Как сделать барабанную партию на компьютере

Обновлено: 06.07.2024

Привет всем, мы продолжаем ваять наше великое творение? и в этом видеоуроке мы с вами постараемся сделать какой-то ритм средствами популярного барабанного плагина NI Battery, да и вообще поговорим про ритмику и т.п. Кроме того, здесь мы немножко закрепим работу по миди.

Текст урока

Для удобства дальнейшей работы с читкой (ох как она мне поднадоела уже), с ее темпом, с ее порядком и т.п. мы приведём ее полностью в формат MIDI. Как вы помните, в первых уроках мы создавали эту партию просто из сэмплов, а сейчас мы сделаем все это на базе миди. В таком случае я легко смогу управлять партией, отдельными ее фразами и в последствии навалять туда всяких эффектов, сколько мне уже заблагорассудится. Так, ну а для этой своей махинации с читкой я заранее подготовил отдельные фразы нашего прибора в виде отдельных семплов и сейчас просто создам новую дорогу, загружу туда контакт и выставлю mapping сэмплов на разные калвиши, ну или как там удобнее нам будет.

Так, а теперь находим контакт и перетаскиваем его в эту нашу папку. Вообще, по мере работы с инструментами и эффектами мы будем создавать много таких папок.

Здесь прошлый инструмент можно закрыть, мы будем делать новый, зайдем в меню Files – New Instrument. Далее все так же как я и рассказывал. Включаем тут ключик. Здесь открываем mapping editor, затем нажимает Ctrl Alt X и из Media Explorer тащим звуки в Mapping Editor и растягиваем его на октавку.

Ну вот мы сделали ту же самую партию, но уже в миди. Теперь у нас есть огромные возможности, что с этим делать дальше. Ну к ним мы придем чуть попозже, а сейчас давайте поговорим о барабанах.

БАРАБАСЫ

Battery- это мультиканальный барабанный модуль. Найти его народную версию достаточно легко в Интернете, так же легко он устанавливается, в директорию VST. Кстати, если при установке вы увидите что плагин вас спрашивает, устанавливать ли версию Stanalone и RTAS – что это такое, Standalone Application – это вы ставите плагин, который может работать самостоятельно, без какого-либо редактора (как FL Studio или Reaper) – он работает как отдельная программа. Этим пользуются люди, которые хотят иногда поиграть в живую, но при этом не запускать редакоторы и не подключать туда все это дело. Т.е. Standalone – это отдельная программа.

Так, после установки Battery нажимаем Ctrl P и в параметрах находим VST, нажимаем тут на re–scan, чтобы наш плагин появился в списке плагинов и он появится у нас в списке VSTi – так как battery это виртуальный инструмент. Создаем новую дорожку и назовем ее DRUMS. И ставим сюда батарею. Давайте сразу создадим тут папку Drums (барабаны) и сюда киданем его. По ходу жизни, будем наполнять эту папочку барабанными фичами разными.

Рассказ про семплы

Звук бочки (и всего остального) должен хорошо лечь на то, что у нас уже имеется, поэтому лучше прослушивать семплы непосредственно под наш трек. Тогда мы сможем подобрать бочку, которая будет подходить к нашим инструментам по характеру, вписываться в наш темп и моральный настрой. Поэтому я сделаю луп первого нашего рифа (я их немного выровнял еще в прошлом уроке) и буду играть этот риф по кругу, прослушивая параллельно разные звуки.

Как вы поняли, наша задача сейчас – это собрать наиболее подходящие звуки для нашего трека уже из которых мы будем выбирать лучшие, т.е. вот такой у нас будет многоуровневый отбор.

Вот например, мне понравилась бочка из этого лупа – и я добавил его понятное дело, целиком. Теперь в закладке Cell я выставляю показатели Start и Stop – от куда играть наш семпл и где его заканчивать, т.е. типа обрезать как бы ненужное. Только для этого у нас должен быть включен режим сэмплера. Как вы видите, в батарейке есть три режима работы с сэмплами. Про них мы поговорим чуть позже.

Создаем партию барабанов

Что я имею ввиду. Очень часто приходится звуки комбинировать, например вот этот звук у меня глуховатый и со слабой атакой, я бы хотел довесить туда более яркий и резкий какой-нибудь, чтобы он этот недостаток компенсировал. Очень легко, можно конечно и рядом нотку поставить в миди. Вот так. Но есть способ еще другой: выбираем нужный нам пэд и идем во вкладку mapping. Открываем снова медиа эксплорер, ищем там подходящий клЭп и перетаскиваем его рядом с основным. Вот вам и два звука сразу в одной ячейке. Теперь вы можете их выделять и менять у них громкость вот здесь, тональность, панораму, и все в отдельности.

Я вот немного примиксовал здесь по уровням, в нужной пропорции чтобы они звучали.

ВЫСТАВЛЯЕМ ПАРТИЮ

А сейчас давайте, наконец выставим нашу черновую барабанную партию. Вот я выбрал несколько рифов наших, поставил их в ряд и на каждый мы будем подбирать партию, авось нам что-то с вами понравится. Давайте выделим пока первый риф, двойной клик по объекту с контролом и вот у нас выделилась чотко эта область. Включаем тут луп.

Вот мы выставили бочки, выставим клэпы на каждую вторую и четвертую доли. Попсово, но верно. Вот, а теперь мы можем попробовать поменять эти инструменты в батарее, чтобы послушать как звучат в миксе у нас разные звуки. Давайте к примеру послушаем как оно будет с вот этим клэпом.

Чтобы не менять партии миди мы можем просто мышкой выделить два семпла, которые нам надо поменять местами и правой кнопкой – Exchange Cells. Вот так.

Поточим лясы..

Человек – это вообще такая скатина, которая воспринимает не более 3-х звуков одновременно, вот это напишите перед собой. Применительно к ритимке. Если ритмический рисунок повторяется из такта – в такт без изменений, он постепенно, со временем уходит на задний план, т.е. уходит от внимания слушателя (так как он подсознательно чувствует что от него ожидать в будущем и это как бы психологически его расслабляет и освобождает часть его внимания на какие-то другие вещи). Именно это и дает вам замечательную возможность разместить что-то еще сверху. Учтите этот момент. Порой именно таким образом, вы сможете увеличить количество одновременно играющих инструментов.

Если хотите приковать внимание к ритму, резко поменяйте его партию, добавьте чего-нибудь туда нового, но либо уберите что-то сверху при этом, либо это повторяйте, чтобы оно легло в сознание как повторяемое. Если ритм постоянно изменять, внимание слушателя будет к нему приковано постоянно и боюсь, положенная сверху какая-нибудь сольная партия превратит ваш трек в мусорку. Ну о ритме я могу очень много рассуждать, так как я сам барабанщик, но при том при всем я не злоупотреблятор и считаю что во мне мало так называемого барабанного эгоизма что-ли, т.е. меня можно смело приглашать на запись барабанов, я вам по крайней мере музыку не испорчу.

Все в этом мире пульсирует, сердце, кровь по сосудам, дыхание, даже глаза видят с определенной частотой, короче ритм – это важно. Научно доказанный факт, что когда мы слушаем определенный темп, наше сердце начинает под него подстукивать. Причем, сердце стучит в ритме swing (или shuffle). Практически любой ритм можно присвинговать, изобразить его в шаффле. Чем отличается шафл от прямого ритма 4/4? Тем, что он ближе к триольному размеру. Показываю. Принято считать, что шаффл зачастую звучит выгоднее прямого ритма. Ну, практика показывала великое множество опровержений (AC-DC), так что мотайте себе на ус.

Что важно в ритме. В ритме очень важно движение, его наличие. Движение – это маятник в часах, т.е. что-то, что вы как бы ожидаете впереди. Пошел сюда, пошел обратно и вы как бы уже знатете, что он сейчас пойдет опять туда. И это знание отвлекает вас от него, подсознательно воспринимая это как движение. А движение – это жизнь. Вдох и выдох – тоже своеобразное движение. Это ритм. Еще можно сказать движение это создают определенные повторения через промежутки времени. Тут мы немного коснемся моей теории волн и пульсации, которую я вынесу в отдельное исследование. Постоянно меняющийся ритм не имеет движения, хотя и успешно применяется в разных музыках (idm, jungle и т.д.), но работать с такими ритмами – это немного другая тема. Итак, важно найти эту схему, вдох, выдох, чтобы появилось движение. Погружение пловца вводу во время браса, и выныривание – тоже ритм.

Попробуйте сделать это просто на клавишах: низ – верз, низ –верх. И вот уже слышен ритм. Это можно делать и частотами, нижняя – верхняя, нижняя – верхняя. Вот вам хорошая формула создания ритмов, пользуйтесь ею. Можно создавать ритмы из чего угодно. Для нижней, как правило, используется басовая бочка, для верхней – рабочий барабан, clap или что-угодно высокочастотное. В голой линейной бочке есть движение, но нету ритма. Его обычно накладывают сверху в виде перкуссии, клепов на 2-ую и 4-ую долю. Важно, чтобы ритм принял вид цикла «погружение – выплывания». Или вдоха – выдоха, как хотите. Ну как я уже говорил, догмы делать не из чего не надо, просто я не сторонник линейных ритмов.

Короче, важно найти эту раскачку. Это не так уж сложно. Не желательно дробить движение, ломать, нарушать естественный ход маятника. Также важен темп. Как говорит мой друг, попробуйте под него потанцевать, подвигаться. Удобно – значит все в порядке. Нет, значит где-то либо темп хромает (правильное выражение), либо лишка дали, где-то надробили, что-то перенавернули.

Вернулись к партии

Тарельк и перкуссия

Теперь про мелочь. Мелочь призвана добавить движения (если его не хватает). К мелочи я отношу тарелки, перкуссию и мелкие ритмические эффекты. Они как правило сидят на заднем плане и особо не мешают физически ощутимым ударам бочки и рабочего. Я сюда хочу подобрать пока партию хэта и допустим тарелки райд (для дальнейшего использования в песне). Т.е. заготовить на будущее.

Начнем с хай-хэта.

Хэт – это такие две тарелки, которые, прилегая друг к другу, создают яркий звук «ЦИК и псь» (в зависимости от степени прижатия). Т.е. хэт (или hi Hat – как мой переводчик его переводит большая шляпа) бывает открытым и закрытым. Открытый хэт, разведенные две тарелки, в ритме создает ощущение некоего вдоха. (Показываю пример ртом).

Хет в барабанной партии имеет, как правило, прямой, линейный, метрономный ход, частоту ударов которого очень важно почувствовать. Дело в том, что как-раз мелочовка и хэт в частности могут собрать развалившийся корявый ритм воедино, упростить сложный ритм, придать дополнительное движение к простому ритму, или вообще поменять ориентацию ритма. Т.е. задач у мелочевки достаточно много.

Рекомендую стараться все-таки упрощать частоту ритма. Больше будет дырок, а это всегда очень хорошо. Важно помнить про человеческий мозг и одновременное его восприятие не более 3 инструментов. Все остальное будет мимо кассы. Ваша и наша задача, это насытить слушателя отдельными инструментами, а не вылить ему в уши окрошку. Дополнительное движение навернуть никогда не поздно.

Включаю старт он бар, отслеживать темп, луп и давайте выберем. Вот я слушаю сейчас и слышу, что здесь достаточно вот такого. Так. Очень неплохое движение получилось на сильную долю. Ну и на будущее еще можно и этот (к примеру – для припева). Мне нравится, что все немного криво. Вообще кривость мы потом придадим в ручную я думаю чуть позже.

Добавление открытого хэта

Так, давайте напоем, что у нас тут по ритмике напрашивается. Пою. Мне кажется не хватает открытого хэта здесь. В движении ритма явно нету вдоха, открытого хэта, что-то типа набора пловцом воздуха. Причем вот такого в слабую долю, либо быстрого, синкопированного (попрели термины).
Давайте поищем теперь подходящий хэт. Я люблю старые хэты годов эдак 60-х, поэтому пороюсь в своих старых лупах, в поисках подходящего.

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Программирование барабанных партий: как добиться реалистично звучащих ударных

Проблема с партиями ударных, не сыгранными вживую, ровно одна — они звучат искусственно и безэмоционально. С другой стороны, логика людей, которые пытаются сделать живые партии, не пользуясь услугами музыканта, понятна — запись настоящих барабанов обходится дорого, потребуется найти играющего барабанщика, подходящую студию, звукоинженера на трекинг, подобрать микрофоны, выкроить целый день под запись, а потом грамотно свести материал. Поэтому многие предпочитают простой путь и записывают барабаны с помощью VST-плагинов или вшитых в DAW инструментов.

Справедливости ради, даже таким методом можно добиться хороших результатов и сделать партию ударных выразительной. Мы осветим 12 самых важных моментов, которые помогут сделать звучание барабанов приближенным к живой игре.

Содержание:

1. Мыслите как барабанщик

Мыслите как барабанщик

Это простая, но очень важная вещь. Нужно стремиться создавать такие партии, какие бы написал настоящий барабанщик. Если вы напишете партию, которую невозможно сыграть вживую, будет очевидно, что барабаны пластмассовые. Попробуйте внимательно послушать барабанные партии своих любимых песен и обратить внимание на игру. Ищите закономерности, вычленяйте стиль, обратите внимание на внутритактовую пульсацию.

Во время написания партий поможет «поиграть» по воздуху. Выглядит со стороны такое несколько странно, но в написании партии помогает — так можно хотя бы частично понять, возможно ли написанную партию сыграть в принципе.

2. Пользуйтесь инструментом с поддержкой MIDI

Пользуйтесь инструментом с поддержкой MIDI

Если у вас нет возможности записать настоящие барабаны, вы можете использовать электронную установку: например, записать партию на электронных барабанах через плагин а-ля EZdrummer.

Если вы прописываете барабаны по MIDI, то неизбежно столкнетесь с тем, что партия будет звучать мертво и неестественно, поскольку тайминг и динамика не будут иметь ничего общего с живым исполнением. Эта проблема решается сама собой, если записывать партию на электронной установке. В Piano Roll вы тоже можете добиться подобных результатов, но потратить на это придется намного больше времени.

3. Отрегулируйте Velocity

Отрегулируйте Velocity

У каждой MIDI-ноты есть определенное значение velocity. В данном случае параметр velocity описывает громкость запущенного семпла.

Если у ноты малая velocity, она прозвучит тихо. Большие цифры velocity приведут к тому, что нота будет громче. Соответственно, увеличением velocity можно акцентировать определенные ноты в груве: например, в прямой рок-песне акценты будут на второй и четвертой доле каждого такта, а трек, стилизованный под латину, будет, скорее всего, обладать пульсацией клаве.

4. Использование функции Quantize

Использование функции Quantize

Функция квантизации нужна для того, чтобы выровнять по ритмической сетке ту или иную ноту. Квантизация полезна для того, чтобы собрать трек воедино, но с другой стороны, слишком обильное использование квантизации приведет к искусственности в звучании. Живой человек не играет со стопроцентной аккуратностью, поэтому и запрограммированные партии должны немного отходить от сетки.

Степень квантизации влияет на то, до какой степени ноты будут выровнены по сетке. Например, в Logic степень квантизации по умолчанию выставлена на 100 и все ноты будут выставлены точно по сетке. Соответственно, если выставить степень квантования на 75, то этого будет достаточно, чтобы отредактировать партию, и при этом не довести ее до состояния партии драм-машины.

5. Использование функции Humanize

Использование функции Humanize

Функция Humanize – противоположность квантизации и быстрый способ «очеловечить» партию. Алгоритм меняет velocity и тайминг MIDI-партии. Вот как работает функция на примере Logic: нажмите правой кнопкой мыши на MIDI-регион и откройте вкладку MIDI Transform. Нажатием на +-Rand и выставление параметра позволяет отредактировать тайминг, не меняя громкость.

6. Использование лупов

Использование лупов

Если у вас мало времени, а барабаны — не ваш конек, вы можете использовать готовые лупы. В большей части барабанных VST есть готовые MIDI-паттерны, проработанные для имитации живых фраз. Кроме того, MIDI-лупы можно отредактировать.

Такой метод подойдет, если вам нужно быстро сделать демо-запись, определиться со стилем аккомпанемента, и в принципе ускорить работу над материалом.

7. Выбор семплов

Выбор семплов

Когда вы стараетесь сделать звучание реалистичным, тембры, которые используются на записи, имеют огромное значение. Киты и семплы из библиотеки вашего VST-инструмента нужно подобрать в соответствии со стилем и задумкой.

Например, если вы пишете гаражный рок или лоу-фай инди, вам придется подобрать кит, звучащий сыро и неряшливо. Напротив, если вы пишете поп-музыку, потребуется студийный кит, снятый максимально дотошно и качественно.

На это потребуется время, поэтому для его экономии стоит сохранять киты и подбирать собственные пресеты из используемых семплов.

8. Сведение MIDI-барабанов

Сведение MIDI-барабанов

Сводить партию MIDI-барабанов нужно так же, как и партию живых ударных. Если вы будете пользоваться теми же методами сведения, что и с живыми барабанами, то сможете приблизить звучание партии к настоящему инструменту.

Сводить виртуальный кит нужно поканально, выведя каждый канал на собственную дорожку в DAW. Лучше не пользоваться микшером, встроенным в VST-инструмент.

9. Референс-песня

Обязательно пользуйтесь референс-треком во время сведения. Применительно к барабанам это тот трек, в котором они ближе всего звучат к вашей задумке.

Прослушайте свои любимые песни и обратите внимание на барабаны. Выберите в качестве референса ту песню, которая звучит наиболее похоже на то, что вы хотите услышать у себя.

Попробуйте воссоздать звучание барабанов из референса и обратите внимание на нюансы: как отстроен баланс между голосами установки, какой тон у малого и бочки, сколько на малом реверба, насколько аккуратно звучат тарелки и т.п.

Не забывайте, что для сведения композиции в целом также понадобится свой референс-трек.

10. Реверб

Реверб

Не стоит забывать о том, что часто в барабанных плагинах внутренний реверб включается автоматически.

Отключать встроенный реверб нужно потому, что реверберацию стоит использовать ту же, что и на всех остальных элементах микса. Так вы добиваетесь единой картинки, исключаете проблемы на сведении и добиваетесь того, что барабаны не выбиваются из общего пре-микса.

11. Сатурация

Сатурация

Программируемые барабаны обычно звучат слишком выхолощено. Здесь нам поможет сатурация, с помощью которой можно добавить в микс естественные артефакты.

Далее настройте регулятор gain по своему вкусу.

После этого послушайте трек и подумайте, как можно улучшить картинку. Если в миксе требуется больше верхов, настройте соответствующим образом регулятор tone. Если звук получается слишком тонким, попробуйте добавить нижнюю середину.

После этого скрутите фейдер aux-канала вниз и медленно добавляйте его сигнал в микс, пока не получите нужный вам звук.

12. Параллельная компрессия

Параллельная компрессия

В профессиональном сведении повсеместно используется метод параллельной компрессии. Этот прием стоит использовать и для того, чтобы заставить VST-барабаны звучать естественнее. Отправьте шину с суммой голосов ударных на aux-дорожку. На нее же нужен и компрессор.

Параметр Gain reduction попробуйте выставить на 10 Дб. После этого фейдер на дорожке aux нужно убрать вниз и медленно поднимать до достижения нужного результата. Параллельная компрессия поможет сделать сигнал более насыщенным и пробивным.

Как записать барабанную установку: укрощение восьмиголовой гидры

Хотя семплы и драм-машины поработили мир звукозаписи, для исполнителей живой музыки запись акустических барабанов остается вопросом престижа. Именно барабаны дают грув, кач и больше всех отвечают за то, насколько живым и динамичным получится звук на треке или альбоме. При этом запись барабанной установки — один из самых сложных этапов при подготовке релиза. Эта статья расскажет, как правильно к нему подойти, какое нужно оборудование, как выбрать микрофоны, какие есть бюджетные техники записи барабанов и как записать их вообще без ударной установки.

Устройство барабанной установки


Для записи типичной барабанной установки обычно используется 8 микрофонов:

  • Один для большого барабана (известного также как бас-барабан или просто бочка)
  • Пара для малого барабана (также его называют рабочий барабан или просто рабочий)
  • Три на каждый том-том (обычно говорят просто том)
  • Два оверхеда для тарелок (в барабанном сленге — «железо» или «кухня», включает в себя хай-хэт, райд и тарелки эффектов — крэши, чайны, сплэши)

Понятное дело, что в большинстве случаев возможности музыкантов ограничиваются имеющимися на руках аппаратами — количеством микрофонов, входов звуковой карты, а порой и количеством шнуров XLR. Хорошей идеей будет арендовать нужный аппарат на несколько дней.

Стоит отметить, что меньше микрофонов — не значит хуже звук. На заре звукозаписи барабанную установку писали 1-2 микрофонами и не видели в этом ничего зазорного — получается очень натуральное звучание, которое отлично ложилось в правившие радиоэфиром джазовые и блюзовые композиции. С появлением рок-музыки и тяжелого метала расплодилось и количество микрофонов вокруг установки. Не в последнюю очередь потому, что они дают больше возможностей для редактирования звука на этапе сведения.

Подготовка

Комната. Барабаны — акустический инструмент, поэтому сначала надо подумать о помещении, в котором будет происходить запись. Тут есть два варианта:

  1. Комната с естественной реверберацией. Барабаны хорошо звучат в деревянной комнате с ломаной архитектурой и кривыми поверхностями, чтобы не образовывалось стоячих волн. В специальных барабанных комнатах некоторые стены могут быть выложены камнем (рельеф камня хорошо рассеивает волны). Иногда есть мобильные перегородки для формирования подходящего объема реверберации. Разумеется, вариант не из дешевых, к тому же работа с естественной реверберацией требует опыта и знаний. Однако если на примете есть пустой ангар с красивым эхом, то почему бы и нет.


  1. Заглушенное помещение. Как правило, комната любой репетиционной точки наглухо обшита минеральной ватой, которая съедает всю реверберацию. Пространство потом добавляется в DAW на этапе сведения. Так пишется большинство андеграундной музыки, это дешевле и проще.

Необходимое оборудование. Помимо барабанной установки и микрофонов понадобятся:

  • Звуковая карта. Подойдет любая внешняя аудиокарта, от количества входов которой (а также от имеющихся в распоряжении микрофонов) будет зависеть способ записи.
  • Наушники. Как правило, используются охватывающие наушники закрытого типа, обычно что-то вроде Sennheiser HD 280. Подойдут любые с хорошей звукоизоляцией, чтобы метроном из них не проник в запись.

Перед записью нужно:

  • Купить новые пластики. Да, недешево, но они себя окупят ярким звуком с хлесткой атакой. Если пластикам больше месяца, они начинают звучать ватно и глухо, такой же получится запись.
  • Настроить барабаны. Каждый звукорежиссер скажет, что ключ к хорошему звуку — хорошо звучащий инструмент. Не всегда такой удается найти, но тот, что оказался в распоряжении, нужно хотя бы настроить. Да, барабаны тоже нужно настраивать, причем желательно по нотам, чтобы томы и бочка были в тональности записываемого трека.
  • Выровнять звук. Если какая-то тарелка ощутимо выбивается из общего саунда слишком ярким звучанием, на нее можно налепить специальную глушилку из геля. Стоит копейки, но позволит получить цельно звучащую установку.
  • Подготовить клик. Большинство барабанщиков и так играет под метроном в наушниках. Некоторые группы предпочитают играть вживую без клика, да хоть та же Metallica, однако при записи метроном является стандартом. Иначе в процессе будет непонятно, насколько ровно сыграно, и потом придется кусать локти.

Техники записи

1 микрофон

Получить качественную запись барабанов одним микрофоном сложно, но можно. Хоть и в большинстве случаев результат сгодится разве что для демо-записей и лоу-фай жанров. Тем не менее, любую запись барабанов советуют начинать с одного микрофона. Это нужно, чтобы найти центр установки, послушать ее в моно и найти правильный баланс между ее элементами: слишком яркие тарелки опустить ниже или приглушить.

Для работы подойдет даже самая скромная внешняя аудиокарта, например, Steinberg UR-12. Есть несколько методов записи установки в моно:

  • Конденсаторный микрофон, например, TASCAM TM-60, располагается над барабанами головой вниз прямо по центру установки. Смещая его по оси XY, можно регулировать баланс инструментов установки.
  • Динамический микрофон, например, Shure SM57, размещается между бочкой и рабочим барабаном на равном расстоянии, чтобы оба инструмента было слышно примерно одинаково.


  • Рекордер, например, Zoom H2n. Достаточно походить по комнате и поставить его там, где звук лучше всего.
  • Схожим образом можно использовать и стереомикрофон типа Audio-technica ATR6250, так получится какая-никакая стереопанорама.
  • Наконец, бывают всенаправленные микрофоны для бинауральной записи, например, Sennheiser AMBEO. Техника такая же, как и в предыдущем пункте, однако результат получается специфический, а эффект объема слышен лишь в наушниках.

2 микрофона

С помощью двух микрофонов и подходящей аудиокарты (понадобится два входа XLR, как у FOCUSRITE Scarlett 2i2, тогда уже можно создать стереопанораму. Чаще всего оба микрофона используются в качестве оверхедов, то есть ловят всю установку целиком. Запись установки двумя микрофонами — отличная практика, открывающая дорогу к качественной мультиканальной записи. Есть несколько способов добиться хорошего результата:

  • Пара микрофонов по бокам. Один устанавливается над хай-хэтом и рабочим барабаном, другой — над райдом и напольным томом, оба смотрят вниз. Подойдут кардиоидные и всенаправленные конденсаторные микрофоны, например, TASCAM TM-80. Такой метод называется spaced pair.


  • Под обратным углом. Все то же, что и в предыдущем пункте, только микрофоны смотрят головами друг на друга под углом около 90 градусов. Такой метод называется XY coincident pair или NOS stereo technique. Он дает отличный результат, когда надо получить барабаны в стерео, но сделать их максимально по центру. Получается плотный сфокусированный звук, который хорошо ложится в различные электронные жанры.
  • Рекордермэн. Одна из новейших техник. Нужны два кардиоидных микрофона: один висит где-то в 80 см над центром рабочего барабана и смотрит на него, другой размещается строго на том же расстоянии возле правого плеча барабанщика и тоже направлен на рабочий. При этом нужно следить, чтобы бочка также была на одинаковом расстоянии от микрофонов. Полученные треки панорамируются влево-вправо. Метод позволяет получить плотный звук барабанов, подходит для плохих комнат и барабанщиков, которые любят лупить по тарелкам.


Запись двумя микрофонами подойдет для андеграундных роковых записей, демок и инди-музыки. При этом никто не запрещает добиться легендарного результата. Например, всего парой ленточных Beyerdynamic M160 были записаны, например, барабаны на трек When the Levee Breaks группы Led Zeppelin. Получился плотный, жирный и вместе с тем очень объемный звук, который многие меломаны считают эталоном роковых ударных.

3-4 микрофона

Три-четыре микрофона вместе с картой типа FOCUSRITE Scarlett 18i8 уже дают большую гибкость в выборе сета, что благоприятно отражается на результате. Многие легендарные барабанщики, включая Джо Бонэма (Led Zeppelin), Кита Муна (The Who) и Тони Уильямса (джаз-бэнд Майлза Дэвиса), часто писались на 4 микрофона.

  • Три оверхеда на расстоянии. Один микрофон размещается над установкой по ее центру и смотрит вниз. Два других располагаются по бокам установки. Получается хорошая панорама с плотным сфокусированным центром.
  • Бочка\рабочий и оверхеды. Пара конденсаторных оверхедов свисают по бокам установки и смотрят ровно вниз, оставшимся инструментальным динамическим микрофоном (чаще всего Shure SM57) подзвучивается бочка или рабочий барабан по выбору.


  • Метод Глина Джонса для 3 или 4 микрофонов. Этот звукорежиссер и продюсер работал с такими легендами, как Rolling Stones, the Beatles, the Who и кучей других. Один конденсаторный оверхед вешается ровно над центром рабочего и смотрит на него. Второй располагается справа от напольного тома, где-то в 15 сантиметрах над его кромкой, и смотрит на рабочий и хай-хэт. Чтобы не было проблем с фазой, важно разместить его ровно на том же расстоянии от центра рабочего, что и первый оверхед. Получаются плотный роковый звук с акцентом на бочку, малый и томы.


7 и более микрофонов

По сути, к классическому методу с 4 микрофонами добавляется по микрофону на каждый том (обычно их 3). Но в преампах и аудиокартах обычно четное количество входов, поэтому в пустой слот не брезгуют подключить еще один микрофон для рабочего, хай-хэта, бочки или комнаты. Полноценная мультиканальная запись барабанной установки позволит регулировать баланс почти каждого ее элемента и обрабатывать его индивидуально. Чем больше микрофонов, тем больше возможностей будет у звукорежиссера. Однако понадобится карточка с подходящим количеством преампов, например, Tascam US-16x08.

Как выбрать микрофоны?

Микрофоны для записи ударных выбирают исходя из довольно простых принципов:

  • Для записи элементов установки вблизи используются динамические инструментальные микрофоны, вариант по дефолту — Shure SM57. Такие выдерживают высокое звуковое давление громких барабанов и передают звук без искажений. Ровность АЧХ при этом не в приоритете — наоборот, пики и провалы в ней могут часто играют на руку, подчеркивая тембральный окрас инструмента.
  • Для записи издалека (оверхеды, комната) используются конденсаторные микрофоны. Чаще всего с малой диафрагмой (выглядят как небольшая труба), но можно также применить микрофоны с большой диафрагмой и даже динамические — за неимением лучшего. При этом чем шире их направленность и чем дальше они от установки, тем сильнее на звук будет влиять комната. Если она звучит плохо, лучше использовать кардиоидные микрофоны близко к установке, если хорошо — всенаправленные на большом расстоянии.

Бочка. Обычно микрофон размещается вплотную к резонаторному отверстию пластика на лицевой стороне большого барабана. Главная задача этого микрофона — передать верха и нижнюю середину, чтобы из бочки можно было вытянуть «щелчок», позволяющий ей работать в пачке с гитарой и басом. Для этого сгодится любой инструментальный динамический микрофон: от универсальных Shure SM57 и Audio-technica ATR1200 до более специфических AKG D112 и Audix D6.

Чтобы получить низкочастотный саб-бас, используются специальные микрофоны странного вида, выдерживающие высокое давление на низких частотах (поэтому они называются Pressure Zone Microphones), например, Shure Beta 91A.

Если партии бочки быстрые или используется кардан, тогда инструмент может давать нежелательные резонансы, а попросту бубнить и гудеть. В этом случае звукорежиссеры размещают внутри бочки что-то звукопоглощающее — кусок поролона, подушка, одеяло, пуховик в конце концов.

Малый барабан. Именно по нему лупят чаще всего. Поэтому рабочий отвечает не только за характер звучания установки, но и всей группы в целом. Например, фанаты Metallica до сих пор ловят обмороки от рабочего барабана на альбоме St.Anger, который звучит хуже кастрюли и даже стал своего рода мемом. Ходят слухи, что во время записи барабанщик Ларс Ульрих случайно выдернул все шнуры от микрофонов из пульта, а потом воткнул их в случайном порядке, да так и оставил.

Сам он оправдывается тем, что не использовал пружины рабочего барабана — они располагаются внизу и создают тот самый «бдыщ», который отличает малый от остальных барабанов. Чтобы еще сильнее выделить рабочий и захватить этот звук, микрофон устанавливают не только сверху, но и снизу, в 10-20 см от пружин.


Чаще всего для малого используют Shure SM57, Audix i5, Sennheiser MD-421 II, Beyerdynamic M201TG, Audio-Technica ATM230, иногда даже Shure SM7b. Здесь, как и с оверхедами, открывается большое поле для экспериментов.

Томы. Оптимально выставлять микрофоны для томов в 3-9 см от пластика. Удобно крепить их на специальные клеммы, которые цепляются прямо на кромку барабана. Для записи томов часто используют Sennheiser e604, Audix D2\D4 или старый добрый Shure SM57.

Оверхеды. Можно использовать любой вариант расстановки оверхедов из пункта с двумя микрофонами. Важно держать микрофоны на одном расстоянии до центра рабочего барабана — тогда звук будет приходить в них одновременно, что позволит избежать проблем с фазой. Выбор микрофонов для оверхедов огромен:

  • Чаще всего используют пару конденсаторных микрофонов с малой диафрагмой, такие звучат очень нейтрально и естественно. Подойдут TASCAM TM-60, Rode M5 или NT5, AKG C451B.
  • Можно использовать и пару конденсаторников с большой диафрагмой, к примеру, TASCAM TM-80 или AKG C414, Shure KSM44A, Audio-Technica AT4033
  • Можно использовать и SM57, если барабанщик играет очень громко, в противном случае придется расположить оверхеды максимально близко к тарелкам.

Чем выше размещены оверхеды, тем более монолитно будет звучать установка, чем ниже — тем детальнее будет каждый ее элемент. Но не стоит размещать микрофоны менее чем в 30 см от тарелок, это также вызовет проблемы с фазой.

Комната. Если она хорошо звучит, лучше всего записать ее на пару конденсаторных микрофонов с большой диафрагмой. Если же записывается гаражный рок, то для создания эффекта присутствия слушателя в комнате сойдет любой попавшийся под руку микрофон. Подойдет даже что-то вроде M-Audio Uber Mic. Расположение выбирается на слух.

Как достичь наилучшего результата?

В заключение

Даже если удалось добыть лишь несколько Shure SM57 — не беда. Red Hot Chili Peppers для альбома Blood Sugar Sex Magik записали все барабаны именно на SM57 и остались довольны. Но все же стоит отметить, что некоторые производители выпускают наборы для записи ударных, в которых есть все необходимое для низкого старта.

Создание барабанных партий – это кропотливая и в тоже время очень интересная работа. Есть, достаточно, большое количество, как родных, так и внешних VST инструментов позволяющих достичь нужного результата. В их число входят: NI Battery, Kontakt, EZDrummer, Addictive Drums, DirectWave и др. В этой статье речь пойдет о создании барабанных партий родными средствами программы FL Studio.

Самый простой способ создания барабанной партии – это использование плагина Sampler и пошагового секвенсора программы FL Studio. Этот способ был описан в статье «Работа с сэмплами в пошаговом секвенсоре» .

Принцип следующий. Вы перетягиваете необходимые сэмплы из браузера Browser в окно Step sequencer. Таким образом, каждый отдельный сэмпл открывается в окне плагина Sampler. C помощью сетки секвенсора или окна Piano Roll прописывается партия каждого отдельного сэмпла. Кроме того, все используемые сэмплы направляются на отдельные каналы микшера для дальнейшей обработки.

создание барабанных партий

Возможности плагина Sampler позволяют редактировать загруженные сэмплы с помощью различных инструментов, таких как огибающие, высота тона, панорама и др.

создание барабанных партий

Возможно даже добавление эффектов реверберации или дилэй.

создание барабанных партий

Этот способ не требует использования дополнительных плагинов и не требователен к ресурсам. В тоже время он прост в использовании и очень удобен.

Помимо этого для создания барабанных партий в программе FL Studio можно использовать такие инструменты как DirectWave, DrumSynth Live или FPC.

Остановимся подробнее на третьем плагине.

FPC (Fruity Pad Controller) по своей сути является сэмплером, оптимизированным для работы с ударными инструментами. Этот плагин имеет 16 многослойных пэдов и два банка А и В для загрузки сэмплов (всего 32).

FPC

Fruity Pad Controller условно можно разделить на несколько зон:

1. Зона пэдов (16 пэдов по 2 банка)

Для того чтобы загрузить сэмпл необходимо перетянуть его на выбранный пэд.

2. Зона с настройками панорамы, громкости, высоты тона и настройки влияния параметра силы нажатия клавиши для выбранного сэмпла. В этой части могут присутствовать несколько сэмплов. Для каждого из них имеется возможность отдельного регулирование параметров.

3. Зона отображающая волновую форму сэмпла. Присутствует возможность реверса.

4. Зона огибающей. Очень полезная вещь, позволяющая влиять на продолжительность звучания отдельных частей сэмпла или на изменение панорамы. Переключение между громкостью и панорамой осуществляется нажатием на соответствующей вкладке.

5. Зона с общими параметрами управления пэдом (громкость, панорама и др.)

Кроме всего прочего в верхней части плагина присутствуют два списка – для загрузки сэмплов и выбора пресетов.

Каждый пэд может быть направлен на отдельный канал микшера. Для этого необходимо выбрать нужный пэд, кликнув на нём правой кнопкой мыши и в поле Output указать номер канала микшера, на который он будет направлен.

FPC

Прописывание партий пэдов осуществляется в окне Piano Roll подобно тому как это делается при работе с Fruity Slicer.

FPC

FPC – простая в использовании драм машина, позволяющая создавать уникальные барабанные партии и при этом значительно экономить ресурсы вашего ПК.

И первый и второй способы создания ритмического рисунка трека имеют право на жизнь. Нельзя сказать, что одно лучше другого. Есть смысл попробовать оба варианты и выбрать для себя более удобный. А на сегодня всё.

Читайте также: