ветку по умолчанию, обновите правила слияния, а также прочие настройки, которые зависят от имени веток.

Обновите документацию, исправив ссылки, указывающие на старую ветку.

Слейте или отмените запросы на слияние изменений, нацеленные на старую ветку.

После того, как вы выполнили все эти задачи и уверены, что ветка main работает так же, как ветка master , вы можете удалить ветку master :

Git очень удобная система контроля версий, которая сейчас используется практические повсеместно. Она нужна для того, чтобы команды могли кооперироваться в создании программного продукта и совмещать код написанный разными людьми в одном репозитории.

Когда я учил Git мне говорили, что в работе мне понадобятся всего 3 команды:

Правда, по сути мне немного слукавили, нужен был ещё как минимум:

Однако, на этом все мои теоретические знания по Git заканчивались и достаточно долгое время я пользовался только этими командами, покуда в один момент не начал работать над веб-приложениями, над которыми со мной работали ещё несколько человек.

Там мне объяснили какие команды также нужны в разработке, зачем они используются и как часто они используются. Сегодня я решил поделиться этими командами с вами.

Основная терминология

отслеживаемые файлы - когда файл добавляется в отслеживание Git'а создается специальный кэш, благодаря которому можно будет откатываться к предыдущим версиям файла

неотслеживаемые файлы - когда файл не добавляется в отслеживание Git'а его кэш не хранится в Git'е, а значит откат на предыдущие версии не работает для таких файлов

коммит - специальное название сохранения версии. Таким образом мы называем все изменения в файлах одним именем и сможем перемещаться между коммитами

откат - переход на предыдущий коммит и отмена изменений с текущего коммита до того, на который мы хотим вернуться

пуш - отправка изменений на удаленный репозиторий (в Github, Gitlab, BitBucket)

фетч - скачивание изменений из репозитория

ветка - ветки создают, когда нужно несколько активных вариантов разработки. В основном их используют для того, чтобы быстро разработать некоторый функционал, а потом слить ветки в одну

мердж - слитие веток в одну

Работа с Git

Прежде всего нам понадобятся команды для работы с файлами. Знать add конечно хорошо, но нужно иногда и удалять что-то из кэшируемых файлов или изменять поведение Git для определенных файлов. Сегодня я разберу некоторые команды, которые позволят вам манипулировать с файлами, ветками, коммитами в Git.

init

Данная команда инициализирует систему контроля версий. Для того чтобы создать новый репозиторий достаточно просто ввести:

clone

Данная команда нужна для того, чтобы клонировать репозиторий из облака. Можно клонировать репозитории из Github, Gitlab, BitBucket и других сервисов. Для того чтобы склонировать репозиторий нужно ввести:

add

Данная команда понадобится вам, когда вам нужно добавить файл для кэширования. Давайте разберёмся как это работает:

Вы изменяете файлы, можете изменять достаточно много файлов, задачи изменения которых вообще никак не связаны

Вы решаете "закоммитить" ваши файлы (сделать сохранение версии, для того чтобы Git запомнил все ваши изменения в файлах и как-то назвал их, для этого есть отдельная команда git commit )

Вы также можете добавить файлы, которые ранее не отслеживались, для того чтобы Git занёс их в свою систему хранения версий и вы могли откатываться на какую-то из версий файла

Обычно с самого начала все разработчики делают коммит (сохранение версии) с названием init , занося все файлы в систему отслеживания. Делается это с помощью простой последовательности команд:

Проделав данный алгоритм, состоящий из двух команд вы занесёте все файлы из вашего проекта в систему контроля версий Git.

Но, что если вам не хочется вносить все файлы? Тогда вы может использовать следующий синтаксис:

Так, хорошо, но что если нам нужно занести весь проект в систему отслеживания, однако есть пару директорий, которые мы не хотим заносить (например, node_modules или out )? Для этого мы можем создать файл .gitignore , в котором будут прописаны пути до файлов и директорий, которые Git должен игнорировать:

В данном случае Git будет игнорировать директорию node_modules , out и файл one_file.tsx

Также мы можем сделать так, чтобы Git искал некоторые названия в дочерних директориях и игнорировал их:

Данный пример говорит о том, что Git будет игнорировать директорию node_modules , которая будет находится в любой дочерней директории (включая корневую).

Больше о .gitignore можно прочитать здесь

А что если я хочу обновить уже закэшированные файлы, мне что теперь их писать по одному? Конечно же нет. Для этого существует специальный флаг -u (сокращение от --update ), который позволяет закэшировать только те файлы, которые уже отслеживаются:

rm

Данная команда поможет, когда нам нужно избавиться от файла, она подобно команде rm удаляет файл из файловой системы и кэша Git, позволяя нам быстро избавиться от файла.

Данный пример удалит файл file.txt из кэша и файловой системы.

Но, что если мы добавили файл, который нам более не нужен в кэше, но нужен в файловой системе? Тогда мы можем воспользоваться следующей командой:

Данная команда удалит файл из "кэша", но что это значит? Допустим, что мы "закоммитили" (сохранили версию, об этом поговорим вот уже совсем скоро) наш файл, а теперь хотим, чтобы Git считал что мы его удалили, а сами просто оставили его на диске. Для этого и нужна команда выше. Она просто говорит Git: "Слушай, а давай ты просто удалишь этот файл из кэша и не будешь его показывать в репозитории, а я оставлю копию у себя на ПК, ок?"

Таким образом мы можем работать с данным файлом и Git не будет знать что именно в нём мы изменяем, а затем просто можем опять добавить его. Файл будет висеть в состоянии "untracked" (не отслеживается) до тех пор, покуда мы его опять не добавим.

commit

Думаю, что стоит поговорить об этом уже сейчас, ибо позже без данной команды уже никуда. Данная команда буквально сохраняет версию, в которой указывается что именно в файлах мы изменили.

Обычно разработчики сохраняют версию программы с помощью данной команды:

В данном случае мы просто скажем, чтобы Git сохранил все изменения, которые мы сделали в файлах, которые отслеживаются. Файлы, которые не отслеживаются просто не попадают в версию, а также их изменения никак нельзя отследить.

Для того чтобы отменить последний коммит (отменить не изменения, а именно просто разкоммитить изменения) и совместить его с текущими изменениями используйте команду:

show

Данная команда нужна для того, чтобы быстро показать что было сделано за предыдущие коммит:

Выведутся изменения следующим образом:

status

Если до этого момента вы не знали как проверить какой файл кэшируется, какой не отслеживается, а какие файлы и вовсе только что были удалены из кэша, то спешу вас обрадовать, у вас теперь есть команда git status , которая даёт возможность посмотреть что именно происходит с вашими файлами:

Если вы хотите узнать более подробно о том, что же именно случилось с вашими файлами, то можете добавить ключ -v (сокращение от --verbose - внимательно):

Если же вам наоборот хочется увидеть бриф по информации, то добавьте флаг -s (сокращение от --short ):

log

До этого момента мы могли только посмотреть что творилось в предыдущем коммите, однако с помощью git log мы можем посмотреть историю наших коммитов:

Если же вы хотите красиво вывести все ваши коммиты в столбик, то используйте данную команду:

В данной команде мы описываем что хотим просматривать коммиты и их названия в одну строку, хотим чтобы коммиты сокращали свой ID, а также чтобы всё это красиво было разбито по списку

diff

С помощью данной команды мы можем посмотреть на изменения между коммитами. Эта комманда является одной из самых мощных в Git, вам стоит обратить на неё внимание:

Так называемые "ID-коммита" можно взять и вышеприведенной git log

Также, можно посмотреть что было изменено с момента последнего коммита (что изменено и попало в кэш) с помощью флага --cached :

Если вы хотите посмотреть историю изменений в файлах в определенном коммите, то используйте следующую команду:

Если вы хотите посмотреть на статистику, то вы всегда можете использовать флаг --stat :

Если вы хотите посмотреть на изменения только тех файлов, которые добавлены для отслеживания, то нужно ввести следующую команду:

branch

В Git есть ветки для разделения версий. Если коммит нужен для того, чтобы сделать snapshot (слепок изменений) файлов, то ветки нужны для того, чтобы эти snapshot'ы разделять. У вас может быть ветка

любое другое название

Для того чтобы перечислить все ветки с помощью Git нужно ввести следующую команду:

Для того чтобы создать новую ветку нужно ввести:

checkout

Checkout используют для того, чтобы переходить между ветками. Для того чтобы перейти на другую ветку достаточно просто написать:

Для того чтобы создать ветку и сразу же перейти на неё достаточно ввести:

merge

Соединение веток не являются сложной темой. Для того чтобы слить текущую ветку с другой нужно ввести:

push

Для того чтобы закинуть изменения на сервер нужна комнда push , которая позволит нам закинуть текущую ветку на удаленный репозиторий:

В завершение

Здесь мы чуть более глубже познакомились с основами Git, поняли как работать с ветками, как их мерджить, как коммитить файлы, смотреть изменения, а также как показывать последние коммиты.

Если вы хотите больше узнать о веб-разработке, а также о линуксе, то милости прошу в мой блог на телеграм.

Надеюсь данная статья помогла вам чуть лучше узнать Git. Хорошего дня и продуктивной недели!

Существует замечательная книга Pro Git, в которой подробно описаны все команды и возможности гита. Но после ее прочтения у многих остается непонимание того, как это все использовать на практике. В частности, у программистов разного уровня часто возникают вопросы о том, как работать с ветками в Git, когда их заводить и как мержить между собой. Порой мне попадались очень «оригинальные» и неоправданно усложненные схемы работы с гитом. В то время как в сообществе программистов уже сформировалась схема работы с гитом и ветками в нем. В этой статье я хочу дать краткий обзор основных моментов при работе с Git, и описать «классическую» схему работы с ветками. Многое из того что описано в этой статье будет справедливо и для других систем управления версиями.

Эта статья может быть полезна для программистов, которые только начинают осваивать Git, или какую-то другую систему управления версиями. Для опытных программистов эта статья покажется очень простой и банальной.

Для начала давайте разберемся с тем что такое ветка и коммит.

Коммит

Можно сказать, что коммит это основной объект в любой системе управления версиями. В нем содержится описание тех изменений, которые вносит пользователь в код приложения. В Git коммит состоит из нескольких так называемых объектов. Для простоты понимания можно считать, что коммиты это односвязный список, состоящий из объектов в которых содержаться измененные файлы, и ссылка на предыдущий коммит.


У коммита есть и другие свойства. Например, дата коммита, автор, комментарий к коммиту и т.п.
В качестве комментария обычно указывают те изменения, которые вносит этот коммит в код, или название задачи которую он решает.

Git это распределенная система управления версиями. Это значит, что у каждого участника проекта есть своя копия репозитория, которая находиться в папке “.git”, которая расположена в корне проекта. Именно в этой папке хранятся все коммиты и другие объекты Git. Когда вы работаете с Git, он в свою очередь работает с этой папкой.

Завести новый репозиторий очень просто, это делается командой

Таким образом у вас получиться новый пустой репозиторий. Если вы хотите присоединиться к разработке уже имеющегося проекта, то вам нужно будет скопировать этот репозиторий в свою локальную папку с удаленного репозитория. Делается это так:

git clone <url удаленного репозитория>

После чего в текущей папке появляется директория .git в которой и будет содержаться копия удаленного репозитория.

Существует несколько основных областей в которых находиться код.

  • Рабочая директория – это файлы в корне проекта, тот код с которым вы работаете.
  • Локальный репозиторий — она же директория “.git”. В ней хранятся коммиты и другие объекты.
  • Удаленный репозиторий – тот самый репозиторий который считается общим, в который вы можете передать свои коммиты из локального репозитория, что бы остальные программисты могли их увидеть. Удаленных репозиториев может быть несколько, но обычно он бывает один.
  • Есть еще одна область, с пониманием которой обычно бывают проблемы. Это так называемая область подготовленных изменений (staging area). Дело в том, что перед тем как включить какие-то изменения в коммит, нужно вначале отметить что именно вы хотите включить в этот коммит. В своей рабочей директории вы можете изменить несколько файлов, но в один конкретный коммит включать не все эти изменения.

git add <имя/файла>

При этом можно использовать маски со звездочкой.
Потом вы делаете коммит в свой локальный репозиторий

git commit –m “Комментарий к коммиту”

Когда коммитов накопиться достаточно много, чтобы ими можно было поделиться, вы выполняете команду

После чего ваши коммиты уходят в удаленный репозиторий.

Если нужно получить изменения из удаленного репозитория, то нужно выполнить команду

После этого, в вашем локальном репозитории появятся те изменения, которые были отправлены другими программистами.

Код в рабочей области проекта образуется применением тех изменений, которые содержаться в коммитах. У каждого коммита есть свое имя, которое представляет собой результат хеш функции sha-1 от содержимого самого коммита.

Просмотреть коммиты можно при помощи команды

Формат ответа этой команды по дефолту не очень удобен. Вот такая команда выведет ответ в более читаемом виде

git log --pretty=format:"%H [%cd]: %an - %s" --graph --date=format:%c

Что бы закончить просмотр нужно нажать на клавишу q
Посмотреть, что находиться в рабочей директории и staging area можно командой

Рабочую директорию можно переключить на предыдущее состояние выполнив команду

git checkout <hash коммита>

Только перед тем как это делать выполните git status и убедитесь, что у вас нет никаких локальных и не зафиксированных изменений. Иначе Git не поймет, как ему переключаться. git status подскажет вам что можно сделать с локальными изменениями что бы можно было переключиться. Этого правила следует придерживаться и при всяких других переключениях рабочей области.

Ветка

Ветка в Git это подвижный указатель на один из коммитов. Обычно ветка указывает на последний коммит в цепочке коммитов. Ветка берет свое начало от какого-то одного коммита. Визуально это можно представить вот так.


Сделать новую ветку и переключиться на нее можно выполнив команды

git pull
git checkout –b <имя новой ветки>

Просто сделать ветку, не переключаясь на нее можно командой

git branch <имя ветки>

переключиться на ветку

git checkout <имя ветки>

Важно понимать, что ветка берет свое начало не от ветки, а от последнего коммита который находиться в той ветке, в которой вы находились.

Ветка обычно заканчивается специальным merge коммитом, который говорит, что ветку нужно объединить с какой-то другой веткой. В merge коммите содержатся две ссылки на два коммита которые объединяются в одну ветку.


Существует другая ситуация при объединении веток, в которой merge может произойти без merge commit. Дело в том, что если в одной из веток не произошло никаких изменений, то необходимость в merge commit с двумя предками отпадает. В таком случае, при слиянии веток, Git просто сделает пометку о том, что дальше будут идти коммиты той ветки с которой эта ветка была объединена. Такая схема merge называется слияние-перемотка (fast-forward merge), визуально это можно представить вот так.


Во всех этих случаях, после того, как ветка объединяется с другой веткой, все коммиты сделанные в ней, попадают в ветку с которой она была объединена. Так же важно понимать, что merge это не двунаправленная операция. Если смержить ветку задачи в мастер ветку, то в мастер ветке появится код, который находился в ветке задачи, а в ветке задачи не появиться новый код из мастер ветки. Если нужно что бы это произошло, нужно смержить мастер ветку в ветку задачи.
Что бы смержить одну ветку в другую нужно вначале переключиться на ту ветку, в которую вы хотите смержить

git checkout <имя ветки>

Потом получить последние изменения сделанные в этой ветке выполнив

Затем выполнить команду

git merge <имя ветки>

Так выглядит работа с ветками в общих чертах.

  • Другой программист мог изменить код, в том числе внести такие изменения, которые повлияют на решение задачи, для которой вы заводите новую ветку. Эти изменения могут вам пригодиться при решении своей задачи.
  • Из-за этих изменений вы можете получить конфликт при мерже.
  • Больше шанс что у вас получится merge commit. Это не так плохо, как два предыдущих пункта. Но если можно избежать лишнего коммита, то почему бы этого не сделать?

Популярные схемы работы с ветками в Git

Теперь можно описать популярные схемы работы с ветками в гите.

Ветки нужны для того, чтобы программисты могли вести совместную работу над проектом и не мешать друг другу при этом. При создании проекта, Git создает базовую ветку. Она называется master веткой. Она считается центральной веткой, т.е. в ней содержится основной код приложения.

Классическая схема работы с ветками

Обычно перед тем как взяться за решение какой-то задачи, программист заводит новую ветку от последнего рабочего коммита мастер ветки и решает задачу в этой новой ветке. В ходе решения он делает ряд коммитов, после этого тестирует код непосредственно в ветке задачи. А после того как задача решена, делают merge обратно в мастер ветку. Такую схему работы часто используют с юнит тестами и автоматизированным деплоем. Если юнит тесты будут покрывать весь код, то можно настроить деплой так, что вначале будут прогоняться все тесты в ветке задачи. А после этого, если они прошли успешно, будет происходить merge и деплой. При такой схеме можно добиться полной автоматизации при тестировании и деплои.

Именная ветка

Неопытные программисты заводят себе именную ветку и работают всегда в ней. Они решают по одной задачи за раз, и когда заканчивают решение одной из задач, делают новый Pull запрос через Web интерфейсе (об этом чуть ниже). Недостаток этого подхода в том, что так можно решать только одну задачу и нельзя быстро переключиться на решение другой задачи. Еще один недостаток в том, что ветки так со временем будут все сильнее расходиться и код в ветке программиста рано или поздно устареет относительно мастер ветки и его придется обновить. Для этого можно либо смержить мастер ветку в ветку программиста, либо завести новую ветку для этого программиста от последнего рабочего состояния в мастер ветке. Правда к тому времени, как это произойдет программист уже может освоить гит в достаточной мере что бы перейти на “классическую” схему работы. Таким образом эта схема имеет место быть для неопытных пользователей Git.

Схема с dev веткой

Другая схема очень похожа на классическую, только в ней помимо мастер ветки есть еще девелоперская ветка, которая деплоится на тестовый сервер. Такую ветку обычно называют dev. Схема работы при этом такая. Программист перед выполнением новой задачи заводит для нее ветку от последнего рабочего состояния в мастер ветке. Когда он заканчивает работу над задачей, то мержит ветку задачи в dev ветку самостоятельно. После этого, совместными усилиями задача тестируется на тестовом сервере вместе с остальными задачами. Если есть ошибки, то задачу дорабатывают в той же ветке и повторно мержат с dev веткой. Когда тестирование задачи заканчивается, то ВЕТКУ ЗАДАЧИ мержат с мастер веткой. Важно заметить, что в этой схеме работы с мастер веткой нужно мержить ветку задачи, а не dev ветку. Ведь в dev ветке будут содержаться изменения, сделанные не только в этой задаче, но и в других и не все эти изменения могут оказаться рабочими. Мастер ветка и dev ветка со временем будут расходиться, поэтому при такой схеме работы периодически заводят новую dev ветку от последнего рабочего состояния мастер ветки. Недостатком этого подхода является избыточность, по сравнению с классической схемой. Такую схему работы с ветками часто используют если в проекте нет автоматизированных тестов и все тестирование происходит вручную на сервере разработки.

Так же следует отметить что эти схемы работы можно комбинировать между собой, если в этом есть какая-то необходимость.

Pull запросы


Про эту кнопку и пойдет речь дальше.

Если программист достаточно опытный и ответственный, то он обычно сам сливает свой код в мастер ветку. В противном случае программист делает так называемый Pull запрос. Pull запрос это по сути дела запрос на разрешение сделать merge. Pull запрос можно сделать из web интерфейса Git, или при помощи команды git request-pull. После того как Pull запрос создан, остальные участники могут увидеть это, просмотреть тот код который программист предлагает внести в проект, и либо одобрить этот код либо нет. Merge через pull запросы имеет свои плюсы и минусы. Минус в том, что для тесной команды опытных программистов такой подход будет лишним. Это будет только тормозить работу и вносить в нее оттенки бюрократии.

С другой стороны, если в проекте есть не опытные программисты, которые могут сломать код, то Pull запросы могут помочь избежать ошибок, и быстрее обучить этих программистов наблюдая за тем какие изменения они предлагают внести в код.

Так же Pull запросы подходят для широкого сообщества программистов, работающих с открытым исходным кодом. В этом случае нельзя заранее сказать что-то о компетенции таких разработчиков и о том, что они хотят изменить в коде.

Конфликты

Конфликты возникают при мердже веток если в этих ветках одна и та же строка кода была изменена по-разному. Тогда получается, что Git не может сам решить какое из изменений нужно применить и он предлагает вручную решить эту ситуацию. Это замедляет работу с кодом в проекте. Избежать этого можно разными методами. Например, можно распределять задачи так, чтобы связанные задачи не выполнялись одновременно различными программистами.
Другой способ избежать этого, это договориться о каком-то конкретном стиле кода. Тогда программисты не будут менять форматирование кода и вероятность того, что они изменят одну и ту же строчку станет ниже.

Еще один хороший совет, который поможет вам избежать конфликтов при работе в команде, это вносить минимум изменений в код при решении задач. Чем меньше строчек вы поменяли, тем меньше вероятность что вы измените ту же самую строку что и другой программист в другой задаче.

После того, как в мастер ветке достигается состояние, которое можно считать стабильным оно отмечается тегом с версией этого состояния. Это и есть то что называют версией программы.
Делается это вот так

Что бы передать ветки в удаленный репозиторий нужно выполнить команду

Теги удобны еще и тем, что можно легко переключиться на то состояние кода которое отмечено тегом. Делается это с помощью все той же команды

git checkout <имя тега>

Различные системы деплоя и автоматизированной сборки используют теги для идентификации того состояния, которое нужно задеплоить или собрать. Так сделано потому, что если мы будем собирать или деплоить код последней версии, то есть риск, что какой-то другой программист в этот момент внесет какие-то изменения в мастер ветку, и мы соберем не то что хотели. К тому же так будет проще переключаться между рабочими и проверенными состояниями проектов.

Это обзор основных моментов при работе с Git. Если вы хотите узнать про Git больше, то я вам посоветую прочитать книгу Pro Git. Вот здесь.

В этой статье была приведена упрощенная схема представления коммитов. Но перед тем как ее написать я решил разобраться как именно хранятся коммиты на диске. Если вас тоже заинтересует этот вопрос, то вы можете прочитать об этом вот здесь.

Шпаргалка по консольным командам Git

Git — система контроля версий (файлов). Что-то вроде возможности сохраняться в компьютерных играх (в Git эквивалент игрового сохранения — коммит). Важно: добавление файлов к «сохранению» двухступенчатое: сначала добавляем файл в индекс ( git add ), потом «сохраняем» ( git commit ).

Любой файл в директории существующего репозитория может находиться или не находиться под версионным контролем (отслеживаемые и неотслеживаемые).

Отслеживаемые файлы могут быть в 3-х состояниях: неизменённые, изменённые, проиндексированные (готовые к коммиту).

Ключ к пониманию

Ключ к пониманию концепции git — знание о «трех деревьях»:

  • Рабочая директория — файловая система проекта (те файлы, с которыми вы работаете).
  • Индекс — список отслеживаемых git-ом файлов и директорий, промежуточное хранилище изменений (редактирование, удаление отслеживаемых файлов).
  • Директория .git/ — все данные контроля версий этого проекта (вся история разработки: коммиты, ветки, теги и пр.).

Коммит — «сохранение» (хранит набор изменений, сделанный в рабочей директории с момента предыдущего коммита). Коммит неизменен, его нельзя отредактировать.

У всех коммитов (кроме самого первого) есть один или более родительских коммитов, поскольку коммиты хранят изменения от предыдущих состояний.

Простейший цикл работ

  • Редактирование, добавление, удаление файлов (собственно, работа).
  • Индексация/добавление файлов в индекс (указание для git какие изменения нужно будет закоммитить).
  • Коммит (фиксация изменений).
  • Возврат к шагу 1 или отход ко сну.
  • HEAD — указатель на текущий коммит или на текущую ветку (то есть, в любом случае, на коммит). Указывает на родителя коммита, который будет создан следующим.
  • ORIG_HEAD — указатель на коммит, с которого вы только что переместили HEAD (командой git reset . , например).
  • Ветка ( master , develop etc.) — указатель на коммит. При добавлении коммита, указатель ветки перемещается с родительского коммита на новый.
  • Теги — простые указатели на коммиты. Не перемещаются.

Перед началом работы нужно выполнить некоторые настройки:

Если вы в Windows:

Указание неотслеживаемых файлов

Файлы и директории, которые не нужно включать в репозиторий, указываются в файле .gitignore . Обычно это устанавливаемые зависимости ( node_modules/ , bower_components/ ), готовая сборка build/ или dist/ и подобные, создаваемые при установке или запуске. Каждый файл или директория указываются с новой строки, возможно использование шаблонов.

Длинный вывод в консоли: Vim

Вызов некоторых консольных команд приводит к необходимости очень длинного вывода в консоль (пример: вывод истории всех изменений в файле командой git log -p fileName.txt ). При этом прямо в консоли запускается редактор Vim. Он работает в нескольких режимах, из которых Вас заинтересуют режим вставки (редактирование текста) и нормальный (командный) режим. Чтобы попасть из Vim обратно в консоль, нужно в командном режиме ввести :q . Переход в командный режим из любого другого: Esc .

Если нужно что-то написать, нажмите i — это переход в режим вставки текста. Если нужно сохранить изменения, перейдите в командный режим и наберите :w .

Читайте также: