Как раскачать динамики edge

Обновлено: 05.07.2024

Производители акустических систем рекомендуют прогревать новые аппараты, то есть начинать прослушивание после нескольких часов их работы как бы на холостом ходу. Лучше всего для прогрева подойдет розовый шум — специальный сигнал, содержащий все частоты слухового диапазона, у которого самые громкие звуки — басовые, а чем выше частота, тем меньше громкость.

В этом случае правильно распределяется нагрузка на СЧ/НЧ-динамики и твитер. Но слушать такой «концерт», да еще в течение нескольких часов, весьма неприятно, поэтому можно использовать и обычную музыку, но «пошумнее».

Сложно

Воспринимаемый человеком звук — это движение воздуха, и порождается он тоже движением: поверхности стены, если вы слышите голоса из соседней комнаты, или диффузоров динамиков колонок при прослушивании CD. Так что в колонках происходит то же, что и в других движущихся механизмах, — их составные части «притираются», то есть от трения сглаживаются даже мельчайшие неровности поверхностей, требующие дополнительной энергии при работе.

И автомобили рекомендуется не использовать на повышенных скоростях, пока у них не наберется несколько тысяч километров пробега, да и новые туфли могут доставить неприятности, пока не разносятся. А еще не надо забывать, что в динамиках применяется много эластичных материалов. Из них изготавливаются, например, подвесы и центрирующие шайбы.

Многие детали склеиваются, и клей не просто лежит между ними — он проникает в их поверхностные слои, образуя новую структуру. Сначала она застывает, но потом ее эластичность необходимо восстановить.

Это и происходит в процессе первоначальной работы АС. От движения материалы нагреваются, меняются их свойства, и эти изменения сохраняются, как бы запоминаются. Колонки с динамиками, имеющими металлические диффузоры, надо греть дольше — у металлов небольшая теплоемкость, они быстрее остывают, поэтому медленнее прогреваются слои клея и резины подвеса, к которому они прикрепляются.

А именно подвес и является одним из главных источников нелинейных искажений в звуке, и если его характеристики еще не пришли в норму, то прямая зависимость смещения диффузора от приложенной к нему силы может быть нарушена. Это приведет к появлению гармоник, нарушающих правильность воспроизведения, и просто шумов.

Просто

Суть процесса элементарна и может быть легко показана. Возьмите картонку или пластинку целулоида и попробуйте согнуть. Она сопротивляется. Но согните ее пару раз туда-сюда и она буквально будет болтаться по линии перегиба.

Динамики — электромеханическая система. И диффузор имеет эластичный подвес. А представляет он из себя какую ни будь комбинацию того же картона, пластика, ткани, резины.

Но «эластичность» подвеса новых динамиков сродни той новой картонке.

Что такое прогрев акустики?

Прогрев — это принудительный процесс механического «размягчения» эластичного подвеса.

Прогрев колонок это разминка всех эластичных элементов (подвесов, центрирующих шайб и т.п.). Чем более низкочастотный динамик, тем он более критичен к разминке.

Естественно после этого подвес дифузора будет более «отзывчивый» на малейшие принуждения магнитного поля катушки динамика — отсюда и большая громкость и лучшая динамика и чистота звука.

После прогрева уйдет резкость на ВЧ (если была) и улучшиться качество (не количество) НЧ.

Искажения хорошо различимы на слух, поэтому часто звук новых колонок резкий и неприятный. Не стоит заставлять их играть на полную громкость — это может привести к перегреву и выходу из строя динамиков.

Почти все производители акустических систем настоятельно рекомендуют своим потребителям прогревать новые колонки, то есть начинать полноценное прослушивание АС как минимум после нескольких часов их непрерывной работы на «холостом» ходу.

Некоторые производители акустики прогревают колонки еще на заводе, но в любом случае полезно просмотреть инструкцию по эксплуатации, где изготовитель дает свои рекомендации. Бывает и так, что без этой процедуры не обойтись и перед каждым прослушиванием — все зависит от свойств материалов.

Для прогрева динамиков необходимо использовать специальные измерительные генераторы, формирующие необходимые сигналы или записи (mp3, flac, wav) этих сигналов.

Лучше всего для прогрева подойдет розовый шум — специальный сигнал, содержащий все частоты слухового диапазона, у которого самые громкие звуки — басовые, а чем выше частота, тем меньше громкость.

В этом случае наиболее правильно распределяется нагрузка между СЧ/НЧ-динамиками и ВЧ-динамиком (твитером).й

Где найти треки/музыку для прогрева колонок?

Для прогрева колонок есть несколько решений, можно скачать следующие треки:

  1. IsoTek Full System Enhancer & Rejuvenation Disc — содержит три диска: для малой акустики, для большой акустики (включая сабфувер), быстрое обновление.
  2. Tara Labs cascade noise burn-in disc — продвинутый материал для прогрева аудиоэлектронных компонентов и аудиокабелей, включая кабели с такими приспособлениями, как батареи или сети фильтров.. Авторы утверждают, что лучше аналогов благодаря основной фишке — последовательности сигналов прямоугольной формы.

Как прогревать акустику?

Пользователю следует записать файл на диск, установить его в проигрыватель, выставить оптимальный уровень громкости и выбрать режим воспроизведения «Continuous» или «Repeat».

Эффект может быть заметен уже через несколько часов, однако производители рекомендуют воспроизводить «розовый шум» до тех пор, пока сессии прогрева не перестанут приносить результат.

Почему "эстрадные" динамики так сложно заставить работать в мидбасовом диапазоне?

Мидбас – это самая больная (хотел написать "большая", но с такой опечаткой получилось даже лучше) проблема большинства "эстрадных" систем. Давайте разберём, почему автомобильной "эстраде" так тяжело даётся этот диапазон.

Для начала нужно понимать, что чем ниже частота, тем больший объём воздуха нужно "двигать" динамику для получения одной и той же громкости. Это физика. Сделать это можно только двумя способами – или увеличивать площадь диффузора, или увеличивать его ход.

На самом деле есть и третий способ – поставить динамик в корпус с фазоинвертором, и тогда в мидбасовом диапазоне в работу включится порт. Такое акустическое оформление широко используется, например, в сценических аудиомониторах. Но для машины в большинстве случаев нужно, чтобы динамики играли тупо при установке в двери, мало кто городит для них специальные корпуса. Так что этот вариант в нашем случае, к сожалению, обречён на провал.

Остаётся выбирать что увеличивать – размер диффузора или его ход. Но более крупный динамик имеет и более тяжёлую подвижную систему. Для сабвуферов это ещё нормально, потому что им не нужно забираться высоко по частоте. А вот для НЧ/СЧ динамиков – не очень, потому что они должны уметь работать ещё и на средних частотах, а инерция тяжёлого диффузора просто не позволит им этого делать.

Первый вывод. Чтобы автомобильный "эстрадный" динамик хоть как-то забирался в мидбасовый диапазон, оставаясь при этом жизнеспособным на средних частотах, он должен иметь, как минимум, достаточный для этого ход диффузора. И главную роль в этом играют совсем не подвесы, а длина намотки звуковой катушки.

Теперь пару слов о параметрах. Точнее – об электрической добротности Qes. С одной стороны, её низкое значение – это хорошо, потому что это означает хороший "держак" динамика, мотор не отпускает диффузор болтаться как известный продукт в проруби.

С другой стороны, чем ниже добротность, тем более пологой получается АЧХ динамика – его отдача в мидбасовой области сильно падает. Что толку, если точный и чёткий мидбас не будет слышно за орущим среднечастотным диапазоном?

Вот тут как раз и нужно бы "подтянуть" отдачу динамика в мидбасовом диапазоне с помощью фазоинвертора. Но мы уже решили, что в машине с этим мало кто будет заморачиваться. А это значит, что низкая Qes для автомобильного "эстрадного" НЧ/СЧ динамика – не такое уж и подходящее решение. По крайней мере, в двухполосных системах, когда от динамика ожидается работа и на мидбасе, и на СЧ одновременно.

Компромисс для двухполосных систем – Qes порядка 0,7. В этом случае при обычной дверной установке и отдача на мидбасе не пострадает, и электрический "держак" у динамика хоть какой-то ещё будет сохраняться.

На конкретном примере

Теперь, собственно, конкретный живой пример, который как раз и стал поводом собрать все эти мысли воедино. Эти динамики я видел ещё на стадии прототипов, но сесть за статью решил уже после того, как они пошли в серию. Как обычно у Edge, они имеют длиннющие многобуквенные индексы EDPRO6BP-E8 (6.5 дюймов) и EDPRO8BP-E8 (8 дюймов).

На деле они оказались редкими представителями "эстрады", которые имеют все признаки универсальных динамиков – могут работать в классических системах в мидбасовом (да-да, они умеют играть мидбас) звене и при желании позволяют жёстко "навалить волюмэ".

С виду ничто не выдаёт в них каких-то особенных мидбасовых способностей. Оба динамика имеют диффузоры, почти традиционные для обычной "эстрады" – целлюлоза средней плотности. Ну, может, чуть поплотнее и пожёстче привычного.

Узнать точную длину намотки катушек не удалось, но судя по тому, что я подсмотрел через отверстия под фланцем центрирующей шайбы у 6.5-дюймовой модели, линейный ход диффузора составляет что-то около 3 мм в каждую сторону (получается около 6 мм от края до края). Конечно, не сабвуфер, но предпосылки к работе на мидбасе уже вполне достаточные.

Похоже, динамик сделан с толком, а не просто как конструктор собран из первых попавшихся и подходящих по размеру элементов. Смотрим и анализируем параметры:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 78 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 6,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,97
  • Qes (электрическая добротность) – 0,74
  • Qts (полная добротность) – 0,66
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 16 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,0 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,1 дБ
  • Fs (собственная резонансная частота) – 79 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,3 л
  • Qms (механическая добротность) – 8,39
  • Qes (электрическая добротность) – 0,81
  • Qts (полная добротность) – 0,73
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 27 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,6 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 89,7 дБ

В конструкции моторов явно присутствует кольцо Фарадея (оно же – короткозамкнутый виток). В прошлых тестах я уже рассказывал о том, для чего оно нужно и как работает, поэтому сейчас скажу коротко – кольцо Фарадея как бы "компенсирует" индуктивность звуковой катушки, и на высоких частотах усилитель начинает "видеть" динамик почти как обычный резистор (обратите внимание на графики чуть выше – с ростом частоты импеданс почти не лезет вверх, как это бывает у обычных динамиков). Как результат – динамик имеет более высокую отдачу на СЧ/ВЧ, да ещё и искажения при этом уменьшаются.

Есть, конечно, и минусы, и один из них – это увеличение электрической добротности (иными словами, ухудшается электрический "держак" мотора). Но если параметры кольца подобраны умело, то его можно использовать как инструмент для коррекции Qes. В нашем случае им подогнали значение добротности как раз к нужной величине, о которой как раз говорил чуть выше.

Оба динамика начинают уверенно работать достаточно низко для "эстрады", и при этом неплохо чувствуют себя наверху. Их можно спокойно использовать в двухполосных системах. Под углом к динамикам АЧХ становится корявой, но при таких глубоких диффузорах этого и следовало ожидать. Впрочем, для "эстрады" работа динамика под углом не столь важна.

Не скажу, что диффузоры ведут себя идеально при работе динамиков, но откровенной "ломки", как это иногда бывает, удалось избежать. Опять же спасибо их форме и здоровенным колпакам.

С искажениями на верхнем мидбасе и СЧ дела обстоят типично для "эстрады", но тут самое главное, что гадкая третья гармоника нигде не пытается вылезти на первый план. А вот с повышением частоты отчасти начинает сказываться влияние кольца Фарадея – искажения не просто снижаются, а получаются даже немного ниже, чем обычно приходится видеть в традиционных конструкциях "эстрады".

Как ставить и настраивать?

Чтобы снова не ударяться в теорию, вот вам готовый рецепт, как использовать возможности этих динамиков по полной и получить по-настоящему универсальную систему – и для обычного повседнева (наконец-то с нормально звучащим мидбасовым диапазоном), и для "наваливания волюмэ на поляну".

Ставим по два динамика в каждую дверь (неважно, 6.5 или 8 дюймов, главное, чтобы одного размера). Про твитеры не говорю, их выбираем по вкусу, но одной пары для четырёх мидбасовых Edge будет достаточно.

Подбираем 4-канальный усилитель, способный выдать в каждый канал по 200-300 Вт на 2 Ом. Обязательное условие – либо усилитель, либо головное устройство должны иметь фильтры для поканалки (с возможность резать не ниже 7 кГц). Я бы выбрал второй вариант, в таких ГУ обычно ещё и задержки есть.

В каналах НЧ/СЧ подрезаем сигнал сверху на 5-6 кГц (за счёт горба на АЧХ динамики по факту будут доигрывать немного выше). В каналах твитеров подрезаем сигнал снизу на 7-10 кГц – при такой частоте твитеры лучше "срастутся" с динамиками.

В обычном "повседневе", когда вы просто катаетесь на машине, НЧ/СЧ динамики можно спокойно подрезать снизу на 60-80 Гц, на обычной и даже повышенной громкости они будут чувствовать себя нормально. Когда же нужно совсем "сорвать башню" громкостью, перестраиваете фильтр выше – вплоть до 150-200 Гц. Просто следите при этом за ходом диффузора, чтобы он оставался в небольших пределах.

Я уже давно планировал собрать мысли по поводу проблем с мидбасом в "эстрадных" системах, и Edge как-то удачно для этого подвернулись. На самом деле некоторые "эстрадные" динамики вполне умеют играть мидбас, но делают это либо только в фазоинверторном оформлении (что для машины не слишком удобно), либо только в составе трёхполосных систем.

Здесь же получается исключение из правила – мы можем ставить динамики в двери, нам не нужны дополнительные среднечастотники, и при этом мы не получаем типичную "мидбасовую дырку" между СЧ динамиками (которые не умеют играть низко) и сабвуфером (который слишком тяжёл, чтобы дотягивать до СЧ).

В общем, если вы не готовы к "бразильским стенам" или к увешиванию орущими динамиками всех калиток до отказа, а хотите получить просто очень громкую универсальную систему, эти модели динамиков очень даже достойны внимания. Несмотря на свою "эстрадную" сущность и способность переваривать дикую мощность (с такими-то катушками), они могут нормально работать и в классических системах тоже.

Как у маленьких портативных колонок получается такой сочный бас

Маленькие и громкие музыкальные бестии заполонили дома и улицы. Высокое качество звука, издаваемое портативными колонками, вызывает желание разобраться в их внутреннем мире. Посмотрим, как этим малышкам удается выдавать такое чистое звучание на низких частотах и сочные басы даже при высокой громкости.

Фазоинвертор VS Пассивный излучатель

В классических колонках для усиления звука используется фазоинвертор — полая конусообразная трубка. Его легко обнаружить визуально — на следующих изображениях это круглое отверстие сбоку саба:

Обратная сторона динамика излучает звуковые волны, от которых трудно избавиться в замкнутом пространстве. Чтобы колонка не посылала волны сама в себя, в закрытый ящик добавляется фазоинвертор, синхронизирующийся с фронтальными волнами.


Диффузор колеблется — фаза и амплитуда движения воздуха меняются. У этой старой схемы наблюдаются серьезные проблемы с басами при повороте фазы на 180 градусов, давление падает ниже частоты фазоинвертора — 24 дБ/окт.

Когда в такой колонке выставляешь звук на максимум, труба начинает завывать, не хуже Кентервильского привидения.

Пассивный излучатель работает по схожему принципу. При этом он не создает посторонних шумов, выдает глубокие басы и помещается в маленький корпус.

Принцип работы пассивного излучателя

Основная задача излучателя — поднимать низкие частоты. Справляется он с этой задачей используя внутреннее давление от динамика.

Взгляд снаружи

Излучатель размещается внутри резинового круга, который крепится к корпусу колонки. По сути это тот же диффузор, что и в динамике, только в качестве чаши используется корпус колонки и нет питания.


Вся конструкция закрывается пластиковым кольцом. В некоторых моделях кольца являются частью корпуса.

Взгляд изнутри

Поскольку у пассивного излучателя нет катушки и вообще какой-либо электромагнитной системы, которая бы приводила его в движение, остается только сила активного излучателя, то есть самого динамика.


В герметично закрытом корпусе длинноходовой динамик заставляет вибрировать воздух, который давит на излучатель. В свою очередь излучатель начинает двигаться в такт волнам, насколько ему позволяет резиновый подвес и сжимает воздух внутри корпуса.

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика, показывающая тональный баланс. Выражается в зависимости громкости на выходе от частоты воспроизводимого гармонического колебания. Общий КГИ — коэффициент гармонических искажений, измеряется по усредненному значению всех высших гармоник сигнала. Гармоника — название одного тона в натуральном звукоряде.

Воздух становится плотнее и в свою очередь давит на диффузоры активного динамика, ограничивая обратный ход.


В результате басы отрабатывает именно пассивный динамик, в то время, как активный обеспечивает звучание на средних и высоких частотах.

Как не удивительно это звучит, но качественный звук обеспечивает именно давление внутри колонки. Если герметичность нарушить — звук значительно ухудшится.

Два пассивных излучателя синхронизируются в своем движении, обеспечивая тем самым громкий звук. Чем больше внутреннее пространство корпуса, тем качественней будет музыка на низких частотах, но от размеров динамика и его конструкции тоже многое зависит.

Длинноходовые динамики

Длинноходовые динамики оснащаются удлиненной голосовой катушкой, что обеспечивает увеличение амплитуды колебания.


Резиновый внешний подвес и увеличившаяся амплитуда приводят к смещению басовика диффузора от центральной точки. Раскаченный динамик заставляет сильнее вибрировать пассивный излучатель.

Роль динамиков в акустике

В колонке может быть один или два динамика. Одноголосная колонка может быть громкой, но объемного звука, увы, не выдаст. С двумя динамиками можно ощутить все оттенки музыкальной композиции на средней громкости и порадовать соседей хрипящим басом на максимальной громкости.

Для вечеринок больше подходят модели Stereo 2.1, созданные для проигрывания музыки на природе или в просторных помещениях. Именно они выпускаются с двумя встроенными пассивными излучателями, обеспечивающими отличную передачу басов.


В некоторых моделях динамики расположены на разных высотах, чтобы звук одинаково хорошо распространялся вверх и вниз. Чистота звучания колонок с пассивным излучателем зависит от их месторасположения. Чтобы добиться лучшего качества, поэкспериментируйте с местоположением, высотой и материалом поверхности, на которой лежит колонка.

Удивительно, что такое простое с виду устройство как пассивный излучатель, способно повлиять на качество музыки. Малютка JBL с легкостью перекрикивает классические колонки, выдавая при этом отличный звук на низких частотах и великолепные глубокие басы. Если хотите больше узнать о портативных колонках и их особенностях, посмотрите этот видеоролик.

Как у маленьких портативных колонок получается такой сочный бас

Маленькие и громкие музыкальные бестии заполонили дома и улицы. Высокое качество звука, издаваемое портативными колонками, вызывает желание разобраться в их внутреннем мире. Посмотрим, как этим малышкам удается выдавать такое чистое звучание на низких частотах и сочные басы даже при высокой громкости.

Фазоинвертор VS Пассивный излучатель

В классических колонках для усиления звука используется фазоинвертор — полая конусообразная трубка. Его легко обнаружить визуально — на следующих изображениях это круглое отверстие сбоку саба:

Обратная сторона динамика излучает звуковые волны, от которых трудно избавиться в замкнутом пространстве. Чтобы колонка не посылала волны сама в себя, в закрытый ящик добавляется фазоинвертор, синхронизирующийся с фронтальными волнами.


Диффузор колеблется — фаза и амплитуда движения воздуха меняются. У этой старой схемы наблюдаются серьезные проблемы с басами при повороте фазы на 180 градусов, давление падает ниже частоты фазоинвертора — 24 дБ/окт.

Когда в такой колонке выставляешь звук на максимум, труба начинает завывать, не хуже Кентервильского привидения.

Пассивный излучатель работает по схожему принципу. При этом он не создает посторонних шумов, выдает глубокие басы и помещается в маленький корпус.

Принцип работы пассивного излучателя

Основная задача излучателя — поднимать низкие частоты. Справляется он с этой задачей используя внутреннее давление от динамика.

Взгляд снаружи

Излучатель размещается внутри резинового круга, который крепится к корпусу колонки. По сути это тот же диффузор, что и в динамике, только в качестве чаши используется корпус колонки и нет питания.


Вся конструкция закрывается пластиковым кольцом. В некоторых моделях кольца являются частью корпуса.

Взгляд изнутри

Поскольку у пассивного излучателя нет катушки и вообще какой-либо электромагнитной системы, которая бы приводила его в движение, остается только сила активного излучателя, то есть самого динамика.


В герметично закрытом корпусе длинноходовой динамик заставляет вибрировать воздух, который давит на излучатель. В свою очередь излучатель начинает двигаться в такт волнам, насколько ему позволяет резиновый подвес и сжимает воздух внутри корпуса.

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика, показывающая тональный баланс. Выражается в зависимости громкости на выходе от частоты воспроизводимого гармонического колебания. Общий КГИ — коэффициент гармонических искажений, измеряется по усредненному значению всех высших гармоник сигнала. Гармоника — название одного тона в натуральном звукоряде.

Воздух становится плотнее и в свою очередь давит на диффузоры активного динамика, ограничивая обратный ход.


В результате басы отрабатывает именно пассивный динамик, в то время, как активный обеспечивает звучание на средних и высоких частотах.

Как не удивительно это звучит, но качественный звук обеспечивает именно давление внутри колонки. Если герметичность нарушить — звук значительно ухудшится.

Два пассивных излучателя синхронизируются в своем движении, обеспечивая тем самым громкий звук. Чем больше внутреннее пространство корпуса, тем качественней будет музыка на низких частотах, но от размеров динамика и его конструкции тоже многое зависит.

Длинноходовые динамики

Длинноходовые динамики оснащаются удлиненной голосовой катушкой, что обеспечивает увеличение амплитуды колебания.


Резиновый внешний подвес и увеличившаяся амплитуда приводят к смещению басовика диффузора от центральной точки. Раскаченный динамик заставляет сильнее вибрировать пассивный излучатель.

Роль динамиков в акустике

В колонке может быть один или два динамика. Одноголосная колонка может быть громкой, но объемного звука, увы, не выдаст. С двумя динамиками можно ощутить все оттенки музыкальной композиции на средней громкости и порадовать соседей хрипящим басом на максимальной громкости.

Для вечеринок больше подходят модели Stereo 2.1, созданные для проигрывания музыки на природе или в просторных помещениях. Именно они выпускаются с двумя встроенными пассивными излучателями, обеспечивающими отличную передачу басов.


В некоторых моделях динамики расположены на разных высотах, чтобы звук одинаково хорошо распространялся вверх и вниз. Чистота звучания колонок с пассивным излучателем зависит от их месторасположения. Чтобы добиться лучшего качества, поэкспериментируйте с местоположением, высотой и материалом поверхности, на которой лежит колонка.

Удивительно, что такое простое с виду устройство как пассивный излучатель, способно повлиять на качество музыки. Малютка JBL с легкостью перекрикивает классические колонки, выдавая при этом отличный звук на низких частотах и великолепные глубокие басы. Если хотите больше узнать о портативных колонках и их особенностях, посмотрите этот видеоролик.

Читайте также: