Как присвоить переменной значение из файла c

Обновлено: 30.06.2024

Программируя на языке C++, мы создаем, обрабатываем и уничтожаем объекты. Объект — это часть памяти, которая может хранить значение. В качестве аналогии мы можем использовать почтовый ящик, куда мы помещаем информацию и откуда её извлекаем. Все компьютеры имеют оперативную память, которую используют программы. При создании объекта, часть оперативной памяти выделяется для этого объекта. Большинство объектов, с которыми мы будем работать в языке C++, являются переменными.

Переменные

Cтейтмент a = 8; выглядит довольно простым: мы присваиваем значение 8 переменной a . Но что такое a ? a — это переменная, объект с именем.

На этом уроке мы рассмотрим только целочисленные переменные. Целое число — это число, которое можно записать без дроби, например: -11, -2, 0, 5 или 34.

Для создания переменной используется стейтмент объявления (разницу между объявлением и определением переменной мы рассмотрим несколько позже). Вот пример объявления целочисленной переменной a (которая может содержать только целые числа):

При выполнении этой инструкции центральным процессором часть оперативной памяти выделяется под этот объект. Например, предположим, что переменной a присваивается ячейка памяти под номером 150. Когда программа видит переменную a в выражении или в стейтменте, то она понимает, что для того, чтобы получить значение этой переменной, нужно заглянуть в ячейку памяти под номером 150.

Одной из наиболее распространенных операций с переменными является операция присваивания, например:

Затем мы сможем вывести это значение на экран с помощью std::cout:

std :: cout << a ; // выводим значение переменной a (ячейка памяти под номером 150) на экран

l-values и r-values

Вот несколько примеров операций присваивания с использованием r-values:

a = 5 ; // 5 имеет значение 5, которое затем присваивается переменной а a = 4 + 6 ; // 4 + 6 имеет значение 10, которое затем присваивается переменной а b = a ; // a имеет значение 10 (исходя из предыдущих операций), которое затем присваивается переменной b b = b ; // b имеет значение 10, которое затем присваивается переменной b (ничего не происходит) b = b + 2 ; // b + 2 имеет значение 12, которое затем присваивается переменной b

Давайте детально рассмотрим последнюю операцию присваивания:

Здесь переменная b используется в двух различных контекстах. Слева b используется как l-value (переменная с адресом в памяти), а справа b используется как r-value и имеет отдельное значение (в данном случае, 12 ). При выполнении этого стейтмента, компилятор видит следующее:

И здесь уже понятно, какое значение присваивается переменной b .

Сильно беспокоиться о l-values или r-values сейчас не нужно, так как мы еще вернемся к этой теме на следующих уроках. Всё, что вам нужно сейчас запомнить — это то, что в левой стороне операции присваивания всегда должно находиться l-value (которое имеет свой собственный адрес в памяти), а в правой стороне операции присваивания — r-value (которое имеет какое-то значение).

Инициализация vs. Присваивание

В языке C++ есть две похожие концепции, которые новички часто путают: присваивание и инициализация.

После объявления переменной, ей можно присвоить значение с помощью оператора присваивания (знак равенства = ):

int a = 8 ; // инициализируем переменную a значением 8

Переменная может быть инициализирована только после операции объявления.

Хотя эти два понятия близки по своей сути и часто могут использоваться для достижения одних и тех же целей, все же в некоторых случаях следует использовать инициализацию, вместо присваивания, а в некоторых — присваивание вместо инициализации.

Правило: Если у вас изначально имеется значение для переменной, то используйте инициализацию, вместо присваивания.

Неинициализированные переменные

В отличие от других языков программирования, языки Cи и C++ не инициализируют переменные определенными значениями (например, нулем) по умолчанию. Поэтому, при создании переменной, ей присваивается ячейка в памяти, в которой уже может находиться какой-нибудь мусор! Переменная без значения (со стороны программиста или пользователя) называется неинициализированной переменной.

Использование неинициализированных переменных может привести к ошибкам, например:

// Выводим значение переменной a на экран (a - это неинициализированная переменная)

В этом случае компилятор присваивает переменной a ячейку в памяти, которая в данный момент свободна (не используется). Затем значение переменной a отправляется на вывод. Но что мы увидим на экране? Ничего, так как компилятор это не пропустит — выведется ошибка, что переменная a является неинициализированной. В более старых версиях Visual Studio компилятор вообще мог бы вывести какое-то некорректное значение (например, 7177728 , т.е. мусор), которое было бы содержимым той ячейки памяти, которую он присвоил нашей переменной.

Использование неинициализированных переменных является одной из самых распространенных ошибок начинающих программистов, но, к счастью, большинство современных компиляторов выдадут ошибку во время компиляции, если обнаружат неинициализированную переменную.

Хорошей практикой считается всегда инициализировать свои переменные. Это будет гарантией того, что ваша переменная всегда имеет определенное значение и вы не получите ошибку от компилятора.

Правило: Убедитесь, что все ваши переменные в программе имеют значения (либо через инициализацию, либо через операцию присваивания).

Какой результат выполнения следующих стейтментов?

Ответы

Чтобы просмотреть ответ, кликните на него мышкой.

Ответ №1

Программа выведет 3 : a – 3 = 3 , что и присваивается переменной a .

Ответ №2

Программа выведет 3 : переменной b присваивается значение переменной a ( 3 ).

Ответ №3

Программа выведет 6 : a + b = 6 . Здесь не используется операция присваивания.

Ответ №4

Программа выведет 3 : значением переменной a до сих пор является 3 .

Ответ №5

Результатом будет ошибка, так как c — это неинициализированная переменная.

(1 298 оценок, среднее: 4,94 из 5)

Урок №9. Комментарии

Комментариев: 33

Простите , может, за глупый вопрос ( только начал изучать) , а почему одной и той же переменной необходимо присваивать разные значения ?

a = 5 ; // 5 вычисляется в 5, которое затем присваивается переменной а a = 4 + 6 ; // 4 + 6 вычисляется в 10, которое затем присваивается переменной а

Это не необходимость, просто демонстрация некой возможности, переменным можно всегда присваивать новые значения, а можно и не присваивать. Так например, если для разных задач нужна 1 переменная, можно просто менять ее значение для каждой операции, а не создавать новую.

Читай комментарий(5 вычисляется в 5, которое затем присваивается переменной а). Это для наглядности сделано, типа что бы ты понял как присвоить значение. Но на практике такое особо не делается без вывода. Если не понятно то что я сказал то напиши cout <<a<<endl; после(a = 5;) и напиши cout <<a <<endl; после (a = 4 + 6;)

Это же очевидно! Например:
Вам нужно запомнить координаты движущегося квадрата.
Таким образом Ваш код будет такой:

И соответственно отрисовка квадрата. А в y и x у вас координаты.
Переменная от слова менять.

Левое значение, оперативка. Сразу видно чёткого программера, не заморачивающегося стилистикой речи. Но это я так, не по теме =) По крайней мере, с начала изучения твоего ресурса я не испытываю ощутимого дискомфорта в понимании материала. Надеюсь, эта тенденция сохранится впредь.

Все отлично, было 13 лет назад баловался на С. Универ требовал и надо было.
Сейчас вспоминаю, изучаю.
Пишу эти простые проги на Ubuntu, неинициализированная переменная при выводе выдаст 0.

Далеко не всегда 0. Тут как повезёт. Локальные переменные не инициализируются точно. Если у вас всегда 0, возможно, проверяете на какой-нибудь простецкой программе, которую компилятор вполне мог заоптимизировать и поменять переменную на константу, видя, что с ней ничего кроме вывода на экран не происходит.

Храни тебя господь, Юрий!)
Благодарю вас урок очень понравился, так доступно объясняете.

Юрий :

Спасибо, что читаете 🙂

b = b + 2 ; // b + 2 вычисляется в 12, которое затем присваивается переменной b

При выполнении этого стейтмента, компилятор видит следующее:

Откуда компилятор видит, что b == 10?
То, что b равно 10 будет известно только в рантайме, нет?

Скажите пожалуйста. Задумался об изучении программирования, учусь в техюунивере по профессии программная-инженерия. В приоритете такие языки как С++ и JavaScript. скажите пожалуйста, что лучше изучить сначала. Если С++ то за какое время смогу освоить ее нормально. JS рассматриваю в качестве быстро устроиться на работу, т. к. стипендия маленькая. Нужно как ты жить? Спасибо!

Освой html+css+js и устройся в какую-нибудь конторку верстальщиком на небольшую зарплату (если Москва, то минимум 20 тысяч, на еду и одежду с рынка хватит, но если ты квартиру снимаешь, то надо исходить из стоимости аренды). Если ты беспокоишься о "порче" мозгов из-за изучения js, после которого будет, якобы, сложнее изучить C++ (лично меня этим пугали), то нет, ничего подобного.

Чувак, если тебе нужно на что-то жить, то устройся лучше в МакДональдс. Я абсолютно серьезно.

Чтобы зарабатывать деньги программированием нужно быть профи, с опытом, для С++ с БОЛЬШИМ опытом. Опыта набираются на бесплатных работах: контрибутя в опенсорс (это если согласяттся еще принять) или придумывают себе свой проект.

Верстальщики (а они ообще нужны кому-нибудь в 2019?) не исключение, просто путь покороче. Но это путь в никуда.

груСНые реалии суровой жизни

а есть ли разница в написании инициализации? ну может быть время выполнение или объем кода?

А можно написать вначале "using namespace std", чтобы при записи кода не писать "std"?

Юрий :

Хорошо, давай по порядку.

Вопрос №1: "Зачем я используя английские слова?".

И когда человек ищет дополнительную информацию в Гугле, то лучше он наберёт англицизм и получит релевантный ответ со списком из 10-30 РЕЛЕВАНТНЫХ сайтов, нежели введёт "левостороннее присваивание" и получит НЕРЕЛЕВАНТНЫЙ ответ из всего 5 ссылок, где упоминается этот чудо-термин".

Вопрос №2: "Почему я не использую "выражение" в качестве перевода "statement"?"

Вопрос №3: "Почему у меня перевод l-value и r-value, а не "левостороннее и правостороннее присваивание, выражение, значение или ещё что"?

Ответ №3: "См. ответ №1. Да можно было бы использовать левостороннее/правостороннее значение (но никак не "левостороннее/правостороннее присваивание"), но этот вариант, по моему мнению, хуже того, что есть (см. второй абзац Ответа №1)".

Вопрос №4: "Читал ли я книги по программированию и изучал ли программирование до этого?".

Ответ №4: "Не дочитал ни одну книгу по программированию. Да, изучал ещё в колледже и изучаю (если так можно выразиться вообще) в университете".

> "л и р — вэлью" — левостороннее и правостороннее присваивание
> "вэлью"
> присваивание
Иди лучше дальше, не останавливайся

Но что если файл уже существует и нам нужно считать с него информацию для обработки? К счастью это тоже достаточно просто. Напоминаю, что вариантов для реализации этой задачи существует несколько, мною описан только один из. Описан тот, который лично мне почему-то кажется наиболее простым для восприятия.

Пишем код Как считать строки из файла на C++ ?

ofstream out ( Имя файла );
out << ( Записываемая строка );
out . close ();
=============================

ifstream in ( Имя файла );
in >> ( Считываем строку );
in. close (); ( Закрываем файл )
============================
Напишем простую программу, которая будет считывать ввод с клавиатуры текста и записывать его в файл:

int main ()

char a [ 255 ], b [ 255 ], c [ 255 ]; \\ 3 будущие строки
clrscsr (); // Очищаем экран

for (int i = 0 ; i <= 255 ; i ++)

/*Считываем посимвольно первую строку и выводим её на экран*/ /*Считываем посимвольно вторую строку и выводим её на экран*/ /*Считываем посимвольно третью строку и выводим её на экран*/

В приведенных выше примерах есть один такой ОГРОМНЫЙ недостаток. Если мы будем пытаться ввести строчку, содержащую пробелы, то программа будет срабатывать не так как нам нужно. Наверное, на эту ошибку наткнулся не только я, но и многие другие люди. Поэтому я оставляю неверно приведенный код, чтобы было видно с чем можно столкнуться.

Так как книжек дома нет, я снова стал рыскать в интернете и понаходил много всякой мудреной ерунды. Но всё-таки как-то подобрал решение своей проблемы.
Помогло то, что читал о том, что cout поддерживает свои методы. И в интернете все советы идут на использование функции getline К моему счастью как использовать эту функцию я нашел очень быстро и потом использовал ее в коде.
Вообще стоит упомянуть и описать эту функцию, но пока что я не особо её понимаю, просто понимаю, что её нужно использовать и понимаю как, поэтому привожу более правильный пример нашей разрабатываемой программы:

int main ()

char a [ 255 ], b [ 255 ], c [ 255 ]; \\ 3 будущие строки
clrscsr (); // Очищаем экран

for (int i = 0 ; i <= 255 ; i ++)

/*Считываем посимвольно первую строку и выводим её на экран*/ /*Считываем посимвольно вторую строку и выводим её на экран*/ /*Считываем посимвольно третью строку и выводим её на экран*/

В этом материале разобран пример посимвольного чтения информации. Так как я не описывал работу с перемнными типа char , то у начинающих могут возникнуть некоторые неудобства воспринятия кода. Просто я не знал, что тип char имеет какие-то особенности и думал всё проще. Поэтому некоторые непонятные моменты приведенной программы можно прочитать в следующей статье работа с char в C++ для начинающих

В остальном, приведенный пример, как в C++ считать строки из текстового файла должен быть доступен и вполне понятен. Это сейчас не оптимальный вариант реализации, и я упустил некоторые важные моменты, но так как у нас начало изучения языка C++, то этого пока вполне достаточно. Попозже я наверняка дойду до упущенного, а сейчас нужно воспринимать только самое необходимое.

Если мы вместе с вами поняли этот материал, то значит продвинулись на маленький шажок к своему профессионализму.

Дальше в материале использованы функции. Если вы знаете, что это и как их используют, то материал по теме:
C++ Для начинающих вывести текст из файла на экран
Без понимания работы функции будет тяжело понять

Файлы позволяют пользователю считывать большие объемы данных непосредственно с диска, не вводя их с клавиатуры. Существуют два основных типа файлов: текстовые и двоичные.

Текстовыми называются файлы, состоящие из любых символов. Они организуются по строкам, каждая из которых заканчивается символом «конца строки». Конец самого файла обозначается символом «конца файла». При записи информации в текстовый файл, просмотреть который можно с помощью любого текстового редактора, все данные преобразуются к символьному типу и хранятся в символьном виде.

В двоичных файлах информация считывается и записывается в виде блоков определенного размера, в которых могут храниться данные любого вида и структуры.

Для работы с файлами используются специальные типы данных, называемые потоками. Поток ifstream служит для работы с файлами в режиме чтения, а ofstream в режиме записи. Для работы с файлами в режиме как записи, так и чтения служит поток fstream.

В программах на C++ при работе с текстовыми файлами необходимо подключать библиотеки iostream и fstream.

Для того чтобы записывать данные в текстовый файл, необходимо:

  1. описать переменную типа ofstream.
  2. открыть файл с помощью функции open.
  3. вывести информацию в файл.
  4. обязательно закрыть файл.

Для считывания данных из текстового файла, необходимо:

  1. описать переменную типа ifstream.
  2. открыть файл с помощью функции open.
  3. считать информацию из файла, при считывании каждой порции данных необходимо проверять, достигнут ли конец файла.
  4. закрыть файл.

Запись информации в текстовый файл

Как было сказано ранее, для того чтобы начать работать с текстовым файлом, необходимо описать переменную типа ofstream. Например, так:

ofstream F;

Будет создана переменная F для записи информации в файл. На следующим этапе файл необходимо открыть для записи. В общем случае оператор открытия потока будет иметь вид:

F.open(«file», mode);

Здесь F — переменная, описанная как ofstream, file — полное имя файла на диске, mode — режим работы с открываемым файлом. Обратите внимание на то, что при указании полного имени файла нужно ставить двойной слеш. Для обращения, например к файлу accounts.txt, находящемуся в папке sites на диске D, в программе необходимо указать: D:\\sites\\accounts.txt.

Файл может быть открыт в одном из следующих режимов:

  • ios::in — открыть файл в режиме чтения данных; режим является режимом по умолчанию для потоков ifstream;
  • ios::out — открыть файл в режиме записи данных (при этом информация о существующем файле уничтожается); режим является режимом по умолчанию для потоков ofstream;
  • ios::app — открыть файл в режиме записи данных в конец файла;
  • ios::ate — передвинуться в конец уже открытого файла;
  • ios::trunc — очистить файл, это же происходит в режиме ios::out;
  • ios::nocreate — не выполнять операцию открытия файла, если он не существует;
  • ios::noreplace — не открывать существующий файл.

Параметр mode может отсутствовать, в этом случае файл открывается в режиме по умолчанию для данного потока.

После удачного открытия файла (в любом режиме) в переменной F будет храниться true, в противном случае false. Это позволит проверить корректность операции открытия файла.

Открыть файл (в качестве примера возьмем файл D:\\sites\\accounts.txt) в режиме записи можно одним из следующих способов:

После открытия файла в режиме записи будет создан пустой файл, в который можно будет записывать информацию.

Если вы хотите открыть существующий файл в режиме дозаписи, то в качестве режима следует использовать значение ios::app.

После открытия файла в режиме записи, в него можно писать точно так же, как и на экран, только вместо стандартного устройства вывода cout необходимо указать имя открытого файла.

Например, для записи в поток F переменной a, оператор вывода будет иметь вид:

Для последовательного вывода в поток G переменных b, c, d оператор вывода станет таким:

Закрытие потока осуществляется с помощью оператора:

F.close();

В качестве примера рассмотрим следующую задачу.

Задача 1

Создать текстовый файл D:\\sites\\accounts.txt и записать в него n вещественных чисел.

Решение

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Чтение информации из текстового файла

Для того чтобы прочитать информацию из текстового файла, необходимо описать переменную типа ifstream. После этого нужно открыть файл для чтения с помощью оператора open. Если переменную назвать F, то первые два оператора будут такими:

После открытия файла в режиме чтения из него можно считывать информацию точно так же, как и с клавиатуры, только вместо cin нужно указать имя потока, из которого будет происходить чтение данных.

Например, для чтения данных из потока F в переменную a, оператор ввода будет выглядеть так:

Два числа в текстовом редакторе считаются разделенными, если между ними есть хотя бы один из символов: пробел, табуляция, символ конца строки. Хорошо, когда программисту заранее известно, сколько и какие значения хранятся в текстовом файле. Однако часто известен лишь тип значений, хранящихся в файле, при этом их количество может быть различным. Для решения данной проблемы необходимо считывать значения из файла поочередно, а перед каждым считыванием проверять, достигнут ли конец файла. А поможет сделать это функция F.eof(). Здесь F — имя потока функция возвращает логическое значение: true или false, в зависимости от того достигнут ли конец файла.

Следовательно, цикл для чтения содержимого всего файла можно записать так:

//организуем для чтения значений из файла, выполнение
//цикла прервется, когда достигнем конец файла,
//в этом случае F.eof() вернет истину
while ( ! F. eof ( ) )
<
//чтение очередного значения из потока F в переменную a
F >> a ;
//далее идет обработка значения переменной a
>

Для лучшего усвоения материала рассмотрим задачу.

Задача 2

В текстовом файле D:\\game\\accounts.txt хранятся вещественные числа, вывести их на экран и вычислить их количество.

Решение

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

На этом относительно объемный урок по текстовым файлам закончен. В следующей статье будут рассмотрены методы манипуляции, при помощи которых в C++ обрабатываются двоичные файлы.


При вызове fgets(ptr, N - 1, stdin);

где объявлено char ptr[N];

Для различных типов данных используется функция scanf()

int scanf(const char *управляющая_строка, . ); - читает и интерпретирует вводимые пользователем символы в зависимости от управляющей строки

и возвращает количество тех элементов данных, которым было успешно присвоено значение и в случае ошибки EOF.

Поэтому лишние символы ввода после scanf(..) для корректной работы нужно "забрать", например, fgets(str, N - 1, stdin);

и если уверены, что останется только один символ getchar();

Управляющая строка состоит из символов трех видов:

разделителей (пробел, перевод строки, табуляция),

других символов, не являющихся разделителями.

В отличие от scanf scanf_s требу ет , чтобы вы указали размеры буфера для некоторых параметров. Укажите размеры для всех параметров со спецификаторами %c , %C , %s , %S или набора элементов управления строкой [] . Размер буфера в символах передается как дополнительный параметр в функции scanf_s . Он следует сразу за указателем на буфер или переменную.

Для чтения целого числа используйте спецификатор преобразования %d или %i. A для чтения числа с плавающей точкой, представленного в стандартном или экспоненциальном виде, используйте спецификатор преобразования %e, %f или %g. (Кроме того, для чтения числа с плавающей точкой стандарт С99 разрешает использовать также спецификатор преобразования %a.)

Функцию scanf() можно использовать для чтения целых значений в восьмеричной или шестнадцатеричной форме, применяя для этого соответственно команды форматирования %o и %x, последняя из которых может быть как на верхнем, так и на нижнем регистре. Когда вводятся шестнадцатеричные числа, то буквы от А до F, представляющие шестнадцатеричные цифры, должны быть на том же самом регистре, что и литера-спецификатор. Следующая программа читает восьмеричное и шестнадцатеричное число:

Функция scanf() прекращает чтение числа тогда, когда встречается первый нечисловой символ.

Для ввода целого значения без знака используйте спецификатор формата %u. Например, операторы

выполняют считывание целого числа без знака и присваивают его переменной num.

Как уже говорилось в этой главе, одиночные символы можно прочитать с помощью функции getchar() или какой-либо функции, родственной с ней. Для той же цели можно использовать также вызов функции scanf() со спецификатором формата %c. Но, как и большинство реализаций getchar(), функция scanf() при использовании спецификатора преобразования %c обычно будет выполнять построчно буферизованный ввод. В интерактивной среде такая ситуация вызывает определенные трудности.

При чтении одиночного символа символы разделителей читаются так же, как и любой другой символ, хотя при чтении данных других типов разделители интерпретируются как разделители полей. Например, при вводе с входного потока "x y" фрагмент кода

помещает символ x в a, пробел — в b, а символ y — в c.

printf("Вот Ваша строка: %s", str);

Программа выведет только часть строки, то есть слово привет.

Для ввода какого-либо адреса памяти используйте спецификатор преобразования %p. Этот спецификатор преобразования заставляет функцию scanf() читать адрес в том формате, который определен архитектурой центрального процессора. Например, следующая программа вначале вводит адрес, а затем отображает то, что находится в памяти по этому адресу:

printf("По адресу %p находится %c\n", p, *p);

Спецификатор %n указывает, что scanf() должна поместить количество символов, считанных (до того момента, когда встретился %n) из входного потока в целую переменную, указанную соответствующим аргументом.

Функция scanf() поддерживает спецификатор формата общего назначения, называемый набором сканируемых символов (scanset). Набор сканируемых символовпредставляет собой множество символов. Когда scanf() обрабатывает такое множество, то вводит только те символы, которые входят в набор сканируемых символов. Читаемые символы будут помещаться в массив символов, который указан аргументом, соответствующим набору сканируемых символов. Этот набор определяется следующим образом: все те символы, которые предстоит сканировать, помещают в квадратные скобки. Непосредственно перед открывающей квадратной скобкой должен находиться знак %. Например, следующий набор сканируемых символов дает указание scanf() сканировать только символы X, Y и Z:

При использовании набора сканируемых символов функция scanf() продолжает читать символы, помещая их в соответствующий массив символов, пока не встретится символ, не входящий в этот набор. При возвращении из scanf() в массиве символов будет находиться строка, состоящая из считанных символов, причем эта строка будет заканчиваться символом конца строки. Чтобы увидеть, как это все работает, запустите следующую программу:

char str[80], str2[80];

Кроме того, можно указать набор сканируемых символов, работающий с точностью до наоборот; тогда первым символом в таком наборе должен быть ^. Этот символ дает указание scanf() принимать любой символ, который не входит в набор сканируемых символов.

В большинстве реализаций для указания диапазона можно использовать дефис. Например, указанный ниже набор сканируемых символов дает функции scanf()указание принимать символы от А до Z:

Следует обратить внимание на такой важный момент: набор сканируемых символов чувствителен к регистру букв. Если нужно сканировать буквы и на верхнем, и на нижнем регистре, то их надо указывать отдельно для каждого регистра.

Разделитель в управляющей строке дает scanf() указание пропустить в потоке ввода один или несколько начальных разделителей. Разделителями являются пробелы, табуляции, вертикальные табуляции, подачи страниц и разделители строк. В сущности, один разделитель в управляющей строке заставляет scanf()читать, но не сохранять любое количество (в том числе и нулевое) разделителей, которые находятся перед первым символом, не являющимся разделителем.

Символы в управляющей строке, не являющиеся разделителями

Если в управляющей строке находится символ, не являющийся разделителем, то функция scanf() прочитает символ из входного потока, проверит, совпадает ли прочитанный символ с указанным в управляющей строке, и в случае совпадения пропустит прочитанный символ. Например, "%d,%d" заставляет scanf()прочитать целое значение, прочитать запятую и пропустить ее (если это была запятая!), а затем прочитать следующее целое значение. Если же указанный символ во входном потоке не будет найден, то scanf() завершится. Когда нужно прочитать и отбросить знак процента, то в управляющей строке следует указать %%.

Для всех переменных, которые должны получить значения с помощью scanf(), должны быть переданы адреса. Это означает, что все аргументы должны быть указателями. Вспомните, что именно так в С создается вызов по ссылке и именно тогда функция может изменить содержимое аргумента. Например, для считывания целого значения в переменную count можно использовать такой вызов функции scanf():

Строки будут читаться в символьные массивы, а имя массива без индекса является адресом первого его элемента. Таким образом, чтобы прочитать строку в символьный массив, можно использовать оператор

В этом случае str является указателем, и потому перед ним не нужно ставить оператор &.

Как и printf(), функция scanf() дает возможность модифицировать некоторое число своих спецификаторов формата. В спецификаторах формата моно указать модификатор максимальной длины поля. Это целое число, расположенное между % и спецификатором формата; оно ограничивает число символов, считываемых из этого поля. Например, чтобы считывать в переменную str не более 20 символов, пишите

Если поток ввода содержит больше 20 символов, то при следующем вызове функций ввода считывание начнется после того места, где оно закончилось при предыдущем вызове. Например, если вы в ответ на вызов scanf() из этого примера введете

то в str из-за спецификатора максимальной ширины поля будет помещено только 20 символов, то есть символы вплоть до Т. Это значит, что оставшиеся символы UVWXYZ пока еще не прочитаны. При следующем вызове scanf(), например при выполнении оператора

в str будут помешены буквы UVWXYZ. Ввод из поля может завершиться и до того, как будет достигнута максимальная длина поля — если встретится разделитель. В таком случае scanf() переходит к следующему полю.

Чтобы прочитать длинное целое, перед спецификатором формата поместите l (эль). А для чтения короткого целого значения перед спецификатором формата следует поместить n. Эти модификаторы можно использовать со следующими кодами форматов: d, i, o, u, x и n.

По умолчанию спецификаторы f, e и g дают scanf() указание присваивать данные переменной типа float. Если перед одним из этих спецификаторов будет помещен l (эль), то scanf() будет присваивать данные переменной типа double. Использование L дает scanf() указание, чтобы переменная, принимающая данные, имела тип long double.

Если в компиляторе предусмотрена обработка двухбайтовых символов [1] , добавленных в язык С Поправкой 1 от 1995 года, то модификатор l можно также использовать с такими кодами формата, как c и s. l непосредственно перед c является признаком указателя на объект типа wchar_t. А l непосредственно перед s — признак указателя на массив элементов типа wchar_t. Кроме того, l также применяется для модификации набора сканируемых символов, чтобы этот набор можно было использовать для двухбайтовых символов.

В Стандарте С99, кроме перечисленных, предусмотрены также модификаторы ll и hh, последний из которых можно применять к спецификаторам d, i, o, u, xили n. Он является признаком того, что соответствующий аргумент является указателем на значение, типа signed или unsigned char. Кроме того, к спецификаторам d, i, o, u, x и n можно применять и ll, этот спецификатор является признаком того, что соответствующий аргумент является указателем на значение типа signed (или unsigned) long long int.

scanf() может прочитать поле, но не присваивать прочитанное значение никакой переменной; для этого надо перед литерой-спецификатором формата поля поставить звездочку, *. Например, когда выполняется оператор

можно ввести пару координат 10,10. Запятая будет прочитана правильно, но ничему не будет присвоена. Подавление присвоения особенно полезно тогда, когда нужно обработать только часть того, что вводится.

Читайте также: