Как провести урок информатики без компьютера

Обновлено: 07.07.2024

В эпоху гаджетов школьная информатика многим родителям кажется архаизмом, ведь дети приходят в класс, уже зная, как работать со смартфоном, и множество других базовых вещей. Но информатика это не только технологии, но еще наука и программирование. И задача педагога — вызвать у ребенка интерес и к этим сторонам предмета. О том, как увлечь учеников информационными технологиями, просто говорить о сложном и не быть занудным, рассказывают создатели и пользователи бесплатного курса информатики для школьников в Яндекс.Учебнике.

1. Помните, не все хотят быть программистами

Несмотря на то, что знание основ информатики сегодня считается хорошим тоном, не всем детям интересна сфера IT. Учитывайте это при проведении уроков. Кому-то достаточно базовых сведений, а кто-то хочет по-настоящему углубиться в предмет, понять принципы информационной безопасности, научиться программировать.

Курс Яндекс.Учебника для 7 классов дает такую возможность. Например, учитель может индивидуализировать задания, выбирая уровень сложности. В курсе есть задания из ОГЭ, а для самых продвинутых детей — дополнительные сложные задания и ссылки на интересную информацию.

2. Доносите пользу

Кроме того, во многих топовых вузах изучение информатики, особенно программирования, продолжается. Например, Михаил Густокашин, директор центра студенческих олимпиад факультета компьютерных наук ВШЭ, отмечает, что в Высшей школе экономики, учить язык программирования Python обязали всех студентов: и востоковедов, и рекламщиков, и историков.
Объясните ребятам, что умение писать код — это умение говорить по делу. Программирование развивает навык автоматизации процессов. Люди которые умеют программировать, знают, что усовершенствовать можно что угодно, и у них для этого есть идеи. А еще они понимают, что ошибки — это часть процесса обучения, и что брошенная на полпути программа никогда не заработает, даже «на троечку».

Именно так реализована практика в курсе Яндекс.Учебника: у ученика есть неограниченное число попыток для того, чтобы написать правильный код, пока он тренируется.

3. Не будьте занудными

Как бы дети ни прониклись актуальностью предмета, изучать его на неинтересных заданиях они не будут. Поэтому используйте самые разные приемы и инструменты. Оживить раздаточный материал поможет приложение для создания дополненной реальности HP revial, познакомиться с разными языками программирования поможет SoloLearn, онлайн-курсы для самых заинтересованных можно найти на Coursera.

В курсе от Яндекс.Учебника собраны такие задания, при выполнении которых скучать точно не придется. Например, устройство ПК изучается через квест, цель которого — помочь бабушке с высокими требованиями выбрать компьютер. Соответственно, ребенок не просто изучает, что есть процессор, а в нем ядра, оперативная память и далее по списку, а понимает, для чего все это нужно. Программировать дети учатся на одном из самых ходовых существующих языков программирования Python. В курсе задания сопровождаются теорией: если дети что-то пропустили, встроенные шпаргалки" напомнят им, как все это работает.

4. Показывайте класс

Подростки верят учителю только когда видят, что он профессионал. Поэтому демонстрируйте на уроках свою компетентность, это мотивирует детей на изучение предмета. Людмила Босова, известный педагог, автор учебников и образовательных программ по информатике рассказывает, как это работает:

«Недавно я показывала детям перевод в двоичную систему счисления. И даже на два мы делили на калькуляторе. Тогда я в уме посчитала для них перевод в восьмеричную систему, затем — в шестнадцатеричную, продиктовала им. Они были в восторге, проверив за мной на калькуляторе. Они не хотели уходить из класса. Обсуждали, что я в уме могу делить на 8, на 16. После уроков они пришли меня «трясти» — как я это делаю?»

5. Позволяйте детям больше практиковаться

В этом году ЕГЭ по информатике впервые будут сдавать на компьютерах. Такое решение властей говорит в пользу увеличения доли практики в школьном курсе.

В курсе от Яндекс.Учебника теория минимальна, и упор как раз делается на деятельность ученика. В курсе есть встроенный редактор кода, встроены сторонние программы, текстовые и графические редакторы. Дети обучаются на реальных инструментах, которые после урока уже готовы использовать для решения своих повседневных задач.

Каждый раз, когда министр просвещения говорит такие слова как "цифровизация", "компьютеризация", "дистанционное обучение" - я всегда недоумеваю - насколько же царь не знает, что в его царстве делается.

Так уж случилось, что мне довелось вести информатику в школе почти 10 лет. Так как я не профессионал, то я уделял больше внимание практике, нежели математической теории. Мне так было проще.

А с практикой было непросто.

Представьте - на дворе второе десятилетие 21 века, а мои школьники сидят втроем за одним компьютером. Один, значит, мышкой елозит, второй - на кнопки нажимает, третий - пальцем в экран тычет.

Вот она проблема - в провинциальных небольших школах мало компьютеров. Первые компьютеры в нашу школу выдали в начале 2000-х. Потом еще дали три штуки. А потом примерно в 2011 году. Так они и стоят до сих пор.

Но вот только компьютеры выдали настолько бюджетные-пребюджетные, что включить на них что-то кроме "ворда" и "экселя" было не всегда просто. Я даже как-то смотрел сумму, по которой эти компьютеры поступили из бюджета. Сумма мне показалась немного очень сильно завышенной.

Для кабинетов за это время тоже выдали 2 или 3 компьютера. Но они стоят в кабинетах.

Вспомнил, еще выдавали учительские моноблоки. Но они, в основном, приказали долго жить.

А в кабинете информатики так и стоят несчастные компьютеры, которые устарели еще до того, как их выдали.

Когда я отказался вести информатику по причине недостатка времени, то даже вздохнул свободно. Командовать школьными компьютерами - то еще удовольствие. Хочешь сделать как лучше, но не можешь - а от этого и сам расстраиваешься.

От кого зависит материально-техническое оснащение школы - я понятия не имею. Мне кажется, что это зависит не от кого, а от чего - от уровня благосостояния региона и района.

Общаешься к примеру, с учителями из нашего нашей области - в деревнях у всех такая картина. Общаешься с учителями с "Севера" - кажется, что они живут в другой стране под названием "Финляндия" или "Исландия". Там вообще таких вот "деревенских" проблем нет. У них даже интерактивные доски есть.

За 14 лет работы школе я ни разу не видел интерактивную доску. Их нет. Картинки смотрел. Даже как-то в курсах участвовал на тему "Как работать с интерактивной доской, которой у вас нет и вряд ли когда она у вас будет". Вещь это очень интересная. Я бы не отказался с такой работать. Да и ученикам было бы интереснее. Но нет. Пусть космические корабли и бороздят просторы Вселенной, а у нас тут своя атмосфера.

Самое ужасное будет, если вдруг скажут "Объявляется дистанционное обучение. Но учителя должны приходить в школу и проводить обучение по вебкамерам на школьных компьютерах".

Во-первых, где брать вебкамеры. А во-вторых, школьные компьютеры не потянут работу в режиме онлайн.

Но теперь это не мои заботы. Теперь все "страненькие" распоряжения и обещания из министерства воспринимаются лишь с долей иронии. Теперь уже можно воскликнуть, как тот мальчик из Ералаша:

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добить ся; что поможет учителю в дости жении цели (средства), а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкрет ные дидактические задачи

В методической разработке рассмотрены виды нетрадиционных уроков: «КВН», «Урок аукцион», «Что? Где? Когда?», «Общественный смотр знаний» и другие. Показана методика проведения данных уроков на конкретных темах дисциплины «Информатика». Активные методы обучения развивают аналитические способности школьников, активизируют их познавательную деятельность, развивают умения творчески применять полученные знания, воспитывают коллективизм, взаимоответственность. Нетрадиционные виды уроков можно проводить при изучении нового материала, а. также, при его закреплении и повторении.

Каждый учитель, взяв за основу любой из предложенных уроков, может применить его к своей дисциплине и провести интересное и продуктивное занятие, т.е. провести свой урок на «Отлично».

Любые занятия, на которых применяется компьютер, являются, как правило, значимыми для обучающихся и любимыми ими, т.е. благодаря использованию ЭВМ на уроках информатики достижение указанных выше условий значительно облегчается. Таким образом, компьютер – это, во-первых, очень привлекательный объект познания; во-вторых, хорошее средство для реализации индивидуального стиля деятельности ученика: с возможностью предъявления материала в различном темпе, разнообразных формах, с заданиями, как на скорость, так и с неограниченным временем выполнения и т.д.

В то же время основная цель курса информационной культуры –это не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития обучающегося; поэтому даже при условии использования ЭВМ на уроке два вышеназванных условия эффективности обучения не решаются автоматически.

В связи с этим перед учителем информатики встают те же задачи мотивации и разнообразия стилей обучения, как и перед учителями других предметов.

Одним из средств решения этих задач является применение интерактивных форм и способов обучения.

В курсе информатики учащиеся знакомятся с множеством новых терминов и понятий: информация, процессор, архитектура, алгоритм, программирование и т.д. Большая часть учеников «вызубривают» материал, т.е. изучают его без осознания. В результате, когда на последующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученный материал не является хорошей основой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без формирования операций логического мышления.

Одно из эффективных средств, способствующих осознанию материала, его закреплению и усвоению - это игра. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. В игре воссоздаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, развивает аналитические способности учеников, развивает умения творчески применять полученные знания, воспитывает коллективизм, взаимоответственность.

Игры и разнообразные игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:1) стимулирование мотивации и интереса;2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме; 3) развитие навыков; 4) изменение установок; 5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам. В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма и др. Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре 1 .

Различные игры применимы при опросе знаний обучающихся, в качестве зачётных занятий, при обобщении и повторении блока тем или разделов; они дают возможность учителю проверить усвоение темы, выявить пробелы в знаниях.

В своей методической разработке я хочу рассмотреть некоторые виды нетрадиционных учебных занятий применительно к урокам «Информатика и вычислительная техника».

Как можно учить детей информатики, если у в школе нет ни одного компьютера? Учитель информатики Овура Квадву из сельской школы в Гане, Западная Африка, нашёл выход — он рисует всё на доске. Это задачка не из лёгких, но парень не жалеет себя и своего времени, чтобы показать школьникам то, с чем они столкнуться, когда сядут за настоящий компьютер.

Информатика без компьютеров. Информатика, Умкра, Длиннопост

В крупных городах Ганы школы оснащены компьютерами, но, к сожалению, это не относится к школам в отдалённых районах страны. Поэтому учитель информатики, не жалея себя и своего времени рисует программы прямо на доске, и одной из таких программ стала Microsoft Word

Информатика без компьютеров. Информатика, Умкра, Длиннопост

Попав в сеть данные фотографии стали вирусными, что хорошо сказалось на состоянии сельских школ Ганы, так как небезразличные (и по всей видимости небедные люди) принялись жертвовать компьютеры, ноутбуки и видеопроекторы.

Как бы смешно это не выглядело, но в школе где нет компьютеров это единственный способ объяснить ученикам, что в конце концов преподаёт учитель.

Овура Квадву, учитель информатики, собственной персоной:

Информатика без компьютеров. Информатика, Умкра, Длиннопост

У них там электричества тоже нет по ходу :) На кой им компы

Пффф, у нас в школе тоже информатика без компов была.

Непонятно только, какое отношение имеет ворд к информатике.

а вы заметили, какой учитель элегантный чел?

ну было похожее, когда нам в классе должны были агаты заменить, но еще не заменили..

может заслать свой старый системник негритосам? Я их не переношу, но стремление к знаниям достойно уважения.

Синий экран тоже рисует?))


Угадай, сколько мне лет?

Чтобы не спрашивать напрямую у девушек возраст, всегда спрашивал, кто они по китайскому гороскопу, разброс по годам составляет 12 лет, легко можно догадаться.

Как-то одна девушка сказала, что она родилась в год Быка, и я ей сказал, что она неплохо выглядит для своих 35 лет.

А оказалось, что ей 23 года.


Кортеж президента Турции уступает дорогу скорой


Доброта

Доброта


Внимательная

Внимательная

Разный подход

Недавно хотел найти видео по разборке моего ноутбука для апгрейда, несколько удивлен результатом:

Американский канал: "Обратите внимание - один из болтов не выкручивается и должен остаться в крышке, он даже внешне отличается от всех остальных, это даже описано производителем в инструкции!"

Русский канал: "При разборке мы столкнулись с проблемой - один из болтов плохо выкручивался, но мы все равно вытащили его. ".


Узнал

Узнал Скриншот, Facebook


Выгодный курс

Выгодный курс Юмор, Скриншот, Twitter, Бог, Сатана, Длиннопост, Энергия

Так вон оно как

То самое место

То самое место Кавказская пленница, Алушта, Крым, Леонид Гайдай, Трус Балбес Бывалый, Фотография


Эта кабинка, наверное, всегда свободна

Все еще хочешь детей?

Все еще хочешь детей? Дети, Родители и дети, Родители, Молодые родители, Картинка с текстом, Юмор

Остросюжетый триллер

Школьники и Смс бомберы

Случилась тут неприятность у моей жены, почти каждый день иногда через день, ее телефон начинал разрываться в течении часа от смсок с разных сервисов типа МТС и различных доставок. Она подумала что это из-за оплаты услуг на одном из сайтов, так продолжалось последний месяц.

Но буквально на днях ее осенило, смс спам начинался всегда перед уроком в одном из классов (жена учитель), она пошла и прямо перед всем классом сказала что думает что это кто то из них и попала в точку! Одноклассники мгновенно сдали одного из учеников! Парень таким способом пытался срывать уроки и самостоятельные работы. Так что вдруг у кого из педагогов есть такая же проблема, обратите внимание, возможно это один из ваших учеников.

ТерПЕНИЕ, только терПЕНИЕ

На сегодняшней день, большинство родителей и воспитателей детских садов считают, что информaтика это сложный предмет, овладение которым требует наличие какой-либо вычислительной техники, то есть компьютера. Однако, основные понятия информaтики вполне доступны детям дошкольного возраста, познакомиться с принципами составления программ и основными конструкциями алгоритмических языков, можно не имея под руками ни какой вычислительной техники.

На начальных этапах она преподносится в неразрывной связи с логикой, которую у малышей развивают традиционно. Непосредственно информатика переплетается также с мaтематикой, частично с русским языком (в части упорядочивания предметов, выявления их свойств).

Мы предлагаем детям играть в игры и решать задачи, требующие приемов и навыков, аналогичных применяемым при работе с информационными технологиями. Главное, для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Понятно, что для развития мышления компьютеры использовать не обязательно.

Поэтому, была разработана Программа подготовки дошкольников по информатике «Всё по полочкам» (авторы: А. В. Горячев, Н. В. Ключ). Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информaтика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А. В. Горячева.Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендaции к курсу информaтики для дошкольников”, “Все по полочкам” рабочая тетрадь. “Информатика для дошкольников” – это прекрасное практическое пособие для педагогов, где досконально расписаны задачи, ход занятий, подготовка к их проведению. В тетрадях много занимательных игр, заданий творческого характера. Я с удовольствием использую эту программу в своей работе. И по этой программе обучение дошкольников можно проводить без использования компьютеров.

Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования и для творчества.

В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе и в быту.

Дыхательная гимнастика для дошкольников

Дыхательная гимнастика для дошкольников Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно - оздоровительной работы в детском саду. Она, как правило, проводится в форме.

Фотоотчет о научном шоу для дошкольников

Фотоотчет о научном шоу для дошкольников Сегодня двенадцатого июля в нашем детском саду прошло удивительное мероприятие для дошкольников опыты на основе заморозки. Очень интересное.

Консультация для родителей «Детские проблемы. Я не могу без компьютера или телефона» Несомненно, компьютер/телефон с выходом в интернет – чрезвычайно полезное достижение человечества. Это и справочник, и энциклопедия, и клуб.

Мирилки для дошкольников. Картотека

Мирилки для дошкольников. Картотека К Международному дню дружбы. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Невозможно обойтись без ссор.

Опыты для старших дошкольников

Опыты для старших дошкольников С какой стороны листа в растение проникает воздух? Материал: цветок в горшочке; вазелин. Нанесите толстый слой вазелина на верхнюю сторону.

Патриотические стихи для дошкольников Что мы Родиной зовем? Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем! Что мы Родиной зовем?.

Презентация «Пасха» для дошкольников» Презентация «Пасха» для дошкольников» Слайд 1 Цель: познакомить детей с таинством Пасхи. Прививать чувство уважения к народным традициям.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Стихи к 8 марта для дошкольников Весна шагает по дворам в лучах тепла и света, Сегодня праздник наших мам, и нам приятно это. Стоит мимоза на столе в хороший день весенний.

Интегрированный урок «Мощность» (физика-информатика) Цели урока: познавательная: получить знания о мощности как о физической величине; развивающая: развивать познавательные интересы, интеллектуальные.

Читайте также: