Как разобрать моноблок на велосипеде

Обновлено: 06.07.2024

Наконец-то весна вошла в свои права, уже тепло, скоро всё позеленеет, а значит, велосипедный сезон можно считать открытым. Только для меня это значит, что куча времени теперь будет тратиться на решение разных проблем с велосипедами. А семья у нас большая, велосипедов много, поэтому забот мне хватит на всю весну точно.

В этой публикации хочу рассказать о своей боли, когда вдруг вижу вот такой моноблок переключатель на велосипеде.

В прошлом году у нас в семье появилось два новых велосипеда, на которых изначально были установлены такие моноблоки.

На одном велосипеде катается сестрёнка одиннадцати лет. Она уже успела этой весной пробить колесо сразу в десяти местах. Раньше даже не знал, что такое вообще возможно. Ну да ладно, не об этом сейчас.

От чистого сердца рекомендую всем, у кого дети примерно её возраста, не покупать эти якобы удобные моноблоки. Потому что очень велика вероятность получить вот такую проблему.

Даже в Шимановских моноблоках почему-то делают очень некачественные ручки тормоза. Поэтому при первой же неаккуратной (что для ребёнка абсолютно нормально) укладке велосипеда на землю, не дай бог на асфальт, - ручке конец!

И проблема не в сломанной ручке (я менял их уже много раз), а в том, что её крайне трудно заменить. На моноблоке вообще невозможно, во всяком случае, я не знаю как это сделать.

Почему-то ручки тормоза не крепят болтами, а всё держится на заклёпках Почему-то ручки тормоза не крепят болтами, а всё держится на заклёпках

Из-за этих заклёпок ручку даже снять трудно. Поэтому я однажды кусок оставшейся части ручки отпилил, чтобы она не мешала установить новую тормозную ручку.

Вот, только это решение тоже сопровождается некоторыми трудностями, потому что моноблок довольно широкий. Поэтому добавить к нему ещё и тормоз очень непросто. Мне пришлось долго их подгонять друг к другу, чтобы удобно было тормозить и переключать скорости.

Да, я ещё и ручку от левого тормоза приделал справа. А что, какая ручка была дома, ту и приделал :) Это старый велосипед, поэтому над красотой не очень заморачивался Да, я ещё и ручку от левого тормоза приделал справа. А что, какая ручка была дома, ту и приделал :) Это старый велосипед, поэтому над красотой не очень заморачивался

Поэтому из своего опыта я абсолютно убеждён, что нужно покупать отдельно манетку переключения скоростей и отдельно ручку тормоза.

Посмотрите, как они компактно и удобно для руки расположены Посмотрите, как они компактно и удобно для руки расположены

Зачем вообще устанавливать моноблоки переключатели я не понимаю. Даже хваленые Shimano не помогут.

А вы пользуетесь моноблоками на велосипедах? Если кто знает, какие покупать ручки тормоза для велосипеда, огромный вам поклон и благодарность за подсказку! Всем спасибо за отзывы и приятных прогулок на велосипеде!

Какую смазку нужно использовать

В разных частях велосипеда используются отличные друг от друга смазки, которые условно делят на:

  • двухкомпонентные;
  • жидкие;
  • густые.

Смазки последнего типа используют для велосипеда как можно реже. В основном для таких частей, как цепь или педальный механизм, в ход идут двухкомпонентные смазки. А вот механизм шифтера требует еще большей нежности, поэтому в данном случае используется жидкое масло для швейных машинок или как его еще называют бытовое. Никакой слишком густой солидол или литол не подходят. Смысл и состоит в том, что жидкая смазка проникнет в самые недоступные части устройства. И сделает их работу абсолютно свободной.

Зачем нужны манетки на велосипеде


Манетки крепятся на руле велосипеда, они переключают скорость, как в переднем, так и в заднем узлах трансмиссии. Именно такой системой переключения оснащено подавляющее большинство современных многоскоростных велосипедов. Переключение осуществляется с помощью натяжения или наоборот – ослабления тросика, соединенного с перекидкой цепи. Конструктивно устройство манетки включает несколько деталей, требующих смазки.

Конечно, в изначальной конструкции велосипеда, такое устройство не предполагалось, так как достаточно было одной передачи и велосипедист перемещался в основном по ровным дорогам. Но перед современным велосипедом ставится гораздо больше задач: езда по пересеченной местности, скоростным шоссе, крутым подъемам, и тогда без шифтера не обойтись.

Затяжка резьбовых соединений в Нм

Стопорное кольцо кассеты — 30-50.
Гайка крепления оси колеса к раме и вилке — 30-45.
Контргайки конусов осей — 10-25.
Резьбовая трещотка — 35-50.
Корпус храповика (freehub) — 35-50.

Педали — 35-40.
Болты шатуна 30-50.
Шипы педалей (SPD) — 5-6.
Крестовина шатуна (старые системы) — 50-70.

Тормозные колодки — 5-7.
Крепление тормозных рычагов к раме — 6-8.
Зажим троса — 6-8.

Тормозной диск.
Shimano — 2-4.
Formula — 6.
Magura — 4.
Hayes — 5.
Тормозной суппорт (калипер).
Shimano — 6-8.
Formula — 9.
Magura — 6.
Hayes — 12.
Штуцеры гидравлических линий — 5-7.
Стопорное кольцо ротора (centerlock) — 40.
Расширительный бачок (винты крышки) — 0.3-0.5.

Чтобы значение момента затяжки было более точным, резьба должна быть чистая. Наличие трения в резьбовом соединении искажает показания динамометрического ключа.

Если резьбовое соединение раскручивается, даже при значении затяжки, указанном в инструкции, то применяют уплотнители резьбы в виде герметика или нити.

Также читать на эту тему:

Периодичность технического обслуживания велосипеда. Примерный график периодичности обслуживания компонентов велосипеда для горного велосипеда, который довольно экстремально эксплуатируется в велопоходах по пересечённой местности…

Схема профилактической смазки велосипеда. Рассмотрим схему профилактической смазки велосипеда – это точки велосипеда, которые смазываются регулярно после нескольких поездок. А также после попадания велосипеда под дождь или перед длительной поездкой…

Аптечка для ремонта и ухода за велосипедом. При подготовке к длительной поездке велосипедист постоянно ищет компромисс между полным комплектом велоаптечки и весом её содержимого. В этом случае лучше сэкономить вес на других вещах. Что толку например от лишней банки тушёнки, если…

Износ цепи велосипеда. На велосипедах применяют роликовые однорядные цепи с длиной звена 1/2 дюйма – 12,7 мм. В идеале новая цепь должна иметь длину 12,7, умноженное на количество звеньев в цепи. Как узнать состояние износа цепи, чтобы контролировать ситуацию и вовремя…

Видео-обзор процесса замены спицы

Стоит отметить, что многие проблемы, возникающие с горным велосипедом, можно решить своими силами. Самое главное — тщательно проанализировать ситуацию, запастись необходимыми инструментами и поэтапно устранить поломку. Отправляясь в дорогу, следует запастись инструментами, можно взять с собой инструкцию или мануал. И не стоит забывать про средства личной защиты. Шлем, нарукавники и наколенники являются обязательными атрибутами современных владельцев двухколесных транспортных средств.

В заключение предлагаем вам ознакомиться с видео, на котором показано, как можно самостоятельно собрать и отрегулировать все системы горного велосипеда.

Наконец-то весна вошла в свои права, уже тепло, скоро всё позеленеет, а значит, велосипедный сезон можно считать открытым. Только для меня это значит, что куча времени теперь будет тратиться на решение разных проблем с велосипедами. А семья у нас большая, велосипедов много, поэтому забот мне хватит на всю весну точно.

В этой публикации хочу рассказать о своей боли, когда вдруг вижу вот такой моноблок переключатель на велосипеде.

В прошлом году у нас в семье появилось два новых велосипеда, на которых изначально были установлены такие моноблоки.

На одном велосипеде катается сестрёнка одиннадцати лет. Она уже успела этой весной пробить колесо сразу в десяти местах. Раньше даже не знал, что такое вообще возможно. Ну да ладно, не об этом сейчас.

От чистого сердца рекомендую всем, у кого дети примерно её возраста, не покупать эти якобы удобные моноблоки. Потому что очень велика вероятность получить вот такую проблему.

Даже в Шимановских моноблоках почему-то делают очень некачественные ручки тормоза. Поэтому при первой же неаккуратной (что для ребёнка абсолютно нормально) укладке велосипеда на землю, не дай бог на асфальт, - ручке конец!

И проблема не в сломанной ручке (я менял их уже много раз), а в том, что её крайне трудно заменить. На моноблоке вообще невозможно, во всяком случае, я не знаю как это сделать.

Почему-то ручки тормоза не крепят болтами, а всё держится на заклёпках Почему-то ручки тормоза не крепят болтами, а всё держится на заклёпках

Из-за этих заклёпок ручку даже снять трудно. Поэтому я однажды кусок оставшейся части ручки отпилил, чтобы она не мешала установить новую тормозную ручку.

Вот, только это решение тоже сопровождается некоторыми трудностями, потому что моноблок довольно широкий. Поэтому добавить к нему ещё и тормоз очень непросто. Мне пришлось долго их подгонять друг к другу, чтобы удобно было тормозить и переключать скорости.

Да, я ещё и ручку от левого тормоза приделал справа. А что, какая ручка была дома, ту и приделал :) Это старый велосипед, поэтому над красотой не очень заморачивался Да, я ещё и ручку от левого тормоза приделал справа. А что, какая ручка была дома, ту и приделал :) Это старый велосипед, поэтому над красотой не очень заморачивался

Поэтому из своего опыта я абсолютно убеждён, что нужно покупать отдельно манетку переключения скоростей и отдельно ручку тормоза.

Посмотрите, как они компактно и удобно для руки расположены Посмотрите, как они компактно и удобно для руки расположены

Зачем вообще устанавливать моноблоки переключатели я не понимаю. Даже хваленые Shimano не помогут.

А вы пользуетесь моноблоками на велосипедах? Если кто знает, какие покупать ручки тормоза для велосипеда, огромный вам поклон и благодарность за подсказку! Всем спасибо за отзывы и приятных прогулок на велосипеде!

СпортМастер

Умение разбирать велосипед может пригодиться в разных ситуациях: и при самостоятельной установке дополнительного оборудования, и при консервации байка на зиму. Да и дорога полна неожиданностей, может случиться всякое.

Перед тем, как начать демонтаж велосипеда, снимите все обвесы — сумки, клаксоны, зеркала и т.п. Когда уже ничто не мешает заниматься непосредственно деталями, начать лучше всего с цепи.

СпортМастер

Демонтировав цепь, вы облегчите себe доступ к другим деталям и не испачкаетесь смазкой, которой на цепи всегда в избытке.

СпортМастер

Большинство современных цепей имеют специальный замок

, который можно рассоединить с помощью отвертки или плоскогубцев. Раскрыв замок, следует с помощью педалей прокрутить заднее колесо. Тогда цепь легко снимется.

Другой вариант — выдавить скрепляющую ось между звеньями цепи. Это можно сделать при помощи специальных инструментов.

СпортМастер

СпортМастер

Чтобы снять переключатель скоростей, который зачастую находится в моноблоке с ручным тормозом, надо отсоединить все тросы, идущие от моноблока к соответствующим механизмам велосипеда.

СпортМастер

СпортМастер

на заднем колесе и с помощью плоскогубцев снять все наконечники на тросах.

, фиксирующие тормозной тросик, а также его наконечники. После того, как все тросики освобождены, можно заняться самим переключателем.

СпортМастер

Если моноблок не имеет независимого крепления, придется перед этим снимать резиновые ручки на руле (грипсы). Будет проще, если залить немного спирта между резиной грипса и металлической частью руля, либо использовать для этого специальные средства.

Чтобы спирт попал как можно глубже под ручку, следует наклонить велосипед сначала в одну сторону, а затем в другую. Спирт проникнет вглубь грипсы и позволит без труда снять его.

СпортМастер

Если все же резиновые ручки не поддаются с первого раза, их нужно снимать, вращая вокруг своей оси. Теперь, когда грипсы не мешают, следует расслабить болт на креплении переключателя и снять его.

СпортМастер

Демонтаж стационарных крыльев (как коротких, так и классических) производится путем откручивания крепежных болтов.

Быстросъемные крылья снимаются без специальных инструментов.

СпортМастер

Для того что бы снять переднее колесо, следует отжать эксцентрик и открутить его, удерживая с противоположной стороны гайку. Достаточно несколько оборотов, чтобы ослабить и вытянуть колесо из вилки.

СпортМастер

Если колесо держится обычными гайками, придется подобрать ключ и скрутить гайки, после чего снять колесо. Демонтаж заднего колеса происходит по аналогичной схеме.

СпортМастер

Если на велосипеде установлены тормоза типа V-brake, перед снятием колеса надо разжать лапки тормоза.

СпортМастер

СпортМастер

После снятия колеса с велосипеда на котором установлены дисковые гидравлические тормоза, между тормозными колодками необходимо поставить специальную заглушку

, чтобы из гидравлики не вытекла жидкость при случайном нажатии на ручку тормоза.

Если под рукой нет специальной заглушки, то ее можно заменить подходящим куском обычного плотного картона. Главное, чтобы колодки случайно не сошлись — раздвинуть их в исходное положение непросто.

С помощью отвертки нужно удалить заглушку с внешней стороны педали.

СпортМастер

А дальше, используя разводной ключ, открутить гайку, расположенную между шатуном и самой педалью. Гайка на одной педали откручивается по часовой стрелке, а на другой — против часовой стрелки.

СпортМастер

Внутри педали есть подшипник, который при неаккуратном откручивании может рассыпаться.

Действовать нужно осторожно и по возможности запастись магнитом для сбора затерявшихся деталей.

Чтобы снять шатун, нужно сначала извлечь заглушку, которая закрывает болт. После этого можно уже выкручивать болт с помощью торцевого ключа.

СпортМастер

В зависимости от типа каретки, могут понадобиться: съемник звездочек (хлыст) и съемник каретки.

СпортМастер

Это подвижная часть, с которой соединяется шатун и которая позволяет мягко крутить педали.

Выкручивать каретку нужно в ту же сторону, в которую вращается шатун. Делать это следует аккуратно: при резком срыве могут повредиться некоторые элементы картриджа каретки.

Чтобы извлечь внутреннюю часть каретки, нужно использовать шлицевой ключ для контргайки и далее выдавить сам кареточный механизм.

СпортМастер

Алгоритм разборки резьбовой и безрезьбовой колонки существенно отличается, поэтому коснемся обоих типов конструкции.

Безрезьбовая рулевая колонка разбирается так: отверните шестигранник

, прижимающий крышку рулевой колонки к выносу руля, и снимите ее. Затем аккуратно отверните винты крепления

выноса руля на рулевом штоке вилки — и снимите вынос. Следите, чтобы не упали на пол проставочные кольца под выносом и верхние элементы рулевой колонки (пыльник, направляющий конус и подшипник).

СпортМастер

СпортМастер

Затем аккуратно выньте вилку из рулевой колонки. После этого вам потребуется снять упорный конус со штока вилки — этот конус является частью рулевой колонки, не потеряйте его!

СпортМастер

Несколько более капризна в регулировке. Чтобы её снять, потребуется открутить гайку

, которая находится между колонкой и рамой велосипеда. Для этого понадобится два ключа, один непосредственно для гайки, а второй — для контргайки

Ключи должны быть не только большого размера, но и достаточно тонкие, чтобы можно было легко проделать нужные операции.

После того, как гайка раскручена, нужно вынуть из штока сам руль и снять рулевую колонку.

СпортМастер

Нужно стараться все делать аккуратно, чтобы детали не падали на пыльный пол или землю. При разборе велосипеда рекомендуем постелить под байк листы бумаги или отрез ненужной ткани, тогда детали не растеряются и не испачкаются.

Любая сервисная услуга по настройке и обслуживанию велосипеда производится в сервисных центрах Спортмастер.

Читайте также: