Как разобрать ибп powercom

Обновлено: 07.07.2024

Имеется УПС Powercom BNT-400A, как он вышел из строя - сказать не могу, от владельцев внятного объяснения добиться не удалось.
Сначала он просто при включении пытался стартонуть, при это слышен характерный нарастающий гул работы трансформатора (такое ощущение, что он начинает работу с большой перегрузкой, или вообще с к.з.), а через менее, чем секунду после попытки старта - выключался.
Мне удалось найти перегоревший (я так понимаю) предохранитель F1 (0.1/1W) по схеме, выполненный в виде резистора (пять полос: кор./черн./серебр./золот./бел.). Заменил пока на обычный 0,315A. УПС начал включаться на холостом ходу, без нагрузки. Все тесты проходит, сеть на нагр. выходах появляется.
Но при попытке включить с нагрузкой - F1 перегорает. Если УПС включить до подключения нагрузки, а затем подсоединить - работает, но при попытке протестировать его в бесперебойном режиме - опять-таки перегорает F1.
Я так понимаю срабатывает защита в контроллере, которая полевиком Q21 и глушит этот предохранитель.
Но вот почему она срабатывает - никак понять не могу. Горит он, судя по всему, где-то на этапе тестов АКК. с нагрузкой при включении, или при переходе в бесперебойный режим.
Схема моего УПС-а немного отличается от представленной, у меня версия BNT-V3.0, от 28.05.2003.
Реле все выпаивал/проверял на замыкание (без нагрузки!) - исправны, транс живой - сопротивление высоковольтной обмотки 22 Ом на отводе 19 Ом.
Полевики не выпаивал, но прозвонил - не пробиты.

Не хочется грешить на контроллер - его, я так понял, в случае чего уже не найти. А как его проверить - я алгоритмов пока не нашел.

Может у кого какие соображения?

В ходе экспериментов замечено, что даже на холостом ходу, как при включении, так и при переключении на батарею часто имеет место "ложное" срабатывание защиты, в результате чего перегорает F1.
И еще, в режиме работы от батареи напряжение на выходе - не 220В, а 180В. Это вообще нормально или нет?

Источники бесперебойного питания (ИБП) достаточно давно заняли место необходимого компонента в современных компьютерных системах и совокупностях других приборов, используемых как на предприятиях, так и в домашних условиях. Многие потребители знакомы с особенностями работы и разновидностями ИБП. Для них обычный источник бесперебойного питания для компьютера или, к примеру, специализированные бесперебойники для котлов не являются чем-то новым и незнакомым. Особенно на территории нашей страны, где электросети, что уж говорить, не характеризуются стабильностью выдаваемых конечным потребителям показателей. Да и подача электроэнергии, ни для кого не секрет, может быть неожиданно прекращена, пусть и на короткое время, но в любой момент.

Такой полезный и нужный ИБП

Прежде чем переходить к рассмотрению возможностей ремонта ИБП своими руками, а именно об этом пойдет речь ниже, следует еще раз отметить важность этих устройств. Бесперебойники являются неким барьером между устройствами - потребителями электроэнергии и теми неприятностями, которые может принести нестабильность подаваемого в аппаратуру электрического питания. Разработчики постоянно совершенствуют свои продукты и делают их более универсальными.

устройство ибп

Таким образом, устройство ИБП позволяет организовать в большинстве случаев довольно надежную защиту не только ценной информации пользователя в случае с ПК при неожиданном выключении света, но и аппаратным компонентам других устройств, которые чувствительны к перепадам напряжения или его исчезновению. Но даже прибор, призванный защищать другие устройства от поломок, сам иногда может выйти из строя. Рассмотрим основные компоненты, из которых состоит бесперебойник, а также относительно легко устранимые неисправности ИБП.

Устройство ИБП

По своей сути источники бесперебойного питания являются довольно сложными электронными устройствами, состоящими из множества компонентов. Если рассмотреть схему ИБП, причем практически любого, можно обнаружить, что устройство состоит из компонентов, представленных:

  • преобразователями;
  • переключателями;
  • устройствами хранения электрической энергии (в большинстве случаев - аккумуляторная батарея).

неисправности ибп

Почему происходят поломки

Известно, что чем сложнее система, тем больше вероятность того, что она выйдет из строя из-за поломки одного или нескольких отдельных компонентов. В общем случае сложность устройства ИБП обусловлена довольно широким перечнем функций, которые прибор должен выполнять. Сюда относится не только возможность подачи энергии в электрические аппараты в момент пропажи напряжения в сети, но и стабилизирующие, защитные функции. Есть устройства, к которым предъявляются еще более широкие требования. К примеру, бесперебойники для котлов должны, помимо вышеперечисленного, иметь на своем выходе правильную синусоиду. Такая сложность системы обусловливает возможность проявления некоторых неисправностей, хотя такое происходит нечасто. Что делать в этом случае? Как осуществить ремонт ИБП своими руками?

Меры предосторожности

Прежде чем переходить к манипуляциям с аппаратом, следует учитывать, что ИБП – это сложное электронное устройство и при проведении ремонтных работ нужно соблюдать меры предосторожности. Все операции с бесперебойником можно осуществлять, только убедившись, что устройство обесточено. Никакие советы и секреты ремонта ИБП, услышанные от знакомых или найденные в интернете, не спасут от поражения электрическим током в случае необдуманных действий и неаккуратного обращения с компонентами, находящимися под напряжением!

ремонт ибп своими руками

С чего начать?

Конечно же, ИБП, как и любой другой электронный прибор, требует при своей эксплуатации выполнения некоторых элементарных правил. Очень часто причиной кажущейся пользователю неисправности являются неправильно подключенные провода, ослабление или окисление с течением времени клемм их подключения и т. п. Прежде чем задумываться о проведении серьезного ремонта прибора, необходимо внимательно осмотреть соединение проводов, проверить их работоспособность, отсутствие переломов и разрывов кабелей, питающих ИБП, наконец, убедиться в наличии электропитания в розетке.

Поддержка работоспособности

В большинстве случаев рассматриваемое устройство служит своему владельцу долгие годы и без особых проблем. При этом для достижения такого положения вещей требуется регулярное обслуживание ИБП, которое заключается в замене аккумуляторной батареи (примерно раз в два года) и общем контроле исправности электронных компонентов. Если для контроля свойств конденсаторов, резисторов и других электронных элементов понадобятся довольно глубокие знания в электронике и схемотехнике либо поход в сервисный центр, то заменить аккумулятор ИБП, вышедший из строя или утративший свои свойства со временем, может практически каждый. Такой ремонт ИБП своими руками приходится осуществлять практически каждому владельцу устройства хотя бы единожды за жизненный цикл бесперебойника.

бесперебойники для котлов

Предохранитель

Если бесперебойник не включается после перепада напряжения или в результате короткого замыкания в питающей сети, вполне вероятно, что для восстановления работоспособности устройства не потребуется даже его разборка. Первое, что нужно сделать, осуществляя ремонт ИБП своими руками, – это осуществить проверку целостности плавкого предохранителя и его замена в случае необходимости. Поскольку данный компонент выходит из строя достаточно часто, производители ИБП конструируют свои устройства таким образом, чтобы пользователь мог осуществить процедуру самостоятельно. Сами запасные предохранители часто входят в комплект поставки бесперебойника. Если же их нет, аналогичный извлеченному из устройства защитный элемент можно приобрести в любом магазине, где продаются радиодетали. Для замены предохранителя нужно найти на корпусе специальный содержащий его лоток и извлечь/выкрутить - в зависимости от конструкции - содержимое. После замены установить лоток на свое место. Более подробно процедура описана в инструкции к ИБП, но в целом любой домашний мастер разберется и без нее.

секреты ремонта ибп

Замена батареи

Для замены аккумуляторной батареи понадобится совсем немного времени и единственный инструмент – крестовая отвертка. Изначально требуется выкрутить несколько винтов, скрепляющих части корпуса и расположенных снизу ИБП, в специальных отверстиях. Это позволит снять верхнюю крышку и получить доступ к батарее. Аккумулятор в большинстве случаев не закреплен каким-то особым способом внутри корпуса и извлекается достаточно легко. Нужно лишь отсоединить два провода, которые подключаются к батарее с помощью клемм. После извлечения источника сохранения энергии из корпуса ИБП необходимо определить его маркировку и приобрести аналогичную батарею в специализированном магазине. Сборка ИБП производится в обратном порядке:

  1. Установка батареи.
  2. Подключение проводов, соблюдая полярность.
  3. Установка и соединение между собой частей корпуса устройства.

обслуживание ибп

Сложный ремонт

Если вышеописанные советы выполнены, то есть ИБП подключен правильно, предохранитель в устройстве цел и аккумуляторная батарея исправна, а бесперебойник все равно не работает должным образом, вероятно, самым правильным решением будет обращение для ремонта аппарата в сервисный центр. Дело в том, что схема ИБП довольно сложна для обычного пользователя, диагностика и замена в случае необходимости отдельных электронных компонентов без специальных инструментов и навыков мастера в домашних условиях часто просто неосуществимы. Таким образом, пытаясь починить нерабочий прибор без определенных знаний и умений, а также без наличия соответствующего оборудования домашний мастер может лишь усугубить ситуацию.

схема ибп

В общем случае, решив починить неисправный ИБП самостоятельно, нужно в первую очередь взвесить свои силы и возможности. От обычного пользователя чаще всего требуется проведение простейших манипуляций, которые правильнее было бы отнести к обслуживанию устройства, а не его ремонту. Устранение сложных поломок лучше доверить профессионалам.

ИБП

Сегодня мы поговорим о помощи первому другу компьютеров – источнику бесперебойного питания.

Источник бесперебойного питания (ИБП) предназначен для защиты и аварийного питания компьютеров.

Это такой себе «спасатель». Но иногда самому «спасателю» требуется помощь. Ведь ИБП, как и любая техника, может ломаться!

Мы рассмотрим в этой статье лишь самые простые неисправности, возникающие в процессе эксплуатации.

Они не потребуют больших усилий для своего устранения. Сложные случаи оставим профессионалам.

Итак, ИБП не работает вообще

Первым делом надо вскрыть корпус и внимательно осмотреть печатную плату со стороны деталей и паек. Сгоревшие детали, подлежат, естественно, замене. Особенно внимательно (желательно с лупой) следует осматривать пайки разъемов и выводов элементов, через которые протекает большой ток.

Сильноточные детали – это, прежде всего, транзисторы инвертора. Чаще всего в инверторах применяются мощные полевые транзисторы (ПТ), сопротивление открытого канала которых составляет величину в сотые и тысячные доли Ома.

Плохая пайка

Это очень небольшое сопротивление, но через транзисторы могут протекать токи в десятки ампер. Поэтому они установлены на радиаторах (или на одном общем радиаторе).

Если транзистор (или другая деталь) сильно греется, то маркировка, выполненная чаще всего белой краской, темнеет. При этом темнеет и припой в месте пайки. Если деталь вплотную прилегает к плате, то в месте соприкосновения потемнеет и сама плата.

Иногда вокруг выводов сильноточных деталей возникают характерные кольцеобразные трещины. Контакт в таких местах между выводом и печатной платой обладает повышенным сопротивлением, что приводит к еще большему нагреву.

Все плохие и подозрительные пайки следует тщательно пропаять!

Проверка деталей ИБП

Полевые транзисторы ИБП

После внешнего осмотра необходимо проверить тестером транзисторы инвертора. Для этого надо ознакомиться со статьей «Что такое полевой транзистор и как его проверить?»

Если транзисторы окажутся неисправными, их необходимо заменить такими же или аналогичными.

Далее следует проверить предохранитель. В ИБП обычно имеется минимум два предохранителя. Первый (к которому есть доступ снаружи) – по сети 220 В. Он имеет номинал в несколько ампер, который зависит от мощности ИБП. Чем мощнее ИБП, тем больше номинал.

Предохранитель ИБП

Чаще всего он расположен в специальном гнезде, в непосредственной близости от разъема сетевого шнура. Извлечь его можно с помощью отвертки с узким лезвием. Часто держатель предохранителя имеет гнездо для еще одного предохранителя (запасного) и сам предохранитель. Так что сгоревший предохранитель можно оперативно заменить.

Второй предохранитель установлен на плате по цепи +12 В, в плюсовой шине аккумулятора. Он рассчитан на гораздо больший ток (30 – 40 А и больше). Дело в том, что при исчезновении напряжения начинает работать инвертор, и аккумулятор должен отдать большой ток.

Например, при активной мощности 250 Вт нагрузки, подключенной к ИБП, аккумулятор должен отдать ток 250:12 = 21 А. И это без учета потерь в инверторе!

низковольтные предохранители инвертора

Обычно это предохранитель имеет номинал 30 или 40 А. В более мощных ИБП их может быть два, при этом они устанавливаются параллельно. Такие предохранители используются в автомобилях, поэтому их можно при необходимости найти на авторынке.

Отметим, что предохранители в большинстве своем не выходят из строя «просто так». Поэтому, перед тем, как менять их, необходимо удостовериться в исправности других деталей – выпрямительных диодов, тех же транзисторов инвертора.

Иногда перегорание предохранителей может быть вызвано межвитковым замыканием в трансформаторе, но, к счастью, такое случается редко.

Проблемы с переключающими реле

Реле в ИБП

Переключение ИБП в режим работы от аккумулятора осуществляется чаще всего посредством электромеханических реле. Используются реле постоянного тока с катушкой на 12 или 24 В и мощными контактами. Иногда контактная группа одного из реле выходит из строя.

Проявляться это может тем, что бесперебойник не включается вообще или не переключается на аккумуляторы при исчезновении сетевого напряжения. При подозрении на такую неисправность следует выпаять реле и проверить сопротивление замыкающего контакта тестером.

Контакты реле

Как правило, такое реле имеет один переключающий контакт.

Сопротивление разомкнутого контакта должно быть бесконечно большим, а замкнутого – иметь сопротивление порядка десятых долей Ома.

Если же оно равно нескольким Омам (или десяткам Ом), такое реле подлежит замене.

В заключение отметим, что при подаче питания на катушку должен быть слышен четкий щелчок. Если он не слышен или слышны какие-то «шорохи», имеет место механическая неисправность, и реле однозначно надо менять.

Скажем также, что электромагнитное реле – чаще всего штука надежная и долговечная.

Обычные (не герконовые) реле имеют ресурс не менее 100 000 срабатываний, чего с лихвой хватает на все время работы ИБП.

Во второй части мы продолжим знакомиться с простейшими неисправностями бесперебойников.

Спустя несколько лет после покупки UPS приходит время замены его аккумуляторной батареи. Многие производители рекомендуют заменять аккумулятор только в сервисном центре, хотя на деле это тривиальная задача.

Замена аккумулятора в ИБП

Небольшой рассказ о том, как поменять аккумулятор в ИБП своими руками. Фотографии и тонкости процесса — для UPS Ippon Back Power Pro 800. О выборе сменной батареи на замену я рассказывал в отдельной статье «Замена аккумулятора в ИБП: Особенности выбора батареи».

Необходимые инструменты

Для того, чтобы разобрать ИБП Back Power Pro нужны лишь две отвёртки:

  • Длинная крестовая отвёртка PH2, которой отвинчиваются утопленные винты корпуса;
  • Крестовая отвёртка PH1 для поперечины, удерживающей АКБ.

Все операции с корпусом и клеммами производятся вручную, стоит подумать о перчатках — кроме опасности электричества, внутри устройства скапливается много пыли, которую предстоит протирать.

Разборка ИБП Back Power Pro

Разборка ИБП - откручивание винтов длинной отвёрткой

Начало разборки ИБП

Первый шаг при замене батареи ИБП — разборка корпуса. У Back Power за соединение верхней пластиковой и нижней металлической части отвечают 4 длинных винта, которые сокрыты в глубоких колодцах. Чтобы добраться до них и нужна длинная отвёртка, порядка 10 см. Следует быть аккуратными, если сорвать шлицы — высверлить винты будет очень сложно.

Пойдём по этапам:

  1. Отключаем устройство от питания;
  2. Переворачиваем источник бесперебойного питания, находим ниши четырёх винтов;
  3. Аккуратно, но с силой выворачиваем винты;
  4. Переворачиваем корпус и «вытряхиваем» крепёж;
  5. Берёмся за заднюю часть верхней крышки и отгибаем её вверх;
  6. Нажимаем на переднюю часть верхней крышки сверху вниз, одновременно надавливая на клипсы, держащие пластиковый кожух под лицевой панелью;
  7. Аккуратно разделяем две части бесперебойника. Осторожно! Они соединены проводами и не стоит их дёргать.

Разборка ИБП - снятие кожуха

Самый сложный этап разборки ИБП — разделение двух частей корпуса

Самым сложным шагом будет шестой. Он требует опыта и сноровки, которого у обычного пользователя бесперебойника обычно нет. Держать сам корпус, давить на клипсы, приподнимать верхний кожух — это вызывает серьёзные проблемы у всех людей, меняющих аккумуляторы. Я слишком сильно давил на защёлки и на них остались следы отвёртки, замешкался даже профессионал, по видео которого действовал я (можно это увидеть на 2:30 в приложенном ролике).

После разделения двух частей корпуса можно протереть их от пыли и приступить к замене самой аккумуляторной батареи UPS.

Замена батареи UPS (ИБП)

Второй этап — замена элемента питания.

  1. Малой отвёрткой откручиваем два винта, удерживающие планку, снимаем её;
  2. Снимаем провода с клемм старого аккумулятора;
  3. Вынимаем старую батарею.

Установка новой аккумуляторной батареи происходит по тем же шагам в обратном порядке:

  1. Устанавливаем сменный аккумулятор;
  2. Подключаем провода;
  3. Накладываем удерживающую планку и закручиваем винты;

Цветовое выделение клемм и проводов на аккумуляторе ИБП

Работаем аккуратно и в перчатках. Несмотря на то, что аккумуляторы необслуживаемые и крепкие, относиться к ним надо с уважением. В Ippon Back Power Pro 800 аккумулятор весит 2,3 кг — не стоит его ронять. Корпус плотно сидит между колодцами удерживающих винтов, поджат специальной проставкой, и вставить его неправильно очень сложно.

Сложно ошибиться и с полярностью. В дополнение к обозначениям, и провода, и клеммы на аккумуляторе выделены цветом. «+» — красный, «-» — чёрный. На сменном аккумуляторе для ИБП Ippon IP12−9 можно увидеть отдельные наклейки, говорящие, какой провод к какой клемме подключать.

Сборка корпуса ИБП и завершение работы

В завершение — аккуратно собираем корпус бесперебойника. Самым сложным будет аккуратно уложить провода — они жесткие и сложно гнутся. Желательно, чтобы провода не касались трансформатора — он сильно греется во время работы и может подплавить изоляцию, если на производстве использовали некачественный провод.

Разделённые части корпуса ИБП

Разделённые части корпуса ИБП

А вот защёлки проблем, аналогичных тем, что были при разборе, не составят — верхняя крышка легко садится в пазы и закрывается. Действуем в обратном порядке:
  1. Приставляем нижнюю лицевую верхнего кожуха и придавливаем до щелчка фиксаторов;
  2. Прижимаем металлической крышки к остальному корпусу (сразу крышка не встанет, так как защёлки есть только на передней пластиковой части);
  3. Закручиваем четыре винта в колодцах.

Замена батареи в UPS завершена!

Балансировка батареи после замены не требуется — в бытовых источниках бесперебойного питания контроллер очень простой, и просто не поймёт, что от него нужно. Однако, после замены аккумулятора не стоит сразу давать нагрузку на устройство — ему необходимо 5−10 часов постоять под напряжением, чтобы полностью зарядить заменённый элемент питания.

Читайте также: