Как проверить аккумулятор ибп

Обновлено: 06.07.2024

Подавляющее большинство из нас использует такое крайне полезное устройство, как источник бесперебойного питания. Качество питания не везде идеальное, да и просто мельчайшие проблемы с электропитанием иногда могут дорогого стоить. Потери данных это всегда неприятно, а иногда просто таки фатально. Устройство куплено, установлено под стол, подключено и владелец его находится в полной уверенности, что в любом случае при перебое в электропитании он успеет корректно завершить работу, а может быть и сделать бэкап на флешку. Время идет, бесперебойник периодически дает о себе знать — как заправский сторожевой пес он подает голос при малейших отклонениях в параметрах электросети. Хозяин спокоен и все хорошо. Но в один из дней перебой таки случается и в этот раз ИБП не просто подает голос и сразу переключается с батареи на сеть, в этот раз свет выключили на долго. Мы спокойно копируем файлы (ведь в запасе у нас минут 15, не меньше) и тут бесперебойник начинает пищать совсем часто и все выключается. Как так? Ведь бесперебойник же должен был нас защитить от подобных ситуаций, а он только вселял нам ложную уверенность в нашей безопасности! Почему так произошло?

Все дело в аккумуляторных батареях, от которых наш бесперебойник и кормит все наше железо, когда внешняя сеть отключается. Но батареи эти, увы, не вечны, они деградируют, емкость их снижается, а вместе с ней и время автономной работы. Вплоть до нуля. К сожалению процесс, этот, зачастую никем не контролируется, хозяин пребывает в уверенности, что он защищен, а в это время аккумулятор уже не совсем аккумулятор, а так — муляж.

Как быть, что делать и куда бежать?

Почему деградируют аккумуляторы? Причин много. От интенсивного использования наступает сульфатация пластин, от перегрузок осыпается активные вещества и так далее. В ИБП стоит необслуживаемый аккумулятор, но в нем все равно есть электролит и электролит этот на основе воды. Находясь постоянно в буферном режиме, в режиме медленной подзарядки, вода это постепенно испаряется и электролит уже не выполняет своих функций. Батарея приходит в негодность. Как этого можно избежать? Избежать этого можно корректными механизмами зарядки аккумулятора, контролем его характеристик, но все это нам не подвластно — это удел производителей ИБП.

Так случилось, что интернет в моих местах только беспроводной, для его работы на крыше установлена устрашающего вида антенна, а для уменьшения потери сигнала в кабеле его длина минимизирована. Сервер, который раздает потом интернет (еще один сервер и свич) — установлены на чердаке. Для этой небольшой связки нужно бесперебойное питание. Даже без учета потерь данных — бегать загружать сервер при малейшем чихе (а у нас они случаются часто) — удовольствия мало. Бесперебойность должна быть и желательно побольше. Я купил бесперебойник на 1100ВА, не новый (новый стоит дороже чем те сервера) и конечно не надеялся на аккумуляторы — они зачастую поношены. Ну купил и купил. Поставил, все вроде бы как окей. В панели управления ИБП мне бодренько говорили про почти час работы от батарей (нагрузка порядка 70 ВА была). Решил я это проверить. Отключил питание и через две минуты, примерно, все благополучно выключилось. Аккумуляторы «мертвые». Как раз тот случай с ложной защитой. Делать нечего, надо покупать новые батареи. Поставил резервные аккумуляторы (так случилось, что от электровелосипеда есть и они бездействуют), по 12ВА. А дохленькие родные спустил вниз.

Я слышал, что электролит в аккумуляторах ИБП часто просто высыхает. Что не сульфатация, не выкрашивание пластин причина смерти аккумуляторов ИБП, а именно высыхание электролита. Попытка, как говорится, не пытка. Аккумуляторы все равно на выброс, а тяга к ковырянию не давала шансов. Для проведения экспериментов мне понадобились:

— Дистиллированная вода (ни в коем случае НЕ электролит!). Продается в автомагазине.
— Шприц, лучше с иглой — с иглой проще дозировать. Продается в аптеке.
— Нож для ковыряния, покрепче.
— Скотч для сборки (для эстетов, конечно ТОЛЬКО синяя изолента должна быть!).
— Фонарик.


На аккумуляторе приклеена крышка, которая закрывает банки. Ее я аккуратно поддел ножом (для ковыряния). Пришлось пройтись по кругу — приклеена она была в нескольких местах.


Под крышкой — банки, накрытые резиновыми колпачками. Колпачки эти, вероятно, нужны для стравливания паров воды, водорода и других вещей, которые могут создавать избыточное давление в банке при работе батареи. Такой себе ниппель, который выпускает газ наружу, но ничего не пропускает внутрь.

Колпачки не приклеены, просто снял их, поддев ножом.


Под колпачками, если заглянуть внутрь банки — ничего интересного. Совершенно. Для заглядывания нужен фонарик.
Взял шприц, набрал в него дистиллированную воду (Главное без грязи. Чтобы все чистенько!) и залил по кубику воды в каждую банку.


Вода благополучно впиталась, практически моментально. Повторил это еще раз. Потом еще раз 5 или 7, не помню. Вода не должна бултыхаться в банке, но и «брать» воду банка тоже не должна. Лучше присвечивать фонариком и посматривать. Главное не переливать.

После заливки воды я накрыл резиновыми крышечками банки и поставил батарею заряжать. А заряжал отдельно, большим зарядным, но думаю это не обязательно — можно заряжать просто в бесперебойнике. Если аккумуляторы разряжены ниже 10В, то зарядить их таким образом не удастся, есть сведения, что такие батареи тоже можно «раскачать», но для этого надо на начальных этапах подавать на них высокое напряжение (порядка 35В на 12В батарею) с контролем тока. Не пробовал, ничего конкретного сказать не могу. Рекомендовать этот способ так же не могу.

Первый момент — если вы перелили воды — она вернется из под крышки. Ее надо собрать шприцем и вылить в канализацию.

Второй момент — если вы накрыли банки крышками, то в процессе зарядки давление в банке немного поднимается и крышечки будут с характерным чпоком разлетаться по всей комнате. Это забавно, но только один раз. Я проверял дважды — во второй раз уже не весело. Я прикрывал крышки родной пластиковой крышкой, а на нее ставил груз.

После зарядки я немного разрядил аккумуляторы автомобильной «переноской», порядка получаса, измерял остаточное напряжение, прикинул емкость. Зарядил снова и опять немного разрядил.

Проделал тоже самое со второй батареей — в бесперебойнике их пара. После всего заклеил скотчем отковырянные крышки, поставил аккумуляторы на место.


За 10 минут при нагрузке в 110ВА аккумуляторы разрядились до 79 процентов. Время работы на батарее несколько менялось, в конце софт говорил о почти 29 минутах + 10 уже прошедших выходит почти 40 минут. Меня такое положение вещей устраивает. Вполне хватит, чтобы пойти и запустить генератор. Когда он у меня будет :). А по пути еще и чаю заварить. И выпить его.
Если исходить из 79% — это 21% за 10 минут или 47 минут работы от батарей. Где-то в районе того, что обещает софт.
Другой вариант расчета — полная емкость батарей 12В * 7Ач * 2шт = 168 Ватт/часов. Это в идеале. При нагрузке в 110Вт заряда должно хватать на 1,5 часа. Но в реальности даже на новых батареях такого времени работы не будет — разрядный ток великоват и отдаваемая емкость будет ниже. Сложно однозначно сказать на сколько восстановилась емкость, но очень похоже, что процентов до 80 от номинальной. На мой взгляд — совсем не плохо для одного шприца, банки дистиллята и часа времени.

Мораль сей басни такова:
— Проверяйте периодически время работы от батарей. Свинью они вам могут подложить в самый неприятный момент.
— На свой страх и риск даже видавшие виды аккумуляторы можно восстановить малой кровью. А нет, так всегда успеется купить новые.

проверка емкости аккумулятора


Каждый свинцово-кислотный аккумулятор со временем теряет свою максимальную ёмкость и эксплуатационные свойства, на пластинах образуется налет из солей сернокислотного свинца - сульфатация. Количество кислоты на процент электролита становится меньше и естественно плотность электролита уменьшается.

Как можно проверить аккумулятор?

  • Плотность электролита, это самый старинный и популярный метод, но в современных герметичных аккумуляторах нет отверстий для проверки таким способом. Этим методом можно лишь немногое узнать о общем состояние аккумулятора и его ближайшем будущем.
  • С помощью нагрузочной вилки. Она представляет собой ручку с двумя клеммами-щупами которые на 1 сек. подключаются к контактам аккумулятора. В составе устройства есть шкала вольтметра и нагрузка которая рассчитана на определенной емкости аккумулятор (автомобильный). Устройство показывает напряжение под нагрузкой и в зависимости от показаний его стрелки можно было судить о исправности аккумулятора.
  • Тестер свинцово-кислотных аккумуляторов - электронное устройство способное за несколько секунд (до 3 сек.) показать много параметров аккумулятора, основные это: ток, напряжение, ёмкость, прогноз по сроку службы аккумулятора.
  • Контрольный разряд - ну недостаток в том что аккумулятор надо полностью зарядить и проверять его работу (разрядку) по заведомо известной нагрузкой длительное время. Это занимает много времени и тратит ресурс аккумулятора.

Проверка аккумулятора подручными средствами

Перед проверкой аккумулятор обязательно надо полностью зарядить.
Для проверки нужна нагрузка соответствующая половине ёмкости аккумулятора (в ампер-часах)
Например: у нас есть герметичный аккумулятор 12 вольт 7A/h - значит нам нужна нагрузка в 3.5 ампера. При 12 вольт (3.5 * 12 = 42 ) это 42 Ват

На некоторых моделях указывается еще меньший параметр тока (например такая надпись - Initial current less than - 2.1А) исходя из этого берем эту цифру 2.1 * 12вольт = 25Ват - это рабочая нагрузочная мощность аккумулятора.

Теперь нам нужна нагрузка средняя между рабочей и половиной от максимальной ёмкости, это примерно 35 Ват, если рабочий ток не указан, можно взять и 40 Вт.
В качестве нагрузки лучше всего подойдет лампочка (но можно и другую аналогичную нагрузку по току) на 12 вольт и мощностью в 35-40 Вт.

проверка емкости аккумулятора


Итак, подключаем лампочку к клеммам аккумулятора на время в 2 минуты и смотрим не меняет ли лампочка яркости, если свет потускнел за такое время то аккумулятор неисправен.
Если же все без изменений то по достижению 2 минут свечения, подсоединяем к светящейся лампочке вольтметр (мультиметр) и смотрим напряжение:

  • больше 12.4вольт - аккумулятор сохранил свою номинальную ёмкость и полностью исправен.
  • 12-12.4вольт - аккумулятор исправный но уже подуставшый
  • меньше 12вольт - 50% от номинальной ёмкости аккумулятор уже утратил и его лучше заменить.

Следует быть уверенным что аккумулятор был полностью заряжен, лучше всего заряжать его на протяжении суток или минимум 6 часов соответствующим времени током.

аккумулятор-ипб

Блоки питания

Новое в мире систем бесперебойного питания (ИБП)? Рассмотрите это руководство по покупке ИБП, которое познакомит вас с основными понятиями, лежащими в основе систем ИБП, и с тем, какой тип будет лучше всего соответствовать вашим требованиям.

ипб-для-компа

ПК заполнены ценными, но деликатными аппаратными компонентами, которые часто уязвимы для повреждений, вызванных внезапной потерей питания. Качественная система ИБП предназначена для их защиты (и данных, на которые они полагаются) в случае отключения электроэнергии, скачка напряжения в сети или другого нетипичного события питания.

АКБ для ИБП становятся все более популярными в качестве дополнительных периферийных устройств, используемых в домашних и рабочих ПК, в серверных и сетевых средах и во многих других критически важных для компьютера приложениях. В таких сценариях источники бесперебойного питания обеспечивают пользователям компьютеров дополнительное спокойствие и дополнительный уровень безопасности как для их аппаратного обеспечения, так и для данных.

Аккумулятор для ИБП — кратко о важности правильно выбора АКБ для ИБП

В случае отключения электроэнергии, аккумулятор для бесперебойника переключается на питание от батареи, чтобы обеспечить непрерывный источник питания на всю длину батареи. Срок службы батареи зависит от системы и зависит от того, сколько энергии вы используете. Резервная батарея дает вам время для отключения чувствительного оборудования, серверов или даже игровых консолей без потери данных или прогресса. Различные системы ИБП также обеспечивают определенный уровень защиты от других проблем с питанием.

ИБП, по своей сути, представляет собой систему резервного питания от батареи, которая обеспечивает питание достаточно долго, чтобы оборудование могло должным образом отключиться при сбое электросети. Это помогает предотвратить потерю данных и сводит к минимуму нагрузку, вызванную жестким отключением вашего электронного оборудования.

бесперебойник для акуумулятора

Батарея для ИБП также является устройством защиты от перенапряжений, который защищает подключенные устройства от проблем с питанием, таких как скачки напряжения или ненормальное напряжение, которые могут повредить, сократить срок службы или повлиять на производительность электронного оборудования и устройств.

Классификация АКБ для ИБП

Многие люди знают только об одном типе проблемы с питанием: отключение электричества. Это когда питание отключается и остается от нескольких секунд до нескольких дней. Но существует гораздо больше общих проблем с властью.

По конструктивному признаку

  • батареи по технологии AGM;
  • батареи по технологии GEL (гелиевый).

По типу электролита

  • литий-ионный аккумулятор для ИБП;
  • свинцово-кислотный аккумулятор для ИБП;
  • никель-металлогидридный аккумулятор для ИБП;
  • никель-кадмиевые аккумуляторы для ИБП.

Неисправность аккумулятора для ИБП

Основные причины выхода из строя аккумулятора для ИБП 12v 7ah указаны в таблице:

поломанный-ибп

Виды неисправностей

Обычно встречаются такие неисправности:

  • перегрев;
  • спонтанное выключение;
  • снижение емкости аккумулятора;
  • выход напряжения за допустимые рамки;
  • короткое замыкание;
  • окисление контактов.

Как восстановить аккумулятор, инструкция

Делая покупки во время работы, вы будете учитывать, сколько времени батареи ИБП могут поддерживать оборудование при перебоях в электроснабжении, когда электроснабжение недоступно. Имейте в виду, что количество поддерживаемых ватт влияет на время работы: чем меньше подключенная мощность, тем дольше будут работать батареи. Чем больше мощность, тем короче время работы бесперебойного блока питания.

Чтобы определить время выполнения, мы хотим найти диапазон. Начните с количества минут, которые потребуются для полного выключения устройства, а затем установите приемлемый диапазон времени работы. Чем шире диапазон, тем больше вариантов выбора аккумуляторов для UPS. Рассмотрим как восстановить поврежденные механизмы.

С помощью дистиллированной воды

восстановление-ипб

Длительная зарядка

Обычный способ зарядить аккумулятор, который происходит в автоматическом режиме. Коммунальные источники питания снабжают электроэнергией в форме синусоидального переменного тока. Когда ИБП находится в нормальном режиме, он передает ту же электрическую синусоидальную волну на подключенные устройства. Если ИБП переключается на работу от батареи, он вырабатывает синусоидальное или симулированное синусоидальное электричество для питания вашей электроники.

Циклический разряд-заряд

Синусоидальный выход имеет разрыв мощности в каждом цикле. Иногда этот разрыв мощности может вызвать напряжение в блоке питания чувствительной электроники, нанося им вред.

Вам понадобится ИБП с синусоидальной технологией, если вы хотите подключить следующее:

  • Apple iMac Компьютеры
  • Компьютеры и оборудование, являющиеся эффективными системами Energy Star или 80 PLUS с использованием активных источников питания PFC.

Электронное оборудование с активными источниками питания PFC может неожиданно отключиться при использовании ИБП с имитацией синусоидальной волны, что может привести к потере данных или повреждению оборудования. Системы ИБП, которые обеспечивают синусоидальный выходной сигнал, предотвращают неожиданные отключения и повреждение электронного напряжения.

Если вам нужна помощь в определении того, использует ли устройство активные схемы PFC, обратитесь к производителю устройства.

Как правильно заряжать аккумулятор для бесперебойника

Источники питания ИБП обычно располагаются между сетевой розеткой и питаемым компьютером, подключенные к каждому через отдельные кабели. В зависимости от специфики предполагаемой среды использования и его общей мощности, резервная батарея среднего ИБП для дома или офиса обычно представляет собой относительно небольшой и компактный «умный» блок, построенный на основе перезаряжаемой аккумуляторной батареи.

Традиционно, это чаще всего свинцово-кислотная (VRLA) батарея, но текущие разработки в области литий-ионных технологий также означают, что литий-ионные элементы в настоящее время становятся все более распространенными компонентами в основе современных систем ИБП.

Напротив, литий-ионные аккумуляторы ИБП, как правило, гораздо более компактны и легки, и могут похвастаться целым рядом встроенных функций управления питанием, таких как расширенные функции зарядки и балансировки напряжения и энергии. Многие бренды также предлагают более продолжительный ожидаемый срок службы, чем свинцово-кислотные батареи в целом, а это означает, что в течение достаточно продолжительного периода времени они могут закончить, доказывая столь же экономичный выбор. Однако вначале цены на ИБП с литий-ионными батареями, как правило, отражают их значительно более высокие производственные затраты, поэтому первоначальный взнос обычно будет дешевле для устройства на основе VRLA.

зарядка аккумулятора ипб

Условия зарядки нового АКБ

Существует также третий вариант для батарей ИБП, а именно: «мокрый / затопленный элемент» или VLA. Они гораздо менее широко доступны в качестве приобретаемых опций в крупных ИБП или готовых ИБП, так как они предназначены для весьма специфических применений и сред. Во-первых, их химический состав означает, что они потенциально опасны, если они не хранятся в отдельно стоящих отсеках для хранения аккумуляторов, а также требуют регулярного технического обслуживания пользователей в плане пополнения уровня их дистиллированной воды и постоянного мониторинга их данных для выравнивания и калибровки.

Хотя это делает аккумуляторы VLA совершенно непрактичными для подавляющего большинства домашних пользователей и даже большинства офисных сред, мокрые ячейки могут давать явные преимущества в определенных конкретных случаях использования, таких как крупномасштабные серверные центры, где отличной долгосрочной надежностью и стабильностью являются ключевые требования выше удобства или практичности.

Подключить к сети без нагрузки

Свинцово-кислотные аккумуляторы, как правило, требуют минимального технического обслуживания и, как правило, рассматриваются в качестве базовых, надежных рабочих станций источника питания ИБП с типичным сроком службы 5 лет. «VR» в VRLA означает регулируемый клапан, имея в виду тот факт, что аккумуляторы VRLA имеют встроенные, автоматически управляемые вентиляционные системы для контроля выброса постепенного накопления газа в определенных точках цикла зарядки-разрядки аккумулятора. Эта важная функция запускается внутренними датчиками давления и, как и большинство аспектов типов ячеек VRLA, работает лучше всего, когда батарея хранится в сухом помещении с контролируемой температурой, например в средней комнате с центральным отоплением в доме или офисе.

Зарядка в зимнее время (особенности)

Проводимость тока через элемент при холодной температуре значительно выше. Чтобы не передержать заряд, нужно обратиться к инструкции по эксплуатации, в которой производитель обычно укзаывает нормы зарядки и соответствующие коэфициенты для зимнего времени.

Подключение нагрузки после первого цикла зарядки

аккумулятор-ибп

Как выбрать аккумулятор для бесперебойника

При выборе и сравнении форм-фактора основное внимание уделяется тому, где вы собираетесь его использовать. Настольный или компактный ИБП может незаметно прятаться под столом. Башня или мини-башня будут иметь приятный эстетический дизайн, позволяющий сидеть на столе или столе. ИБП в стойке хорошо работает в серверных комнатах.

Критерии выбора

Какой тип ИБП мне нужен?
Составьте список ваших наиболее распространенных проблем с питанием из приведенных выше определений и используйте приведенную ниже таблицу, чтобы выбрать, какая топология решает ваши проблемы.

Вот пример списка оборудования, чтобы проверить нагрузки:

Как только вы рассчитали свою нагрузку, посчитайте количество сетевых шнуров, которые вы хотите подключить к ИБП. Ваша система ИБП должна иметь достаточно розеток для покрытия количества шнуров питания. Помните, что свинцовый аккумулятор не всегда лучше гелиевого.

привет подскажите если знаете как то проверить приборчиком там амперметров вольтметром и так далее.. нужно проверить насколько хороша работоспособна на сколько примерно хватит АКБ которая в бесперебойнике используется??

есть 4 акб хрен знает может что то и рабочее из них не хочется 700 руб за новую выкидывать
как можно проверить кроме как поставить ее в упс подзаряжать часов 5-6 потом включить просто комп и посмотреть сколько минут выдержит:)) уж долго это 4 акб проверять

Ну вольтметром можно проверит напряжение, например если на АКБ 2 вольта, то врядли вы его приведете в хорошую форму. А проверить без зарядки и последующей разрядки вы никак не сможете без навыков ясновидения.

netman, дату выпуска посмотреть. Если прошло более 3-х лет, то смысла их использовать имхо нет. Я подсоединяю автолампу на 55 вт параллельно с вольтметром. Если за 15 мин не садится ниже 12 в, приписываю к числу живых. Не претендую на исключительность метода

Мне на работе интересный метод показали. гг)

Берешь отвертку, замыкаешь контакты, если искрит и вспышка дугоообразная пошла, значит заряд еще есть

Мне на работе интересный метод показали. гг)

Берешь отвертку, замыкаешь контакты, если искрит и вспышка дугоообразная пошла, значит заряд еще есть


я думаю от аккума бесперебойника никакой дуги не будет.
думаю проще подрубить какую-либо лампу и замерить как быстро заряд уходит

Технологии в музыку

я думаю от аккума бесперебойника никакой дуги не будет.
думаю проще подрубить какую-либо лампу и замерить как быстро заряд уходит

С чего такое решение? Не напряжение ли маловато? Нужно вольт 1000?
Искра сильнее, чем сильнее ток. Напряжение- лишь косвенный показатель, ибо при КЗ ток короткого замыкания ограничивается лишь внутренним сопротивлением источника (и, следовательно, в идеальном случае стремится к бесконечности). Так что на свинцово- кислотном аккумуляторе в хорошем состоянии, при напряжении 12 вольт можно выжать ампер 100, что достаточно для небольшой дуги.

С чего такое решение? Не напряжение ли маловато? Нужно вольт 1000?
Искра сильнее, чем сильнее ток. Напряжение- лишь косвенный показатель, ибо при КЗ ток короткого замыкания ограничивается лишь внутренним сопротивлением источника (и, следовательно, в идеальном случае стремится к бесконечности). Так что на свинцово- кислотном аккумуляторе в хорошем состоянии, при напряжении 12 вольт можно выжать ампер 100, что достаточно для небольшой дуги.

Другой вопрос как повлияет такой разряд на пластины.

Технологии в музыку

Другой вопрос как повлияет такой разряд на пластины.

Где в Чебоксарах большой выбор аккумов для ИБП, нужен 3,5 Ач 12В под ИБП Powercom WOW 500U

Читайте также: