Как сделать читательский дневник на компьютере

Обновлено: 05.07.2024

Во многих школах учителя просят учеников вести читательские дневники с начальных классов, постепенно усложняя форму отчета о прочитанной книге.

Сегодня мы поговорим о том, каким может быть современный читательский дневник.

Читательский дневник - это заметки читателя, запись своих чувствах по поводу прочитанного, восторгах и разочарованиях, описание своих эмоций и мыслей о том, что зацепило в книге. Одним словом – это читательская биография.

Зачем вести читательский дневник?

Записи о прочитанном делали многие известные писатели. Например, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие.

Смысл ведения читательского дневника состоит в том, чтобы читатель легко вспомнил, когда и какие книги были им прочитаны и каков их сюжет. Также в нем можно выразить свои мысли к прочитанному, проанализировать произведение.

Как вести и оформлять традиционный читательский дневник мы разбирали ранее. Сегодня попробуем разобраться в отличиях традиционного и интерактивного читательских дневников.

Что такое интерактивный читательский дневник?

Интерактивный читательский дневник - это сочетание традиционных и современных приемов ведения читательских дневников.

Сделать интерактивный дневник несложно, нужно чтобы в обычном дневнике появился интерактивный элемент или подвижная конструкция, которая будет помещена в рабочую тетрадь.

Зачем нужен интерактивный механизм в читательском дневнике?
Интерактивный элемент нужен, чтобы эмоционально представить главных героев прочитанного произведения или рассказать о ключевых событиях и др.

Это могут быть pop-up конструкции, конвертики, потайные кармашки, механизм «твистер», которые поднимаются и двигаются автоматически при открытии разворота. У ученика появляется возможность реализовывать свои творческие идеи и наполнять дневник информацией о прочитанном произведении.

Pop-up конструкция

Pop-up конструкция

Поп ап конструкция

Поп ап конструкция

Бумажный механизм «Твистер» для интерактивного читательского дневника

Примеры интерактивного читательского дневника

Образцы интерактивных читательских дневников

Образцы интерактивных читательских дневников

Образцы интерактивных читательских дневников

Что можно делать в читательском дневнике?

  1. Выражать согласие и несогласие с автором произведения – отзыв о произведении.
  2. Описывать случаи из собственной жизни, похожие на те, что произошли с героем.
  3. Находить логические и фактические ошибки писателя.
  4. Составлять словарь ранее неизвестных слов.
  5. Заимствовать стихи, песенки, игры, фокусы из прочитанной книги.
  6. Создавать эскизы одежды любимых героев.
  7. Писать письма писателю или понравившимся героям произведения.
  8. Рисовать иллюстрации.
  9. Выписывать цитаты или понравившиеся фразы.
  10. Придумывать литературные кроссворды. по книге.
  11. Тренироваться в переводе понравившегося отрывка на другой язык.

Если вам все же трудно придумать и составить свой читательский дневник, то можно воспользоваться шаблонами читательских дневников.

Во многих школах учителя просят учеников вести читательские дневники с начальных классов, постепенно усложняя форму отчета о прочитанной книге.

Сегодня мы поговорим о том, каким может быть современный читательский дневник.

Читательский дневник - это заметки читателя, запись своих чувствах по поводу прочитанного, восторгах и разочарованиях, описание своих эмоций и мыслей о том, что зацепило в книге. Одним словом – это читательская биография.

Зачем вести читательский дневник?

Записи о прочитанном делали многие известные писатели. Например, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие.

Смысл ведения читательского дневника состоит в том, чтобы читатель легко вспомнил, когда и какие книги были им прочитаны и каков их сюжет. Также в нем можно выразить свои мысли к прочитанному, проанализировать произведение.

Как вести и оформлять традиционный читательский дневник мы разбирали ранее. Сегодня попробуем разобраться в отличиях традиционного и интерактивного читательских дневников.

Что такое интерактивный читательский дневник?

Интерактивный читательский дневник - это сочетание традиционных и современных приемов ведения читательских дневников.

Сделать интерактивный дневник несложно, нужно чтобы в обычном дневнике появился интерактивный элемент или подвижная конструкция, которая будет помещена в рабочую тетрадь.

Зачем нужен интерактивный механизм в читательском дневнике?
Интерактивный элемент нужен, чтобы эмоционально представить главных героев прочитанного произведения или рассказать о ключевых событиях и др.

Это могут быть pop-up конструкции, конвертики, потайные кармашки, механизм «твистер», которые поднимаются и двигаются автоматически при открытии разворота. У ученика появляется возможность реализовывать свои творческие идеи и наполнять дневник информацией о прочитанном произведении.

Pop-up конструкция

Pop-up конструкция

Поп ап конструкция

Поп ап конструкция

Бумажный механизм «Твистер» для интерактивного читательского дневника

Примеры интерактивного читательского дневника

Образцы интерактивных читательских дневников

Образцы интерактивных читательских дневников

Образцы интерактивных читательских дневников

Что можно делать в читательском дневнике?

  1. Выражать согласие и несогласие с автором произведения – отзыв о произведении.
  2. Описывать случаи из собственной жизни, похожие на те, что произошли с героем.
  3. Находить логические и фактические ошибки писателя.
  4. Составлять словарь ранее неизвестных слов.
  5. Заимствовать стихи, песенки, игры, фокусы из прочитанной книги.
  6. Создавать эскизы одежды любимых героев.
  7. Писать письма писателю или понравившимся героям произведения.
  8. Рисовать иллюстрации.
  9. Выписывать цитаты или понравившиеся фразы.
  10. Придумывать литературные кроссворды. по книге.
  11. Тренироваться в переводе понравившегося отрывка на другой язык.

Если вам все же трудно придумать и составить свой читательский дневник, то можно воспользоваться шаблонами читательских дневников.

Автор рассматривает возможность интересной и продуктивной организации процесса приобщения подростков к книге, приучения их еще в школе к систематическому чтению через использование социальных сервисов и инструментов в новых инерактивных формах давно забытого, увлекательного процесса работы над рукописным Читательским дневником.

ВложениеРазмер
Электронный читательский дневник школьника 686.33 КБ
Опыт работы с Мастер-классом 19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый видит книгу по-разному и осмысливает ее также по-своему.

Этот взгляд читатель и представляет в своем дневнике

Маргарита Калюжная, учитель

Привлечение школьника к чтению через создание электронных дневников

Обеднение интеллектуальной и эмоциональной сфер развития, снижение способности к самостоятельному осмыслению и отбору информации – последствия падения интереса к книге и чтению в целом. Использование библиотекарями и педагогами школ в привычных формах работы с читательскими дневниками разнообразных Интернет-сервисов и инструментов поможет во многом решить проблему привлечения современных школьников к книге и чтению. Этому способствуют также самостоятельный отбор и осмысление информации, что находит отражение в новом ее представлении - электронном читательском дневнике.

Электронный читательский дневник - один из способов привлечения школьников к систематическому чтению. Это – новая форма давно забытого, увлекательного процесса работы над рукописным Читательским дневником. Практически утраченная форма "читательский дневник" возрождается на глазах в новом виде - с использованием многообразных возможностей социальных сервисов Веб 2.0. Это все те же впечатления о прочитанной книге, но уже представленные на веб–странице, с помощью разнообразных интернет–сервисов и программ. Электронный читательский дневник делает возможным сетевое сотрудничество Читателя и Взрослого (библиотекаря, педагога), где вторые могут консультировать учащихся, наблюдать за результатами и координировать их самостоятельную деятельность.

Создание современного читательского дневника школьниками помогает:

  • развитию информационной грамотности подростков школьного возраста
  • воспитанию их информационной культуры
  • приобретению навыков сетевого общения
  • формированию умений самостоятельного отбора информации
  • творческой самореализации

У школьников при создании электронных дневников (классом, например) появляется возможность участия в совместной исследовательской и творческой деятельности, сравнивать свои достижения с достижениями других. В процессе систематической работы над читательским дневником расширяется кругозор, совершенствуется речь и обогащается словарный запас.

Каким может быть электронный читательский дневник

Вариантов создания электронного дневника - великое множество. Выбор зависит от того, какие сервисы библиотекарь, а сегодня уже и сам читатель-школьник может предложить для создания дневника, его наполнения, от собственной фантазии и желания фиксировать "интерес к мыслям о прочитанном".

У каждого читателя-школьника дневник может быть абсолютно оригинальный. Все зависит от его собственной фантазии, смысловой функции дневника и, что особенно важно в последнее время - от уровня его информационной грамотности. Но немаловажную роль играет и библиотекарь, способный организовать систематическую работу в школе среди подростков над электронными дневниками, поддерживая их развитие ежегодными конкурсами с призами, заинтересованный в том, чтобы читать в школе стало модным, а своими читательскими электронными дневниками школьники гордились.

Что же может найти отражение в читательском дневнике? - Личные впечатления владельца дневника о прочитанной книге, список любимых, уже прочитанных или тех, что планируется к прочтению. Дневник может делиться на разделы, может быть оформлен в виде таблицы, книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов, выложенных на YouTube, это также могут быть собственные вики-странички, блоги и многое другое. Библиотекарь-руководитель чтением должен помочь подростку разобраться самому, что читать и о чем писать в читательском дневнике, а также предварительно продемонстрировать новые возможности его представления в Сети Интернет. Вариантов представления электронного дневника - великое множество, вот лишь некоторые из них:

Дневник читателя в виде рекламных плакатов к прочитанным книгам - Рекламный плакат может быть составлен с помощью разных сервисов, одним из которых является сервис Glogster - мультимедийная веб-страница или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды. Так на одном плакате можно разместить фото автора, ссылку на текст книги в Интернете (оформив ее картинкой самой книги), цитаты, изображения героев, звук, видео (экранизацию книги) и многое другое.

Дневник на вики-странице - это по сути - сборная страничка электронного дневника. В викисреде могут отражаться комментарии самого автора странички по поводу провчитанного в виде таблицы, книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов, выложенных на YouTube, интерактивных плакатов, буктрейлеров, и пернесенных в собственные блоги, на библиотечные сайты.

Сервисы для наполнения электронных читательских дневников

Что выбирают библиотекари для работы над читательскими дневниками

Опрос среди библиотекарей, проведенный в 2012 году, выявил следующие критерии отбора сервисов, наиболее интересных для наполнения Электронных читательских дневников:

  • Простота в освоении сервиса
  • Наглядность
  • Доступность для детей
  • Красочность
  • Возможность систематизировать информацию
  • Информативность
  • Возможность творчески использовать сервис
  • Возможность коллективной работы с его помощью
  • Оригинальность
  • Вариативность использования, «подходит для многого»

Что думают подростки-авторы о работе над электронными читательскими дневниками

Опыт организации и проведения автором статьи конкурса для школьников «Электронный читательский дневник», собравшего внушительную детскую аудиторию, показал, что ребята с удовольствием создают Читательские дневники, используя различные сервисы. В них они размещают свои истории о прочитанной книге, Ленты времени по жизни и творчеству писателей, цитаты из книги, аудиоподкасты и видеоматериалы по фрагментам из нее. Библиотекари помогали осваивать школьникам новые сервисы, учили озвучивать наиболее понравившиеся главы из книг, создавать маршруты персонажей на Google-картах, выбирать и размещать на вики-страничках разработанные ресурсы по книге, организовывали презентации созданных читательских дневников в группе. Получилось хорошее сетевое взаимодействие по книгам и чтению. Новая форма работы над чтением в виде читательского дневника действительно оказалась более интересной для современного подростка-школьника.

Вот какими были мнения школьников, принявших участие в создании читательских дневников:

  • Мне ну просто оч-чень понравилось создавать электронный читательский дневник. Это совершенно новая интересная для меня работа
  • При работе над дневником я ещё раз вспомнила содержание книги, переосмыслила её и мне ещё больше понравились её благородные герои
  • Книга-то историческая и мне захотелось побольше узнать о семи чудесах света, что я и сделала и рассказала об этом в своей презентации
  • Электронная форма ведения читательского дневника - это интересно, узнаешь новые сервисы, учишься новому! Хватит зависать в социальных сетях!
  • Работая над созданием электронного читательского дневника я много чего узнала о произведении, героях и авторе
  • Я научилась работать с новыми для меня программами. Мне очень понравилось работать над электронным читательским дневником
  • Электронный читательский дневник помог мне лучше понять книгу
  • Я научился анализировать книгу, лучше поняла смысл книги, узнал много нового об авторе и героях рассказа

Идея организации систематической работы библиотеки над электронным читательским дневником с использованием современных технологий может стать одним из эффективных направлений работы школы в формировании интереса подростков к книге и чтению. Проведение в образовательном учреждении ежегодного праздника книги с конкурсами на лучший читательский дневник позволит вовлечь в круг его участников не только учеников младших классов, но и учащихся средней и старшей школы, широко использующих интернет-сервисы и инструменты для представления осмысленного чтения книг.

Новый подход к привычной работе. Осваивая новое, библиотекарь становится для школьников не только навигатором в мире книг, но и в мире информационных технологий.

Полезные материалы по теме:

Будь в курсе: Словарь IT-Школы


Предварительный просмотр:

Большой опыт внедрения Электронного читательского дневника в работу библиотекарей и педагогов освоен в рамках проекта Новосибирской областной детской библиотеки им.М.А.Горького «Дети пишут историю» на портале «ВикиСибириаДа». ВикиСибириаДа - портал для коллективной работы библиотекарей, педагогов-краеведов, детей, подростков и молодежи над созданием, размещением и сохранением материалов Сибирского региона. Здесь обучаются библиотекари, работающие с детьми, создавать свои проекты по географии , истории , культуре, искусству, литературе Сибири. Они активно участвуют в различного рода Мастерских по повышению своего профессионального мастерства. Здесь школьники рассказывают о себе и своем городе, поселке, своей улице , о родных и близких людях , о сибиряках , участвуют в проектах и конкурсах . На сайте существует Мастерская «Электронный читательский дневник», в которой приняло участие большое количество человек из разных регионов России и Ближнего Зарубежья. Мастер-класс проводился в рамках обучения библиотекарей на дистанционных курсах «Детские библиотеки в вики-проектах» в 2011-2012 годах , в рамках междунарожной он-лайн конференции "Новая школа: мой маршрут" (Intel и АПКРО). Затем была повторена в 2012 году для новой группы библиотекарей. В ходе пошаговой работы Мастерской ее участниками было создано большое количество Электронных читательских дневников, ознакомиться с которыми вы можете на сайте проекта.

Опыт организации и проведения регионального конкурса для школьников «Электронный читательский дневник», собрал не менее внушительную детскую аудиторию, показал, что ребята с удовольствием создают Читательские дневники, используя различные сервисы. В них они размещают свои истории о прочитанной книге, Ленты времени по жизни и творчеству писателей, цитаты из книги, аудиоподкасты и видеоматериалы по фрагментам из нее. Библиотекари помогали осваивать школьникам новые сервисы, учили озвучивать наиболее понравившиеся главы из книг, создавать маршруты персонажей на Google-картах, выбирать и размещать на вики-страничках разработанные ресурсы по книге, организовывали презентации созданных читательских дневников в группе. Получилось хорошее сетевое взаимодействие по книгам и чтению. Новая форма работы над чтением в виде читательского дневника действительно оказалась более интересной для современного подростка-школьника.

Вот какими были мнения школьников, принявших участие в создании читательских дневников:

  • Мне ну просто оч-чень понравилось создавать электронный читательский дневник. Это совершенно новая интересная для меня работа
  • При работе над дневником я ещё раз вспомнила содержание книги, переосмыслила её и мне ещё больше понравились её благородные герои
  • Книга-то историческая и мне захотелось побольше узнать о семи чудесах света, что я и сделала и рассказала об этом в своей презентации
  • Электронная форма ведения читательского дневника - это интересно, узнаешь новые сервисы, учишься новому! Хватит зависать в социальных сетях!
  • Работая над созданием электронного читательского дневника я много чего узнала о произведении, героях и авторе
  • Я научилась работать с новыми для меня программами. Мне очень понравилось работать над электронным читательским дневником
  • Электронный читательский дневник помог мне лучше понять книгу


Электронный читательский дневник - для кого и для чего?

  • Проблема: в последние годы наблюдается резкое падение интереса детей к книге и чтению, происходит обеднение их интеллектуальной и эмоциональной сфер развития, снижается способность к самостоятельному отбору и осмыслению информации. Использование библиотекарями разнообразных веб-истументов, как способов привлечения детей к чтению, помогает в некоторой мере эту проблему решить
  • Электронный читательский дневник является одним из возможных вариантов совместной работы с детьми.Наиболее благоприятной для этого является вики среда, в которой взрослые и дети получают опыт сетевого общения,где первые могут консультировать учащихся,наблюдать за результатами и координировать их самостоятельную деятельность
  • Что дает создание современного читательского дневника?
  • Развитие информационной грамотности
  • Воспитание информационной культуры учащихся
  • Возможность участия в совместной исследовательской и творческой деятельности
  • Приобретение навыков сетевого общения
  • Формируются умения самостоятельного отбора информации.
  • Расширяется кругозор, совершенствуется речь.

Что такое читательский дневник

  • Личные впечатления владельца дневника о прочитанной книге,список любимых, прочитанных или тех, что планирует прочитать.
  • Дневник может делиться на разделы, может быть оформлен в виде таблицы, книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов, выложенных на YouTube, это также могут быть собственные вики-странички,блоги и многое другое
  • Главное, разобраться самому, что читать и о чем писать!

Полезные сервисы

Существует очень много полезных сервисов,которые библиотекарь может использовать не только для создания дневников,но и в работе с детьми.Остановимся на основных.

Создаем необычный дневник

У каждого читателя-школьника дневник может быть абсолютно оригинальный!

Все зависит от его собственной фантазии, смысловой функции дневника и, что особенно важно в последнее время - от уровня информационной грамотности школьника.

Читайте также: